MariUver

Раисия Данилова займется песнями в Марий Эл Радио

R_DanilovaЗаслуженная артистка Марий Эл Раисия Данилова, говорившая о деградации современной марийской музыки, займётся на «Марий Эл радио» репертуарной политикой. О том, по каким критериям будет отбираться в эфир современная марийская музыка она рассказала корреспонденту «Idel. Реалии».

— Вы много критиковали современную марийскую поп-музыку, говорили о том, что она зачастую примитивна, и её в том виде в каком она звучит по радио (в пример вы приводили «Марий Эл радио») транслировать ни в коем случае нельзя.

— Не критиковала. Это крик души. Состояние современной марийской музыкальной песенной культуры — сказать, что топчется на месте, ни о чём не сказать. У нас ещё такая проблема появилась — нет профессиональных композиторов. Образовался некий вакуум.

— Почему нет композиторов?

— Труд композитора никак не оценивается. Также, как и художники, они находятся в «свободном плавании». Раньше, в советское время композиторский труд покупался. Был специальный фонд, который закупал различные произведения, приобретало песни и марийское радио. Такая система существовала, пока существовал Советский Союз, и прекратилась вместе с его исчезновением.

Труд композитора — вот эти закорючки-ноты, они сейчас лежат в столе. Так не бывает в природе: смотрите, что с заброшенными полями происходит. Они бесконтрольно зарастают деревьями. И у нас в музыкальной среде в такой момент появились (я никого не хочу оскорбить) «сам сочиняю музыку-сам пишу стихи-сам их и пою».

— Что плохого в современной марийскоязычной поп-музыке, которая звучит в радиоэфире?

— Сейчас на дворе 2018 год, 21-й век. Сочинённые в 1970-80-е годы песни уже история нашей культуры. То, что создаётся сейчас — я не скажу, что все песни плохие… Но сейчас появляется не совсем хорошая тенденция: чуть что записали — сразу тащат на радио. Очень много «сорной травы». Мы должны всегда помнить, что Марий Эл — национальная республика. У нас должен быть национальный колорит. Писать музыку не может любой агроном. Точно также — любой музыкант не может растить хлеб. Нужно мало-мальское знание нотной грамоты, чтобы отличать ноту «до» от ноты «си».

То, что я делаю сейчас — неблагодарное занятие, поскольку весь негатив коснётся меня. А не делать нельзя. Мы с молодыми коллегами сидим, отбираем, рассматриваем весь репертуар «Марий Эл радио» по четырём критериям: текст, фонограмма, мелодия и исполнение. Почему текст на первом месте? Особенность марийского языка — ударение в основном ставится на последний слог любого слова. А у нас там что только не творится. Это надо привести в порядок. Марийская культура уникальная, нет нигде такой больше. Я не против музыки для ночных клубов — пусть она звучит в них. Но есть вещи, которых не должно быть в радиоэфире. Например, вчера мы прослушивали песню про «Водку» («Арака»). Об этом что, надо петь, и нести на радио? Это что, произведение искусства? Или, один певец принёс песню, в которой приглашает женщину за сарай… Мы сейчас, с моими молодыми коллегами, договорились уже, что весь такой хлам не должен звучать в эфире.

— Вы сейчас уже начали рассказывать, что занимаетесь некоей деятельностью, связанной с репертуаром. Причём, на радиостанции, эфирную политику которой критиковали.

— С 14 мая я нахожусь в штате «Марий Эл радио». Я не одна определяю, что можно пускать в эфир, а что — не годится. Мне помогает Владимир Аптулаев, музыкальный редактор. А я работаю литературным редактором. У марийцев четыре крупные диалектные группы: лугово-марийская, горномарийская, восточная (язык марийцев, проживающих в Татарстане, Башкортостане, Свердловской области) и северо-западная (к ней относят нижегородских и кировских мари). Определённые отступления от литературной языковой нормы, свой говор, характерны для марийских исполнителейиз других регионов. Они неправильно произносят наши гласные звуки, мы просим их перепеть.

Я благодарна руководству министерства культуры Марий Эл и «Марий Эл радио», которые согласились, что эту работу нужно делать. Если сейчас не заняться окультуриванием массовой музыки, появится большая национальная проблема.

— А вы не видите опасности в том, что не допущенные к эфиру песни, как запретный плод, станут только ещё популярнее?

— Мы говорим об основополагающих требованиях: например, ритм песни и рифма текста должны совпадать, законы стихосложения авторы должны знать и пользоваться ими. Написать за год 16-18 песен невероятно сложно. Даже Эшпай (Андрей Эшпай, известный советский композитор, уроженец Марий Эл), наверное, столько не писал.

— Некоторое время назад было бы сложно представить вас сотрудницей республиканского радио, ведь именно в отношении вас действовал запрет на профессию…

— Прежде всего, это выражалось в том, чтобы не пускать ни на какие концертные мероприятия. В течение трёх-четырёх лет Даниловой как исполнительницы песен не было ни на сцене, нигде. Говорили, что вот такое указание было от Маркелова (Леонида Маркелова, бывшего главы Марий Эл, возглавлявшего республику с 2000 до 2017 года). Но я думаю, что Маркелову-то плевать было…

— С чем это было связано?

— С моими политическими взглядами. Я всегда поддерживала и поддерживаю Ивана Ивановича Казанкова (основатель сельхозпредприятия «Звениговское», первый секретарь республиканского комитета КПРФ). Он и протянул руку помощи, когда меня «ушли» с работы в 60 лет. Я могла работать ещё, считаю. Но я не ропщу на судьбу, не считаю себя обиженной. Моя матушка-покойница говорила: «божьи жернова крутятся медленно, но верно». На всех обидчиков я не обращаю внимания.

— А какая сейчас основная тематика современной марийской музыки?

— Основная — тема любви. О духовном состоянии, желании возродить былую славу народа, недавно записал песню народный артист республики Вячеслав Сазонов. Она называется «Черемис». Музыку сочинил Григорий Архипов. Таких произведений мало.

Что думают об изменениях в репертуарной политике национального музыкального радио марийские певцы? Корреспондент «Idel. Реалии» спросил их об этом.

Артист Маргосфилармонии, исполнитель песен на марийском языке Александр Речкин сказал, что проблему качества репертуара обсуждали с момента появления «Марий Эл радио»:

— Что такое «Марий Эл радио»? Или это свободная трибуна, откуда каждый может сказать или спеть что хочет, даже если это аморально, некультурно и вообще никак не относится к тому, что должно нести СМИ; и где всё сначала превращается в передачу по заявкам, а потом в неконтролируемый балаган. Или это СМИ, где есть определенная этика, эстетика, нормы поведения, политика радиостанции.

«Марий Эл радио» пережили период становления, когда они учились делать первые шаги. В развлекательной сфере радиостанции стало больше качественной музыки, и создание системы отбора — это шаг к умному радио. Как этот отбор будет работать — вопрос другой. Но думаю, что привлечение мэтров к такой работе качественно скажется на развитии нашей музыкальной культуры. Я, к сожалению, сейчас мало слушаю «Марий Эл радио». Но мне кажется, что они действительно стали уделять больше внимания развитию своих слушателей.

Одна из известных марийских исполнительниц согласилась на анонимный комментарий. Она считает, что коллеги и так догадаются о том, кому принадлежит высказанное мнение, и поддержат её:

— Думаю, что ничего не изменится, как крутили всякую, простите за прямоту, чушь, так и будут. С критиками, которые имеют авторитет в марийской музыке, можно договориться за небольшой презент. Я знаю одну «певицу», которая поёт так же, как Бузова, но её крутят на радио, потому что она землячка одного из известных наших музыковедов, и никого не волнует, что у неё стихи типа «Ты меня любишь, я тебя люблю, пусть не складно, но зато по смыслу».

С Раисией Даниловой вряд ли договоришься, я её уважаю, как волевую женщину со стальным характером. Лично я давненько не записывала новых песен, потому что не хочу тратить своё время и деньги на песни-однодневки. Надо делать, либо хорошо, либо не делать вообще. Песня должна учить чему-то. Все мои песни, как мне кажется, содержат, и смысл, и эмоции. Поэтому, я не хочу штамповать примитив. Правда, и с композиторами у нас проблема — молодым «сочинителям» не знакома или недоступна марийская пентатоника. Вот и получается, что настоящие певцы делают свои песни редко (сейчас я не себя имею в виду, считаю себя полупрофессионалом, мне ещё самой расти и расти), а всякие «звёзды» без образования конвейером выпускают свои «хиты», которые, как ни странно, «хавают», как горячие пирожки. Потому что, опять же, это крутят на радио. Я считаю, эти песни попадают в хит-парад за счёт организованного, то есть, нечестного голосования, его проводят сами эти исполнители и их команды. Думаю, поэтому и нет смысла объяснять, почему я высказываюсь анонимно. Я не хочу наживать себе врагов среди своих коллег, — поделилась с «Idel.Реалии» марийская исполнительница, пожелавшая остаться анонимной.

Раисия Данилова — уроженка Волжского района Марий Эл, певица, журналистка. В 1970-е годы была артисткой хора «Марий Эл» Маргосфилармонии. С 1980 по 2014 год работала редактором радиовещания на ГТРК «Марий Эл». Известна как исполнительница народных и популярных эстрадных марийских песен. Её называют одной из звёзд марийской эстрады. В 1992-1996 годах входила в состав Всемарийского совета, является активисткой общественной организации «Марий Ушем».

Музыкальная радиостанция «Марий Эл радио» вещает с 2005 года. С осени 2017 года вещание ведётся в коммерческом FM-диапазоне. Радиостанция является частью медийного холдинга «Марий Эл Телерадио», в который входит телеканал «МЭТР», ранее принадлежавший связанной с бывшим главой региона Леонидом Маркеловым ООО «Телекомпании 12 регион» (занимавшейся строительным и рекламным бизнесом, коммерческой арендой помещений). С сентября прошлого года телекомпания и радиостанция являются подразделениями государственного автономного учреждения культуры. Возглавляет ГАУК «Марий Эл Телерадио» бывший главный редактор телеканала «Регион 12» Светлана Талова.

Дмитрий Любимов

Источник: Idel.Реалии

Exit mobile version