Республика Марий Эл теряет свой национальный статус

mari_ushem_flagВ этом году в митинге, посвященном Дню памяти павших при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, приняли участие свыше 300 человек. На акции также были представители национальных движений из Марий Эл, Чувашии и Мордовии, многие в первый раз.

Член правления Марийского национального движения «Марий ушем» Римма Катаева считает, что республика Марий Эл теряет свой национальный статус, и всё из-за того, что марийскому языку не уделяется должное внимание.

— Я на такой митинг в Казань, в соседнюю с нами республику, с которой мы живем вечно как домашние, в первый раз. Сегодняшняя дата проведения дня памяти дорога и для памяти марийского народа. Для всех тех, кто живет здесь, в городе Казани, и для тех, кто из республики Марий Эл. Мы, марийцы и татары, были всю жизнь рядом вместе. И, говоря о круглой дате города Казани, об освобождении его, о его статусе, мы помним, что в числе защитников города Казани были и луговые мари.

Прогрессивно мыслящие представители народа мари приезжали учиться в Казань

Сто лет исполнилось нашей организации Марий ушем — Союз мари. И мы помним, что марийцы свою общественную организацию создавали, где вы думаете — в Казани. Потому что прогрессивно мыслящие представители нашего народа мари приезжали учиться в Казань, но, прежде всего, наверняка все что связано с просвещением, учительской семинарией.

Поэтому и писатели, затем ставшие государственными деятелями Марий Эл, обязаны городу Казани и татарским лидерам еще тех времен. Сейчас, когда мы живем в российском государстве, мы всегда помним, что дружба народов прежде всего начинается с языка. И потому темы, которые обозначаются сегодня на этом митинге, нам дороги тоже. Потому что все начинается с языка. Есть такая пословица: Говорю по-марийски, понимаю по-марийски и друга я обнимаю своими словами на родном языке. Также говорите вы, татары. В нашей республике есть татары: это параньгинские, маркинские, из Волжска, волжского района, звениговского. Из 14 районов республики Марий Эл, в порядка шести районах живут татары. Потому в школах ваше министерство образования Татарстана проводит большую работу по изучению, обучению детей-татар своему родному языку.

— Есть проблемы с обучением на марийском языке?

— Сегодня проблемы у марийского народа такие же как и у татар. Например, если в 90-х годах, когда мы начинали движение национальных организаций, государственные органы повернулись к нам. Я — работник просвещения, имею отношение к организации дела образования, в том числе организации обучения на марийском языке. Тот подъем, который был в 90-х годах, он сейчас в 21 веке получает снижение. Если в 90-х годах в стандарте государственного образования был национальный региональный компонент, этого национального регионального компонента сейчас нет. Основа государственной политики порушена. Конституция есть, законы языка есть, конституция и Марий Эл, и Татарстана есть, но основной документ, который регулирует, нужно изменять. Это нужно для того, чтобы мы, учителя, могли учить своих детей на родном языке, чтобы мы издавали книги, чтобы мы готовили свои национальные кадры, знающий свой марийский, язык на ряду с русским и иностранным.

Из-за этого мы потеряли много в подготовке национальных кадров. Сейчас у нас в республике очень мало представителей народов мари во властных структурах, как на республиканском уровне, как на муниципальном. Поэтому больше родной язык, как и у вас в Татарстане, используется в быту.

Следующая большая не просто ошибка, а по-настоящему провальное явление — это ЕГЭ. Мы ввели единый государственный экзамен, но ограничение получили из-за того, что в нем нет государственного национального компонента. На марийском языке ребенок не может его сдать.

Кроме того, на основе всех законов, республики в России теряют статус национальных республик. Потому что в основном язык используется в быту, использование родного марийского языка в государственной, политической, экономической жизни нет.

— Какие настроения у народа? Марийцы что-нибудь требуют, чтобы сохранить свой язык?

— Настроение упадническое, бытует где-то даже протестное. Потому что на уровне государственных структур меньше стало уделяться внимания проблемам национального языка, меньше стало использоваться представителей народа мари в органах управления. Мы Татарстану отчасти завидуем, гордимся за татар. У вас представители знают и умеют говорить по-татарски.

Лучшим примером для папы и мамы является что? Когда руководитель республики говорит на татарском языке. Руководитель министерства обращается к учителям своим, к ученикам своим, родителям своим на родном татарском. У нас в Марий Эл, мы этого сейчас лишены.

В субботу в Казани учредили Координационный совет народов Поволжья и Урала, главная цель которого — восстановление прав национальных систем образования. Основной темой обсуждения стало преподавание татарского языка в школах республики. В проекте резолюции участники встречи также потребовали «поэтапного внедрения национальных языков в жизнь», а также «немедленного открытия в каждой республике национального университета​». В состав совета избрали по три человека от татар, марийцев и чувашей. Представители Башкортостана, по словам организаторов, также поддержали создание организации, но посетить собрание не смогли.

Источник: Idel.Реалии

90 комментариев

Filed under Статьи, интервью

90 responses to “Республика Марий Эл теряет свой национальный статус

  1. Аноним

    В Казани собрались патриоты. А их специально будут выставлять националистами. Где грань между национализмом и патритотизмом?

    Почему говорить о проблемах своего народа и его процветания это национализм??!! Почему в России можно быть русским патриотом,а татарским или марийским-нельзя?!

    • Илья Бирский

      Патриотизм — это любовь к своей стране, национализм — любовь к своему народу(нации). Попробуйте найти русского, который не любит своих русских — таких почти нет, т. е. они все националисты. При этом националистов др. народов они ненавидят, потому что у них цель такая — чтобы этих других народов в России не было. Вот они и воспитывают представителей др. народов в национал-нигилизме, т. е. в отрицательном отношении к своим народам, превращая их национализм, т.е. их преданность своей нации, в ругательное слово.

      • Ваше благородие! Чушь Вы собачью городите!

        Попробуйте 400 лет геноцида нашего народа, а потом уж
        городите про русских. Которые просто практически исчезают,
        во всех местах где они были!
        А сейчас это в 10 раз ускорено.
        Потому что такого народа, во истину никогда не было!

  2. Какие настроения у народа?

    Сказал бы, да промолчу.
    Тут надо понимать, что государство «РФ» не вечно,
    Рано или поздно Динозавр сдохнет.

  3. Мари

    Вы руководили в своё время и упустили время!
    Детей принуждали учить русский язык.
    Взрослые говорили в детских дошкольных заведениях на ломаном полу русском,полу украинском,полу иностранном языком.
    Из Марийской АССР создали республику Марий Эл -полу грамотные !
    Вместо Мари Эл, получилось в переводе Мужской( Эл).
    Какое начало ,-такой конец.

  4. На себя посмотрите

    >Вы руководили в своё время и упустили время!
    А может пришедшее после поколение не смогло сохранить даже то, что старшие создали?
    Проблема в том, что вы стесняетесь своей марийскости, марийской пентатоники, ваше самолюбие зашкаливает за все пределы возможного, в вас никакого уважения к старшим, как впрочем и знаний о своем народе.
    >Детей принуждали учить русский язык.
    Насколько я помню, Римма Григорьевна будучи министром образования, наооборот, заставила всех учить марийский язык в обязательном порядке. Именно при ней марийцы толком начали учить свой родной язык, а гос. марийский стал обязательным для всех. Уничтожил все это Маркелов через свою Швецову. Сопротивлялись опять единицы. Вас бойких «единственных черемис» среди них не было.

    • Мари

      Маркелову вы ноги целовали и под его дудку плясали!
      Даже клятву он давал на полу ломаном языке.Со своим языком разбогател за счёт трудового народа, что за всю жизнь нам народу мари, не заработать в Москве. Собирайте всех отшельников,вот поэтому никто нас не хочет признавать!

      • На себя посмотрите

        Дорогой, ты сайтом ошибся. Ноги целовали минкультовские и меркаҥши с арсланами.
        Я еще когда Маркелова выбирали был против.
        Так что с тобой не о чем спорить 🙂

  5. Елена

    Я не сторонница участия марийцев на дне памяти «татар», которых в общем-то не было в Казанском ханстве! И говорить «Прогрессивно мыслящие представители народа мари приезжали учиться в Казань» глуповато! В Казань ездили те, кто входил в состав Казанской губернии! Мы, например- Восточное Закамье , входили в Уфимскую губернию, потому учились в Бирске. Агрызцы(Вятская губерния) больше ездили в Сарапул и Ижевск.

  6. Елена

    Все национальные республики рано или поздно потеряют идентичность-это вопрос времени. Носителями языка, традиций в основном являются деревенские жители. Деревни исчезают! В городе, где сотня национальностей в любом случае будет главенствовать один язык!Жаль! Но эволюция от нас мало зависит.

    • .николай

      «…Эволюция от нас мало зависит…» Елена, Вы сами-то поняли, что сказали. Что такое в Вашем понимании ЭВОЛЮЦИЯ? Да. есть такие слова ЭВОЛЮЦИЯ и РЕВОЛЮЦИЯ. Есть эволюционное учение Дарвина «О происхождении человека», но только это учение сейчас полностью раскритиковали, потому что ДНК человека не подвергается эволюционным изменениям и от обезьяны он никак не мог произойти, скорее обезьяна произошла от человека. Но в школах упорно продолжают учить детей по Дарвину. Да-да, нас, очень просто обманывать. Обманывают и по истории и по языку и по политике. Совсем недавно нас вели к коммунизму и что? Где тот коммунизм. Также и сейчас вся пропагандистская мощь и все СМИ обрабатывают нас, чтобы мы правильно понимали, что все нефтегазовые и другие богатства распределялись только среди избранных. ЭВОЛЮЦИЯ ОТ НАС МАЛО ЗАВИСИТ- к чему вы призываете? Будьте послушными рабами, сидите и молчите- так что ли?

      • Елена

        спуститесь на грешную землю: читай «развитие общественных отношений и т.д» понимаю, что вам хочется поболтать..

        • не Аноним

          Кроме дарвиновских учений о эволюции, которыми вас напичкали со школы, есть такой термин как инволюция и раскрывает себя альтернативно, от лат. involutio — свертывание, регресс, редукция или утрата в процессе эволюции (Чезаре Ламброзо заложил основы инволюционной психологии своим учением о психическом вырождении).
          Она определенно охватывает и материю, и дух, рассматриваемые с той точки зрения, что материя есть инволюция духа, а дух — эволюция материи.
          С философской точки зрения инволюция это последовательное схлопывание, отступление от высших форм жизни к низшим формам, а сам процесс Творения или эволюции представляется как поступательное движение снизу вверх, заключенное между двумя процессами последовательной инволюции сверху вниз.

          Инволюция это то, что предшествует эволюции и следует после её завершения. Ибо если бы это было не так и инволюции не существовало бы, то и эволюции не могло быть по определению, поскольку было бы только «последовательное появление новых существ, лишенных преемственности по отношению к своим предшественникам, не являющихся их продолжением и следствием, но лишь произвольным или чудесным образом созданных волей необъяснимого Случая или постороннего Творца».

          • Аноним

            Это всё конечно замечательно: Эволюция, РЕволюция, ИНволюция. Какой корень в этих словах, ВОлюция. Но прежде чем давать всем этим словам определения, типа регресс, прогресс и т.д., не мешает выяснить, что значит слог «Э(эв)», «РЕ», «ИН». Вот когда определите, вот тогда и выясниться, что на самом деле означают эти слова ЭВОЛЮЦИЯ, РЕВОЛЮЦИЯ, ИНВОЛЮЦИЯ.

            • Abwehr

              У ФСБ-шных уток грубое нападение, обвинения и нефть не прошли включили псевдонауку. А причем здесь ваш псевдонаучный бред в плане происхождения слова? Как быть с тем, что Республика Марий Эл теряет свой нацинальный статсус? Почему? Потомучто Путин так решил: уничтожить все национальные республики и все коренные нерусские народы! Не надо отвлекать людей от основной сути этой публикации! Вам сказали вы фсбшники непрофессионалы, слишком грубо работаете. не понятно почему вам бездельникам платят такие огромные зарплаты!

    • Носители языка

      Будем изучать свой настоящий! Язык по справочникам!
      Но вы Нас, не уничтожите, как бы вам не хотелось!

    • «Все национальные республики рано или поздно потеряют идентичность-это вопрос времени».
      =====================================
      Вы не решайте за другие народы, потеряют они свою идентичность или нет, а предоставьте этим народам право самим решать вопросы своей культуры! Вы вообще в курсе того, что когда-то был Советский Союз, и теперь его уже давно нет? Вы в курсе того, что когда-то и про народы, у которых были Союзные республики, говорили то же самое, и вот тебе «потеря идентичности»! Вы в курсе того, что существуют шотландцы, валлийцы, бретонцы, баски, корсиканцы, наконец, каталонцы, и они и не думают терять свою идентичность? Вы научитесь уважать любые народы, независимо от их численности и статуса, и тогда меньше поводов будет обвинять кого-то в «русофобии»!
      В середине 80-х, когда я был еще школьником, а учился я в Нальчике, наш учитель физкультуры, по национальности русский, говорил нам, кабардинцам, зачем нам говорить на своем языке, мол «все равно они исчезнут». Ну и где же «исчезновение кабардинского языка»? Тогда кабардинцев было 40% от общего населения республики, сейчас 55. Тогда вместе с балкарцами мы составляли 50% от населения республики, сейчас 65. Тогда, когда я рос в городе, дети во дворе практически не говорили по-кабардински, а сейчас говорят и очень часто. Тогда я не слушал наши песни, не смотрел наши танцы и не танцевал сам. Сейчас с удовольствием слушаю песни, смотрю танцы и танцую сам.

  7. Pingback: Республика Марий Эл теряет свой национальный статус — MariUver | Viktors Blogers

  8. Алексей собес

    Ну вы спорьте, а вот мне пару нефтяных вышек от Шаймиева не помешало бы. Я давно мечтаю об этом.

    • Гри-Грий

      А зачем тебе этот металлом — нефтяные вышки. Вот если бы пару нефтяных кустовых площадок в районе Азнакаево или в «Дружбу» врезаться?)

      • Аноним

        Не надо мне ни кустовых площадок, ни нефтяных скважин, ни груды металлолома, мне бы в долю войти с Шаймиевым и заиметь хотя бы 0,05% акций «Татнефть»))

    • Елена

      аха! дадут тебе ! догонят и еще раз поддадут если только! вот сидим на нефти! залежи огромнейшие! толку -то нам от этого? нет! в то же время наша территория по количеству онкобольных лидирует по всему району! Ускоренно убивают территорию! Вы говорите «язык»..

    • Аноним

      Ну и зачем вам это надо? Думаете так легко будет удержать эти вышки? Забот прибавится немерено, лицензирование, сертификация, откаты, неровен час отожмут весь бизнес. Живите себе в удовольствие, на хлеб с маслом хватает, на голову не капает? Что ещё надо, чтобы достойно встретить старость? Если уж так хочется посмотреть нефтяные вышки в работе, съездите в Татарстан, поглядите и возвращайтесь. Возможно у вас появится совсем другая мечта?

      • Аноним

        Лицензии, сертификаты, аттестация легко покупаются в Москве. Московские организации, не имея ни одного бурового станка и аттестованного персонала. умудряются выигрывать тендер на разработку месторождений и потом только набирают вахтовиков из мариел, татарстан и башкортостан))

    • не Аноним

      Собес, мечтать не вредно!
      Но реальные деньги по 800 р. в день тебе пока что горномарийские фермеры честно заплатят на уборке капусты с полей.

  9. Abwehr

    Елена
    18.10.2017 в 16:21
    …«татар», которых в общем-то не было в Казанском ханстве!

    Не было татар в Татарстане, нет проблем. Зачем России татары, их язык, республика. Вот так новоявленная «марийская активистка» Елена Ирдуганова «уважает» коренной народ республики, где она живет. И причем эта дама всегда пишет от имени марийцев.
    Вам ничего не напоминают ее утверждения? Например, мнение политолога Дмитрия Солонникова, что «Мы понимаем, что большинство финно-угорских языков, действующих на территории нашей страны, это искусственные языки»
    https://mariuver.com/2017/09/26/putin-merkushkin/
    Т.е. нет татар, нет нас финно-угров и марийцев, поэтому можно Путину и Кремлю, которой служит Ирдуганова, уничтожать татар, финно-угров и др. нерусские коренные народы РФ.
    Теперь подумайте откуда ноги растут у мыслей Ирдугановой и Солонникова. И чем «марийская активистка» Ирдуганива занимается в марийском нац. движении

    • Елена

      1. Начнем с «коренности». Марийцы, мокши, удмурды—вот коренное население Восточно-Северного Закамья, И все! Термин «татары» придуман удмурдом Марджани, решившего объединить в один миллэт мусульман. Мы—краеведы (нас немало) изучаем архивы Оренбурга, Анкары, исследуем старинные могильные плиты и утверждаем, что ВСЕ материалы так или иначе связаны с предками удмурдов, марийцев, мокшой. В Оренбургской области большинство исчезнувших деревень эрзянские. Закамские «татары»-это отатарившиеся удмурды, марийцы, мокши. Ну не нашлось среди марийцев людей, изучавших историю Восточных марийцев, проводивших раскопки. Только один Арсланов Леонид, и то он -профессоро татарской филологии. Или Тукай!!! Назовите мне хотя бы одного «татарина» с именем Тукай(Токай). Не назовете, ибо такие имена присуще только удмурдам и марийцам. Писал Токай на основе арабской графики и стал Тукаем! У нас, н-р, деды-прадеды все писали на основе арабской графики. Благодаря Советской власти марийцы и получили возможность изучать родной язык.

      • Лесник Яндулкин

        Елена, вы, похоже, женщина смелая и за словом в карман не лезете. Уважаю таких! Но, в научных дискуссиях напористость должна все же подтверждаться точностью в употреблении терминов.
        «Термин «татары» придуман удмурдом Марджани» — этим утверждением вы чуть было не отправили себя (в моих глазах) в ряды безапелляционных крикунов, вроде Жириновского…
        Вот представьте себе — что я мог подумать о вас, читая в Википедии что «татары» упоминались еще в 5-8 веках, а Марджани жил в 18-м???!!!…
        Объяснитесь, пожалуйста, пока я ищу красный карандаш…
        —————
        «Ну, что пить будем, мать?» — со слезами отчаяния возопил алкаш, когда, стоя в длинной очереди, он услышал как продавщица винно-водочного отдела выкрикнула кассирше: «Манька! За рупьдвадцать не выбивай! Кончилось!…» (позднесоветский анекдот).

        • Елена

          Спокойно, Дулька! Википедию пишут такие же люди как мы! Никто в Казанском ханстве не называл себя «татарином»—попробовал бы так поиздеваться, тебе сразу бы башку отрубили! В отношении удмурда Марджани-достаточно написано, прочтешь на досуге!
          Простейшие примеры последних лет: вышел научный сборник «Арабографические записи на могильных плитах». Н-р, могильный камень 1658 г. в нашем районе. Похоронен Келькей из рода Уратче,(в переводе с марийского род людей смышленых, у которых все получается), он же аварутка—род людей , занимающихся колдовством! и много чего еще. Так называемый татарский историк Ахметзянов «прочел «камень по -своему и «доказывает», пути переселения «татар». Забыв упомянуть тамгу марийскую на камне!!!Смешно и грешно! Татарские «академики» все чешут под выдуманных татар.
          Те же дворяне Мутины, за которых дерутся татарские и башкирские историки, начался с черемиса из Янгизита Мутьки.
          Или же вот вышла книга про Актанышский район. Оказалось, 80% это татарские деревни марийского происхождения! И что? Быстренько переиздали книгу, но уже только с началом 17 века, «забыв» упомянуть марийские корни! Вот вам и «история»…Да много чего! Отметь красным карандашом-пригодится!

          • Аноним

            Познавательное видео
            Башкирское родословие: Кыргыз
            [youtube=https://www.youtube.com/watch?v=6-fvytbQ2XQ&w=640&h=390]
            со 2 минуты (возможно это и есть Кельты, Удмурты, Хунны), на 6 минуте (рыжими волосами, голубыми глазами, татуировка на шее у замужних женшин), на 6:35 минуте Кыргызы — Славяне? (почему называли Славянами?, возможно кого-то, или чего-то славили?), на 16 минуте про «Славян» (это явно не русские, тогда почему Хазарский Хан называет Кыргызского Хана -«славянином» на 17 минуте, на 19 минуте про наделении ТАМГОЙ рода КолДар Бей (тамгой поломник), на 22:35 минуте, 26 минуте

          • Лесник Яндулкин

            Остаюсь на ВЫсоте и не позволю себе ТЫкать вам, уважаемая Елена. Вероятно, к тому же вы и не намного младше меня будете-то…
            Верно ли я догадываюсь, что ваши претензии к термину «татары» можно территориально ограничить Казанским ханством, где по вашему (я имею в виду всех сторонников вашей теории) утверждению так успешно порезвился «удмурд Марджани»?..
            Ну, а к упоминаниям о татарах в 5-8 веках (и, разумеется, позже), зафиксированным многими иноземными исследователями в других(?) регионах вы относитесь вполне толерантно? Википедии тогда не было, так что, сами понимаете, любой исследователь данной версии с удовольствием выложит не один десяток древних манускриптов и солидных академических изданий.
            Я, честно признаюсь, совершенный дилетант в данном вопросе, и с удовольствием поддержал бы вашу теорию. Но, дождусь пока вы все же покажете мне статьи где столь же уважаемые (как и вы) краеведы оспаривают ваше мнение.
            А то ведь только за Поклонской или Мединским можно маршировать с фанатичной верой в глазах… Вот там истина не играет никакой роли…

  10. Аноним

    Марий улам, Пошкыртышто марла ойлем, Йошкар Олша мием, рушла колтем, тау, хорошо!))

  11. Елена

    2. «И чем «марийская активистка» Ирдуганива занимается в марийском нац. движении». Ничем в мадам Ирдуганова не занимается в нацдвижении: ей не до этого. Не убран картофель на 5 га, пшеница не подсушена, поле на 135 еще не вспахано!

  12. Елена

    3. И последнее, Я уважаю Мари Ушемовцев за патриотизм, за стойкость в отстаивании интересов марийского языка, за самоотверженность. Они как Ванька -встанька, их бьют, а они опять встают и работают дальше. Это, в реальности-единственная организация, которая держится благодаря своему активу! И это без государственной подкормки.!!!! Остальные — те же «автономии», Канашы и иже существуют только на искусственном вскармливании. Без бюджетных денег они палец о палец не ударят. Новейший пример: по всем республикам проводятся фестивали народностей, на которые выделены хорошие деньги налогоплательщиков. 21 октября и у нас пройдет финно-угорский фестиваль: попляшут, попоют, выйдут свадебные генералы с хвалебной речью о «совершенных» ими делами, к которым они не имеют никакого отношения. А скромные трудяги, ФИО которых мало кто знает, без хвалебных речей, н-р, добились изучения МАРИЙСКОГО языка в Агрызе, провели фестивали марийских баянистов! Ездят по деревням, проводят марийские моления. Моления—это же не только поклоны в Кусото, это прежде всего общение, моральная поддержка, единение…..И все за свой счет!

  13. Аноним

    «Надо дать марийцам и побольше» В.И. Ленин 1922 год

    • .николай

      Тот кусок ценен, который в труде добыт. А «…дать марийцам побольше…» — это потребительское отношение, которое приводит к лени и тунеядству. Елена права- трудиться надо, чтобы чего-то достичь. Правильно она сказала и в отношении Мари Ушема, молодцы, не то что мер канаши всякие, живущие за счёт государственных вливаний и проводящие пустые, заорганизованные мероприятия, от которых толка никакого нет, иначе бы не говорили здесь об упадке национального статуса. Конечно, нужно объединяться, конечно надо быть одним целым, чтобы достигать своих намеченных целей. Но, мне кажется каждый наш мариец в отдельности-сам по себе царь, президент и глава региона. Мариец так уж устроен, он не любит объединяться в разные организации, он не любит подчиняться какому-то другому марийцу руководителю, он думает по своему, он решает и делает всё по-своему, он дитя природы, он свободный человек.Такой уж его менталитет. Это надо признать в конце концов. Вот поэтому-то и происходит такое, что до сих пор у марийцев нет даже своего руководителя республики, а присылают их со стороны.А ещё я скажу, что марийцы очень упёртые.

      • просто критик

        У марийцев нет своего руководителя потому, что все организации- мер канаши, автономии, вийы, горномарийское землячество, мари ушемы, мм-21, ПРЕДАЛИ и ПРЕДАЮТ свой народ. Так что свои хвалебные оды мари ушему и лично козлову пойте вместе с Еленой на их колбасных шабашах.

        • На себя посмотрите

          Нет потомучто большинство мари абсолютно аполитичны и безразличны к национальному движению. Или еще хуже КАК ТЫ сами ничего не сделали для организации, но СТУЧАТ НА НЕГО В ОРГАНЫ и ВЛАСТЯМ, всячески пытаются дискредитировать, облить грязью, устраивают публичные разборки. И вас «просто критиков» среди мари слишком много развелось…

          • Аноним

            Да нет, на самом деле критиков среди мари достаточно много. Конечно уровня, как «просто критик», пожалуй единицы. И ведь что интересно, его невозможно переубедить, хотя даже приводятся неоспоримые факты его необоснованных обвинений. Видно такой уж он останется.

        • Аноним

          А вам не мешало бы прекратить хаять всех марийцев, которые имеют отношения к марийским общественным организациям, и наконец то просто придти на конференцию организуемую Мари Ушем, и озвучить свои замечания и предложения. Что вас останавливает? Возможно статус «критика» не позволяет, или переживаете, что ваши предложения большинство не поддержит?
          Задумайтесь, если критиковать всех и вся, то как можно выбрать руководителя?

          • просто критик

            Я хаю не марийцев, а пРедателей- руководителей, их холуев из так называемых марийских национальных организаций. ПРосто прийти на конференцию, после козловского отчётно-выборного собрания не имеет смысла. А что не приглашаете на отчётно- выборное собрание
            «просто выступить» ? Статус «анонима» не позволяет? Большинство будет протатаро- чувашское. Конечное им не выгодно объединение.
            Козлов идеально соответствовал много лет их политике. А вдруг Председателем МУ будет избран новый не их человек, тогда «их политика» ждёт фиаско. Задумайтесь.

  14. Ошвуй

    Видите ли, уважаемая Елена, говорить неизменно, на протяжении уже более 100 лет только лишь об одном — о языке, «дружбе народов», которая прежде всего начинается с языка».., это неизбежно прийти к Вашему фатальному вердикту:
    «Все национальные республики рано или поздно потеряют идентичность. Это вопрос времени».
    Во-первых, какой смысл в таком случае Вам «уважать за патриотизм» Марий Ушем, если потеря идентичности неизбежна? По Вашему, выходит, эта работа бесполезна, ибо утрата идентичности происходит с утратой языка, культуры, традиций, территории, родной земли…
    Во-вторых, логичным в данной случае является давно раскрученный, ходячий, внушенный в качестве безаппелляционного акцент на том, что «носителями языка, традиций являются деревенские жители».
    Вы говорите, «деревенский» язык вместе с деревнями исчезают.
    И это «эволюция», которая «от нас не зависит».
    У Вас: «Благодаря Советской власти марийцы получили возможность изучать родной язык».
    Однако именно благодаря тому, что эстонцы в 1918 г. выскочили из перспективы благодарений Сов. власти, они говорят на родном языке не только в глухих деревнях, сформировав политическую элиту, имея своё государство. Они так же не являлись многочисленным народом.

    «Инородцам» России возможность изучать родной язык дана большевиками вынужденно и из тактических соображений.
    Стратегия мыслилась (и осуществлялась) другая.
    Те, кто продолжает благодарить Сов. власть, не читали внимательно ни Ленина, ни Сталина, т.е. читали только то, что требовалось по «краткому курсу». Что есть тактика и что — стратегия российского большевизма интересоваться было недосуг.
    У Сталина, продолжателя ленинской национальной политики, ещё в период совместной деятельности, при жизни Ленина, в нескольких статьях совершенно четко заявлено, с какой целью следует предоставить возможность изучать свой язык инородцам,
    на момент большевицкого переворота почти поголовно неграмотным: для «создания принципиальной коммунистической литературы»
    (И. Сталин. Сочинения — М., 1947. Т. V, с. 1-3).
    Для того, чтобы христианизировать народы, Евангелие переводилось на языки порабощённых народов. Для того, чтобы коммунизировать инородцев в XX ст., необходимо было научить их грамоте с тем, чтобы они могли вдохновляться текстами коммунистической литературы, идеей построения коммунизма. Это была тактика. Как только большевики окончательно взяли власть, подчинили себе народы, из стратегических соображений по всему СССР в 30-е начался масштабный отстрел молодой национальной интеллигенции…

  15. Лесник Яндулкин

    «Мы—краеведы (нас немало) изучаем архивы Оренбурга, Анкары, исследуем старинные могильные плиты и утверждаем, что ВСЕ материалы так или иначе связаны с предками удмурдов, марийцев, мокшой.»
    простите за отсталость, но никогда не слышал. Стало любопытно, а эти краеведы (ваш термин, уважаемая Елена) наверное опубликовали свои материалы? Наверное у вас имеется свой ресурс общения, где они все доступны… Хотелось бы познакомиться с ними, и вообще, с аргументами не только «про», но и «контра»… Именно с аргументами, а не с эмоциональными истериями: «нравится» — «не нравится».

  16. Лайд

    Поро!
    О чем вы хотели сказать и чем нас удивить, уважаемый Ошвуй?
    Это вы думаете, что мы не ругаем, а зачастую сравниваем Советскую власть как лучшее, что было в марийской истории… Из всех зол (по вашему) мы осмеливаемся сказать, что зло-совет для мари калык был лучше, чем средневековье, царизм или даже современная демократия.
    Да, мы знаем, что Ленин был плохой, Сталин — ужас, Брежнев — слабак партийно защищенный, Горбачев — тот вообще…

    И что же замкнулись, не доходя до 1980-х?
    И что же не продолжаете по поводу 2000-х?
    И что вы сравниваете, что «эстонцы выскочили… Они так же не являлись многочисленным народом». Вот татары настолько многочислены, что раза 10 превышают мари и эстонцев по количеству населения (как они сами говорят), но увы, никуда не «выскочили», не смогли «выскочить»…
    За 30 лет гласности и демократии марийцы оттеснены в задворки (расписывать не буду, что воду толочь в ступе?.. ). В руководстве как республикой, так и всем жизненным процессом ужасающий прорех в кадрах (Если ты ругаешь Ленина, а что остальные?..) и т.д.

    • Аноним

      Так ты не стесняйся и с бюстом Сталина на митинг какой-нибудь прийди)) Националист-коммунист ты наш))

  17. Аноним

    Елена немного коснулась темы ТОК. Видимо Елена являясь марийским патриотом и просто грамотным, пытливым краеведом в ареале восточного расселения народа черемис, а после 17 века народа мари , тоже обратила внимание на это странное имя личное-фамилию. . Не понятно, почему марийские историки на зарплате, не обратили внимание на это странное ТОК или часто ТУГ или реже ТЕГЕ и совсем редко ТЕЛЕ, Суть имени личного, переходяшего в фамилию( семью тейпе), надо и должно понимать только из марийского языка, лучше черемиского и переводиться на современный русский ТОК как хранитель. И не имеет ТОК больше не каких разумных и внятных объяснений. Из языков других народов, истинное значение, как имени личного, а конкретнее как фемели-титула, слово ТОК имеет смутное и спутанное и часто обидное толкование в переводе на русский язык. ТОК по тать-кипчатски (татары казахи киргизы и прочие) переводиться на русский как жирный толстый грузный . И только на черемиском(древнемарийском), слово ТОК как имя личное фемели(семья) и титул, имеет истинный и правильный, осмысленный перевод ТОК- ХРАНИТЕЛЬ. Восточные марийцы и классические, в широком марийцы , под давлением тюрско-кипчатского языка забыли истинное значение ТОК как ХРАНИТЕЛЬ. И тюрко-кипчаки и марийцы переводят одинаково-толстый, грузный. жирный, богатый . А сами тюрко-кипчаки, не понимая и коверкая толкование угро-иранского личного имени титула, а скорее всего изначально почетного титула, понимали имя титул угро-иранцев ТОК-ХРАНИТЕЛЬ как толстый жирный грузный редко очень редко влиятельный( значение- влиятельный я встретил только у псевдо тюрков -УЙГУРОВ) . Тюрки сталкиваясь с угро-иранцами, контактировали в первую очередь с вождями У-И по» имя -титул» ТОК , видели скорее всего упитанных, богатых, дородных, высоких, а часто и жирных людей , а скорее всего все сразу вместе , переводили на свой язык, не понимая языка врага и сходя из того что в древнем мире все имена были «кличками-внешностями», как» ТОК- ЖИРНЫЙ» .
    Даже современные, культурные марийцы под давление кипчатско- тюркского (К-Т) и на основекультурного лугово-государственного марийского языка, имя Токай-Тугай понимают и переводят на русский как жирный толстый. И только в диких лесах в отдельных семьях в старом(диком) черемисском варианте имя-фамилия ТОК-ХРАНИТЕЛЬ имеет древнюю и наверняка истинную изначальную форму ТОК-ХРАНИТЕЛЬ. Почти все венгерски короли Арпады (Ар Панды) имели титул-имя в корне имён личных ТОК . Вся высшая знать МЕРКИТОВ -главных и личных врагов Чингизидов имела в корне имен личных а по совместительству и титулов ТОК. Определенная часть императоров ТОКАРОВ-тохаров-ЮЭДЖИ в Кушшанском гос-ве народа юэджи в корне личного имени титула имени ТОК. Высшая знать половцев- ШАР часто имела имя личное-титул ТОК . Даже сам Чингиз-хан в быту, выходец из МЕРКИТОВ, в детстве имел, монгольское деформированное через призму китайского -ироглифического писца, имя ТИМ-ТОК — Тимюэджин , -Тумуджин в русской версии — (это моя вольная необоснованная версия). Более половины черемисских князей до середины18 века , имели имя личное -титул где в корне есть ТОК . Моя семья, каким то чудом, сохранила истинное значение слова ТОК. Очень его берегла и гордилась им. Я и сам выходец из этой семьи, где в корне фемели имеется гордое Ток . Конечно в настоящее время я не ТОК, а скорее ТАК(шутка). Весьма горькая для меня шутка истории. Горько, что народ мари забыл истинное значение ТОК. Горько, что ученые — историки марийцы не обратили на это гордое слово ТОК внимание. Спасибо Елене из восточных марийцев- краеведов, обратившей мимоходом внимание на это славное имя ТОК. Горькоб что мари самое главное забыли, а расплата одна РАЗДРАЙ (прям как лебедь рак и щюка) . И не надо меня ЩЮКОЙ поправлять! Кто даст определение, КТО и ЧТО главное для народа мари?

    • Аноним

      Если бы это было так просто, то поверьте, давно бы попытались положение исправить

  18. Ошвуй

    Тау тыланда, Лайд.
    Бывает так, что занятость не предоставляет времени, а значит и возможностей читать, мыслить, излагать понятое или кажущееся понятым. Однако, если это длится слишком долго, может возникнуть подозрение, что человек в мыслях, представлениях своих остаётся
    в прошлом.
    А время жизни стремительно и беспощадно…

    «Мы ОСМЕЛИВАЕМСЯ сказать, что зло-совет (т.е. советская власть) для мари калык был лучше, чем средневековье, царизм или даже современная демократия».

    Этому можно только посочувствовать… Посочувствовать такому «лучшему». Всё познаётся в сравнении и в такой ретроспективе-цепочке сквозит сформированная зависимость от Истории по краткому курсу ВКПб…
    Не все периоды истории мари были так мрачны и безысходны.
    СМЕЛОСТИ-то как раз и не требуется — в условиях российской «демократии» и «гласности», в связи с краснознамённой имитационной «оппозицией», с установлением «модерных» памятников Сталину и т.д., и т.п.
    Декоммунизация в России и не начиналась. В России наследниками «советского интернационализма» не усвоены уроки, не предпринято было то, что усвоили и предприняли немцы, наследники националистического социализма.
    Проблема России в том, что осмысление причин и ПОСЛЕДСТВИЙ «счастливого прошлого» не состоялось. А раз так, понять, что такое «демократия»: российского ли, северно-корейского ли образца, не удаётся. В цепочке: «Средневековье» — «царизм» — «советизм» — «современная демократия» (в том числе и, «не доходя» и доходя «до 1980-х, и «по поводу 2000-х») причинно-следственная зависимость не видна. Именно поэтому Вами утверждается, что «За 30 лет ГЛАСНОСТИ и ДЕМОКРАТИИ марийцы отнесены…».
    — О какой «гласности» и «демократии» при «УЖАСАЮЩИХ ПРОРЕХАХ…» речь? Каковы причины «прорех»? И почему неуместно сравнивать, когда всё познаётся в сравнении?
    Вряд ли возможно что-либо осмыслить средствами экспрессивно-оценочного инструментария:
    «ругаем», «ругаешь Ленина…», «плохой», «слабак», «ужас», «тот вообще»…
    Ведь этим ничего не сказано. Что значит «ругаешь» или «льёшь грязь»?
    Как часто можно прочесть подобные «аргументы»…
    Если люди с чем-то, с кем-то несогласны, это несогласие не обязательно является «руганью», «грязью»…

    «Удивлять» — это на внешний взгляд — не интересно и бесполезно.
    Помыслить, осмыслить, попытаться определить, что есть причина, что следствие, что есть истоки происходящего, чем обусловлено наше непонимание, наши заблуждения и проблемы, что нужно для того, чтобы быть успешными и т.д. — это интересно.

    • Пеш сай до шот дене лончылен возет, Ошвуй. Да тыште шагал огыл ен’же информированный улыт… мыят шуко ужынам да лудынам. Так вот, мыйын шонымаште Россий да СССР-ын эртен кайше жапшым эн сай иктешлен пуеныт кок айдеме: Кугушев Сергей (историк) да Максим Калашников (экономист) книга -расследованийыште «Третий проект» (кум томан). Тиде кум книгам лудат гын, Ошвуй, тыйынат вуйыштет «пучымыш» пыта, ман шонем. Только сайым лудат гын… Мый чыла палем, мый эн ушан улам манын, мо:р тага семын, «капка ваштареш от шогал гын». Ойлат вет, тунемаш нигунамат вараш огыл….

      • Елена

        Икымше гана колам тиде историк -влак нерген! Кушто лудаш лиеш нунын пашаштым?

  19. Ошвуй

    Не знаю, стоит ли говорить о том, что скажу… Может, это банально.
    Представление о том, что такое «хорошо», что такое «плохо» разное у разных людей. К примеру, у большинства россиян — поневоле путинистов-зюганистов — о советском прошлом — одно, у большинства эстонцев — другое. Эстонцы имели возможность сопоставления, побывав и под русской, и под нерусской властью и поэтому для них русские — «оккупанты»… В этом одно из различий их в сравнении с россиянами. Полемизировать о том, что такое «хорошо», что такое «плохо», и с теми, и с другими бесполезно, во всяком случае, с большинством одних и других. Как для кремлёвских правителей вместе с Зюгановым, так и для большинства россиян, и в том числе мари, распад СССР — «глобальная катастрофа». Для меньшинства россиян и для большинства эстонцев — закономерное явление.
    Отставник-вятчанин, не мари — русский книгочей (познакомился с ним в Москве, в букине), служивший в Прибалтике и после дембеля оставшийся по месту службы, говорил мне о своих земляках, ностальгирующих по советским временам: «Да чё ты от них хочешь?! — слаще морковки ведь ничего никогда не ведали. Для них-то, уцелевших на своей родине, не сосланных, не покинувших её по собственной воле (а кировчан не меньше, по сравнению с мари, покинуло Кировскую обл.), СССР был «лучшим местом»:
    чё они видели в жизни своей, чё знали?..». Конечно, это логика чисто потребительская. В частности, логика россиян-военнослужащих, не пожелавших возвращаться на родину, ищущих, где получше, а в Прибалтике в сов. времена уровень и жизни, и культуры, образования были ощутимо выше по сравнению с рос губ., автономными образованиями РФ. Понятное дело, эстонская культура, язык нисколько не интересовал тех, кто «изменил» родине. Не секрет, что среди некоренных прибалтов сугубых «потребителей» — большинство. Русскоязычие «советских интернационалистов» повсеместно занимало тогда привилегированное положение в сравнении с «националистическим» двуязычием… Ныне в Эстонии, Латвии, Литве необходимо всё же знать гос. языки. В России по-прежнему нерусские языки в ф/у регионах «никому не нужны» — потому как знать их не обязательно. Более того, такое знание, по словам ВВП, — насилие над привилегированным русскоязычием.

    Дело не только в том, чтобы «выскочить». Дело в том, чтобы заставить с собой считаться. Чем «хуже» эстонцев — мари? Не такие же люди?
    Или, к примеру, Каталония. Не обязательно «выскакивать» ей из состава Испании, и вряд ли ей это удастся, но заставить центральную власть найти в федеральном устройстве взаимоприемлемую форму взаимоотношений, заставить с собой считаться, это возможно. И это будут искать. Так прогнозирую. Возможно, ошибаюсь. Время покажет. Однако уверен, на перспективу одним насилием желаемый результат не достигается. Дальше — больше. В этом мой оптимизм. Это ведь лежит на поверхности и происходит на всём земном шарике.

    Чем могу «продолжить по поводу 2000-х (как и — «не доходя до 1980-х» и доходя)?
    Дело в том, что система авторитарного правления в преобладающем большинстве случаев (когда она «нескончаемо длится») осуществляет ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОТБОР в высших слоях социальн. иерархии, пагубно влияя на нижние слои. Неограниченная власть, сосредотачивающаяся в руках диктатора, осуществляет этот отбор
    по принципу личной преданности диктатору, но не народу. Чтобы удерживать власть, диктатор окружает себя приспособленцами
    ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ, получающими личную выгоду взамен личной преданности — под лозунгом «Преданности Родине, Партии» и т.п…. Кстати, это история Маркелова и многих других.
    После Сталина, Хрущева основной принцип авторитарного правления не претерпел кардинальных изменений — даже в краткие периоды «коллегиального правления» (ЦК), обусловленного сменой или кончиной диктатора, которые свидетельствовали тогда более о кризисе правления, нежели о чём-то качественно новом. Будь на месте генсека кто-то другой, а не «предатель»-Горбачёв, в системе принципиально ничего не менялось бы: смена Лиц в одночасье не меняет ни идеологию, ни систему правления, ни принципы взаимоотношений в системе.
    Это сложно. Сложно разобраться в этом. Но надо, чтобы не быть
    на обочине. Главным и неоспоримым является то, что нынешняя кремлёвская власть есть порождением и продолжением коммунистической авторитарной системы правления, отображенной
    в изобретённых «новых»/старых формулах — «демократический централизм», «суверенная демократия», которая реально никакого отношения к демократии не имеет.
    Да и какая «гласность» может быть при тотальном «анонизме»?
    «Смелые» и открытые ведь «ничего такого» не говорят…

    • Мари

      Сохранение языка имеет большую значимость!
      Все животные произносят свои звуки,если гусь га- га- га , утка кря- кря- кря и т.,д.Они же не лезут со своим языком друг на друга, а всё понимают.
      Почему они сохраняют свой язык, а мы, что хуже животных???
      Вся система идёт по пути историй (би
      би ли) и она не менялась. Менялись только слова!
      Тех кого с нами нет их винить легче ,чем самого себя.

      • если гусь га- га- га , утка кря- кря- кря и т.,д.

        Ваша мысль понятна!
        Вы своей речи, полостью отрицаете влияние окружающей внешней среды,
        влияние государства, на изучение и сохранение языков республики Марий Эл.

        Дескать ну не хотят Марийцы свой родной язык изучать, что тут сделаешь?

        Представим на минуту, что случилась 3-я мировая война.
        И «естественно» Россия выиграла?
        Сюда в Марий Эл пришли оккупационные войска, в одночасье все надписи
        вывески стали на английском или Китайском языке.
        Местами встречаются надписи на русском и естественно на Марийском.
        Потому что оккупанты всегда любили «фашистские» языки.
        Вам предстоит отдать ребенка в школу, где преподавание будет вестись на языке
        по «выбору» хочешь английский, хочешь китайский, хочешь марийский.
        Ну естественно большинство школ на русском языке позакрывали за ненадобностью,
        а оставшиеся преподавание русского языка это 4 часа в неделю, да и то говорят,
        что это слишком много.
        Вы своим детям какой язык будете рекомендовать изучать?
        русский, английский или китайский?
        Даже сейчас в медленно тонущем корабле русский язык не имеет никаких перспектив.
        Но активно насаждается, государством.
        Не даром все дети чинуш, учатся во всяких Англиях, да Америках, да в Европах,
        чтобы приехав сюда унижать нас что мы ничего не знаем!
        А мы трудяги-нищеброды должны через русский английский язык изучать, при этом
        нужно ещё и оккупационный русский изучить, в совершенстве!
        Не лучше ли тогда сразу с марийского английский изучать, тем более что у языков
        синтаксис и семантика языка похожи.
        http://zakonvremeni.ru/images/stories/remote/http—snob.ru-i-indoc-user_28109-d0096ec6c83575373e3a21d129ff8fef.jpg

      • Лесник Яндулкин

        Кратко… Громко… Гордо…
        Глупо…

  20. Наивно. Ну какое может быть «сохранение языка» в условиях абсолютного бесправия его носителей ?
    Отличие животных от людей в том, что люди могут то, что не могут животные: сажать в «клетку», отнимать язык у себе подобных…

  21. Ошвуй

    Акелде, вуеш ида нал, отвечаю с запозданием — ОБ УМЕ:

    Для вас, уважаемый, умны — сталинисты имперского толка (С.Кугушев, А.Проханов, М.Калашников, «спрятавшийся» маргинальный хохол Кучеренко В.А., пр.), следовательно, вы — такой же умный.
    Только и всего… В некотором отношении, не только «о вкусах не спорят», об уме так же.
    Для имперских соратников мари вообще не существует.
    И Вас — в том числе. Вы — не в счёт. Вас нет.
    Поэтому я тот час же и не ответил вам на ваш пост.
    Извините.

  22. Ошвуй

    А вот имеющая слабость (что женщинам простительно) татаро-ксенофобии Елена задаётся интересным вопросом.
    С уважением относясь к её неравнодушию к судьбе мари,
    интересно было бы узнать её мнение, почему нет митингов
    протеста.
    Может, с правами всё в порядке и я глубоко заблуждаюсь?

  23. Лайд

    Поро!
    Ошвуй, ен: дечын йодат, а шке тынар жап ву:дым йоктарен шинчылтат.
    Вашмутым пуаш ту:н:алат гынат, вашмутет уке, ала-могай эртен кодшо йошкарге-влакым вурсен толашет. Да нунышт таче укеат улыт.
    А тыйын возыет почеш, пуйто таче эсогыл эн поян, эн шучко, эн окмак-влак — да, да, тушечынак, совет системе гыч улыт.
    Эше, Ошвуй, мыйынат тый дечет тыгаяк йодышлан вашмутым йодаш кумыл лекте:
    «почему нет митингов протеста»?
    Только ву:дым ит йоктаре. Возыметым лудаш йокрок. Икмыняр жап ончыч он:ай ыле.

  24. Спасибо! конечно большое. что пропустили Мой коментарий!

    Не заблокировали!
    Хоть в будущем меня, не расстреляете?
    за дерзкий поступок, ну уж извините НАКИПЕЛО!

  25. Ошвуй

    Лайд, и снова лишь слова с оценочным значением:
    «ругаешь» (или «льёшь грязь» на чистых, незапятнанных),
    «чересчур», слишком», «много воды»…
    Когда я цитирую Ленина и Сталина, говорю о том, что КПРФ
    реально не является оппозицией современному правящему режиму,
    не реформируется так же, как не реформируются европейские коричневые, и не представляет собой перспективы для россиян,
    тогда я «лью грязь» или у меня «много воды»?
    Скажите пожалуйста, почему нынешние правители называют Сталина «успешным, талантливым менеджером» а КПРФ как бы не возражает..?
    Вам нельзя об этом размышлять, вы «заняты делом»…

  26. Лайд

    Поро!
    Да, Ошвуй. Размышлять — пожалуйста.
    А у меня нет времени на это, надо действовать.

    • Лесник Яндулкин

      «Хулееедумать — прыгать надо!» — помните старый анекдот?…
      Печально, уважаемый Лайд…
      Безусловно, вы смелый человек и бескомпромиссный борец за достойное место марийского народа… Но почему вы видите наше будущее лишь в прошлом?…
      Очень жаль, что у вас нет времени на размышления…
      Оглядитесь вокруг — посмотрите куда движется мир…
      Вот интересно, каковы представления человека, которому некогда думать?
      Кажется для очень многих россиян это выглядит примерно так: Запад гибнет — гейропа, мигранты и проч…
      Думающие люди безуспешно пытаются показать им как развивается мир: технологический прорыв, социализация общества, постепенное стирание границ…
      Однако, телевизор сильней ума и он сумел внушить массам — «Кто, если не Путин?!» И ведь для многих этот «КТО?» воплощает все ужасное, что ожидает Россию если вдруг…
      И этот же простой вопрос отвращает таковых даже думать…
      ДУМАТЬ!!!
      А вы про Маркелова… Да у Путина таких Маркеловых полный рукав!…

      P.S. «А-а-а! Либерасты, бля, продажные! Вам на людей нассс рать! Пошлинаийух!» — крутится говновтелеке…
      Все и всё уже много раз это ведь слышали — засим соловьиным пометом не стоит разбрасываться… А давайте-ка вместе подумаем как совмещается его публичная трель с его заграничной собственностью… И давайте не прекращать, мыслить…
      Родина ведь гораздо больше, чем видится маленькому человеку…

  27. Лайд

    Поро!
    Если вы, Ошвуй, писали и рассуждали о Маркелове, Васютине… дали бы оценку, анализировали, выставляли на публику документы, подтверждающие ваше мнение и анализы — то цены не было бы такой деятельности.
    Иначе о Сталине… Ну, пишите. пройденный этап.
    Споры о Ленине? Да давно проехали.

  28. Ошвуй

    В том-то и дело, что «не проехали». Потому и на разоблачениях Васютина с Маркеловым соредотачивались. В результате —
    что, кого получили взамен?
    И без анализов понятно, что дело не в самих по себе Маркелове с Васютиным…

    • Аноним

      Кто знает куда завернёт судьба марийский народ. Возможно «избрав» Евстифеева народ мари получил возможность консолидироваться? Кто знает.

      • драсбуйте

        Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами.
        терминатор — 2

        • Аноним

          Не отвлекайтесь. Продолжайте смотреть. Может ещё что-нибудь интересного.

  29. Ошвуй

    Маркелов — консолидировал народ ?.. Или вы думаете, наступив на грабли очередной раз, прозреет? Сам по себе — вряд ли.

    • Аноним

      «Возможно «избрав» Евстифеева народ мари получил возможность консолидироваться?». Про Маркелова речи нет.

  30. Ошвуй

    С нынешними поводырями…

  31. Ошвуй

    В чём же вы усматриваете существенную разницу в ролях, предназначении (?) — между нынешним и предыдущим ?

    • Аноним

      Правление Маркелова — это горький урок народу мари. Теперь начинается проверка выученных уроков. И теперь уже главное не спешить с ответом, ну и чтобы не мешали отвечать.

      • драсбуйте

        PORO, тебе, как и многим ставлю жирную «двойку» за скверно, очень плохо выполненное домашнее задание!!!
        Все эти годы ты настолько обрусел и обнаглел, что напрочь забыл свой родной язык и только виртуально тысячекратно упоминал Ош Поро Кече Юмо, при этом ни разу не посетил рощу.

        • Аноним

          Бывал в своё время на мировых молениях на Чимбулате в кировской. Бывали мы там с Якимовым Алексеем Изерговичем, ещё до утверждения Таныгина главным Картом. Поэтому, можно сказать обучались мы у других учителей. Ну, а теперь про «обнаглел»? В чём выражена наглость, и где проявлена?

  32. Ошвуй

    Проблема ведь и в том, что не очень-то идёт в общественные организации марийская молодёжь. Лайд, как Вы думаете, почему ?

    • Илья Бирский

      Наряду с языковой проблемой, некоторые из марийской элиты до сих пор не поняли смысл изречения «кто владеет прошлым, тот управляет будущим». Учебник 1917 года Иванова и Санукова «История мар. народа » считаю неудачным. Видно, что их сознание осталось в прошлом веке. Как истину, преподносят лит. труды 17-18 вв., называемые «летописями», которые уже давно раскритикованы, да ещё из взаимоисключающих изречений совершенно безосновательно выбирают одну сторону. (Например, в Казанской летописи говорится, что в Ростове живут черемисы, а в » Повести временных лет» — в Ростове «меря».

      • Илья Бирский

        Об «Ист.мар.нар.» дальше.Могли бы такие сомнительные моменты обойти молчанием, а не рубить с плеча.Если верить Брокгаузу,то даже название муромы происходит с марийского «мары+ма»,т.е.» люди суши»,да и лексика у муромы,оказывается,марийская. Т.о.,древних мари можно рассматривать как суперэтнос с регион.различиями,где есть западные «мары» и «маре»,да плюс ещё мары-ма — » мурома». Авторы это отрицают,даже северо-западных не упоминают.Авторы не удосужились посмотреть на труды языковедов и этнографов, приводят народно-фольклорные небылицы,например, что якобы «москва» — от «маска-ава», и возможное происхождение с марийского отрицают,хотя общеизвестно,что » ва»-общий финно-угорский гидроним,т.е.»москва»- «медвежья вода(река),и именно с марийского.Также ни с чего, ни с сего привязывают овечью ногу к новому году, не объясняя произошедшую транскрипцию шочшо-ий — шочшо-йыл — шорыкйол. Книга получилась усечённой, не отражающей историю мари в полной мере..

        • Илья Бирский

          Т.о.,как утверждают исследователи, мой тёзка Илья Муромец говорил на марийском языке, и не служил он киевским, а воевал с ними.Просто киевскими крестоносцами была совершенна идеологическая диверсия(см. «Московский комсомолец» N27404 от 29 мая 2017 г.) А основателями российского государства являются мордва и мари(также см. сайт «Мерямаа»).Сейчас, когда марийская республика и народ в опасности, пора оживить наших богатырей Онара, Чоткара, если рядом встанет ещё Илья Муромец в нашу защиту, то мы станем просто непобедимы. А мы знаем, как это сделать, ведь у нас чудесная вера.

          • Витя

            А » чудесная» — это какая вера? Ислам? Ведь в исламе своего священнослужителя называют молла и молитва оканчивается словами бисмылла. У вас так же?

            • Илья Бирский

              Отвечаю Вите: в марийской вере примеси христианства и ислама недопустимы. Посмотри вокруг — как часто стали использоваться английские словечки! Но от этого использующие эти слова люди не становятся ни англичанами, ни католиками. А до славянской колонизации тюркский был распространённым языком,а международным языком был арабский, откуда и проникли эти слова «мулла» и «высмылла» к восточным марийцам. Ничего предосудительного нет в том,что иногда в молитвах восточных мари проскакивает «высмылла», что значит в переводе » юмо дене».О марийской вере лучше узнайте у Танакова. единение можно с родственными религиями, например, с арийской — с зороастризмом.Думаю,Танаков так и делает. Мы общаемся непосредственно с самим Богом, Ош Кугу Юмо, без всяких посредников, и от такого приближенного состояния у нас, конечно, божественная сила и преимущество. Учебник мар. истории издан в 2017 г.

            • Аноним

              Чудесная вера, потому что она живая. Марийская вера пытается помочь человеку понять природу окружающую. И ещё, общение с природой не оканчивается с окончанием моления, общение продолжается и после моления, значит и молитва не заканчивается. Выходит не совсем так.

  33. Ошвуй

    «Учебник 1917 года…» ? — на самом деле 1999 года.
    Или вы имеете в виду неподражаемость советской историографии, которой не удалось избежать и уважаемому Ксенофонту Никаноровичу (не говоря уже об Айплатове Г.Н.) ?
    Зная, что неисторикам, неязыковедам о далёком прошлом «легче судить», не берусь за это дело …

  34. Аноним

    Тюркский язык распространился только после Чингис Хановых завоеваний. От Верховий Оби до Сар Дарьи, да именно Сар Дарьи а по угро-фински — Шар Дарьи(шар-грод Дарья- крайная пограничная), до гор Большого Кавказа на юге. A на запад, до районов проживания народов прото славянского языка, с 5 тысячелетия до рождества христова и по 13 век после рождества христова, все народы даже включая Волжскую Булгарию и Хазарию говорили на угро-финских языках с огромным набором восточно Иранских слов . Все изменилось, с приходом Чингисхановых Детей, командующих и господарей тюркских народов. Причем именно монголов, было крайне мало и все монголы были «командирами» или ханами , а татары» пушечным» народом, идущим впереди и погибающим за монгольские интересы.В начале 13 века, в восточном степном пред- уралье, столкнулись два огромных мира, монголо- тюркск0-китайский и угро-фино-иранский языковый миры. Мы проиграли. И на 800 лет , нам внушили победители, что вплоть до Волги были только тюркские языки , А на самом деле от верховий реки Енисей на востоке и по славяно-германские земли , почти все народы говорили на угро-финско-иранских языках, включая и Хазарию и Волжскую Булгарию.

Добавить комментарий для ЕленаОтменить ответ