Единение марийского народа – в делах наших!

Чоткар – патыр взывает к уважению предков!
Чоткар – наша историческая гордость!
Задача потомков – сохранить и приумножить наследие!

KudrjavcevНарод живет своими корнями. Если корни, а это наше прошлое, сильные, народу не грозит самовымирание. Даже не столько разговорная речь, язык, сколько его душевная принадлежность к той или иной нации делает этого человека частичкой нации. Говорят, человек, не помнящий своего родства, не полноценен. А народ, знающий свою историю, ее черные и белые пятна, может строить свою перспективу. Духовность нации оценивается исторической базой, фундаментом, культурными и нравственными устоями. Причем, эту духовность, направленную на единение народа, умение объединяться перед угрозами и невзгодами, из поколения в поколения, веками передавали потомкам известные, значимые в своем народе почитаемые личности.

Каждое поколение выращивает своих лидеров, но все равно наш марийский народ наиболее почитал национальных героев средних веков. Они держали нацию. В трудные периоды именно они бросали клич, созывали народ. Или за свободу, или на созидание! Имена этих Талешке-влак у всех на слуху – Онар, Акпатыр, Полтыш, Акпарс, Чумбылат и другие.

В общем, я уже много говорю. Лучше что-то делать. В южной части проживания марийцев (сегодняшние Волжский, Звениговский, Моркинский, Зеленодольский-Парат, другие районы) наиболее почитаемым был Чоткар-патыр. Имеется историческое место его жизни – это Корамас, где установлен памятный камень. Откровенно говоря, это замечательное место на сегодняшний день пришло в упадок, почти все развалилось.

Наши две организации – «Марийский мир – 21 век» и «Марий ушем» приняли решение. Не просто сделать косметический ремонт, а на этом месте начать все сначала. Серьезный проект, приближенный к природе и нашей марийской сущности мемориальный комплекс, обустройство пяти родников – источников живительной силы, основанных на марийском деревянном зодчестве, различные переходы, сторожевые башни и элементы древнего и современного строительного искусства со своим определенным художественным стилем. Нам, марийскому народу, в первую очередь, нужно культовое место, природная пространственная среда для проведения нравственно-эстетических мероприятий, воспитывающих Граждан мари и других народов России.

Мы начали работу. Провели организационное собрание, согласовали с местной Корамасской сельской администрацией задачи, пригласили ряд предпринимателей Волжска и Волжского района, согласившихся финансировать первую часть проекта. Собралась хорошая бригада строителей-мастеров с творческим бригадиром. Они уже приступили к работе. Проект разбит на три этапа: до 11 июня 2017 г., до 1 октября 2017 года, до 4 ноября 2020 года. Необходимо расшевелиться на первых двух этапах, так как работы будут проводиться на общественном энтузиазме и предполагаемом коллективном финансировании предпринимательского сообщества. Смета рассчитана на минимум – до одного миллиона рублей, и на максимум — на третьем этапе, когда сможем подключить государственные деньги. По крайней мере, будем делать все, чтобы привлечь и бюджеты республики, и другие источники вложений. В случае хорошего продвижения проекта создадим Фонд Чоткара и его Попечительский Совет.

Мы не собираемся ни у кого выпрашивать деньги на реализацию задуманного, но разум и внутреннее чувство подсказывает, что найдутся спонсоры, меценаты, руководители, граждане, которые имеют возможность помочь в этом благом деле. Проникнувшись и заинтересовавшись нашей идеей, вы внесете свой практический настоящий вклад в развитие марийского общества. Как говорится, история будет о вас вспоминать долго. Пусть это святое место останется красивым, благоустроенным на века. Пессимизм не приветствуется, так как организовывать и строить мы умеем. Раз поставлена цель, значит, будем решать. Благословение местного карта получено. Но независимо от религиозной принадлежности – это место всего народа мари, и даже более.

Никогда этого не делал, но сейчас даю номер своего мобильного телефона. 89093688180. Кто имеет практические соображения, а не болтовню, по техническому и архитектурному проекту, и особенно, по помощи деньгами, звоните, приезжайте. Встретим, покажем.

С уважением,
депутат МО «Помарское сельское поселение»,
Вице-президент МАОО «Марийский мир – 21 век»
И.М.Кудрявцев

На снимках:
– автор проекта по обустройству Чоткаровских мест, автор статьи И.М. Кудрявцев

38 комментариев

Filed under Сообщения

38 responses to “Единение марийского народа – в делах наших!

  1. Аналитик

    Хорошая идея.

    А вот еще некоторые идеи для строительства:

    -создание на территории каждого района и г.Йошкар-Олы марийских гимназий с углубленным изучением родного языка и культуры, а также марийских национальных детских садов;

    — строительство в г.Йошкар-Ола Центра Марийской Традиционной Религии (а то церквей полно,есть мечеть- а Центра МТР ни одного);

    — строительство Центра марийской культуры в г.Йошкар-Ола (а то ходят по съемным помещениям как бомжи);

    — создание памятников в г. Йошкар-Ола князьям: Мамич-Бердею и Чумбылату (а то карателю-убийце Оболенскому памятник есть,а марийским героям-нет).

    • Элыксан

      Совершенно верно.

    • игорь бородин

      Аналитик
      29.05.2017 в 23:02
      Согласен с ВАМИ , и тем не менее любые здания состоят из кирпичей . ВЫ согласны вложить несколько кирпичиков в благое дело?

    • Аноним

      Цитата:

      Аналитик
      29.05.2017 в 23:02
      Хорошая идея.

      А вот еще некоторые идеи для строительства:

      -создание на территории каждого района и г.Йошкар-Олы марийских гимназий с углубленным изучением родного языка и культуры, а также марийских национальных детских садов;

      — строительство в г.Йошкар-Ола Центра Марийской Традиционной Религии (а то церквей полно,есть мечеть- а Центра МТР ни одного);

      — строительство Центра марийской культуры в г.Йошкар-Ола (а то ходят по съемным помещениям как бомжи);

      — создание памятников в г. Йошкар-Ола князьям: Мамич-Бердею и Чумбылату (а то карателю-убийце Оболенскому памятник есть,а марийским героям-нет).

      На памятники, гимназии, Центр марийской культуры, Центр Марийской религии в г Йошкар-Оле пусть деньги выделяет Правительство Марий Эл. Не надо чтобы народ собирал. Сохранение и развитие культуры мари-это прямая обязанность республиканских и федеральных властей. Неужели мари такие бесправные в своей республике,что вынуждены сами себе деньги собирать???

      На памятники Оболенскому и прочим чужестранцам выделяли государственные средства, строительство церквей по большей части финансировалось через деньги Минкультуры, Центр татарской культуры оформили по большей части на деньги Правительства Марий Эл,и Татарстан помог.

      Обращаться с просьбой нужно к Главе Марий Эл и в адрес Президента РФ. Я так считаю. Только нужно грамотно оформлять предложения,чтобы было четко понятно.

  2. Аноним

    Это всё частное. Необходимо подготовить программу «Возрождение народа мари». Вот что надо.

    • просто критик

      Единение Марийского народа- когда выставите и поддержите кандидата-мари на предстоящих выборах Главы Марий Эл. А средства лучше собрать в поддержку местного кандидата.

      • игорь бородин

        просто критик
        30.05.2017 в 11:15
        Вы просто общими фразами пишите. Конкретно по данной теме какие ВАШИ предложения ? Какого кандидата мари Вы предлагаете?
        Или ваш конек просто анонимная критика и ничего более.
        Сколько читаю вас анонимных ананистов — ни какой конкретики забалтывание темы и ничего более . Общие фразы как выкрики из кустов и не более. Когда осмелеете и выйдите с открытым забралом? И предложите какое либо конкретное дело?

        • просто критик

          Я в Му не состою, от имени народа не выступаю. Своё мнение я уже высказал, повторяться не буду. А Бородин поддержит мари кандидата? Жду «конкретики».

          • Аноним

            Вот теперь зафиксируйте для себя произнесённую вами же фразу: «…,от имени народа не выступаю». Из ваших слов выходит, что вы комментируя не пытаетесь говорить от имени народа, а выражаете лишь свою точку зрения, которая иногда не совпадает с точкой зрения большинства представителей народа. Так?

          • игорь бородин

            просто критик
            31.05.2017 в 20:41
            Вы мари кандидата также анонимно будете выдвигать , предлагать и ваш мари кандидат тоже будет анонимным? Предлагайте !! Но вы ( пишу с маленькой буквы) настолько конспиративны и анонимны …..

            • просто критик

              Повторяю вопрос Игорю, не Леонидовичу: вы поддержите мари кандидата? Отвечайте прямо и предлагайте свой вариант кандидата не анонимно.

              • игорь бородин

                просто критик
                02.06.2017 в 10:43
                Повторяю вопрос кандидат мари анонимный? Ну если вы меня выдвигаете то извольте представиться!!А то мей она палена кеё тыгай

      • Аноним

        Ну, раз такой упёртый и марийцы не авторитет, послушай чувашей.
        https://7×7-journal.ru/post/95385
        Видеоканал IR TV. Грозит ли отставка Михаилу Игнатьеву? Ситуация в Чувашии на фоне событий в Марий Эл
        с 5 минуты и до конца.
        Многие жители Чувашии покидают пределы республики.
        Найдите 5 отличий условий жизни жителей РМЭ и жителей Чувашии, при том, что главой республики Чувашии является представитель титульной нации. В вдогонку https://www.youtube.com/watch?v=t0sGHgLSkmg
        «Колхозник». Фильм о главе Чувашии Михаиле Игнатьеве
        Интересны комментарии.
        В чём отличие марийцев и чувашей? Неужели до сих пор не понятно, что не национальность определяет будет глава радеть за народ выбравший его, или будет служить режиму.
        Вот и будете собирать такому же, как Игнатьев, но с марийским акцентом.

    • игорь бородин

      Аноним
      29.05.2017 в 23:45
      Любая река начинается с ручья . Не желаете расчистить один из родников ?
      Тогда Вперед и с песней

  3. Лайд

    Поро!
    От частного к общему!

    • Аноним

      И всё же. Величина задачи предложенное сообществу в конечном итоге определяет количество людей активно включающихся в решение этой задачи. Правда, если эта задача большинству сообщества близка и понятна, акцентирую внимание на слово «близка». При «общей», значение имеют не столько деньги, сколько активное желание сообщества решить эту задачу, при «частной» в немалой степени зависит от финансовых возможностей участников сообщества и спонсоров. Моё мнение. Возможно ошибаюсь.

  4. Аноним

    И.М.Кудрявцевын шонен пыштыме идейжым уло чон дене саламлем! Тыгай поро шонымашым обязательно илышыш пурташ кулеш. МАРИЙ КАЛЫКАТ ОРДЫЖЫШТО ШОГЫШАШ ОГЫЛ, КЕРТМЕ СЕМЫН ЧЫЛАН ПОГЫНЕН ПОЛШЫШАШ УЛЫНА! Теве ончалза татар пошкудо-влак Озаныште могай чапле КУЧЫК ЖАПЫШТЕ БОЛГАРСКИЙ ИСЛАМСКИЙ АКАДЕМИЙЫМ ЧОНЕН ШОГАЛТЕНЫТ.! О»раш веле кодеш. Тиде академийын полатыштыже чыла тунясе мусульман-влак окса деч поснак тунемаш туналыт. А ме, марий-влак, огына керт мо чонен тыгай культовый сооруженийым!? Кертына! Садлан, марий родо-влак,айста Кудрявцев йолташын вуйлатыме пашажлан кертме семын полшаш ушненА! Ко мыняре кертеш, окса денат полшен кертеш.

  5. Олег М

    «Имеется историческое место его жизни – это Корамас, где установлен памятный камень. Откровенно говоря, это замечательное место на сегодняшний день пришло в упадок, почти все развалилось.

    Наши две организации – «Марийский мир – 21 век» и «Марий ушем» приняли решение. Не просто сделать косметический ремонт, а на этом месте начать все сначала. Серьезный проект, приближенный к природе и нашей марийской сущности мемориальный комплекс, обустройство пяти родников – источников живительной силы, основанных на марийском деревянном зодчестве, различные переходы, сторожевые башни и элементы древнего и современного строительного искусства со своим определенным художественным стилем»
    и…
    «Единение марийского народа – в делах наших!»

    _________________________________________________________
    Как-то не совсем понятно, в чем конек выбора места в Корамас — то ли как границу Марий Эл закрепить, хотя там за этой границей в татарской территории не мало деревень мари, то ли магия какая? Кто ж там бывает? Кто ездит в те края…. Если это нужно мари, то сомнительно, чтобы народ туда стремился, если как рекламно-пропагандистское начало под гостей, то хочешь не хочешь, нужно привязываться к доступности или популярности места и даже к разбитым путинским дорогам или направлениям — даже в кризисные 90-е там строились дороги, а сейчас Владимир Владимирыч так их запустил, что в те Карамасы можно ездить разве как те камазы в ралли даккар с техподдержкой. Разве что, во всем этом ежели нечто душевное… то да… А так, с практической колокольни нашего времени… думается, не большой будет впрок.
    Ну, и самое главное, где хоть эскизы-зарисовки идеи? Как деньги выудишь без содержания идеи? Надо бы что-то нарисовать и опубликовать где-то, чтобы видеть картинку. Эмоции важная составляющая, но их нужно подкрепить практическими выкладками.

    • Олег Семенов

      Так для этого и оставили телефон , у кого какие практические соображения есть по данной теме не стесняйтесь ….звоните….а не в интернете строчите…!!!.Народ без истории -силосная масса ,а прок оценят наши с вами потомки…..Если каждый внесёт свою лепту в благое дело ,то сделаем многое !!!

    • игорь бородин

      Олег М
      31.05.2017 в 00:11
      Краткость ВАМ не грозит!! И тем не менее ВЫ за ? или………….???

    • Олег Семенов

      Олег М. Вы откуда будете ????Что так пренебрежительно к Корамасам относитесь ,вам место не нравится ????Изучайте историю ,там всё написано….

  6. Ошвуй

    «Неужели до сих пор не понятно, что не национальность определяет, будет глава радеть за народ… или будет служить режиму».

    Можно согласиться с этим утверждением, учитывая особенности режима.
    В системе российского правления кандидаты на политический пост:
    самостоятельные, берущие на себя ответственность, компетентные и порядочные — не ко двору. Это во-первых. Во-вторых, система правления в области национальной политики исключает политические партии «с национальным лицом» (т.е. позволительны исключительно песенно-плясовые). А ведь слово ПОЛИТИКА означает именно государственное управление… Рассчитывать на то, что баянистам в нынешней системе правления дадут политическую власть, не имеет оснований. И ведь всё делается для того, чтобы исключить формирование политической элиты как в ЧР, так и в РМЭ.
    А что происходит с властью «своего» колхозника — это видно на примере Чувашии… Но ведь не лучше «грамотный», городской — московский «итальянец» в РМЭ… Проблема не в отдельно взятых, самих по себе, Марий Эл или Чувашии с Мордовией… как Вы сами догадываетесь.

    • Аноним

      «Проблема не в отдельно взятых, самих по себе, Марий Эл или Чувашии с Мордовией… как Вы сами догадываетесь.»
      Кто эту «проблему» должен разрешить в таком случае? В ожидании, что само собой разрешиться «проблема»? Или вы считаете, что руководители государства должны наконец осознать и сами решать «проблему? По моему вы их переоцениваете. Единственное что может подвигнуть руководителей страны, возможно даже не нынешних, решать «проблему», это техногенная угроза, или говоря словами А.Зенкина: «Итак, терпеливо ждем! Хотя время ныне очень дорого, ибо все не совсем вообще-то так, и я сейчас сознательно пытался утаить от вас главное — Спасение как Слово обычно приходит через вселенский Ужас! И наша задача только одна — попытаться отсрочить его!»

  7. игорь бородин

    ну что господа анонимы? готовы ли вы к единению?

  8. Ошвуй

    В гражданском обществе проблемы осознают, в том числе, и сами граждане — активная и креативная часть гражданского общества. В демократической системе управления помочь им в этом должна… сама власть.
    Если же власть, наоборот, старается всячески этому (осознанию) препятствовать, «упрямство» это приближает крах, к сожалению, не только власти…
    Что может подвигнуть руководителей страны решить «проблему»?
    Вряд ли — угроза техногенной катастрофы.
    Главное же — в чём именно видит власть «проблему».
    — В чём усматривают проблему граждане…
    От этого и зависит, возможны ли ныне перемены.

    • Аноним

      Не совсем правильно выразился, не угроза техногенной катастрофы, а реальная катастрофа, возможно и экологическая.

  9. Аноним

    Я бы хотел помочь, но я в последнее время обеднел в 2 раза, потому что цены на всё выросли. Людям сейчас не до благотворительности, прокормиться бы. Да и времени нет теперь. Огород засадили, ухаживать надо. К зиме готовиться. Скоро травы лечебные будем собирать.

  10. Ошвуй

    «Я бы хотел помочь…»
    — Не понял… Вы — власть, которая обеднела в 2 раза?
    Понял так, что засадив огород, ухаживая за ним, собирая лечебные травы… Вам не до гражданской инициативы, не до понимания: кто есть ху и что есть ху и в чём проблемы наши?

    • Аноним

      Я не власть, обычный гражданин. Прочитал что собирают деньги на хорошее дело. Я бы очень хотел помочь, но не могу. Моя зарплата хоть и не упала, но цены на товары очень выросли. Я не могу теперь покупать качественные вещи, только ломающийся китайпром. Вынужден покупать низкосортную еду с пальмовым маслом вместо молочных жиров. Но здоровье моё и моих близких дороже, поэтому нынче засадил огород. Лекарства тоже подскочили. Думаю собирать летом травы. Просто досадно. Раньше помогал, а сейчас не могу.

  11. nashviktor

    а марийцев — христиан, марийцев — мусульман куда девать будете: мы же идолам не поклоняемся?

    • Аноним

      Вы верите в божественность сотворенного мира? Вот вам и объединяющая мысль, и для «марийцев — христиан, и для марийцев — мусульман, и для марийцев сторонников традиционной веры. Вы же не станете оспаривать факт, что первоначально все люди поклонялись силам природы. Неужели вы считаете, что все они были тёмными и невежественными. Архитектура Древней Греции опровергает данные предположения. Многие знания пришли от туда.

    • Аноним

      Вы о чём говорите? Каким идолам поклоняются марийцы? Не зря народ про вас говорит: православие головного мозга.

  12. nashviktor

    Да, мы верим в божественность сотворенного мира, » Ту»н»алтыште Юмо кава ден мландым ыштен» — Бытие. И когда люди начали поклоняться творению, Бог дал заповедь » Господу Богу поклоняйся, Ему одному служи», поэтому не поклоняемся творению и тем более почитание вашего святого никак не сможет послужить объединяющим фактором марийцев. Так что давайте искать что-то другое.

    • Ханжа

      nashviktor=Вачис, не умничай!

    • Аноним

      А про всяких православных святых что скажете? Против их почитания вы тоже против? Кстати, Исус в марийской религии тоже один из почитаемых святых, но вы его даже в ранг бога возвели. Так что не лезьте со своим уставом, как говорится.

  13. игорь бородин

    Ну что анонимы так и не желаете единства?

Добавить комментарий для nashviktorОтменить ответ