Мер каҥаш и федеральная автономия провели в Казани заседание

К 100-летиею II Всероссийского съезда мари

IMG_8443В Доме Дружбы народов Татарстана состоялось совместное выездное заседание Президиума Всемарийского совета — Мер каҥаш и Совета Федеральной национально-культурной автономии марийцев России, посвященное 100-летию II Всероссийского съезда мари. 

II съезд марийского народа проходил в Казани в с 7 по 14 июня 1918 года. Историческое значение этого съезда в том, что на нём было принято решение об официальном наименовании народа на основе его самоназвания мари вместо черемис.

На заседании обсуждались различные вопросы, в том числе поднималась проблема изучения родных языков.

В Заседании приняли участие Первый заместитель Председателя Правительства Марий Эл, член Президиума Всемарийского Совета Михаил Васютин, Оньыжа, председатель Всемарийского совета Эдуард Александров, заместитель Председателя Государственного собрания Республики Марий Эл, председатель Совета старейшин Анатолий Иванов, начальник управления по реализации национальной политики департамента президента Республики Татарстан (РТ) по вопросам внутренней политики Данил Мустафин, депутат Государственного Совета РТ, директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов, уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель Федеральной национально-культурной автономии марийцев России Лариса Яковлева, директор Кулегашской средней общеобразовательной школы Агрызского района, заместитель председателя Всемарийского совета, председатель национально-культурной автономии марийцев Республики Татарстан Олег Третьяков, руководитель исполкома Совета Ассамблеи народов Татарстана Николай Владимиров.

Свое приветствие участникам заседания направил Председатель Госсовета РТ, Председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин.

«Многонациональный Татарстан издавна является Родиной для многих этносов, неразрывно связанных между собой вековыми узами подлинной дружбы и добрососедства», — сказано в поздравлении.

Также в приветственном слове подчеркнуто, что марийцы Татарстана проводят большую просветительскую работу в республике. Среди прочего марийские автономии напрямую работают в сфере сохранения языков, традиций и культуры.

В своем выступлении Олег Третьяков отметил, что в Татарстане проживает более 18 тысяч марийцев.

«Изучение языков — это вопрос, который нас всех волнует. Школа, особенно сельская школа — это кузница сохранения языка. Как же сохранить языки? Каким образом? Сохраним или не сохраним язык? Пока мы живем, мы разговариваем на своем языке, но постепенно наши дети и наши внуки перестают разговаривать на родном языке. За три года количество детей изучающих марийский язык в Агрызском районе уменьшилось на 50 человек. Уже в недалеком будущем его будет просто некому изучать», — рассказал Олег Третьяков.

«Может ли развиваться многонациональное общество, если начинает гибнуть язык, традиции, обычаи хотя бы одной нации? Нет. В этом случае отмирает нация. Нельзя допустить, чтобы растворился язык народа, исчезла его национальная культура», — добавил он.

Говоря о марийцах Казани, председатель национально-культурной автономи марийцев Казани сказала, что способствовать развитию изучения языков — это одно из главных направлений деятельности общины.

«Без этого неизбежно будут деградировать национальные культуры. Для каждого народа сохранение родного языка — это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций. Нужно обеспечить людям изучение родного языка, проводить работу посредством обмена мнениями, обсуждения. Думаю, что к законопроектам нужно подходить взвешенно», — подчеркнула Людмила Мусихина.

Ссылки по теме:
Олег Третьяков: «Сохраним родные языки – не потеряем народы»
Представители народа мари рассказали о том, что для них значит быть частью своего народа

 

Источник: Дом дружбы народов Татарстана

20 комментариев

Filed under Новости, Фотоальбом

20 responses to “Мер каҥаш и федеральная автономия провели в Казани заседание

  1. Яковлевскую ФНКА шушеру РТ сравните с удмуртскими и мордовскими

    «В Татарстане проживает более 23 000 удмуртов, и у нас такая позиция, что удмуртский язык всегда должен преподаваться в обязательном порядке. Удмурты Башкортостана тоже поддерживают нашу позицию. Мы все ждем, что скажет Удмуртия. Там ситуация с изучением государственного языка иная. Он всегда там преподавался на «добровольной основе». Поэтому в Удмуртии не было «жестких позиций», как у нас в Татарстане».

    18 мая в Татарстане состоялась большая Всероссийская конференция к столетию первого Удмуртского съезда, который проходил в Елабуге. На конференцию пригласили 250 удмуртов со всей страны, где две площадки будут посвящены непосредственно образованию. Мы планируем внести в резолюцию конференции пункт в защиту обязательного преподавания государственного языка субъекта и сохранения родных языков народов России.
    подробнее:
    «Если закон примут, можно ставить крест на всех родных языках»

    https://kazanfirst.ru/articles/464868?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

    Председатель НКА мордвы РТ: жаль, что в такой великой державе пришло время бороться за свой язык и историю своего народа

    «Если закон примут, можно ставить крест на всех родных языках»
    Председатель Национально-культурной автономии мордвы РТ Наталья Сабитова — о законопроекте о добровольном изучении родных языков и открытии новых школ в Татарстане.

    Наталья Михайловна, расскажите о своей деятельности в Татарстане.

    Н.С.: Я возглавляю НКА мордвы РТ. Также я вхожу в Совет Президента РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям. На посту председателя я меньше года, была выбрана в мае прошлого года. Все детство и юность в МКЦ я занималась общественной деятельностью.

    На данный момент цели и задачи поставлены, потихоньку стремимся к улучшению нашей работы, стремимся к более глобальным переменам в жизни. Мордва — это коренной народ Республики Татарстан. В основном мокша проживают в Тетюшском районе РТ, эрзя — в Лениногорске, Набережных Челнах, Чистопольском районе. По данным переписи 2010 года в республике живет 19 тыс. 200 мордвы.
    http://sntat.ru/obshchestvo/predsedatel-nka-mordvy-rt-zhal-chto-v-takoy-velikoy-derzhave-prishlo-v/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

  2. Аноним

    Было бы интересно послушать выступление Л.Яковлевой по теме сохранения родного языка, и сравнить её выступление на заседании Госсовета в Йошкар-Оле, во время приезда В.Путина.
    Возможно и такое, что Л.Яковлева в этот раз выступая, дипломатично обошла тему сохранения родного языка.
    Да и ещё. «II съезд марийского народа проходил в Казани в с 7 по 14 июня 1918 года. Историческое значение этого съезда в том, что на нём было принято решение об официальном наименовании народа на основе его самоназвания мари вместо черемис.»
    В связи с этим возникает вопрос: какое решение на этот раз приняли участники заседания? Какой результат данного спектакля, где резолюция? Почему бы в таком случае, следуя традициям, не организовать в той же Казани съезд марийского народа?

  3. Аноним

    Почему втихую отмечают столь важную веху в истории народа мари? Где мероприятия посвященные данному съезду? Неужели денег нет в республике на проведение культурно-массовых мероприятий приуроченных дате? Где деньги Михаил Васютин?
    Как собираются сохранять свой народ, свой язык, свою веру, если даже не отмечают в республике историческое значение II съезда народа мари? Или всё ещё впереди, все мероприятия будут проводиться в республике с 7 по 14 июня? Боюсь всё ограничиться празднованием «Пеледыш пайрем». Так что танцуют все.

    • Спроси у Путина

      А Васютин сейчас, вообще, распоряжается какими-либо деньгами? Будучи министром культуры да распоряжался копейками, выделенными на марийскую культуру, львиную долю при Маркелове Маркелов сам распределял на строительство церквей и их поддержку. Твой вопрос, как минимум, к главе Марий Эл или к федеральным властям. Или же задай его своему любимому депутату-чувашу Казнкову, почему он не выбил деньги на такой юбилей. Благо ведь и второй съезд проходил под знаменем большевиков, истинных мари общественников, не поддерживающих ваших коммуняг, к тому времени уже толкнули на второй план. А после и вовсе репрессировали и уничтожили.

      • Аноним

        А чем тогда распоряжается ваш Васютин? Неужели только членами Всемарийского совета — Мер каҥаш, и членами Совета Федеральной национально-культурной автономии марийцев России? Похоже кроме них больше ничем, и никем. В таком случае на какие средства Васютин организовал выездное заседание? Неужели из своих личных денег, оплатил проезд, аренду помещения и т.д.?
        Вашему Евстифееву глубоко наплевать на дату 100-летия проведения съезда. В отличии от него Васютину и К не должно быть наплевать. Или вы считаете, что и им стало тоже наплевать?
        Вот история и повторяется, но уже в виде фарса. «Большевики — чиновники» (от слова БОЛЬШИНСТВО) чиновников, во главе с Васютиным захватили власть и решили диктовать свои правила, при этом независимых общественников толкнули на второй план. Заседание прошло под знаменем «большевиков». Произошло ровно так как изложили выше.

        • Спроси у Путина

          Васютин не мой, он — неотъемлемая часть твоей любимой путинской системы. Я не знаю, чем он так распоряжается. Если тебя действительно это интересует и заботит, чего ты не обращаешься к Евстифееву, который распоряжается деньгами? Или почему не жалуешься своему любимому Путину на Евстифеева, зачем он назначил и пригрел такую «гадюку» как Васютин?
          Обращайся к тем, кто может что-то изменить. А ты просто пытаешься защищить систему Путина-Евстифеева, пытаясь свести все беды народа мари к их пешкам васютиным.
          Вот и все, фсбшничек защитничек Путинской гнилой системы!

          • Аноним

            А зачем мне обращаться к какому-то Путину. Мне почему то вериться, что не без моего участия ситуация меняется. В этой связи можно обратиться к словам Раисии Даниловой рассказавшей корреспонденту «Idel. Реалии» о своей жизни. Раисия Данилова сказала: «Моя матушка-покойница говорила: «божьи жернова крутятся медленно, но верно». Так что отложите дела и займитесь изменениями.

        • Спроси у Путина

          Как говорится стучите со своей Еленешкой на этого «гада» Васютина. Ваша работа у чекистов такая. Вы, нквд-кгб-фсбшники, всю жизнь стучали на марийцев. В 30-ых уничтожили лучшую часть марийской нации. После допускали к власти лишь проверенных своих обрусевших мари. А теперь надо добить вот Васютина и пару др. марийцев, которые у власти. Зачем, как можно чтобы мариец был у власти? Надо, чтобы везде русские были, или чуваши, например!

          • Аноним

            Конечно надо добить, иначе они угробят всех марийцев через навязывание культуры и веры чуждой народу мари. Вам опять необходимо доказывать пагубность для народа мари библейской религии?
            Чушь не порите. Пока будут в республике жить марийцы, до тех пор и у власти будут марийцы. Следует только добиться чтобы у власти появлялись мари, которые бы кроме знания языка, придерживались бы традиций своего народа.

  4. Активист

    Идею празднования 100-летия возврата самоназвания мари в Казани подал «Марий ушем». Перехватили провластные Всемарийский совет и яковлевская НКО. А «Марий ушем» вообще проигнорировали, не пригласили? Некрасиво получается: вы игнорируете суть марийского нац. движения и суть решений первых 2 съездов. «Марий ушемы» были организованы этими 2 съездами. И тогда марийцы были едиными. А теперь что? Маркелова убрали, но сохраняете его основной принцип разделения марийцев на враждующие между собой группировки?
    https://mariuver.com/2017/05/03/mari-raskolt/
    Маркелов: Марийцев надо расколоть на два враждующих клана

    Так вы кому служите? Марийскому народу или идеям вашего любимого Маркелова?

  5. Елена

    Я вот сижу и радуюсь, черт побери, что все -таки неглупый у нас в селе народ: сколько приглашали, но все же приикские восточные марийцы не создали «культурные автономии» . Что хорошего в таких автономиях, не имеющих авторитета и собственного ума? Позвонили им, видимо, с администрации республики и велели провести «сбор по вопросам сохранения» языка. Стыдно! Жалко! Стыдно за таких марионеток власти. Вот и сидят в президиуме растерянные и жалкие! и отказаться хочется, да и не получается! А то, что не пригласили «Мари ушем» —вам там нечего делать и не стоит опускаться до такого уровня.

    • Аноним

      Выскажу осторожное предположение почему ваши приикские восточные марийцы не создали «культурные автономии». Они не подвергались обработке заезжими из республики Марий Эл агитаторами-пропагандистами, ну или подверглись недостаточной обработке.

  6. «Что я еще могу сделать для моего народа?».

    ВОПРОС: «Вашей общественной организации в прошлом году исполнилось 25 лет. Эти годы были ПЛОДОТВОРНЫМИ, как Вы считаете?
    ОТВЕТ: «Созданы НКА Казани, Агрыза, Менделеевска, Балтасей. Мы вошли в ФНКА мари России, нас признал «Мер Канаш», я вошел в совет при президенте и совет Ассамблеи народов Татарстана» ((Ай-да, молодцы! СТОЛЬКО дел сотворили за 25 лет.))
    ВОПРОС: «Расскажите, пожалуйста, как выстраиваете взаимодействие с другими национально-культурными автономиями Татарстана?»
    ОТВЕТ: «За это время сумели организовать и провести совместный фестиваль «Мы ветви древа одного»(( КАК вам это удалось?))
    ВОПРОС: «А какая работа ведется НКА марийцев в составе Ассамблеи?»
    ОТВЕТ: «О, большая работа в части координации деятельности общественных организаций, проведении молодежных мероприятий, обсуждении наиболее важных документов в области национальной политики, изучения родных языков, проведения национальных праздников, научно — практических конференций.» (( Носим воду решетом»))
    ВОПРОС: Олег Александрович, Вы сказали, что одним из приоритетов деятельности НКА является работа по сохранению родных языков. Какую основную проблему видите в этой части?
    ОТВЕТ: В Республике Татарстан работали 18 марийских школ, где обучались примерно 600 учеников, и 9 дошкольных образовательных организаций, и таким образом сохранялась преемственность. Сегодня марийский язык как родной изучают 586 учащихся.!!!!!!!!!!!!!!! ((Много же , однако, добились))

  7. Ольга

    На данном мероприятии ФНКА участвовала только как попутчик, где члены Президиума ФНКА от Питера, Удмуртии, Башкирии и кто там еще в членах Президиума ФНКА, госпожа Яковлева, исполнительный директор Пуцшкина — огласите пжлста весь список. Хорошо устроились за спиной Васютина и Мер Канаш. Прав был Ерофеев Ю.И. когда писал что нельзя во главе ФНКА ставить представителей Марий Эл — если не предадут — то просто ничего делать не будут, а только надувать щеки — что и происходит.
    Почему молчит ФНКА по проекту закона о языках коренных народов?, Все просто = нет отмашки.
    Третьяков О. молодец — он зам и тут и там

  8. Почему молчит ФНКА по проекту закона о языках...

    Потому что именно такой, т.е. молчащей, с надутыми щеками
    и замышлялась ФНКА. Именно на таких представителей всё и рассчитано было: сама система осуществляет нужный ей отбор
    (и дело здесь не в марийцах Ерофеева).
    Однако какой бы нерушимой не казалась ныне, она беременна проблемами, несовместимыми с жизнью

  9. Pingback: Евстифеев выступил за добровольное изучение родных языков | MariUver

  10. Кузьмин

    Добрый день! Грубейшая ошибка — «Историческое значение этого съезда в том, что на нём было принято решение об официальном наименовании народа на основе его самоназвания мари вместо черемис»! Я же в своем выступлении ЯСНО сказал — «замена экзоэтнонима черемис на самоназвание мари произошло на областном съезде мари в феврале 1918 г.». Исправляйте, читайте историю, не допускайте фальсификаций. Кузьмин Е.П., директор МарНИИЯЛИ

  11. Лайд

    Поро!
    Александровлан, Васютинлан, Яковлевалан да Кузьминлан йодыш: тендан Озаҥысе погынымашдан содыки тӱҥ амалже могай лийын?
    Молан калыкым шойыштыда марий черемис гыч угыч Марийыш савырныме йодыш тӱҥ лийын манын? Да йӧршынат тиде огыл. Те пел ий нарылан калыкым ондаледа — исторически. Марий шкенжым Марий манаш пунчалым 1918 ий феварльыште (мондышда мо, тидлан лӱмын конференцийым эртарышна!) областной манме Погынышто пунчалын да илышыш пурташ пижын. А те моло-влакшым шочынак аҥыралан шотледа мо?
    «Марий ушем» гыч ик еҥымат тиде Мер Каҥашын заседанийышкыже ӱжын огыдал да тыге возгален кия манын ида шоно. Уло исторический чынлык — факт маналтеш. ӱжын огыдал — тиде тендан тӱсдам ончыкта (кӱшнӧ каласыме радамыш ындыже Татарстанысе «тӱҥ марий» Третьяковын лӱмжымат лӱдде ушыман, да мом тудо, кузе «марий верч ойгыра» — шкежак гына пала…).
    Мероприятийлан пижында гын, тиде Мер Каҥашын заседанийже гына огыл, а пӱтынь марий калыкын Пайремже лийшаш ыле (а йӱмаш-кочмаш да ала-мом кутыркалымаш гына огыл).
    Кышкардам аҥысыремден, шинчавӱдым йоктарен да Мер Каҥаш президиумын «вечный членже» Васютин дене пырля корныда тыгаяк аҥысыр кодеш. Мом да кузе ыштышашым Васютин сай пала. Маркелов годымак тунемын.

    • Елена

      Сам сценарий мероприятия наглядно показывает чьи уши и перст торчат за ушами организаторов:
      1) участники возложили цветы к мемориалу репрессированных деятелей марийского народа в г. Казани.(видимо, прелюдия к основной цели — сохранению преподавания татарского ( не оговорилась) языка в обязательном порядке!)
      2)выставка национальных костюмов ;
      3)выставка картин о марийцах ;
      4)выставка лучших работ конкурса рисунков «Марий улам», конкурса сочинений «Марий талешке», в котором приняли участие учащиеся школ Татарстана;
      5)выставка-продажа марийских костюмов от ателье «Сайвер» (г.Йошкар-Ола);
      6)выставка-продажа марийских книг и учебников (г.Йошкар-Ола).
      7) марийские художественные ансамбли и исполнители из г.Казани и районов Татарстана выступили с музыкально-танцевальными номерами на праздничном концерте.
      Это надо же так опошлить марийцев и акцентировать их неумение консолидации, их никчемность и минимализм, низкую культуру. После этого «заседания» создалось впечатление о никудышности такой национальности как мари: одни и те же менделеевские, казанские тетки и дядья, Маленькая, редеющая с каждым годом кучка обывателей в зале! Неужели организаторам не стыдно? Можно же было на зависть всем провести всеобщий съезд с представителями марийских организации России? Продумать сценарий, костюмы, выступление приглашенных лиц. То, что произошло- это чистейший позор!

  12. Аноним

    ГЕРОЛЬДМЕЙСТЕР ИЗМАИЛ ЕФИМОВ НАДЕЕТСЯ ИЗГНАТЬ «МЕДВЕЖУТЬ» ИЗ МАРИЙ ЭЛ
    https://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/geroldmeyster-izmail-efimov-nadeetsya-izgnat-medvezhut-iz-mariy-el/
    Член постоянной комиссии по региональной и муниципальной символике Геральдического совета при Президенте РФ Измаил Ефимов надеется, что Госсобрание Марий признает утратившим силу решение 2011 года, согласно которому изменились государственные символы республики.
    По словам герольдмейстера, сейчас Госсобрание республики должно признать утратившим силу свое решение от 2011 года, в котором говорится об описании государственных символов Марий Эл, и вернуть прежнюю редакцию их описания.

    Герольдмейстер Измаил Ефимов написал письмо на имя А.Евстифеева с просьбой отменить существующие герб и флаг республики и вернуться к законно утверждённым символам.
    На сегодня крайне необходимо помочь Измаилу Ефимову в его решимости вернуть прежние символы республики. Поэтому аналогичное обращение подготовить в президиум Госсобрания Марий Эл, на имя Ю.Минакова. В случае отказа рассматривать данный вопрос на сессии Госсобрания, необходимо направить письмо в прокуратуру республики с просьбой дать правовую оценку действий депутатов Госсобрания и указать на неправомочность депутатов нарушивших порядок принятия государственных символов республики. В любом случае Измаилу Ефимову на сегодня нужна поддержка, пусть даже моральная в его благородном деле.

Добавить комментарий для Спроси у ПутинаОтменить ответ