Национальное возрождение или национальное угнетение

100 лет назад началось организованное марийское движение. Как оно существует сейчас?
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В день национального героя, 26 апреля, марийцы ежегодно собираются у Дерева памяти в Йошкар-Оле. В этом году здесь собираются отметить и 100-летний юбилей марийского национального движения и организации «Марий Ушем». Торжественный вечер планировали провести 18 марта, администрация и руководство залов отказались предоставить общественникам помещение. 100-летний юбилей старательно замалчивается, об этом событии не сообщают официальные средства массовой информации, не пишет о нем ни одно издание на марийском языке.

В августе 1917 года прошёл первый Съезд народа мари. Стали выходить несколько изданий на марийском языке. Однако пришедшие к власти большевики быстро поставили под контроль марийское национальное движение. Если в начале XX века малочисленная марийская национальная интеллигенция стремилась к образованию марийцев на родном языке, развитию марийской периодической печати, сбережению здоровья мари, развитию местного самоуправления и свободы вероисповедания, то после февральской революции, «Марий Ушемы» (союзы мари) были низведены до уровня просветительских кружков, а возглавлявший марийское национальное движение Центральный Совет мари разогнан. Ряд деятелей марийской интеллигенции пошли на службу большевикам. Но большая их часть ушла в область просветительской, педагогической, научной и литературной деятельности.

4 ноября 1920 года была образована Марийская автономная область (в 1936 году преобразована в Марийскую автономную советскую социалистическую республику). Она возникла по желанию Москвы, но к работе по её образованию были подключены как марийские коммунисты, так и беспартийная национальная интеллигенция. На практике автономия означала небольшую самостоятельность местного руководства в областях образования и культуры, и только. На Урале, в Татарстане, Башкортостане, Кировской области были созданы национальные районы мари.

Советская власть первоначально способствовала развитию марийской культуры, создала марийские политические элиты и распространила национальное сознание среди большинства марийского населения. Было провозглашено двуязычие, образованы школы с преподаванием на марийском языке. Советской властью в Марийском Крае, как и в других национальных регионах, в 1920-ые годы проводилась так называемая коренизация – политика наибольшего препятствования национальным меньшинствам. На руководящие позиции в области выдвигались коммунисты марийской национальности – в их пользу нередко увольняли русских и татар. Всё образование и делопроизводство было приказано перевести на марийский язык. В реальности он использовался тогда максимум на уровне школ и сельсоветов.

Но в 1930-е годы национальные районы мари в других регионах были ликвидированы, как и другие аналогичные учреждения других национальных меньшинств. В результате репрессий по различным оценкам погибли и попали в лагеря до 40 тысяч человек разных национальностей. Марийская национальная интеллигенция была практически уничтожена. После войны она была воссоздана, создавались марийские театры, отделения в вузах, готовившие марийскую интеллигенцию, издавались книги и газеты на марийском языке. Была создана местная промышленность, наука, высшее образование, поднялось сельское хозяйство. Марийцы получали от этого выгоду, как и другие народы республики. Но ситуация времён коренизации не вернулась. Русский язык и культура теперь играли в Марий Эл главную роль. Приток русскоязычного населения в республику привёл к частичной ассимиляции марийцев.

В конце 1960-ых годов было принято решение перевести образование во всех школах МАССР на русский язык с первого класса. На нём же велось делопроизводство. Всё советское время преследовалась марийская национальная религия – её жрецов-картов репрессировали, и каждый случай языческого моления служил поводом для разбирательства правоохранительными органами.

ГЛУХОЕ НЕДОВОЛЬСТВО И ВОЗРОЖДЕНИЕ

В рядах марийской интеллигенции зрело глухое недовольство, которое выплеснулось в годы перестройки, после того, как изменилась политика советских властей. В 1989 году основана молодежная марийская организация «У Вий». Чуть позже негласном согласии тогдашнего марийского обкома КПСС был возрождён «Марий Ушем». В феврале 1991 года создана организация «Кугезе Мланде» («Земля предков»). Она выступала за отделение Марий Эл от России, всегда была немногочисленной и к настоящему времени не существует. Создавались и локальные культурные центры, в частности, в 1998 году начал действовать Центр-музей им. Валентина Колумба (марийского национального поэта), созданный литератором, переводчиком Владимиром Козловым (Лайдом Шемйэром). Он с 1992 года возглавляет «Марий Ушем». В 1990-ых зарегистрировано религиозное общество «Ошмари-Чимари» («Белые мари — Правоверные мари») с целью возрождения марийской национальной религии. После семидесятилетнего перерыва был созван Съезд народа мари. Делегаты и наблюдатели Съезда избираются на сходах граждан: каждый делегат представляет 2 000 марийцев, в том числе проживающих вне Марийского края.

Хотя власть в республике оставалась у коммунистической и посткоммунистической бюрократии, в каких национальных объединениях не состоявшей, многие требования марийских националистов стали воплощаться в жизнь. В октябре 1990 была принята Декларация о государственном суверенитете, с 8 июля 1992 года республика официально стала называться Республика Марий Эл. По словам Козлова, Члены «Марий Ушем» были тогда инициаторами принятия главных законов Марий Эл – Конституции, законов о языке и культуре, расширивших преподавание марийского языка в школе и его применение в деятельности государственных органов. По словам Козлова, почти все преподаватели вузов и ссузов, научные работники тогда были членами
«Марий Ушем», а многие члены организации тогда были депутатами всех уровней.

07_piket_j-ola_16-10-1991

Активисты «Марий ушема» требуют расширения прав марийского языка, 1991 г.

Но в 2000-е с избранием Главой Марий Эл Леонида Маркелова политика властей снова изменилась. Решением Государственного Собрания Марий Эл в 2000 году действие Декларации о государственном суверенитете Марий Эл отменено. Изучение марийского языка в школах стало факультативным. В 2002 году митинг марийской общественности предотвратил предполагаемое властями закрытие марийского национального театра имени Шкетана (марийского национального драматурга). «Марий Ушем» и Съезд народа мари в 2002 году выразили Маркелову недоверие. В 2004 году «Марий Ушем» поддержал на выборах Главы Марий Эл проживающего в Москве полковника Службы внешней разведки Михаила Долгова, но он проиграл Леониду Маркелову.

Раскол в Марийском национальном движении усугубился в последние годы. В 2015 году Марийский Национальный конгресс и «Мер Каҥаш» поддержали на выборах Главы Марий Эл идущего от «Единой России» Леонида Маркелова, а «Марий Ушем» и «Марийский мир-21 век» – коммуниста Сергея Мамаева, выходца из Кировской области. Действующий Глава сохранил свой пост. В 2016 году Марийский Национальный конгресс и «Мер Каҥаш» на выборах в Государственную Думу от Марийского одномандатного округа поддержали Ларису Яковлеву, а «Марий Ушем» и «Марийский мир-21 век» – коммуниста Сергея Казанкова. Победил последний, что стало одним из немногих на этих выборах поражений единороссов в одномандатных округах.

РАСКОЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ, НО НЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Почти все марийские национальные организации декларируют одни и те же программные положения, как то национальная и культурно-этническая консолидация народа мари, реализация и защита его прав, содействие его участию в управлении государственными и общественными делами, развитию его национального самосознания, представление его интересов в органах государственной власти, подготовка и формирование национальной интеллигенции, возрождение и развитие его культуры и языка, сохранение культурного наследия. Различия между ними касаются деятельности. Одни организации действуют главным образом в области культуры и не ставят политических вопросов, за исключением поддержки «Единой России» и её кандидатов на выборах всех уровней. Другие, помимо культуры, обращают внимание экономические и социальные проблемы и оппонируют политике Леонида Маркелова, оставаясь, однако, лояльными Владимиру Путину. По словам Козлова, отношения у них всех неплохие, но у вторых есть пожелания первым быть стойкими в отстаивании интересов марийского народа.

 

«МАРИЙ УШЕМ»

В 2016 году численность «Марий Ушема» выросла с 70 до 200 человек. В организации состоят главным образом молодые пенсионеры. Более старшие болеют, более молодые – бюджетники, то есть материально зависимы от властей и лично от Маркелова и боятся быть уволенными. Но всё же многие из них, по словам Козлова, приезжали на мероприятия «Марий Ушема», несмотря на страх увольнения, что опровергает миф о политической пассивности марийцев, особенно на селе. Множество молодых сторонников организации в поисках хорошей работы уехали из Марий Эл. «Марий Ушем» сам финансирует себя с членских взносов. На проведение фестивалей и конгрессов состоятельные марийцы скидываются особо.

EF690307-AB12-4D34-B058-013ADD0AFF0B_cx3_cy7_cw97_w650_r1_s

Флаг «Марий Ушем»

«Марий Ушем» открыл школу «Юмари», где изучаются традиции и верования марийского народа. Он организовали выезды в места традиционного проживания мари, чтобы посмотреть, сохраняется ли там марийская культура. Лайд Шемйэр наладил контакты с региональными отделениями «Марий Ушем» в соседних с Марий Эл субъектах федерации, обеспечивал их снабжение книгами по марийской тематике.

«Марий Ушем» проводит мероприятия с другими национальными движениями финно-угорских народов, к которым относятся мари. Власти относятся к таким мероприятиям настороженно, так как Эстония и Венгрия – члены НАТО. По словам Козлова, «Великая Финно-Угрия» (объединение всех финно-угорских народов в единое государство) – абсурд. Как можно объединить Венгрию, Финляндию и Марий Эл? Нет никаких доказательств, что кто-то стремится к этой цели. Да, нас финансово поддерживают из-за границы, например фонд Кастрена из Финляндии, помогают издавать книги. Но их цели – исключительно культурно-просветительские, – говорит Козлов в беседе с «Idel.Реалии».

«Марий Ушем» 15 лет не получает денег от министерства культуры по этнокультурной программе развития Марий Эл.

Козлов требует возвращения марийского языка в качестве обязательного предмета в школе. «Меньше стало носителей марийского языка – меньше стало посетителей марийских театров. Иногда министерство культуры что-то пытается делать, но это выливается в показуху. Чтобы провести ныне марийскую ёлку в Йошкар-Оле, приходится привозить детей из деревень! Марийская национальная религия властью не преследуется, но и не поощряется. Нас волнуют христианские кладбища в святых для марийцев местах, так как это кощунство».

«Марий Ушем» сотрудничает с КПРФ. По словам Козлова, у них совпадает позитивная программа. То, что КПРФ славит Сталина, расстрелявшего в 1930-ые годы цвет марийской интеллигенции, для него не так важно, что сейчас эта партия выступает против Маркелова. Однако в 2014 он избирался в Государственное Собрание Марий Эл от Волжского избирательного округа от «Справедливой России» и набрал 4,5 %. «Настолько мало не могло быть при огромной агитационной работе, что мы проводили в районе! На меня проправительственные СМИ и агитаторы вылили ушаты грязи. Но и при честных выборах я бы не выиграл – против меня выступал очень сильный кандидат, генеральный директор ЗАО «Ариадна» (крупный производитель холодильного оборудования) Виктор Васильев. На тех же выборах в Куженерском районе наш Леонид Иванов набрал 12-15%. Мы не выставляем кандидатов от «Марий Ушем» во всех районах, потому что чувствуем плохое к себе отношение со стороны глав районов. К тому же у нас нет больших денег на предвыборную кампанию».

В конце декабря 2016 года «Марийский мир – 21 век» и «Марий Ушем» провели конференцию о социально-экономическом положении в Марий Эл. Собрались 120 человек. Ёе участники поддержали обращение к федеральному центру о досрочной отставке с должности Главы Марий Эл Леонида Маркелова. К Маркелову у «Марий Ушем» длинный список претензий – малое количество марийцев во власти, куда им препятствуют избираться (в 1990-ые среди высших чиновников Марий Эл было 35% мари. Сейчас – 12%. Правда, Ерофеев считает, что в последнее время ситуация начинает меняться, чему примером карьеры депутатов Государственной Думы Светланы Солнцевой и Ларисы Яковлевой, мари по национальности), создание группы зависимых от себя чиновников и общественных деятелей (во время предвыборной кампании Михаила Долгова в 2004 году именно марийцы из органов власти закрывали пред ним двери помещений в сёлах, где он планировал выступать), закрытие оппозиционных газет, давление на правозащитные организации.

Козлов видит проблему в уменьшении численности мари – с 604000 человек в 2002 году до 548000 в 2010. Ерофеев утверждает, что теряются целые отрасли – строительство, дорожное хозяйство, а сельское, лесное хозяйство пришли в крайнюю степень деградации. «На селе уничтожается инфраструктура – не строятся и не ремонтируются дороги. Огромное количество школ, больниц, роддомов, детсадов, библиотек и клубов закрываются и разбираются. У республики огромные долги, внебюджетные кредиты, залоги имущества, и тут же – воровство и коррупция. Фактически государственные органы не ведут никакой деятельности на марийском языке. Маркелов ставит памятники не имеющим никакого отношения к Марий Эл деятелям и завоевателям марийского народа, например, первому воеводе Царевокакшайска (так при основании называлась нынешняя столица Марий Эл Йошкар-Ола) Оболенскому-Ноготкову. В Москве марийские власти не инициируют выставки марийской культуры. Непонятно, какие мероприятия планируются в честь столетия марийской автономии в 2020 году».

Тем не менее, Козлов считает марийский народ ущемлённым, но не угнетённым. Большое количество образованных марийцев, добившихся успехов на разных поприщах, плохо исполняющиеся, но действующие законы, защищающие языковые и культурные права мари, исключают угнетение.

Kozlov

Владимир Козлов

18 марта праздновался столетний юбилей «Марий Ушема». Его официальные средства массовой информации замолчали, говорили ни о «Марий Ушеме», а о «марийском национальном движении». Организации не предоставили ни одно помещение в городе для празднования.

– Если и в апреле мы не получим помещение, проведём столетие на улице. Мы готовим к выпуску книгу про нашу деятельность за последние 100 лет, хотим заложить памятники всем просветителям марийского народа по месту их рождения. А в начале июня 2017 года в деревне Шарибоксад Волжского района планируется большой фестиваль эстрадных и фольклорных коллективов, куда соберутся 1000-1200 человек. Планируем встречи с сельским населением, исследовательские экспедиции, сбор исторических материалов, – поделился с нашим изданием Козлов.

В ЗОНЕ ЛОЯЛЬНОСТИ

В глазах лидеров «Мер Каҥаша», Марийского национального конгресса и Федеральной культурной национальной автономии мари политическая составляющая деятельности не должна быть приоритетной, необходимо находить точки соприкосновения с существующей властью.

Например, состав исполкома Марийского национального конгресса входят чиновники, руководители СМИ, бизнесмены, педагоги, работники культуры. При его участии издаётся этнокультурный журнал «Арслан». Он освещает юбилеи марийских деятелей культуры, гастроли марийских ансамблей, в политике сотрудничает с ОНФ (на ленте новостей «Арслана» много позитивной информации о его деятельности), рассказывает о правительственных грантах для этнокультурных организаций.

По закону для Федеральной национально-культурная автономия мари установлены конкретные цели, для решения которых государство оказывает финансовую поддержку. С её помощью созданы местные национально-культурные автономии в городах и сёлах в Башкортостана, Кировской, Нижегородской области, в Татарстана, Удмуртии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Однако, по словам Козлова, «марийцев, живущих в других регионах, принуждают к вступлению в местные культурные автономии в ущерб «Марий Ушему». Они все бюджетники. За годы своего существования ФНК не решила ни одну проблему мари. В чём результаты взаимодействия с властью, которым они хвастаются? Национально-культурные автономия не самостоятельна, она — придаток власти».

«Мер Каҥаш» формирует базу данных, содержащую правовую, статистическую и другую информацию по вопросам национальной, языковой, информационной, культурной и образовательной политики. Им затрагиваются проблемы сокращения употребления марийского языка, но этот факт не привязывается к политике властей. При его участии происходят ежегодные слёты марийской молодёжи. В рамках слётов проходят лекции, практические занятии, тренинги, связанные с историей народа мари, вопросами развития общественного движения, организовываются встречи с ведущими марийскими лидерами, приглашаются эксперты в сфере национального общественного движения.

«У Вий» также акцентирует внимания на проблеме использования марийского языка. Недавно организация провела показательную акцию по выявлению отношения к марийскому языку со стороны региональных отделений политических партий и по проверке наличия марийского языка на наружных вывесках крупных предприятий, обладающих серьёзной разветвлённой сетью собственных фирменных торговых точек. Результаты неутешительны – марийский язык ими всё больше игнорируется.
В процессе подготовки данного материала представители «Мер Каҥаш», Марийского Национального конгресса, Федеральной Национальной культурной автономии мари и «У Вия» были недоступны. Но некоторые из них обещали рассказать о своей деятельности позже.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Политолог Валерий Голубев считает, что марийское национальное движение не влияет на политическую жизнь Марий Эл. У него нет авторитетных среди народа активистов. Голубев подозревает, что с активно выступавшими в прошлом под марийскими национальными лозунгами деятелями провели работу спецслужбы, и они замолчали.

Политолог Константин Строкин комментирует ситуацию так: «Здорово, что сейчас возникает внутринациональная конкуренция. Марийский народ чуть было не пришёл в тупик. В 30-х годах уничтожили более половины марийской интеллигенции, а в дальнейшем её так и не удалось регенерировать по причине интернациональной марксистской идеологии. В 90-е годы возникла «движуха» в нацсообществе. Но где же нацруководители, воспитанные в позапрошлое десятилетие? Марийская нация сейчас пытается найти достойное место в российской государственности, но не знает, как технически грамотно в неё встроиться. «Старая гвардия» из марийской оппозиции показала свою недееспособность и мёртворождённость.

Их гордыня и замкнутость на себе ни к чему осязаемому и продуктивному не привела. Некоторые из них вообще проживают в Москве и боятся приезжать публично в Марий Эл по причинам безопасности. Люди, остерегающиеся проблем, имеют притязания на лидерскую роль! Вторая же когорта «кабинетных» активистов и номенклатурщиков марийского нацсообщества, которая помогает действующему губернатору Марий Эл, сама прекрасно осознаёт, что участвует в изнасиловании собственного народа. Но молчит, потому что выдрессировали. Возьмите имена-фамилии лидеров и первой, и второй группы, и поинтересуйтесь у жителей Марий Эл, знают ли они их? 99% не знают! Зато самомнение у них зашкаливает. Им следует останавливаться для признания ошибок и перезагрузки. Марийская интеллигенция никогда не перерастёт в нацэлиту, пока в ней не начнёт главенствовать право-консервативная идея. Только после этого марийская нация станет политическим субъектом, с которым необходимо считаться».

Алексей Серёгин

Источник: Idel.Реалии

20 комментариев

Filed under К 100-летию "Марий ушем", Статьи

20 responses to “Национальное возрождение или национальное угнетение

  1. Елена

    Уф! Еле дочитала! Неужели нельзя было разбить по темам, чтобы легче было для понимания. Мое личное мнение: хочется сказать «Ребята, вам что больше всех надо?». Вы -патриоты своего народа (высокопарно, но отражает суть), тратите силы, нервные клетки на сохранение истории, культуры, языка родного народа и вместо благодарности получаете тумаки и нажимы. Кто-то удобно устроился, приспособился—в итоге получает должности, квартиры, финансы и почет! Я тоже такая «патриотичная» на свою голову (и , не одна, к счастью) и часто спрашиваю себя «зачем это надо?» . И впрям, зачем?
    «…марийское национальное движение не влияет на политическую жизнь Марий Эл.»…Ни одно национальное движение на самом деле ни на что не влияет. Влияют руководители, которые прихватизировали теплые кресла и удобно уселись распластавшись на них., получая все привилегии.

    • Элюк

      Елена, Вы призываете к бездействию?! Прочтите Ваш пост и попробуйте объяснить читающему (и себе в том числе) для чего Вы это написали? Да надо благодарить и поддерживать тех людей, которые действительно тратят свои силы и время ради сохранения и процветания нашего народа!! Более того непонятно для чего с такими Вашими убеждениями занимать какой-то там в москве 9точно не знаю) организаторский пост? Желаю Вам успехов и всего доброго?

  2. Национальное движение!

    Ну только пожалуйста, Без ЧОТКАРОВ и Лайдов!
    Ну очень пожалуйста!
    ГОСПОДИ! Спаси и СОХРАНИ! Наш Марийский народ!
    Ну, уж очень тебя прошу!

  3. Статья хорошая,

    Но недоделанная. Она больше для интеллигенции. Нужно продолжать писать подобные очерки. Жду вторую часть про другие организации, надеюсь они будут такие же объективные. Пусть все вы разные, но Вы Мари! Ерофееву, Козлову, Голубеву и Строкину спасибо за комментарии. Интересно читать ваши слова, которые вы сказали ДО ухода Маркелова.

  4. я вот что думаю

    можно поставить у себя дома велотренажер и садясь на него очень много работать ногами до седьмого пота. Можно даже по стенам развесить исторические картины и в ходе кручения педалей смотреть на них. Будет впечатление создаваться, что ты едешь ну и мысли такие глобальные. Вот так думаешь и тут, после прочтения этого сочинения о проделанной национальными организациями огромной работы. Ну, хорошо, а где же результаты, где же километры пути? Где собственное правительство, где собственные кадры на местах, где официальный курс правительства на широкое развитие языка и культуры мари? Понимаете, всё это имитация движения, это тот же велотренажер привинченный к полу. Конечно написать можно сто-страничный отчёт, благо писатели(один козлов чего стоит) у нас есть, но извините, результатов-то нет. Очковтирательством пахнет, однако.

    • а ты не только думай, но и ДЕЛАЙ

      А знаешь в чем проблемы мари и нашего нацдвижения? В таких как ты. Вы же большинство только смотрите со стороны и клюете своих единичных активистов типа Козлова. А сами НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛИ, дабы создать сильную национальную организацию.
      Ты такие претензии можешь предъявлять минкульту или минобру Марий Эл, они получают огромные деньги и на марийскую культуру и образование на марийском. А Марий ушем ни копейки из госбюджета денег не получает. Если эта организация и существует пусть даже в виде «велотренажера» это потомучто есть козловы!
      Проблемы мари не в козловых, а в том, что очень мало таких стойких и упертых мари! Дабы создать сильное нац. движение и ЧТОБЫ КРЕМЛЬ СЧИТАЛСЯ С МАРИЙЦАМИ! А так Путин даже не вспомнил, что Марий Эл — национальный регион и отправил в качестве ВРИО какого-то чужака со стороны, который даже не родился в Марий Эл.
      Правильно, а зачем считаться с мари Марий Эл? Кого не отправь, пусть даже такого деспота как Маркелов, всегда найдутся васютины-мочаевы-яковлевы-ивановы которые в ногах этого деспота будут валяться и служить ему, давить свои соплеменников!!!

      • аноним

        ……
        ……
        Комментарий по сути и близко к истине. Нужен лидер или лидеры, вокруг которых бы сплотились активные…

        • Аноним

          Нужны не только лидеры, нужна программа по возрождению республики, нужен план по выходу из кризиса.

    • Аноним

      «Очковтирательством пахнет, однако».
      Не-е, пахнет потом, от кручения педалями, вот и «очки» у вас запотели, опять-же от очень активной деятельности других. Да снимите вы очки в конце концов.

  5. Аноним

    «всегда найдутся васютины-мочаевы-яковлевы-ивановы которые в ногах этого деспота будут валяться и служить ему, давить свои соплеменников!!!».
    Это точно. Поэтому их прежнюю деятельность необходимо освящать через СМИ прямо сейчас, чуть позже будет сложнее их оторвать от возможного сращивания с «новой» властью.

    • Аноним

      Вы серьёзно? Кто сейчас марийскому народу помогать будет во власти? Ваш Казанков или их Солнцева? Дурость!

      • Аноним

        Как бы странным не показалось Казанков, в меньшей степени Солнцева будут помогать республике, в том числе и марийскому народу.

  6. Алексей собес

    Мой комментарий на вывод «А ты не только думай, но и делай». Проблема мари не совсем в этом и не в этом. Понимаете, всё что вы делаете в жизни любое мероприятие, пишете статью, пишете стихи или песню — надо делать отличного качества — этот стиль я буду называть «СТИЛЬ ШОКОЛАДКА», то есть чтобы, народ оценил на отлично, отличный продукт народу всё равно понравится, пригодится. Но если вы делаете любое марийское мероприятие только на среднем уровне — это «СТИЛЬ ОВСЯНКА». То есть любое мероприятие, статья, стих, песня, спектакль среднего качества — это народ будет воспринимать только средне. Есть овсянку можно, но хочется больше шоколадку. Даже если будет очень много мероприятий в стиле «овсянка» — это не будет радовать людей. Поэтому много думать нужно, и нужно обязательно придумать любое событие в стиле шоколадка, чтобы народу очень понравилось. Но если вы делаете что-то, но у вас получается только овсянка, то нужно подумать — а нужна ли ваша овсянка людям? В данное время марийской овсянки достаточно много… но мало «шоколадки». Поэтому всем всегда нужно думать над мероприятиями отличного качества. Вот когда марийских «шоколадных» отличных мероприятий, статей будет 50 процентов от всех мероприятий — это будет очень хорошо. Тогда можно считать полностью состоявшуюся национальную жизнь. Почему 50 процентов, потому что невозможно предугадать иногда можно много вкладываться в мероприятие, но оно всё равно получается «овсянка» то есть не получается «шоколадка». Оценка качества может по шкале и другой. Мероприятие может быть оценено как «ерунда» — то есть на двойку. И может быть отрицательная оценка например, как «ужас какой-то» На оценку «ужас какой-то» я оцениваю фильм «Небесные жёны». В общем думайте много — думать много надо, но думайте о мероприятиях, статьях, стихах и песнях только отличного качества. Также единичные наши активисты, не думайте над «овсянкой», овсянку без вас сварят, вам то уж сам ош кугу юмо велел думать только в стиле «шоколадка». Если у вас любое маленькое или большое мероприятие будет отличным, то народ вас будет хвалить и уважать. Щас последует вопрос «А что ты сам сделал?» Марийцы любят спрашивать. В стиле «овсянка» ничего. В стиле «шоколадка» есть кое-что. Я лично это при встрече вам скажу. Но думать для стиля «шоколадка» непросто, поэтому немного пока я придумал. Зато у меня есть что сказать.

    • Аnonymous

      «Щас последует вопрос «А что ты сам сделал?» Марийцы любят спрашивать.»
      Не спросим!
      «Зато у меня есть что сказать.»
      Бедняга, ты зачем это придумал?

    • аноним

      «»»»»Зато у меня есть что сказать.»»» Давай скажи лучше, коли есть что сказать. Обсудим, что варишь: шоколадку аль овсянку!!!

    • Аноним

      Предлагаете думать, много думать? Хорошее предложение. Результат после думки на ваш комментарий.
      Вы когда сильно голодный к чему потянетесь, если вам предложат выбрать из двух продуктов «шоколад» или «овсянку»? Народ мари оголодал и первое к чему он стремиться — сытно покушать, а уже затем можно и «шоколад». Эстеты конечно могут предложить вариант «овсянка приправленная шоколадом». Тоже не плохо. Желание откушать «шоколад» появиться после сытного завтрака с овсянкой.
      «Оценка качества может по шкале и другой. Мероприятие может быть оценено как «ерунда» — то есть на двойку.» Это зависит кто даёт оценку, вот есть тут «просто критик» часто оставляет свои комментарии, так он практически все мероприятия проводимые Мари Ушем оценивает на «двойку». И что, теперь предлагаете принимать его оценку за основу? И ведь что интересно иногда оценка одного высказанная публично влияет на оценку другого. Думать, думать надо.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s