Татарская активистка обратилась к марийцам

Fuziya_BayramovaТатарская активистка Фаузия Байрамова опубликовала в своем Фейсбуке открытое письмо в адрес руководителя старейшей марийской национальной организации. Через него она обращается ко всем марийцам. Обращение написано на татарском и русском языках. Приводим вторую часть с небольшими исправлениями.

Председателю правления
РОО “Марий ушем” (“Союз мари”)

Владимиру Козлову

Дорогие наши соседи – марийский народ!

Поздравляю вас этим великим собранием и 100-летием РОО «Марий ушем» («Союз мари»)!

Так же поздравляю с Днем марийской письменности — Марий тиште кече!

Мы, народы, проживающие на Идель-Урале марийцы и татары, во все века были вместе, мы вместе содержали общие государства, мы вместе защищали их от общих врагов, мы всегда понимали и уважали языки и обычаи друг друга.

Мы, татары, никогда не забудем героическую борьбу марийского народа в защиту Казанского ханства, и мы все сделаем, чтобы наследники этих национальных героев вновь обрели свободу!

И марийцы, и татары – коренные народы этих земель, и здесь на Идель-Урале должны сохраниться наши языки, религии, и мы сами, только здесь мы сможем сохраниться как нации.

В настоящее время против наших языков и против нас, нерусских народов России, ведется шовинистическая политика уничтожения. Мы уже стоим на грани исчезновения. Мы, марийцы и татары, и другие нерусские народы России, только вместе сможем противостоять имперской политике.

Так будем же вместе, дорогие наши соседи – марийский народ! Будем сплоченными! И мы сохранимся, как народы!

Оригинал письма >>

Фаузия Байрамова,
председатель Милли Меджлиса Татарского народа,
7 декабря 2017 года,
Республика Татарстан

30 комментариев

Filed under Сообщения

30 responses to “Татарская активистка обратилась к марийцам

  1. Я, уже обещал, Вам что памятнки Вам, будут устроенны Во всей стране!

    Так Оно и будет!

  2. Рәшит

    Аллаһ акбар! Будун,алга!

  3. Елена

    При всем моем уважении к Фаузие Байрамовой за ее национальную стойкость. При том, что я -сторонница изучения в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке национального языка национальных государств, ну, не могу я ее принять…. Так и проскальзывает в ее речи (с нездоровым постоянством) шовинизм:::: 1) ……….»Мы, народы, проживающие на ИДЕЛ-УРАЛЕ марийцы и татары»…В каком контексте понимать? Идел- Урал как подразделение Вермахта, или Идел Урал — как нереализованный проект башкир и татар? Тогда, мы -марийцы, куда? Как тут не вспомнить Фрейда.
    2) «Мы, ТАТАРЫ, никогда не забудем героическую борьбу марийского народа в защиту Казанского ханства».. Назовите, в конце-то концов, хотя бы одного «татарского» хана Казани? Ну была Волжская Булгария! Потом 114 лет Казанское ханство! 465 лет Российская империя, 70 лет Союз Советов!..
    В отношении бойкота президентских выборов, со всеми вытекающими предположениями:.мы, сделаем все возможное, чтобы выборы прошли честно, но! народ российски глуп! ..кого скажут—того и выберут! мышиная возня!

  4. кто бы сомневался

    Да от тебя Елена никто другой реакции и не ожидал. Ты уже в марийском нац. движении выскочила как черт из табекерки. А кто тебя и зачем выкинул дураку понятно. Понятно что русскошовинистической кремлевсвской власти твоего любимого Путина объединение народов Идель-Урала смерти подобно, поэтому и выкидувают таких еленок. Разделяй и властвуй! А еленки с васильками будут настраивать марийцев против татар, татар против марийцев. ***

    • Елена

      Начнем по порядку:
      1)Покажите мне это национальное сопротивление, куда меня суют как » черт в табакерке». И тащи-ка мне мою «фсбшную зарплату!» Где она, моя зарплата! Я так стараюсь, понимаешь ли…
      2)Не было! не было «татар» в Казанском ханстве!. Кипчаки — были! ногайцы -были! Но , «татар» не было!
      3) Кстати, штаб защитников Казани находился в башне Черемисской славы на Сеиновской улице! …
      Крадут «татары» наши историю: черемисские войны превратили в Казанские! марийский Кумола в Казань…. ..

  5. кто бы сомневался

    Идель-Урал (Урало-Поволжье) — совокупность территорий, охватывающих бассейны рек Волги и Урала

    • Елена

      тогда так и пишите :ПОВОЛЖЬЕ!

      • Не поволжье, а между Волгой и Уралом В советское была даже общая радиопередача «Между Волгой и Уралом. А самое главное Идель (Итиль) это правильное и историческое название, того, что ныне называют волгой. Волга произошла от татарского слова Елга- река (см.словарь). Русские, которые до 16 века были на этой территории разве что, только в качестве рабов, говорили меж собой идти (работать, бурлачить) в «елгу». Далее, Вы очень невежественны в вопросах истории. Даже не буду предлагать академические труды (Вы их все равно не осилите). Прочитайте хотя бы книгу Худякова «История Казанского ханства»… и татарских ханов узнаете, и много чего интересного…

        • Елена

          Утопист-фантазер! Не смешите мои тапки, Волга — от слова волгалтеш! Какие «татары», какие «русские» в 15-16 веке? Не было такой народности! Не было! Укажите источники!

  6. Николай Ефремоф

    От всей Души Спасибо, этой Приятной Женщине!

  7. Йылмызе

    Ну тролли подключились расскручивать абсолютно далекую тему от национальной политики Кремля, Путина. И как ей противостоять. Байрамова предлагает народамм Идель-Урала объединиться, дабы противостоять уничтожению марийского народа Путиным. Когда не будет марийского народа значение слова Шорыкйол абсолютно исчезнет. Некому будет проводить Шорчол, Шорыкйол…

  8. просто критик

    Елена Права! Не получится объединения татар с марийцами. «Кто бы сомневался», выгодно только Козлову с его дружками, да самим татарам.

  9. Аноним

    Байрамовой глубоко по барабану марийцы. И под Идель-Уралом подразумевается Великая Татария.

  10. Кудрявый

    Елена совершенно права. Татары сильно крадут нашу историю, а вы МУ им помогаете. Председателю МУ пора в отставку. Дома сидите лучше пользы больше будет.

  11. мустафа

    Я понимаю, объеденится, и с кем бороться. Я считаю надо инициировать проведение съезда национальных меньшинств народов России и там решить надо ли сохранить национальные языки и делегаты съезда, если они будут патриотами своего народа,, скажут, что языки, память о своем происхождении надо сохранить. Я считаю, что наше правительство ведет неправильную политику в отношении малочисленных народов России. Я думаю, что наши правители хотят сделать одну нацию под названием россиянин с языком русским, но для этого надо всем показатьчто россиянин это звучит гордо и будеттому плохо, кто поднимет руку против россиянина. А сейчас этого что-то не видно. Европа и Америка втаптывают Россию в грязь, а наши партфункционеры отмалчиваются или мямлют в ответ. Надо стукнуть кулаком по столуи заставить их уважать Россию. А нашим босам нельзя выступать против них, у меня есть них счета заграницей, недвижимость. А вдруг у них это все отберут. Почему Китай и Корея не боятся Америки??? Да у них все свое с ними, а не загранице. Вот когда у россиян все деньгибудут в России, не будет недвижимости заграницей, дети будут учиться в России, вот тогда Россия будет великой страной и тогда каждый житель Росии гордо будет говорить я РОССИЯНИН.

  12. Аноним

    А марийский центр для чего? Хватит петь и плясать! Пора уже взяться
    за солидные работы…

  13. Нацмен

    И все же фак остается фактом: татары с марийцами вместе уживались лучше. И действительно, когда жили вместе, знали языки друг друга без всякой школьной обязаловки. Марийцы отважно защищали Казань. То что активисты «Марий ушем» участвовали в Дне памяти павших при взятии Казани делает им честь. Они пришли туда дабы отдать дань памяти нашим отважным предкам.
    Байрамова абсолютно права, к сожалению, современная политика РФ действительно похожа на имперскую и идет наступление на языки, культуры коренных нерусских народов на наши национальные республики. И сохраниться мы сможем только вместе. Сплачиваться надо не только народам Идель-Урала, но всем коренным нерусским народам России.

    • Понятные и правильные мысли. Чтобы этого не понимать надо быть или откровенно зомбированным, или откровенным провокатором.

    • Елена

      Товарищи! Во — первых, не забывайте, что в московском кремле восседают политики с мировым опытом, окончившие МГИМО! К чему это привело, видим на примере Татарстана. Вряд ли какой мариец пойдет под байрамовский флаг: «Дурная наследственность бывших крепостных крестьян то и дело проявляла себя (часто – в буйной форме) в т. н. миротворческих миссиях – в Праге, Венгрии, Афганистане»(речь Байрамовой), «Русских мы не считаем эталоном для подражания, и служить нравственным ориентиром для нас они не могут. У нас – своя система ценностей. Мусульманам запрещено проявлять излишнюю близость к христианам, вести с ними трогательную дружбу, делиться секретами, подражать, перенимать обычаи, и уж тем более вступать в различные альянсы в ущерб мусульманской умме. Мы живем по своим, внутренним законам, и истинный татарин никогда не пойдет на кровосмешение с русскими. Таков закон».(тоже цитата из речи Байрамовой);
      Во — вторых, воздать дань памяти кому? Марийцам и чувашам, потопленных в крови в 1546 году? Булгарам? Булгары—коренные жители, относящиеся к финно-уграм! «Татары» (Шаймиев М.Ш. показывал их движение Путину, Исхаков написал целый трактат)—это переселившиеся с сибирской стороны кочевники с азиатскими чертами лица!

  14. Илья Бирский

    В Уфе есть монумент Дружбы Народов. Неплохо было бы создать подобный монумент, посвящённый защитникам Казани и марийско-татарской дружбе.Какой народ самый продажный,самый ничтожный, сможем судить по результатам выборов президента. Политика России — кнута и пряника, с давних пор ничуть не изменилась. Чеченцы хоть продались за горы золота, а марийские бюджетники-чиновники-пенсионеры продаются вообще даже не за пряники,а за какие-то жалкие крошки.»Главный националист русского народа » (как он сам говорил) Путин никогда не скрывал цель своей политики- как можно скорее русифицировать нерусские народы. Часть этих нерусских, действительно, не хотят существования своих народов и выбирают Путина, сопротивляются считанные единицы. На противников Путина направлены полицаи, национальная гвардия, законы и прочие институты государства. Выборы — почти единственная возможность проголосовать против Путина. Хотя и так ясно, что русский народ выберет своего правого лидера, хотелось бы, чтобы татары, башкиры, мари дали знать, что они не согласны с политикой их русификации, проголосовав против. Не помешает широкая коалиция с оппозиционными движениями. Может быть, можно будет выиграть даже хоть какой-то политический дивидент. Об этом, наверное, подумают и решат наши национальные организации в рабочем порядке.

  15. Салават

    Поддерживаю Фаузию Байрамову!!! Дай Бог,чтобы глупцы и путинские тролли,не помешали многовековой татарско-марийской дружбе и добрососедству.

  16. Merit

    Jörägem šatlana bu jämne süzlärne okõp!

  17. Нацмен

    Елена, да для тебя фсбшной слуге Путинского русскошовинистического государства не только татар НЕТ, но и марийцев. Ты очень боишься, что татары объединившись с марийцами смогут противостоять вашей русскошовинистической политике. Ты же вот легла под русских и в прямом и переносном смысле 🙂 Теперь хочешь положить и наш народ МАРИ, а татар ты вообще, как и твои любимые русские, в чьих ногах ты ползаешь за свою фсбшную зарплату, за людей и народ не считаешь!

  18. Без крайностей

    Да, татарам, снова без мари, видимо, очень туго. Ну что, история набирает новый виток. Это что касаемо диалектики. Историки расписали все: что было и не было. А теперь представим нашу современную картографию или проще географию. Пусть условно, возьмем место расположения Казани центром казанского ханства, и что увидим: С Севера на Юг:от Арска до Казани где-то 70-80 км от Казани до границ южных приблизительно столько же, т.е. 140-150 км. Далее с Запада на Восток: условно от Свияжска до Казани -30 км, от Казани до Раифа 40-50 км. Итого : по самым грубым подсчетам 80 км. Почему Раиф. Это место величайших марийских молений до того как эти Земли не были покорены. Т.е. эти места обитания марийцев. Почему Свияжск? Войска Ивана Грозного без особых проблем построили крепость и оттуда шла подготовка взятия Казани.Что мы имеем: Казанское ханство размером 150 на 80 км. Это с большой натяжкой по размерам современный марийский Килемарский район. Если там были татары, то было бы Килемарское ханство. Учитывая плотность населения, возможность содержать регулярное войско и другие факторы экономического, миграционного, военного и др. плана я ставлю под большое сомнение, что на такой маленькой территории могло существовать целое ханство, которое распространяло свое влияние чуть ли не до современной Свердловской области. Господа ученые, давайте обратим внимание на такие моменты. В то же время Марийские Земли были раскинуты от 400 -500 км в одну, а в другую еще и больше км. Почему так. Да потому что расстояние измерялось конными переходами: 1 переход 2 перехода и т.д. Т.Е. один переход это 60-70 км. А истории упоминается, что от столицы одного марийского князя до другого было до 7 конных переходов. Хотя ученые такие вещи не читают. Уважаемые писатели и читатели. Сохранение родного языка, а в целом и народов возможно с современных условиях и без крайностей. Сами управления образования, как я понял в комментариях, принимают то или иное ФГОС в обучении школьников. Может давайте сначала вникнем, по какому ФГОСу мы учимся и что для того чтобы изучались родные языки нужно сделать! Для этого есть для начала гражданские институты

  19. татарам, снова без мари, видимо, очень туго?

    • Аноним

      Ничего не сделают ни татары, ни башкиры, ни любой другой народ россии в существующей системе управления государством. И даже Путин не поможет. Управление это жёсткая вертикаль. Если элита татарстана начнёт возмущаться и предъявлять претензии федеральному центру, то этот федеральный центр перекроет кислород персонально представителям этой элиты. Вы что думаете татарская элита не имеет свои коммерческие интересы в промышленности татарстана. Вся эта элита находится под надёжным колпаком федеральных органов власти. Побузят, побузят для приличия, и вынуждены будут согласиться на все условия диктуемые федеральным центром. Примерно как произошло с договором о разграничении полномочий между Татарстаном и Москвой. Необходимо формировать ассоциацию регионов Поволжья и Урала, и уже от имени этой ассоциации выходить с законотворческими инициативами по изменению государственной системы управления. Без широкой поддержки регионов в одиночку местная элита любого региона, и Татарстана в том числе, не справиться с порочной практикой принуждения регионов в угоду федеральному центру. Без реальной силы в виде ассоциации федеральный центр будет игнорировать все просьбы и пожелания. Может случиться, что и в недалёком будущем и в Татарстан направят десант из Саратова, так сказать по обмену опытом. И заметьте большинство нынешней элиты Татарстана не будут сильно упираться, они все давно под колпаком. Поэтому пока не совсем поздно, необходимо учреждать данную ассоциацию, с широким привлечением в работу ассоциации общественных организаций регионов. Только широким представительством многих народов можно сдвинуть неповоротливую государственную машину. Всё остальные варианты действий будут представлять как узконациональными интересами отдельных народов.

  20. Иван

    Думаю Фаузия пытается обменять красивые слова на реальную поддержку. Совсем за дураков держит

  21. Илья Бирский

    Историческая судьба вынудила часть мари перейти в мусульманство. До появления своих интеллигенций казанские татары — «мари-ногай-кыпчак мусульманлар» не знали, что они «тюрки», а мари не знали, что они » финны», и сотни лет жили вместе бок о бок как родственные народы. Затем появилась оголтелая русская пропаганда, пытавшаяся свои злодеяния при захвате финно-угорских земель переложить на мифических «монгол», часто отождествляя их в т.ч. с казанскими татарами. На бытовом уровне мелкие дрязги возможны и среди татар, и среди мари и в своей среде, и между собой,но такие неурядицы никак не могут заслонять вековую дружбу между народами. Сейчас, когда над нашими народами нависла угроза потери языка, государственности и т.д., для более успешной защиты наших прав наше сотрудничество надо поднимать на максимально высокий уровень, вплоть до заключения тройственного татаро-башкиро-марийского союза. Чем громче тявкают враги наших народов, значит, тем более значимой становится правильность наших действий.

  22. Аноним

    Интересная статья.
    Кто строит Вавилонскую башню Кремля?
    http://milli-firka.org/кто-строит-вавилонскую-башню-кремля/

    • Daun

      Рафис Кашапов вышел на свободу.

      В сентябре 2015-го он получил три года колонии. Поводом для привлечения татарского активиста по ч. 1 ст. 282 («возбуждение ненависти либо вражды») и по ч. 2 ст. 280.1 УК («публичные призывы к совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ») стали опубликованные в соцсетях материалы Кашапова о ситуации в Крыму. Арестованный в декабре 2014-го, Кашапов отсидел от звонка до звонка и никакого смягчения режима не получил. В экслюзивном интервью Радио Азатлык активист рассказал об условиях содержания в колонии и о своих планах.

      — Чем вы планируете заняться после возвращения?

      — Первое, что сделаю, когда окажусь дома, — дней на двадцать лягу в больницу или уеду в санаторий, потому что у меня сильно ухудшилось состояние здоровья. Второе, что собираюсь сделать — подать жалобу на администрацию ИК-31 и ИК-19 города Микуль, где я отсидел. Из-за их действий у меня ухудшилось здоровье, я понес значительные материальные потери. Буду советоваться с адвокатами, правозащитниками в Москве, буду требовать от администрации колоний 10 миллионов рублей компенсации морального вреда.

      Меня все поздравляют с освобождением, но радоваться особо не приходится…
      У меня есть все основания на это. В ИК-31 я дважды падал в обморок. В течение 20 минут ко мне никто не подошел, врачи мне не сделали ни единого укола. Только после того, как заключенные устроили бунт и потребовали внимания медицинского персонала, мне была оказана помощь. Дважды я застудил почки. У меня болело горло, было воспаление уха. За три года в заключении я приобрел язву открытого типа, у меня сильно упал гемоглобин. Всё это случилось в результате серьезных правонарушений со стороны администрации колонии. Мне не давали газеты и журналы, хотя была подписка. Это можно долго перечислять, я могу предоставить десятки и десятки пунктов нарушения моих прав.

      После медицинских обследований планирую начать общественную работу. Меня все поздравляют с освобождением, но радоваться особо не приходится, потому что я вышел из малой тюрьмы в большую.

      — Как вы узнавали новости?

      — Несмотря на то, что у меня не было возможности смотреть телевизор или читать свежие газеты, я был осведомлен о том, что происходит в стране. Я знал, что многих активистов задержали и осудили в этом году, это очень много по сравнению с тем, что было три года назад. Я сам отсидел три года по обвинению, которое считаю ложным. Меня сравнивают с такими советскими диссидентами, как Сахаров и Солженицын. В новой истории России происходит то же самое. В 2017 году политзаключенных в России стало больше. Об этом говорит и Мемориал. Мы должны продолжать свои действия, направленные на защиту наших конституционных, национальных и религиозных прав.

      — Вы не собираетесь обжаловать приговор, вынесенный вам три года назад в ЕСПЧ?

      — Это вам лучше расскажут мои адвокаты. Я только могу сказать, что документы уже подготовлены. Я сейчас только разговаривал с Павлом Чиковым, у них документы уже готовы к отправке. Моим делом также занимается международная организация Amnesty International.

      — Расскажите об отношении к себе в колонии. Там знали, что вы политзаключенный?

      — Знали. Когда в Казани шло следствие, и я содержался в изоляторе, ФСБшники мне говорили: «Ты будешь в той колонии (куда меня должны были послать), там нет ни телевизора, ни газет. К тебе не доберется ни один правозащитник. Туда не пустят ни жену, ни детей». Это действительно так и было. Летом 2016 году должно было быть свидание с женой Нурзией и сыном Рустемом. Им велено взять побольше флэшек и сим-карт с собой, дескать, Рафис попросил. А на самом деле это была чистой воды провокация, такие вещи запрещено везти на свидание. В итоге свидания не было.

      — Что было самым сложным для вас в тюрьме?

      — Я же полтора года сидел совсем один. У меня не было ни единого источника информации, мне было не с кем поговорить. Я же был активным членом общества, всегда все знал, что происходит в Татарстане, России. А тут такая изоляция. Второе, что было очень тяжело — мне всячески старались не давать молиться. Я, как верующий, пять раз в день читаю намаз на коврике. Часто сокамерники просто наступали на намазлык (специальный коврик для намаза) или надзиратели его отбирали. В тюремной больнице мне и вовсе запрещали читать намаз, отбирали четки, не давали бумагу, на которой были написаны часы намаза, но я это все преодолел. Несмотря на то, что я говорил постоянно, чтобы мне не ставили свинину, мне постоянно её приносили под нос, свинину в тюрьме дают постоянно. Один раз в больнице я даже выбросил тарелку в коридор. Это всё было психологическим давлением на меня.

      — Вы уже знаете, что Набережночелнинское отделение ВТОЦ признали экстремистским?

      — Я узнал об этом через полгода после решения суда. Я, как первый председатель этой организации, должен был отвечать за это. Должно было быть следствие, суд. Но всего этого не было.

      — Знаете ли вы о том, что договор о разграничении полномочий между Москвой и Казанью не продлили, слышали ли, что в Татарстане произошли перемены в преподавании татарского языка?

      —​ О договоре я где-то прочитал в комментарии Фандаса Сафиуллина, где-то мне попалось интервью с Дамиром Исхаковым. Да, я знал об этом. Что на это могу сказать? С самого 1552 года, когда нас превратили в рабов, с нами продолжают делать все, что хотят. Договор, образование, высшие учебные заведения, язык, экономика — Россия продолжает по-своему делать то, что делает. Нас — чувашей, татар, башкир, хакасов и бурятов — всех уравняли, потому что ведется такая политика. Это было веками, так будет и дальше.

      — После освобождения над вами собирались установить надзор на восемь лет, но суд отверг это предложение. Думаете, надзорные органы оставят вас в покое сейчас? Не планируете уехать из страны?

      — Я очень благодарен адвокатам, активистам и коллегам, а также моей семье, что они добились этого решения суда. Домой еду со спокойной душой. Если бы надо мной установили надзор, мне бы пришлось два раза в месяц ходить на контроль, быть дома с вечера и до шести утра. Не думаю, что меня совсем оставят в покое. Накануне моего освобождения в камере появился новый человек, который вдруг начал меня спрашивать, я ли веду группу «Воля Идель-Урал» в сети «ВКонтакте». Я уже три года сижу в тюрьме, у меня нет не то что интернета, но даже телефона, телевизора и доступа к газетам — а мне задают такие вопросы! Спросили, веду ли свою страничку «ВКонтакте», ведь она все еще там есть. Я ответил, что «я еще даже не вышел, а ФСБ уже продолжает со мной работать». Думаю, мне ещё предстоят встречи с ФСБ, МВД или прокураторой.

      Еще до заключения мне предлагали уехать в США, Канаду, Турцию и просить статус политического беженца. Меня звали в Германию, Канаду. За меня заступились татары Китая. Когда уже сидел, мне предлагали статус эмигранта в Испании, Польше, Австралии, Японии. С одной стороны, это все очень приятно. Демократические страны понимают, что Россия идет к диктатуре. Я думаю, что преследования активистов продолжатся, будут еще посадки смелых людей, не скрывающих правды. Сейчас я возвращаюсь домой, мне надо увидеть родных, руководителей моей организации, посоветоваться с ними. Пока не могу сказать, уеду ли я куда-либо. Но приглашений у меня много.

      Национальная карта: Почему власти Татарстана вдруг становятся радикальными националистами и сепаратистами
      Кашапова арестовали в декабре 2014 года. В сентябре 2015 года его приговорили к трем года колонии по части 1 статьи 282 (возбуждение ненависти или вражды) и по части 2 статьи 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму). Первое уголовное дело Рафиса Кашапова по 282 статье было возбуждено еще в 2003 году. Кашапова обвинили в распространении во время митинга в поддержку Ирака листовок, которые якобы содержали призывы к разжиганию межнациональной розни. Кашапова суд полностью оправдал, а прокуратура принесла ему официальные извинения. Второе уголовное дело об экстремизме завершилось обвинительным приговором в 2009 году. Кашапова обвинили в публикации в блоге шести материалов, включая текст «Нет христианизации».

Добавить комментарий для ИванОтменить ответ