Татарские активистки побывали в марийской деревне

Ak_kalfak_Mari-Suksy_13Мари-Суксы (Йӱштӧ Памаш) — единственная деревня в Актанышском районе, сохранившая свои народные традиции, язык и культуру родного народа. По этой причине многие туристы, приезжающие в район, в обязательном порядке едут в нашу деревню. И сегодня, 14 июля, марисуксинцы приняли представителей общественной организации татарских женщин «Ак калфак».

В 9.00 часов на мосту появился комфортабельный автобус с туристами. Среди них были жители Татарстана, Удмуртии, Чуваши, Марий Эл и других регионов России — более 30 человек. В составе делегации был и академик, выходец из соседней татарской деревни марийского происхождения Ягсуф Шафиков.

Встреча началась с родника. Каждый желающий мог бросить в родник монету и загадать исполнения сокровенного желания. Попутно руководитель ансамбля «Ший памаш» Ирина Миникаева познакомила с историей деревни и обычаями и традициями марийского народа. Женщины в марийских платьях угощали гостей чаем с ароматными травами и домашними блинами. Стол ломился от изобилия разнообразных блюд, которые с любовью и заботой приготовили марийки. Кулинары настряпали изумительные шедевры, красивую, вкусную выпечку и салаты. Напоследок гостям подарили мешочки с лесными пряными травами.

Затем все направились в школьный двор, где участники ансамбля «Ший памаш» приготовили концертные номера. Гости с удовольствием пустились в марийский пляс.

Следующим пунктом посещения была церемония проведения татарской свадьбы, где приняла участие и марийская молодежь.

Гости остались довольны и прощались с надеждой на следующую встречу.

Об обществе «Ак калфак»

Организация ведет работу по сохранению национальной самобытности, возрождению обрядов и обычаев татарского народа; проводит курсы и мастер–классы по шитью и вышиванию атрибутики национальной одежды, татарской национальной кухни; принимает активное участие в разработке законодательных актов о социальной и правовой защите материнства, детства и отцовства. Общество «Ак калфак» получает финансовую поддержку правительства республики, благодаря этому филиалы общества открыты не только во всех регионах России, но и в Австралии, Финляндии, Германии и других зарубежных странах… Руководителем организации является Идрисова Кадрия Раисовна, долгие годы проработавшая в социальной сфере Актанышского района.

В 2016 году в Татарстане действуют 785 школ с татарским языком обучения, 711 школ с русским, 98 — с чувашском, 29 — с удмуртским, 20 — с марийским языком. В самой Казани — 40 национальных татарских школ и гимназий. В 2015 году на программу «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан» было выделено из регионального бюджета 184,2 млн руб.

Елена Ирдуганова

Фотографии автора

29 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом

29 responses to “Татарские активистки побывали в марийской деревне

  1. Геннадий

    Одобряю.То что некороые татарские общины начали обращать на нас внимание это только +.Казанские генетики из КГМУ выявили что 98% гентики идентична с финно-угорской.Это о чём говорит,о том что это наши братья финно-угорские,так же как и мордва,удмурты,карелы и так далее.

  2. Аноним

    Российские генетики заявляют, что русские не славяне
    А сенсация действительно получилась невероятная – оказались ложными многие мифы о русской национальности. В том числе выяснилось, что генетически русские – вовсе не «восточные славяне», а финны.
    Не менее сенсационным оказались и данные по Украине. Оказалось, что генетически население Восточной Украины – это финно-угры: восточные украинцы практически ничем не отличаются от русских, коми, мордвы, марийцев. Это один финский народ, некогда имевший и свой общий финский язык.
    © Источник: https://nistru.net/threads/rossijskie-genetiki-zajavljajut-chto-russkie-ne-slavjane.8433/

  3. Анжелика

    И всё-таки марисуксинцы гостеприимный народ!Всегда достойно встречают каждого своего гостя,при этом никогда не забывают свои традиции!

  4. Памаш ял

    Все это, конечно, хорошо. Но жаль марисуксинцев: клуба нет, родник имеется, но воду гонят грязную из пруда. Ладно, многие пробурили скважину. Что делать старикам и бедным?

    • Аноним

      И всё-же замечательно, что имеется родник, не случайно название села Мари-Суксы (Йӱштӧ Памаш). Еще было-бы правильнее обустроить его так, чтобы было журчание. Именно звук шумящей(падающей) воды создает притягательность данной местности. Наверно многие с этим ощущением сталкивались.

      • Елена

        эээээээээхххххххх!….3 родника! Их названия были по именам первых жителей : Чавай, Мамыкай , Уразбай!……..А КАКИЕ БЫЛИ ИСТОЧНИКИ ВОДЫ!!!!! Еще на территории имеются 2 родника- про них забыли!!!!!!!!!!! Еще 2 полностью заросли и исчезли. Не было такого названия как родник Йушто Памаш! Это хз кто придумал! Деревня известна с 1638 года и называлась Су:ксо:. Потому ошибочно русские писали Суыксо-не было у них у: и о:. это потом придумали Йушто Памаш.
        Клуба, действительно, не имеется!Учитывая, что деревня вымирает, думаю уже и не будет!
        Возможно, стоит попробовать стать членами какой-нибудь марийской общественной организации, зарегистрированной в минюсте, и открыть филиал в деревне?. Глядишь, и с клубом будем- фундамент имеется! Даже если соберем осенью по 100 кг картофеля с каждого двора-это будет 14000. Умножаем на 8= 112 000 рублей, которых продадим на ярмарке. С КФХ по 20 000 руб и можно будет построить и стену и крышу! года через 2-3 глядишь с клубом и будем!
        Спасение утопающих -дело рук самих утопающих!!!

      • Елена

        «Еще было-бы правильнее обустроить его так, чтобы было журчание»—один родник можно устроить каскадом: с благоустройством территории—изюминку можно сделать! но! нужна зарегистрированная организация, которая могла бы претендовать на хозяйствование в своей деревне! а просто так никого и близко не подпустят! хозяйничают другие! нет лидера!.

        • Аноним

          На часть собранных денег пригласить «mari-advocat», чтобы помог организовать и зарегистрировать ТОС. Возможно согласиться взять за работу сельхозпродукцией. Вот и появиться в селе зарегистрированная организация. Назвать как-нибудь по умному, примерно «ТОС марийская деревня Су:ксо». Затем обратиться в Министерство культуры РТ с просьбой чтобы включили в программу строительство культурно-досугового центра (детский сад, библитека, ФАБ, клуб). В Татарстане принята Государственная программа «Реализация национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», которая в свою очередь, является составной частью федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)».Татарстан стал одним из пилотных регионов по апробации системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений.
          Что касается пример ТОС. Жители микрорайона Тарханово в Йошкар-Оле намерены обратиться к властям города с просьбой поддержать их инициативу по созданию территориального общественного самоуправления (ТОС), — сообщает корреспондент «7×7». По словам жителей, они не согласны с попытками решить без их участия судьбу прилегающей к двум уже построенным многоквартирным домам территории, которую видят местом отдыха жителей и игр для детей. Практически еженедельно жители квартала устраивают субботники по благоустройству территории. Кроме футбольного поля они оборудовали волейбольную площадку, установили баскетбольный щит, облагородили деревья и кустарники, растущие на обочине территории, и завезли почти на всю свободную территорию песок. Для того, чтобы самим нести ответственность за благоустройство двора со спортплощадкой, жители Тарханово подали в мэрию Йошкар-Олы заявку на учреждение территориального общественного самоуправления.
          http://7×7-journal.ru/item/83621

          • Елена

            поддерживаю на все 100%. я согласна оплатить услуги адвоката и сама! главное, все оформить грамотно-правильно с юридической точки зрения и пройти регистрацию в минюсте! тогда, действительно, у нас будет и ФАБ, и клуб, и можем обустроить родники! если нас не будет—кто-то из молодежи все равно продолжит! дайте контакты адвоката! у нас уровня ай-кью не хватит!

            • Аноним

              В таком случае Елена правильнее разместить на сайте приглашение для mari-advocat и оставить координаты как связаться с Вами. Вот и всё. Захочет или нет потрудиться над созданием ТОС mari-advocat это уже другой вопрос.

              • Королёк

                Елена дай поисковик-» мари адвокат» и вся информация полностью высветится -телефон, адрес его офиса и т.д.Я его так нашла когда срочно нужна была консультация в день схода по выборам делегатов на съезд мари.

              • Королёк

                По телефону.

                • Елена

                  спасибо! попробую!

                  • просто критик

                    Не смешите насчёт иванова- адвоката. Он в Йошке то не помогает, А деревенским с другого региона подавно. Да и по гражданским делам он не спец. Вам нужен юрист по гражданским делам, а не адвокат.

                    • Аноним

                      Ну тогда обратиться к М.Долгову, кажется у него юридическая служба.

                    • Елена

                      ясненько!как говорится, самое надежное плечо — это свое плечо!

            • Аноним

              Оплатить возможно следует только изготовление всех необходимых документов для регистрации ТОС. Получить консультацию от создателей ТОС, для этого требуются расходы на поездку.
              http://7×7-journal.ru/anewsitem/87469
              Жители района на окраине Йошкар-Олы добились территориального самоуправления
              Депутаты городского собрания Йошкар-Олы утвердили решение о создании территориального общественного самоуправления (ТОС) «Тарханово».

  5. Аналитик

    Цитата:» …В самой Казани — 40 национальных татарских школ и гимназий. В 2015 году на программу «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан» было выделено из регионального бюджета 184,2 млн руб….»

    Впечатляет. В Йошкар-Оле всего одна марийская гимназия,и то-формально….Уже который год там не создаются марийские классы-руководство гимназии не объявляет о наборе(то есть,нет публичной информации, о том,что идет набор в марийский класс, нет агитации)-в итоге марийский класс не набирается и директор гимназии с чистой совестью отмечает что нет желающих и класса марийского не будет…А всем пофиг-и Мер Канашу,и Мари Ушему и прочим активистам…Никто не думает,что будущие поколения мари будут русскоязычные,а значит-уже не марийцами в полной мере…Что ж,видимо мы сами это заслужили….Всех благ,друзья…)

    • Аноним

      Странно звучит заключительное предложение в контексте смысла всего комментария.

    • Инна

      думаю это неспроста,вы заметили как правительство наше сильно уделяет внимание именно чеченской республике,Татарстану,Башкирия не отстает почти…чтобы мусульмане сильно невозникали ,живя нормально хорошо.А на республики православные Мари Эл ,Удмуртия ,Чувашия и т д..сильно на этот счет они не паряться,так как считают что раз они одной веры с русскими ,значит легче им будет смешаться и ассимилироваться с ними,а может и вскорости и исчезнуть,раз языки плохо изучаються,попросту обрусеть окончательно и замли будут уже не республик Мари Эл ,Удмуртия и т д а просто напросто растворяться ….ведь с мусульманскими республиками это непрокатит,с ними типа надо быть настороже.

      • Алексей собес

        Хочу сказать, что всем нациям работать всё равно придётся: выращивать хлеб, картошку; доить коров, косить сено. Инне тоже придётся работать, чтобы заработать на кусок хлеба. В 21 веке бумажная работа только у банкиров, они легко делают деньги из воздуха, дают деньги в кредит и потом получают большие проценты.

  6. Аноним

    ежегодный повод к самоумалению http://www.marimedia.ru/news/culture/item/53421/

  7. Инна

    черемисы ,предки современных мари пришли с Родины Заратустры,древнего Ирана,расселившись на древних Землях Руси нынешней ,смешались впоследствии с угрофиннами и славянами,часть и с тюрками.

    • Аноним

      https://russia.tv/video/show/brand_id/3975/episode_id/993377/video_id/1008133/
      http://2.russia.tv/video/show/brand_id/3975/episode_id/993377/
      ЗА КАДРОМ С МАРКОМ ПОДРАБИНЕКОМ
      Зороастризм — самая древняя религия из тех, что существуют до сих пор. Большинство не знает о ней ничего, кроме названия. «Благая вера почитания Мудрого» — это религия древних персов, берущая начало в откровении легендарного пророка Спитамы Заратуштры. В основе его учения — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.

  8. Аноним

    В таком случае черемисы являются приверженцами зороастрийской веры, то есть поклонялись Кече Ош Кугу Омо и огню. У каждой марийской семьи было Кудо, в котором всегда во время молитвы разжигался костёр. Во время кумалтыш в роще всегда разводили костры.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ