Марийцы Башкортостана спустя 100 лет: нам нечем гордиться

marijcy100 лет тому назад, после Февральской революции, с 25 июля по 7 августа 1917 года в Бирске, в здании нынешнего филиала Башкирского государственного университета прошел Первый Всероссийский съезд мари, куда собрались, несмотря на военное положение в стране, со всех концов России 178 делегатов-марийцев.

В марте 1917 года была создана общественная организация «Марий ушем», («Союз мари»), которая продолжает и на современном этапе принципы, принятые Первым съездом. В 1927-1953 годах свет нации — инициативные представители своего народа подверглись репрессиям: «1» категория были расстреляны, «2» — отправлены на голодную смерть в лагерях. Физическое уничтожение интеллигенции, получившее название «Большого террора» похоронило тему национальностей до 1990 года.

В связи с этим событиями в жизни народа я решил прочитать и проанализировать материалы Первого съезда с позиции сегодняшнего дня.

Что бы волновало, о чем бы говорили делегаты через 100 лет?

Первому съезду мари предшествовал Съезд мелких (да, именно так написано в протоколе) народов Поволжья, который прошел 15-22 мая в г. Казани. На казанском съезде было решено провести съезды каждого народа (находящегося когда-то в составе Казанского ханства), по рассмотренным вопросам. По выступлениям участников съезда видно, что их волновали те же проблемы, что и на современном этапе: кому должна принадлежать земля, проблемы алкоголизма, вплоть до полного уничтожения спиртосодержащих напитков.

Валериан Васильев (уроженец Янаульского района, известный марийский фольклорист, основоположник марийской лингвистики, этнограф, — прим.ред.) предлагал съезду также рассмотреть вопрос и о табакокурении, особенно молодежью. Михаил Алексеев внес пожелание об установлении духовной организации и в воинских частях, где служили черемисы (прежнее название марийцев).

На одном из заседаний, после доклада Павла Глезденева, была принята следующая резолюция:

«… в целях самосохранения мари необходимо всеми мерами содействовать развитию родного языка, изгоняя из него ненужные варваризмы, а также всячески восстанавливать и сохранять исторически сложившиеся чисто черемисские названия рек, озер, деревень, а также имена и фамилии людей…»

На этом же заседании, кроме проблем искусства, устного народного творчества, работе школ, был также рассмотрен вопрос о традиционной религии черемисов (или вере предков, язычестве), где было принято постановление об изучении и научной разработке традиционной религию мари, с организацией религиозной комиссии, начиная с молитвенной общины (как раз юридическая регистрация общины «Марий кумалтыш» прошла недавно в РБ, ровно через 100 лет).

Также было отмечено, что необходимо учредить Районное Духовное Правление и Губернское правление мари для всей России. Местом нахождения Центрального Духовного правления назначить г. Бирск Уфимской губернии — как центр уездов, сохранивший веру отцов.

И что мы имеем сегодня спустя 100 лет? Да, сегодня все могут получить любое образование. Но что мы делаем для себя, исходя из законных возможностей? Как сами чувствуем и ведем себя под «катком» глобализации? Ежегодно численность мари уменьшается на более чем 30 тысяч человек. Это численность населения одного сельского района в нашей республике. Причины разные, в основном, добровольные: записываемся не в графе своей национальности, так как не знаем языка, культуры и богатую вековую историю своего народа, «косим» под другие национальности…

Некоторые винят школу, мол, она не учит языку и родной культуре.

Учителю лучше, что на уроке марийского языка занимается 1-2 ученика, а не 10 или 15. Зарплата все та же.

Сегодня мы видим, что сами родители с детьми не разговаривают на языке предков. На мой взгляд, это в том числе связано с резким снижением тиражей печатных изданий, хотя государство выделяет немалые деньги, особенно на национальные издания. Например, тираж газеты «Чолман» («Кама»), республиканская общественно-политическая газета, издается с апреля 1991 года) достигает 1700 экземпляров, а Республиканской газеты в самой Марий Эл с одноименным названием 3100 экз. (основана в 1917 году, одна из старейших газет в республике).

В чем причина? Примеры лежат на поверхности. Представим, что собрались делегаты, представители, участники на какое-то марийское мероприятие — это может быть съезд, конференция, собрание и узнать, на каком языке разговаривают супруги между собой, с детьми, родственниками, внуками? В большинстве, конечно, не на марийском… хотя все так любят повторять – «Давайте сохраним наш язык!»

Любой язык, особенно язык матери, нужно не призывать сохранять, а просто разговаривать на нем. А для этого нужно поднять престиж самого народа, престиж языка и культуры.

Молодое поколение ориентируется на знание не менее 3-х языков: родной, обязательно русский, английский, а в нашей республике еще и башкирский.

Знание любого тюркского языка открывает путь к пониманию своих же соседей — татар, казахов, узбеков и других. Вот когда можно считать себя успешным человеком.

Марийцы Башкортостана спустя 100 лет: чем гордиться нам?

Вячеслав Шайдуллин

Вячеслав Шайдуллин – один из делегатов Всероссийского съезда мари (3,4,7). Марийский общественник, арвуй или карт (так называемый жрец, наподобие имама у мусульман) Краснокамского района республики. Проводит религиозные обряды по просьбе жителей района, в том числе и в священных рощах района, а также других местах в республике.

34 комментария

Filed under К 100-летию "Марий ушем", Статьи

34 responses to “Марийцы Башкортостана спустя 100 лет: нам нечем гордиться

  1. в поиске

    Марийцы Башкирии разобщены, не доверяют друг другу. Создали местные НКА, а войти в состав региональной организации не спешат. Вопрос. что их сдерживает? Ответ очевиден — каждый сам за себя, нет объединяющего начала, каждый по одному бьет челом Дому дружбы. Авось что-нибудь перепадет. Не перепадет. Поодиночке их держат на дистанции. Вероятно это так.
    Показательно поведение делегатов от Башкирии на съезде. Их просто не было слышно. Бикмурзин — бледная тень прежнего Бикмурзина. Пора бы дать дорогу молодым, но амбиции не позволяют сделать этого.
    Краснокамский район — Саттаева — как наседка собирает и объединяет марийцев , проживающих в этом районе и немалая ее заслуга в регистрации общины.
    Марийцы Башкирии! Вас же 100 тысяч, поддержите своих лидеров, выберите Достойный Совет и все будет.
    В июне 2017 года в Вашей республике планируется проведение дней Марийской культуры. Воспользуйтесь возможностью заявить о себе в полный голос и меньше оглядывайтесь на республику Марий Эл. Мер Канаш — болото, где тонет все благое. Пора высушить его и в этом деле роль марийцев Башкирии чрезвычайно важна. Помните, Вас 100 тысяч.

    • Елена

      Просто по — человечески жаль, что марийцы не смогли занять достойную нишу в развитии российских народов в 90-ые годы, когда сама история открывала им дорогу. В Башкирии и в Татарстане много людей, живущих чаяниями марийского народа, творящих по мере своих сил благие дела. И именно Башкирия-это основной костяк , где марийцы сохранили культуру, язык, традиции народа, — в Татарстане лишь Агрызскому и Менделеевскому, и отчасти Мамадышскому району удалось сохранить частицу своей самобытности. В остальных районах подходит к концу отатаривание марийского народа. Через 20-30 лет этот процесс закончится….И больно! И обидно!…и нет пути к лучшему!

      • Радыгин А.И.

        Я оптимист. Согласен. Больно, обидно, но не допускаю в свое сердце даже мысли, что нет пути к лучшему.
        Вместе с Вами и с теми, кто «живет чаяниями марийского народа, творящих по мере своих сил благие дела» уверен, что только через объединение, уважении мнения каждого социально активного марийца, мы преодолеем наши разногласия и сохраним свою самобытность.

    • Аноним

      Шо ты говоришь? Марийцы дальше своей деревни и раньше никуда не совались — ездили в соседнюю деревню только невест красть или помахаться))

      • Аноним

        Вы говорите об интересах разных возрастных групп. Если молодому марийцу действительно иногда приходиться и помахаться, то людям постарше хочется несколько другого. Хочется самореализоваться, завоевать уважение со стороны других. Всему свое время.

  2. Так и есть

    То что «гордиться не чем» говорит о том, что политика современной России ничуть не отличается от царской России. По-прежнему, марийцы, как и др. нацменьшинства России не нужны и она проводит политику по умышленному уничтожению своих нац. меньшинств = коренных народов. Да и в советское время было то же самое, просто для виду, дабы привлечь нац. меньшинства на свою сторону коммунисты продекларировали «свободу и автономии», а реально у мари никогда не было ни свободы, ни автономии. Сталинские репрессии нанесли непоправимый ущерб марийской нации!

    • Аноним

      Пример свободного и автономного развития коренного народа башкирской деревни Шаймуратово. Не ждите, что кто-то вам создаст условия свободного развития.
      Специальный репортаж Шаймуратики

      Программа «Семья народов»
      с14 минуты прозвучало предложение ввести «шаймуратики» во всех регионах России.
      Шаймуратики в Шаймуратово

      Подготовлен переходят на платежи посредством банковской карты.

      На сегодня в Йошкар-Оле уже существует программа перехода расчета на карты https://www.citycard.ru/
      Остается перенять опыт работы разработчиков Шаймуратово, взять самое лучшее, и внедрить его на территории республики Марий Эл. Возможно первым этапом предложить внедрить «шаймуратики» в СПК «Звениговском».

      • Аноним

        Россиянам дадут баллы для обмена на продукты
        Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что сейчас его ведомство вместе с Минфином дорабатывает программу продовольственной помощи россиянам. Об этом сообщает ТАСС.
        Министр отметил, что рассчитывает на запуск этой программы в 2017 году. По его словам, она окажет поддержку людям, которые не могут позволить себе покупку «определенного набора продуктов», в который, в частности, входят свежее охлажденное мясо, свежая охлажденная рыба и свежие овощи. https://news.rambler.ru/economics/36029630/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

        Продуктовые карточки возвращаются
        https://news.rambler.ru/economics/36028217/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

        Задумка Минпромторга напоминает американскую Food Stamp Program (программа льготной покупки продуктов), когда дают ограниченные по потреблению талоны, по которым можно купить продукты, отметила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

        В связи с этим возникает вопрос В чем тогда отличие «баллов для обмена на продукты» которые намеренно предложить правительство и «шаймуратики» имеющих хождение в д.Шаймуратово. В обоих случаях они служат для поддержки отечественного производителя.

    • Елена

      Ну и что толку от твоего плача? Никто ничего не преподносит на блюдечке с голубой каемочкой!Надо работать! Брыкаться! Шевелиться и шевелить других! Когда таких шевелящихся будет много- и начнется движение массы.

  3. Шошма

    Не совсем так плохо у марийцев Башкортостана.
    Ваша роль неоценимо велика в сохранении, возрождении и развитии марийского национального общественного движения.
    Вы. двжитель прогрессивно мыслящей и действующей марийской диаспоры в России. Не одним Бикмурзиным известен Союз мари .
    100 лет назад вы мари в Бирске взяли на себя ответственность провести 1 съезд народа мари. В марте 1917 года была создана общественная организация «Марий ушем», («Союз мари»), которая продолжает и на современном этапе принципы, принятые Первым съездом.
    Сколько же эрвел мари в Марий Эл сотворили добрых дел?
    Не счесть! А у себя в Башкирии!!!
    Гордитесь своей великой миссией и продолжайте быть сильными сегодня вопреки сложившимся временным искусственно созданным препятствиям…. При том они ,эти недоразумения в общественном движении , с вашего согласия «непротивления насилию».
    Можно согласиться с мнением тех, кто согласен что так больше жить нельзя. Правы Вячеслав Шайдуллин ,Елена, Родыгин, Активист и другие…
    «Марийцы Башкирии! Вас же 100 тысяч, поддержите своих лидеров, выберите Достойный Совет и все будет.
    В июне 2017 года в Вашей республике планируется проведение дней Марийской культуры. Воспользуйтесь возможностью заявить о себе в полный голос и меньше оглядывайтесь на Республику Марий Эл.
    Мер Канаш — болото, где тонет все благое. Пора высушить его и в этом деле роль марийцев Башкирии чрезвычайно важна.
    Помните, Вас 100 тысяч!»
    Через месяц 100 лет создания Мари ушема — Союза мари, образованный у вас, в Бирске, в Башкирии !!!!!!!!!!!!!!!!
    Где вы и с кем вы , марийцы Башкирии?

    • Микола

      А Вы с кем? С Маркеловым или чекистом Долговым?

    • Илья Бирский

      Общее открытое собрание, посвящённое 100-летию «Мари ушем», состоится в Бирске 19 марта в Городском Доме культуры, начало в 10 ч. 30 мин.

  4. Аноним

    Молодцы Все вы правильно пишите

  5. Елена

    ладно! с Башкирией все ясно-худо-бедно что-то все равно проведут! а что в Татарии намечается?

  6. Илья Бирский

    В «Бирской газете» №1 опубликована моя статья «О нигилизме мари», №2 — «Ложь и история мари». В них в максимально возможной для газеты острой форме излагаю свои взгляды на причины нигилизма мари и его последствия, также касаюсь вопросов истории.

      • Елена

        1)»»»…..Ясно одно – на «праздновании» 100-летия «Марий ушем» присутствие
        «Марий ушем» из Мари Эл является не желательным, о чём ему из Башкирии уже дали понять. И на
        Х съезде мари делегация Башкирии и Бирская в её составе, возглавляемые соответственно П. Бикмур-
        зиным и Т. Бакиевой,….» Неужели дошли до такой дурости и ставят личные интересы выше общественных?
        2) Прекрасная газеты. Респект автору!

    • MariUver-еш савыкташ лиеш?

      • Костик

        Шонем, лиеш. Умлышыч, очыни, молан колтенам. Тыште Илья Бирскийын статья-влак «О нигилизме мари» — №1 да «Ложь и история мари» — №2. Тольк налымеверыш ссылкым ыште https://vk.com/birskaygazeta

      • Илья Бирский.

        Можно, но в ст. «Ложь и история мари» внести поправку так: «С. Ионин — в конце IХ века мари было более миллиона». Из-за ограничения в объёме нельзя было указать обширный материал, доказывающий, что древнее население нынешних Вологодской, Московской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Владимирской областей, а также Чувашии, Татарстана, половины Башкирии и , возможно,частично Самарской, Ульяновской обл. было марийскоязычным. В любом случае марийскоязычными были первые жители этих земель. Исследователь Татищев писал, что главу Новгородской республики называли «вуй». Т. е. у мари средних веков было несколько государственных образований и с разным типом управления — это республика (Новгородская), феодальные кугузства и попавшие под власть иностранных князей Владимиро-Суздальская земля и Московия. Что центр республики Новгородской находился на месте нынешнего Ярославля, считаю доказанным Носовским и Фоменко. Из-за неосведомлённости или по другим причинам население с одинаковым языком и этнонимом «мары — мари-марий» было разделено на части — на «меря» и на «черемисы», да ещё это разделение относится к разным эпохам. Требует дополнительного исследования «мурома». Историю мари надо писать заново на базе всего накопленного материала, не ограничиваясь лишь территорией Республики Марий Эл и без указаний официальных лжеисториков. Мэмнан тук’м’н эн виян у»жаш’жэ — мадьярвлак, кундэмнам кудалтэн ог’т кай ыле г’н, т’штэ ниомогай Руш Эл — Россий ок лий ыле, эл’н гражданин’шт марий але мадьяр улм’шт дэнэ вэлэ кугешнат ыле.

    • Елена

      А)Согласна на все 100%. Марийские историки за 100 с лишним лет существования РМЭ не удосужились занять историей народа за пределами губернии. Татарские историки все тянут под себя, хотя не было никаких татар в Казанском ханстве до появления удмурта Марджани.Кипчаки- были! Ногайцы -были! но такой нации татар не было и в помине!
      Б)Древнемарийские могильники, открытые археологами в Казани:
      1)Рубеж III–II и в первой половине II тыс. до н.э. К востоку от пос. Савиново и в районе ул. Гривка , на Сухой Реке, у Центрального парка культуры и отдыха.
      2)Городище “Казанка I”, расположенное на мысу левого берега Казанки примерно в 500 м к северо–западу от ул. Новаторов и в могильнике у Старого стекольного завода ( район бывшего речного порта).
      3) Городища Казанка I. Сама территория Казанского Кремля.
      4) Марийский могильник IX–X вв. на Борисковской горе между Средним и Дальним Кабаном.
      В)В 1220 году суздальский князь Святослав напал на Ошель (Казань). Историки также упоминают о множестве беглых беженцах-язычниках меря-ростовчан, нашедших приют от насильной христианизации под стенами Казани. В 1552 году именно на Саиновской улице в башне Черемисской славы находился штаб защиты города.
      Г)

  7. чимари

    В Татарстане полный отстой. Господин Третьяков добился своего, стал лидером марийцев Татарстана. А теперь, когда денег нет от Федеральной НКА , а лично от госпожи Яковлевой, которой до одного места марийцы России, ему до фонаря все.И к тому же скоро пенсия на носу. Марийцам Татарстана нужен новый лидер, который свою работу поставит на доверии друг другу, который соберет нормальную команду, а не лизоблюдов.

  8. Елена

    ))))))))) 10 декабря 2016 года прошел съезд башкирского народа! ))))Смеялась до упаду (по -хорошему) видя эмблему съезда: на фоне марийских знаков башкирский всадник!!!!))))…а проблемы те же «.. Истинное состояние дел скрывается от федерального руководства. Коррумпированность руководителей всех рангов, некомпетентность и непрофессионализм чиновничьей бюрократии, нескончаемая кадровая чехарда стали неотъемлемыми чертами сложившейся в Башкортостане системы власти. Во многом это стало следствием ничем не оправданного стремления нового руководства республики во что бы то ни стало разрушить прежнюю, достаточно устойчивую и регулируемую систему управления республикой. …»

    • Аноним

      Московские хотят подмять местных, для этого и ломают прежнюю систему управления республикой.

  9. Илья Бирский.

    Вячеслав Михайлович, кузэ сай ил’машна нэргэн официальный моктэммур дэч коран»машда дэнэ сай ыштэнда. Ч’виг’м ш’ж’м шотлат, ман’т. Т’ йод’ш’м ш’ндаш шукэртак жап, а мож’ч, и варашат. Ч’ла сит’д’маш’н амалжэ уло. Марий мэр пашаштэ тожэ шуко йон»‘л’ш лий’н. Молан тид’м признаватлаш ог’л? «Чолман’ш» «Ч’н’м ойлаш — эрн’маш» заметк’м колтэнам ыле. Ог’т печатлэ. Развэ РБ «Марий ушэм’м» шалат’маш,республик’cэ национальный движений’м вуйлат’шэ шотэш проходимец-нигилист’м шогалт’маш да нигилист кашак дэнэ кэлшэн толмаш, карум пу’д’маш йон»‘л’ш ог’л? Т’штэ моло комментарийлаштэ ужэ возэнам.Марий СМИ шкэн’шт’н шинч’мэ укш’м руат. Нун’лан уло вий’м национализм’м воспитыватлаш пу’ман ыле, а ог’л «националиствлак ваштарэш» кучэдалаш. Кунам П. Бикмурзин РБ «Марий ушем’м» шалатэн, Калтасаштэ «культура автономий’м» ышт’мэ. Кэч М.Ильтубаев моткоч пагал’мэ ыле, кэлг’ш кай’шэ «аракма» вож’м кутлэн лукташ туштат пэн»г’д’л’к’шт ситэн ог’л. А «аракма»(нигилизм) чэр дэч утл’дэ, могай онч’к’л’к лийын кэртэш? В’т тидэ позорный ситуаций, кунам марий дэнэ марий рушла ойласат. Могай паша результат’шт уло П. Бикмурзин дэн «культура автономий’н? А ындэ вэт сап Башкирий’штэ нун’н кид’штэ. Але мартэ онч’ч ышт’мэ дэнэ вэлэ сэрлагат. Йо»ра эшэ изишак Марий ушэм’н ен»шт код’н’т, нуно сит’д’маш’м, йон»‘л’ш’м каласэн, йод’ш’м ш’ндэн кэрт’т. Но нуно шон»го ул’т. Кугу упущений’м ышт’мэ, но то»рлаташ т’рш’маш — ужэ сай. Тугэжэ эшэ мом ыштэн кэрт’на? Воз’за. Бирск олаштэ 19 март’штэ эрт’шаш пог’н’маш’штэ (10 шагатат 30 мин.ту»н»алэш) кан»ашаш ту»н»ал’на. Сэр’ш’м кок адрес дэнэ колтэн кэрт’да: 452450, г. Бирск, ул Курбатова, Администрация Бирского района, Имаеву Владиславу Яныбаевичу але 452450, Бирск, ул. Ленина, Городской Дом культуры, собранию «100 лет Марий ушем».

    • Яныкий

      Омат кошт едрос да кмунист шамыч деке.

    • Костик

      Кто такой Имаев? Назначенец от Единной России, особо приближенный главы района Хорошилова, который перманентно разрушает в Бирске все марийское и строит «русский мир» с золотыми куполами, а Илья Бирский, » 21 курымовец» и йошкар ушемовец, который печатается в коммуняцкой газете?

  10. Елена

    24 февраля в деревне Каменный Ключ Агрызского района РТ будет проходить Мари Лыжня! Будет несколько заездов, победителям будут вручены грамоты и призы! Также пройдут гуляния Проводы зимы- масленица

  11. Елена

    Могильники близ города Тетюши (Республика Татарстан).
    Танкеевский могильник расположен в центральной части Волжской Булгарии (20 км от г. Болгара, на одном из притоков р. Утки, впадающей в р. Каму).
    В 13-14 веках марийцы занимали значительную территорию по берегам рек Казанка и Меша. Об этом свидетельствует марийский Борисовский могильник 10-11 века в Казани у озера Кабан с множеством марийских бронзовых изделий.
    Казань. Высокогорский. Сабинский, Балтасинский Арский. Елабужский. Лаишевский. Агрызкий. Менделеевский, Актанышский. Муслюмовский, Нижнекамский, Заинский пестрят отатарившимися марийскими селениями.

  12. Пагалыме йолташ-влак!Мыйын статья почеш сермыда чыласландат тау!Кӧ мом возен,чыладат айда лийже, манын, возен огыл,шагалже мутым кышкылтын,уке гыч возеныт.Чынак,100 ий ожсо проблема-влак кодыныт.южышт эше чот пӱсемыныт.Мутат уке,тачысе кечын,кунам Башкортостан Республикын Главаже 20 рвезе шанчазе кокла гычын марий шанчазе ӱдырлан шке кидше гычын «За научное открытие»Грантым налеш,тиде чыласланнат кугу куан.(мут Вера Ахметьянова нерген),кудыжо оласе школым тунем пытарен,ола ӱдыр лийын кушкын,марла лудеш,марла кутыра…ача-авашт марий йылмылан,шкенжын марий калык гыч улмыжлан куанен илаш туныктеныт.Тыгай пример-влак шуко.Садлан Еленан возымыжо шыҥен кодын:..»Нет толку от нашего нытья!Надо работать!Живи и шевели других!»Чын огыл мо?Мутат уке,яллаштына вӱдымо пасунан гектарышт-влак шагалемыныт,шӱгарна-влакын площадьышт шарленыт…шукыж годым рвезе жапыште колышо-влакын лӱмышт возымо,яллаштынат,олаштат «паша уке» манын перныл коштшо-влакын шотышт кемыше гай огеш чуч…пӧрьеҥ калык лунчыргеныт,нунын пелен ӱдырамашна-влакат арака(фунфурик) йӱмашке солнат,икшыве-влак порым ончен огыт кугем…Российыштынак ял-влак гына огыл,чыла Республика калык кевытыште арака налмым чарненыт,арака ужалмаш шкеак кошкен,тулык йоча илыме пӧрт-влак укеак,тулыкеш кодшо икшыве-влакым шочшышт онча..Тиде пример огыл мо?Чынак,жап писын эрта,калыкнан философийже почеш ме Мландышке унала гына толынна,садлан шонымашнат вашталтшаш.Калыкна ужален-налын огеш мошто,тошто койышыжым кудалтен огеш керт,йорлын илмыштлан шке винават улыт,жапыштыже моло калык гай ялыштым кудалтен каен огытыл,калыкна акрет калык,иланат ноен дыр манме тӱрлӧ причиным кычалман огыл шонем.Кажне еҥ дене ыштыман,кудышт марий улмышт дене кугешнен илат,историйжым палат,,куанен илат,йылмыжым пала гын,йылме гоч шке марий улмыж дене кугешнен кертеш.»Ожно кочай тыге ойла ыле,туге ышта ыле»манмылан,мутат уке эҥертыман,но туштак ончыкылык илыш нерген шонен тыршыман,Рвезе-влак коклаште тыгай еҥ-влак пытартыш жапыште койынак койыт,тидыже куандара.Ончыко кеч кунамат кайман.Эше ик гана чыласландат тау!Марий кумалтышыште тыгай мут -влак улыт:»Ош Поро Кугу Юмо!Мылана тушманым шонышо еҥым шойыко шӱкал шого,порым шонышы
    жым ончыкына кондо!»

  13. Пагалыме родем-влак!Мыйын статья почеш возымыланда чыласландат тау!Кӧ мом возен,чыладат просто такак возен огыл..шагалже мутым кышкылтын,уке гыч возен..Чынак,100 ий ожнысо проблема кодыныт,южышт эше чот пӱсемыныт.Мутат уке,тачысе кечын,кунам Башкортостан республикысе рвезе 20 шанчазе кокла гыч иктыже марий ӱдыр «За вклад в науку» грантым налеш,тиде чыласланнат кугу куанымаш!(Вера Ахметьянова нерген мут)Тудо оласе ӱдыр,марла ойласа,марий улмыжлан огеш тургылане,кугешнен веле коштеш,ачаж ден аваже тудым тыгай шӱлыш дене кугемденыт.Тыгай пример-влакым республикыштына шукак кондаш лиеш.Садланак Еленан возымыжо ушеш толеш;»…нет толку от нашего нытья!Надо работать!Живи и шевели других!»Чын огыл мо?Мутат уке,яллаштына вӱдымӧ пасунан гектарышт-влак туртыныт,шӱгарна-влакын площадьышт кугемыныт,шукыж годым рвезе ӱмырыштым кӱрлын колшо-влакын лӱмыштым возымо,яллаштына,тугак олаштат «паша уке» манын перныл коштшо таза поръеҥ-влакын шотышт огеш изем,поръеҥ-влак лунчыргеныт,нуным ончен ӱдырамашна-влакат арака (фунфурик)йӱмашке солнат,икшывышт-влак порым ончен огыт кугем..Поян.эрыкан Россий элыштынак тугай ял-влак веле огыл(тидын нерген пытартыш жапыште огеш шокто,ойлымым чарнышт)Республикыште калык шкеже кевыт гыч аракам налмыжым чарнен..аракам ужалат,калык огеш йӱ,йӱмыжо огеш шу..тугак тулык икшыве-влаклан йочапӧрт уке,нуным шочшышт-влак ончат..пример огыл мо?Жап писын эрта,жап дене пырля шонен моштымашнат вашталтшаш.Калыкна ужален-налын огеш мошто,тошто койышыжым огеш кудалтен керт,йорлын илмаштыже шке винават улыт,жапыштыже тидлан верчынак моло-влак гае ялыштым кудалтен каен огытыл,ушышт ситен огыл,акрет калык.садланак илен ноеныт манын тӱрлӧ амалым кычалман огыл шонем.Ыштен моштыман кажне еҥ дене,кудыжа марий улмыжлан куанен ила.»Ожно кочай тыге ойла ыле,тыге ышта ыле,тыге ышташ о йӧрӧ» манмылан,конечне,эҥертыман,но туштак ончылсо илыш нерген шоныман.Рвезе-влак коклаште тыгай еҥ-влак койынак койыт,тидыже куандара.Кеч кунамат ончыко кайман.Чыласландат эше ик гана тау!Марий кумалтышыште (Шамрат кочат возен коден,тачат тиде мут-влакым кучылтын кумалеш):Ош Поро Кугу Юмо!Мылана алама шонышо тушманым шойыко кодыза,поро шонышо еҥжым ончыко конден шогыза!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s