Марийушемовцы съездили в экспедицию в Морки

IMG_1063Вслед за проведением своего 100-летнего юбилейного торжества, который успешно прошел 26 апреля с.г., РОО «Марий ушем» («Союз мари») приступил к выполнению своих последующих планов. Как было сообщено в печати, 28 апреля 2017 года в Моркинском районе Марий Эл была запланирована закладка камня в честь создателя «Марий ушем»–Общества мари» Ивана Николаевича Коведяева-Умшара, в честь одного из активных лидеров подготовки и проведения I Всероссийского Съезда мари 1917 года Василия Михайловича Иванова, в честь активного делегата I Всероссийского Съезда мари 1917 года Михаила Николаевича Янтемира (Созонова), в честь активного делегата марийских съездов, редактора марийской газеты «Марий коммуна» Георгия Ивановича Голубкина.

Надо признаться, что в этот день закладка камня не получилась, это мероприятие перенесли на перспективу, так как согласно изменившимся законам, от активистов потребовали немало уточнений. Поэтому члены правления «Марий ушем» решили провести экспедицию в Моркинский район в количестве четырёх человек.

Экспедиция удалась. Мариушемовцы встречались и согласовывали вопросы на разных инстанциях муниципального руководства разных уровней, как в районом и посёлковом, так и в масштабах сельских администраций. Встречались с заместителем главы района (глава находился на правительственном совещании в Йошкар-Оле) А.А. Александровым, заместителем муниципального образования «Городской округ п. Морки» В.А. Алексеевым и передали Пакет документов в соответствии Постановлением правительства Республики Марий Эл от 26 июня 2015 года № 351.

В Морках члены экспедиции также встречались с сотрудниками редакции районной газеты «Морко кундем», обсудили вопрос о сохранении культурного наследия марийского народа, о поисковой работе архивных материалов и их публикации. Надо отметить, что в этом отношении, к сожалению, на сегодня как и самой редакцией «Морко кундем», так и со стороны районного музея им. Н.М. Янтемира сделано слишком мало. Сотрудники оправдываются тем, что для результативной работы в архивах нет денег. Вопрос коснулся даже таких моментов, что в родной деревне драматурга Сергея Николаева нет никакой памятника, что здесь родился, учился и жил знаменитый земляк, создавший бессмертную «Салику»

Экспедиция далее пролегла в сельское поселения Себе-Усадский, Коркатовский и Октябрьский. С главой Себе-Усадского сельского поселения с Владимиром Ивановичем Михайловым мы договорись, что они возложат на себя определение места в д. Чодырасола для закладки камня, согласуют с депутатами и с жителями деревни, определят дату. Такой же разговор состоялся и с главой Коркатовского сельского поселения Еленой Викторовной Семёновой. Нам всем сильно помог преподаватель Коркатовской гимназии, известный краевед Валерий Александрович Подбойкин. По его материалам, найденными в архивах, мы пришли к заключению, что одним из активных лидеров подготовки и проведения I Всероссийского Съезда мари 1917 года всё-таки был Василий Михайлович Иванов, уроженец деревни Элыкэҥер. А уроженец д. Шӱргыял В.М. Иванов – это совершенно другая личность.

Далее наша дорога пролегла в деревни Элыкэҥер и Кӱчыкэҥер. Всем известно, что в любой деревни Моркинского района можно установить памятник. А вот Элыкэҥере мы остановились у околицы деревни. Самое подходящее место, недалеко от большака, есть прекрасная доступ. Самое главное – это те самые места, которые связны с судьбой В.М. Иванова. С левой стороны есть приличная площадь, где в 1920-х годах находилась контора «Марисмолсоюз» и «Мароблкустарпром», рядом кузница. Об этом нам поведал краевед В.А. Подбойкин.

Немногочисленные жители деревни, которые к тому времени оказались на улице (всё-таки весна!) нас встретили с удивлением, но с большим интересом и радужно. Как мы и предполагали, время сделало своё, почти никто не знал и не помнил, кто такой Василий Михайлович Иванов, кем он был и чем знаменит. Но наша задача состоял именно в том, чтобы внести ясность в историю и поведать об этом народу. Люди, с кем встречались и имели возможность поговорить, все единодушно соглашались с тем, что память должна быть сохранена и никто не против закладки камня, тем более, что это мероприятие даст какой-то импульс брошенной властями деревне и её обитателям.

Далее нас обрадовало то, что всё-таки хоть к одной деревне района в прошлом году подняли насыпь, покрыли щебнем. Длинно раскинувшуюся на одну улицу деревню от одного конца до другого мы преодолели легко на «Ниве», хотя щебёнкой покрыто не до конца. Немного не доехав до музея им. Миклая Казакова (одного из самого известного марийского поэта), нам пришлось оставить машину и далее следовать пешком. Глаз радовало внешний вид литературного музея – светится далеко своим жёлтым светом. Это – здание бывшей сельской школы. С членом правления «Марий ушем» Алексеем Петровичем Гавриловым мы начали искать предполагаемое место для памятного камня. Ну, конечно же, есть такое место, есть. Прямо перед музеем, между вековыми деревьями. И напротив тоже знаменитое здание, где висит табличка (пора бы её, конечно, обновить, время этого требует): «В этом доме в 1927 году снималась первая комсомольская свадьба для кино».

На обратном пути мы остановились у директора музея Галины Климентьевы Сошиной (как после уточнилось, её должность – научный сотрудник, а не директор). Уточнили с ней цели и задачи будущих наших планов, обсуждали дизайн и другие вопросы нашей затеи. И договорилась на том, что это будет обсужден с народом, с руководством Коркатовского сельского поселения.

К сожалению, время было уже седьмой час вечера, тем более – предпраздничная пятница. И вероятно, в такое время нас никто уже в Октябрьском не ждал. В связи с этим мы решили остальные вопросы приводить в соответствие с решением главы района С.Х. Григорьева, на что мы оставили официальное письмо, подготовленное РОО «Марий ушем» («Союз мари») вторично, с чем мы и направились в экспедицию.

Какое впечатление осталось от этой экспедиции? В первую очередь – за долгие годы в глазах моркинцев (может быть, ещё не у всех) мы увидели определённые искорки надежды, что вместе с культурной программой, что проводится в Моркинском районе достаточно много, появятся и экономические изменения, появится свободное мышление и желание сохранить историю прошлых лет, преобразовать экономику.

И напоследок, в связи с тем, что из Моркинского района мы получили официальное письмо о том, что они за счёт бюджета не могут для этого выделить кран и самосвал, члены «Марий ушем» приняли решение этот вопрос решить силами общественной организации.


Лайд Шемйэр (Владимир Козлов)

председатель правления РОО «Марий ушем» («Союз мари»)

Йошкар-Ола – Морко – Йошкар-Ола

Фото автора

7 комментариев

Filed under К 100-летию "Марий ушем", Статьи, Фотоальбом

7 responses to “Марийушемовцы съездили в экспедицию в Морки

  1. Марийцы, ещё и РоССию похоронят, (точно) как Евреи СССР

    СЛИШКОМ ГЛУБОКИ, В ПАМЯТИ ДЕТАЛИ!
    (Российская Империя, РСФСР, МАССР, Марий Эл)
    Главное УНИЧТОЖИТЬ ВОТ ЭТО БЕССМЫСЛИЕ!
    ЧТО ПОРАБОЩЕНИЕ КАКОГО ТО НАРОДА ДАЕТ КАКОЙ ТО ИМПУЛЬС ГОСУДАРСТВУ!

  2. Лайд

    Поро!
    Вы о чем это, уважаемый комментатор?

  3. Ошвуй

    Не напрягайтесь: умом такое не понять.
    Это как у Зенкина: Йошкин Кремль — центр Всея Рассея.
    Таковое «умствование» является продолжением зенкинового и ему подобных «философствования».

    • Аноним

      Ну вы конечно этому не верите? Вам подавай что-нибудь попроще, без заскоков. от сих и до сих. Остальное ненужная и вредная болтология.

    • Аноним

      Ну тогда попробуйте что нибудь из этого понять, если у вас хватит терпения. https://www.youtube.com/watch?v=_-eo8rgfhqs
      Знаки.29.04.17.Год Огненного Петуха. Зеленка и утка Навального. 1 часть.Зеленая Тара
      с 3 минуты по 42 минуту, особенно с 20 минуты.
      Только не говорите, что это бред больного человека.

  4. Ох, Уж зти бесноватые !

    Я, МАРИЕЦ!
    ПУСТЬ ТО ГОВНО, СОЧИНЯЮТ РУССКИЕ!

    • Аноним

      Если вокруг вас находиться одно говно, вы вольно или невольно испачкаетесь этим говном. Просто надо это говно чаще вывозить на поля, удобрять землю. Вот и всё. Когда это мари чурались грязной работы, или вы уже считаете себя городской интеллигенцией, но тогда чем вы отличаетесь от тех же «русских», которых сочиняют это говно.

Добавить комментарий для ОшвуйОтменить ответ