Башкирские партийные боссы боялись марийских языческих богов

mogila-shakirovСайт СобКор02.ru пишет о том, как советский государственный и партийный деятель, первый секретарь Башкирского обкома КПСС (1969—1987) Мидхат Шакиров боролся с религией. Он панически боялся марийских и удмуртских язычников и мстил им за это. Приводим отрывок из публикации, который касается марийцев.

На северо-западе республики в основном в Мишкинском, Бирском, Краснокамском и Калтасинском районах Башкирии живет много марийцев. Всего их в республике более 100 тысяч. Исповедуют они язычество, обряды исполняют не в храмах, а в «священных рощах», которые, оказывается, тоже не давали покоя Мидхату Закировичу, несмотря на то, что находились в стороне от главных дорог и не мозолили его грозные партийные очи.

— Башкирский обком КПСС требовал от властей районов, где компактно проживали марийцы, уничтожения священных рощ и прекращения исполнения языческих молений, — рассказывает заведующий кафедрой истории, философии и социально-гуманитарных наук Бирского филиала БГУ, кандидат исторических наук Игорь Гареев. – Но вступать в открытое противостояние с народом чиновники боялись. Они знали, что вырубка священных рощ или попытки помешать языческим богослужениям оканчивались печально для тех, кто это делал. Несчастные случаи, болезнь или даже смерть были гарантированы — и местные жители верили в кару марийских богов.

— Всё это было и сохранилось в памяти марийского народа, — подтверждает руководитель общины марийской традиционной религии «Марий кумалтыш», карт (жрец) Краснокамского района Вячеслав Шайдуллин.

— Марийцы всегда были законопослушным народом, и главным для них был не конфликт с властями, а сохранение своей веры, своих обычаев, своей многовековой философии, — дополняет председатель совета региональной марийской национально-культурной автономии «Эрвел Марий»РБ, кандидат философских наук Павел Бикмурзин. – Обряды нередко приходилось исполнять тайно, чтобы не привлекать внимание начальства.

Но даже эта скрытая непокорность злила власть имущих и, поэтому, башкирский обком мстил марийцам другими способами. Так, в республике вплоть до отставки Шакирова, не было зарегистрировано ни одной марийской религиозной общины. Хотя люди десятки раз безуспешно проходили все круги бюрократического ада, а за участие в незарегистрированной общине тогда штрафовали на 50 рублей до трех лет тюрьмы по статье 227 УК РСФСР.

Но самым изощренным и бессердечным было стремление обкома держать районы, где проживало много марийцев и удмуртов, тоже нередко язычников, «в черном теле».

Впервые об этом во всеуслышание рассказал первый секретарь Калтасинского райкома Радик Гаянов на VII пленуме обкома партии 23 июня 1987 года, где он сообщил представителям ЦК КПСС о том, что районы компактного проживания марийцев и удмуртов, из-за несправедливого отношения к ним обкома и совмина республики, существенно отстают в своем развитии: «Есть очень много проблем». На 14 колхозов здесь приходился лишь один детсад и пять типовых школ. Завотделом науки и учебных заведений обкома КПСС Ахмер Азнабаев признавался, что «о марийцах, удмуртах, калтасинцах особо не беспокоились».

— К сожалению, отсталость районов компактного проживания марийцев полностью не преодолена и до сих пор, — констатирует Павел Бикмурзин. – Слишком велик груз прошлого, хотя сделано и делается не мало. Но отрадно, что за религиозные убеждения сейчас никого не преследуют, есть возможность свободно развивать марийскую культуру, сохранять родной язык и обычаи.

Источник: СобКор02.ru

27 комментариев

Filed under Статьи

27 responses to “Башкирские партийные боссы боялись марийских языческих богов

  1. Аноним

    Зато Маркелов не боялся-17 лет правил беспредел)))

    • Аноним

      Потому-что у него был свой личный Карт, который беспокоился и охранял его. Поинтересуйтесь у Таныгин, как он просил за Маркелова.

  2. Аноним

    Какие ещё вам нужны доказательства силы веры предков. «Но вступать в открытое противостояние с народом чиновники боялись.»
    Только через веру народ мари способен обрести свободу от навязанных правил жизни «власть предержащих», с их выборами без выбора, с их демократией без демократии. Необходимо всемерно развивать институт Картов и пропагандировать свою веру. В каждом районе зарегистрировать самостоятельную общину марийской традиционной религии. И чтобы эти независимые общины могли сами решать входить им в ту или иную республиканскую общину на добровольных началах или нет. Чтобы не было единоначалия в организации республиканского союза общин. Иначе не будет результата, вернее результат на сегодня видно.

  3. Аноним

    Таныгин верно служил Маркелову,посмотрим найдет ли общий язык с встифеевым.

  4. Ошвуй

    «Личный карт» выполнял и выполняет ту же роль. что и Кирилл-кэгэбист. Если мозгов нет, вера не поможет.

  5. Ошвуй

    Мари, а что страшнее: руш али пиндос?
    — «Гаварит и паказыват Масква»
    али «Голос Америки»?

  6. Елена

    Самыми яростными проповедниками религии, как показывает история, становятся иноверцы! Примет мариец ислам, он с пеной изо рта начинает проповедовать магометанство (спустить бы штаны и показать всему миру его «исламизм»-тьфу ты! отошла от темы). Точно такая же ситуация и с «башкиром» татарского розлива удмуртской закваски Мидхатом Шакировым — внуком муллы Шакира из деревни Аишево Актанышского района Татарской АССР по материнской линии и татарско-марийских корней отца-выходца из деревни Чишма Муслюмовского района Татарской АССР. Мидхат Шакиров старательно избегал всякое упоминание о своих корнях, настойчиво навязывая только педагогическую семью отца и заставлял переписывать графу национальность. За годы его правления 229 татарских и 73 татаро-башкирских сел «стали» башкирскими. Всякий перекос в отношении марийцев было продиктовано «башкиризацией» башкотостанцев! В конечном итоге, был снят с должности за репрессии в отношении руководства республиканского обкома, и за сфабрикованные уголовные дела.

  7. Аноним

    Вячеслав Шайдуллин руководитель марийской общины и жрец? Он что в луну слетал и оттуда упал? Кто его назначил или избрал? Бывший партийный работник в калтасах когда -то сам помогал галиуллину 1 секретарюрайокома в гонениях марийцев. В комсомол когда принимали ( почему то именно в день Кугече) любили задаавть вопросы, не кушали утром крашенные яйца, ходили или нет в баню с утра. Если да, то не принимали.Лет 15-20 назад ударился в мусульманство. Теперь марийский жрец? Надо же!!! Он даже незнает когда и как проводить моления, обряды. На моления его компашка ходит с черным бараном. Это что глумление? А его друг Бикмурзин говорят он назначил Шайдуллина смотрящим по краснокамскому району, говорит, что много делается для марийцев. А что делается лично им самим? Помогает закрывать школы, обучение на марийском языке, раздоры и клеймение активных марийцев? Жулье, а не жрецы поэтому нет подвижек.

    • МАРИ

      А ты, аноним—Гюльчатай—личико-то, открой!!! Потом и поговорим=ЧТО сделал и делает Карт Шайдуллин Вячеслав Михайлович, для народа МАРИ и что = ты=, песик из—под забора…..

    • МАРИ

      аноним—Гюльчатай! Если чего-то стоишь в жизни=возьми этого Бикмурзина и вдвоем найдите и подготовьте хоть одного МАРИ, МУЖЧИНУ в Мишкинском районе, и в этом болоте Бирском районе, и чтоб он мог проводить МАРИ Кумалтыш!!! или сами становитесь Картом!!! (если этого достойны…)

      • Аноним

        Ты такой же Гульчатай. Ты не Мари, а Маска Шайдуллина и Бикмурзина. Адвокатством и поливанием грязью не занимайся. Задело да? Но это же факты о нем. Сомневаешься? Твое заступничество сыграет медвежью услугу подзащитному, Эмоции выдают. Под маской МАРИ сам Шайдуллин спрятался, по крайней мере, его рука и стиль реакции. Если настаиваешь, в ближайшее время выложим документально,без комментариев и эмоций, факты деяния твоих «жрецов», как и что они пожирали. Думаешь, будет приятно, если Гульчатай откроет и истинное лицо Шайдуллина?Ты не читал исповеди Шайдуллина о том, что чимарий — бесполезная и потерянная вера, что толку нет от нее марийцам, а надо в мусульманство идти? Ради Бога, иди сам, хоть куда. У нас свобода вероисповедания. Только зачем хаять традиционную марийскую религию, а потом самому пытаться влезть в туже шкуру, которую выбросил с плевками?

  8. Ошвуй

    Многоуважаемая Елена, а почему именно иноверцы (или, может, инородцы?) становятся самыми яростными?
    Заранее благодарю за ответ, а то, к примеру, МАРИ интересное предостережение мне высказал, я с благодарностью принял его
    и обратился с вопросом, а МАРИ в ответ молчит. Нет что бы предостеречь, вразумить… Ведь не собираюсь я менять свою национальность, как некоторые.

    • Елена

      ***
      ——————————————————————————————Почесать язычком все мы горазды! Реальных же дел кот наплакал. Имеются же среди марийцев активные, инициативные люди как среди старшего поколения, так и среди молодого! Но не хватает единства. Нет сильного лидера!
      ——————————————————————————————Возьмем, к примеру , молодых артистов! Можно их собрать под одной эгидой, заранее составить гастрольный график, выбивать выступления на праздниках—подзаработают и артисты и их менеджер! но! Увы! каждый копошится в своем болоте.В итоге, ни вам — ни нам!
      ———————————————————————————————— Или возьмем, те же моления! Каждый «карт» шушукается в своем углу! Изредка собирают их как скоморохов на мероприятия для заполнения перерыва. Марийцы же уходят в другие кучки.Нет «картов» с сильной энергетикой и упорством, чтобы смогли показать себя и других.Как итог, отсутствие марийцев на мольбищах.
      ———————————————————————————————
      Напридумали «автономии» и где они? Если уж взялся за гуж-не говори, что не дюж.Утухли…А начинали с таким апломбом….так и хочется сказать со старческим ворчанием «тьфу на вас»!))))))))))

  9. БОГ ! Я эдесь с Вами!

    Я проснулся!
    Вспышки на солнце видали ?
    ЭТО ! МОЯ работа!
    Я все вижу!
    Разыщу и уничтожу грешников!
    В ЭТОМ МОЯ СИЛА!

  10. Олег М

    Наверное, в наше время и боги стали другие. Смотрите на мир: бог англосаксам, немцам, теперь уже и азиатам дарит новейшие технологии, а мы … в рощах и застыли…. ходить надо, но нужно самим не только верить, надеясь, на всевышнего, а «воспроизводить», внимать то новое, что в мир нисходит. К сожалению, т.н. русский (точнее, наверное, евр-й который у руля) нам не помощник. Нужно топать в этом направлении своими силами. Это может сделать только наш лидер у власти в республике или как пишет Елена, иноверец вверовавший в мари религию… от евстифеевых нам толку не будет, правда, не было и от зотиных… учить и учить детей необходимо, насколько есть средства, иначе в этом современном мире утонем вместе с т.н. «русским» братом.

  11. Аноним

    С нами бог князь вера и единство?

  12. Илья Бирский

    Ставленник этих «партийных боссов» П. Бикмурзин всю жизнь посвятил «борьбе с марийскими националистами», чтобы мари были » тише воды, ниже травы», тем самым эти негодяи нанесли мари психологическую травму, от которого сложно избавиться.

    • Аноним

      Илья, зря переживаешь и слова на ветер выбрасываешь. Даже на этом сайте коменты,изоблачающие Бикмурзина и Шайдуллина, удалили. А мы, башкирские мари, думали хоть мариувер как отдушина, чтобы высказаться против хитросплетений против марийцев, которые нам строят через таких лицемеров и двуличных типов.

      • Напишите от своего имени, как Илья Бирский-Иванов, опубликую не только комментарий, но и статью.

  13. Нытик

    Похоже Бикмурзин, Шайдулин и Елена Ирдуганова в одной фсбшной лодке…

    • Мари

      Елена,эре молан шӱведет калыкын возымо ӱмбаке?Пеш шуко шӱвылет мо?

      • Елена

        Мари! За всю мою сознательную жизнь этого «тьфу на вас» в отношении власти накопилось вагон и одна тележка. Толку только нет от моих «тьфу».Ферштейн?

    • Елена

      Не сцы, мартышка! мы все с вами в тонущей лодке под названием «Россия». И какие-то Ирдугановы и ей подобные вряд ли в состоянии что-то изменить в мироустройстве! Мы по мере своих скромных возможностей бодаемся, барахтаемся в своем болоте, пытаясь сохранить свою национальную идентичность, культуру, традиции, которые преобладающему количеству марийцев нужны как собаке пятая нога.

  14. Ошвуй

    Елена, то, что преобладающему количеству марийцев сохранение своей национальной идентичности, культуры, традиций «нужны
    как собаке пятая нога», является выражением СОСТОЯНИЯ этого народа, его БЕСПРАВИЯ, результат которого — БЕЗЫСХОДНОСТЬ.
    Достигается ощущение безысходности относительно перспектив «сохранения и развития» определённой политикой с градацией —
    от первоначального физического уничтожения до последующей ассимиляции уцелевших. Последнее — под лозунгом «братского единства».

    • Мари

      Елена ,мый тендан вашмут дене огым келше. Шӱвалын шынде шке ӱмбакет!
      Жап кунам гынат шуеш.Мари калыкна шке йлмыже дене ойлаш тӱҥалеш .Илышат сай лийеш.Пӱртӱсна поян , лияш гына кӱлеш ик ойан.

  15. Илья Бирский

    Интернетlштэ язычество нэргэн А. Пыжиковlн видеолекцийжlм ончалаш лиеш, тугак историй темlлан «Монгол-татар иго лийlн мо?», » Славянский разлом» да молат пайдалэ лийlн кэртlт.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ