«Марий ушем» по тропам репрессированных

repress_02Региональная общественная организация «Марий ушем» («Союз мари») в день памяти репрессированных, 30 октября 2016 года, согласно своего плана выехала в экспедицию по поиску исчезнувшего поселения Пикенагур и кладбища крымских татар. Сама идея была подана местным краеведом Георгием Ивановичем Мичеевым, автором трёх книг по истории Советского района.

Экспедиция состояла из шести человек, среди которых были два представителя крымских татар, уже долгое время проживающих в Марий Эл, свято чтивших память о своих предках и желающих не только дать дань памяти представителям своего народа. Джеппер Аблязович Аблязов долге годы занимается поиском поселений и захоронений, которые связаны с депортированными крымскими татарами. Вместе с ним была и его супруга Оксана.

Как известно из истории, связь марийского и крымско-татарского народов существует ещё со средневековья. Но судьба распорядилась так, что в середине XX века тысячи крымских татар оказались в марийских лесах. Мы знаем, что какими бы глухими и дремучими бы ни были они, там всё равно обитали люди.

В 1944 году (некоторые в своих воспоминаниях говорят, что их привезли сюда в 1945 году) тысячи крымских татар были заброшены в марийские леса, в основном на лесоповал. Старожилы до сих пор помнят, как их сюда привезли, как размещали, как в дальнейшем работали они вместе с марийскими лесозаготовителями. В основном они были распределены в Моркинский, Советский и некоторые другие районы. Но сегодня из этих поселений многих и многих уже нет. Почти все поселения-участки лесозаготовителей 1930-1960-х годов исчезли с лица земли как временные места жительства.

repress_01Мы нашли провожатого Сергея Мироновича Лебедева, 84-летнего жителя Советского района. Как выяснилось из его воспоминаний, в 1944 году в поселение Пикенагур привезли очень много крымских татар. А в соседних деревнях Оваснурского края жили марийцы. Депортированных разместили в бараки, которые оставались от лесозаготовителей, временных работников, занимающихся изготовлением жгутов и других необходимых для того времени вещей. В Пикенагуре была своя пекарня, детсад, школа, приспособленное здание в виде клуба. Крымским татарам первоначально жилось очень трудно, приходилось им собирать и прошлогоднюю картошку и перебиваться иначе. Но через некоторое время они начали жить лучше. Многие выучились на шофера, тракториста, приобретали другие специальности. На лесоразработке начали получать неплохие деньги. Местное население им помогало. Жили они дружно, хотя Сергей Миронович не помнит, были ли браки между мари и крымскими татарами. Приезжие соблюдали традиции и обычаи своих предков, в церковь не ходили, хотя не было мечети. Если местные мари и русские хоронили покойников в местечке, называемой Река, то крымские татары хоронили своих в отдельном месте, в сосновом бору, соблюдая при этом все обычаи своих предков.

Так жили мари, русские, крымские татары до конца 1950-х годов. И в это время крымские татары начали разъезжаться. Уезжали семьями то обратно на родину, то в Казахстан, в другие города. Эти годы совпали не только с тем, что умер Сталин, менялась система и отношения, через некоторое время править страной стал Никита Хрущёв. Оно совпало и с тем, что в конце 50-х в начале 60-х годов марийские леса стали осваиваться военными. Многие и многие деревни Оваснурского края были выселены, как добровольно, так и принуждённо. Не стало многих марийских деревень как Изи Оваснур, Кугу Оваснур, Шолеҥер и другие. Народ переселился кто куда, вплоть до посёлка Советский и другие поселения. Уезжали и крымские татары. Так постепенно исчезло лесное поселение Пикенагур, существующее с незапамятных времён (народная этимология название растолковывает двояко. Одни предполагают, что это в переводе на русский язык обозначает «омут-водоворот в виде стула». Другие более достоверным читают, что слово Пикенагур всё-таки произошло от личного имени Пике, Пику или Пӱкай). Через какое-то время территория поселения Пикенагур была вспахана военными и рассажена соснами…

Несмотря на то, что с нами был знаток этих мест С.Лебедев, в те далёкие детские годы проводивший своё время в этих краях, нашей экспедиции нелегко было найти эти места. Мы несколько часов подряд ходили по лесу, по обрастающими уже деревьями дорогами.

Всё-таки был день памяти репрессированных, а это всегда связана с человеческой жизнью и судьбой, поэтому по марийской традиции мы непременно должны были развести костёр под берёзами, накрыть прямо на широкой бересте яства, взятого для поминальной трапезы. Пока разгорелся костёр, мы успели записать на видео рассказ-воспоминание С.М.Лебедева на марийском и русском языках. Как выяснилось, мы оказались на месте бывшей «пристани» (т.е. откуда спускали лес на реку и что непременно связано с человеческими судьбами. Но какими, это помнит только история, но пока что ещё молчит).

После марийских обрядов упоминания предшественников, мы с благодарностью направились искать кладбище крымских татар. Теперь и наш 84-летний Сергей Миронович шёл бодрее, не считаясь со своей усталостью от долгого хождения. Уже через некоторое время он с уверенностью подошёл к возвышенной части этих мест, напряг свои воспоминания и сказал, что захоронения здесь. По марийскому обычаю мы зажгли свечи, а крымские татары Д.Аблязов с супругой обходили чуть заметные бугры и сыпали на них крупу.

После чего мы почтили памяти репрессированных как крымских татар, так и марийцев и других национальностей минутой молчания.

Благодаря экспедиции «Марий ушем» совместно с другими активистами было открыто ещё одно белое пятно, связанное с лесным марийским краем, его выселенными жителями, а также с судьбой многочисленных крымских татар, оказавшихся не по своей воле в глухих марийских лесах.

Лайд Шемйэр

На снимках: Представители «Марий ушем», местных жителей и крымских татар в экспедиции поиска исчезнувшей деревни и кладбищ репрессированных.

Фото и видео автора.

Источник: Марий ушем

50 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом, видео

50 responses to “«Марий ушем» по тропам репрессированных

  1. заблудшим душам

    Советую прочесть книгу Владимира и Марии Ширшовых «Книгу памяти Восточного Крыма «Просили помнить», вместо того, чтобы блуждать в трех соснах…

    • Депортированный

      Ну, конечно же «правда» может быть лишь одна — ваша советская нквд-кгбшная… Это вы же твари депортировали целый народ из своей Родины. А ты знаешь тварь нквд-фсбшная, что тысячи депортированных просто не доехали — умерли от нечеловеческий условий в вагонах для животных, прежде всего дети и старики…
      А вот как сами крымские татары оценивают твою книгу:
      http://jankoy.org.ua/krymu-unichtozhili-knigu-pamyati-vostochnogo-kryma-prosili-pomnit/
      По требованию крымских татар в Крыму уничтожили Книгу памяти Восточного Крыма «Просили помнить»?

      • просто критик

        Козлов заигрывает с татарами, А куда пойдёшь ещё? Ведь с горными мари давно нет дружбы.

        • Депортированный

          Я никакого отношения к Козлову не имею.
          А что если депортированные (репрессированные) не горномари, то их жзни и судьбы ничего не значат?
          Или ты решил за своих коллег нквдшников заступиться?

          • просто критик

            А депортированному сколько лет? А ты решил за своих коллег — фсбшников заступиться?Это экспедиция? Один козлов поехал.. А где остальные МУ — Му?

            • Депортированный

              А у тебя ни МУ ни БЕ нет… Гол как сокол, торчишь одиноко иногда со своими плакатами… Смелости кроме как вопросы ваучера поднять ни на что не хватает, не говоря о подобных экспедициях…

  2. Мари

    Вы теперь не ,,Марий ушем»,а поисковики всех умерших. Да я ошиблась , действительно у вас организация ,,Мужской союз».
    Как корабль назовёшь, так и поплывёшь.

    • аноним

      Значит, по вашей примете, Баба на корабле — это к беде?)

      • Опытный

        Ну вообще-то в Марий ушеме и женщины были, даже на руководящих постах, как Максимова и Степанова и др. Но к сожалению они испугались маркеловской общественно-политической ситуации в Марий Эл и предпочли отойти от организации, дабы обеспечить себе спокойную, беспроблемную жизнь. Учитывая то, что они представители «слабого пола», их поступок понятен. А «марий», т.е мужчинам трусость и продажность не к лицу. Поэтому в Марий ушем остались настоящие смелые МАРИЙ герои!

        • Юрий Шалангин

          Слушай херой хренов! Когда извинишься перед горномарийцами и мной, за оскорбление 31 октября в 2 и 5 утра.Может имя своё назовёшь? Если действительно смелый, давай встретимся. Я тебе объясню популярно про АКПАРСА.

  3. В.Эчан

    участники экспедиции молодцы! те кто их осуждает,постыдились бы.Что в этом плохого,почтить память репрессированных? разве не марийский народ в своих молитвенных текстах просит добра и мира не только своей семье,соседям,своему народу,рядом живущим народам и всем народам в целом? очень стыдно мне за вас. Я так понимаю,что здесь некоторые комментаторы пишут специально против МАРИЙ УШЕМ. я честно признаюсь,что не на все 100% согласен по некоторым позициям МУ,впрочем так и не должно быть,чтоб все во всём и со всем соглашались.А именно по этой экспедиции я всецело поддерживаю!

  4. Лайд

    Поро!
    Просто критик, что так допоздна засиделся? Ведь уже поздно. Хотя не 2 и не 5 часов утра.
    Что, деятельность «Марий ушем» спать не дает?
    Так и гложет тебя зависть?
    Я бы даже отвечать не стал тебе, если за эти 4-5 лет ты что то позитивное научился бы написать. И оценивать реально. А то несешь постоянно чушь, смешивая одно другим.
    Чудак ты, критик, ну, что сцепляешься, разве не понятно тебе, что Козлов здесь — организатор и сам журналист.
    Чем впустую по клавиатуре стучать, лучше взял бы в руки пустой котелок и две палочки. Желательно тупые, закругленные.

    • просто критик

      Что заело? Под разными никами в 2 и 5 утра нехорошо горномарийцев оскорблять. Да какой ты нахрен организатор?. Иммитатор. А как сталинисту Казанкову объяснишь про свою одиночную вылазку в район? Ну да, такие принципов не имут.

      • аноним

        В твои обязанности разве не входит доносить? Настучи сам Казанкову, что Козлов блуждал в трех соснах, импровизировал в одиночестве и предал идеалы коммунизма…)

  5. Какшан марий

    Критик шалангин, иди умойся!
    Молодцы Марий Ушем! Святое дело делаете. Мичееву отдельная благодарность. Беспокойная у него душа

    • Евгений Смелов

      Какшан марий, определись пожалуйста, где мариушемовцы молодцы :
      — по работе с теми, кого репрессировали коммунисты;
      — или по проталкиванию коммунистов во власть, видимо с ожиданием новых репрессий и дальнейшей работе с репрессированными. Чудеса да и только!

      • Аноним

        Это ты про каких коммунистов Евгений рассуждаешь, про маркелова, васютина. Поинтересуйся когда они вступили в кпсс и причину их выхода.

  6. Лайд

    Поро!
    Смелов ылат гыньы, малын с-о-о словоблудием заниматься лият?
    Евгений, ты сам-то понял, нет, что написал?
    Это примерно так: кожламарын Юрий Шалангин не может стать горномарийским патриотом… Невозможно быть выше Васютина.
    Что-то совсем непонятным стал ты, товарищ Смелов.
    Но вопрос интересный. Мы, мариушемовцы, взяли специально тайм-аут в Интернете на 1-2 месяца, чтобы проанализировать, что говорят и что пишут про нас. В это время я не видел ни просто критика, ни Смелова.
    Но как только «Марий ушем» стал показывать себя на работе — и тут же набросились эти ребята.
    Вопрос: кто или что их придерживало, когда «Марий ушем» молчал?
    И второй вопрос: холодно ли, жарко ли, что они про «Марий ушем» гадости несут?
    Да нет, вот этого критикана в «Марий ушем» никогда не было, без него мы уже четверть века живем.
    А критик без «Марий ушем» не может жить, т.к. он привык критиковать «Марий ушем», без этого как наркоман не может.
    Ну, не мешайте же просто Критику просто покритиковать «Марий ушем», иначе он заплачет. Он не может без этого, без критики.
    Ну, не может, так пусть покритикует…
    Он — единственный горномари с «лесным-кажла» происхождением.

    • просто критик

      Сам то понял лайд, что написал? Мне ясно давно, ненавидишь горномарийцев. Постоянно на этом сайте пытаешься столкнуть луговых с горными. НЕ ПОЛУЧИТСЯ.

      • аноним

        Вот только не стоит аутентифицировать свой статус с представителем горных мари.
        Такие громкие заявления!
        Ты бы ещё для разборок пригласил экспертов из ООН)))

  7. в день памяти репрессированных

    Одни расстреливают!
    Другие памятные (расстрельные) места благоустраивают!

    У вас целый Партийный Подряд! …)))))))))

    • аноним

      Молодцы!
      Все в движении.
      Не ждут благоволения Вачиса и Шалангина.

      • Аноним

        Они кажется отстали, надо-бы подождать. А то, как-то не по товарищески.

        • аноним

          Они — обуза, как старый башмак.
          Пусть плетутся на хвосте.
          Им нет места в истории. Прибережем страницы для достойных!

          • Аноним

            Кто знает, кто знает. Мы еще не догадываемся на что они способны. Поэтому не следует разбрасываться. Новые башмаки не всегда удобны, порой можно мозоли натереть. Путь не близкий, и если башмаки не рваные лучше оставить.

            • аноним

              Бросьте эти шуточки вместе с башмаками!
              Боевому потенциалу крайне вредны упаднические настроения.
              Тем более у них явно наблюдается козловофобия, с годами только обостряющаяся!

              • Аноним

                Хорошая шутка никогда не помешает. Насчет упаднических настроений это не по адресу. Козлофобия думаю не заразная и лечиться, правда не быстро.

                • аноним

                  Простите, не козлОфобия, а козлОВОфобия, диагноз пожизненный, на инвалидность не тянет ни Шалангину, ни Вачису и другим оппонентам, нервно реагирующим на марий ушем.

    • Аноним

      Единая Россия, пардон Россия единая, ну или одна, ну для всех.

  8. пехотинец путена

    Однажды, Сталин так увлекся расстрелами, что приказал расстрелять самого себя. Товарищ Ягода его отговорил, за это Он был расстрелян!
    http://samlib.ru/img/b/baranow_p_a/ud/19.jpg

  9. Какшан марий

    Шаланкин, тебе, видать, нехрен делать!
    Ты же у нас ваучеризатор. Так иди, займись ваучеризацией всей страны!
    Стой! Вачиса с собой прихвати. Два сапога пара!

    • просто критик

      Тебе уже раз определение дали , ещё тявкаешь. Какшан не марий прихвати своих козловских, непарный сапог не даёт прыгать.

  10. Nikita

    Почему Марий Ушем спрятался от митинга скорби и памяти в честь безвинно убитых, репрессированных, замученных? 🙂 Как война, так в лес кайна 😉 Взяли бы свои красные флаги и бюст Сталина. Пришли бы на митинг. Историю вспомнили своего народа, которым гордитесь.

    • аноним

      Прекрати юродствовать!

    • Аноним

      Мари Ушем это не коммунисты КПРФ, это все-же несколько другая организация. Или вы считаете, что Мари Ушем это филиал КПРФ? У каждого народа есть свои герои, но были и слабые характером. Мари Ушем имеет свой штандарт и пока он всех устраивает.

  11. Елена

    Если кому интересно!
    Расстрельные списки— http://stalin.memo.ru/index.htm
    Трудовые лагеря — http://www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/index.htm
    Жертвы политического террора —http://lists.memo.ru/index9.htm (Ирдуганов Николай
    Родился в 1896 г., Актанышский р-н, с.Мари-Суксы; Проживал: Актанышский р-н, с.Мари-Суксы.
    Приговорен: Местные органы исполнительной власти Актанышского р-на в 1930 г., обв.: кулак.
    Реабилитирован 25 мая 1997 г.)
    http://www.memo.ru/memory/spiski.htm
    http://rosagr.natm.ru/memorybook.php

  12. Или вы считаете, что Мари Ушем это филиал КПРФ?

    А почему союз не заключили Адольфом Израиловичем Гитлером?
    Ведь и мест захоронений, куда большее! для очищения души!
    И будет куда сходить!

  13. Все хотят порулить. А кому строить корабли?

    Когда-то из МУ откололись: «свадебные генералы» (при Зотине в МУ подтянулись многие, на тот период, достойные сыны марийского народа. Это были люди из власти, производства, культуры, образования т.д.) Но, когда ситуация под Зотиным затрещала, они оказались не способными справиться с ней и все утеряли. Резонно: если они даже сами себя не спасли, логично что и не разбирались. В первую очередь в истории: прошлое не помнили, не знали, что в настоящем делать (Иваны не помнящие родства), а будущего у них уже нет. Будущее — это прежде всего молодое поколение. А они их дали на откуп текущей ситуации (пусть воспитывает государство и Запад (новая жизнь- капитализм). Вот так отошло влияние «старшего» (элита) поколения на марийский народ.
    Инициатива перешла в руки людей более молодого, азартного поколения, воспитанного на советских принципах устройства общества. Т. е. начали строить демократию совершенно не приспособленными к этому инструментами, такими как справедливость. И при передаче власти они требовали, чтобы у власти был мариец, как титульный представитель республики. Но демократия в такие игры не играет, там побеждает сильнейший циник. Тем более старшее поколение из-за незнания что делать, хорошую почву для этого не оставило.
    И из этого более молодого, азартного поколения, нашлись люди, которые это быстро поняли и переметнулись на услужение тех, кто тогда власть в республике захватил. Возможно, они думали, что прислуживая этим циникам, они подойдут близко к власти и перехватят управление, но циник цинику рознь, кто диктует правила, тот и выигрывает. Они так и остались на услужении действующему режиму. Справедливости ради заметим, они не единственные оказались, кто примкнул к власти, а так же те (часть) кого мы выше назвали старшим поколением.
    И назовём их:
    Приспособленцы, выдающие себя за умных, креативных и т. д., в т. ч. политтехнологов.
    С чем же остался, или с кем МУ:
    Упёртые марийцы.
    а) в силу характера — борьба ради борьбы.
    б) не понимающие принципа настроения общества, но искренние, очень желающие добра своему народу, настоящие марийцы.
    Жаль, что ихнее не понимание да и нежелание властвовать не даёт таким людям влиять на любую власть (общественную и государственную), потому что они как истинные патриоты — помогают!!!
    А помощников циники, следом и более понимающие, стараются только использовать.
    В данной ситуации молодёжь марийская, как сирота, брошенная родителями, сама старается выживать как может.
    Получится у них? Нет. Все потому, что только знающий историю может построить правильно завтрашнее. А молодёжь это настоящее, и пусть даже оно и образованное. Им следует обратиться к старшему, прислушаться (но не слушать, а именно прислушиваться).
    Есть ли среди старших такие к которым можно прислушиваться в свете вышесказанного.
    У других (некоторых народов ) это есть — старейшины рода. И у мари были и сейчас вроде есть — онаеҥы.
    Но … по сути да, а по содержанию, они не доказали за последние 15 лет, что они могут.
    К «старейшинам» мы относим:
    1. Оҥаенов-карт.
    2. Институт оньыжи (которое полностью себя дискредитировало, так и не зародившись (они не способны даже собраться за круглый стол, а себе высокое звание оньыжи присвоили).
    3. Ученые.
    Но свято место пусто не бывает — молодёжь будьте внимательны… и правильно следите за сигналами, они будут!
    О свободе и совести.
    Когда долго живущая в клетке птичка (даже кратковременно) вырывается из неё и начинает летать по комнате радостно, она показывает что свободна. Но знать бы ей, что свобода это не внутри комнаты и ей надо вылететь из окна и действительно оказаться на свободе (под свободой мы здесь принимаем свободу действий, которую она не может освоить).
    Сколько бы не талдычили этой пташке, что она в комнате ещё не свободна, она не будет нас слышать, в силу ограниченности мышления.
    Не будем сравнивать птицу и народ. Мари всегда стремились развиваться, расширяться, расти и т.д. — это от Бога, к свободе.
    И всегда были силы, препятствующие этому (закон таков).
    Когда-то самодержавие давило этот народ, потом коммунистический режим, ныне узурпатор власти. Какой они применяли инструмент для этого? — Обрезание! Как только «элита» народа начинала крепнуть, становилась способной управлять, понимая происходящее, в нужном народу направлении, сразу обрезали эту «элиту». Самодержавие это делало даже не с частью, а вообще с народом в целом. Коммунисты же основную часть не трогали. Потребность в раб. силе для построения коммунизма и вообще нужно понимать что рабовладение никто не отменял, как было в Древнем Египте, так и сейчас это есть. Они просто обрезали в 37 году лучшую часть, понимающую и претендующую на их власть.
    Нынешний же узурпатор «обрезал» научные, образованные круги, предпринимателей и общественное движение, откуда исходила «угроза» его власти. Параллельно он убирал угрозы со всего поля, в т. ч. хотел задавить и местных коммунистов, в лице Казанкова И. И. , понимая, что Казанков не коммунист, по сути — капиталист, прекрасно использующий идеологию коммунизма для укрепления своего капитала, читай власти.
    Казанков устоял, но капитал требует сохранения и накопления, а он раб капитала. Вынужден устранять того, кто ему мешает. Он нашёл поддержку вверху, поделившись и став кассой партии, заручившись добром, начал укрепляться в регионе. Как? И тут надо вспомнить птичку и МУ. Интересу МУ и Казанкова совпали. МУ борец за права марийского народа — против действующего режима. Казанков тоже против действующего режима, в части сохранения и приумножения своего бизнеса, который хочет (или хотел) отнять узурпатор.
    Так как «элита» МУ уже, как в первоначальном виде перестала существовать ( «обрезание») Казанкову осталось лишь простых МУ-шемовцев переманить на свою сторону. Одних он «работой обеспечил», а других идеологически охмурил, дав им ложное восприятие ситуации, или же … Свободолюбивые во главе с Козловым В. Н. сами прибежали на услужение к Казанкову, наивно думая, что тот их обеспечит в дальнейшем свободой, ведь МУ борется за свободу, только от кого?
    Да, теперь можно сказать, птичка получила свободу — но она вылетела всего лишь из клетки, но оказалась в комнате, пусть и в большей, но все же в клетке.
    Можно радоваться этому, рассчитывая в дальнейшем что покинет и эту комнату. Но не понимая происходящее, можно обратно залететь в клетку, думая что это окно в свободу (может это уже произошло).
    Тупик. Козлов в тупике, но в суете (подмена понятий — суету можно представить и как правильное движение, даже объявить как победу). Яковлева в тупике. Ерофеев в тупике. В тупике оказались марийцы.
    В выигрыше же Людовик и другой красный «иностранец». А про победу протрубили марийцы (или Козлов). И все наивные жители региона (других национальностей) теперь думают, что победили марийцы, и им нужно держаться за «проигравших» Л. М. Или К.С., как бы марийцы чего ещё не натворили.
    Ребята, дорогие победители и непотопляемые, прежде чем, о чем то кричать, надо разобраться, что происходит, что было и будет. Надо, чтобы появились мысли, понимание, чего хотим, что надо сделать и как.
    Потом это соизмерить с реальной ситуацией, и после этого начинать двигаться.
    Нет понимания, нет мыслей, а уже кричим, что победили, а «соперник»-то смеётся…
    Вопрос к стремящимся порулить (к управленцам тайным из московского землячества, к прозаикам, к фермерам и кухаркам): кого вы победили? Иванова, Шабдарова, Соколова? Но они же марийцы, зачем их побеждать?
    А Маркелов как сидит, так и сидит. Казанкова вы приподняли выше.
    А сами оказались на услужении идеологи. И чем же вы по сути отличаетесь от Мочаева, который так же в своё время побежал на услужение другой идеологии.
    И остались наши горе рулевые у разбитого корыта, а народ, как сам выживал, так и выживает. И язык его никто не будет спасать, ни культуру его… да ну вас, пойду по «раб» отаю за кусок хлеба…
    Низко, очень низко для летающей птички.

    • Аноним

      Вроде все правильно говоришь-да. Вроде все верно-да. Только не учитываешь понимаешь-ли главного. Главное это появилась НАДЕЖДА на изменения в республике. И они, эти надежды появились начиная с С.Мамаева, а затем и С.Казанкова. Вот эта надежда и прибавляет силы всем сторонникам Мари Ушем для продолжения борьбы за «счастливое будущее». Чтобы было понятно, представьте заблудились в лесу. Кругом болото, насколько глазу видно. Плутаете уже не первые сутки, ослабли, еда и питье закончились. Силы покидают, и сквозь марево слышится шум топора. В этот момент появилась «НАДЕЖДА», надежда выйти к людям, вернуться домой, надежда жить. И откуда-то у вас вдруг появляются силы продолжать свой путь, но это уже другой путь

    • просто критик

      +!00! Вот где отображена реальная ситуация.

  14. Лайд

    Поро!
    Кому строить корабли?..
    Несмотря на заглавие, читалось хорошо, интересно.
    Но концовку смазал своим нытьем, ты туда незаметно перешел.
    Интересно прозвучала реклама о «тройке». Будьте героями — никто не не против.
    Но не так претенциозно, что за всю историю за четверть века будто бы ничего не произошло, охаивать прошлое, размазывать, а потом невзначай выставить эти три имени.
    Аналитика автора статьи (комментарием трудно назвать, чувствуется, что все это написано, проверено, сверено) хворает. Сравнения спотыкаются.
    Это мое мнение.
    Где-то я еще писал, что «дайте порулить» — это желание молодых или же наставников этих молодых, стоящих не впереди команды, а шепчущего сзади, не рискнувшего взять и направлять эту молодежь.
    Действуя, пытаясь командовать сзади (чуть ли не исподтишка), ситуацию не изменить. Такое удавалось только в исключительных случаях.
    Много в статье необоснованных обстоятельств.
    Чувствуется, что написал «сочувствующий», но никак не личность, идущий на лидерство.
    Хотя да, кое-какой обстановкой владеет.
    А ты, автор, из народа?
    Тоже выживаешь?
    И сколько лет будешь это так выживать и терпеть… терпеть…

    • игорь бородин

      «Я слышала о вас столько гадостей, что сразу поняла — вы замечательный человек!»

      Ф. Раневская
      И я подпишусь хоть и не Раневская но согласен))

    • просто критик

      «Низко, очень низко для» не умеющей летать птички ( лайдау)

  15. игорь бородин

    Кто не видит будущего тот живет прошлым .Вы историю только расстрелами измеряете? Одна критика и помои …… А реально кто и что может предложить простому человеку ?
    Просто придти и сказать -люди айда сделаем то и то…..
    А читающая вас молодежь не хочет анонимных разборок невесть с кем.
    Меня часто спрашивают и спрашивает молодежь до 30 лет. А кто все эти люди анонимы на том сайте , что ты нам дал?????
    И мне нечего им ответить…….. нечего…….Как вас авторов комментариев видит молодежь Волжского района: Группа ( свора ,… бывших функционеров имеющих к друг дружке претензии) или еще мнение более грубое и циничное описывать его не буду.
    Эх люди люди………..

    • Лизук

      Тендан возымыда гычын, мый тыге умылем .Ик кайык лектын чоҥештен,а шонен эрыкыште улам. Шонымашыже тудын лийын арам .Шкетын улмыжлан кӧра ,ӧрмыж дене ,мӧҥгӧш чоҥештен тушканак пурен.
      Ынде мыняр гана умылтарен возем:-,,ТӰШКАШТЕ ВИЙ и ЛӰДШАТ ОГЕШ ЛИЙ!!!»Эн ончыч сеҥаш кӱлеш шкендым, лӱдмо дечын! Модыш семын кучылташ пуаш ,огеш кӱл шкендым!

  16. "И угораздило же черт, с душой, и талантом родиться в России!" А С Пушкин

    «Народ равнодушный до наименьшей обязанности, до наименьшей справедливости, до наименьшей правды, народ, что не признает человеческое достоинство, что целиком не признает ни свободного человека, ни свободной мысли.
    А. С. Пушкин.

  17. имран

    чем больше будут говорить о сталинских репрессиях, тем меньше будут говорить о царских каторгах и рудниках))

  18. Какшан марий

    Лизук, ондак шкендым вштончышыш ончал, вара гына ушан ой влакым возгале.
    Йылметше яклака, пашатше моклака

  19. Ошвуй

    «чем больше будут говорить о сталинских репрессиях, тем меньше будут говорить о царских каторгах и рудниках» (имран).

    — В противопоставлении двух великодержавий: белого и красного логическая ошибка. Ибо одно вытекает из другого. Великодержавный сталинизм прижился именно на почве великодержавного царизма, цезарепапизма…

Добавить комментарий для анонимОтменить ответ