«Мы хотим, чтобы мари как народ сохранился»

3DCCB4DE-2E7F-45D3-B2C7-A3522C370B6E_w1597_n_r1_sВ Йошкар-Оле состоялся торжественный вечер в честь 100-летия самоназвания «мари», введённого в официальный оборот по решению областного съезда марийцев. Кто пришёл 23 февраля на мероприятие, организованное » Марий ушем», и о чём говорили общественники — в материале корреспондента «Idel. Реалии».

«ИСТОРИКИ ПИСАЛИ, ЧТО У МАРИЙЦЕВ НЕТ БУДУЩЕГО»

В Марий Эл заметно активизировалось обсуждение проблем, о которых не так давно не было возможности говорить. Это признают и общественники » Марий ушем». Идея провести форум, посвящённый самоназванию «мари» была высказана в конце прошлого года. После этого произошло несколько событий, которые повлияли на формат встречи. Так, о 100-летии замены «черемисов» на «мари» говорили на недавней конференции в Национальном театре им. Шкетана. Вместо форума 23 февраля решили провести торжественный вечер. А перед его проведением появилась информация, что так или иначе о смысле и значении нового наименования народа общественники будут говорить весь 2018-й год. По-крайней мере, летом и в конце года состоятся ещё два форума, посвящённые этой же теме.

Торжественный вечер начался с выступления Василия Пектеева, который полтора десятка лет не мог жить и работать в Марий Эл из-за «запрета на профессию». Несколько дней назад Пектеев стал режиссёром-постановщиком национального театра им. М. Шкетана.

— Уважаемые гости — те, кто приехал из Чувашии и те, которые не говорят по-марийски, — то, что мы, марийцы, 100 лет назад осознав себя самодостаточным народом, уважающим себя, вернули наше самоназвание и отказались от названия черемис, которое многими в России воспринималось тогда как оскорбительное. Многие приводили переводы слова «черемис» — не воинственный человек, а другим словом, означающим чере — болезнь. Некоторые историки писали, что нет у марийцев никакой истории и нет будущего, потому, что у них кроме трахомы и болезней ничего не осталось. Эти люди считали, что марийский народ обречён на вымирание.

Сто лет назад мы, марийцы, осознали, что достойны лучшего, что можем быть равными среди равных народов России. Эта идея, объявленная сто лет назад, к большому сожалению, до сих пор ещё не претворена в жизнь. Нам ещё предстоит долгий путь для того, чтобы руководители государства российского осознали, что даже такие малые народы в составе Российской Федерации имеют законное право говорить на родном языке, учиться на родном языке, наш язык должен быть полностью поддержан государством, соответствующей статьёй Конституции.

Я благодарен организаторам, думаю, что сегодняшнее мероприятие даст импульс для конструктивного диалога с руководством республики, Российской Федерации, что понимание того, что Россия — это не только православная церковь, не только русское государство, как многие сейчас проповедуют, а что это именно федеративное государство, где живут равноценные, равные друг другу народы. Мы хотим осознавать и гордиться тем, что мы граждане России, наделённые всеми правами, которые нам гарантирует Конституция, в том числе и правами на язык. Только тогда, мне кажется, Россия может стать сильной мировой державой, которой мы будем гордиться и куда бы мы не поехали, будем говорить: «Да, я из России, но я — мари».

«ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ НА ВЗАИМНОЙ ОСНОВЕ»

Николай Лукьянов, представляющий Чувашский национальный конгресс сказал, что татарский всемирный конгресс тоже уполномочил его представлять здесь:

— Те трудности и проблемы, что были связаны с процессом трансформации нации из черемис в мари нам, чувашам, непонятны совершенно. Я полагаю, что у вас был трудный выбор 100 лет назад. Скорее всего, это был сложный процесс.

Как мне представляется, целью всех национальностей, которые проживают на территории Российской Федерации, имеющих или не имеющих свою государственность, заключается в том, чтобы сохранить, обеспечить сохранность России, как федеративного, демократического, цивилизованного европейского государства. Я полагаю, что марийцы, как татары, как чуваши, как чеченцы, как и все народы, будут помогать великому русскому народу сохранить Российскую Федерацию, обеспечить её процветание и быть достойно представленным субъектом международного права. Это наша обязанность. Однако вся любовь и уважение должны быть взаимными. На паритетной основе.

Заслуженный артист Марий Эл, солист республиканского театра оперы и балета им. Э. Сапаева Вячеслав Созонов рассказал о своей недавней инициативе:

— Василий Александрович Пектеев привёл разные переводы слова «черемис». Один из смыслов был, что это больной человек. Я думаю, что больной человек, больной народ, не могут иметь искусную вышивку, танцы, тридцать лет сопротивляться преобладающим силам после взятия Казани. Не может больной человек сохранять свою религию и оставаться единственным народом-язычником, последним в Европе. Я думаю, что перевод «черемис-воин, или человек войны», скорее всего самый лучший. Конечно, было бы правильно, что каждый народ должен называться так, как он себя называет. Наш народ не единственный такой: северные осетины — аланы, якуты — саха. Удивляться нечему. Я приветствую, что сто лет назад всё это произошло, но забыть историю, выкинуть слово, которым нас называли тысячу лет, это по-моему неверно. Нас так называли враги, союзники тоже называли так. Отрекаться от своего бывшего имени, по-моему, нечестно. Чтобы долго не говорить, я сделал уже газете «Марий Эл» предложение: поставить огромный монумент, скорее всего в Моркинском районе, на каком-нибудь большом кургане. Пусть это будет мемориал, который будет вдохновлять нас быть народом, имеющим честь. Мне кажется, можно будет поминать там наших воинов, которые сложили за многие сотни лет свои головы, за то, что мы есть, что у нас ещё свой язык есть, мелодия своя и танец. Мне кажется, я правильно думаю. Хочу поддержки в этом вопросе. Это будет очень хорошо для самочувствия народа.

НЕ ХВАТАЕТ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ

Сопредседатель » Марий ушем» Владимир Козлов проанализировал концепцию национальной политики в Марий Эл, принятую в 2015 году. Первый её пункт касается сохранения и развития культуры и языков, укрепления духовной общности народов России, проживающих в республике. Во втором пункте говорится о создании условий для сохранения самобытности и развития культуры марийского народа и народов России, проживающих в Марий Эл. В концепции сказано и об укреплении статуса республики как исторического, духовного и этнокультурного центра всего марийского народа.

1FBB24C9-C60A-4D1C-BA62-AC907F3F1B65_w1023_r1_s

Владимир Козлов

— Особо подчёркивается, что создаются условия для осуществления родителями выбора учебных предметов, курсов, дисциплин по основам духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, основам мировых религий, марийской традиционной религии, — прочитал Козлов. — На эти пункты хотелось бы обратить внимание. С позиции нашей организации и общественников вообще поговорить на эту тему.

Мы сегодня говорим о названии и самоназвании нашего народа. Мы не отрицаем слово «черемис». Это пройденный нами длительный исторический путь, это наши славные моменты, которыми можно гордиться, это путь, пройденный нашим народом в советский период. Мы говорим, насколько важным в духовном подъёме было влияние слова «мари». Думаю, что никто не будет возражать, что называясь мари, мы достигли немалых успехов. Организовали марийскую автономию, создали национальный театр, Марийский госуниверситет. По национальности мари в Советском Союзе и России немало людей, которые представляют не только нашу республику, но и всю страну. Мы гордимся их именами. Если можно так сказать, в 21 веке немного мы стихли. Знаем, что для этого были определённые причины. Наверное, потому, что многое зависит от руководителя национальной республики (не буду каждый раз называть имя Леонида Маркелова). Мы, общественники, ставили задачи по сохранению культурного наследия.

Сейчас мы столкнулись со многими проблемами. Говорят о проблеме с марийским кадрами в органах власти. Посмотрите, все эти 15-17 лет было воспитание марийских кадров? Не было.

Мы говорим, что планировали поставить памятники нашим национальным героям, говорим, что в 2020 году будем отмечать столетие нашей автономии. Извините, а где памятник нашему первому председателю исполкома Ивану Ивановичу Петрову? Его не видно. Нашим выдающимся личностям, марийцам вообще уделяется мало внимания. Мы говорили о том, что в Йошкар-Оле необходимо поставить памятник Валентину Колумбу (марийскому поэту). По своей инициативе его племянник добился через фонд «Наследие», чтобы памятник Колумбу появился в его родной деревне. Недавно открыли мемориальную доску в Кирове, где преподавал марийский просветитель Павел Глезденёв.

Козлов сказал, что привёл пример общественников не случайно. Они потратили по нескольку лет на то, чтобы добиться увековечивания памяти земляков.

— Это не единичные примеры того, что общественники не только оперируют словами, а чего-то добиваются. Но вы прекрасно понимаете, что если на установку памятника потерять четыре с половиной года, а мемориальной доски — три с половиной года, то сколько лет нам будет нужно, чтобы подтвердить сохранение и развитие нашего культурного наследия. Здесь есть представители правительства — мы считаем, что этим вопросам нужно уделять больше внимания. Мы надеемся, что нас услышат, это не просто так говорится, а в надежде, что будут определённые результаты.

Козлов рассказал и о том, как в республике проходило празднование 100-летия старейшей общественной организации:

— Для того, чтобы отметить эту дату в Йошкар-Оле, в каком-либо учреждении культуры, мы потратили очень много времени. Три с половиной месяца, начиная с декабря 2016 года. Запланировали торжественный вечер на 18 марта (2017 года), но не сумели провести. В родном городе, столице республики Марий Эл по разным причинам нам не смогли предоставить помещение. Была написана масса писем. Смогли провести после 12 апреля. Нам принесли бумагу, ответ на нашу просьбу (её мы направили ещё в феврале), что разрешают. Непросто быть общественником, иметь своё мнение и при этом чего-то добиваться.

Сопредседатель » Марий ушем» сказал, что целью организации всегда оставалось сохранение народа, языка, «чтобы нашим потомкам передать духовное и всё остальное накопленное предками богатство»:

— Применительно к концепции национальной государственной политики я хотел бы сделать такое обращение. Есть хорошие законы, хорошие концепции, Конституция республики Марий Эл, другие законодательные акты. Нам бы хотелось — я сейчас говорю от имени » Марий ушем», чтобы механизмы реализации всех этих законов действовали. Получается часто так, что по закону, по отчётам всё хорошо, а в жизни — не так.

Мы говорим, что в республике Марий Эл есть все условия и законные основания для развития. Если у нас падает сельская культура — мы знаем, что повально закрыты в целях оптимизации сельские дома культуры, школы в районах. Я понимаю и обоснование тех, кто закрывал. Но мы же думаем о будущем своего народа, мы не можем с этим соглашаться. Мы хотим, чтобы развитие было и в селе, чтобы мы — народ, сохранились. Чтобы не было никаких конфликтов, чтобы мы понимали и поддерживали друг друга.

19A68061-15DA-4C6C-9EAC-B3AAF3644B85_w1597_n_r1_s

ЯЗЫКОВОЙ ВОПРОС: СЛОВА НЕ ДОЛЖНЫ ИДТИ ВПЕРЕДИ ДЕЛ

Член правления » Марий ушем» Василий Петров рассказал о том, что пока не будет озвучивать предложения рабочей группы по статусу марийского языка, созданной после «круглого стола» по проблемам изучения, проведённого по инициативе общественников.

— Наша позиция такая: слова не должны идти впереди дел, — сказал он. — Сначала отправим эти обращения чиновникам, а затем уже расскажем об этом по результатам. Мы разобрали этот вопрос очень глубоко. Пришли к существенным практическим выводам, которые могут изменить ситуацию с родным языком. Она сегодня явно не удовлетворяет марийскую общественность.

ДВЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ НА ВЕСЬ РАЙОН

Приехавшие из районов общественники рассказывали о проблемах, с которыми сталкиваются и о том, как они решают их.

Николай Семёнов из Волжского района (он был кандидатом от партии «Зелёные» на выборах главы Марий Эл в 2017 году) рассказал о том, что в год экологии удалось добиться отмены передачи земли под строительство завода по утилизации отходов.

Активист Владимир Унжинин из Кировской области о том, что ведёт общественную работу с конца 1980-х годов. Он напомнил, что в деревне Мари-Ошаево Пижанского района с 1993 года работает областной центр марийской культуры. Его открыли по соглашению властей Марий Эл и Кировской области.

Член правления » Марий ушем» Алексей Гаврилов предложил провести в Мари-Ошаево выездную конференцию общественников. Возможно, таким образом начнётся восстановление связей с диаспорами из других регионов.

Поэт из села Ронга Советского района Альберт Васильев рассказал, что «за последние годы правления Путина у нас закрылись пять начальных марийских школ». Детей начали возить на учёбу в Ронгу. Но и там ситуация с изучением родного языка — катастрофическая:

— В Ронге, где 90 процентов населения марийцы, марийский язык не изучается, как родной. Ладно хоть несколько семей, которые болеют за родной язык, начали возить детей в Верх-Ушнур (там находится самая известная марийская школа республики; село Верх-Ушнур — в нескольких километрах от Ронги, оно тоже входит в состав Советского района Марий Эл). У нас в районе только ещё в Кельмаксолинской школе марийский язык сохранился. Больше нет. Разве будущие поэты, писатели марийские могут появиться в Ронге? В республике каждый год готовятся кадры для республики. У нас в штате четыре руководителя кружка — ни одного марийца, все русские.

Заслуженная артистка Марий Эл, певица Раисия Данилова рассказала о беспокоящей её современной массовой музыкальной культуре:

— Я 35 лет проработала музыкальным редактором республиканского радио. Оно воспитывало людей, используя правильную музыку. Лет 15 назад организовали работу нового радио (Данилова имеет ввиду «Радио Марий Эл», входящее в государственное автономное учреждение культуры «Марий Эл Телерадио»). Как я считаю, это лично моё мнение, через посредство музыки сейчас идёт сплошная дебилизация марийского населения. Это радио охватывает всю территорию Марийской республики и места компактного проживания мари. У нас сейчас в республике две основные специальности: певцы и продавцы. Ну ещё композиторы есть и поэты. Всё это в одном лице.

В качестве примера Данилова пропела несколько строчек песни одной из исполнительниц «Мурызо рвезе…», с повторяющейся фразой, которую можно перевести как «Поющий мальчик, ты мне нужен»: Очень жаль, что господин Васютин (Михаил Васютин, первый заместитель председателя правительства Марий Эл, с конца 1990-х до 2017 года был министром культуры республики; он пришёл на торжественный вечер, но не стал занимать место в президиуме) уже ушёл. Когда я его спросила, слышит ли он, о чём поют в эфире этого радио, он сказал: «А тебе какая разница, звучит марийская речь и хорошо». Я не мари, я черемиска, к вашему сведению. И очень этим горжусь. Может быть обратиться к министру культуры, тому же Васютину, сейчас. Пусть сделают ревизию, что поют. Я иногда включаю — называю его «Чокым радио» (радио наугад, случайно).

— Это произведение, что ли? И вот такие песни звучат изо дня в день. Я в хорошем смысле националистка. Если я уважаю татарскую, русскую культуру, то не прошу, а требую такого же отношения к моему языку, к моей культуре, к моей литературе и к моему народу.

100-летию самоназвания народа мари будут посвящены конференции, запланированные на 26 апреля и 4 ноября. Представители » Марий ушем» намерены продолжить обсуждение проблем национального развития в республике.

Дмитрий Любимов

Источник: Idel.Реалии

7 комментариев

Filed under Статьи

7 responses to “«Мы хотим, чтобы мари как народ сохранился»

  1. прохожий

    Активность похвальна, только это буря в стакане, активность должна перейти на практические рельсы, законодательство не изменить, работать и работать с родителями и населением марийских деревень и сел это первый шаг и главный шаг:
    — нужны сельские сходы, на которых выяснять и причину закрытия школ, уверен, что они не проводились и школы закрывались на основании родительских собраний, где главы доводили до них разнарядку по закрытию школ.
    Ронго — марийская деревня — стыдно, что общественность здесь не работает, все пущено на самотек и этим пользуется власть — ведь проще объявить что язык не востребован и убрать из программы.
    Печально, но еще пару поколений и поминай как звали, останутся отдельные словечки.
    Альберт Васильев — у Вас в руках слово, зажгите людей своей поэзией

  2. корныш лекше

    «Мы хотим чтобы мари как народ сохранился» — Ку:леш, Ку:леш, а ке: тидым ышташ ту:н»аглеш? Мыняр ий тидым колына, а лектышыже уке мо? Пример семын ик сен»ымаш нерген серыза, маграш чарныза, активист влак. Те магрен шинчеда да трибуныш ку:зеда, а калык лан мом ышташ?
    Мый шонымаште корным ту:н»алаш салымаш гыч. Эн ончыч верысе депутат-влакым сайлыман, вара район, олассе депутат влакым.
    Корныш лекман, трибунышто шоген пашам от шукто.
    Чылан вет тидым умлена, а корныш она лек…. кодеш магрен шинчаву:дым йоктараш.

  3. Pingback: «Мы хотим, чтобы мари как народ сохранился» — MariUver | Viktors Blogers

  4. Эчан

    Пеш сайн возымо. Келшем тыгай шотан мутдене и шонымашдене, кулеш грамотный мари политик-влак, чувствуется кадровый голод.
    Данный вопрос крайне актуальный !

  5. Лайд

    Поро!
    «Корныш лекше», тендан дек ик йодыш: «Могай корно дене коштыда? Молан мемнан корнына ок ушно?»
    Тидын дене мом ойлынем ыле: «Марий ушемже» эреак корнымбалне — йылме йодыш шот денат, мер паша шот денат, историйым шымлыме да виян*дыме шот денат. Культур мероприятийым эратрыме шот денат — кеч вот тидыже (посна мероприятий шотышто ойлем) мемнан у*мбалне огыл, а министерстве у*мбалне лийшаш ыле.
    Могай оранизаций конкретне пашам ыштен депутат да главам (марийым!) сайлыме шотышто — адакат «Марий ушемак» веле. Чын огыл мо? Ме тиде ийлаште трибун ончылно огыл, а каклык коклаште лийынна.
    Сандене «Корныш лекшын» «ку*леш» шомак деч коран*ман манмыж дене келшена.
    «… Активность похвальна, только это буря в стакане, активность должна перейти на практические рельсы…»
    Практический манмаште ме шукертсек улына.
    Но вот те ойледа «Сайлымаш… Сайлымаш!..» А вот сайлымашышкыже мо дене миен лектына. Яракидын… Ямдылалтде, ни экономически, ни политически. Кок велжымат финансово пен*гыдемден шогыман.
    А мемнан дене сайлымаш манмыжым сайлымаш ту*н*алме деч ончыч гына шарналтат.
    Ну, сен*аш шонена гын, тачак экономический, политический да чыла ту*рло* негызым ыштыман.
    Тидлан Инетрнетыште гына шинчыме да туныктымо шагал.
    Шинчаву*д шотышто — тудыжо шукертак йоген пытен. Шорташ ку*леш лиеш гынат, эсогыл шорташыжат «»нимо дене».

  6. корныш лекше

    калык деке чын шомак дене лекташ к»леш, окса уке гын есе, но мый палем, калык чын шомакум умла, ужеш ке» тыгай мутым кучылтеш и вара ишанаш ту»н»алеш. Калык вийым окса дене темдалаш огеш ли. Вот тыгай политика Козлов йолташ. Чын да шу»мгыч лекше шомак калыкым ик корныш уша.

  7. Лайд

    Поро!
    Чаманаш перна, Корныш лекше, калыкшым окса денак темдат.
    Келшем, калык вийжым темден огыт керт. Но жап эртыме семын темдалтше калыкын вийжат лушкен толеш — тиде властьын политикыже. Тыгачк нуны расчетышт.
    «Маий ушемат» «чын а шу*м гыч лектше шомак калыкым ик корныш уша» манме ойлан у*шана. Тольык илышыже гына вес семын по*рдеш. Ко* лушкыдо да муньырий — тудак шокшо верыш пурен шинчеш.
    Меат тыгак шонена — калык ушыжым по*ртылтышаш, шуко шомак кокла гыч чынжым умылышаш.

Добавить комментарий для прохожийОтменить ответ