Мари Башкортостана зарегистрировали общину МТР

img_8931В селе Илистанбеково Республики Башкортостан (РБ) зарегистрировали общину Марийской традиционной религии «Марий кумалтыш».

20 декабря, в с. Илистанбеково Краснокамского района состоялась встреча неравнодушных к судьбе своего народа марийцев. Причина сбора была немаловажная: регистрация общины Марийской традиционной религии «Марий кумалтыш» за пределами Марий Эл.

Смелым сыновьям и дочерям марийского народа Вячеславу Михайловичу Шайдуллину, Раисе Андреевне Сатаевой, Геннадию Ямурзиновичу Баймурзину с единомышленниками удалось сплотить марийцев района и воодушевить на создание марийских общин в своих селах!

В каждом жесте, слове выступающих — Пастиева Геннадия Павловича (Янаульский район), Аптриева Павла Анатольевича, Байдуганова Олега Кузьмича (д.Н.Бура), Николаева Лекандра (д.Нижняя Татья), Димитриева Владимира Изибаевича (с.Арлан,Краснокамского района), карта деревни Илистанбеково Шипаева Евгения Николаевича — чувствовалась боль за свой народ. Стремление активизировать марийцев, пробудить сознание своей значимости. Сохранение веры предков, которые они пронесли сквозь тысячи километров в 17 веке, отказавшись склонить головы перед крестом и преклониться ниц перед черными попонами, сохранив за тысячелетнюю историю белые одежды и чистые души.


Умом марийцев не понять, аршином общим не измерить

blesk_cheremis_strelyПриверженность марийцев к своей традиционной вере — уникальное явление современности. Марийцев называют «последними язычниками Европы» Ранимые и стойкие, бесшабашные и ответственные, базарные и аристократичные, необузданные, резкие, беспощадные и сердобольные!

Восточные марийцы несут из векового генофонда железную стойкость в характере, и бросающуюся в глаза схожесть внешних черт. Когда на сцену вышел женский певческий ансамбль, организованный заведующим клубом Шапиевой Ольгой Кановной, на ум пришла мысль, что, возможно, спад активности марийцев вызван самим развитием человечества: черемисские «вольности» 21 века Боливар истории точно бы не выдержал.

Особенно понравилось выступление Раисы Андреевны: «В каждой марийской деревне должна быть обустроена своя священная роща, доставшаяся нам от предков». План будущих мероприятий был обширный, и включал в себя все сферы деятельности: встречи с населением, выпуск книг, сбор легенд, преданий, культурные, спортивные и иные мероприятия.

Состоялась и мини-презентация книги «Блеск черемисской стрелы» народного художника РБ,члена СХ России, краеведа Георгия Калитова. Книга частично основана на «Джагфар тарихы», подлинность которой историками типа Д. Исхакова (в угоду главе написавшего «Шаймиев-потомок Чингизхана», и ни разу не вспомнившего, что президент РТ родился в татарской деревне с марийскими корнями Аньык!) ставится под сомнение. В Болгарии же «Джагфар тарихы» переиздавался не раз. В Петербурге издаются книги с основанием на данный источник. Историк С.В. Трусов, наоборот, проанализировал и доказал подлинность «Истории Джагфара». Несомненно одно: «Блеск черемисской стрелы» никого не оставит равнодушным. Произведение написано на двух языках: марийском и русском!

Закончилась встреча как обычно массовым танцем восточных марийцев «Кандыра» — плечом к плечу, глаза в глаза в одной цепочке-веревочке связывая расстояния, единые корни в одно целое танцевали все присутствующие на встрече.

Елена Ирдуганова

Фотографии автора

26 комментариев

Filed under Статьи

26 responses to “Мари Башкортостана зарегистрировали общину МТР

  1. Лайд

    Поро!
    Поро да волгыдо корным, сен:ымашым тылана «Марий кумалтышлан» «Юмарий» юмынйу:ла школ.
    Эсен лийза. Рйырен налме корныштыда рвезе тукым дене пырля ошкылза.
    Кертмына семын меат тыланда полшаш реза улына.
    Уло кумылын «Юмарий» школыш (тудо Йошкар-Олаште верланен) эрвелмарий рвезе-влакым у:жына. Курс-влакым пытарен, шочмо кундемыштыда ты поро сомылым шуктышо лийыда манын у:шанена. Вет эрвелмарий коклаштат кумалтышым эртарыше самырык рвезе-влак ку:лыт. А ме кумалаш тунемаш, марий йу:лам шарен толаш, ту:няончалтышым кумдан:даш корным почына.
    Пагален вучена «Юмарий» школыш.
    Тел. 8-964-861-87-61.
    Серыш возаш — laid.kozlov@mail.ru

  2. Вен

    Жаль только, что и наши известные историки, тот же Свечников тоже, не признают «Джагфар тарихы». Для них только русские летописи являются настоящими. А ведь написавший «Джагфар тарихы» себя называет потомком Мамыш Берды! Неужели такую знаменитую летопись написал потомок черемис?

  3. Ольош

    Пеш кумылло тыгайым лудаш! Молодечак улыт вет!

  4. Йошкаролинец

    Поздравляю.
    Где можно преобрести «Джагфар тарихы» и «Блеск черемисской стрелы»? Я не про перепечатку, я про нормальную книгу в переплёте.

    • где можно приобрести книгу " Блеск черемисской стрелы"?

      Книгам «Марий Эл» газет редакцийыште налаш лиеш. Почто дене наложенный платеж дене колтен кертына. Тел. 49-55-11.

  5. Елена

    «…По мнению профессора, старшего научного сотрудника Института социальных коммуникаций при Удмуртском госуниверситете Владимира Напольских, в последнее время, за исключением сельской местности, носит неоязыческий характер..» Кто мне объяснит смысл высказывания? Если в городе неязычество, что же тогда в деревне?

  6. Елена

    Все таки молодцы,илистанбековцы! Вместо виртуальных маханий шашками сотворили нечто реальное!

    • Активист

      Вы это «молодым, смелым анонистам» доведите, а Лайд, я, Ямаков и нам подобные не только «виртуально шашками машем», а еще содержим РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ марийские организации!

      • Елена

        и вы молодцы! побольше бы таких марийцев!

      • Аноним

        Да! По лесу бродить и камни устанавливать не каждый может. В пример всем!

        • Активист

          Если вы это как упрек нам, то должен напомнить, что Марий ушем и «по лесу бродил и камни устанавливал». А вообще меня поражает ваша позиция, почему вы всегда противопоставляете себя другим марийским активистам? Почему в вас нет элементарного уважения к другим людям, независимо от их национальности, не говоря о марийцах и их активистах!
          Мы тоже были молодыми, горячими, не согласными со многими, но при этом в нас было УВАЖЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, особенно к старшему. В этом принцип нашей культуры! Можно не соглашаться с человеком, но при этом УВАЖАТЬ его. Я лично выражал свое несогласие через марийские газеты от своего имени тогда в 90-е и в начале 2000-х. А что вы творите? Анонимно поносите всех подряд, высказывая абсолютно неуместные претензии! Ни Лайд, ни я никогда молодым не чинили никаких препятствий! «ВийАр» родился и стал известным благодаря нашей поддержке. В нашей организации есть все условия для активности молодых мари. Только нет вас молодых активных мари!

  7. МАРЛА МАРЫ

    Кынам кырык марышты лиеш техень тошты мары кымалмы вар. Церкыш каштын ородыш кэат, нима шотышты укэ.

    • Елена

      для создания общины достаточно 10 человек! неужели в селе не найдется горстка приверженцев!

  8. МАРЛА МАРЫ

    Спасибо Елена за ваш отклик я ждал от горных марий что они откликнуться в поддержку. Горномарийцы в нирване от запаха церковного ладана, одурманены. Елене приверженцы есть надо поднимать у них почему то до сих пор какой-то страх. Задавал нескольким знакомым вопросы на эту тему и что вы думайте они ответили, ( а что скажет церковь ), остается только сожалеть не знанием элементарного закона РФ.

    • Елена

      найти 10 человек и создать!—и все!пока сами заинтересованные не начнутся—дело не сдвинется с мертвой точки!

  9. Весьма полезная публикация. Мне для работы нужны обе книги.

  10. активист

    Кстати, мы- представители 3 районов, начали «бурную деятельность» по созданию общин и получения «паспортов» на Кусото! Что из этого получится, увидим к концу следующего года!Как сказали в Булярово «ысмылла дене туналына»

  11. Pingback: Паганые новости. Декабрь 2016 — Paganka

  12. мелочь, а приятно

    20 декабря. В Республике Башкортостан зарегистрировали общину традиционной марийской религии «Марий Кумалтыш». Насколько я понял это первая община за пределами Марий Эл. Участники обсудили будущие планы: встречи с населением, выпуск книг, сбор легенд и преданий, культурные, спортивные и другие мероприятия. Прозвучала идея, что в каждой марийской деревне должна быть обустроена своя священная роща. В общем — не без хороших новостей прошел месяц. В общем — не без хороших новостей прошел месяц. В общем — не без хороших новостей прошел месяц.

  13. Елена

    Подчищая комп нашла интересную стать про «Джагфар тарихы». Мы считаем, что на месте Казани существовало черемисское селение—этому подтверждение находки могильников, хотя татарские историки не любят вспоминать об этом. И вот , что нашла:1). «Джагфар тарихы» сообщает об основании города Казани эмиром (будущим царем) Шамгуном-Саином. Иван Глазатый, автор «Казанской истории» (1565 г.), пишет, что основателем города Казани был царь «Саин Болгарский» («Казанская история». М.-Л., 1954, стр.47; далее — КИ).
    2). Согласно сведениям «Джагфар тарихы», город Болгар в 1028-1183 гг. официально назывался Ибрагимом — «Бряхим», «Брягов» по-русски (ДТ, т.I, стр.109,142), и был владением Шамгуна-Саина. Иван Глазатый также пишет, что «Саин Болгарский» прибыл на место будущей Казани из города «Брягова» (КИ, стр.47).
    Я все думала, что за Саиновская улица была в Казани. Вот оно что. Мы знаем по истории, что в 1552 году именно на Саиновской улице существовала башня Черемисской Славы с примыкающей к ней мечетью.Именно в этой башне находился штаб защиты города.И русские летописцы упомянули Казань 1205 года под марийским названием «Хомола» (Учель — тригорода, Кумола))…Впору написать книгу «Марийцы в Казани» ( по аналогии «Татары в Москве»)..если кому интересно. вышлю отрывок из «Джагфара»

  14. Аноним

    Иной взгляд на факты
    https://www.youtube.com/watch?v=arhJiiZgqX4
    Много спорного, но в целом информация интересная учитывая, что экс президент Татарии М.Шаймиев активно продвигает мысль о существовании в прошлом на огромной территории России государства Тартария.

    • Елена

      я думаю, что все посмеиваются над этим!но! бабай -хитер, и вполне возможно, это тактический ход для получения привилегий перед Москвой! В 2017 году заканчивается договор о суверенитете и переименовании президентства Татарстана.

  15. Илья Бирский

    Впервые после «застойных лет» «марий кумалтыш» в РБ возобновил «Марий ушем» в 90-е г. Провели «кумалтыш» в Малай Памаш, Султан-Керемет и д. Озерки Мишкинского района,а также в Бирске, в д. Акуди Бирского района, в Караидельском, Краснокамском районах, в Мишкино впервые состоялся семинар марийских жрецов. Жрецами были Емельян Аптреев, Юрий Адрашев(покойный), в Караидель.р-не М.(покойный), в Краснокам. р-не Кунакбаев Олег, из Нефтекамска Михайлов Петр, в Бирском районе «онаен» была женщина. Это им пришлось «двинуть заросший мохом камень», а это всегда сложнее, за что им большое спасибо и признание. Приятно знать, что всё было не впустую, другие жрецы продолжили, зарегистрировали отдельную религиозную организацию. В РСФСР у нас была, конечно, зарегистрированная организация. Верховным жрецом был А. М. Юзыкайн. А сейчас кто Верховный жрец всероссийский — всей Ма-Арии (чыла марийын)? Нету? Значит, надо провести всероссийский сьезд жрецов марийской, зороастрийской и природной веры, с участием жрецом удмуртов, чувашей, эрзя, русских » меря» и ханты-мансийских шаманов. Изучением дохристианских верований активно занимается доктор исторических наук А. Пыжиков. См. его лекцию «Вера наших предков» ВКонтакте. Прошу не забыть пригласить его и автора фильма «Моя дорога к Юмо» Инессу Куляжеву в качестве почётных гостей на всероссийский сьезд жрецов и на 100 летие Марий Эл. Вполне возможно совмещение этих мероприятий, т.е.чередование через день. К тому времени надо ещё успеть построить храм марийской веры в Йошкар-Оле.

    • вачис

      Реве марий-влакын 60-шо ийласе годсек тагам пумыштым шарнем, а огыл 90-ше ийлаште гына. Нуно почти-что кажный ийын саклауыш кумалаш коштыт иле. Тудо пагытыште Марий ушемым колынат огытул.

Добавить комментарий для ЕленаОтменить ответ