Сразу два марийских артиста удостоены на днях почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» – балерина Нина Макарова из Государственного ансамбля танца «Марий Эл» (г. Йошкар-Ола) и музыкант, флейтист Национального филармонического оркестра России Владимир Шамиданов из Москвы.
Эта приятная новость застала Владимира Шамиданова в дороге – Национальный филармонический оркестр России гастролирует по всему миру и первыми его поздравили московские земляки.
– Какие чувства вызвало у вас известие о награде?
– Радость. Удовлетворение от того, что мой труд оценили столь высоко.
– Ваша музыкальная биография насчитывает уже более 35 лет. Как вы пришли в музыку?
– Я родился в д. Новоакбулатово (Кÿрзö ял) Мишкинского района республики Башкортостан в большой многодетной семье: нас пятеро у родителей – Яркая Шамидановича и Ахсылтан Яикбаевны. Все с удовольствием пели, а мы с братом еще и наперегонки играли на баяне. Мечта заниматься музыкой, конечно, была, но где ребенок из деревенской школы мог получить качественное музыкальное образование?
Я окончил 5-ый класс, когда в марийской детской газете «Ямде лий!» («Будь готов!») вдруг прочитал заметку о том, что в Марий Эл идет набор в Школу-интернат №1 для одаренных детей (ныне Национальная президентская школа искусств). Загорелся, надо ехать! Родители сначала ни в какую: куда собрался, в другую республику?! Да ни за что, мал еще! «Все равно поеду!» Нашел товарища постарше – он тоже хотел поступить, правда, в культпросветучилище, и родители отпустили.
Переступил порог школы-интерната, а там огорошили: прием окончен. Но, видя мое великое желание учиться, завуч школы, талантливый музыкант, выпускник Санкт-Петербургской консерватории Иван Семенович Орехов дал добро и показал на невиданное чудо со сверкающими клавишами: «Будешь флейтистом!»
Игра на флейте у мари в крови – это один из наших национальных инструментов, поэтому учеба в школе-интернате вспоминается как череда напряженно-радостных дней. После школы-интерната я учился уже в Москве, в Гнесинке. Работал в Первом отдельном показательном оркестре Министерства обороны СССР, с которым мы выезжали на гастроли не только в США и Европу, но и в горячие точки Афганистана.
Затем меня пригласили в оркестр «Молодая Россия» Марка Горенштейна, Российский национальный оркестр Михаила Плетнева и, наконец, в Национальный филармонический оркестр России под управлением народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Владимира Спивакова.
– У вас целая музыкальная династия, ведь ваши сыновья также выбрали служение музыке?
– Да, Виталий и Андрей окончили Московскую государственную консерваторию, они тоже духовики, играют на фаготе. Виталий – в московском театрально-концертном центре Павла Слободкина, а Андрей стал лауреатом нескольких международных конкурсов, работает в Российском национальном оркестре под управлением Михаила Плетнева.
Брат, кстати, пошел по моим стопам и, окончив в Уфе республиканскую гимназию-интернат им. Альмухаметова, тоже стал музыкантом – заслуженный артист Республики Башкортостан Александр Шамиданов играет на тромбоне, он солист Национального симфонического оркестра РБ.
– Говорят, у вас и флейта необыкновенная – золотая?
– Да, этот уникальный инструмент стоимостью полмиллиона рублей сделан одним из лучших мастеров в Бостоне – мировом флейтовом центре. Владимир Теодорович (Спиваков) принял решение приобрести его после прослушивания моего исполнения на ней нескольких партий из Шостаковича. Дело, конечно, не в золоте и во внешней красоте инструмента, а в качестве звука – его отличают мягкие краски и богатство звучания.
– Что вы посоветовали бы юным музыкантам, только вступающим на свой путь к музыкальному Олимпу?
– Благоговеть к музыке, дышать ею, ежедневно и неустанно совершенствоваться в ней. Меня по жизни вела мечта – доверяйте своему сердцу, и у вас все получится!
Елена Минилбаева
Фото из архива Владимира Шамиданова
Рад, за Вас, за то что хоть о нас что-то вспомнили!
Но это не меняет дела!
Механизм разрушения Российской Федерации уже запущен!!!
Аноним, заслуженное звание российской федерации дают людям, за значительный вклад или работу, это не в первый раз дали. Вот например, http://www.finnougoria.ru/about/events/3962/ Можно много других марийцев найти с этим званием. В интернете только смотреть надо.
Ну и что РФ дает марийцам звания “заслуженных”? Какая польза от таких мари как Шамиданов, который живет за пределами Марий Эл и своей исторической родины? Он же наполовину уже обрусел, дети, думаю, полностью русские. Дающее звание государство внушило шамидановым, что марийский и др. нерусские языки коренных народов не нужны. Это государство не создало условий, чтобы Шамиданов остался марийцем даже в Москве и воспитывал бы своих детей марийскоязычными!
Так что от этих званий “заслуженный” марийскому народу пользы, что от козла молока.
ты не прав! хотя и живет за пределами Марий Эл, он поднимает престиж марийского народа!
Шотан марий Москошто ила, рушла ойла, руш музылан служитла, рушлан йораш тырша, садланак верч руш званийым налеш да йоча-уныкажым рушла ойлаш да рушлан йораш туныкта.
Мый аклем марий калык артист-влакым, а огыл рушлан йораш точышо артист-влакым. Тиде моско руш марий шамычын уныкаштат очыни марла огыт ойло.