Традиционалисты-мари Башкортостана провели встречу и моление

13599921_1180612221996526_6020451674967159365_n6 июля в селе Мишкино Республики Башкортостан прошла встреча марийских священнослужителей (онаеҥ или карт) и энтузиастов — исследователей марийской традиционной религии. А на следующий день в деревне Ирсаево были моления.

Главными участниками встречи были карты из Янаульского района Геннадий Пастиев, Павел Ямиев и местный онаеҥ Вячеслав Шакмаев. Во время встречи были затронуты вопросы, связанные с возрождением веры предков. Один из них — восстановление святых рощ районного значения — Мишкинского «Мер кӱсӧ» (Мировое молебнище близлежащих к Мишкино деревень) и «Тӱня кумалтыш» (Всемирное молебнище республиканского значения). В разное время они были разрушены. Их восстановление — дело непростое, но необходимое.

Второй вопрос касался обрядовой стороны. Как известно, марийцы живут в разных областях и республиках России, поэтому и обряды часто отличаются между собой. На этот счет было принято простое и мудрое решение — обрядовая сторона будет зависеть от главного карта, проводящего моление, а небольшое разнообразие обычаев и обрядов только украсит марийскую культуру.

Третий вопрос касался народных праздников. Каждый год выходит немало марийских календарей, но праздничные дни в них не совпадают. В этой ситуации было решено найти выход в истоках языческой религии — в астрологии. Как известно, раньше языческий жрец, умел читать звезды — определять по ним дни солнцестояний, равноденствий, просчитывать наперед фазы луны… Многие праздники, например Кӱсӧ, до сих пор определяются по календарю астрономическому. Для уточнения нового, вернее древнего, астрономического календаря решено было собраться снова и провести отдельный семинар.

Встреча марийских онаеҥов состояла не только из дискуссий за круглым столом. Ее участники посетили священное место всех мари района «Султан керемет» (керемет — родовой дух-хранитель, роща посвящена легендарному вождю местных мари — Султану), «Мер кумалтыш» (мирское молебнище) и побывали у святилища не только районного, но и республиканского масштаба — «Тӱня кумалтыш» (Всемирное молебнище). К сожалению, последнее святилище к нашему времени не сохранилось.

7 июля в священной роще деревни Ирсаево «Кугу Юмо кумалтыш» (молебнище Великого Юмо) с участием всех картов прошло молебнище «Кӱсӧ кумалтыш». Это моление и праздник в честь летнего солнцестояния, сходное со славянским праздником Ивана Купала. Но мари при проведении праздников учитывают не только положение солнца, но и фазы луны и дни недели. Поэтому после самой короткой ночи ждут новолуния, а затем — ближайшего четверга, как самого благоприятного дня для моления. Хотя моление официально было не районного масштаба (уже было отмечено, что для проведения такого моления, в районе священных рощ не сохранилось), туда были приглашены все желающие.

Нужно отметить, моление отличалось от предыдущих — спустя немало десятилетий, возможно и столетий, в марийской священной роще вновь зазвенел звон волшебных гуслей. На них играл директор марийского историко-культурного центра Алексей Ибулаев. Он же изготовил обрядовый для этого праздника «сюрем пуч» и протрубил на нем о начале праздника. Дальше онаеҥы начали читать молитвы богам, время от времени раздавался звон ритуального удара ножа об топор… В общем, в этот день были возрождены многие древние обряды и мы надеемся, что впредь народ их не забудет и марийская традиционная религия будет только крепнуть.

Эсен ЭЛАЙ

Источник: газета «Дружба»

Фото: газета «Дружба», Людмила Ямурзина в соцсети Facebook

18 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом

18 responses to “Традиционалисты-мари Башкортостана провели встречу и моление

  1. Елена

    «5»..и где фото?

  2. Елена

    молодцы!хорошее и нужное дело делаете!

  3. Аноним

    «Это моление и праздник в честь летнего солнцестояния, сходное со славянским праздником Ивана Купала.»
    Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения совпадает с праздником Иоанна Предтечи(Иоанна Крестителя). Ива́н Купа́ла(Иоанн Креститель) это тот который освящал водой (купал) Исуса. Поэтому и праздник называют Ива́н Купа́ла.

    • Язычник

      Что-то вы Аноним все перевернули с ног на голову. Языческие праздники изнчальны, они существовали задолго до появления вашехо Христа 🙂 Это христианство подтянуло свои библейские сказки, наложило на них свои выдуманные события, праздники. Поскольку народ обычный, т.е. язычники, ну никак не хотели ваши выдуманные Рождества, Пасхи и Иоана Предтечу отмечать, а отмечали упорно свои родные языческие праздники 🙂

      • Аноним

        В таком случае скажу проще Ива́н Купа́ла(Иоанн Креститель) был «язычником» и купал в водах Иордана. Это потом появились Христиане, православные, католики. Ива́н Купа́ла(Иоанн Креститель) освящал во славу Ош Кече Юмо.

      • Аноним

        Душу мою радуют, когда я вижу, как Коренные Народы проводят свои Древние Языческие Праздники и как называются их Духовные Вожди: Жрец, Карт, Шаман — не важно для меня, а важно для меня то, что Народ просыпается, ибо День начинается с Рассвета. И не надо вдаваться в мелкие споры с шавками — «собака лает — караван идёт». Народ Мари — Великий Народ! Ибо только Корнями живы Ветви!
        Будут жить Корни — будет жить и Ствол, будет жить Ствол — будут жить и Ветви, будут жить Ветви — будут и Веточки, будут и зеленеть Зелёные Листочки, Цвести Душистые Цветочки, принося Плоды Семени Рода твоего, Рода Древнего, Рода Мудрого, Рода Светлого.
        С уважение ко всем Коренным Народам Старейшина Совета Старейшин Коренных Северных Арских Народов Древней Тархъ-Тарии — Арий Арион Родич.

  4. Язычник

    Вообще-то марийцы изначально отмечали Сӱрем и Кӱсӧ, а Йыван да Петро кече — это поздние заимствования у христиан, так что ничего общего с Вашим Иваном Купалой (Иоаном Крестителем) нет…

  5. Аноним

    Возможно вы и правы, но Иван Богослов купал в водах Иордана (ЭРДЕН) именно во славу Ош Кугу Юмо (моление во славу Великого Юмо) как впрочем и марийские священнослужители (онаеҥ или карты), а также энтузиасты — исследователи марийской традиционной религии.

  6. Гражданин

    PORO, ты даже как Аноним выдаешь себя здесь. Не неси свою чушь, что славяне и русские — великий народ и все от них великих…
    Ничего общего со славянским Иваном Купалой, тем более христианским бредом Иоана Крестителя в традиционном марийском празднике Сӱрем Кӱсӧ нет! Нет у нас никаких обрядов купания, бегания голышом! Твой разум одурманен великорусским шовинизмом, очисти свой дурной, захламленный всякой чушью мозг!!! Попытайся быть просто самодостаточным марийцем, а не жалким приложением русских и славян, каковым ты сейчас являешься…

    • Аноним

      О каком «бреде» ты говоришь гражданин-начальник. Насчёт бегания голышом это для европейского обывателя. Происходило намного проще, все заходили в воду и производили купание. Насчёт всякой «чушью», предполагаю у тебя ничуть не меньше. Самоназвание «Славяне» не проходит ни в одном летописном древнем документе, имеется «Словены». И еще река Эрден(Иордан) находиться совсем даже не на Ближнем Востоке, а в Галлии, это далеко не Израиль.

  7. Елена

    Укажите, пожалуйста на фото онаеҥа Вячеслава Шакмаева. Если это тот Шакмаев В.Ш., который был в сентябре прошлого года на открытии Мишкинской больницы—понравился очень: не выпячивался как татарский мулла Юсуп, высокомерия как у отца Николая! Карт мари был на высоте: умением держать себя! и внешне был самым привлекательным!

    • Лизук

      Кӧм тынаре ӧрыктарынеда? Кӧ тендам тыге туныктен?Кумалтышым шып эртарат .Тиде тыланда пайрем огол. Тӱҥ Карт Кугыза,- уке гын чара кутанетым ончыкто,- уло тӱня калыклан!

      • Гражданин

        «Шып» тудо ожно Руш кугыжа да Совет жапыште эратареныт, тунам чимарий-влакым тӱрлын поктеныт да шыгыремдылыныт. Кызытсе жапыште медиа аланыште (медийный пространствыште) уке улат гын, йӧршын уке улат, нигӧ тыйым ок пале, нигӧ шотыш ок нал. Тыгак огыл мо? Кӧ чимарий-влакым шотыш налеш, Пошкырт кундемыште гына огыл Марий Элыштыжат… Тачысе кече дене иктӧр кайыман, ончалза фото-влакым кумалше-влак коклаште илалшырак-влак веле, самырык-влак пешыжак огыт кошт… Вот мо мемнам тургыжландарышаш.

        • Лизук

          Юмым сӧрвалаш вара чыла вер кӱлеш мо?Чылан ужышт манын шонеда мо?Мом возеда ,-шкеят огыда умыло. Кумалтыш,- тиде сӱян огол, -кеч ожно,кеч кызыт!

          • Гражданин

            Тый дечет йодаш монденна… Калыкым тыште туныктен шинчымет дене шерым теменат — тыят Юмо отыл, да марий вес еҥемым тыйын семын нигунам туныктен ок шинче. Южгунам умшадым от поч гын, марий тӱнялан сайрак лиеш 🙂

            • Лизук

              Илыше айдеме умшам огеш петыре,-йылмым тореш огеш пур!Кӧ воштылеш -тудын шеҥгеллан кодеш.Чын ! Мый Юмо лийын огым керт !, Мый огым каласе гын кӧ каласа?Шот ден шке йӱлаам тӧрлаш огыда толаше.Йоча шамычым огыда туныкто. Йӱйын, шикш тӱтыраш авалтын,- шке урлыкдам пагалыде,- ончык лектын нигунвмат огыда керт. Ваш сырен, туманлен ,еҥлан кӧранен -сайыш огыда шу.Иктынат туныктымо мутшым инеда колышт,тудланак пернылын коштыда . Кул ден тарзыш савырнен улыда!-,,Вара тиде тыланда эшеят шагал мо???»-Тидын дене келшеда гын,- кузе моштеда,-туге илыза.

              • Гражданин

                Лизук, молан тый моло марий нерген 2 да 3-шо лицаште ойлет, тыйже марий отыл мо?
                Марий калыкын проблемыже лач тыйын гай лузук-влакыште, те шкеже калыкна верч нимом огыда ыште, лач ӧрдыж ончен, пеш чот ушанла туныктен вел киеда… Але, мо эше ударак, тыйын гай «ушан-влак» вес ыштыше марийлан чаракым ышташ, ӱчым шукташ пеш реза улыт! Але шукырак ужашыжлан нимо марий ок кӱл…
                Мый тыге шонем: марий улат гын, шке калыкет нерген «те» манын от ойло, иктаж-мо ок келше гын, ситыдымашым ужат гын, марий семын шке тиде ситыдымашым шке пашат дене кораҥдаш тыршет, вес ыштыше марий-влаклан полшаш тӧчет.

  8. Алексей

    Гражданин, если ты очень добрый человек, помоги Чоткару. Ты же наш человек. Я верю, что можешь.

Добавить комментарий для ГражданинОтменить ответ