В Марий Эл возводят мемориальный комплекс Чоткару

Восстанавливая, сохраним

Chotkar_kompleks_02В Карамасском поселении Волжского района Марий Эл начато возведение мемориального комплекса, посвященного памяти национального героя Чоткара.

Что объединяет любой национальный народ? Культура, язык, традиции, история… Немаловажное значение имеют и почитаемые места, которые как не скудеющие источники «питают» его память и душу, формируют самосознание, определяют будущее. В нашем районе один из таких «памятников» связан с именем марийского героя Чоткара.

Он находится в Карамасском поселении между деревнями Нурмучаш и Усола. Здесь, на небольшом живописном холме недалеко от реки Пез, где согласно легенде Чоткар любил отдыхать, установлен камень памяти, на котором слова: «Чоткарын шӱлышыжӧ — марийын чоныштыжо» (Душа Чоткара — в сердце марийца). Традиционно каждый год на «легендарной» поляне, окруженной вековыми елями и соснами, проводят мероприятия, посвященные его памяти. На празднике театрализовано воссоздают историческое прошлое народа, непосредственно связанное с жизнью национального героя, с художественными номерами выступают творческие коллективы района, самодеятельные артисты и известные исполнители республики.

Но сегодня, к сожалению, все имеющиеся на поляне постройки обветшали и находятся в полуразрушенном состоянии. Сколоченная из досок сцена, на которой разворачивается основное праздничное действо, одним своим «печальным» видом омрачает естественную природную красоту. Но отчетливая выделяющаяся надпись на ней — Пайрем дене, Чоткар тукым! (С праздником, поколение Чоткара!) — все же вселяет «порцию» оптимизма. От зрительских скамеек остались только одни «пеньки». Да и мост через речку уже пугает — торчащие «скелеты» железных перил не внушают надежности и уверенности (признаться честно, сама едва не провалилась). А арочный вход на территорию, как мне кажется, просто не соответствует реальности.

Kudrjavcev— Чоткар — это не просто выдуманный мифологический герой, а реальный марийский богатырь, живший в этих краях в XIII веке. Его имя ассоциируется с объединением и согласием народа, умением сплачиваться в тяжелое время и отстаивать свободу. Любая нация, как известно, живет своими корнями и традициями. И если этот так называемый «исторический фундамент» крепкий и надежный, то никакие процессы ассимиляции и самовымирания ей не грозят. Наоборот — позволяют развиваться дальше. Поэтому мы должны помнить свое прошлое, знать и чтить национальных лидеров, благоустраивать и сохранять исторически значимые места, — говорит Игорь Кудрявцев, депутат Помарского поселения. — Наши две организации «Марийский мир — 21 век» и «Марий ушем» приняли решение обустроить данную территорию, и возвести мемориальный комплекс, основанный на деревянном зодчестве в едином архитектурном стиле. Ведь это не только живописный уголок природы, но и намоленное место, объединяющее приверженцев традиционной марийской религии. Не удивительно, что расположенные здесь пять родников обладают некой чудодейственной силой… Но об этом чуть позже.

Национальный комплекс — серьезный проект, требующий тщательной подготовки и организации. Инициативная группа во главе с Игорем Михайловичем провела организационное собрание, определила с местной администрацией конкретные цели и задачи, привлекла ряд предпринимателей города и района принять посильное участие. Первую финансовую помощь уже оказали предприниматели В.Семенов, В.Харитонов, М.Степанов, Э.Максимов. Большую активность проявляет депутат Государственного Собрания Марий Эл Р.Григорьев.

Так называемая программа благоустройства разбита на три этапа — до 11 июня и 1 октября нынешнего года, до 4 ноября 2020-го. На сегодняшний день первый, начальный, в рамках которого установили дубовую арку у моста и построили лестничный подход к самому «Камню Чоткара», уже завершен.

Главная заслуга — строительной бригады В.Семенова во главе с Валерианом Кузьминым, который обладает неповторимым творческим художественным взглядом и индивидуальным стилем. Созданные им архитектурные элементы отличаются оригинальностью и самобытностью, приковывают взгляд и восхищают. От них словно веет некой теплотой и живой энергией.

— Строители вкладывают душу в это дело, поэтому у нас все получается легко и просто. Большую помощь оказывают учащиеся профильного экологического лагеря при Большекарамасской школе. Рабочие руки нам нужны, — улыбается Валериан Кириллович. — Основной используемый материал — незаурядные коряги, ветки и стволы деревьев. У каждой из них своя естественная фактура — выпуклости, изгибы, трещины, сучки, которые придают особый «шарм». Зачем рубить новые деревья, когда есть возможность использовать «второсортный» материал? Тем более это творение самой матушки природы. Конечно, в их поисках приходится ходить по лесам. Иногда на это уходят и целые дни, но результат того стоит.

Второй этап предполагает дальнейшее строительство с привлечением финансовых средств неравнодушных волжан — на одной предпринимательской благотворительности проект не осилить. Важна и нужна помощь каждого.

Так, до осени планируется обустроить пять источников — расчистить, углубить, заложить дубовыми срубами и соединить их дорожками. Все это будет спроектировано в одном художественном ансамбле. Кстати, родники, как уже было сказано выше, чудодейственные — обладают живительной силой, способствуют очищению души от грехов, восстановлению здоровья и т.д.

В центре поляны необходимо построить добротную сцену. Есть предложение соорудить ее в виде шлема Чоткара. Скамейки должны быть удобные и надежные. Кроме того, намечаются различные переходы, сторожевые башни, резные фигуры животных и людей, элементы прошлого и современного строительного искусства, объединенные определенным национальным «почерком». Со слов В.Кузьмина, все постройки должны быть срублены из дуба и, чтобы не было видно ни одного гвоздя.

— По поводу архитектурной насыщенности у нас множество различных идей. Приглашал сюда известных художников, которые поделились своими предложениями. В планах посетить художественное училище в Йошкар-Оле, встретиться с членами республиканской общественной организации ремесленников. Они могут дать дельные советы, подсказать интересные направления традиционного деревянного зодчества. Возможно, проведем творческие конкурсы среди художников и ремесленников, что позволит расширить границы наших планов, выбрать среди работ необходимые нам эскизы. Победители, конечно же, будут награждены, — отметил И.Кудрявцев, вице-президент МАОО «Марийский мир — 21 век». — Напомню, что наш проект не имеет никакого отношения к развитию туризма. Это может быть лишь следствием. Сейчас главная цель — создать культовое место, объединяющее всех. Здесь будут проводить творческие вечера, конкурсы, фестивали, различные мероприятия духовно-нравственного воспитания, патриотического характера. Никакие «пеледыш пайремы» не планируются.

Третья часть предусматривает подключение государственных средств и других источников финансирования, участие в республиканских и федеральных программах. Если же все пойдет по плану, есть возможность создать Фонд Чоткара и его Попечительский совет.

— Хочется верить и надеяться, что волжане, проникнувшись и заинтересовавшись нашей идеей, внесут свой вклад в развитие и сохранение уникального наследия народа мари, его традиций и культуры. Пусть почитаемая нашими предками святыня будет ухоженной, благоустроенной и радует будущее поколение, — говорит Игорь Михайлович. — Все, кто желает предложить свои идеи по технической и архитектурной планировке, помочь финансовыми средствами, могут позвонить по номеру телефона +7-909 368-81-80. Звоните, приезжайте, встретим, покажем.

Возведение данного мемориального комплекса благословил местный карт Аркадий Федоров:

— Своими силами всегда стараемся ухаживать за данной территорией, но как такого масштабного строительства здесь не было. Поэтому с удовольствием поддержал данную идею. Ведь у каждого народа свои предводители, национальные герои. В наших краях — Чоткар Патыр. Так почему бы нам не обустроить «уголок», куда бы Он позвал всех марийцев? Мы должны хранить память о нем, знать свои корни и историю, рассказывать и передавать ее потомкам. Если все задуманное исполнится, то это будет новой страницей в истории нашего народа.

Глава администрации Карамасского поселения Борис Николаев также одобряет начатое дело:

— Конечно, необходимо повышать наше самосознание. Свою самобытность и идентификацию марийцы могут сохранить только через традиции, культуру и религию. Возможно, этот комплекс будет тем самым «очагом», способствующим возрождению и развитию национальных обычаев, объединению всего марийского народа.

PS. Цели и задачи определены, первые шаги сделаны. Впереди — еще многое предстоит, но уже сейчас есть результаты, которые заставляют сплотиться, задуматься и принять непосредственное участие в реализации данного проекта.

Кристина ВАСИЛЬЕВА
Фото автора

 

Легенда о Чоткар Патыре

ChotkarНа зелёном берегу Илети, куда впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар, который рос не по дням, а по часам. В пять лет он уже стал богатырём-великаном и часто ходил с отцом на охоту. Один на один боролся с медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака мог сломать любую сосну, вырвать с корнем столетний дуб. Люди поражались силой Чоткара и величали его Патыром. Был он очень добр и приветлив к бедному люду, беспощаден к продажным богачам, которые затаив злобу мечтали отомстить ему.

В то время татарские ханы часто нападали на марийские селения. Чоткар Патыр, собрав жителей своего лесного края, пошёл на них войной. Освободил все захваченные врагом земли и прогнал ханов в степь. Так, татарские воеводы, проученные войском богатыря, перестали нападать на земли марийские.

Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар Патыр. Со всех концов собрался к нему народ.

— Дорогие мои! — сказал он. — Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.

Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со своим героем. Но он успокоил их.

— Не печальтесь, родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и громко крикните: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!». Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжёлый час. А меч мой и щит положите со мной.

Чоткар Патыр умер. Его похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

С тех пор прошло много лет. Вокруг холма, который каждой весной покрывался душистыми цветами, вырос густой лес. Близко к могилке никто не подходил — все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что крестьяне ведут себя непокорно. Поэтому и задумали чёрное дело — подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара.

Пошёл он к могиле и по пути встретился со стариком. Узнав о его намерении, он сказал:

— Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну его потревожишь, и во второй раз не поднимется на нашу защиту. Тогда враг покорит нас.

Эшполдо выслушал его и засмеялся:

— Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.

Он и не думал слушаться его. Украдкой пробрался к холму, взошёл на него и вскрикнул:

— Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!

Не успел он крикнуть, как ударил гром, вихрем пронёсся ветер и погнул деревья, земля содрогнулась и раскрылась могила — вышел Чоткар Патыр. Он был также высок и могуч. Серебром отливались его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке блестел тяжёлый меч.

— Где враги? — прогремел он, сверкая очами.

— Нет никого, — в ужасе проговорил коварный Эшполдо. — Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе…

— Что ты наделал, несчастный мальчишка! — горестно сказал он и медленно опустился в свою могилу.

Через несколько лет татарские воеводы снова напали на марийские земли. Храбро сражались наши предки, защищаясь от злых кочевников, но врагов было больше.

— Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, — вскричали они, собравшись у холма.

Но во второй раз Чоткар Патыр не проснулся. И больше никогда не вставал, сколько бы марийцы не пытались поднять его…

Оригинал материала в виде pdf-файла >>

Источник: Волжская правда

11 комментариев

Filed under К 100-летию "Марий ушем", Статьи, Фольклор и традиции, Фотоальбом

11 responses to “В Марий Эл возводят мемориальный комплекс Чоткару

  1. Аноним

    Отличную работу делаете,»Мари Ушем».

    Давайте теперь подумаем о необходимости строительства в Йошкар-Оле центра-комплекса Марийской Традиционной Религии. Как думаете-есть необходимость? А то мечети есть,церквей-полно,а центра МТР-нет.

  2. Ошвуй

    Хорошее конкретное дело. Только вот в приоритетах инерция больная:
    на самом деле, «татарские воеводы» были меньшим злом.
    Время это показало.
    Холопы, всё ещё верноподданностью хотите заслужить благосклонность Царя-батюшки ?

    • Олег Семенов

      До седых волос дожил, а несёшь ересь…..Ты кого холопом назвал ???

  3. Ошвуй

    Извините, не «больная», а большая.
    Хотя… это может быть опечаткой-оговоркой по Фрейду, когда закоренелость исторических стереотипий подобны «недугу»:
    трудно от них избавиться.
    В отношении друзей и врагов в разные исторические периоды одни сменяли других: «нет вечных друзей, нет вечных врагов»…
    Не случайно родилось такое изречение.

  4. Аналитик

    Центр МТР в Йошкар-Оле нужен. Это вопрос и необходимости,и престижа. Да и йошкар-олинцам и туристам из других регионов это будет очень интересно и познавательно.

    • Аноним

      После речи Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям можно смело обращаться в администрацию города о выделении земельного участка, в черте города, под создание этнокультурного центра. Этнокультурный центр должен включать в том числе и центр МТР, а также строения характерные древним марийцам со всеми дворовыми постройками. Кажется в своё время мэр Вениамин Козлов уже выделил земли организации «Ошмари-Чимари» под создании такого центра. Следует только поднять эти документы. Финансирование данной программы, создание этнокультурного центра, может взять на себя Министерство культуры РМЭ, хватит финансировать строительство православных храмов. Пора развивать этнотуризм.

      • Аноним

        По итогам приезда Путина в республику, не откладывая в долгий ящик вопрос создания этнокультурного центра в Йошкар-Оле, подготовить заявку на гран в Фонде президентских грантов. В Фонде президентских грантов состоялось заседание объединенного экспертного совета
        https://www.vz.ru/news/2017/7/20/879511.html

  5. на чьи деньги?

    прекрасное начало! дай бог, чтоб получилось!

  6. МАРИ КАНАЛ

  7. игорь бородин

    дело доброе и важное и весьма нужное

Добавить комментарий для АналитикОтменить ответ