Татары, чуваши и марийцы объединились в совет

для защиты национальных прав российских народов

Fauzija_BajramovaВ Казани создан координационный совет народов Поволжья и Урала, в который вошли представители татарских, чувашских и марийских организаций, принявших участие в организованном Всетатарским общественным центром (ВТОЦ) митинге в память защитников Казани. Члены совета намерены добиваться восстановления национальных прав российских народов, полагая, что сейчас федеральный центр ведет имперскую политику ассимиляции.

В субботу в Татарстане отметили День памяти защитников Казани, павших при взятии города войсками Ивана Грозного в 1552 году. Акция, организованная ВТОЦ, собрала около 300 человек. В прежние годы митинги ВТОЦ проходили в центре Казани на площади Свободы, но в этом году местные власти отправили татарских активистов в один из казанских «гайд-парков» — парк имени Карима Тинчурина. Митинг обошелся без происшествий, если не считать небольшой перепалки одного из активистов с полицейским. Участник митинга указал правоохранителю, что тот находится «на татарской земле» и должен вести себя «как татарин». На акцию приехали татары из Москвы, Башкортостана, других российских регионов. Также к митингу присоединились марийцы и чуваши, которые пришли с флагами своих республик.

Траурный митинг начался с молитвы за упокой душ воинов Казанского ханства. При этом активисты жаловались, что чиновники не разрешили им прийти молиться к башне Сююмбике на территорию Казанского кремля. Власти заявили, что это будет нарушением принятого год назад «пакета Яровой», который ограничивает миссионерскую деятельность за пределами культовых сооружений. На митинге активисты вспомнили, что ежегодно в Казани у стен кремля проходит крестный ход — православные отмечают праздник явления Казанской иконы Божией Матери. «Это не крестный ход, а крестовый поход»,— возмутился организатор митинга зампред ВТОЦ Галишан Нуриахмет. Чиновники его также предупреждали, чтобы на акции не поднималась тема преподавания татарского языка. Однако она стала главной на митинге. «Требуем соблюдения Конституции РФ и Республики Татарстан — преподавать татарский язык как государственный в школах Татарстана!», «Долой имперскую политику ассимиляции! Даешь реальный федерализм!» — гласили плакаты участников.

Напомним, по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин поручил Генпрокуратуре проверить добровольность изучения национальных языков в республиках РФ. В Татарстане, согласно местной конституции, русский и татарский — государственные языки, по региональному закону 1992 года они преподаются в равных объемах.

После митинга в гостинице «Волга» состоялась встреча представителей старейшин татарских национальных организаций, которая фактически стала учредительным собранием нового объединения — координационного совета народов Поволжья и Урала. В его состав было избрано по три человека от татар, марийцев и чувашей. От татар в совет вошли ученые Марат Лотфуллин и Рафаэль Мухаметдинов, а также госпожа Байрамова.

Новая организация должна заняться восстановлением национальных прав российских народов, чтобы у республик в составе РФ было право формировать собственную систему образования, а в каждой из них открылся национальный университет для развития высшего образования на национальном государственном языке республики. Участники собрания сетовали: сейчас даже в школах директоров меняют на русских.


Марийский язык исчезает

Представитель старейшей региональной общественной организации в Марий Эл «Марий Ушем» Александр Яковлев в своем выступлении констатировал, что «языковые проблемы по сути везде одинаковые». Он рассказал, что в Йошкар-Оле марийский язык преподается «не во всех школах, как бы тут ни преподносили, что он везде есть». «Мой ребенок начал изучать марийский язык с пятого класса, в некоторых школах его нет вообще», — возмутился Яковлев.

Он также отметил, что «марийский язык уходит даже на бытовом уровне». «Даже в деревнях, про город говорить вообще нечего. Изначально нет преподавания в школах, поэтому сложно, обидно и ничего не поделаешь», — сказал Яковлев.

Следующее собрание корсовета должно пройти до того, как Татарстан отметит 25-летие своей конституции, принятой 6 ноября 1992 года.


Не голосовать за Владимира Путина

На учредительном собрании координационного совета народов Поволжья и Урала татарская писательница, основатель татарской партии национальной независимости «Иттифак» Фаузия Байрамова призвала не голосовать на предстоящих президентских выборах за Владимира Путина из-за его заявления о добровольности изучения национальных и государственных языков республик.

— Во время выборов надо не выбирать ни Путина, ни «Единую Россию». Надо так и написать [в резолюции собрания]: раз Путин дал поручение об отмене национальных языков, нерусские народы России призывают не выбирать такого президента, который против нашего языка, и «Единую Россию», — подчеркнула Фаузия Байрамова.

Присутствующие на собрании поддержали Байрамову — ее предложение внесли в проект резолюции.

В июле этого года Владимир Путин высказался о том, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. Об этом он заявил в Йошкар-Оле на заседании совета по межнациональным отношениям в июле этого года. Также Путин дал поручение Генпрокуратуре РФ проверить национальные республики на добровольность изучения родных языков.

Фаузия Байрамова также подчеркнула, что необходимо добиваться отмены данного поручения Путина. По мнению активистки, это противоречит российскому законодательству, а исполнение этого поручения приведет к тому, что татарский язык будут изучать только в деревнях.

По материалам газеты «Коммерсантъ» и Idel.Реалии
MariUver

73 комментария

Filed under Статьи

73 responses to “Татары, чуваши и марийцы объединились в совет

  1. Евгений

    Пеш сай ! Молодцы, может иктаж шотан лектеш. Кунам суас, мари да чуваш пырля погынат эртак шотдене паша кая. Вместе мы сила !

    • Аноним

      «Вместе мы сила!» — какая сила? Пролетарская сила?
      «Вместе» — с кем? с пролетариями?
      Нет!
      Только Корнями Живы Ветви!
      Нет Корней — нет и Ствола, нет Ствола — нет и Ветвей!
      Будут Жить Корни — будет Жить и Ствол, будет Жить Ствол — будут Жить и Ветви, будут Жить Ветви — будут Жить и Веточки, будут Жить Веточки — будут и зеленеть Зелёные Листочки и Цвести Душистые Цветочки, принося Плоды Семени Рода твоего, Рода Древнего, Рода Мудрого, Рода Светлого.
      Корни Рода нашего Древнего, Рода Мудрого, Рода Светлого — наши Древние Светлые Мудрые Отцы-Предки Рода нашего. Дух наших Отцов-Предков в нашем Традиционном Духовном Язычестве.
      В интернете есть: «Международная Декларация Организации Объединённых Наций о Правах Коренных Народов принятая резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеей от 13 сентября», коя состоит из 46 статей.
      Молодые Марийцы, копируйте этот Международный Документ на формат А5 в виде тетрадочки-брошюры и вручите его своим Отцам и Матерям, своим дедушкам и Бабушкам, пусть они знают, что в этой Декларации есть 18 статья, в коей говорится о том, что Коренные Народа вправе создавать свои собственные Директивные учреждения, то есть, свои Законодательные органы Автономного Самоуправления, Самоопределения в соответствии со своими Родовыми Обычаями и Традициями.
      Обратите особое внимание на статью 43, в которой говорится, что настоящая Декларация НЕ является нормой, и даёт минимальные Права, кои могут быть расширены и увеличены в объёме в соответствии со своими Родовыми Обычаями и Традициями.
      Создавайте в каждой деревне, в каждом селе свои Родовые Советы Старейшин и Духовных Жрецов. На основании сельских Родовых Советов Старейшин создавайте районные Советы Старейшин, а из районных Советов Старейшин — Советы Старейшин и Духовных Жрецов республики — это ваше Высшее Самоуправление.
      Придёт то время, когда Автономное Самоуправление будет вашим Высшим Народным Управлением Народа Мари.
      А пока изучайте Международную Декларацию о Правах Коренных Народов.
      С уважением ко всем Коренным Арским Народам Старейшина Совета Старейшин и Духовных Жрецов — Арий Арион Родич.

  2. Аноним

    Не понимаю, что Марий Ушем не нравится. Вы де сами вместе с Казанковым и КПРФ поддержали Евстифеева.

  3. Pingback: Russia / Strategy Media Update (338) – 17 October 2017 – To Inform is to Influence

  4. елена

    И что пристали к сторожевой черемисской башне 14, века ( башня Сююмбике, не имеющая к ногайской женщине никакого отношения).Ну встретились старики, внесли разнообразие в жизнь! Пусть потешатся…

  5. Лайд

    Поро!
    «Марий ушем» (в разном количестве) уже десятки лет ездят в октябре к стенам Казанского кремля. И нечего удивляться. Например, в 2002 году марийская делегация насчитывалась 50-60 человек.
    Это — почтение памяти наших предков, павших у этих стен, на разных полях брани в течение нескольких десятилетий XVI века.
    Кто осмелится что-то противопоставить памяти своего рода? Но тот уже будет…

    • Елена

      Вы, Лайд, видимо не читаете татарскую прессу ! День памяти геноцида татар 1552 ????!!!!!!!! Уничтожение ТАТАРСКОГО народа???)))) Почитайте на досуге о дне проведения Памяти! Байрамова! Халим! Зеленые флаги! Тюбетейки, Платки я-ля турция! Ну и чуваши, марийцы -гости без определения национальной принадлежности для массовки! НИ ОДНОЙ ВАШЕЙ РЕЧИ! НИКАКОГО УПОМИНАНИЯ О МАРИЙЦАХ! Где дети Байрамовой и ваши? Как обласкиваются властью Байрамова! Халим! ?? Пока с таким сценарием проводятся Дни Памяти, марийцам не следует ездить вообще! ЭТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕНЬ ПАМЯТИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ:марийцев, удмурдов, мардвы, чуваш. Но никак не выдуманных «татар» .

      • Аноним

        Елена, сначала я обращаю внимание на, как вы сказали, выдуманных «татар». Татарами прежде были и Марийцы, но в то время назывались не татары, а Тархъ-Тары (Тархътары), дети Небесных Языческих Богов: Богъ Тархъ и Богиня Тария (Тара, Таруса, Тарина, Тарья, Дарья) и наша Страна называлась Тархъ-Тария. На картах Западных картографов 10-18 веков она обозначена как Tartaie, Tartaris, Tartariy. А русские христиане с ненавистью к Язычеству называли Тартарары.
        Современные татары НЕ Язычники, а исламисты с зелёным лунным флагом — это НЕ наш путь.
        День Памяти должен быть прежде всего у каждого Народа свой Родовой, но и Судьба у нас одна на всех — оккупация, колонизация и христианизация или исламизация. Ведь прежде-то до христианизации и исламизации мы все были Язычниками.
        И не следовало бы ограничиваться только Народами Поволжья: Марийцы, Удмурты, Мордва, Чуваши. Вся Россия — Тюрьма Народов и Кладбище Народов и нельзя забывать, как русские называют Арский Народ Финно-Югорским народом, где есть и Карелы и Манси — это наши Языческие Братья, а Братьев нельзя оставлять наедине с хищным зверем — русским христианством.
        Читайте то что Я предлагаю всем Коренным Народам в выше изложенном тексте.
        С уважением ко всем Коренным Арским Народам Старейшина Совета Старейшин и Духовных Жрецов Тархъ-Тарии — Арий Арион Родич.
        Бейлѣтъ 2-го Дня, Недѣля, Лѣто 7526 от СМЗХ.

      • Аноним

        Согласен с Еленой.Татарам, мордва-марийцы-чуваши нужны только для «массовки»,ради противопоставления себя русским,как им кажется…»Чем мы хуже чеченцев!?»Там Кавказ,здесь-Поволжье…Загляните в свои паспорта,в них нет пятой графы»национальность»!Вы,марийцы-чуваши,ничем не докажете свою национальную принадлежность даже в споре в присутствии третьего лица…В России живут русские,а в Америке-американцы! А в Германии-германцы(это для нас, россиян, они немцы,почему то…)А все остальное регламентируется законом о борьбе сепаратизмом…

        • Аноним

          Тоже соглашусь и с вами, и с Еленой, но только в том случае если вас приглашают в качестве «массовки». Здесь же предложение исходит не от татар, а предлагается татарам участвовать в качестве одного из главных героев.сюжета. Чувствуете разницу, или вас приглашают в массовку, или вы сами предлагаете сценарий.
          Кстати про Америку. Кроме американцев в Америке ещё живут индейцы. В Германии тоже разные живут, «баварцы» например.

    • Елена

      И стоит ли вообще проводить день памяти ? Казанское ханство возникло на основе уничтожения Волжской Булгарии. И процесс уничтожения Казанского, Астраханского, Сибирского ханств—закономерный процесс истории. Почему бы не провести и память 1546 года, когда Сафа-Гирей потопил в крови марийско-чувашское восстание против ханства? только русские в 1547 году и освободили оккупированные ногайцами земли.

      • В.Эчан

        Вы спросите у наших предков погибших в Черемисских войнах,стоит ли проводить День Памяти.И вы высказали своё мнение, а мнения могут быть разными и не совпадать с вашим.

        • просто критик

          Так они погибли в Черемисских войнах, а не в защиту татар.

          • Аноним

            Очень интересный сюжет
            Моркинская Крепость
            https://www.youtube.com/watch?v=3dEC2qK8NPI
            есть на границе Моркинского района и Татарстана населённый пункт Шим выр (Шем вюр)- черная кровь.

          • В.Эчан

            именно на это делают акцент,те кто бывает на Дне Памяти.Повторяю именно почтить павших предков.

            • просто критик

              Да твой предок в чодра прятался. Помолчи уж «почитатель».

  6. NOXЧИ

    ВНИМАНИЮ КОРЕННЫХ НАРОДОВ УРАЛА, ПОВОЛЖЬЯ СИБИРИ И СЕВЕРА!!! ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА И ЯЗЫКОВ ПРОЖИВАЮЩИХ В ЧЕЧНЕ НАРОДОВ КАК ПРЕДМЕТ В РАВНЫХ ОБЪЁМАХ! МОЛОДЕЦ РАМЗАН КАДЫРОВ!!
    НИЧЕГО НЕГАТИВНОГО О Рамзане Кадырове СЛУШАТЬ НЕ ХОЧУ! ПОПРОБОВАЛА БЫ МОСКВА ОТМЕНИТЬ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА ИЛИ ЯЗЫКОВ ЛЮБОГО НАРОДА В ШКОЛАХ ЧЕЧНИ КАК ПРЕДМЕТ!!! ВЫ СЕБЕ ЭТО МОЖЕТЕ ПРЕДСТАВИТЬ?!
    Латинский алфавит чеченского языка, принятый в 1992 году Рамзан Кадыров назвал возрождение многонационального сообщества республики одной из приоритетных задач нового руководства республики.
    Согласно Конституции Чечни Государственными языками в Чеченской Республике являются Чеченский и русский.
    НАРОДЫ ЧЕЧНИ:
    Численность в 2002 году Численность в 2010 году
    Чеченцы 1 031 600 / 1 206 551
    Русские 40 600 / 24 382
    Кумыки 8 883 / 12 221
    Чамалалы 4,1 (тыс.) / 4 864
    Ногайцы 3 572 / 3 444
    Табасараны 126 / 1 656
    Турки 1 662 / 1 484
    Татары 2 134 / 1 464
    Ингуши 2 914 / 1 296
    Лезгины 196 / 1 261
    не указавшие
    национальность 205 / 2 515
    Показаны народы c численностью
    более 1000 человек
    Государственными языками на территории Чеченской Республики являются Чеченский и Русский языки (ч. 1 ст. 10 Конституции ЧР), во всех образовательных организациях Чеченской Республики с иным языком образования Чеченский язык и Родной язык из числа языков народов Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике, изучаются КАК ПРЕДМЕТ.
    Чеченский и русский языки как государственные языки Чеченской Республики ИЗУЧАЮТСЯ В РАВНЫЦХ ОБЪЕМАХ в рамках федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования.
    Преподавание и изучение Чеченского языка осуществляются в образовательных организациях, функционирующих в Чеченской Республике, в соответствии с имеющими государственную аккредитацию образовательными программами, разработанными с учетом различного уровня подготовки обучающихся. Во всех образовательных организациях Чеченской Республики с иным языком образования Чеченский язык и Родной язык из числа языков народов Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике, изучаются КАК ПРЕДМЕТ. В соответствии с законодательством Российской Федерации язык (языки) образования определяется локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам (части 3, 4, 6 ст. 10 РЗ «Об образовании в Чеченской Республике»).

    • Россиянин

      ну что сказать? Боливар двоих не выдержит! Ни за какие коврижки мира вряд ли кто из нас захочет жить в Чечне! Хотя мы вас и кормим!

  7. Добрый марийский националист

    Из интернет-сообщений видно — много русских из Марий Эл хотят Ежова. Нет никаких гарантий того, что из Москвы нагрянет новый Грозный. В сложившихся обстоятельствах недостаточно создания общественного координационного совета. Марий Эл, Татарстану, Башкортостану и Чувашии надо заключить между собой федеративный союз и избрать Совет Союза и его президиум по два представителя от каждой республики, который заключит с Россией конфедеративный договор. Примерно такие отношения имеет сейчас Чечня с Россией — Кадыров cамостоятельно ведёт внешнеполитическую игру, имеет свои военные формирования, но от России только получает и ничего не отдаёт. Целью Урало-Волжского Союза будет всемерное социально-экономическое развитие,построение местного социализма. В столице Урало-Волжского Союза, в новом городе Уволар, недалеко от впадения Вятки в Каму, будут госплан, общее министерство и институт экономического развития и инновационный центр типа Сколково в Москве. При помощи государства будут построены десятки народных предприятий, нынешние долги Марий Эл будут аннулированы. Без таких кардинальных изменений в Марий Эл продолжится стагнация, над мари будет висеть угроза исчезновения.

    • Елена

      нет! не получится! все земли, ресурсы и иное прихватизированы власть предержащими осыбями! А то, что вы предлагаете—это революция! никто на это не пойдет и никто вам этого не позволит!

  8. Аноним

    Ничего делить не надо, никакую власть брать не надо, и конечно никакой революции. Общественный Координационный Совет создали? Создали. Теперь движемся дальше. Координационный Совет выходит с предложением к депутатам Госсоветов республик и областей волжских регионов о создании Конгресса республик и областей Волги, ведь существует «Российский конгресс народов Кавказа» (Общероссийское общественное движение «Российский конгресс народов Кавказа» — организация, созданная в марте 2007 года с целью содействия нормализации и развитию межнационального диалога, общественного представительства кавказских народов, объединения усилий общественности и госструктур по интеграции кавказцев и конструктивному использованию их потенциала в России).
    По аналогии с данным конгрессом сформировать Конгресс волжских народов.
    Буквально на днях проходило заседание Госсовета РТ. В повестке дня остался вопрос о преподавании и изучении государственных языков Татарстана и родных языков народов, проживающих в республике. Парламентарии намерены вернуться к нему в течение месяца. На пресс-конференции в рамках парламентской сессии Фарид Мухаметшин прокомментировал журналистам важность сохранения обязательного изучения татарского языка.
    Вот к этому времени подготовить письмо в приёмную Госсовета РТ от имени Координационного центра с предложением организации Конгресса волжских народов, возможно уже в этом году. Организационный съезд провести в РТ, в г.Казань. Предложить парламентариям субъектов республик и областей относящихся к волжским регионам принять участие в проведении организационного съезда. Кроме этого следует пригласить общественные организации из этих регионов. Почему необходимо обращаться непосредственно к депутатам в регионы, а не к руководителям субъектов? Руководители субъектов федерации в меньшей степени самостоятельны в принятии такого рода решений.

    • Елена

      попахивает Идел-Уралом!

      • Аноним

        Попахивает чем? Выше чёрным по белому, создание Конгресса волжских народов предусматривает участие не только представителей национальных республик, но и обязательное участие представителей областей поволжья: Нижегородская, Самарская, Саратовская и т.д. Создание Конгресса только представителями национальных республик думаю не реально. Интересно на что у вас обоняние сработало, на какой запах? Вы так уйдёте в своих фантазиях.

      • Проект

        свершиться не дадут, шовинисты умные — проще покончить с народами по отдельности, и сделать это «красиво». Старовойтова, Жириновский и др. хоть и поднимали вопрос о ликвидации Марий Эл, но субъектность скорее сохранят.Объединив с русским регионом, он станет русскоязычным субъектом с некоторым марийским компонентом. А про общественный совет или конгресс…. вы разве уже забыли? Была организация народов Поволжья, но даже эту общественную ассоциацию ликвидировали, когда началась война с чеченцами. Марать бумагу, конечно, позволят, но никто не будет обращать внимание на все эти резолюции, обращения и т.д., как это происходит с документами марийских съездов. Татары и башкиры тоже сохраняли иллюзии, что им удасться сохранять договорные отношения с Россией. Обида башкир к татарам была беспочвенной. Если бы Татарстан и Башкортостан перестали платить дань Москве, то эти ресурсы могли быть направлены на развитие татаро-марийских регионов, в т.ч. родной деревни Елены Ирдугановой. Увы, нынешних чиновников вряд ли волнуют проблемы народов, им и так живётся хорошо, ну а общественники тоже не революционеры, такое бремя им не по плечу.

        • Елена

          Нет! при всей идеализации Татарстана, иноязычные села финансируются по остаточному принципу! Примеров тьма: у нас нет водопровода( гонят на ферму из пруда, и эта вода идет в дома ). В татарских -новейшие водопроводы. В татарских деревнях асфальт, у нас не имеется даже съезда! В татарской деревне мосты сделаны согласно проектной документации, у нас нет ограждений, нижние отсеки не доделаны! В татарских , если даже 80 человек, построили за счет РФ клубы, мы -без клуба. Библиотеки оснащаются марийскими книгами только за счет спонсоров, татарскими книгами завалены, хотя и это больше можно отнести к макулатуре! Дороги! Пройдитесь по нетатарским деревням—-нет дорог! Таких примеров уйма! Исканные наши деревенские земли урезали и превратили в татарскую! У нас качают нефть—мы сидим на нефти! Марийские организации не получают ни копейки, наши деньги дарят чужим! ..и тд. Я — за обязательное! изучение национальных языков национальных республик, но Татарстан за время «суверенной прихватизации» совершил нездоровый крен в сторону национализма! 7! уроков татарского! Единый экзамен! Плакали сами татары! Так называемые татарские гимназии при проверяющих разговаривали на татарском, без них -сплошной русский! а в финансовой сфере вообще был беспредел!Татфондбанк! валят причину на Москву! Но! за 3 месяца до лишении лицензии, в банке предлагали нам всем перейти в Акбарс банк! и т.д. примеров не счесть!

          • Гри-Грий

            Марийцы сами виноваты. Надо работать, а не петь и плясать в своих ушемах))

            • Аноним

              Какой-то парадокс выходит, чем больше работаем — тем хуже живём. Тут и задумаешься, а может вообще не работать, глядишь и лучше жить начнём.

              • Аноним

                Работаем в угоду татар, русских, чувашей, башкир, на правительства Москвы, Сургута, Петербурга, но только не на себя.

  9. Аноним

    Ну как всегда всё свалили в одну кучу, тут тебе и объединяют с русским регионом превращая его в русскоязычный объект, и обсуждают татар.
    Предложение заключалось в создании межпарламентского союза регионов Поволжья и Урала. Чтобы депутаты местных парламентов могли реально принимать участие в выработке стратегии развития поволжского региона и государства в целом. На сегодня в большинстве регионов деятельность депутатов носит декоративный характер, парламенты являются придатком правительства регионов. Думаю Марий Эл является ярким примером бездеятельности местного депутатского корпуса. Наличие такого межпарламентского союза позволит обмениваться опытом, наработками, вырабатывать общую стратегию, и выходить с законодательными инициативами в Госдуму РФ, Совет Федерации и Правительство. Уверен, что депутаты региональных парламентов с интересом воспримут данную инициативу. Среди них очень много депутатов кто имеют активную жизненную позицию, авторитет и желание себя проявить.
    6 ноября вновь назначено заседание Координационного Совета. К этому времени лучше всего было бы подготовить развёрнутое предложение о создание такого межпарламентского союза. Мне видится это таким образом. Мари Ушем готовит такого рода предложение для обсуждения на заседании Координационного Совета. В дальнейшем это предложение можно передать уже от имени Координационного Совета в Госсовет РТ. В дальнейшем уже Госсовет РТ возьмёт на себя инициативу по созданию межпарламентского союза. Эти задачи очень серьёзны и поэтому одни общественные организации просто не справятся. Чтобы хотелось пожелать Мари Ушем, если решаться выйти с таким предложением, и если действительно такой союз создастся, необходимо закрепить, желательно письменными обещаниями, возможность участия членом Мари Ушем в заседаниях межпарламентского союза на правах приглашенных. Это позволит вести дискуссии и выражать свою точку зрения. По большому счёту межпарламентский союз видится как дискуссионная площадка.

    • Проект

      Несомненно, итоги смычки парламентариев с общественниками могут стать более результативными. Понятно, что требуется расторопность Мари ушем в этом вопросе. В защите интересов народа оправданы использование любых площадок и возможностей. Тут в комментариях «свалены в кучу» чрезмерно усечённые рассуждения. Если «марийские националисты» — «ум, честь и совесть» марийского народа, то они должны уметь предвидеть и быть немножко впереди, а Марий ушем будет действовать в интересах народа более успешно. Елена, если бы мари и его организация имели вес и силу, то ваши односельчане были бы в лучем положении. Речь то идёт об этом.

  10. Елена

    «….чтобы хотелось пожелать Мари Ушем, если решаться выйти с таким предложением, и если действительно такой союз создастся, необходимо закрепить, желательно письменными обещаниями, возможность участия членом Мари Ушем в заседаниях межпарламентского союза на правах приглашенных………………………….. » Это называется, таскать каштаны из огня чужими руками! Надо, на мой взгляд, опираться на уже существующие и зарегистрированные минюстом организации: АФУН, НКО, Канашы, Ушемы, Саскавий-маскавий, Ак калфак-кара калфак и оные.Имеются и уполномоченные по правам человека в каждой республике и т.д……………………………………….. Что собой представляет юридически неоформленный коор-ый совет?Фаузия Байрамова—с двумя судимостями за разжигание межнациональной розни. (дети все за границей) Рафаэль Мухаметдинов- призывавший местные власти и граждан игнорировать решение российских судов как решения «судов иностранного государства».Марат Лотфуллин- ни рыба, ни мясо (сын прочно обосновался в Англии, вообще-то как и дочь Министра образования РТ)+ «представители марийцев и чуваш»: Илле Иванов («Ирёклёх»), ранее судимый за разжигание межнациональной розни и обвинявшийся в пропаганде сепаратизма. Зуфар Галиуллин, которого давно подозревают в причастности к деятельности запрещённого в РФ международного радикально-исламистского объединения «Таблиги Джамаат».Фио «Мари ушемовцев » не указано, видимо, йошкар-олинские марийцы, ибо башкирские вошли еще в 2008 году в такой же коорсовет под предводительством Румиля Азнабаева).

    • Аноним

      От того, что вытащите каштаны для других, разве это так уж плохо? Главное чтобы всем хватило каштанов, и не согнали вас от костра. Чтобы созвать ассамблею народов Поволжья и Урала сил не хватит не у зарегистрированных минюстом организаций: АФУН, НКО, Канашы, Ушемы, Саскавий-маскавий, Ак калфак-кара калфак и оные. Согласитесь? Уполномоченные по правам человека вообще не по теме. Предложение касалось создания межпарламентского совета народов Поволжья и Урала. Такая задача только под силу Госсовету РТ, и то не в единственном числе, а вместе с парламентами других республик и областей. Задача Координационного Совета представить проект создания такого Союза для обсуждения на заседании Госсовета РТ. Какое отношение имеют дети членов Координационного Совета, их судимость? Совсем не обязательно участие членов Координационного Совета в создание межпарламентского Союза. Необходимо определиться, что важнее личные амбиции или работа на общее благо. Одно условие, чтобы не отогнали от «костра». В этом случае появиться реальная возможность все проблемы регионов выносить на обсуждение парламентариев, это в свою очередь позволит влить на умонастроение депутатов Госдумы и Президента. Главная задача создать Межпарламентский Союз, который бы вырабатывал проекты законов и выходил с инициативами на уровень Госдумы, Правительства и Президента. Вот о чём это. И тогда можно реально отстаивать права национальностей, в том числе и в области изучения родного языка. Сегодня всё решается на уровне АП, Правительства и Госдумы. Созданием данного Союза возможно корректировать законотворческую инициативу данных органов власти.

    • Илья Бирский

      Что же делать, если марийские «кара-калпаки» ( или ош-колпаки) только на бумаге? Надо использовать все площадки и возможности. Работа в смычке парламентариев и общественников может быть более результативной. Что же касается «проектов» и «рассуждений в куче», то » марийские националисты», если они «честь, совесть и ум народа», должны уметь предвидеть и быть на шаг впереди. Речь то идёт о том, чтобы мари и их организация имели вес, силу и чтобы с ними считались.

      • Елена

        Явсе же считаю, что должны быть привлечены официально зарегистрированные организации и лица, начиная от местных депутатов, женских советов, родительских комитетов , далее НКО, ООО общественные, республиканские депутаты и выше! В конце-то концов, они —слуги народа, пусть поработают! Посмотрите всемирный конгресс татар, субсидируемый бюджетом РТ, которым дарят миллионы, религиозные организации, которым тоже дают денег за работу! Великий госсоветник РТ Минтимер Шарипович хитро ушел от названия «татарина» , отправив на амбразуру средних лиц! Остальные приближенные к Кремлю тоже исчезли с горизонта! Это говорит о чем? Что процесс неизбежен!

        • Аноним

          Официально зарегистрированные организации,НКО, культурные автономии, депутаты… И что толку от них? У нас вот все они имеются,а что делают с народом? Только жируют на бюджетных баблах. Во главе общественной культурной организации кого ставят? Чиновника из администрации. И это называется общественной работой. За бабло. А зачем их ставят? Чтобы пилить бабло. Против своего же народа работать.Вот почитайте на досуге по ссылке https://proufu.ru/news/novosti/deputatskuyu_verkhushku_v_kaltasinskom_rayone_obvinyayut_v_konflikte_interesov_i_nezakonnoy_prodazhe/

  11. Аноним

    Елена,вот вы постоянно отрицательно высказываетесь в отношении татар,видимо есть бесспорные с вашей точки зрения причины.А вот коорд.совет был создан,как я понял, в поддержку нац.языков.Не вижу в этом ничего плохого.Вот критиковать легче всего.А смогли бы вы сами войти в Совет и там уже высказались,внесли бы свои предложения,напрямую сказали бы то о чём вы здесь пишите.

    • елена

      Без напряга! Толку только не будет! Мы уже выступали 4 февраля перед представителями госсовета и министерств, по немаловажному вопросу- а ВОЗ и поныне там.

  12. ПСИХОЛОГ ГАРИФУЛЛИН РАМИЛЬ

    1. Регулярно общаюсь с людьми из татарских деревень и когда спрашиваю их о ситуации с татарским языком, которую раздули СМИ, то понимаю , что это для них не актуальная проблема, а некая навязанная проблема! И это факт! Татарская глубинка живёт более актуальными проблемами. Эта проблема,по-видимому, если провести социологическое исследование — не актуальна для татарского народа.
    2. При этом необходимо признать, что в республике существуют социальные группы, для которых эта проблема актуальна. Эти социальные группы завязаны на прагматических сторонах, связанных с татарским языком ( например, гигантская армия преподавателей татарского языка, а также социально-экономические структуры, которые имеют регулярные финансирование связанное с развитием татарского языка и т.п. ) Более того, эти социальные группы , используя различные инструменты вовлекают в себя и в эту проблему новых членов.)
    3. Таким образом, воистину татарский народ ( Татар Халык) привязывать к раздуваемой проблеме не стоит, потому, что он знает, что татарский язык вечен и никуда не денется, и не нуждается в поддержке другими народами России.
    4. Остаётся только проблема , связанная с причинами уменьшения актуальности и роли татарского языка среди самих татар. Но она и раньше стояла .
    5. Возможно ли целенаправленное и технологичное подстрекательство татарского народа и искусственное навязывание этой проблемы , чтобы начались народные волнения? Возможно. И нужна профилактика на этот счёт. И поэтому хочется верить, что СМИ, и , в частности, БО, этой профилактикой занимаются, не преследуя рейтинговых и провокационных целей.

    • просто критик

      Хорошо написано Рамилем.. Но не Юлдашевым. Вот кому полезно почитать.

  13. Аноним

    «Президент Татарстана: Не нагнетайте, а обязательный татарский оставьте.»
    Некоторые нарезки из выступления Рустама Минниханова.
    «Не нагнетать ситуацию в Татарстане по национальному вопросу и «не расшатывать стабильность» призвал президент республики Рустам Минниханов. Об этом он заявил сегодня, 26 октября, на заседании татарстанского парламента, ранее планировавшего принять ряд обращений к руководству России.
    «Вот вчера очень хорошая встреча, мероприятие было на базе ассамблеи (обращение от лица Ассамблеи дружбы народов РТ к президенту РФ с просьбой оставить обязательный татарский язык в школах — прим. EADaily ), они тоже поддержали ту схему, которую наработало правительство, — напомнил Минниханов.
    Есть закон, есть Конституция России, есть Конституция республики, есть закон Республики Татарстан, который принят. 20 с лишним лет мы по этим законам жили и работали. Наверное, надо было внести некие коррективы и изменения, мы согласны.
    «Поэтому я очень прошу сегодня не нагнетать ситуацию, она и так… Сегодня вот — кому интересно расшатать стабильность? Это же не только Татарстана касается.»
    https://eadaily.com/ru/news/2017/10/26/prezident-tatarstana-ne-nagnetayte-a-obyazatelnyy-tatarskiy-ostavte
    Что можно сказать по этому поводу? Элита Татарстана стремиться найти пути решения непростого вопроса, обязательного изучения татарского в школах республики. Кроме этого татары хотят выторговать у федеральной власти дополнительные преференции накануне намечаемых президентских выборов.
    На портале Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана размещена информация о проведении международной научно-практической конференции «Внешние связи регионов РФ. Опыт Республики Татарстан»
    http://addnt.ru/minnikhanov-my-s-uverennostyu-smotrim/
    Что мешает Координационному Совету обратиться через Ассаммблею и Дом Дружбы непосредственно к руководству республики РТ и Госсовет РТ с предложением развивать не только Внешние связи регионов РФ, но и развивать горизонтальные связи на уровне законодательных органов субъектов федерации, создать Ассамблею народов Поволжья и Урала.

    • Илья Бирский

      Гарифуллин Рамиль признаёт, что языковые проблемы есть, но они не актуальны. Из этого следует, что часть татар и мари согласны отказаться от тат. и мар.яз.,что и происходит, ибо для некоторой части татар, мари родным языком уже является русский. Но для сохраняющих тат. и мар. яз. актуальность проблемы просто увеличивается, особенно для мари. Даже возможность обсуждения проблемы сужена до пределов единственной организации Марий ушем. Съезды народа мари воспринимаются собирающимися там людьми всего лишь как увеселительно-культурное мероприятие. На X съезде часть делегатов уже были русскоязычные. Для них, конечно, языковая проблема на затворках, просто формализм. НКАО мари в городах — просто маленькие землячества, часть участников русскоязычные, другие тоже далеки от общественных проблем. НКАО мари РБ — придаток администрации, цель которых — не допустить поднятия на обсуждение любого общественно значимого вопроса. Если не так, ау! бирские! поднимите вопрос об открытии в Бирске марийской гимназии или хотя бы национальной школы и добейтесь результата — будет хоть какая-то польза от вашего существования.

      • Аноним

        Этот вопрос поднимали еще в 2011 году, но мишкан мари были против)) .https://mariuver.com/2011/05/10/mari-gimnaz/#comments

      • Аноним

        Эрыкан
        11.05.2011 в 10:00
        Открыть–то можно где–где угодно.А смысл? Я имею ввиду в достижении конечного результата.Здесь как раз все зависело от инициативы мишкинцев, и от того,где удобнее открыть и целесообразнее дальнейшее гиназическое развитие, в том числе и наличие основополагающей традиционной образовательной базы, квалифицированного, опытного кадрового корпуса в вопросах национального обучения.Мишкинцы сочли нужным открыть в Чураево, а не в райцентре.И правильно сделали, надеюсь, не ошиблись с выбором.А открыть в Уфе, в Бирске… Надо сначала проанализировать,взвесить все, и картина станет понятна,как ясный день.Главным условием здесь нужно считать активность самих марийцев, а не количественное их наличие в том или ином населенном пункте.В Бирске, например, есть педакадемия с марийским отделением.И что? Почему–то туда абитуриенты не рвутся,скорее,биряне побегут в лютерянскую церковь.А кто их заставляет?В административном порядке?НЕт уж, это их гражданская позиция или личные убеждения.Как–то вычитал в прессе, что в таком многомарийском городе Бирск газеты на родном языке выписывают всего лишь около 30 человек.Если нет языковой среды, то какой смысл открывать марийскую гимназию? Чтобы загубить?

        • елена

          Согласна! В любом случае выберут русский язык! Как писал Расул Гамзатов:» Без русского языка мои стихи остались бы только стихами одного ущелья». Обязательное преподавание можно оставить только стремлениями и стараниями ОФИЦИАЛЬНО зарегистрированных организаций! Народ у нас обычно всегда безмолвствует.

          • Аноним

            «Обязательное преподавание можно оставить только стремлениями и стараниями ОФИЦИАЛЬНО зарегистрированных организаций!»
            Если большинство понимает, что один Мари Ушем не справится с поставленной задачей, не правильнее ли в таком случае искать союзников в других национальных регионах. Надо себе представлять, что этот вопрос не решиться так просто. Для его решения необходимы усилия многих «ОФИЦИАЛЬНО зарегистрированных организаций». И надо давать себе отчёт, помогая более сильному сам становишься сильнее. Всякая межрегиональная деятельность Мари Ушем при наличии конструктивных предложений будет замечена, это в свою очередь позволит выстроить отношения с более значимыми ОФИЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ соседних регионов. Таким образом Мари Ушем повышает узнаваемость и авторитет.

            • Аноним

              По большому счёту ничего не мешает непосредственно Мари ушем обратиться к Ассамблее и Дому Дружбы народов Татарстана с предложением развивать не только Внешние связи регионов РФ, но и развивать горизонтальные связи на уровне законодательных органов субъектов федерации, двигаться в направлении формирования Ассамблеи народов Поволжья и Урала.

        • Илья Бирский

          Вот и примеры «благополучия в национальной сфере» — у 5000 мари в Бирске нет детей! Проект открытия марийской гимназии в Бирском районе существует, но я не вижу смысла открывать её в деревне. Т.к.сейчас изменились условия преподавания башкирского как государственного, предлагаю решить вопрос совместно с татарами и башкирами т.о.: в центре Бирска определить три школы как базовые национальные и, сконцентрировав в них татарских, марийских, башкирских детей, с нового уч.года начать им обязательное преподавание род.яз.как предмет. Никаких доп.средств здесь не требуется.

  14. Аноним

    Надо наконец всем понять, с уничтожением деревень марийский язык исчезнет как средство коммуникации. И при таком развитии событий ничего не поможет. Только на селе может существовать марийский язык. И все эти разговоры про преподавание марийского в городских школах никакого эффекта не дадут. При этом, вводить обязательное обучение марийскому необходимо с детского сада. Только полностью погрузившись в языковую среду, причём с самого раннего возраста можно обучить марийскому. Не общаясь на марийском с детсадовского возраста, в дальнейшем обучить языку в городских школах уже поздно. Не следует в этом случае даже нервы трепать, ни детям, ни их родителям.

    • Илья Бирский

      Есть иной пример — это те же татары, или эстонцы, армяне и многие другие, которые, имея небольшие общины в городах, имеют и сохраняют всё своё — язык, культуру, религию и т. д. В Бирске, организовав Марий ушем в 1989 г., с начала ставил задачу организовать городскую общину, с городской культурой. К сожалению, сознательных и сознательности не хватило — разбежались кто куда, но не всё ещё потеряно, есть ещё клуб мар. культуры «Марий ушем» (рук. Н. Першина, да и НКА Бирска чем-то ещё занимаются… Это универсальное решение — организация городских марийских общин со всеми необходимыми институтами, с городской культурой на родном яз., с обучением родному и т.д.

      • Аноним

        Политика нынешнего государства Россия как и направлена на невозможность существования такого рода общин. Создание общин будет восприниматься как угроза целостности государства.

        • Илья Бирский

          Тугэ, шовиниствлакlн цельlшт — руш огlл калlквлакlм пlтараш. Но илlш кучэдалмаштэ вэлэ ворана. Марий калlк нигилизм дэнэ чэрлэ. Шу’кшо’ шу’йшо’ шоя интеллигентиквлак, ужалалтшэвлак, аракмавлак пlтlмашlш шу’кат. Мэ тазаргэн кэртшаш улlна. Марий ушэм калlкнан чlла таза вийжlм иктlшкэ ушаш тlрша. Лач Марий ушэмlн ен’lшт чlла моло марий организацийлам, самоуправлений, власть органлам вуйлатlшаш улlт. Тидlм lштэн кэртlна гlн, мэмнам ту’зланlмаш вуча.

      • Аноним

        Илья, сам предлагаешь хорошие идеи. Бесспорно, они должны быть.Марийская гимназия в Бирске, воскресная школа… Задаешь вопросы, и сам же на них отвечаешь, почему не получается: «К сожалению, сознательных и сознательности не хватило» И это в далеком 1989 году. А сейчас, в наше время, что ты хочешь? Какая марийская школа в городе, если в твоей родной деревне уже дети в семье и на улице разговаривают на русском языке? Это сплошь и рядом в деревнях марийских происходит, да-да, даже в марийской деревенской семье, не только в садике и школе. При чем в твоей родной деревне тоже. Поинтересуйся. Давно не был , наверное. Кто , какая община будет заниматься обучением родному языку, городской культуре, когда сельские учителя уже отмахиваются от своего родного языка и совместно с родителями принимают решения отказаться от марийского языка, как от обузы,предпочитая выбор в пользу русского языка в качестве родного? Говорить и писать можно что=угодно и сколько угодно, но что делать в таком случае, как думаешь?

        • Илья Бирский

          Совет землякам: составьте список учителей-русификаторов в марийских школах и оставьте мне у моих родственников в д. Кузово. Летом я приеду в отпуск, возьмём жалобы от родителей и я поеду в министерство образования РБ к татарским и башкирским друзьям — подумать вместе. Железной метлой надо выметать русификаторов из национальных школ! Другого варианта нет. Это же касается и Староваськинской школы Пермского края, и Марий Эл и т.д.

  15. Аноним

    Парламент Татарстана на следующей неделе обсудит ситуацию с преподаванием в местных школах татарского языка

    По словам спикера, 8 ноября выступят представители правительства и прокуратуры. Ранее депутаты выразили озабоченность возможной отменой обязательного изучения в школах татарского языка.

  16. аноним

    Непонятно почему у руководство Татарстана истерика и паника о вопросе языка, ведь никто никому не запрещал. Президент России только потребовал привести в порядок в образование Татарстана.
    По факту массовых жалоб родителей учеников школ прокурора РФ и Минобрнадзора РФ обязаны провести проверки и выполнить требование Президента России. Однозначно! в образовании Татарстана необходимо навести порядок и что бы и строго соответствовал Федеральному законодательству, а не возмущаться и не сопротивляться.

    • Аноним

      Суд за добровольный татарский: истица увеличила требования до 2,7 млн рублей.
      Сегодня Вахитовский райсуд Казани начал рассматривать иск Ольги Зиятдиновой, выступающей против обязательного изучения татарского языка в школе.
      Заявительница увеличила исковые требования с 1 до 2,75 млн рублей, передает корреспондент «Реального времени». Из этой суммы 1 млн является компенсацией морального вреда, а 1,75 млн — компенсацией материального ущерба.
      Зиятдинова посчитала, что ежегодно на протяжении 8 лет ее сыну недодавали 500 часов русского языка и литературы. Каждый час она оценила в 500 рублей — это примерная стоимость услуг репетитора, к которым она вынуждена будет прибегнуть, чтобы ребенок наверстал упущенный материал.
      Напомним, что ранее эксперты, опрошенные «Реальным временем», прокомментировали, что перспективы у дела есть, однако сумма морального ущерба завышена. «Какие-то шансы у родительницы есть. Потому что ребенок вне зависимости от региона, где он живет, должен получать одинаково хорошее образование. Если сравнивать количество часов русского языка в Казани и Москве, то оно будет отличаться, и в этом уже есть факт некоторого несоответствия», — сказала «Реальному времени» адвокат Ирина Хрунова, на счету которой не только защита Pussy Riot, но и 11 положительных решений Европейского суда по правам человека.
      Источник : https://m.realnoevremya.ru/news/80639-sud-za-dobrovol..

  17. Елена

    Имеется, товарищи, в этой смуте один плюс: СМИ пестрят сообщениями о «МАРИЙСКОМ «поручении Путина В.В., мелочь, но приятно! Если «марийское» поручение Путина пройдет, то , получается, марийцы опять помогли завоевать Казань, что ли))))))))))))))

    • Аноним

      Вот здесь как раз используется «магия слова». И политтехнологи, а скорее даже информационные технологи запустили данную новость. С какого это перепоя центральные СМИ сообщали бы о «МАРИЙСКОМ «поручении Путина В.В.? Возможно эта новость несёт какую-то информационную нагрузку? Скоро увидим, или на крайний случай догадаемся в чём фишка такого рода информационной накачки. В современный век информационных технологий любая информация может сработать неожиданным образом.

      • Аноним

        Вот «магия слова» в действии. Чуть выше был комментарий Аноним
        03.11.2017 в 01:58
        с предложением:» Что мешает Координационному Совету обратиться через Ассаммблею и Дом Дружбы непосредственно к руководству республики РТ и Госсовет РТ с предложением развивать не только Внешние связи регионов РФ, но и развивать горизонтальные связи на уровне законодательных органов субъектов федерации, создать Ассамблею народов Поволжья и Урала».
        И вот неожиданно в Казани организуется форум городов Поволжья.
        https://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/na-forume-gorodov-povolzhya-yoshkar-olu-predstavlyal-predsedatel-gorsobraniya-/
        Вчера, 15 ноября, в Казани собрались руководители 25 крупнейших городов Поволжья, чтобы обсудить итоги работы Ассоциации городов Поволжья. Йошкар-Олу на этом форуме представлял председатель городского собрания депутатов Александр Принцев.
        Главной темой в повестке форума были итоги деятельности Ассоциации за 2014-2017 годы, планы организации на 2018 год,

        Это называется работа на упреждение. Больше чем уверен, обсуждение данного вопроса, а именно создание межрегиональной ассоциации народов Поволжья и Урала вынудило чиновников ПФО вспомнить про Ассоциацию городов Поволжья, и быстро организовать
        форум, так сказать возглавить движение. Возможно выглядит самоуверенно, но считаю, что обсуждение темы создания Ассоциации народов Поволжья на данном ресурсе послужило толчком скорому проведению форума в Казани. Да просто даже потому, что в повестке дня форума значится подведение итогов деятельности за 2014 — 2017 годы. Из этого следует, что ни в 2015, ни в 2016 не подводили итоги деятельности Ассоциации городов Поволжья. И вдруг ни с того, ни с сего провели форум. Конечно от этой бестолковой Ассоциацию городов Поволжья, результат ноль, но прощупать почву и узнать настроение жителей городов Поволжья можно из первых уст. Могу представить, что наболтал Принцев в процессе обсуждения существующих проблем в республике и городе. И почему то уверен, на данном форуме рассматривался резонансный законопроект о изучении национальных языков. Если это действительно имеет место быть, то поздравляю, сайт Мари Увер популярный ресурс, и не только среди чиновников республики.

  18. Елена

    Смешная штука история! президент Татарстана Шаймиев М.Ш(Аньык-Аняк) и Минобразования Фаттахов Э.Н. (Минняр) родом из «татарских» деревень марийской начинки! Архив 1744 года.Предок у обоих по всей видимости все таки был непоседливо-хулиганистым черемисом!))))))))))))

  19. Странный человек

    «Только на селе может существовать марийский язык».
    — Вечно деревенский марийский язык ? Глупость, повторяемая многажды… В данном случае вы согласны с нынешней политикой Кремля. Только и всего. Татары с этим не согласны. Вы, аноним, согласны.

  20. Аноним

    Прокуратура требует изъять незаконные методички по преподаванию языков в школах Татарстана
    Прокуратура Татарстана требует отозвать незаконные методические рекомендации для преподавания татарского языка в школах республики. Об этом в воскресенье сообщил журналистам старший помощник прокурора республики по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.
    http://tass.ru/obschestvo/4704335?utm_medium=more&utm_source=rnews

  21. Порядок по-путински

    >Президент России только потребовал привести в порядок в образование Татарстана.

    «Порядок» по-путински — это русский порядок, где образованию на татарском и др. нац. языках нет места. Родные языки нерусскими изучаются «добровольно», а нац. «госязыки» вообще не изучаются. Татарстан в эту схему не вписывался. Вот марийцы начали вписываться: сознанием уже своим обрусели, марийский язык даже в Марий Эл изучается чисто формально, а в Кировской и Нижегородской областях фактически нигде не преподается. Вот это «порядок» по-путински.

  22. Аноним

    Татарский язык против русского. В республике обостряется скандал вокруг школьной программы 
    https://news.rambler.ru/education/38342400-tatarskiy-yazyk-protiv-russkogo-v-respublike-obostryaetsya-skandal/?utm_source=head&utm_campaign=self_promo&utm_medium=news&utm_content=news

  23. Странный человек

    «Парадокс в том, что ситуация с языком, подобная Татарстану, сейчас наблюдается и в других республиках…» — как РФ, так и вчерашних «братских республик СССР».

    Старые, хорошо известные, кондовые методы:
    запретить, не пущать, наказать… «учителям снизить зарплату и пригрозить сокращениями», т.п.
    Однако в современном мире пассивность в отстаивании своих прав отступает… и «запихнуть назад» уже не удастся: процесс пошёл.
    На перспективу кремлёвский метод кнута в национальном «единении» будет иметь обратный результат.

  24. Аноним

    Коренные Народы!
    Вернитесь к своим Родовым Корням!
    В каждом Роду каждого Коренного Народа должны быть Родовые Старейшины и Духовные Жрецы, Советы Родовых Старейшин и Духовных Жрецов! то есть, в каждой деревне, в каждом селе — это первое, и запомните!
    13 сентября — Международный День Прав Коренных Народов!
    Возьмите в интернете «Международная Декларация Организации Объединённых Наций о Правах Коренных Народов принятая резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года», коя состоит из 46 статей.
    На основании этой Декларации в соответствии со статьёй 18, каждый Коренной Народ имеет Право создавать на своей Родной земле свои собственные Директивные учреждения, то есть, законодательные, в соответствии со своими Обычаями и Традициями.
    Обратите особое внимание на статью 43, где говорится о том что принятая Декларация не является нормой, а даёт минимальные Права, кои могут Коренные Народы изменить и расширить в соответствии со своими Обычаями и Традициями.
    Эта Декларация даёт Право Коренным Народам на Самоопределение, Самоуправление, Автономию, Независимость.
    Так что начинайте с создания Родовых Советов Старейшин и Духовных Жрецов Коренных Народов в соответствии с вашими Обычаями и Традициями — это ваша основа к Самоуправлению. Законы должна диктовать НЕ Москва, а Родовой Совет Старейшин и Духовных Жрецов вашего Рода. Сельские Советы Старейшин делегируют определённые ими Права районным Советам Старейшин, а оставшуюся част — Федеральному центру.
    Посмотрите, почитайте, как это делается в Швейцарии и поучитесь у них.
    Я имею эту Декларацию в своих руках и вам того желаю.
    С уважением ко всем Коренным Народам Старейшина Совета Старейшин и Духовных Жрецов Тархъ-Тарии — Арий Арион Родич, и желаю вам Добра и Свободы.

    • Аноним

      Правильно! Вот с этого и надо начинать, а потом объединяться в союзы и в федерации. Старейшины в каждой деревне и в каждом селе самые уважаемые и почитаемые люди! Они смогут нас объединить народ и постоять за свой народ, а депутаты — реальная сегодняшняя нищета и разруха, это результат многолетнего правления депутатов. Депутаты грабят народ и вывозят деньги за бугор, а какой старейшина будет грабить свой народ?

      • Скептик

        Что-то я не заметил, чтобы хотя бы в одной национальной деревне старейшина добился бы чтобы вся власть и богатства своего края действительно были бы в руках жителей края, чтобы, в деревне гос. языком был бы язык жителей края и чтобы в школе языком обучения был бы язык коренного народа края… И возможно ли вообще это в современной Путинской России? Дураку понятно, что НЕТ! Национальные деревни со своими, пусть даже великими патриотами старейшинами, в рамках путинских законов, нац. политики страны.
        Просто тролли на этом сайте очередной раз пытаются отвлечь людей от реальной первопричины всех бед всего Российского народа, а прежде его национальных меньшинств – от Путина и его русскошовинистической политики!!!

        • Аноним

          Это потому, что народ мари ведёт пассивный образ жизни, им всё безразлично. Из 10.000 марийцев марийцам, как я вижу интерес к какой-либо народной инициативе вызывает только у 1 человека. Посчитайте, сколько комментариев на эту тему в MariUver? — очень мало!!! Возьмите численность марийцев 547605 марийцев и разделите на число комментариев и вы получите результат активности.
          Когда выступил Коля из Уренгоя в бундестаге, то в Тюмени на это отреагировало 384 тюменских комментария. А у нас!??
          Кто не пользуется у нас авторитетом? ***

          • Аноним

            Народ всегда ведёт именно так, то есть пассивно наблюдает со стороны за происходящими событиями. Народ проявляет активность только в случае, если задеты его личные интересы. Пример с Тюменью, по всей видимости население чувствует свой личный интерес в разрешении данного вопроса. У нас в республике большинство пока не ощутили личную угрозу.

            • Аноним

              Школьник Коля выступал в Германском бундестаге и как он мог задеть личные интересы каждого из 384 тюменских комментаторов?
              Тюмень от Германии далеко-далеко и в Германии живут лучше, чем в Тюмени!
              Если в республике Марий Эл нет никакой угрозы, то зачем Марий Ушем и Марий Юмарий?

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ