Родион Чузаев о 100-летии Съезда народа мари

И «Марий ушем»

Источник: Республиканский центр марийской культуры

37 комментариев

Filed under видео

37 responses to “Родион Чузаев о 100-летии Съезда народа мари

  1. Лайд

    Поро!
    Тау,Родион Иванович.
    Родо-влак, тыгайжымак «лекций» термин дене ида ончыкто.
    Ок келше.
    Меат студент гына огынал.

  2. елена

    Почему бы не провести в Казани съезд марийского народа с приглашением известных спортсменов, политиков, писателей и т.д. совместно со всеми общественными организациями?

    • Аноним

      А почему именно в Казани, а не в Тюмени?
      В Тюмени тоже живут и татары, и марийцы, и чуваши, и удмурты… и политики в Тюмени есть от партии Жириновского и от КПРФ и от партии власти…

      • Елена

        Почему в Казани? По той простой причине, что в 1918 году первый съезд прошел в Казани! Как раз будет 100-летие! Если Мари ушем 1918 года , это же не значит, что именно нынешний Мари ушем. Это и достояние НКО, Мер Канаш и других марийских общественных организаций! Как раз в Доме дружбы народов имеется для этого подходящий зал! 1.5 часа работа секций ( предприниматели, писатели, учителя, политики, студенты и т.д.—у каждого обмен опытом и знакомство в своей секции) , затем 2 часа общее собрание в конструктивном режиме без излишних пафосных речей. И все! как раз 4 часа достаточный срок. В фойе можно устроить выставку новейших книг по разделам. Затем выпустить итоговой сборник выступлений. Главное, сделать так, чтобы каждый получил себе полезное и импульс для дальнейшей деятельности!

        • Аноним

          Возможно действительно не худший вариант. Пригласите гостей из зарубежья, при этом не забудьте и про Украинскую диаспору.
          Если напрямую обратиться к Р.Н. Минниханову с просьбой посодействовать организационно-финансово, в проведении данного мероприятия то всё может получиться наилучшим образом. Просьбу также увязать с историческими параллелями. Пора.

      • Елена

        + для разбивки 8-10 отдельных концертных номеров типа Веселова, отдельных танцоров, чтения стихов. Без бабушек и теток в пестряди—их слишком много в последнее время . да и народ уже подустал от однозначных личностей.

        • Бабушка марийка

          Елена в переводе с нашего родного марийского языка складывается из слогов, ел-ен-а – а едят люди. Это как понять? Елены едят людей? Извини, конечно, я же не имела это ввиду, как в прямом смысле, а в переносном.
          «Без бабушек и теток в пестряди—их слишком много в последнее время. да и народ уже подустал от однозначных личностей».
          Ты устала от нас, от стареньких бабушек и пёстрых тётушек?
          «слишком много в последнее время» — ты нас хочешь отправить всех на кладбище?
          Дитё, очнись! Что ты говоришь своим языком? В своём ли ты уме?

          • елена

            Менять надо и форму проведения съездов, собраний и состав выступающих! Вот что я имела в виду.

            • Аноним

              Так возьмись и делай, Елена. Шуму много, а делать -то кто будет? Очнись, действительно, вся марийская культура в смысле плясок, фольклора и праздников на одних старушках держатся. Потому что молодым наплевать на это, как на общественную нагрузку. Разве бабушки в этом виноваты? Их благодарить и на руках надо носить, потому что после них уже ничего того, чем они сейчас занимаются, не будет, все рассыпится. А что же сама молодых не подпрягаешь?

              • Аноним

                Так ведь Елена вам уже сказала: «Без бабушек и теток в пестряди—их слишком много в последнее время. да и народ уже подустал от однозначных личностей».
                И Елена «подустала от однозначных личностей», а ты опять зовёшь её плясать, да топать — у неё ножки болят, а прыгать в волейбол — не глотать валидол и читать стихи — замолять грехи.

      • Аноним

        Нет. В Суксах мы уже были, а в Суксуне мы ещё никогда не были. Давайте поедем в Суксун! Там тоже есть и татары и марийцы. И посмотрим на Суксун и сравним Суксун с Суксами!…

    • saiver

      А почему бы нет? Географически — идеальный центр. Да, и Казань, как политэтнокультурная столица Поволжья вполне подходит для этого.

  3. Аноним

    А вот что говорил Джавахарлал Неру (जवाहरलाल नेहरू) в отношении своей собственной интеллигенции и английских колонизаторов:
    «Интеллигенция, воспитанная колонизаторами, является главным врагом собственного народа», хотя он и сам из числа интеллигенции.
    Он это сказал в отношении своих коллег-собратьев — самокритика.
    А как же думает наша интеллигенция по этому поводу?

    • Спасай, кто тебе мешает?

      Так давай спасай марийскую интеллигенцию и народ от русских колонизаторов под руководством Путина. Кто тебе мешает? Пока ты служишь путинской власти за деньги в органах.

  4. Римма Катаева

    Р. И. Чузаев впервые, первым после академика К. Н. САНУКОВА, членов ООО «Мари Ушем», его председателя КозловА В. Н. за 15 лет после упорного постыдного замалчивания …, организации искусственного раскола марийского национального движения прежним руководством Республики Марий Эл озвучил исторический факт роли и значимости создания общественного движения марийского народа, образования «Мари Ушем», проведения первого съезда народа мари в 1917 году. Образования Марийской автономии в 1920 году.
    Спасибо Родион Иванович.
    Ты совершил поступок достойный уважения. Признания государственной значимости марийского национального движения.
    Тау мутым ойлыман.
    Молан?
    Кызытат марий калык толкын шочмо нерген, “Mарий ушемын” 100 ияш юбилей нерген эше лӱдын, чытырен шинчыше айдеме улыт.
    Чыла марий шӱлышан ушем-влаклан ИК ешыш — МАРИЙ УШЕМЫШ уэш чумыргаш чаракым ыштат.
    Родион Иванович моткоч сай, кӱлешан ОШКЫЛЫМ ыштыш.
    Интернет — сай амал, йӧн улеш умбакыжат ТӰНЯМБАЛ кӱкшытыштӧ “Мари ушемын”, марий калык толкын улмым, вийжым, ӱшанжым пеҥгыдемдаш.
    Книга Эн сай шарныктыше документ.
    Возышо исследователь-шанчызе-ученый ШКЕ пашажым калыкыш луктын.
    ЫНДЕ самырык тукым деч вучена надырым — умбакыже илаш тыге, мом сугыньленыт 100 ий ончыч, 1989-1992 ийлаште марий Талешке-влак.

    • Чолгаеҥ

      Родион Иванович тиде «лӱддымӧ поступкыжым» Маркелов годым ышта гын, чынжымак «поступко» манам ыле, а тудо ӧрдыж гыч эрыкан марий толкыннам кырымым, пытарымым шып ончен шинчыш…
      Вара «Марий ушем» 100 ий лӱмгечыжланат тудо, Минкульт да моло Маркеловын «марий чолгаеҥышт-влак» мом ыштышт? Ик книгам вашке-вашке луктыч, ик конференцийым да ик видеолекцийым…
      Пеш чот марий мер толкынын 100-ияш лӱмгечыжым «пагалат»…

  5. Лайд

    Поро!
    Ну и много ли толку, что в Башкортостане на правительственном уровне (Марий Эл + Башкортостан) провели научно-практическую конференцию 2 июня 2017 года… Прошло полгода… Вы видите какой-то сверхрезультат?
    Не то что «сверх», не видно и простого результата. Не мне судить, но в Башкирии и общественное движение затухает.
    То, что книгу под эгидой I Съезда Мари выпустили — так это уж «на скорую руку». До научно-популярного уровня это немного даже не дотягивает, хотя готовили её Минкульт, МарНИИ, музей… Можно и нужно было сделать посерьезней, с исследовательским уклоном. Нет там глубины. Пусть не обижаются те, которые готовили.
    Вот видите, «Марий ушем» только заявится с идеей, тут же просунутся с ложной инициативой — «со II Съездом»… А материала-то нет, народ не готов (т.е. даже не поработали, чтоб они были готовы).
    «Марий ушем» в своем решении на отчетно-выборном собрании (добавлено в редакционной правке) всему миру заявил, что будет проводить «100-летие самоназвания МАРИ». Тут же следом появляется «рупор», наш уважаемый Родион Иванович, и его устами озвучивается (что услышали по видео).
    В прошлом году с брендом «I Съезда Мари» хоть в ушах остались. Но это было сделано для того, чтобы подавить все старания общественников, т.е. «100-летие «Марий ушем» «Союз мари».
    Интересно, кто так манипулирует общественным сознанием?

    • Аноним

      Эта явно работа главного интеллигента взращенного колонизаторами. В республике появилась освобождённая должность для проведения различного рода манипуляций среди народа мари. И удивляться тут нечему. Ему ведь необходимо отрабатывать свои 30 серебряников? Вот он и будет. При этом не перед чем не остановится, и даже не удивлюсь если по головам пойдёт. Ему терять нечего. Связь с интересами народа он уже давно потерял.

      • Правильно!

        Долой русскую колониальную систему во главе с Путиным!

        • Аноним

          Задайтесь вопросом кто сегодня себя считает русским? Это потомки тех-же марийцев, удмуртов, башкир и т.д. Теперь задайтесь вопросом кто по национальности члены правительства России. Неужели вы думаете руководители, если бы они были действительно русскими по национальности стали бы гнобить свой же народ? И ведь страдают от произвола Москвы не только национальные окраины, но и регионы населённые русскими. «Русские» это не нация — это люди без национальных корней, а по простому обрубленные (РУ бль — РУ пел). Разве нет обрубленных «русских-марийцев» в правительстве Евстифеева (кстати тоже характерная фамилия, пожалуй даже дважды)? Всё намного сложнее.

          • Правильно!

            Русские же те же нацменьшинства наполовину. Зачем сохранять языки нацменьшинств? Лучше превращаться в «своих» русских. А во всех бедах России виноваты евреи… Завел свою старую пластинку антисемит PORO. А русский царь Путин со своей системой, конечно, не виноват, виноваты злые пешки системы васютины…
            Не надо нас считать за ПЕЛторта 🙂

            • Аноним

              Вас то точно можно причислить полностью к Торта, а не ПЕЛторта. Вы что думаете Путин чистый русский? Во всех бедах России виноваты не только евреи, хотя и их роль значительна. Вы посмотрите кто при власти, и около власти в республике: Минаковы, Швецовы, Пейсаховичи. Вы ещё будете рассказывать, что они «русские» по происхождению? А наш главный коррупционер Маркелов, его фамилия по матери Хазин. И что теперь ответите?

    • Елена

      1. Скажем оптимистично, » и то ладно, что провели!» 100-летие Великого Октября вообще прошло не заметно! А оно было событие международного значения!
      2.Общественное движение везде затухает! и то ладно, что до сих пор имеются марийские самаритяне.
      3. На счет сборника. не у всех имеется такой опыт и такое мастерство: кто во что горазд!
      4. Никто не спорит, что в марийском мире имеется свой Гали Патыр под названием Козлов В.В. И тем более никто не спорит, что материалов на съезд не имеется (вряд ли и будет). И в принципе,в Татарстане вряд ли кто хочет тратить свое время, свои нервные клетки на подготовку съезда марийцев!
      Но никто же не мешает хотя бы помечтать о том , КАК МОЖНО БЫЛО БЫ ПРОВЕСТИ МАРИЙСКУЮ ВСТРЕЧУ инициативных, неравнодушных к судьбе своего народа людей!
      А вдруг?

    • Аноним

      Лайд чын. Башкирийыште мер толкын пыта гына огыл, уже йомын. Рушла манаш гын, иммитаций дене вашталтеныт. АЧузаев нимом уым почын огыл, лекцийым лудмо гай Икмыше съездын исторический значенийже нерген кутыркален шинчылтеш. Ученый енлан тиде путырак лапка. Да, илышым вашталтеныт тугодсо марий-влак съездышт дене. Чузаевлан огыл таум ойлыман «за комментирование тех событий», а тунамсе талешке марий-влаклан. А ме нунын ыштымыштым, лектышыштым умбакыже кугемден шуйышаш олмеш, йомадарен-тошкен толына. Мом 100 ий ончычсым ойлаш, уэш-пачаш ту:яш? Тидым чылан палена. А вот тугодсо гай уэшын калыкым, шанчызе, талешке да мер пашаен-влакым тарватен шкенан йылмынам, культурынам, литературынам, йу:ланам, эн ту:нжо КАЛЫКНАМ арален кодаш, у ку:кшытыш но:лталаш кызытсе у мероприятийым, ты годсо саманлан келшыше келгытан да кугытаным эртараш темлыше лиеш гын, тиде айдемым мокталташ гына огыл, нумал кошташ лиеш ыле. Исторический негызеш энертен, тудым пример семын кучылтын, у семын ончалын, молан у ойым огыт тарвате ученый да да мер пашаен-шамыч? Вет ынде чылан грамотан улыт, 100 ий годсо дене танастараш гын…

      • Илья Бирский

        Лайд и аноним от 04.01. совершенно правы. Организаторы конференцию 2 июня в Бирске провели ради «галочки», такой цели — иметь какой-то результат, просто не было. Наоборот, ужасно боялись появления там » возмутителей спокойствия». В качестве представителя Бирской администрации выступал Д. Ибашев (он же — «нац.-культ.автономия»). Он отказался сообщить мне дату и время проведения конференции, так же поступили в администрации. Мероприятие было проведено скрытно от марийской общественности Бирского региона, никаких обьявлений, рекламы не было, я узнал о прошедшем мероприятии из красивого постановочного репортажа в местной газете уже после. Зал заполнили случайными людьми, желающими посмотреть бесплатный концерт. Башкирийыште марий общественный движенийыш ушнен кертшашлык ен-влак пеш шагал кодыныт. У уральских и башкирских мари уже нет своей национальной молодёжи. А для «аракма мари» вопросы национально-культурного развития совершенно чужды. Создавая в 1989-91 гг. Марий ушем РБ, мы, конечно, понимали, что являемся последним поколением мари, которые могут что-то ещё предпринять. Сделали все, что смогли А.Асмаев(Шаранский район), М.Ильтубаев(Калтасинский район), И.Баймиев(Балтачевский район), М. Шамшиев и А. Минилбаев(Мишкинский район) и т.д. Увы, их усилия оказались недостаточными, для нацменов преодолеть админ.барьер просто невозможно. И башкир. элита оказалась и продажной, и недальновидной. Рос. гос. политика направлена на русификацию, что и происходит.Администрации разных уровней, естественно, являются проводниками этой политики. Если где есть «культур.автономии» мари или прочие общ. организации как придатки этих администраций, то они часто используются для прикрытия этой политики русификации, т.е. «пускают пыль в глаза» проведением формальных, ничего не значащих или малозначительных мероприятий, подменяют серьёзный разговор по проблематике на что-то другое, на песенки-плясульки и т.п.

        • Илья Бирский

          Учителя, влившиеся в Марий ушем РБ, оставались людьми системы («жить в обществе и не зависеть от него нельзя»-Ленин). Максимум, что мог сделать глубокоуважаемый директор школы М. Ильтубаев после той критики Марий ушем РБ как националистов и ликвидации его регистрации — это созданиие той формальной Калтасинской культурной автономии,которая если и проводит что-то, но не приводит к значимым результатам. Марийцам вбили в головы, что своим национализмом могут гордиться только русские, а нерусским национализм противопоказан. Итог ясен: нет националистов — не будет и народа; марийское движение в Башкирии просто некому возглавить. «Не вписавшиеся» в систему руководители Марий ушем — Пектеев из Марий Эл и Кунакбаев О. З. из РБ были вынуждены покинуть свои республики. Но у’шан нигунам огеш йом. Шке калыкнам переген коден кертына гын, лектыт эше нунын кокла гыч тале ен-влак. Прогресс человечества двигают яркие личности вопреки сопротивлению серой массы. Если человеческое сообщество предрасположено к развитию, то стагнации как сейчас в России — временные явления,т.е. и в общественном развитии возможен прорыв — как возврат к идеям коммунизма, так и яркий расцвет национальностей, в т.ч. и марийского народа.

        • Аноним

          Илья, если сделали все, что смогли, то что-то должно было остаться после вас в качестве результата?Где же это ВСЕ, что вы сделали? Что осталось в результате вашего СДЕЛАЛИ? Если узнал о конференции в Бирске (конечно, это был фарс, а не конференция, с этим соглашусь) только после ее проведения, где же ты жил? В подвале? Газетым лудаш ку:леш. Марла газетлаште ончычак увертарен шогышт, съездлан 100 ий темме вашеш общественный да культурный мероприятий-влакым эратрыме нергенат ятырак лудаш лиеш ыле. Еным ит воштылто, тый дечет шылтен конференцийым шолып эртареныт манын. Завистник да ревностный койышетым луктын шу, тунам шканетат куштылгырак лиеш да марий-влакланат пайдам кондымо пашаш ушнен кертат. Эре ала-мом карет да тоштым ушештараш толашен возгалет. Пуйто тугодсым тый дечет посна ниго: ок пале. Да, интернетыште кызыт шинчыше-влак огытат пале дыр, садлан мом возет, тудым «нелын» кодтен кертыт ушышт дене. Тый Голос Америки радио гай толашет: 90 процент ойлымет дене келшаш лиеш, но 10 процентшым шойыштат. Шкендым выпячиватлаш тыршет исторический кугу рольым модшо гай. А пашатше кузе койын огыл башкир марий-влак коклаште, кызытат ок кой. Сита тоштым пургед шинчаш,ончыкылыклан конструктивный паша планым ыште да илышыш пурташ ту:нал. Тунам шке декышт ушат мер пашашке землякет-влак. А то эре шортат да шудалат, ни ушен от керт шке йырет, ни ушнен от керт моло деке.

          • Илья Бирский

            Анониму от 7.1.18-17.55. Ваше сообщение как от человека умного, да еще желающего поучать, довольно странное. Не глупо ли виртуальному существу поучать других? Ведь вы же аноним, вы никто, у вас нет ни имени, ни фамилии. Нормальные люди обычно представляются, если хотят,чтобы их воспринимали. А я вот реальное лицо — со мной или с моим заместителем всегда можно встретиться по адресу: Санкт-Петербург, ул. Потемкинская, 2, «Мари ушем», в каждое воскресенье с 13.00 до 15.00. Приму ваше sms-сообщение на сот. тел. 89671562476. Письма в Бирске примут Имаев В. — в Бирской районной администрации или Н. Першина — в Центральной районной библиотеке. Я, конечно, польщен тем, что 90% моей информации аноним считает полезным. Действительно, к интернет-ресурсу, предоставляемой Мари-Увер, я отношусь как к СМИ, и мои комментарии носят публицистический характер, насколько возможно в этом виде. Анониму отвечаю, что результатом деятельности мар. общественников Башкортостана является то, что марийский народ Башкортостана находится в не худшем состоянии, чем марийцы Марий Эл. Спасибо за внимание.

  6. не йолташ

    Чузаев йолташ на самом интересном месте не договаривает. Раскол начался еще в 1918 году, когда марионеточный большевикам областной съезд, состоявшийся с 25 февраля по 9 марта 1918 г. в Казани, где участвовало всего лишь 98 человек, в сговоре с казанскими большевиками уничтожил идеи 1 Всероссийского съезда, ликвидировал Мари ушем и оставил многих жителей Марийского края (Вятка, Пермь, Уфа) без автономии (История МАССР, Йошкар-Ола 1987 авторы А.В. Хлебников, К.Н. Сануков и др.)

  7. Лайд

    Поро»
    «Не йолташ», когда что-то берешь утверждать, не опирайся на что-попало.
    Иногда перила и то бывает(ют) гнилой.

    • лайд. где твои аргументы?

      Как марионеточный областной съезд какшан мари (йошкар ола мари), состоявшийся с 25 февраля по 9 марта 1918 г. в Казани в сговоре с большевиками уничтожил идеи 1 Всероссийского съезда, ликвидировал Мари ушем и оставил многих жителей Марийского края.
      С 15 по 25 июля 1917г. в Бирске состоялось довольно представительное собрание, объявившее себя 1 Всероссийским съездом мари.
      На нем присутствовало 130 человек из Уфимской, 27 – Вятской, 19 – Казанской губерний.
      Областной съезд мари, состоявшийся с 25 февраля по 9 марта 1918 г. в Казани. На нем участвовало 98 человек. Они собрались из Казанской, Вятской и Уфимской губерний. Национальный съезд мари постанавливает всемерно поддерживать Советскую власть в борьбе за социалистическое отечество».
      Съезд избрал работников Комиссариата мари при Казанском губернском Совете
      19 апреля состоялось собрание членов Центрального союза мари. Состав руководящего органа союза – исполкома, получившего название президиума, — был переизбран. Руководство Центральным союзом мари взяли в свои руки Д.И. Адаев, С.Г. Гаврилов, Г.Е. Ермеев и др. Они решили созвать в Казани второй всероссийский съезд мари
      Съезд работал 7-14 июня 1918 года в Казани.
      Съезду был навязан вопрос об уставе Центрального союза мари. По этому вопросу разгорелась острая борьба. Присутствовавшие на съезде марийские советские работники, представители трудящихся предлагали, чтобы организация была культурно-просветительной и работала под руководством большевистской партии, проводила в жизнь политику Советской власти. Буржуазные же националисты добивались оформления организации как политической, независимой от большевистской партии, противостоящей Советской власти и претендовали на взятие власти в крае в свои руки. Был принят устав, отвечавший интересам буржуазного национализма.
      20 июля 1918 г. был образован отдел мари Наркомнаца.
      Отдел мари наркомнаца, марийские секции отделов национальностей губернских и уездных исполкомов, а также губернских и уездных отделов образования, ячейка сочувствующих РКП (б) при Казанском губкоме партии выполняли важную роль по укреплению Советов, разоблачению буржуазного национализма.
      Изменения в политической обстановке, экономической жизни и социальных отношениях, огромная работа, выполненная партийными и советскими организациями, предопределила крах марийского буржуазного национализма.
      В такой обстановке отдел мари Наркомнаца ликвидировал 17 декабря 1918 года центральный союз Мари. Это означало организационный разгром буржуазного национализма.

      • Аноним

        Вы хотите сказать, что история может повториться? И главную роль в этом может сыграть Васютин (руководитель Наркомнаца) и его отдел? Интересная мысль.

  8. Аноним

    Студентов заставляют собирать подписи за Путина
    В Ставрополе студентов заставляют собирать подписи в поддержку Владимира Путина. Об этом сообщил глава ставропольского отделения партии «Яблоко» Валерий Ледовский.

  9. шайтана

    этот тоже студентов заставлял выбирать делегатов по спискам на съезд 16г.

  10. Лайд

    Поро!
    «….В такой обстановке отдел мари Наркомнаца ликвидировал 17 декабря 1918 года центральный союз Мари. Это означало организационный разгром буржуазного национализма…».
    И этот документ подписал Николай Алексеев.
    Кто он такой — ты его знаешь айват.
    А вообще-то, что хотели сказать, переписывая тексты таких горе-историков как Корбут, Хлебников и некоторые другие?
    Вы так ищете правду?
    Какую?
    Которая вам нравится?
    Можете продолжать на свое удовольствие.
    Когда говоришь ребенку, что палец сосать некультурно, он «радуется» и сует еще глубже…
    Надеюсь, вам не 2-3 года? Чуть поболее.

  11. Аноним

    Мэр Екатеринбурга Ройзман призывает бойкотировать «выборы Путина»

  12. Аноним

    — Россия занимает лидирующие мировое место по количеству бедных и нищих людей! Официально 16% населения не имеют прожиточный минимум. Выходит пока сторонники государя набивают карманы, простой народ скоро начнет ходить с протянутой рукой?

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ