«Марий ушем» предлагает свой устав в виде брошюры

100-летие РОО «Марий ушем» («Союз мари»)
(Результаты и перспективы)

ustav_mu_oblozhka_01Наступил новый год. Для марийской общественности этот 2017 год многообещающий, ответственный и решающий. 2017 год – Год общественных инициатив марийских общественников.

Прошли новогодние праздники и каникулы. Как и всё прогрессивное человечество, Региональная общественная организация «Марий ушем» («Союз мари») с первых же дней настроена на новый рабочий лад.

Для этого есть все основания. Прошедший 2016 год для мариушемовцев был результативным. И всё это мы старались отражать на страницах своего сайта РОО «Марий ушем», и к тому же, нам неоценимо много содействовали сайты MariUver, «Семь на семь» и некоторые другие. Остаётся только с сожалением отметить, что марийские проправительственные СМИ цинично обходят этот вопрос. Ну, шут с ними, если они поют на другой лад, то пусть поступают по-своему, лишь бы через какое-то время их не стали бы обвинять в искажении исторической действительности.

Как мы уже отметили, передовая часть марийской общественности приступает к новому трудовому году с неплохими результатами. Из них хочется остановиться на издании брошюры «Марий ушем» – 100 лет». Важность и своевременность (возможно, требовалось выпустить её гораздо раньше) этого издания заключается в том, что оно даёт возможность широко ознакомиться с Уставом организации, понять, чем занимается и к чему стремится «Марий ушем». Впервые в цветном печатном варианте даётся герб, флаг «Марий ушем», предлагается их полное описание. Здесь же размещены нота и слова гимна.

ustav_mu_oblozhka_02

Практическая помощь членам «Марий ушем» и их сторонникам (ну, даже недоброжелателям, чтобы они правильно понимали наши стремления) заключается в том, что в брошюре отражены исторические моменты нашей организации, помещён список руководителей за последнюю четверть века – уважаемых достойных представителей марийской общественности, которые приложили немало усилий, чтобы «Марий ушем» жил и действовал по сегодняшний день, а также заложили прочную основу, чтобы наша организация оставалась такой же действенной на века. Пока в этот список мы включили имена 48 активистов. Думаем, что с добавлением имён незаурядных личностей-просветителей 100 летней давности (например И.Н.Коведяева, В.М.Иванова, Л.Я. Мендиарова, П.П.Глезденёва и др.), которые положили начало марийскому общественному движению на заре XX века, и с учётом того, что мы обратились к своим сторонникам, чтобы они помогли добавить свои предложения и с тем самым участвовать в определении 100 лучших марийских общественников, деятельность которых содействовала и продолжает содействовать сохранению и развитию марийского мира. Уважаемые друзья, пишите, предлагайте своих кандидатур. А мы всё это обсудим в правлении и включим самых достойных в список почётных членов РОО «Марий ушем» («Союз мари»).

Часть тиража брошюры будет роздана действительным членам «Марий ушем», самым активным сторонникам нашего движения, вновь поступающим в ряды «Марий ушем», а также нашим гостям на торжественных мероприятиях.

Помимо этого к 100-летию «Марий ушем» издано два вида настенного календаря, что рассчитано как дополнительная реклама, извещающая широкому кругу о 100-летии общественной организации «Марий ушем».

Активистам ещё предстоит крепко потрудиться над завершением подготовки и изданием книги «Марий ушем». 1917–2017 гг. Документы, материалы».

И всё это мы должны успеть до 19 марта 2017 года, до торжественного дня празднования 100-летия «Марий ушем». Мы позаботились, чтобы это было на высоком уровне. И нет сомнений, что мы с этим справимся. Программа будет расширенной, приглашены будут высокопоставленные лица не только республики, но и Приволжского федерального округа и Российской Федерации, а также наши друзья из финно-угорских регионов и стран. Дело в том, что в эти дни нами запланировано провести научно-практическую конференцию о будущем марийского народа и Республики Марий Эл.

2017 год также знаменуется как 100-летие I Всероссийского Съезда мари. Это на нас накладывает дополнительную ответственность и нагрузку. Но это уже будет проводиться летом и считается вторым этапом Года общественных инициатив. Программа также будет насыщенной. Сегодня мы отметим только один из самых существенных пунктов – это VI фестиваль марийской музыки, песни и танца, который традиционно будет проходить у озера Морской глаз, рядом с деревней Руш Шайра (Шарибоксад) 10–11 июня 2017 года.

В новом 2017 году нас каждодневно ждёт напряженная подготовительная работа. И мы к этому готовы и морально и материально. Мы благодарны и признательны, что в этом общемарийском движении участвуют и журналисты, и художники, и артисты, а также многочисленные члены нашей организации и её сторонники. За то, что они бескорыстно помогают в решении многих вопросов.

Предлагаем PDF-файлы брошюры «Марий ушем» – 100 лет»:
обложка (1,7 Мб)
основная часть (0,6 Мб)

Владимир Козлов (Лайд Шемйэр),
председатель правления РОО «Марий ушем» («Союз мари»)

На иллюстрациях: лицевая сторона обложки «Марий ушем» – 100 лет»;
внутренняя сторона обложки

35 комментариев

Filed under К 100-летию "Марий ушем", Статьи, книги

35 responses to “«Марий ушем» предлагает свой устав в виде брошюры

  1. Какшан марий

    Желаю успехов. Мужества и стойкости вам не занимать. Вперёд и только вперёд! Время всё и всех расставит по местам.

  2. Аноним

    Возможно следует торжественный день празднования 100-летия «Мари Ушем» отмечать 20 марта, приурочить его к весеннему равноденствию, в древности у мари именно с этого дня считалось начало нового года. 19 марта определить как день заезда и знакомства с гостями. В День весеннего равноденствия начинается Новый год у многих народов и народностей Земли: Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и многие других. В этот день свет и тьма разделяются поровну. В давние времена, когда не было календарей, весну определяли по солнцу. Подумайте. «Если хотите что-либо изменить, не стремитесь следовать устоявшимся правилам.»

    • Чимарий

      >в древности у мари именно с этого дня считалось начало нового года
      Докажите сказанное Вами конкретными примерами из исторических документов, марийского фольклора! Нигде никогда я не читал и не слышал, чтобы марийцы отмечали Новый год весной. И в марийском фольклоре тоже нет на это даже намека. Это вам подобные выдумывают из своей богатой на фантазии головы и навязывают марийцам всякие годы Верблюда и «марийский календарь». Это карт Рукавишников надумал зороастрийский календарь навязать нам как «марийский», а Таныгин согласился и подыгрывает. Не смешите людей!

      • Аноним

        Ну что же попробуем посвятить вас «Чимарий». Журнал «Ончыко» № 7 за 2016 год, со стр. 114, статья «Магия марийских праздников», автор кандидат исторических наук Руслан Бушков. Стр.115 . Но для Миллера эти суждения показались не убедительными. К тому же в разговорах с толмачами для него обнаружилось, что в большинстве среди луговых марийцев даже «не знают ничего, когда год начинается». По реформе Петра Первого Российское государство с 1700 года жило по новому календарю, ведя отчет «по латинскому обычаю» от Рождества Христова, отменив византийское летоисчисление «от сотворения мира», отсчитывающее год с осени, 1 сентября. Марийцы же словно не ведали об этом, демонстрируя полную неосведомленность по происшедшему в стране календарному нововведению. Во всяком случае, они явно жили не по принятому в христианском мире календарю. Именитый учёный даже не догадывался, что те отсчитывали год по заведенному ещё предками обычаю: с весны, таяния и схода снега и льда. Потому и называли они год «ий», то есть дословно «лёд». И получивший у них распространение праздник «Уарня», или марийская Масленица ещё в недавнем отмечался ими как «Ий арня», то есть «Завершающий год неделя». Часть привятских марийцев праздновала его теперь как Шошо пайрем, то есть праздник Весны, и качестве празднества «в честь пробуждения от зимнего сна природы и обновления земли» он дошёл до середины XIX века, попав в одну из первых специальных работ по марийской праздничной культуре «Очерки из быта черемис. Черемисские праздники» казанского этнографа С.К.Кузнецова, опубликованных в 1877 году в журнале «Древняя и новая Россия», и первый монографический труд по марийцам «Черемисы: историко-этнографический очерк», изданный в 1889 году профессором императорского Казанского университета И.Н.Смирновым. «Мы не ошибемся, если отнесём весенний праздник к времени, когда только ещё начинает таять снег, — заключил И.Н.Смирнов. — Чаще всего он совпадает с Пасхой. В виду того, что в рощах молиться тогда ещё нельзя, жертва приносилась на дому, назначенные для богов кусочки бросают в растопленную печь; туда же льют и пиво». Неслучайно и в первых марийских календарях месяц март получил наименование «рошты-тылзы», то есть рождественского, но только не в память рождения Иисуса Христа, а честь нового весеннего солнца.
        ДУМАЮ ЭТОГО ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НАРОД МАРИ ОТМЕЧАЛ НОВЫЙ ГОД С ДНЯ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ. НАЧАЛО НОВОГО ГОДА ОТМЕЧАЮТ МНОГИЕ НАРОДЫ 21 МАРТА.

        • Чимарий

          Я говорю у Вас фантазия большая… Древний языческий праздник Ӱярня (Масленица) не только у славян, но и у многих финно-угорских народов, и не только связан со словом «ӱй» («масло»). Слово «ӱй» в марийском древнее финно-угорское и встречается и в др. ФУ языках. Никакого «ий» там нет…

          • Аноним

            Претензии не по адресу. Ну И.Н. Смирнову претензии предъявить пожалуй не получится, вот к Руслану Бушкову возможно получится. Вы еще Пасху найдите в древних финно-угорских источниках. Тема обсуждения какая? Когда отмечали начало нового года народ мари.Правильно. Вот вам и был дан исчерпывающий ответ. Или что то не так?

            • Чимарий

              Пасха есть у многих ФУгров. Одно упоминание ученого не знающего толком свой народ против всех традиций? А почему тогда тот же Ӱярня и Кугече (Пасха) отсчитывались от Шорыкйол?.. Т.е спустя столько-то недель после Шорыкйол наступает этот праздник, другой праздник… Т.е. Шорыкйол — начало отсчета других праздников и Нового года.

              • Аноним

                Раз упомянули про Пасху, тогда наверно следует уточнить про какую пасху вы ведете речь, про Католическую, про Православную, или про Иудейскую? Потому что финны это также финно-угры и венгры тоже, у них по всей видимости Пасху отмечают все же по Католическому календарю.

                • Чимарий

                  Я говорю о древнем языческом празднике Кугече — Пасха…
                  http://mariuver.info/rus/culture/folk/holidays/kugeche/tojdybek.htm
                  http://inosmi.ru/world/20140420/219703694.html

                  • Аноним

                    Вот еще любопытная информация о праздновании нового года. Как оказывается легко можно передвинуть дни празднования «Нового года» у целого народа, а именно у якут. Хотя надо быть до конца честными, скорее всего это не празднование Нового года, а праздник окончания весенне-полевых работ. В этом можно убедиться при просмотре видео»Ысыах в честь Победы, 1945 год». Современный вариант празднования «Ысыах» в угоду многочисленным гостям превратили в театрализованный праздник. Обряд ради обряда и записи в книге Гиннеса. «Ысыах. Как в Якутии празднуют новый год летом» https://www.youtube.com/watch?v=MfhSQqcUVYo (в самом начале видеосюжета диктор сообщила, что дни празднования «Ысыах» решили перенести на более поздние числа)
                    «Ысыах в честь Победы, 1945 год»
                    https://www.youtube.com/watch?v=Vg0iJ-YMTzk
                    Вначале текст «праздник организуется по окончании весенних полевых работ»( у мари это по всей видимости будет Агавайрем). У каждого народа имеются свои национальные праздники, но они обычно чему то посвящены, или окончанию весенне-полевых работ, или окончанию уборки урожая и т.д. Обязательно должна быть привязка к чему то, а не просто вдруг решили и стали отмечать какой либо праздник. Для древнего человека очень важен был переход от зимы к весне, к пробуждению природы. Вот к каким традициям народа мари можно привязать церковный праздник Пасха? Логически рассуждая можно придти к выводу, что Пасха это и есть день весеннего равноденствия, только почему то отмечается этот праздник каждый год всегда в разные дни, причем у разных конфессий по разному. Пасха является самым главным религиозным праздников у православных и католиков. Но некоторые исходя из своих религиозных представлений посчитали, что Пасху лучше отмечать в строго определенные дни по церковным канонам, получилось примерно как с якутским «Ысыах» (Новым годом), взяли его и передвинули. Все довольны.

              • Аноним

                https://vk.com/topic-2191458_3348422
                обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю.
                Цикл обрядности начинался с зимнего праздника испрашивания хорошего приплода скота — сурхури (овечий дух), приуроченного ко времени зимнего солнцеворота. Во время празднества дети и молодежь группами обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота, пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.
                Потом наступал праздник почитания солнца саварни (масленица), когда пекли блины, устраивали катания на лошадях вокруг селения по солнцу. В завершение масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни» (саварни карчакё). На весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам манкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калам кун и завершался серен или вирём — обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами по деревне с рябиновыми прутьями и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь, одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «серен!». Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами. В конце XIX в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.
                Возникает вопрос когда следует отмечать «праздник почитания солнца» саварня (масленица)? И почему то кажется именно в период перехода, то есть весеннего равноденствия. И название праздника какое то близкое по значение «саварня» (савараш-перевернуть).

                • Аноним

                  Дааа, красивые были обряды у наших Предков.
                  Незначаем, совершенно ушли от темы.
                  Тем самым PORO, вы заPOROли тему поста, заЧИМАРИли готовящееся празднование Марий ушема.

                  • Аноним

                    Пока вы не появились с своими «за» было все нормально, теперь вот осталось только заУШЕМиться. Откуда у вас сведения о «красивых обрядах Предков»? Не из книг-ли? Саварна(саварни)-поворачивает. Вопрос, что или кто поворачивает? Да, еще наблюдение, многие названия населенных пунктов в центральной части Чувашии можно перевести с марийского.

                • Аноним

                  У индейцев Северной Америки навахо сохранился обычай встречать Новый год у ОГРОМНОГО КОСТРА на лесной поляне. Они танцуют в белых одеждах, их лица окрашены в белый цвет, в руках палочки с шариками из перьев на концах. Танцующие стараются быть поближе к огню, и когда шарики вспыхивают, они ликуют. Но вот появляются шестнадцать самых сильных мужчин, они несут ярко-красный шар и под музыку подтягивают его веревкой на вершину высокого столба. Все кричат: Новое Солнце родилось!

            • Чимарий

              Да и еще такой момент, что Васли кугыза и Васли кува (т.е. Дед Мороз и сопровождающая ее особа женского рода, у русских Снегурочка) подводили итоги года: он ходили по домам и требовали отчета о проделанной работе, девушки-женщины должны были показывать результаты своей работы за год, а мужчины — своей. Плохих наказывали, хороших награждали пожеланиями добра и приплода (подарки от Деда Мороза)… Как не крути Шорыкйол в рамках древнейщего языческого праздника Нового года, когда некий старик и его сопровождение подводили итоги года и раздавали подарки.

              • Аноним

                Ну ладно, ладно не буду вас далее раздражать своими комментариями. Вообщем-то не хотелось вас обидеть. Если что интересное по теме найду выложу. Ждите.

    • Аноним

      Мари считали себя частью живой природы, называли себя детьми космоса. Предки мари признавали магическую власть природы над человеком, относились к ней как к живому существу, имеющему душу. Марийцы верят и существование в природе энергии «Ю» — мощного энергетического излучения из космоса, одухотворяющего и регулирующего жизнь на Земле. Они признавали владение отдельными людьми (жрецами, колдунами, лекарями) этой магической энергией, а также принадлежность абсолютной мощи Богу, который поддерживает божественной энергией, помогает человеку, живущему по законам естественной гармонии. Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует «Ю», «Ю» следует естественности. «Ю» означает нечто всеобъемлющее. Он не имеет ни начала, ни конца. Его невозможно представить в чьем-либо облике. Юмо проявляет себя как разумная духовная сила, направляющая жизнь в нужном направлении.
      Источник: http://refleader.ru/jgeujgujgatyqas.html
      Так почему сейчас вы уходите от законов (циклов) в природе. «Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует «Ю», «Ю» следует естественности. «Ю» означает нечто всеобъемлющее.» Не поняв законов, или правильнее не вспомнив законов по которым жили наши предки, по которым живет природа, как можно выстраивать свои действия? Все в природе подчиняется законам мироздания, и ничего не происходит без ведома Юмо.

  3. Аноним

    Ош ӱдыр-эргычлан
    Лий чевер КЕЧЕ гай,
    Иле, суаплыме Марий Элна

  4. Лайд

    Поро!
    Небольшой комментарий желающим распечатать в виде брошюры.
    Копируйте PDF файл основного текста на флешку (если собираетесь распечатывать где-нибудь…). Сначала задайте команду распечатать нечетные страницы. Когда будет готово, это нужно переложить друг на друга так, чтобы верхние распечатанные страницы оказались внизу, а нижние сверху. Потом все это переверните чистой стороной кверху. И дайте команду распечатать четные страницы. Всего на текст потребуется 8 листов чистой бумаги. После чего страницы переложить так. чтобы посередине (на развороте) оказались 16-ая и 17-ая страницы.
    Также распечатать сначала лицевую сторону, а потом оборот обложки Все это нужно согнуть и проколоть шилом и закрепить канцелярскими скобами. И брошюра готова! На любом конце земного шара. Минимум расходов. И без единого сбоя в шрифтах!
    NB! Принтеры бывают разной модификации, поэтому с каким концом пропустите вперед при распечатке «чётной» стороны — нужно пробовать одну-две страницы, не пропустить подряд всю брошюру,
    Извините, это я попытался объяснить таким же начинающим, как я сам (часто приходится доходить мне «методом тыка» — понимаете о чем я говорю).
    А те, которые этим занимаются такой распечаткой и которые с компьютером «на ты», они и без этого знают.
    Будут вопросы — пишите на адрес laid.kozlov@mail.ru (Владимиру Козлову).

  5. Аноним

    народу жить хорошо стало. заняться больше нечем.

    • Чолгаеҥ

      Если бы марийцы уважали свое прошлое, свой народ и стремились воплотить те цели и задач, которые были поставлены Первым съездом мари и Марий ушемами жили бы лучше. Не хлебом единым жив человек.
      Марий калыкнам пагалет гын тыге возгален от кие ыле. Тыгак марий ушем ваштареш оксала лаврам от шаркале ыле…

  6. чимари

    Я Вас не пойму товарищи. Опять начинаются, надо не надо. Ты хороший ты плохой. Зачем это нужно, Ведь ВАМ конкретно предлагают помощь, а Вы начинаете. Надо приветствовать инициативу МАРИЙ УШЕМ.

  7. Лайд

    Поро!
    Анонимы, просвещайтесь!
    Вы же столько лет хотели прочитать новый вариант Устава «Марий ушем». Теперь — пожалстр. Устав «Марий ушем» впервые разработан в «Бирским обществом» (но не сохранился, не дошел до нас), сохранился Устав 1917 года Собрания (Союза) Вятских мари. С ним в сможете познакомиться в будущей нашей книге.
    В 1990 году на Съезде «Марий ушем» предлагалось два вида устава. В 1992 году «Марий ушем» зарегистрировали уже по Уставу, можно сказать, новой редакции. В Минюсте РМЭ «Марий ушем» зарегистрировал как МОО. В январе 2011 года — в новой редакции как РОО «Марий ушем» («Союз мари») и в новой редакции 15 января 2016 года.
    Возможно, после 18-19 марта 2017 года придется сделать еще раз НОВУЮ РЕДАКЦИЮ и это зарегистрировать в Минюсте как межрегиональную общественную организацию.

  8. Лайд

    Поро!
    Пропущена дата. Следует читать:
    «В Минюсте РМЭ «Марий ушем» зарегистрирован как МОО в 1998 году»

  9. Епископ Исраэл, обращаясь к новообращенным «хонам» – гуннам, произносил такие слова: «И вот согласитесь со мной:

    согласитесь со мной: в этот великий день [праздник Пасхи] прежде всего должно быть сожжено громогласное кладбище, называемое Даркунанд, руками этих уверовавших старших жрецов. Они должны пойти туда с проклятиями и сжечь [кладбище-рощу], лишь после того они могут быть крещены и причащены» (Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. Г. Смбатяна. Ереван: Матенадаран, 1984

  10. Лайд

    Поро!
    Что это вы все в другую сторону дарились…
    Здесь мы говорим о предстоящем празднике — 100-летии «Марий ушем» и как достойно провести.
    В целом, это не праздник, а труд. И еще раз труд.

  11. Аноним

    Прошу прощения за флуд, дорогие марийцы. Свободу слова в России никто не отменял. Марий Ушем тут вспоминают. http://7×7-journal.ru/post/90828 на меня не гоните, я в нейтралитете.

  12. Аноним

    Только что в Адыгее Путин назначил Адыга на должность президента республики, а в Марий Эл что? Даже Марий Ушем агитирует на должность президента республики Марий Эл, то Мамаева, то Казанкова ? Куда мы марийцы идем? И какое отношение имеет Мамаев и Казанков к марийскому народу?. Что дальше то будет?

    • Аноним

      Везде своих,а народ мари выбирает чужих.
      Предатели,- своего языка и наций!

      • Аноним

        Это вы про каких предателей толкуете, те что в правительстве Маркелова?

    • Аноним

      Глава Адыгеи единоросс Аслан Тхакушинов, возглавлявший Республику Адыгея с 13 декабря 2006 года, на встрече с президентом в Кремле представил сменщика, рекомендовав президенту премьер-министра республики Кумпилова — СВОЕГО РОДСТВЕННИКА , передают местные СМИ.
      Подробнее: https://www.newsru.com/russia/12jan2017/kumpilov.html
      Вы хотели предложить назначить родственника(цу) Маркелова? Предполагаю пока родственников у Маркелова среди мари нет. Хотя чем черт не шутит, возможно уже с кем то и породнился из мари, дети уже взрослые.

  13. Аноним

    Админы ссылки на скачивание не работают.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ