В Мари-Суксах проведут волейбольную встречу молодежи

Для участия надо говорить по-марийски

mari_suksy_036 января 2018 года в с.Мари-Суксы Актанышского района Республики Татарстан состоится III волейбольная встреча молодежи – любителей данного вида спорта.

Приглашаем всех желающих вне зависимости от возраста, национальностей, вероисповедания. Обязательным условием участия является знание разговорного марийского языка!

Предлагаем ознакомиться с положением соревнования.

ПОЛОЖЕНИЕ
o проведении региональных соревнований по волейболу

1. Цели задачи.

· Расширение культурного и спортивного обмена опытом между регионами России, районами Республики с компактным проживанием народа мари. Повышение интереса молодого поколения к истории своего народа и популяризации здорового образа жизни.
· Воспитание патриотизма и высоких моральных качеств. Развитие массовой физической культуры и спорта среди молодежи. Пропаганда доступных видов спорта.

2. Время и место проведения.

Время проведения: 06 января 2018 года. Регистрация участников с 9.00 до 10.00 часов по московскому времени. Начало соревнований в 10.00 минут.
Место проведения: спортивный зал села Мари-Суксы Актанышского района РТ.

3. Организаторы и руководство.

Общее руководство организацией и проведением соревнований осуществляет инициативная группа жителей села Мари -Суксы Актанышского района РТ, педагогический коллектив школы, индивидуальные предприниматели сельского поселения.
Руководитель – Галиев Эдуард Амирзянович,
Финансовый руководитель – Ирдуганова Елена Тимеряновна.
Члены судейской коллегии с правом решающего голоса:
Алексеев Алексей Ананьевич (Казань, Татарстан),
Галиев Эдуард Амирзянович (Актаныш, Татарстан),
Макаров Максим Сергеевич (Агрыз, Татарстан),
Мандияров Максим Олегович (Муслюмово, Татарстан)
Митрофанов Кирилл Алексеевич (Ныргындо, Удмуртия).

4. Участники.

К участию в соревнованиях по волейболу допускаются сборные команды районов вне зависимости от возраста, вероисповедания, национальности. Единственное условие – знание марийского разговорного языка.

Условия проведения соревнований по волейболу:

— Полевых игроков – 6 человек.
— Спортивная площадка размер 24 Х 12 м..
— В турнире принимают участие все команды, подавшие заявки.
— Игра проводится из трёх партий, в случае равного счёта игра ведётся до разницы в два очка.
— Турнир проводится по правилам игры в волейбол.
— Игроки должны иметь общую командную форму.
— Судейство турнира осуществляет МО физической культуры, оргкомитет и судейская коллегия.
— По итогам турнира определяются лучшие игроки: нападающий, ценный игрок команды, защитник, любимец зрителей.

5. Программа соревнований.

  • Жеребьевка команд участников;
  • Построение, торжественное открытие соревнований;
  • Соревнования;
  • Подведение итогов, награждение;
  • Торжественное закрытие соревнований.
  • Награждение.

Команды – победители и призеры соревнований по волейболу награждаются дипломами или грамотами.
Организаторы оставляют за собой право учреждения номинаций лучших спортсменов и команд соревнований с вручением ценных призов.

7. Расходы.

Все расходы, связанные с подготовкой и проведением несут организаторы соревнований: инициативная группа жителей села Мари-Суксы Актанышского района РТ, педагогический коллектив школы, индивидуальные предприниматели сельского поселения.

8. Обеспечение безопасности участников и зрителей.

Во время проведения соревнований ответственность за жизнь и здоровье участников несут руководители команд и организаторы соревнований. Организовано медицинское сопровождение мероприятия (наличие медицинской сестры).

9. Заявки на участие в соревнованиях.

Заявки на участие в соревнованиях подаются заблаговременно. Последний срок подачи заявок 04 января 2018 года. Команды, не подавшие заявку, к участию в соревнованиях не допускаются. Контакты: cukcuelena@mail.ru , https://vk.com/id86253330, +7- 906 116-26-11

Елена Ирдуганова

38 комментариев

Filed under Сообщения

38 responses to “В Мари-Суксах проведут волейбольную встречу молодежи

  1. Элюк

    Пеш сай кумылда! Шуко верыште тыгай таҥаcымаш шарлыже!

  2. Аноним

    В Пермском крае есть посёлок Суксун и Суксунский район, а не родственные ли эти названия «Мари Суксы» и «Суксун»? И не живут ли в Пермском Суксуне марийцы?

    • Кӧҥгыр марий

      Я уроженец Суксунского района тоже об этом думал. В том что есть родство между марийцами Татарстана и Пермскими мари я давно задумывался. Свадебная песня марийцев Татарстана и Пермских мари: «Сӱян толеш сӧй толеш — путат пеле шыл кӱлеш» похожи не только по словам, но и мелодично. Возможно наши предки продвигаясь с запада на восток из Марий Эл до Урала прошли через Татарстан. Суксун в Пермском крае — это районный центр, заселенный, в основном, русскими. Но Пермский край марийцы, татары и русские фактически осваивали одновременно и не исключено, что марийцы прошедшие через Мари-Суксы принесли Пермскому Сксуну свое название.
      Пермские мари называют Суксун Суксо, «суксо» не в значении «ангел», у нас ангел — шукчо.

      • Елена

        Я тоже давно думаю об этом, знакомясь с архивными материалами.
        1. Само поселение Суксо возникло по преданию в 1572 годах речными грабителями из Чеганды, громивших суда на Каме. Часть из них обосновалась на нашей местности, часть пробилась в Сибирь, когда их начали теснить правительственные войска.
        2. В поселении Суксо нашли приют и ямашевцы, по всей видимости с Чебоксарского уезда, имевших поселение возле горы Ямаш. Их родословная была Могуш-Ямаш-Мамыкай. Родник Мамыкай остался от них.
        3. Официально Суксу датируется 1638 годом , когда Ямалейко Ядыгаров(Амалейка Адыгаров) с товарищами получили оберегательную грамоту. Помимо них Ждан Асылов с товарищами получили тоже ОГ на соседние территории (все соседние к Суксо деревни :Адай, Калмаш, Карач, Чалманарат, Лопка шор, Чыныкай были когда –то марийскими). Сдается мне, вышеназванные лица, были представителями конной черемисы, присланных для подавления башкирских шатостей.

        • Аноним

          Елена, ты что-то тут путаешь!
          Речные грабители, это новгородские ушкуйники, кои сожгли на левом берегу устья реки Кама город Жукотин, а на правом берегу устья реки Кама сожгли город Кашан. На Северной Двине в устье реки Юг новгородские ушкуйники сожгли город Гледен — столицу народа Юги, которого в 2002 году было 19 человек, а в 2010 году — 1 человек.
          В.Н. Татищев в 1736 году писал: «..Две опаснейшие — Казанская и Ногайская — дороги так разорены, что едва половина осталось, а протчия – Осинская и Сибирская дороги – хотя не столько пропало, однако у всех лошади и скот пропали, деревни пожжены, и не имея пропитания, многие с голоду померли..».
          Территория Кунгурского и Осинского районов в то время принадлежали Башкирии. И на землях Суксунского района горели деревни также как и на юге.
          Башкирское соло Сеянтус было сожжено полностью вместе с детьми и стариками русским половником Тефтелевым. в то время, в 1736-1740 годах, было сожжено более 1500 деревень и башкирских, и марийских, и татарских, и удмуртских…
          Русской земли не было в бассейне реки Кама, да и вообще русского народа не было в 1-м тысячелетии, а появились русские после Крещения Новгорода — если ты Крещёный — значит ты русский.
          То же самое было — если ты коммунист, или комсомолец, или пионер, или октябрёнок — ты советский человек и советский народ.
          Марийцы уходили со своих земель после 1-й, 2-й, 3-й, 4-й Черемисских воин, скрываясь от русских карательные оккупантов покидали свои земли. И эти края не были пустынными, здесь жили люди до прихода русских карателей.

          • Елена

            Оставьте контактные данные. Пригласим на конференцию по краеведению: поделитесь своими данными, подкрепленными архивными материалами. В данном случае речь идет о ВОЛЕЙБОЛЕ! В составе какой команды вы собираетесь принять участие?

      • Аноним

        О-о, так ты ещё и уроженец Суксунского района — земляк!
        Привет земляк!
        А вот слово «Предки» никогда НЕ пиши с маленькой буквы, ибо это наши Отцы и наши Матери.
        Наши Предки-Арии, которых русские называют Финно-Угорским народом, никуда никогда НЕ продвигались, а жили всегда на своём месте.
        1) Найди восточнее на 30,5 км по прямой линии от города Красноуфимск речку Арий, что пересекает железную дорогу, на коей есть селения Верхний Арий и Нижний Арий.
        2) Найди на северо-запад в 23,5 км по прямой линии от посёлка Октябрьский Пермского края речку Арий, в устье коей есть селение Усть-Арий.
        3) Найди западнее посёлка Куеда Пермского края по прямой линии 7,5 км речку Арей, коя пересекает железную дорогу, на берегах коей есть селение Арей.
        Все эти топонимы и гидронимы свидетельствуют о том, что до русской колонизации в этих краях бассейна реки Кама жили Арии, то есть, Финно-Угры или Финно-Югория.
        И все топонимы и гидронимы бассейна реки Кама Арского происхождения и поэтому часто задают вопрос: почему у русских рек и селений нерусские названия?
        И в бассейне реки Кама жили и Марийцы, и Башкиры, и Удмурты, и Татары, и Манси — Финно-Югорские Коренные Арские Народы рядом бок-о-бок со своими Родственными Народами и НЕ делили землю пограничными столбами, а жили в мире, и всем всего хватало.

        • Аноним

          Все замечательно.Только имеются сомнения в названиях народа(ов) Арии. Название Арии очень перекликается с названием народа(ов) Уг ри (Юго рии — А рии). Возможно была произведена подмена букв.
          В догонку название города АРкаим правильнее всё же читать как ОРкаим (ОР — крепость, защита). И ещё в марийском очень мало слов начинающихся с буквы «А». И древняя культура не Арийская, а хАрийская.
          Не всё так однозначно. Можно только с большой долей вероятности утверждать, что народы проживающие на этих территориях понимали друг друга.

          • Аноним

            По Да’Арийскому Ведическому Коляды Дар Мудрости Света Числобога сегодня Бейлѣтъ 16-го Дня, Пятница, Лѣто 7526 от СМЗХ.
            Бейлѣтъ – 3-й Арийский Сороковникъ, коий состоит из 41 дня и ознаменуется Х’Арийскими Рунами, Руна «Бей» — Белое Сияние и руна «Лѣто», как Х’Арийская Руническая Письменность, а у Да’Арийцев Письменность – Тьраги. Да’Арийцы и Х’Арийцы – Арии или Арийцы – это Северные Народы, живущие севернее Чёрного моря: это в Крыму и на северном побережья Чёрного моря жили Арии-Мадьяры.
            Украинских и русских славян до Крещения Киева и Новгорода не было – они нежили-небыли, а жили-были там Арии.
            Ты делаешь уклон на Марийский Язык с Марийским акцентом, а Я же – на Арийский или Арский. Город Арск в Татарстане, а реки Арий я уже указал, и кроме них есть эти же топонимы и гидронимы в Забайкалье и Красноярске.
            Удмурты до Ивана Грозного себя называли Арами, то есть, Арии – Арийцы. Марийцы – Арийцы.
            И правильно не Финно-Югорские Народы, а Арийский Род или Арский Род — одно и тоже.
            Есть Арский город Арск и есть Арский город Орск и это то же самое, что москали акают, а вологжане — окают. «поговорим поокаем» во нашенскому по-вологодски.
            Аркаим? а что, там нашли паспорт города? Раскопки — это факт, а имя, это фантазии, но имеющие под собой основу.

            • Аноним

              Комментарий удален, поскольку здесь речь не идет об этимологии слова «Асгард» и др. Убедительная просьба писать в рамках заданной темы. В данном случае о волейбольной встрече молодежи в Мари-Суксах.
              MariUver

            • Аноним

              https://vk.com/mari_in_russia?w=wall-92172_39888%2Fall
              Правильно говорить не один Аркаим, а целая «Страна городов» в Челябинской области, которую откопали археологи, это 17 пунктов с 21 укрепленными поселениями.

  3. Елена

    ВСЕМ, СТАРАЮЩИМ ДИСЛЕКСИЕЙ! Оставьте контактные данные. Пригласим на конференцию по краеведению: поделитесь своими данными, подкрепленными архивными материалами. В данном случае речь идет о ВОЛЕЙБОЛЕ!

  4. Аноним

    И заметьте не я это начал!

    • Аноним

      Начало было в названии темы: “В Мари-Суксах проведут волейбольную встречу…”.
      Слово «Суксы» стоит на втором месте, не считая приставку.
      Слово о волейболе — на четвёртом месте.
      А уж тут для кого что важнее.
      Для одних самое важное — история своего Языка мари — корни мари.
      Для других — волейбол и футбол, но о марийской истории они не думают, а прыгают и пинают.
      Вот они и встретились….

  5. Аноним

    Предлагаю поиграть в исторический волейбол!

  6. Аноним

    Подача первая Вся марийская история, имеет другую историческую основу и исторические факты.

    • елена

      Контактные данные для приглашения на краеведческий форум?

    • Аноним

      Удар принял. Вся марийская письменность имеет другую историческую основу.

  7. аноним

    Вернемся к волейболу: а как идея провести матч между этими деревнями с похожими названиями из разных областей.. Сначала из Актаныша едут в Пермский край — или наоборот..

  8. Аноним

    В настоящем времени, у науки вообще нет, ни каких достоверных источников о языке населения Волжской Булгарии -ВБ . Вся информация о языке ВБ, жиждеться на эпитафиях 14-15 веков , начертанных на надгробиях мосульман похоренных в14-15 веках. Пантюркисты великой татаро-тюрко -идилии, вывели и насильно внедрили в обиход официальной академической науки , вообще не чем не подтвержденную и голословную теорию, о тюрко-язычии населения ВБ. Историки и продвинутые искушенные в истории мари, наверняка знают, точное время исчезновения Волжской Булгарии. Цифру называть не буду. Все есть в паутине ГУГЛА и ЮТЮБЕ. Тобишь момент написания эпитафий, произошел минимум через 150 лет после полного и тотального уничтожения Волжской Булгарии. А это 6 поколений людей, не видевших своими глазами и не знавших людей ,тех людей которые бы, cвоими глазами видели Волжскую Булгарию. Население городов ВБ было истреблено полностью. Население крупных сел, уведено в полон и наверняка домой не вернулось. Все опустело на 150 лет. Города ВБ лежали в руинах стертые в пыль и поросли лесом дремучим. . Остались в живых только население ВБ которые жили на горной стороне и бежавшие от Чингизидов в Ветлужско -Вятско-Камское междеречье . Выжила и полностью уцелела ,вся пограничная стража Волжской Булгарии с семьями и уцелела аристократия «погранцов». Стражников на северных и западных рубежах Волжской Булгарии было огромное количество и они контролировали все речные системы севера и запада ВБ . А это речная система Суры, речная система Ветлуги, речная система Вятки , речная система Камы.Что бы контролировать все это огромное пространство и все торговые пути и охранять границы Волжской Булгарии, нужны были огромные человеческие ресурсы. И на то, были веские основания. Родилась и крайне усиливалась, балто-угорско-славянско-германская торговая конфедерация купцов ремесленников, усиленная единой христианской верой и идеей миссианства, огромными финансовыми потоками,Господин Великий Новогород. Кто были эти великие Стражи и Хранители великого пограничья великой Волжской Булгарии? Кто сдерживал с 8 века и по 13 век всю эту крайне организованную и крайне богатую и могущественную нарождающуюся империю объединённую христианским мисианством?

    • Аноним

      Здесь идёт вопрос о названии селении Мари Суксы в Татарстане и о совпадении этого названия с районным центром посёлком Суксун в Пермском крае и спрашивается о их происхождении. И если бы это проходило где-то в другом месте, то и вопроса не было бы этого.
      Ты объясни происхождение слов «Суксы» и «Суксун»!
      А в твоём сумбуре я ничего не понял. Хотя пытаясь понять, я несколько раз перечитал, но так и ничего не понял. К чему всё это ты написал? К Суксам? или Суксуну? или к волейболу? Странно!

    • Елена

      Как интересно! я и понятий не имела, что в Великой Булгарии и Новгороде играли в волейбол!)

  9. Аноним

    Елена ,терпение мать добродетель! Аноним 17:03 Хотелось бы чтоб мари историю марийцев древнее 13 века. Вы же марийцы вообще не знаете свою историю. Суксы — это саки. Историю саков найдете в паутине .

    • Елена

      Как дилетант к профессионалу: телефон и адрес в контакте, чтоб , будучи несведущей в названии нашего поселения, мы всей деревней могли обратиться к вам за разъяснениями и других топонимий нашей местности??

    • Арий

      Извините, я сначала не понял и пропустил ваше обращение к Аноним 17:03. это Я.
      Я пишу историю не Мари, а историю всей оккупации, колонизации и христианизации о Балтики до Тихого океана, вплоть до Чукчей до Чукотки и Камчатки.
      Изучая историю оккупации, колонизации и христианизации оного народа, я вижу сходство с оккупацией и колонизацией другого народа — враг один и одни приёмы истребления.
      Изучайте историю не только оккупации и колонизации Мари, но и историю колонизации Башкир. Изучая историю Башкир, вы увидите свою историю.
      В Башкирии с 1736 по 1740 год русским полковником Тевкелевым было сожжено более 1500 деревень, а это зеркало истории Мари.
      Самым страшным было сожжение деревни Сеянтус вместе с её жителями малыми и старыми не взирая на возраст и пол.
      То же самое было и в Сибири и на Дальнем Востоке.

      • Алексей собес

        В таком случае Арий изучи, что происходило в Европе также. Или ты думаешь, только на этой территории происходили войны. В других частях земного шара никто и никого не захватывал? Я могу на каждый твой пример привести такой же пример с другим народом на другом континенте. До середины 20 веке на Земле происходил передел территорий. Тут щас умные луговые марийцы начнут писать что Англия захватила Индию, а потом отпустила колонию. Но Индия была слишком далеко от Англии за океаном. Страны, которые присоединяли территории по суше никто ничего не отпускал. Такое впечатление от твоих глубоких историчесих исследований, что везде судьбы народов складывались великолепно и только в России хуже всех.

        • Арий

          Мне не надо изучать Европу и другие части земного шара — я не еврей.
          Евреям надо и Европу и весь земной шар, а мне надо знать, где прошли следы моих Предков.
          Мои Предки НЕ индейцы, и НЕ индийцы, и НЕ Европейцы, мои Предки Арии, и я ищу следы своих Предков, а если ты еврей, то ищи по всему земному шару следы своих сородичей евреев.
          Я знаю русского фашиста полковника Тевкелева, который сжёг огнём Башкирскую деревню Сеянтус в 1736 году, и она ни чем не уступает Хатыни. А за что он сжёг деревню? За отказ платить дань и ясак русскому царю-паразиту.

          • Елена

            ну что ты вводишь народ в заблуждение! ей-богу! Мамет Мамашевич Тефкелев — в принципе человек без рода и племени происходил из казаков, хотя причислял себя к татарским мурзам! Петр Первый взял его с калмыцкого улуса и приблизил к себе , облагоденствовал. И стал называться татарским (инородным) мурзой. В остальном все правильно !

  10. Ко Ви Сын

    На древне- черемисском СУКСЫ — можно на современный перевести, как шнурок или тонкая веревка, для для стягививания нижней одежды или половинок чего либо. Или черезмерно петляющая тропинка(запутанный путь). Ругательное древне- марийское слово уничижительного характера типа современного:-» ну ты и шнурок» или того хуже, совсем оскорбительное ,что то типа » ты глиста ненасытная все сосешь и сосешь мою кровь». Иногда пьявку Тоншаевские марийцы называли» суксе». В моей семье, суксе имело место и значение , как мелкий керемет-сукса-юмо и значением змей- охранитель, вездесущий, всепроникающий и всевидещей — всегда успевающий спасти подопечного, подобного христианскому ангелу-спасителю . Мое мнение слово — СУКСЫ в древние времена, имело значение длинная змея. В вашем случае деревни с топонимом СУКСЫ имеют смысл петляющие, вьющиеся. Иногда мы петляющие ручейки называли СУКСЫ.

    • Елена

      Увлекательная интерпретация смысла названия нашего поселения! Было бы непростительно не пригласить вас на краеведческий форум! Итак, контактные данные?

      • Аноним

        А я не вижу номера вашего телефона. куда звонить? на деревню дедушке или в санаторий бабушке? ку-ку.

    • Аноним

      Остаюсь при своём мнении слова складываются из слогов, слог это согласная и гласная. В слове СУКСЫ отсутствует одна гласная. Найдёте её и тогда сумеете понять значение слова СУК…СЫ

    • Аноним

      Современное слово Суксы с русского на марийский переводится, как Суксун, А с русского слово Суксун переводится на марийский, как суксунышто. Марийского языка я не знаю, я не специалист, но рядом со мной всегда есть мариец убелённый сединой, который мне может что-то подсказать, перевести на свой марийский язык, а то откуда бы я знал марийское слово «суксунышто».
      Я считаю, что древние названия топонимов и гидронимов давались на основе Древней Арийской Рунической Письменности.
      Само слово «Мари» «М-ари» — Мать Арийская, Арская.
      Татары «Та-т-ары» — тоже Ары, Арии, Арийцы.
      До христианизации и исламизации в бассейне реки Кама жили светлоглазые Арии-братья: светлоглазые Башкиры, светлоглазые Татары, и все прочие светлоглазые Братья-Арии.
      До оккупации и колонизации наша Родина носила имя НЕ Россия, а Тархъ-Тария — Страна Небесных Богов: Богъ Тархъ и Богиня Тара. И все мы были Языческие Тархъ-Тары (Тархътары, Тархтары, Татары).
      Происхождение слова «Суксы» и «Суксун» надо искать в Древней Арской Письменности.

      • Слава Сыну Божьему Арскому

        Вообщем полный бред старого маразматика, кто возомнил из себя великим «арским» филологом, «старейшиной», «духовным жрецом», ну почти одним из марийских финно-угорских богов на этой нашей грешной земле. Куда к Вам приходить поклоняться наш Языческий Иисус Христос?

  11. Слава Сыну Божьему Арскому

    Вернее чего только в наших органах не придумают, лишь бы марийцев отвлечь от насущных проблем своего народа, Марий Эл и России…

  12. Елена

    Граждане юмористы-сусанины! Спасибо за проявленный интерес! Наши предки основали поселение Суксо ! И мы сами разберемся со своими именами! Не тратье время!

  13. Илья Бирский

    Пагалlмэ Елэна Тимэряновна! Тэндан шочмо калlкна вэрч тlршlмашда куандара. А кунам Тэндан «Материалы по истории мари Татарстана» книгада ямдэ лиеш? Вэкат, жапlм шуйlдэ, постраничный наборlм lштэн, «чистовой вариантшlм» ямдlлэн шуктэда. Вара копийжlм издательствош пуаш флешкlш кусараш ку’лэш. 2018 ийlштэ т’идэ книгам луктlн шукташ гlн, сай лиеш lле.

    • елена

      Вся книга якобы готова, но, чего&то не хватает! Интуитивно чувствую, что ещё материал где& то есть, который до меня не дошёл. Зато у нас готовы арабографические эпитафии на могильных плитах Восточного Татарстана. Было бы замечательно включить и надписи могильных плит в других марийских деревнях.

Добавить комментарий для Алексей собесОтменить ответ