В Марий Эл набирают курсы священнослужителей МТР

Iraida_MTRОбщина марийской традиционной религии «Марий кумалтыш» Йошкар-Олы информирует, что к сентябрю месяцу 2018 года формируется группа для обучения по специальности ОНАЕҤ.

Условия:
— возраст до 40 лет;
— иметь среднее специальное или высшее образование;
— общежитие предоставляется;
— рекомендацию от общины Марийской Традиционной Религии (МТР);
— курс обучения 1,5 года;
— оплата за обучение всего курса около 15 тыс. руб., уточниться от наполнения группы;
— начало обучения с декабря 2018 или января 2019 г.

Ваши звонки по +7-906 334 24 80 Ираида.

Ираида Степанова

Источник: Ираида Степанова в соцсети «ВКонтакте»

83 комментария

Filed under Новости, Фольклор и традиции

83 responses to “В Марий Эл набирают курсы священнослужителей МТР

  1. Аноним

    Что-то тут не так. Разве можно обучить «специальности» ОНАЕҤ? Это что духовная семинария, или духовно-профессиональное обучение. Когда человек стремится получить профессиональное образование он заранее для себя определяет как эта специальность поможет ему в будущей жизни.
    Любые курсы люди посещают с какой-то целью. Если это курсы целителей, то люди целенаправлено обучаются целительству для собственного исцеления, или для получения практических навыков лечения людей, с возможностью в дальнейшем оказывать платные услуги. Это правило в современных реалиях.
    Неужели кто-то думает, что после окончания курсов обычный мари превратиться в ОНАЕҤ? Если так не думаете, то для чего тогда эти курсы?
    Нужно чётко себе представлять, что семьянин не будет обучаться на этих курсах. Тогда кто может попасть в обучающую группу? Молодые люди? Возможно. Только возникает вопрос для чего это нужно молодому человеку?
    Очень похоже на подготовку в школе партийного актива. Некоторые ушлые чиновники похоже смекнули, если невозможно остановить процесс, то необходимо его возглавить. И при этом ещё и заработать на доверчивых марийцах.
    Разве так появлялись ОНАЕҤ среди марийцев? Путь ОНАЕҤ проходил каждый самостоятельно, путём проб и ошибок. Конечно молодые обучались у стариков, но не за деньги же. Понимая, что вся государственная система изначально порочна, а данное предложение исходит именно от окологосударственных структур, иначе никакого бы общежития не выгорело бы, неужели полагаете, что организаторы подготовят «правильных» ОНАЕҤ ? Опять прослеживается пресловутый «прибыток». Поправьте если не прав.

  2. аноним

    «5»!

  3. Аноним

    Наиболее правильным, с моей точки зрения, организовать выездные сессии в районах республики для обучения проведения кумалтыш. Карт одного из районов объявляет, что проводит кумалтыш. Обучающиеся присутствуют во время проведения кумалтыш. На следующий день Карт, проводивший кумалтыш, объясняет все свои действа. Во время всех этих встреч выявляются особенности проведения кумалтыш, характерные данной местности, или отдельному Карту. Во время этих бесед желательно присутствие Картов других районов, и сёл. Таким образом происходит обмен знаниями между Картами, налаживается коммуникация. В процессе обмена знаниями между Картами, молодые ОНАЕНГ впитывают всю информацию. Происходит одновременное обучение практическим знаниям, и теории. Вот на что необходимо направлять скудные средства выделяемые, по всей видимости министерством культуры, а не на эти бестолковые курсы. Сперва нужно собрать сохранившиеся знания проведения кумалтыш. У каждого существующего Карта имеются свои особенности, знания при проведении кумалтыш. Вот эти знания и необходимо систематизировать и передать новому поколению ОНАЕНГ.

    • Илья Бирский

      В будущем, несомненно, у нас должна быть своя духовная семинария. Это произойдёт, когда наши финно-угорские братья — коми, мокша, эрзя, удмурты, чуваши, русские «меря» и «мурома», а таже татары и башкиры тенгриане вернутся к своих истокам, к своей древней вере. Несомненно, мари, сохранившие свою древнюю веру, должны возглавить процесс. Курсы — это начальный этап. Кугу тау Ираида Степановалан. Бирский районышто 10 000 марий ила, ик онаенат кодын огыл. » Марий ушем» Бирска предлагает пройти курсы жрецов директору Мишкинского марийского культурного центра Васли Ольош. Он мог бы по совместительству выполнять обязанности жреца в Бирске. К сожаленью, марийским жрецам в основном приходится сейчас совмещать обязанности жреца с основной работой. В будущем, когда будут созданы крупные религиозные организации марийской веры, они смогут содержать своих жрецов. Особенно позорной ситуация является для властей федеральных и республиканского уровня. Они не признают равноправие марийской веры с остальными религиями, явно проявляется дискриминационное отношение к МТР. Если это не так, то Верховный жрец марийского народа должен занимать почетное место во всех официальных мероприятиях, рядом с попом и муллой, а в Марий Эл — и без попа и муллы.

      • Аноним

        Разве не правильнее директору Мишкинского марийского культурного центра Васли Ольош поездить по республике Марий Эл, посетить Картов, пообщаться с ними, поприсутствовать на нескольких кумалтыш? Тем более не думаю, что Васли Ольош согласиться обучаться на этих курсах. Это ведь не курсы повышения культработников.
        В корне не согласен с вашим предложением содержать своих жрецов. Вы что стремитесь создавать свои епархии МТР, со своими жрецами, поджрецами и другим обслуживающим персоналом? Этим вы встроите марийское жречество в систему государственного обустройства, в существующую вертикаль власти. Может потому и выжило жречество, и сохранилась древняя вера мари, что не была встроена в существовавшую систему государственного устройства. Поймите наконец, нельзя действовать по существующим правилам, необходимо действовать, где это возможно, вопреки устоявшимся принципам жизнеустройства. Только так возможно изменить окружающую действительность.

  4. Эчан

    Пеш сай !

  5. Юдан

    Что это даст? Корочку? Она официальна признается? Защита от уголовного преследования? Я не шучу.

    • Аноним

      Для начала не плохо бы действительно получить признание на уровне республики. По количеству придерживающихся традиционной древней веры МТР возможно занимает второе место после адептов РПЦ. Соответственно представители МТР должны принимать участие на всех официальных мероприятиях, включая и светские, в которых принимают участие представители других конфессий.
      Конечно для признания МТР как основной веры народа мари в республике, и регионах компактного проживания мари, вовсе не обязательно устраивать эти скоморошичьи курсы.

  6. Елена

    нужное дело! это не только даст знания и обучит правилам обрядов, но поднимет и авторитет онаенов!

  7. Аноним

    Курсы нужны. Хуже от них точно не будет,а научиться там можно и нужно будет многому.

    Консервативно настроенным критикам предлагаю-раз вы такие противники современного мироустройства,откажитесь от компьютеров, мобильных телефонов и интернета для начала-этого же тоже раньше не было,что ж вы этим всем пользуетесь? Жизнь не стоит на месте-и учиться надо всегда и везде,тем более картам — на молениях, в быту, на лекциях и подобных курсах.

    Нужно создать центр МТР в Йошкар-Оле,отдельное здание с прилегающим участком. Этот вопрос назрел уже давно. Это и необходимость,и вопрос престижа.

    • Аноним

      Кумалтыш суртым почса, уке гын сектант шамыч шагалын улыт. Эре черке аоктен мари -влак коштыт, попын оксаже шукырак лийже манын,- мыняр марим алгаштарат.

    • Аноним

      Хорошо, давайте будем использовать современную терминологию. Вы готовы принять в качестве постулата мысль: все происходящие в мире процессы УПРАВЛЯЕМЫЕ, в мире неуществует НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ процессы? Если согласны с данной мыслью, переходим к другому вопросу. Вы верите, что Ираида Степанова по собственной инициативе, совместно с «главным» Картом МТР Таныгиным решили организовать курсы обучения молодых Онаенг? Если считаете, что этот вопрос решался не Степановой и Таныгиным, то кем тогда? И вот тут возникает мысль, что решение об организации курсов по подготовке Онаенг принималось на самом высоком уровне, то есть на уровне М. Васютина. Думаю спорить не станете, что именно так происходило? Так вот, когда хотят УПРАВЛЯТЬ процессом всегда стремятся во главе процесса выбрать или назначить своих, надёжных людей. С этим думаю тоже согласны? И теперь переходим к главному вопросу, зачем нужны курсы и выпускники этих курсов, будущие Онаенг, гос.Васютину? Согласитесь, интересный вопрос? Так вот высскажу своё субъективное мнение, Васютин стремиться сформировать послушную «епархию» из сторонников МТР. Примерно как получилось у Васютина провернуть операцию по созданию проправительственной организации Марийский национальный конгресс.
      Так вот возвращаясь к нашим …, то есть выпускникам. Некоторые выпускники курсов в будущем захотят получить статус Онаенг, и возможно смогли бы получить. А через 10 лет те кто решится взвалить на себя ответственность провести кумалтыш должен будет пройти курс обучения и получить свидетельство на право проводить моление в роще. Вот к чему это приведёт ваше обучение Онаенг(Карту). Это будет называться чистой воды «попизм» или как там «мулла изм». Вы к этому призываете? То есть организуя в таком виде курсы по подготовке Онаенг вы закладываете фундамент в создание «духовной семинарии» религии МТР. Хотите обучать везите к ныне живущим Картам. Оставляйте молодых на обучение. Только таким образом можно сохранить «родник» истинных знаний о вере предков и умении проводить кумалтыш. Для того чтобы заинтересовать опытных Картов в желании передавать знания назначьте им стипендию из тех денег которые готово выделить министерство культуры на организацию курсов.
      Ну, а теперь вопрос на миллион. Существующие в современной России религиозные организации православных, иудеев, мусульман кому служат, народу или правительству? Если понимаете, что все эти религиозные организации служат в первую очередь для управления сознанием людей, то зачем стремитесь МТР превратить в точно такого же монстра? Наличие у народа мари своей никем не контролируемой системы вероисповедания делает её уникальной. Только вера народа мари способна менять окружающий мир. Слышал раньше выражение, правда было сказано на марийском, мир поддерживается молитвами народа мари.

  8. Аноним

    Мари вате, ожно тунемым ончен огытыл ! Таныгинетым ончал, пычырик марийым шогалтен улыда, калыкым игылташ.Шояк шомакым поген вудымалтен шога, ялт воштылтыш.
    Ираида изи улат, а эре кугуракым темдаш толашен коштат.Кумалыме шомакдажт, илышлан шотеш огеш тол.

    • Аноним

      Каждый старается наживаться за счёт другого, и так правда любая религия обман всего народа..Курсы откройте Ираида вас научит ,вышивать уже научила.Выдумывать она мастер , а врать ещё чище.

  9. Аноним

    Аноним, Таныгиным да Ираидам вурседылат-а мом олмешше ыштет,мом темлет? Темлаш веле огыл,ышташ ямде улат?

    Уке,чай.Кычкырше шуко шол мемнан-ыштыше уке нимынярат.

    • Аноним

      А Марий Ушем сколько вкладывал сил, усилий для сохранения веры предков! Не вы ли с Таныгиным дорогу перекрыли школе » Юмарий»?
      И главное никакой наживы в вопросе ВЕРЫ у них никогда не было!

      И самое главное- вокруг вас с Таныгиным народ марийский не объединить, потому что вы продались и служили Маркелову, который уничтожал все марийское!

    • Аноним

      Для начала хотя бы придерживаться данного алгоритма действий.
      «Наиболее правильным, с моей точки зрения, организовать выездные сессии в районах республики для обучения проведения кумалтыш. Карт одного из районов объявляет, что проводит кумалтыш. Обучающиеся присутствуют во время проведения кумалтыш. На следующий день Карт, проводивший кумалтыш, объясняет все свои действа. Во время всех этих встреч выявляются особенности проведения кумалтыш, характерные данной местности, или отдельному Карту. Во время этих бесед желательно присутствие Картов других районов, и сёл. Таким образом происходит обмен знаниями между Картами, налаживается коммуникация. В процессе обмена знаниями между Картами, молодые ОНАЕНГ впитывают всю информацию. Происходит одновременное обучение практическим знаниям, и теории.»
      Единственный вопрос, кто готов организовать такую работу?

  10. http://nazaccent.ru/content/27327-marijskih-zhrecov-budut-gotovit-v-joshkar-ole.html
    Марийских жрецов будут готовить в Йошкар-Оле

    https://potokmedia.ru/news/45516/
    В ЙОШКАР-ОЛЕ ОТКРОЮТ КУРСЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МАРИЙСКИХ ЖРЕЦОВ

    • Аноним

      Посидели, порешали в правительстве республики и придумали как увеличить приток туристов в Марий Эл. Оказывается всё просто, следует организовать в каждом районе кумалтыш, и привозить на эти кумалтыш туристов. Церквями и различными пародиями на венецию людей теперь трудно удивить. Теперь людям подавай экзотику, что-нибудь из сакрального, непознанного. Вот подготовят этих «ремесленников» и хлынут полчища туристов в республику. Онаенг превратят в скоморохов.
      Многим захочется посмотреть на последних «язычников» Европы. Если эту тему раскрутить на федеральном уровне, то деньги потекут рекой от туристов, как в своё время мечтал Маркелов. С каждого туриста по 10 тысяч рублей, 5 тысяч Сан Санычу, ну а другие 5 тысяч разделят между собой Васютин, Ираида и Таныгин. Под этот проект можно в дальнейшем получить и федеральные деньги. Вот она золотая жила, и не надо будет торговать всякими национальными сувенирами, перебиваться с копейки на копейку.

  11. Аноним

    Правительство РМЭ и Васютин не имею отношения к курсам. Эти курсы создаются не благодаря,а вопреки им.

    Курсы нужны! Хватит прятаться по лесам и лугам-пора выходить на другой уровень.

    • Аноним

      Если вы докажите, что Таныгин и Ираида Степанова не имеют сношения с Васютиным тогда можно поверить в вашу версию. Объясните какую цель преследуют Ираида и Таныгин организуя курсы? И ещё сама Ираида Степанова придерживается только МТР, или она всё-же двоеверка? Ответите себе на эти вопросы — поймёте внутренние мотивы Ираидой Степановой. Так думаю.
      Парадокс заключается в том, что выскочив на другой уровень, обязательно попадёте под действие требований государственных институтов власти. В дальнейшем МТР непременно захотят превратить в инструмент управления народом мари, через «дипломированных» Онаенг. Вся эта игра с организацией курсов на государственном уровне необходима с целью переформатировать веру народа мари, сформировав ручных Онаенг. В планах организаторов данных курсов это подготовка дипломированных Онаенг. В дальнейшем это приведёт к тому, что неокончившие данные курсы не будут допускаться к проведению кумалтыш. Ферштейн?
      Если очень хочется обучать молодых Онаенг периодически возите к существующим Картам, пусть там набираются на месте знаний и умений. Картам положите стипендию, чтобы у них был стимул обучать молодых. Разве это не лучший вариант?
      Предложите этот вариант Ираиде Степановой. И по её реакции вы сразу определите какую цель она преследует, действительно стремиться обучать молодых Онаенг, перенимая знания от ныне живущих Картов, или организовать курсы по выпуску «дипломированных специалистов».

    • Аноним

      Мдэ, конешне, не имеют! Эти курсы , дальнейшая сертификация нужны власти только лишь для одного- МТР полностью подчинить в свои руки.Чтобы среди них не было свободомыслящих Танаковых, которым верит народ.
      Эти будущие» сертифицированные» онаены полностью, как священнослужители РПЦ, будут приложением сегодняшней власти.

  12. Аноним

    Да ну вас на хрен…Что ни делай-вы всегда против! Ну и ворчите,лайте…Собаки лают,караван идет.

    Курсы будут! Ончыко гына! Ош Кугу Юмо,арале марий калыкым марий шорык-влак деч.

    • Аноним

      Из кого будете набирать молодых Онаенг? Скорее всего пойдёт разнарядка во все регионы компактного проживания марийцев из канцелярии Верховного Карта Таныгина, или от Мер Канаш, или из Министерства культуры РМЭ, с просьбой направить молодых людей для обучения. Интересно как будут определять кого следует направлять обучаться? Наверно из числа культработников. И оплачивать тоже похоже будут районные отделы культуры. Что на выходе хотят получить организаторы этих курсов? На выходе получится Аниматор-Онаенг со базовым образованием культуролог. Вдумайтесь только, решили обучать Карта за студенческой партой. Это же маразм последней стадии. Совсем сбрендели. Как может быть, чтобы марийский Карт который по статусу выше всех этих «ряженых преподавателей» должен сидеть за партой с такими же «ряжеными Онаенг». Разве статус Карта (Онаенг) можно купить за 15 тысяч рублей, а ведь именно это предлагают организаторы курсов. Это как нужно промыть мозги всем этим псевдосторонникам МТР, чтобы придумать данный проект. Этими курсами стремятся уничтожить, до последнего времени, независимый институт марийских Картов (Онаенг). Поймите наконец, это последнее что остаётся у марийцев, язык практически отняли. Именно независимость ни от кого, в том числе и от государства, позволяет Картам сохранить древнюю марийскую веру. Если вы этого не понимаете, то вы подобны баранам которых ведёт козёл. И даже догадываюсь кто выступает в роли козла. Но этот козёл(коза) пока не понимают, что козёл(коза) в итоге сами станут козлами отпущения, или проще говоря их самих «пастухи» принесут в жертву. Надеюсь догадались, кто является «пастухами»? Если нет, то вам наводящий вопрос, где обзывают оступившихся людей — «заблудшие овечки»?

    • Аноним

      Как можно оскорблять свой народ и сравнивать её с животным?

      • Аноним

        Это пожалуйста к комментатору выше.
        «Курсы будут! Ончыко гына! Ош Кугу Юмо,арале марий калыкым марий шорык-влак деч.»

  13. Аналитик

    Есть мусульманские институты, где обучают имамов. Есть духовные семинары, где обучают священников РПЦ. И всех все устраивает,никто не возмущается.

    Организовываются курсы(даже не институт, не семинария) МТР — и многие начинают возмущаться. Причем возмущаются и не могут объяснить четко — чем же они недовольны. В качестве причин недовольства указывают на свои ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ. Никаких фактов, никаких аргументов — просто голые эмоции и свои предположения…

    Да, это финиш))) Даже трудно это охарактеризовать сразу.

    Чынак,шорык гай вет улыда….

    • Аноним

      Глухо- немому адвокату, шорыклан!
      Научись вникать в смысл происходящего! Ни одну причину не назвал почему должны обучаться непонятно кто, непонятно где, непонятно с какими конечными целями!
      Картов всегда выбирал НАРОД!

      • Аноним

        «Картов всегда выбирал НАРОД!»

        И много вы знаете случаев в настоящее время, когда народ кого-то выбирал,что-то сделал сообща? Лично я-совсем мало. Кто в лес, кто по дрова…Каждый сам по себе.

        Пока народ не поведешь в кюсото-мало кто сам додумается пойти. Так что,хороший карт-дорогого стоит. А где они? Кто их учит,кто воспитывает?

        Курсы пусть будут-а по итогам видно станет,нужны они или нет. Что спорить-то? Идите,работайте.

        А то как обычно-делать всем некогда,а как поучить или поспорить-все тут как тут…Натурально,шорык-шамч.

        • Аноним

          «И много вы знаете случаев в настоящее время, когда народ кого-то выбирал,что-то сделал сообща? Лично я-совсем мало. Кто в лес, кто по дрова…Каждый сам по себе.»
          Теперь вспомните, как народ раньше сообща всё делал. Вспоминается? Задайтесь вопросом, почему так происходило раньше?

          «Курсы пусть будут-а по итогам видно станет,нужны они или нет. Что спорить-то?»
          Вот так у нас везде и происходит. Давайте попробуем, а там видно будет. Вот также выбирали Маркелова. Давайте молодого изберём, а вдруг он сделает жизнь марийцев лучше. И ведь марийцы сами агитировали за Маркелова. Фамилии думаю знаете. В итоге этот Маркелов вцепился во власть как клещ, и ни за что не хотел отдавать. Наивно полагать, что и в нашем случае с курсами получится по другому. Когда появляется денежный интерес у людей, всегда, запомните всегда, начинают срабатывать законы бизнеса. Это словно заразная болезнь, стоит только соприкоснуться с деньгами. Мало людей кто может устоять против соблазна заработать ещё, в случае полученной финансовой выгоды. Для того чтобы понять ход мыслей Ираиды Степановой нужно просто знать чем она сегодня занимается. Надеюсь вы знаете чем занимается Ираида Степанова. Если бы Ираида Степанова занималась преподавательской деятельностью возможно этих вопросов не возникало. А так, чистой воды бизнес. Вызывает даже удивление, что вы не видите очевидных вещей. Бизнесмен всегда, ну или почти всегда, стремиться расширить свой бизнес.
          По поводу вашего призыва «Идите, работайте». Вы чем предлагаете заняться в 23 часа ночи, каким видом работы? Впору идти спать, а не работать.
          Не следует недооценивать информацию изложенную в комментариях. Надеюсь убедил вас, что Ираида Степанова это бизнес-вумен. Уверен раньше такая мысль вас не посещала. Вот вам и «шорык-шамч». Думать надо, а не повторять за всеми.

          • Аноним

            Если не хотите чтобы Ираида Степанова организовала курсы-организуйте сами.В чем проблема?

            • Аноним

              Какая разница кто будет организовывать данные курсы. Вопрос заключается в том, что всех молодых Онаенг хотят обучить и привести к единому стандарту. В дальнейшем всех этих Онаенг объединят в единую религиозную структуру под названием МТР, во главе будет главный Карт, который по замыслу должен будет руководить «епархией». Вот главная цель данного проекта, легализовать и отцифровать всех Картов(Онаенг) республики и соседних регионов. И вот тогда точно не будет самобытного проведения кумалтыш со стороны марийских Картов. Все будут совершать обряд строго по принятым канонам. Только при этом возникает вопрос, кто будет устанавливать эти каноны? Кто может на сегодня гарантировать, что последовательность действий одного из Картов во время кумалтыш будут верны. Ведь преподавать на курсах собираются не большинство ныне существующих Картов республики, а всего 2-3 Карта.
              Цель проведения кумалтыш в своей основе имеет прикладное значение, а не просто собраться и помолиться. С этим согласны? Если согласны, то и уровень знаний, правильность проведения кумалтыш должно приводить к результату. Это примерно как бабушки вызывали дождь. Иначе кумалтыш превращается в ритуал, дань моде. Вопрос в лоб, кто из ныне живущих Картов может похвастаться такими навыками, чтобы после моления в Кусото, выполнилась просьба участников этого кумалтыш? Неужели вы предполагаете, что в Кусото ходят лишь только по традиции, не требуя для себя каких-то благ.
              Который раз повторюсь, необходимо обучать молодых Онаенг в полевых условиях, на месте, последовательно у нескольких Картов. Общаясь с Картами молодые возьмут для себя только самое ценное, самое нужное. Ведь результат кумалтыш зависит не только от правильно произнесённых молитв на марийском, но и от многих других факторов, которые на первый взгляд не видны.
              Была информация в разных районах республики собираются проводить Агавайрем. Вот пожалуйста, соберите всех желающих обучаться Онаенг, и переезжайте из одного района в другой. Пусть обучаются у опытных.
              Логически рассуждая можно предположить, раз решили организовать курсы, значит выделили деньги. Вот эти деньги и следует тратить на переезды, и проживание в районах. Часть денег можно направить на помощь Карту в проведении кумалтыш. Думаю Карты в районах будут очень рады такой неожиданной помощи, и с радостью расскажут о себе, и поделятся навыками которыми владеют в проведении кумалтыш. Таким подходом можно сразу решить несколько проблем. Онаенг на месте увидят и получат первоначальные навыки проведения кумалтыш. Деньги которые будут переданы Картам станут стимулом проведения более массовых молений, а это приведёт к большей популяризации МТР среди местного населения. Поправьте, если рассуждаю не логично.

  14. Аноним

    Тыйже вет тага гай улат…
    Теперь ответьте на несколько вопросов.
    1.Почему попы притесняли Картов и сторонников традиционной марийской веры? Заметьте такого притеснения не испытывали имамы и сторонники ислама.
    2.Кто финансирует строительство церквей и мечетей в России?
    Почему не выделялись деньги на поддержку МТР, иначе бы уже в каждом районе республики существовал бы свой центр МТР.
    3.Что мешает обучать молодых кандидатов в Онаенг непосредственно на местах у ныне живущих Картов? Не правильнее эти выделяемые деньги на организацию курсов, а то что деньги выделят можете даже не сомневаться, направить на поддержку существующих Картов в районах? То есть деньги направить непосредственно Картам, чтобы у них был определённый стимул обучить молодых своим знаниям. Это же огромная экономия денег, не надо общежития, не надо аудиторий, не надо оплачивать почасовикам преподавателям. Важно молодому Онаенг не всякие околонаучные темы преподать, ему в первую очередь важно показать как провести кумалтыш, как произнести молитвы, совершить последовательность действий. Где если не на практике, в полевых условиях, можно приобрести эти навыки?
    4.Вы что думаете, тех кто закончит эти курсы не наградят свидетельством(сертификатом) об окончании курсов Онаенг?
    И вот такой «дипломированный» специалист начнёт проводить кумалтыш. Что самое страшное в этой ситуации, без году недели окончивший курсы Онаенг будет размахивать своим свидетельством и указывать старшим Картам как необходимо правильно проводить кумалтыш. Кто может выступить гарантом, что молодой Онаенг правильно усвоил предмет? Ираида Степанова или может Таныгин, или всё же Васютин? Кто будет представлять аттестационную комиссию? Вы полностью им доверяете? Марийцы всегда поступают по авторитету. Если человек имеет высшее образование, то он обязательно должен быть умнее остальных. Так и тут будет работать этот принцип. Раз имеешь свидетельство, то ты можешь руководить и мы тебе доверяем.
    5. И наконец, как в сельской местности определяют кто может быть Картом, а кто нет?
    Картом(Онаенг) становятся по велению души, по призванию. Организовать курсы всем желающим по проведению семейных кумалтыш, но не дорогие, и краткосрочные. Вот в каком направлении должны работать организаторы курсов. То есть учить марийцев своим древним молитвам. Сейчас люди приходят в Кюсото и не понимают, что происходит, о чём просит Карт, что необходимо делать. Человек приходит в Кюсото и полностью доверяется распоряжениям Карта даже не понимая значения своих поступков. Вот и получается ТАГА.
    Причём большинство смотрят как работают Карты, но ничего не понимают, смотрят на новые ворота.

    • Мари

      Мари йылмыжымат монден улыт, а кузе калыкше карт кугызам умылен кертеш? Кудыже коштын улыт отыш ,нуно тыгак коштыт.
      Кеч мом манза, эн ончыч йылмым виктарен колтыман!

  15. Pingback: Марийских жрецов будут готовить в Йошкар-Оле — РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

  16. Аноним

    «Кеч мом манза, эн ончыч йылмым виктарен колтыман!»
    Не совсем верно рассуждаете. Например айдеме марла саен ойла. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы кроме знания языка уважали карт кугызам. Задайтесь вопросом, имеются на сегодня в республики Карты, которые безоговорочно пользуются уважением среди марийцев? Скорее в силу какой-то инерции воспринимают Картов как наиболее уважаемых, хотя если разбираться, то обнаружится, что одни из них не прочь прислуживать чиновникам, другие не совсем грамотны в проведении кумалтыш.

    • Мари

      Калыклан умылтарен моштыше шукын улыт. Шке илыме верыштышт тунеммымат огыт ончо,- кумалаш лкктыт.Тендан дечын огыт йод ,ямдым вучен огыт шинче!

  17. Чоткар Григорий

    Поро кече пагалыме марий калык! Не знаю прав не прав я ,но выскажу свою точку зрения.
    1. Никогда и никем не было замечено ,что за деньги учили картов-онаен»ов.
    2. Никогда и никто из онаен»ов не собирал дань за учебу.
    3.На проведение мероприятий по обряду молений марийский народ сам собирался самостоятельно ,без каких либо нравоучений и приказов.Эти дни наступали в то время, когда всевышний эти дни определил на оснований законов природы.
    4.Этому нельзя научить просто по хотению или это нельзя заставить.
    5. Не каждому это дано.
    6.Мы должны понять ,что деньгами это нельзя мерять.
    7.Никто из верующих в МТР не ходит не спрашивает подаяния и никогда этому не научат и не заставят это сделать.
    Из этого исходит только ,то что мы не должны навязывать никому .Нельзя подчинять ,то что не хочет сделать само сообщество созданное небесной канцелярией. Мы не должны идти на поводу тех ,кто хочет на этом заработать и заставить нас подчинятся ихним правилам существования. Мы дети природы и от природы.Нас нельзя считать за дрессированных существ.Это делают те кто хочет править нами.
    А мы этого хотим??????????????????????
    С уважением Чоткар Григорий.

    • Ош пондаш.

      Марий националист-влак Григорий Чоткар ден Василий Петровым чот пагалат, нунын мер пашаштым кугун аклат. Лачак каласымаштышт коклан политический наивность, умылен шуктыдымаш палдырна. Сандене турло заявленийым В. Н. Лайд дене ту»шкан, коллегиально канашен ыштат гын, сай лиеш ыле. Марий ушемын авторитетшым волташ амал ынже лий.

  18. За сильную МТР

    Не понимаю вообще, о чем спор.
    А что у нас есть сильный институт независимых онаеҥ-картов, у которых огромное влияние на жизнь марийской нации? Т.е. эти наши онаеҥи вот смело выступают против, например, проекта законодательства о добровольности изучения марийского языка как родного или государственного в школах или по др. актуальным вопросам? Да нет ничего есть очень слабая сеть формально и неформально оформленных общин, групп МТР или марийского язычества. Если они в какой-то степени формально оформлены то это благодаря ненавистному вами Васютину и сотрудникам Минкульта РМЭ. И все…
    Любая жизнеспособная сильна религия идет в ногу со временем. Все религии некогда были в таком же примитивном виде как сегодня МТР, но они развивались, совершенствовались и стали сильными мировыми религиями. А что с МТР сегодня? Да это слабая попытка ревитализировать марийскую религию в древнем виде, когда она обслуживала дофеодальное, чисто крестьянское марийское большинство, которое жило в деревне и занималось сельским хозяйством. Кому сегодня нужны «кинде перке», «мӱкш перке» и т.д. сколько пчеловодов среди мари? Однозначно, МТР в современном виде со своими кровавыми жертвоприношениями устарела, не удовлетворяет духовные потребности современных мари. Ну и что пару раз где-то проведут «марийские моления», большинство чисто формально сходят и все на этом связь с марийской религией прерывается…
    Нужны молельные дома в населенных пунктах, где будет вестись постоянная духовная работа с членами общины. Для этого нужны сильные, грамотные, духовно подкованные, знающие психологию людей священнослужители.
    Против лишь тебе подобные обрусевшие PORO, которым лень изучить свой родной марийский язык. Сидишь тут годами всех учишь, небось и на моления не ходишь. Ты хочешь видеть марийскую религию примитивной, маргинальной – т.е ее смерти!

    • Аноним

      «Не понимаю вообще, о чем спор».
      В таком случае боюсь, что не сумею и в этот раз до вас донести мысль.
      Начнём по порядку.
      «Да нет ничего есть очень слабая сеть формально и неформально оформленных общин, групп МТР или марийского язычества. Если они в какой-то степени формально оформлены то это благодаря ненавистному вами Васютину и сотрудникам Минкульта РМЭ. И все…»
      Вы не пробовали несколько с другой точки зрения рассмотреть данный вопрос. Если в республику поступали огромные деньги и направлялись на экспансию РПЦ, а они действительно поступили за эти годы, то неужели какие-то крохи из этих миллиардов нельзя было выделить на МТР? Выделялись только на поддержку Таныгина, ну чтобы уж совсем не обрушились марийцы с критикой на Васютина и Министерство культуры. Вот реальная картина, а не то что вы пытаетесь доказать.
      «Любая жизнеспособная сильна религия идет в ногу со временем. Все религии некогда были в таком же примитивном виде как сегодня МТР, но они развивались, совершенствовались и стали сильными мировыми религиями.»
      Предположим. Теперь задайтесь вопросом какую роль играют все ваши религии в Российском государстве. Уверен знаете.
      «А что с МТР сегодня? Да это слабая попытка ревитаизировать марийскую религию в древнем виде, когда она обслуживала дофеодальное, чисто крестьянское марийское большинство, которое жило в деревне и занималось сельским хозяйством.»
      Поймите наконец МТР это не религия в бытовом понимании, это как бы выразиться правильнее, это мировозрение(миропонимание). Если до сих пор не поняли, то даже не знаю как дальше объяснять.
      «Ну и что пару раз где-то проведут «марийские моления», большинство чисто формально сходят и все на этом связь с марийской религией прерывается…
      Нужны молельные дома в населенных пунктах, где будет вестись постоянная духовная работа с членами общины. Для этого нужны сильные, грамотные, духовно подкованные, знающие психологию людей священнослужители.»

      С этой мыслью трудно не согласиться. Но при этом вы упускаете один момент. Предлагая обучение на курсах Онаенг вы предлагаете готовить из них служителей культа МТР, а не «свободных людей» со своим мировоззрением. Вы прекрасно отдаёте себе отчёт, что школа, институт и т.д. готовят «рабов» государственной системы управления. Так почему вы вдруг решили, что система государственного контроля позволит вам подготовить «независимых» Онаенг? Только «свободный», конечно не совсем, но при этом настоящий Карт думаю такой, способен подготовить свободного человека. Вы же не желаете, чтобы Онаенг после окончания курсов влился в эту государственную систему управления через религиозные исполнения.
      Вы до сих пор не поняли важную мысль, вера народа мари, уточняю не религия, возможно мировоззрение, единственное что спасёт, и не только народ мари. Вот так не меньше. Ну и кто теперь Орёл?Утомился с вами.

  19. За сильную МТР

    PORO, знаешь в чем разница между тобой и Ираидой Степановой? Я Ираиду помню еще с начала 2000 г. ей тогда говорить на марийском было очень трудно у нее был очень корявый марийский язык. Ее и я, думаю и др. покритиковали за это, и ты знаешь человек взялась за свой родной язык, культуру, религию изучала, совершенствовала. И когда я в последнее время слушал по Марий Эл Радио духовные передачи о марийской религии с ее участием, просто сидел и радовался. Ее марийский язык стал намного лучше, ее знания по марийской религии, культуре глубже. Хотя я с ней во многом не согласен. Но она уважает свой марийский язык и совершенствуется.
    А тый мемнан марий йылмына ӱмбак шӱвал шынденат, рушла гына кутырен, возен киет да эше мамнам, марий-влакым, туныктет!

    • Аноним

      Ну и возможно последний гвоздь в гроб вашей камарильи под названием курсы подготовки Онаенг.
      Предполагаю у организаторов курсов пока отсутствует лицензия Рособрнадзора на оказание услуг в сфере образования. И отсутствует согласованный с министерством образования план обучения молодых Онаенг. Духовные семинарии и медресе имеют необходимые документы. Так что у организаторов всё вперёд. Осталось не так много времени. Конечно можно всё это организовать под крышей МарГу, ректор Швецов. Только после этого не говорите, что на проведение курсов из бюджета не выделяются деньги.
      Так, о чём вы хотели сказать в своём комментарии? Так вот попробую ответить.
      Разве народ нельзя уважать даже если не знаешь его язык? Разве существует прямая связь уважения(знания) своего языка с уважением своего народа. Если бы это было так, то не было бы такого позорного явления, как предательства интересов своего народа, в первую очередь чиновниками-марийцами. Попробуйте возразить.
      Туныкташ кюлеш, обязательно. Чтобы очередной раз не вляпались как получилось с Маркеловым, вот опять те же курсы: «Курсы пусть будут-а по итогам видно станет,нужны они или нет».
      Разве можно так рассуждать, если человек начал на Марий Эл Радио говорить о марийской религии, то он обязательно должен быть духовным. В таком случае выходит, православные и мусульмане выступающие целыми днями по радио все являются духовными? Но ведь это не совсем так. Согласитесь? Для начала конечно следует разобрать, что же это значит духовность.

    • Аноним

      Какие все ВЫ наивные! Степанова хочет деньги , а вы понять не можете.Кого ободрать ей, кроме своего народа?
      Не Степанова придумала кумалтыш и не ей соплячке учить благоразумный народ мари.От таких как она, одни проблемы.На счёт вышивки , я вам правду скажу :-,,Кто как хотел ,так и вышивал.»
      Каждый человек индивидум.
      Хватит обманывать народ !

    • Аналитик

      За сильную МТР, готов подписаться под всем,что ты сказал.

  20. Алексей Ротшильд-собес

    Товарищи индейцы, то есть луговые марийцы, теперь я скажу. Суть любой божественной религии: 1.Молиться Богу. 2.Честно прожить жизнь. 3.Попасть после земной жизни в РАЙ. Третий пункт очень важный. Если человек молится, но не попадёт в рай, то человек конечно очень огорчится. Главное, что должен уметь ваш онаенг: это указать правильный путь как попасть в рай. Поэтому, далее уже становится неважным кто обучает, кто готовит этих онаенгов. Если эти онаенги все умеют направлять людей в рай. Вы же знаете, что все люди хотят в рай. Никто не хочет быть в аду, или томиться в чистилище. Ну вобщем, готовьте онаенгов как хотите, но я верю, что они все будут указывать дорогу в рай. Я, христианин, абсолютно знаю методику попадания в рай для христианина. Но вы теперь похвастайтесь, что у вас религия намного лучше и луговые марийцы все до единого попадают в рай. Что у вас места забронированы на 7 поколений вперёд. У других народов таких привилегий нет. В рай могут попасть только добрые люди, с добрыми делами, а злые люди с плохими делами попадают в ад. Анонимы расскажите мне о том, что с попаданием в рай у вас проблем никогда не было. После того, как проживаете земную жизнь на славу, вы счастливы и оказываетесь сразу в раю. Я вам завидую. Товарищ Бирский сколько мест в раю ты предварительно себе забронировал? Если пока ещё не забронировал, то получается Бирский в равных условиях со мной.

    • Аноним

      Что можно ответить? Рад за вас.

    • Аноним

      Ротшильд, ты не попадешь в рай. После твоей смерти тебя ещё раз зарежут и все твои внутренности превратят в фарш. Вместе с телом будет уничтожена и душа ещё до похорон. Воочию цинизм и ложь христианства. А марийская вера — совсем не то, о чём ты думаешь по своей христианской привычке, марийская вера — другая, она неодолима для ума чокнутых(крещёных). Молись своему воскресшему дьяволу, не пытайся марать трупным ядом белую веру настоящих марийцев.

    • «Товарищи индейцы»

      Алексей Ротшильд-собес не сравнивайте марийцев с индецами. Индейская резервуация защищена всем Американским законодательством страны США.
      И там в США никогда не кончаться Индейцы. В отличии от России в которой даже в недалеком будущем останутся лишь несколько Лайдов, которых будут изредка показывать по телевизору и говорить о том как хорошо живут марийцы.

  21. Pingback: МЭТР рассказал о курсах марийских священнослужителей | MariUver

  22. Ираиде Степановой

    Продолжай свое дело и никого не слушай. Только благодаря Вам обозначилась такая культура как марийская вышивка. Спасибо за это. Думаю, что и это начатое дело осилишь. Кто не захочет — не придет и не заставишь. А заинтересованных будет много: хотя бы для того, чтобы обогатить свой духовный мир и познания,которые столько долго прятались от народа. А помощи не ждите, их не будет. Наоборот, замучают проверками и будут пристегивать все,что будет способствовать закрытию такое просвещение.

    • Аноним

      Конечно следует поблагодарить Ираиду Степанову, что она занимается продвижением и пропагандой марийского национального костюма. Но будьте же справедливы, не одна Ираида Степанова занимается в республике популяризацией марийских костюмов и вышивкой.
      Вот только некоторые известные вышивальщицы.
      Марийские вышивальщицы
      https://www.youtube.com/watch?v=ZtAAOqPT_W4
      Марийская вышивальщица Надежда Маркина
      https://www.youtube.com/watch?v=CsGGQx5mAu8

      Народная студия «Мастаркид»
      Студия «Мастаркид» Шиньшинского СДК создана в целях возрождения, сохранения и развития народных промыслов и ремесел в Моркинском районе в 1993 году.

      Специалист Сернурского центра культуры и досуга по декоративно-прикладному искусству, известная вышивальщица Лидия Васильевна Веткина провела для гостей мастер-класс по старинной марийской вышивке.
      И ещё многие, многие другие.
      Наверно и их следует поблагодарить за их нелёгкий труд сохранении марийской национальной вышивки. Согласитесь, это будет правильно.
      Что касается курсов. Могу только предположить, наиболее заинтересованными слушателями будут представители духовенства марийской епархии.
      Никто мучить Ираиду Степанову не будет. Так что можете не переживать. Всё что организуется с ведома, и с благославления властей никогда не подвергается обструкции. Правда могут быть конечно и исключения из правил, но для этого нужно чтобы действительно обнаружились серьёзные нарушения при организации курсов. Как-то так.

    • Аноним

      О чём вы говорите?Сколько Степановой Ираиде лет? До её появления люди шили , вышивали , пряли, пели и молились! Нашлись первооткрыватели ,чёртого изобретатели! Один родники копает , другой её присваивает кресты и образа на доску прибивает, а другая чужое вековое творение своим нарекает.
      По праву всех этих лжецов и мошенников необходимо к ответу призвать .Правовое Государство оно и должно быть правовым , а не лживыми .Надо всему Миру показать ,что народ РФ самый справедливый и её надо уважать!

      • Аноним

        В этом мире человеку ничего не принадлежит. Человек на Земле находится временно. И с собой ничего из материального мира не возьмёт.

  23. Ротшильду

    В марийской вере нет понятий «рай»,»ад». И людей не пугают,чтобы ходили типа в «Церковь» грехи замаливать, чтобы попасть в рай,а на самом деле приносить доход в приход и т.д. Это для того, чтобы вы не путали что есть что!

    • Алексей Ротшильд-собес

      Но в всемирном марийском языке есть слова узьмак.

    • Мари

      Народ мари не дурак , чтобы умерших за живых принимать.
      У народа мари умершие относятся к умершим, а не к живым, как у остальных
      На языке народа мари ,есть такие сильные слова , но я вам никогда не напишу и не скажу.
      Но одно подскажу ,кто на палке покойника в душе несёт ,тот его и заберёт.
      ПРОШУ:
      — НЕ БУДИТЕ ЛИХО ,ПОКА ОНО ТИХО!
      НЕ МЕШАЙТЕ МИР МЁРТВЫХ ,
      С МИРОМ ЖИВЫХ!!!

      • Аноним

        Могу только одно сказать, сила воздействия этих сильных слов зависит от внутреннего духа и эмоционального состояния человека. Поэтому не каждый может управлять этими сильными словами.
        «На языке народа мари ,есть такие сильные слова , но я вам никогда не напишу и не скажу».
        Уверен, вы даже не подозреваете, что через марийские слова можно объяснить последовательность зарождения мироздания, но не за 6 дней, и не за 7 дней как говорится в Библии, или Коране. Так что берите выше.

        • Так тунем

          Тунем тугеже марий йылмынам, мом вара ынде шуко ий марий калыкым тыште рушла туныктен киет?

          • Аноним

            Каласаш веле, марий йылмем тунемаш. Мыняр ий кулеш? А ещё тыем мыняр ий туныкташ кулеш? Столько жизни нет.

            • Так тунем

              При желании даже абсолютно чужой язык можно выучить за год. Пример тому масса студентов-мари, прошедших практику, обучающихся или закончивших вуз на иностранных языках. Для тебя марийский язык не такой чужой, как им иностранный.
              Садлан чыла тый дечеч шке дечет шога, тыгак Шабдоров да моло рушла ойлышо марий чолгаеҥ-влак!

              • Аноним

                Фишка в том, что изучают языки, в том числе и марийский не совсем правильно. По аналогии с русским алфавитом предлагают подгонять марийский алфавит. Но это не верно. Это во-первых. Во-вторых не буквы наделяют смыслом слова, а слоги. Именно через слоги формируются смыслы. Известно, что буква в марийском имеет значение, например буква «У». Что тогда говорить о слогах. Именно слоги(соединение гласной и согласной) являются тем материалом из которого формируется окружающая действительность. Если это так, то и соответственно изучать марийский необходимо слоговым письмом, а не буквенным. Почему не буквенным? Потому-что некоторые буквы в марийских словах порой меняются. Пример НУЖГОЛ (НУЖ КОЛ), но при этом звучит одинаково. Масса таких примеров.

                • Аноним

                  Вот ещё пример, правда из русского языка, но суть дела от этого не меняется яйЦо- яиЧко. Корень один, а вот буквы в корне разные. Вот из марийского Цыве-Чыве. Опять то же самое, буква меняется.

  24. Чоткар Григорий

    Поро кас! Йöратыме марий калык! Мый шке шонымашемым вел возем. Кунам лийынам мый вес эллаште, то шуко вере мемналан ончыктеныт экскурсий годым собор, костёл, мечеть, синагогым и мый эре ик йодышым пуэденам тушто кумал шогышо-влаклан.
    Молан Мари кумалеш отышто Она пу ваштареш, а те кумалыда чоҥымо пӧлемыште. Ме Мари кумалына Она пу ончылно, а Она пун вожшо лопка. Тендан чоҥымо пӧлем налеш фундаментым Она пу гай. Она пун парчаже онча кӱшкӧ и тендан чоҥымо пӧлем тоже онча кӱшкӧ. Но ик Но уло. Мый Мари калык кумалына пӱртӱсын да йумын пуымо вийже ден, а те пӱртусым шке вий ден пудыртен, да вара тудым уэш чоҥымо верыште. Пӱртӱсым пудыртымо уже сулык. Уэш те сулыкан улыда манын мые йодам, а нунын тидлан вашмут уке. Йылмым умша помыш чыкат и ваштареш нимомат ойлен огыт мошто. Тидлан кӧра мый шонем и ойлем нунылан иктым Тиде илышыште тый эн чот сулыкан улыда. Пӱртӱсым мыланна Ош Поро Кугу Йумо пуэн и тудым кулеш сайын ончаш да Пӱртӱс гоч Поро Йумылан таум ышташ. Тидден палемдынем шке шонымашем: Онаеҥ нигунам оксалан ок налалт и ок ужалалт. Онаеҥ тиде Йумын Еҥ. И только шке жапыште Йумо пуа и ончыкта корным шке Еҥлан же Пӱртусын Она пуж ваштареш.
    Умылымаш ден тӧмдан дек Чоткар Григорий

  25. Илья Бирский

    Работу по открытию в Бирске марийской духовной семинарии вёл марийский профессор, доктор наук Калиев Ю. А. Мне удалось поговорить с ним лишь один-два раза, в начальном этапе его работ, а затем был в отъезде. До какого уровня он дошёл, я не знаю, но уже были достигнуты какие-то согласования с администрацией. Помню, что безмозглые бабы из лютеранской церкви Бирска, которые ходят туда лишь ради развлечений, шумно ругали и оскорбляли великого учёного. РПЦ тоже совала палки в колёса. Великий ученый и его соратник Ю. Адрашев, Верховный жрец Бирского региона, ушли в мир иной. Еще раньше беседы о марийской духовной школе были с А. Юзыкайном.Нунын шонымыштым Йошкар-Олаште шукташ Юмо пуйыржо. Яркой ученицей Ю. Калиева является Инесса Куляжева, снявшая фильм «Моя дорога к Юмо». Я сторонник концептуального развития марийской веры. Основания для этого есть. Ряд товарищей хорошо поработали на эту тему. Остаётся систематизировать, доработать и издать основную книгу по марийской вере. Всё меняется, и оно должно быть в лучшую сторону. Корнями остаётся древнемарийская вера, к стволу прислонится зороастризм, а цветами должно быть прекрасное настоящее. Рай на земле! Любовь и Разум! Победа Добра над злом! Вот идейно-духовные основы древней и вечной марийской веры. В Бирске и Козьмодемьянске условия примерно одинаковые. Надеюсь, горные мари и Алексей Ротшильд-собес в том числе включатся в великий процесс духовно-нравственного развития марийского народа на основе своих древних корней, организуя в том числе общину последователей марийской веры в Козьмодемьянске.

    • Аноним

      » Духовно- нравственное развитие».
      Верно.
      Так пусть для начала Степанова поработает над своим нравственным, моральным обликом.
      Не получится отвертеться! У вас , у всех чимари, есть СУЛЫК! Ош КУГУ ЮМО видит и слышит все! Что вы творите.А то бессовестные женатые чимари прилюдно поглядывают налево, а сама Степанова , как женщина, с нечистой репутацией!

      • Аноним

        Для того чтобы получить духовный сан РПЦ , кандидату предъявляются очень высокие требования! Например: военные, разведенные, проживавшие в гражданском браке хоть один раз в жизни , пьющие, сидевшие, вероотсупники, развратные…..и т.д. никогда не станут духовными наставниками.Моральный облик кандидата- основа для начала становления священника.

      • А кто свят

        Когда аргументов против оппонента нет, переходят на его личность… Будет ли порядочный человек анонимно вот такие гадости здесь писать? Как говорится, на себя в зеркало посмотрите.
        Кто из нас не грешен?

        • Аноним

          У вас учусь анонимности! А особенно стилю ведения разговора.
          Нахрен мне нужна такая вера во главе с такими ***.

          • А кто свят

            А что «разговор надо вести» как PORО и Вы, когда пишете от имени Мари: сплошное назидание. Прям такие самые умные, всезанющие. А Вы так вообще посланец Ош кугу Юмо или Господа — Святая Ольга Марийская Великомученица 🙂

            • Аноним

              Ну если до конца быть откровенными, то и вас считаю частицей Ош кугу Юмо или Господа. А как вы себя считаете, это ваше личное дело.

            • Мари

              Смеётся тот ,кто смеётся последним.
              Святым,человек не может быть!
              Илыш туныкта, тыйынат ушетым пурта.
              Весым ондалет гын,- Юмет кудалта. На протаже своего Маркелова посмотри ,под его дудку всем скопом плясали.Каким вы были ,таким и остались!

              • Аноним

                Что значит слово «святой»? Наверно от слова свет. Ещё существует такое выражение светлый человек, солнечный человек, и т.д.
                Оказывается, человеческое тело тоже испускает видимый свет, только он настолько слаб, что засечь его можно исключительно в темноте. Именно этим и занялись учёные из нескольких японских университетов. Считается, что абсолютно все живые существа излучают свет, интенсивность которого меняется в течение дня. Виной тому биохимические процессы, происходящие в организме.
                Излучение происходит в разных диапазонах длин волн. Например, тепло тела определяет появление невидимого для Homo sapiens инфракрасного свечения. Но кроме того, человеческое тело испускает и видимый свет, который, правда, в тысячи раз слабее чувствительности наших глаз. Однако, если вооружиться различной аппаратурой, можно зарегистрировать и видимый свет. Японские учёные использовали необычайно чувствительные камеры, способные улавливать даже…
                Предполагаю, чем больше в человеке любви к окружающему миру, тем более интенсивно его тело испускает свет.

                • Аноним

                  Японцы только ,что проснулись , а мы давно всё это знаем.
                  Один на палке распятого приколоченного гвоздям таскает и святым считает, другой умный руш ,на кол живых сажал и всех святыми считал, а вы на палки образа прибили и по площади потащили .
                  Вы , что в долину мёртвых сходили и всё там разворошили ?Ужас!!!Какое кощунство!
                  Все святыми встали! Каждому храм возведите ,мощи ихние притащите и полит бюро не забудьте, а попа для охраны посадите .
                  Зачем вы молитесь чужим образам??? Когда у Вас своих хватает!Всё излучает……… .

          • Аноним

            Думаю вера нужна всем, особенно в период жизненных трудностей. Возможно не такая, и не с такими ***, но однозначна будет нужна. Пока за анонимность вас на данном ресурсе никто не осуждает. По большому счёту анонимность иногда затрудняет персонифицировать авторов комментариев, а это в свою очередь позволяет лишний раз не раздражать особо обидчивых. Марийцы вообще обидчивые, и очень ранимые. Поэтому…

  26. Аноним

    Вообще-то не следует опускаться до обсуждения личной жизни. Это не правильно. Если вы мужчина, чимари, не чимари, то обязательно будете разглядывать красивую женщину. Мужчина всегда боготворил красоту женщины.

    • Аноним

      А это не обсуждение личной жизни! Я же не пишу подробности!

      • Аноним

        Разве обсуждение репутации человека это не обсуждение личности?

  27. Илья Бирский

    Обращаюсь к теологам и жрецам. При написании Вами настольной книги марийской веры прошу обратить внимание на некоторые вещи. Не повторите ошибок русских и РПЦ. Они пытаются заменить духовность религиозностью. Нам этого не надо. У нас не религия, а вера. Наша цель — именно высокая духовность. Но духовность необъятна. Тугеже марий вера духовный (ко’рго’) поянлыкнам мучашдымын пойдарен шогаш корным ончыктышаш (шу’ман’дышаш). Эн ондак, конешне, марий калыкын чыла культурный да духовный достиженийжым айлаш. Марий верам кучышылан мучашдыме самосовершенствований, самовоспитаний, самообразований нерген палемдаш уда ок лий. Ме, марийвлак, чыла шотыштат ончыл верыш лекшаш улына: эн поян, эн ушан да молыжат эн, эн, эн. Тугак палемдыман: шочмо йылмым мондымаш — эн кугу сулык. Тидыже лач марийлан веле огыл келша. Удмурт удмуртла палышаш, чуваш — чувашла, да тугак молат. Айста шоналтена, кузе книгам лу’мдаш. Лийын кертеш «Юзо вий Юмо». Тендан могай ой? Тыгай у’жашвлак, векат, лийшаш: 1) обрядовая сторона, 2) философский трактат, 3) духовно-назидательная часть, 4)образцы молитв. Тыланымаш уло гын, исторический справка вступленийыште лийын кертеш. Тиде книгам пеш чаплын ямдылаш марий калыкын чыла интеллектуальный вийже ушнышаш. Чынжымак тудо юзо виян, ончыкылык гыч лийже. Тидлан рукописьым лончылымаш посна совещанийыште эртышаш. Тендан могай шонымашда? Координатор семын, мутлан, литератор да онаен’ В. Н. Лайд лийын кертеш. Марий калык тендан пашадам вуча, марий мудречвлак.

    • Мари

      Эн ончыч чын возаш тунеза, а вара калык коклаш лукса !
      Мутлан;- мари( й) ушем,Мари( й) Эл .
      Ала — могай тептердыме шонен луктын, ушыже дене лончыленжат моштен огыл.
      Надо осознавать чего писать !

  28. Аноним

    И сюда пытаются пролезть, те кто хочет подзаработать. Может хватит уже.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ