Календарно-обрядовый праздник Кугече

Методические рекомендации по проведению

KugecheПо исследованиям марийского фольклориста В.А. Акцорина, кандидата филологических наук, Кугече народ мари начал праздновать около 600 миллионов лет назад как обрядовый праздник Юмын Ӱдыр (Шочын Ава – первая женщина), спустившейся с Неба на Землю. В настоящее время отмечается как праздник весны, наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем. Время внесло свои поправки – Кугече празднуется по-разному: народ мари Медведевского, Оршанского, Козьмодемьянского районов придерживается христианских обрядов, а Куженерского, Новоторъяльского, Параньгинского, Сернурского, Мари-Турекского районов соблюдает языческие обряды.

Праздничные обряды Кугече описаны в работах русской поэтессы А.А. Фукс (1840г), учителя и священника Г.Я. Яковлева (1887г.), финского ученого-этнографа У. Хольмберг (1911г.). В 1920-е годы изучением Кугече занимались мордовский исследователь-этнограф М.Т. Маркелов, советский историк А. Горбунов, учитель В.М. Мамаев.

В настоящее время многие традиции и обычаи Кугече исчезают или находятся на грани исчезновения. Хранителями её традиционных форм являются люди старшего поколения, они уходят – исчезает уникальная народная культура. Поэтому необходимо оставить в памяти последующих поколений сохранившиеся традиционные обычаи и обряды, проследить их истоки и рассмотреть структуру.

Кугече – Кугу Кече (буквально Великий День) – один из древних языческих праздников народа мари. Этот праздник есть у многих народов мира: «Кугу кече» называется у ханты-манси, «Инячи» — у мордвы, «Мын кун» — у чувашей. Каждый день недели считается великим – Кугу шочмо, Кугу кушкыжмо, Кугу вӱргече…

Каждый день недели имеет свое название: понедельник – Кугу шочмо, Вӱд кече. Марийцы идут к воде, к роднику, к колодцу, проводят обряд омовения водой – умываются чистой водой, просят у Вӱд ава здоровья, силы, оберега.

Вторник – Кугу кушкыжмо, пеле кон кече, готовили ритуальные блюда для поминовения умерших в предстоящий четверг.

Среда – Кугу вӱргече, Кугече вӱргече, «ойымо кече», «кон кече», «аяр кон кече» (День золы мертвых). Действия для защиты дома: приносят из леса в дом ветви чертополоха, шиповника, можжевельника. В этот день окуривают можжевельником членов семьи и приусадебный участок. С целью обеспечить достаток и благополучие считают деньги. Хозяйки начинают красить яйца.

В среду необходимо соблюдать запреты (до обеда):
— нельзя расчесывать волосы;
— нельзя подметать пол;
— нельзя шуметь;
— нельзя заходить к соседям;
— нельзя в долг давать (брать) деньги;
— нельзя разжигать огонь в доме.

Членов семьи предостерегают:
— брать в руки веретено – летом может укусить змея;
— трогать головешку – урожай может быть плохим;
— открыть сундук – ураган может снести крышу дома;
— перебирать яйца – урожай будет пробит градом. (Н.С. Попов).
Поверье: если встанешь до восхода солнца – будешь успевать во всех сельскохозяйственных делах.

Четверг — Кугу изарня, Тӱвыт изарня, Сорта кече. Поминальный день. Зажигая свечи, приглашают родственников, в каждом доме поминают умерших предков и символически угощают ритуальными блюдами.

Пятница – Кугу кугарня, Тӱвыт кугарня, Кугече кече, Ташлама кече. День оживления природы, жизни. Выходили на встречу солнцу. В этот день выполняли обряд угощения женщин квасом из «ковша деторождения». Перед угощением произносили благопожелание: «Выпьешь квас из ковша — будешь иметь ребёнка».

Суббота — Ташлама кече – куштымо кече. Праздничное веселье, ходили по гостям. «Кугече монча» – крещенные марийцы мылись в бане.

Воскресенье — Кугече крещенных мари. Ташлама кече.

Понедельник – Юмын каныме кече – День отдыха Бога. Кугече ужатыме кече. – Проводы Великого дня. Ташлама кече. Считалось, в этот день Бог поднимается в небо. В проводах принимала участие молодёжь. Она с песнями шла на луга, на горку, веселилась до вечера.

Магическое свойство яйца. «Муно – илышым пуышо тамга» (В.А. Акцорин). Яйцами угощали родственников, соседей, раздаривали нищим. Верили, что пасхальное яйцо способно отвести пожар: «горящее строение обходили с яйцом и иконой, а затем бросали в огонь, после данного обряда пожар затихал».

Крашенные в луковой шелухе яйца вручали детям, чтобы они в течение года не болели, были здоровыми, крепкими продолжателями рода.

Обряд «Ташлама корка» (чув.«ташлама» — танцы, мар. «куштымаш», рус. «танец»). Поэтому «ташлама корка» — «куштымо корка». Как отмечает В.А. Акцорин, обряд начинался с игры волынки. Волынку подхватывал барабанщик – «тӱмырзӧ», несколько участников обряда топотом ног и хлопками рук задавали ритм. Хозяин дома называл имя мужчины, который должен был начать «ташлама куштымаш».

Мужчина подходил к карту, брал от него ковш со свекольным квасом, выпивал наполовину квас и приплясывая подходил к выбранной женщине. Женщина принимала ковш, выпивала остаток кваса и возвращала его мужчине. Это означало, что она согласна на танец. Мужчина, приплясывая возвращался к старцу – карту и с поклоном возвращал ковш. Снова приплясывая подходил к выбранной женщине, и начинался парный танец – «ташлама куштымаш». При приближении друг к другу женщина одну руку клала на плечо мужчине, мужчина – на плечо женщине. Танец завершался тем, что пара, приплясывая, подходила к карту, брала два ковша с квасом. Женщина угощала волынщика и выпивали наполовину – «пеле-пеле йӱаш». Мужчина подносил ковш ко всем сидящим и выпивали также «пеле-пеле». Пустые ковши мужчина и женщина возвращали карту. Потом выходили другие пары, и пляска продолжалась. Соблюдался запрет: СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА на пляску не выходила! Мужчина обязательно приглашал другую женщину. МОЛОДЁЖИ не разрешалось совершать обряд «ташлама корка». Этот обряд только для взрослых.

Kugeche_lungaltysh

Обряд катания на качелях. Качели – символ шелковых качелей – «порсын лӱҥгалтыш», на которых спустилась с Неба Юмын Ӱдыр.
Качели устраивала молодёжь на возвышенном месте, на горке. Фольклорист А.Е. Китикова в книге «Марийская народная игра» подробно описал устройство таких качелей.

Качались супруги, молодёжь. ДЕТЕЙ НА ЭТИ КАЧЕЛИ НЕ САЖАЛИ! Они качались на них после Кугече до Ага-пайрем. Взрослые приходили к качелям с яйцами, их дарили тем, кто участвовал в устройстве качелей. А молодые парни их передаривали девушкам. Пары старались на качелях раскачаться высоко. Верили: «поднимешься к небу высоко – озимь взойдёт дружно, конопля поднимется высоко».

Обряд моления. Как отмечает фольклорист В.А. Акцорин в 1930-1940-е годы, в пятницу Кугече кече после обеда совершали праздничное моление. В один дом собирались родственники, соседи. С собой приносили обрядовую еду. На длинную скамейку, покрытую белым полотном, ставили квас с зажжённой свечой. На стол с белым полотном в большом блюдце – еду: блины, пироги, яйца. Карт произносил молитвенные слова и благопожелания присутствующим. Потом садились за стол, угощали друг друга обрядовой едой. В завершение вечера переходили к обряду «ташлама куштымаш».

«Муным куршталыкташ» — «Муным пӧртыкташ» модыш (игры с яйцами).
Вариант 1. Яйца ставили в один ряд и катали друг на друга по земле: выигравшие забирали все сбитые яйца. Считалось, что кто набирал больше яиц — самый счастливый.
Вариант 2. Катали яйца с горы. Сбитые яйца собирали. Кто набирал больше яиц – победитель.

Игра «Топ» — «Топла модмаш» («Топ»-мяч). Исследователи отмечают, что раньше вместо топ-мяча били яйца. Игрок, поймавший летящее яйцо, считался счастливым.

Игра «Солык» — «Полотенце».

Вариант 1. Девушки и парни вставали парами. Первый парень (ведущий) оставался без пары, держал полотенце. Молодёжь тихо шла по улице или горке. Парень из последней пары, взяв полотенце у ведущего, вставал рядом с выбранной девушкой. Ведущий парень занимал место рядом с девушкой, оставшейся без пары, а свободный парень с полотенцем вставал рядом с новой девушкой. Так игра продолжалась бесконечно.

Вариант 2. Девушки и парни вставали парами. Первый парень (ведущий) оставался без пары, держал полотенце. Молодёжь тихо шла по улице или горке. Последняя пара расходилась в обе стороны колонны и бежала вперёд. Ведущий пытался поймать девушку (ловил только ту, которая нравилась). Свободный парень вставал вперёд и готовился ловить новую девушку.

Пӱртӱс пале – Народные приметы.

Кугече шуматкече деч ончыч шырчык толеш гын, шошо эр лиеш.
Сорта чӱктыш йӱдым кылмыкта гын, Семык марте ок тӧрлане: нылле кылме эркын эрта.
Кугече кечын лум лумеш гын, шурно сай шочеш.
Кугече кечын кечан игече лиеш – шыдаҥ сай лиеш.
Кугече кечын ояр гын, мӱй лектыш сай лиеш.
Кугече деч ончыч кӱдырчо кӱдырта – кеҥеж шолеман лиеш.
Кугече вӱргече могай, кеҥеж тугай.
Кугече эрдене мардежан гын, кеҥеж мардежан лиеш.

Рекомендуемая литература:
Акцорин В. Марий Кугече / В.Акцорин // Кугарня.- 1994. – 29 апрель. – С4.
Ирдуганов И. Кугече: Марий йӱла / И.Ирдуганов // Чолман – 2007. – 28 март.
Евсеев Т.Е. Кугече кумалтыш мут / Т.Е.Евсеев. Калык ойпого. – Йошкар-Ола. 1994 – с.128.
Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. –Йошкар-Ола, МарНИИ, 2003. – С.33.
Кугече // Марла календарь – 2000 ий. – Йошкар-Ола,1999. – С.15.
Кугече // Марийские праздники. – Йошкар-Ола, РЦНТ, 1992. – С.37-38.
Кугече пайрем сценарий // Марий йӱўла калык пайрем. – Йошкар-Ола, 2005. – С.34.
Мамаев В.М. Марий юмынйӱла да пайрем-влак [Марийские религиозные обряды и праздники] / В.М. Мамаев. – Йошкар-Ола, 2014. – С.33.
Марий йӱла пайрем муро-влак: Нот ден возымо мурпого [Обрядовые песни народа мари: Нотный сборник]. – Йошкар-Ола, 2013. – С.12.
Носова С. Тичмаш ташлама гай лийже чылажат / С.Носова // Марий Эл. -2011. – 23 апрель. – С1.
Ош сандалык ончылно: Марий йӱмыйӱлан негызше. Кумалтышмут [Перед светлой Вселенною: Основы марийской традиционной религии, молитвы] /Составитель А. Таныгин. – Йошкар-Ола, 2012. – С.26.
Пехметова С. Кугече – тӱням помыжалтарыше пайрем /С.Пехметова // Марий Эл. – 2002. – 8 май.
Попов Н.С. Марийский народный праздник «Кугече» / Н.С.Попов // Полевые материалы марийской этнографической экспедиции 1980-х годов. –Йошкар-Ола, МарНИИ, 1993. – С.52 – 76.
Попов Н.С. Кугече / Н.С.Попов // Ямде лий. – 1999. – 10 апрель.
Таныгин А. Тӱнян угыч ылыжме жапше /А.Таныгин // Марий Эл. – 2003. – 26 апрель.
Тойдыбекова Л. Кугече … ыш код тулыкеш /Л.Тойдыбекова //Кугарня. – 1993. – 9 апрель. – С.8.
Тойдыбекова, Л. Кугече «ташлама» — куштымаш корка / Л.Тойдыбекова // Кугарня. – 1993. – 16 апрель. – С.8.
Федоров В. Есть такой обычай: об обычае крашения яиц /В.Федоров // Молодой коммунист. – 1984. – 19 апреля.

Подготовила Галина Петухова,
методист Республиканского центра марийской культуры

Источник: Этнокультурный журнал «Арслан»

2 комментария

Filed under Статьи, Фольклор и традиции

2 responses to “Календарно-обрядовый праздник Кугече

  1. Елена

    Йодыш уло: 21 май кече кумалтышым эртараш йора ме але вараш?

  2. Лайд

    Поро!
    Очыни, 20 майыште, рушанрян, келшен толеш.
    Йоҥылыш ом лий гын, шочмынат эртараш лиеш. Вӱргечым марий-влак келшен толдмылан шотлат.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.