Украинские чемерисы и русские мари

Прошлое и настоящее

Забытая история

10_Ukr_mari

Украинское полотенце с марийской вышивкой

Забытая история мари, утративших свои корни за пределами марийских этнических территорий, а в первой половине XVI века это, преимущественно, горные мари, – история достаточно далёкого прошлого … Почему именно горные ? – Издревле Горная сторона представляла собой «промежуточную контактную зону», была «своеобразным мостом между востоком и западом, севером и югом». Впервые именно на Горной стороне «происходили столкновения сначала между русскими и болгарами, а затем русскими и татарами», в результате которых «практически каждый русский поход на Казань неизбежно приводил к опустошению Горной стороны» (А.Г. Бахтин, 1998) … В частности, в письменных источниках имеется упоминание о том, что в 1523 г. в результате разорения русским войском Горной стороны, войска «мног плен с собой черемиской приведоша» и поселён на западных рубежах Московского княжества. Откуда в 1527 г. пленённые бежали, переправившись через Днепр, «пошли лесами на юг», т.е. в пределы нынешней Украины. Это был первый значительный исход черемисов к «украйным людям». Об этом, в частности, можно прочесть в книге «Памятники дипломатических сношений Московского гос-ва с Польско-Литовским». Т. 1, СПб., 1882, С. 753-754. Этот исход не противоречит последующим, более поздним, уже не только с Горной стороны.

В истории военных территориальных экспансий отселения и переселения обитателей захваченных территорий – довольно распространённая практика. Её цель – разорвать связь: родная земля – народ этой земли, рассредоточив его с тем, чтобы легче было «перетравить» инородческий элемент. В отношении автохтонов Правобережья время показало: такая практика стратегически оправдала себя, и самая многочисленная в Средневековье часть народа мари ныне является самой немногочисленной и самой… предпочитаемой в отношении властных полномочий – с исключительно культурническим предназначением.

В украинской науке история миграции достаточно большого числа мари в пределы Украины впервые документально была исследована и предложена научному сообществу в статье «Чемерисы в городах Украины XVI-XVIII вв.» историком, археографом, историографом с мировым именем, а также арменоведом, специализировавшимся на изучении армянских колоний Украины и Польши, Я.Р. Дашкевичем (1926 – 2010). В этой работе на материале достаточно большого числа разнообразных источников ученым было обращено внимание на «наименее изученные в науке» колонии черемис (укр. «чэмэрыс») наряду с известными «периодически возникавшими армянскими, татарскими, еврейскими, караимскими пригородами или кварталами» в городах Украины Позднего Средневековья. Миграция мари, как следствие военного противостояния Московского и Казанского государств в этот период, определена им «исторически последней крупной миграцией угро-финнов на запад».

В результате подсчётов численности чемерисов во второй половине XVII века Ярослав Дашкевич приходит к выводу о том, что «общая численность группы должна была приближаться к 10 тыс. чел., что для опустошённого войнами Подолья представляло внушительное число». Подолье же – это историческая местность, охватывающая несколько областей современной Украины: всю Винницкую область; кроме волынской и полеcской части на севере – Хмельницкую; кроме равнинного Малого Полесья на севере – Тернопольскую; восточную часть Черновицкой; север Ивано-Франковской; восток Львовской, а также прилегающие южные территории Черкасской, Кировоградской областей и северо-западные районы Одесской области, к тому же ещё – Приднестровье… Большая территория, заманчивая своими ресурсами, плодородными землями. В этот период, отмечает исследователь, чемерисы Подолии, на «вечном поле битв», «…превратились в заметную военную силу, с которой считались все воюющие стороны».

Предположение учёного о численности чемерис в то далёкое время находит подтверждение и в указанных им топонимах на территории нынешней Украины: Чемерисский Бар, Черемисовка (Черемисы), Чемерисские Хуторы, Пилипы Черемисские, балки (ложбины) Чемерисовы, Чемерполь на Южном Буге… и в довольно значительном наличии этнически маркированных, прозвищных по происхождению, фамилий: Чэмэрыс, Чымырыс и Чэмэрыш, Чэмэрысенко и Чэмэрысюк, Чэмэрук и Чэмэрюк, Чэмэрыськый … (и относительно более поздние в Украине: Чэрэмыс, Чэрэмысын …). Кроме того – в просуществовавших в материальной культуре Украины, вплоть до XIX века: короткой верхней одежды, предназначенной для верховой езды (чэмэрка, чэмэрчына), а также элементов марийского орнамента в украинских сорочках-«вышыванках», полотенцах, украшающих иконы и настенные фотографии членов семьи в украинских жилищах, иконы и распятия в церквях; наконец, в фольклоре: украинских поговорках, легендах, песнях …

В отношении фамилий поволжских финнов-иммигрантов, следует отметить, что преобладающая их часть уже в первой половине XVII ст. получила украинские имена и фамилия. По этой причине этнически маркированные антропонимы охватывали меньшинство из них. Меньшинство же это, дав имя поселениям, пригородам или кварталам, в последующем именем своим множилось, находило своё продолжение уже в образовании оттопонимных фамилий, например: поселения Чемерисовка, Чемерисы > фамилия: Чемерисовский,Чемериский; Чемерполь > Чемерпольский; Бар (Чемерисский) > Барский, т.е. – «выходцы из этих населённых пунктов», являющиеся с течением времени уже не только этническими мари. И всё же, в имени хранится память о тех, кто дал его …

01_Ukr_mari_karta

Карта Гиёма Левасара де Боплана, 1648 г.

В последние десятилетия, на постсоветском пространстве, возник интерес к родословию, а в связи с этим и к происхождению фамилий. В преобладающем большинстве случаев среди носителей фамилии Черемис/Чемерис (а также производных), интересовавшихся её происхождением, для большинства, задача эта была довольно трудной, пожалуй, неразрешимой. Украинские историки, специализирующиеся на Истории Средних Веков и, в особенности, истории украинского казачества, ознакамливаясь с Реестрами Войска Запорожского, 1649 и 1756 годов, обращали внимание на этнически маркированные прозвищные фамилия, носители которых происходят из разных народов: алтайских, балканских, кавказских, прибалтийских … и в том числе – уральских. Со временем, благодаря Интернету, и неспециалистам стало доступным получение каких-то, надо сказать, не всегда достоверных, знаний относительно происхождения своих фамилий.

Исходя из самой общей классификации диаспор: «старые» и «новые», нет оснований относить компактное проживание в Позднем Средневековье «военно-служилой этнической группы – финноязычных чемерис, по социальному положению напоминавших городских казаков-украинцев» (Дашкевич), к диаспорам с глубокими историческими корнями – подобно армянской, еврейской или греческой. Причин тому несколько: это и последующая утрата возможности оседлого проживания, обусловленная бесконечными войнами, но это так же проблема – и армян, и греков, и евреев… того времени, времени пребывания в «буферной зоне» (или в «промежуточной контактной».., по определению марийского историка, характеризующего Горную сторону – правый берег Средней Волги), и отсутствие «этнического предпринимательства», возможности торгово-экономической деятельности («черемисы не занимались торговлей или ремеслом»), и отсутствие конфессионального правового статуса (язычники, подвергавшиеся постепенной христианизации), и другое.

Отмечая у мари на протяжении полтора-двух столетий «стойкое этническое сознание, способствовавшее сохранению их колоний», украинский ученный констатирует у них неуклонный, в последующем, процесс «ассимиляции украинцами (отчасти, возможно, литовскими и добруджскими татарами)» – в иноэтнокультурной среде, в отрыве от «земли обетованной». С этого времени, испытав на себе вместе с украинцами все тяготы положения, зависимого от различных, конкурирущих между собой государственных образований, носители «марийских фамилий», в конечном итоге, в большинстве своём уже не подозревают, кто такие чемерисы/черемисы и откуда есть пошла земля ихняя …

Чемерисская метрика

Учитывая то, что Чемерполь – последняя попытка создать на Подолье ещё один «чемерисский город», который по разысканным документам «относится примерно к 30-м годам XVIII в.» и, следовательно, является самым поздним поселением чемерис, можно предположить бо’льшую сохранность следов былой «марийскости» именно в нём – в сравнении с более ранними поселениями XVI и XVII столетий.

Чемерполь, «Город Чемерисов», в XIX ст. – «захудалое село, потерявшее свою чемерисскую метрику», ныне – село, относящееся к Гайворонскому району Кировоградской области и являющееся центром сельского совета, в состав которого входят три населённых пункта: Чемерполь, Ташлык и Березовка. Расположен этот «город» на живописной долине левого берега реки Южный Буг.

В чемерпольском сельсовете заместитель главы – молодая вродлыва (укр. «красивая») и несколько строгая женщина, девичья фамилия которой – Чемерук. Виктория Васильевна по профессии учитель. История села её всегда интересовала, со школьных лет, только вот сведений о нём очень мало да и времени заниматься краеведением, к сожалению, нет: семья, работа, домашнее хозяйство… И всё же именно Виктория Васильевна разместила на официальном сайте Чемерпольского сельского совета историческую справку о Чемерполе, из которой мы можем узнать одну из версий того, как возникло село и его название. По местным преданиям возникло оно, как бы благодаря первопоселенцу Чемеру – с «польской» (вторая часть названия ведь «поль»…) стороны, т.е. имеются ввиду польские угнетатели, от которых убегали порабощённые украинские крестьяне на земли Войска Запорожского… Кстати, на сайте директора Чемерпольской общеобразовательной школы презентована ещё более «польская» версия происхождения названия села: «Жил себе когда-то поляк Чемер – отсюда и название такое, Чемерполь»…

В своей исторической справке В.В.Чемерук (от фамилии которой и произошло название села, уверены все Чемеруки и Чемерполяне) характеризует односельчан достопамятного прошлого как «чрезвычайно вольнолюбивых и независимых людей, которые всегда и неизменно противились насилию». Между прочим, на «Сайте громады села Чемерполь» повестка дня 2016 года определена соответствующим образом, а именно: «Повестка дня громады, а не власти или корпораций !»… В добавку не лишним будет упомянуть, что и в 2015 году, в «День предпринимательства» (есть такой день, ежегодно отмечаемый), лидеры громады посчитали нужным заявить о том, что «Вся инфраструктура села закручена вокруг предпринимателей и держится на них. Суровые законы бизнеса оставили только самых сильных. Местная конкуренция дала жителям самые недорогие и самые качественные из возможных товары, продовольствие и услуги. Ничто не остановит предпринимательское движение в Чемерполе, так как есть сила и воля делать своё дело, обустраивать село !». Вот такая вот фамильярная… фамилия и посылы её носителей интернет-потребителям.

Впрочем, зам. главы посоветовала обратиться к бывшему главе сельсовета, который вплотную занялся краеведением. Он старше, уважаемый в селе человек и больше знает об истории села, т.к. разыскивает сведения о нём.

Рубижевич, В.В. в недалёком прошлом – глава сельского совета. Ныне как и все чемерполяне, оставшиеся в селе, т.е. не выехавшие в города, занимается фермерским хозяйством. Освободившись от руководящей должности, по мере возможности, стал интересоваться историей села и, конечно же, тем, «почему оно так называется ?». В Интернете нашёл этимологию слова чемер : «Но это же… дурня ! – «болезнь коней; отрава; ядовитое растение»… Что-то здесь не то !» – и Валерий Викторович, отбросив предания, зная что память человеческая «может подвести… по себе знаю», таки докопался и кое-что узнал.

00c_tartu_fest

Украинские изделия на фестивале в Эстонии, 2014 г.

« У нас ещё в XVIII веке, – рассказывает он, – старая церковь была. Вначале –деревянная, затем каменную построили. Потом её взорвали в 1949 году. В 90-ых годах прошлого века её вновь отстроили, но чемерполяне не очень-то посещают её: язычники !». – То ли шутит, Валерий Викторович, то ли всерьёз ?.. Лукавит: в глазах смешинки. В последующем он таки нашёл в Интеренете и о черемисах, и полисах, удостоверившись в том, что «конская болезнь» вместе с «польской» второй частью слова (формант -поль, от гр. «город») – ни к селу, ни к городу. Одним словом, «дурня»…

Если Вы хотите знать о чемерполянах авторитетное мнение местного краеведа-энтузиаста (а краеведение на энтузиазме только и держится), памятуя об упоминаниях в исторических источниках о «свободолюбивых традициях украинских чемерис», услышите от него почти то же самое, что и от молодой зам. главы, может, несколько мягче и с обоснованиями, которые, возможно, не всем и понравятся: «Понимаете… ну как Вам сказать… это специфический народ. Неподдающийся управлению… Неуправляемый ! Мы – самое отдалённое, и от районного центра, и от областного, село. Отрезанные от мира. Хотя… нас это не беспокоит. Когда наш председатель колхоза, хороший человек, тридцать лет проработал в должности, но в начале 90-х, когда мы поняли, что он не знает, как нам дальше быть, тогда мы распределили громадой колхозные земли (на паи), сколько кому надо, и стали хозяйствовать без председателя. Ну зачем нам хороший человек ? Мы все – хорошие ! Я тогда был главой сельсовета: «законодательная» часть распределения земельных наделов была на мне. Ныне я, депутат райсовета и рядовой «кулак», и когда бываю в райцентре на заседаниях депутатского корпуса, меня представляют не иначе как: «депутат от вольного Народа Чемерпольского !». Вроде как шутят… Да и мы чувством юмора не обделены». Валерий Викторович знает, в числе тех, кто шутит, нередки именно депутаты-фермеры из бывшего советского сельского начальства (или уже их наследники…). Они в своё время, как бы по старшинству, наделили себя немалыми гектарами колхозной земли, вместе с колхозной техникой, и, взяв в добавку, и как бы в аренду, паи односельчан-колхозников, из полученного урожая – с земельных паёв односельчан – наделяют их плодами труда наёмных тружеников на своё начальственно-сугубое усмотрение… Что искони противно и уму, и сердцу потомков «черкасов», как именовали в прошлом и запорожских козаков, и, собственно, украинцев в период самоуправления, т.е. «черкасских вольностей»…

Фермер-краевед и депутат районного совета делится опытом, на ниве сельского краеведения: «Отец мой – с Брянщины. Мать – местная, коренная. Родился я в Чемерполе. Говорю одному здесь, из молодых: Ты же из Чемеруков ! – А он: «Не знаю…». – Да как не знаешь ? Мать же твоя – Чемерук, девичья фамилия ! Вообще, ныне люди и среднего возраста о времени вглубь 3-х, 4-х поколений мало что знают. Почитай, ничего не знают. «Отшибало» им в 20-е-30-е годы, да и в 40-е-50-е … Мне хотя бы собрать, сберечь память о тех, кто погиб в ВОВ. А погибло из тех, кто воевал, больше половины односельчан… Ну а что ещё раньше было, до ВОВ, это сложно: деды, что могли бы много чего рассказать, давно уж отошли в мир иной… Поздновато спохватились мы. С краеведением-то…».

Конечно, немало Чемеруков покинуло со временем Чемерполь, но и не один, и не два остались в селе. Они, среди «специфических» чемерполян, как бы под стать им да и чем-то отличные, и не только фамилией своей, – свидетельствует Валерий Викторович. Особенные. Это и отец зам. главы сельсовета, Виктории Васильевны, Василий Петрович, и главы семей-Чемеруков: Пётр Гаврилович, Леонид Григорьевич… Василий Петрович в свои 67 лет неизменно в делах, в поле. Трудолюбия Чемерукам, как и большинству чемерполян, не занимать. Познакомиться и пообщаться с ними в весеннее-летне-осенний период вряд ли Вам удастся: чтобы обрабатывать наделы в несколько гектаров – каждому в отдельности – требует много времени, усилий. Однако, раз взялись за гуж, то и не говорят, что не дюжи… Живут небедно, потому как много трудятся. К тому же, народ это нескучный, и «натурой», нравом своим напоминает козачью братию, склонную ко всяческим «глузуванням» (подшучиванию). Братию, которая в своей степной жизни, в «контактной зоне», даже врагов своих называла без слепой ненависти, ласково – «ворожэнькы», вызывая их «на гэрць» (дуэль, поединок).

02_Ukr_mari

Уржумская марийка, Валентина Николаевна Максимова с мужем, Максименко Петром Алимовичем (арабск. alim “всезнающий, учёный»…) и Валерием Викторовичем Рубижевичем

К чемерпольскому сельскому совету, как известно, относятся два ближних села: Ташлык и Березовка. В Чемерполе Вам скажут: «В Ташлыке живёт марийка», родом из деревни Толгозино, Уржумского р-на, Кировской области – представительница марийской «новой диаспоры». Из Кировской области многие выехали в своё время, уехала из родных краёв, в 1977 году, и Валентина Николаевна Максимова – на «стройку пятилетки», Завальевский графитный комбинат, относящийся как и Чемерполь, к Гайворонскому р-ну Кировоградской области. Однако никто из чемерполян с ташлычанами никакого подозрения не имеет о подлинной истории происхождения Чемеруков, Чемерполян. И не мудрено: расстояние в 12 поколений – немалое расстояние, при том, что уже в XIX веке Чемерполь, «Город Чемерис», числился «захудалым селом, потерявшим свою чемерисскую метрику» …

«Чемерисские фамилии», различных словообразовательных типов, встречаются во всех областях Украины, в особенности – на территории исторической Подолии. По ним ныне можно проследить миграции их носителей и за пределы Украины (войны, военная служба, депортации, высылки во время раскулачивания, трудовые миграции и т.д.). Носители сравнительно новой фамилии, Чемерпольский, «выходец из Чемерполя», ещё не успели мигрировать далеко от места своего происхождения: встречается она пока ещё только в соседних с Кировоградской – Одесской и Николаевской областях… Словообразовательный тип фамилий на -ук (-юк) более всего распространён на западе Украины. Подолия более длительный период была в сфере влияния именно Речи Посполитой и поэтому в преданиях сельских жителей не случайна «польскость» (польская шляхта, помещики, их усадьбы, фамилии…). Прозвищная фамилия Черемис, трансформировавшаяся под влиянием системы украинского языка (метатеза, «перестановка») в Чемерис, в определённом ареале оформилось в Чемерук/Чемерюк. Скорее всего, это результат редукции фамилии Чемерисюк, ареал распространения которой значительно шире.

Николай с отцом Николаем Павловичем Черемисом

А вот в Николаевской области, соседней с Кировоградской, в с. Себино живёт Николай Черемис, 1951 года рождения. Себино – старое козацкое село, на берегу реки Южный Буг, относящееся к Ново-Одесскому району. Козацкое – как и большинство поселений Побужья. Он мастер по изготовлению и ремонту каюков (крым.-тат. kajyk «небольшая речная плоскодонная лодка») для местных рыбаков-любителей. У Николая работа с деревом как бы – рабочей династии: и отец, и дед проработали всю жизнь модельщиками (изготовление деревянных моделей для формовочно-литейного цеха) на кораблестроительном заводе города Николаева. Себино – родина его матери. Мать – Гиржева, а Гиржевы/Гуржии – первопоселенцы этого села. Местным краеведам известно, первые поселенцы – Запорожские козаки, в составе которых немало было и Гуржиев, т.е. грузин (gurdzi – c тур. «грузин»), освобождаемых из неволи рыцарями степи. Но об этом знают те, кто занимается историческим краеведением. Николай не знает ни о черемисах, ни о гуржиях/гиржевых-грузинах…

Тётя Николая, Мария Петровна Григорьева (Черемис)

Больше знает о родословии Черемис тётя Николая, Мария Петровна Григорьева (Черемис):

«Моей маме, Черемис Галине Фоминичной, рассказывала её мама, моя бабушка о том, откуда фамилия Черемисы: «Когда-то за границей Украины … где-то: то ли в Ирландии, то ли в другой какой стране сильные заварушки были угнетённых людей… Люди тогда восставали, восстания эти подавлялись… Они вынуждены были бежать и появились в Украине. Наши Черемисы поселились под Новой Одессой (старое название – Фёдоровка, поселение козацкой старшины). Когда уже на месте нынешнего Николаева была построена судоверфь и городок, появилась работа по столярному делу, тогда мои предки и перебрались ближе к судоверфи, Новая Одеса ведь недалеко от Николаева. Известным мастером, модельщиком, столяром-краснодерёвщиком (о нём даже в заводском музее материалы хранятся) был брат моей мамы, Павел Фомич Черемис…».

– Итак, земля исхода, земля происхождения забыта не только иммигрантами, средневековыми чемерисамии, но и сравнительно более поздними – черемисами… И всё же, благодаря Марии Петровне, её матери и бабушке, которые сберегли метрики и фотографии конца XIX — начала XX вв., что-то и осталось в памяти потомков поволжских финнов. По фотографиям прослеживается и антропологические изменения, и их сохранность: по мужской линии – мари, по женской – украинцы (у самого молодого, Николая – украинцы с грузинами).

Черемисы, в отличие от Чемерисов мигрировали в Украину сравнительно позже, поэтому и фамилия эта не успела подвергнуться трансформации, к тому же происходило это во времена подчинённости уже русской (русскоязычной) канцелярии в городах и весях Украины – второй половины XVIII — XIX веков.

Забыта история украинских чемерис, однако нельзя сказать, что нет украинцев, которые «припоминают» своих предков, давших им, вначале прозвищную, со временем ставшую официальной, фамилию. Это становится возможным, благодаря интересу к родословию, происхождению фамилий. К примеру, если Вы спросите у Чемериского Андрея Ивановича, молодого подполковника милиции, начальника Управления гражданской безопасности, родители которого из Винницкой области, о происхождении его фамилии, он Вам, без промедления, ответит: «Это фамилия Запорожских козаков, которые несли патрульную службу на сторожевых постах, предупреждая нападения кочевников. Происходят они из поволжских финнов». Андрей Иванович интересуется историей и в свободное от службы время ищет «на серьёзных, научных сайтах информацию». В Новом Буге, районном центре Николаевской области, для Черемиса Юрия Анатольевича, руководителя межрайонного кооперативного предприятия, происхождение его фамилии тоже – не секрет. Примеры можно продолжить. Однако, эти примеры – исключение. Не правило.

08_Ukr_mari_predprin

Один из братьев-Чемеринских, успешных предпринимателей (сеть супермаркетов на востоке Одесской обл.), Александр Альбертович, родом из села Гетьмановка

В районном центре Одесской области живут и работают, к примеру, братья-Чемеринские, успешные предприниматели, владеющие сетью супермаркетов, но ни один из них не имеет представления о том, кто такие чемерисы/черемисы, впрочем, так же как и – кто такие мари. Родом они из села с национально-выразительным названием Гетьмановка. Даже тем, кто «припомнил» трудно представить, что же такое и кто такие чемерисы/черемисы/мари…

09_Ukr_mari_V_Chemeris

Современный украинский писатель, Валентин Лукич Чемерис

Причину этой трудности довольно обстоятельно сформулировал украинский писатель, Чемерис Валентин Лукич. Валентин Лукич – известный прозаик, публицист да ещё и сатирик-юморист.., автор немалого числа произведений исторического жанра, а в недавнем прошлом – секретарь Национального союза писателей Украины, член Президиума и Высшего совета писательской организации. Предложили ему как-то, зная о его предках по мужской линии, написать один из романов об истории украинских чемерис, мол, кому как не ему, известному прозаику, об этом написать … Восьмидесятилетний, умудрённый жизнью писатель, раздумчиво, не торопясь, ответил таким образом: «Для того, чтобы писать, надобно увидеть, услышать, ощутить, погрузиться, пропустить через себя, проникнуться … а для этого надо быть на земле этого народа. Я ведь никогда не был, не доводилось быть, на земле мари, а раз не был, то я их не пойму, меня они не поймут или не так поймут… Наш род, Чемерисов, давно уже – не черемисы/мари. Для того чтобы писать, мне надо поехать в Марий Эл, пожить среди этого народа, тогда только, может быть, я сумел бы написать, представить их на украинской земле прошлых веков. Да вот здоровье уже не позволяет отправляться в дальний путь. Не близкий…»

В своей краеведческой статье «Украинские чемерисы – кто они такие ?» Валентин Лукич упоминает о том, что написал даже биографическую повесть «Это я, званый Чемерисом», в которой рассказал и про свою историю, и происхождение своей фамилии, «которая кажется некоторым из украинцев будто не нашей, т.е. не национальной, не украинской…». Завершает писатель, представитель «старой диаспоры».., обращением к своим предкам: «Дорогие мои пра-пра-пра… марийцы, названные у нас чемерисами – такими и остались Вы в истории Украины, хотя уже лет триста или двести как стали украинцами. А с Вами и я, Чемерис, с деда-прадеда украинец…».

Судьба «новой диаспоры»

В XXI веке в нескольких городах Украины мари, «новой диаспоры», самоорганизовались в землячество, национально-культурную общественную организацию, входящую в состав «Союза уральских народов Украины». Ну а коль самоорганизовались, то естественной явилась постановка вопроса: «Что нам делать ? Как нам быть ?». Конечно, представителям национального меньшинства Украины, которые и в пределах «земли обетованной» составляют меньшинство, а их язык и культура являются миноритарными, требующими государственной защиты, можно провозглашать необходимость сохранения и даже… развития родных культуры и языка в диаспоре. Однако, в данном случае один вопрос порождает другие: «Сохранение и даже… развитие…» – это в каком поколении ?». К сожалению, практика свидетельствует о том, что уже во втором поколении – это проблема. Более того, для значительной части иммигрантов уже в первом поколении, это тоже проблема. Без употребления язык постепенно, на протяжении иммигрантской жизни уже первого поколения, утрачивается. Забывается. Помимо основной причины забвения и утраты, а именно – отрыва от родной земли, трудности «сохранения и развития» обусловлены дисперсным проживанием, исключающим тесные, достаточно частые контакты носителей миноритарного языка. Для диаспорных меньшинств это ситуация: «сам с собою говорю»… Именно компактное проживание в период Позднего Средневековья – в кварталах, пригородах и даже в отдельных поселениях на территории Украины – обеспечивало тесные, ежедневные, ежечасные контакты, а значит и возможность длительного этнического самовоспроизводства, на протяжении примерно около 200 лет. Впрочем, с неизбежным в дальнейшем растворением в украинском этническом море – в автохтонной украинской культурной, языковой среде.

Но всё это – за пределами «земли обетованной». Ну а как в Марий Эл, на марийской земле, в её городах и весях ? В городах Марий Эл нет ни кварталов, ни пригородов, обеспечивающих тесные контакты автохтонов. Численность жителей деревень неизбежно сокращается: таков мировой цивилизационный процесс. Попадая в города РМЭ, в качестве меньшинства, мари постепенно ассимилируются. Об этом свидетельствует федеральная статистика: рождаемость/смертность в сопоставлении с данными национального самоопределения. В национально смешанных семьях, зачастую, следующее поколение по самоопределению уже – русские.

Представители «новой диаспоры» мари в Украине, которая формировалась, главным образом, в советские времена, ментально более русские, нежели «поволжские финны». В этом нетрудно убедиться. Конечно же, это свидетельствует, прежде всего, о ментальности мари страны исхода, то есть Российской федерации. Очевидно, это неплохо, само по себе, однако, опыт колхозной жизни недавнего советского прошлого в современных условиях экономической, информационной глобализации не является ориентиром, движущей силой развития, так же как и – дальнейшего этнического воспроизводства. Сформированный в прошлом «позитивно-отличительный» образ мари – сугубых исполнителей, «скромных» и «трудолюбивых», «младших» и «малых» не заключает в себе активной жизненной позиции гражданина, способного самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, отстаивать свои интересы, защищать свои права. В конкурентных отношениях такие люди могут выступать, по преимуществу, объектами чьих-то интересов.

Оставаться марийцами в диаспоре не только в первом поколении, но и в последующих, не забывать о происхождении своих близких, не терять с ними контакты, помнить о земле предков возможно при условии интереса старшего поколения иммигрантов и к прошлому своей родины (к сожалению, для большинства – сравнительно недалёкому прошлому, ограничивающемуся лишь СССР), и к её настоящему. Но и «не забывать и помнить» может оказаться недостаточным: потребуется понимание условий, необходимых для обеспечения будущности своего народа, а к этому понадобится ещё и сыновья ответственность перед своей матерью-землёй, своим народом, хотя и, казалось бы, со стороны иммигрантов – граждан уже другого государства, четверть века тому назад входящего в состав «Единонеделимой Советской родины» …

История украинских чемерис, условно обозначенных «старой диаспорой», вместе с историей мари «новой диаспоры», ставят вопросы реальных возможностей, необходимых предпосылок, условий этно-национального воспроизводства: и для титульного этноса, в пределах национально-территориальной автономии, который, к сожалению, является меньшинством, с неполной социальной структурой, и для представителей диаспоры – меньшинства, дисперсного проживания за пределами автономии.

Относительная устойчивость идентитета, самосознания представителей «новой диаспоры» мари в Украине зависит как от возможностей поддержания контактов с исторической родиной, так и от того, каковы самоощущение, самосознание, самооценка, система ценностей автохтонов Марий Эл, как во времена исхода, так и укоренения в пределах другого государства. А они зависят от того, каковы социально-экономический, общественно-политический, образовательный, культурный статус и правовая защищённость титульного этноса – среди народов-россиян национально-территориальной автономии, которая как бы «сама добровольно отказалась юридически от автономного статуса и не приобрела (да и не могла приобрести) суверенитета»…

В эпоху экономической, информационной глобализации вопрос будущего мари – и в Марий Эл, и за её пределами – вопрос, прежде всего, государственной политики Российской Федерации, но и, безусловно, мотивации и активности самих мари, особенно её интеллигенции.

Таков взгляд из ближнего зарубежья на прошлое и настоящее мари, перспективы русских мари – и среди «новой диаспоры» в Украине, и среди мари в Марий Эл, памятуя как о судьбе украинских чемерис, так и о нынешнем сокращении численности граждан Российской федерации, идентифицирующих себя с мари калык …

Александр Шарафанов

 

44 комментария

Filed under Статьи

44 responses to “Украинские чемерисы и русские мари

  1. «утративших свои корни за пределами марийских этнических территорий».
    Странно, а что марийские корни далеко за пределами марийских этнических территорий?

    • Елена

      ЧЕМЕРИСЫ УКРАИНСКИЕ

      Этногруппа марийцев, переселившихся в украинские воеводства Речи Посполитой в 1527 году, а также на протяжении 40 лет Черемисских войн (между марийскими княжествами-кугызствами и Московским царством после падения Казанского ханства). Одна из старейших и компактных групп финно-волжского населения в Украине, известная под устаревшим этнонимом «чемерис». По данным академика Ярослава Дашкевича, сохраняли национальную идентичность, язык и традиционную религию до конца 18 века, так называемые «Барские черемисы» — до конца 19 ст. (От названия города «Бар»).

      Далее авторский текст академика Дашкевича:

      «Чемерисы (украинское народное название; настоящее название черемисы, вероятно, болгарско-чувашского происхождения, значение неизвестно; теперь, согласно самоназванию, марийцы, потому как этноним «Черемисы» приобрел пейоративный оттенок). Народ из Поволжья, значительная группа которого, переселенная в качестве пленных на западные границы Московского княжества, бежала через Беларусь на Волынь в 1527 году. Более поздние миграции 16 ст. связаны с восстанием Ч. Против московской власти; во второй половине 18 ст. на Полтавщину бежали чемерисы-крепостные из Курской губернии.

      Использовали марийский язык, принадлежащий к волжской группе финно-угорских языков. Основное место расселения – Бар на Подолии (с 1541-1542 годов), где создали отдельную автономную часть города «Чемерисский Бар». Исполняли сторожевую службу, защищая Подолию от татар, принимая участие в походах на Причерноморье. Занимались также хлебопашеством, огородничеством, животноводством, пчеловодством, охотой. Другие поселения – подольский город Черемисы (с 1600 г.; на начало 18 ст. прекращает существование); предместье Черемисовка (возникло после 1607 г.) современного г. Сальника Винницкой обл.; г. Чемерпиль (с 30-х гг. 18 ст.) теперь Кировоградской обл. Бывший Чемерисский Бар – сегодня с. Чемерысы возле Бара. Отдельные семьми Ч. Жили в Каневе (сер. 16 ст.). Сначала язычники, потом православные. В языковом отношении в 17 веке ассимилировались с украинцами. За приблизительными подсчетами в 70-х годах 16 века на Подолии проживало не менее 1-1,5 тыс. Ч.; в 70-х годах 17 века – около 10 тыс. До конца 17 века были консолидированным островным этносом с достаточно устойчивыми этническими барьерами.

      Принимали активное участие в Освободительной борьбе под предводительством Б. Хмельницкого, когда основная масса их перешла на сторону козаков, создав отдельные кавалерийские части или войдя в составы полков. В 1672 г., вместе с татарскими отрядами, бывшими на польской службе и переживали, как и Ч., национальную дискриминацию, перешли на турецкую сторону (2 тыс. в составе турецких, 400 в составе молдавских войск). Ихними центрами были Каменец-Подольский и Бар. В составе войска гетмана Петра Дорошенко воевали с гетманами Михайлом Ханенко и Иваном Самойловичем, с российскими войсками, которые осаждали Чигирин (события 1672-1673 годов). Тогда представляли солидную военную силу на Подолии. В 1699 году эмигрировали на земли вблизи дельты Дуная и на Хотинщину. Позднее вернулись под именем «волошских чемерисов». В 50-60-х годах 19 века барские Ч. Боролись с российской администрацией за восстановление прав, отмены панщины.

      Проживание Ч. оставило заметные следы в украинской антропонимии (фамилия Чемерис), топонимии, материальной культуре (мужская верхняя одежда для верховой езды – чемерка, была распространена до 20-ых годов ХХ века; чемерисская вышитая рубашка 17 – нач. 18 века влияла на украинскую, а также в украинском фольклоре Подолии.

      В отдельных исторических источниках и в литературе иногда отождествлялись с татарами, татарами-липками, для чего не существует оснований.

      Справочник «Этнические меньшинства Украины». Киев, 1996. С.164-165.
      Издание Центра этносоциологических и этнополитических исследований Института социологии Украины.

  2. Елена

    уф! еле прочла!

  3. Елена

    Озаҥ олам сеҥен налмек марий князь-влак Крым хан дене дипломатический вашкылым ыштеныт. Южгунам тушман ваштареш иквереш шогалыныт.
    Икмыняр жап гыч черемис сар-влак тарваненыт. Тунам ятыр черемис Крым ден Турцийыш куснен каен. XVIII курымышто турецкий армий дек Подолийыште илыше кок тӱжем утла черемис воин-влак ушненыт.
    Черемис-влак дене кылдалтше топонимий Турцийыште кызытат вашлиялтеш. Мутлан ALAZLI, ALANCIK, UGRA населенный пунктын кокымшо лӱмжӧş Çirmiş (Мари). Тыгак Çirmiş Deresi лӱман эҥер уло. Тудо Черемис эҥер манын кусаралтеш. Ятыр черемис татар йылмым, йӱлам сайын пален, садлан турок-шамыч нуным тюрк калыклан шотленыт. Нунын ÇirmişТürkler шомакышт тюрк черемис-влак манмым ончыкта. Ик жапыште шанчызе Адам Олеарий марий-влакым тюрк калык дене луген. Шке летописьыштыже нуным татар черемис-влак манын.

  4. Я наверное расскажу таки но начну с большого и мало изученного исторического вопроса ! что стало с Ветлужскими мари наиболее сильными противниками Московии и Татариии Я бы даже поставил Московию и Татарию в один квадрат на поле воины и назвал этот конгломерат одной фигурой в игре под названием жизнь По новым архивным данным про которые не давно говорил в средствах массовой информации ВВ Путин Татария и Московия в результате династических браков в 14 и 15 и 16 веках являла собой одно и тоже образование политическое и династическое что долго замалчивалось и только в 2016 году рассекретив архивы правда вышла на свет. Мне в детстве рассказывали одну примечательную легенду о том что происходило в Поветлужье времен Белой Бороды и после него вот сама легенда в очень укороченном и перереработаном мной виде поэтому пишу от собственного Стали Ветлужские мары сильны и отважны и это не понравилось Татаро-Московии! Московский князь не смог одолеть мары и пожаловался татарским ханам на безчинства мары Ветлужских и совместно Московский и Татарский Хан пошли войной на Ветлугу и только тогда одолели Ветлужского Князя и все живое старе убили а молодое и здоровое что смогли схватить отправили в рабство в крымское ханство это была по легендам половина всего населения поветлужья и с тех пор Ветлужские мары стали противниками Татарии в одном лице Все марийские князья ушли на реку Юму и Пижму и не осталось больше марийских князей на Ветлуге и Унже а оставшимся на месте марийцам командовали уже татарские баи но прикидываясь мары князьями но в их крови текла кровь не мары а татар По моему мнению около 60 тысяч мары было переселено в Крым и это была первая волна марийцев переселенная на юг россии Начались черемисские войны и как мы знаем из истории горная сторона встала на сторону Татаро-Московии а первыми Т-М встретило племя Ветлужских мары и против нас воевали вместе с Т-М и черемисы горной стороны что в моей семье очень четко зафиксировано и обозначено Силы были не равны и опять наше племя потеряло больше половины родичей! А имя князя горной стороны стало нарицательным . Я примерно подсчитал что 30- 40 тысяч Ветлужских мары отправили на запад и юг! И как вы знаете были 2я и малоизвестная 3я войны и всегда Ветлужские мары были с луговыми мари вместе за что понесли неимоверно тяжелую плату почти каждый раз теряя половину и более своих родичей! Из архивных данных мы все знаем что мари горной стороны стояли на стороне Т-М так почему все историки утверждают что Украина заселена мари горной ? Я думаю это по причине очень близкого родства горных и Ветлужских мари как языковом так и генетическом. Ну не могла Т-М переселять и разорять своих союзников в столь важном политически и экономическом регионе и по моему разумению горные мари как политическая и военная сила не была переселена на Украину и в Белоруссию а была в качестве с современным языком коллобрационистами времен позднего средневековья на территории поволжья да и татары казыни по приказу Крыма тоже не участвовали по этой причине в обороне Казани В заключении можно сказать мари луговую предали князья горной стороны и татары казани по приказу Ногайских и крымских ханов а так как мари Ветлужские и горные мари суть одна вот и произошла историческая ошибка только князья были разные Вот список Князей Ветлужских после Белой Бороды : -Кий, Актан Кильдя Бердей Варипа Кавырля Кожер Кождемир Ошай Кушнир далее князья с русскими именами видимо после псевдо крещения я называть не буду .Могу дополнить с 1550 года примерно прямая ветьвть потомков Белой бороды разделилась на две княжеские линии Юмские князья Акозовы в дальнейшем Соколовы после крещения и Токпаевы (Кугушерга Яранский Кикнурский Тужинский Санчурский территория современной Мари Э граничащая с вышеуказанными районами и ряд районов нижегородской обл контролировались кн Токпаевыми осле гибели Болтуша его дочь вышла в семью Чурашевых и они осели в Тужинском районе и захоронена дочь Болтуша на старом мары кладбище близ деревни Масленская Тужинского района кировской . Кровь кн Болтуша бежит в жилах Чурашевых .

    • Аноним

      Возможно поэтому иногда к определённым представителям горных мари со стороны луговых ощущается неприятие, как впрочем и в обратную сторону. Выходит не очень уважительное отношение друг к другу возникло еще со времен Ивана Грозного? Возможно даже буквально существует различие в генах, все-же были ногайцы, крымские ханы.
      Это примерно как в Мордовии — мордвин, а на самом деле там существуют народы Эрзя, Мокша, Шокша. Кстати Эрзя ближе по менталитету, и внешнему виду к луговым мари нежели к Мокша.
      И если это имеет место быть, то горные и луговые мари это разные народы. Можно опять-же привести пример и сравнить украинца Харьковской, Запорожской области, и жителей Волынской, Львовской областей. Это абсолютно разные по менталитету, по мировозрению жители одного государства Украина, а объединяет их общая территория и язык. По сути жители Харькова ближе к жителям Воронежской области, нежели Львовской.
      Может случиться горные и луговые мари обладают различной гаплогруппой, в основной своей массе. Кто-нибудь делал такие исследования? Может все неудачи, неприятности всего «народа» мари имеют эти корни? Складывается ощущение, что по разному понимают справедливость, честь

      • Миколай Палутов.,Украина.

        ДНК анализы среди мари проживающих в Украине проводились,результаты ОЧЕНЬ интересные,если не сказать,что сенсационные.Но ,что-бы делать выводы нужны дополнительные исследования,которые стоят много денег.Пробы уже взяты.Ждем.

    • Василь Деліжанов

      Татаро-Московия… Как метко!
      Не «на», а в Украину!
      И самое главное. Крьім никогда югом россии не бьіл, не стал сейчас и никогда не станет. Свидетельствую как коренной крьімчанин.

      • Шәм Бай Атыш

        Караимы говорят на тюркском языке, родственны крымским татарам. «Самбатос (Самватос)» по-татарски (по-тюркски).

      • Аноним

        наркоман.

  5. Вопрос почему мары на украине называют себя ЧЕМЕРИС а не ЧЕРЕМИС? Ответ очень прост чи — чистый мери у нас Ветлужских мари когда говорят мары для чужих ушей всегда слышиться Меры из за невнятности и скорой речи Тоншаевско -Ветлужских мары вот и получилось ЧиМеры и фамилия в примере Чимерын и Это еще раз доказывает на пробладающее генетическое население Ветлужских мары ЧИМАРЫ- ЧИМЕРЫ . А мари горной стороны ничтожно мало были переселены из за союзничества с Т_М

  6. Ошвуй

    Андрей Bobrikhin, интересно, а что именно «странно» ?

  7. Миколай Палутов.,Украина.

    …»утративших свои корни за пределами марийских этнических территорий, а в первой половине XVI века это, преимущественно, горные мари, «…тут нужно вчитываться,что-бы понять мысль автора.Где же были западные границы территорий горных мари?В 11 веке.в 12 и т.д.Кто-же такие «черемиса владимирская»?

  8. Ошвуй

    О Великий Ветлужский народ с Великим учёным ВВП и 1-М !
    Однако, 1Й, Вы будуте всё же вторым — после ВВП.
    Пусть даже кровь у вас, Белой бороды. Всё равно с ВВП Вам не сравниться.
    1-Й, ну а где имена Ваших родственников в списке-то ?
    Добавьте. И справку надобно бы показать.

  9. Аноним

    Поро!
    Ошвуй, не богохульствуй.
    Ведь если появился 1Й, то ВВП все равно второй.
    Что-то у вас с логикой не в порядке.
    И не стоит ёрничать преждевременно.
    Многие марийские историки «сунули язык…», когда стали появляться исторические источники. А то вами ругаемое время нам впрягали: «нет такой марийской истории».
    Я ведь тоже Александра Невского не видел, с ним не встречался… Но теперь вижу его портрет, очень похожий на фотографию. И все время одолеет мысль, на какой же все-таки фотоаппарат был отснят образ Невского? То ли на «Смена-8», то ли на «ФЭД-3», то ли на «Зоркий-4», то ли на Nikon или Kenon…
    Ну, это в вашем стиле.

  10. Ошвуй

    Когда наука — под Цезарем (так же, как, к примеру, церковь…), а это и есть российская историография (и московская церковь) — исходно, то 1Й может быть только вторым. Для того, чтобы всё было по Цезарю, источники просто уничтожались и писались «правильные». В результате, со временем, начинались разговоры о «не той гаплогруппе», а дело, в данном случае, не столько в гаплогруппе, сколько в пропаганде, историографии: кто какой больше подвержен, такова у него и «кровь»… Это хорошо знали Цари и переписывали под себя, свои запросы историю. Попробуй ныне разгреби её…
    То, что многие историки «суют язык…» тоже правда…
    Приношу свои извинения 1-ому, с пожеланием остерегаться «очень простых ответов», ибо «простота — хуже воровства» в судьбах народов.

    • Аноним

      Возможно источники и уничтожались, но в любом случае 1Й не становиться вторым, это не подвластно даже Цезарю. Всё остальное пропаганда. Насчет гаплогруппы, в случае рождения мальчика гаплогруппа передается от отца, в случае рождения девочки от матери. Вот и прикидывайте? Придерживаюсь несколько иного мнения насчёт простоты, думаю «гениальность в простоте» и доходчивости.

  11. Ошвуй

    «1Й» — метафора, которую каждый понимает по-своему. Когда для блогера аргументом явл-ся то, что «говорил в средствах массовой информации ВВ Путин», тогда другие аргументы для таких блогеров невнятны.

    • просто критик

      Кажется я догадался, кто под именем «1Й» ерунду пишет. Есть такой в Кировской области «потомок князя», как он себя называет,С еврейской фамилией, не знающий марийского языка.

      • Аноним

        «просто критик» странно, но твоего комментария не наблюдается в теме: «Патриарх освятил церковь в Йошкар-Оле» хотя он обозначен в Свежих комментариях. Почему?

  12. Ошвуй

    Просто критик, может 1Й и не совсем ерунду пишет ? Но и ерунды достаточно: этот период явно недостаточно изучен.

  13. Наталия

    http://www.mincult12.ru/node/1632 на русском языке

    http://www.mincult12.ru/node/1633 на марийском языке

  14. Аноним

    я НЕ первый просто эти клавиши рядом и их удобно нажимать извините получилось претенциозно , а вся информация изложена согласно рассказам предков и весьма близка к правде, жаль что у мари нет своей письменной истории мы как бы жили в письменной истории других народов , а своей так и не можем воссоздать и мне не хотелось бы умереть и не рассказать то что мне рассказали предки … . Все требуют официальных документов с печатями и гербами но к сожалению мы как семья не придавали бумагам и старым записям большого значения да и хранилищ специальных не строили для архивов! И даже легенды — рассказы в советское время говорили в полголоса а иногда и вовсе шепотом а тятя так вообще ругал про бабушку что она мне голову забивает рассказами про великих предков и если бы не настойчивость старой учительницы мне и рассказать вам было бы не чего.Трудно было решиться рассказать то что довольно сильно расходиться с официальной историей но у меня нет детей кому я мог бы передать старые истории да и мари они не нужны как я понял, поэтому я больше писать в сеть не буду и расскажу только одному человеку. Видимо отец был прав и я зря рассказал не говори то что не можешь доказать извините ,что не много пощекотал академическую науку!

  15. Ошвуй

    Вам надо записать, что рассказывали вполголоса а иногда и вовсе шепотом ваши близкие. Вашего словарного запаса достаточно для того, чтобы записать услышанное. Берите ручку в руки и пишите. За вас это никто не сделает. Это может быть интересным, тем более, что российская история — во многом более собрание мифов («с печатями и гербами»), нежели наука. Если ничего не добавлять от себя, не придумывать, то рассказы вашей бабушки или дедушки, настойчивость старой учительницы могут оказаться не только интересными, но и свидетельствовать о событиях реально происходивших в далёком прошлом.

  16. Аноним

    И всё же оставайтесь 1Й. Иногда и не возможно доказать представителям академической науки прописные истины. Вот Вы переживаете, что у мари нет своей письменной истории. Возможно это и спасло народ мари от ассимиляции, возможно это и позволило исторически сохраниться как отдельному народу. Предположим была-бы своя письменная история, Вы думаете оставили-бы её в подлиннике? Конечно-же нет. Всё-бы исказили и переврали, и тогда действительно неимоверно трудно было что-либо доказать «учёным от науки», они стали-бы размахивать якобы историческими документами. На сегодня Вы можете с учёными почти на равных объясняться и доказывать правоту своих рассказов. Сегодня даже у русского народа нет своей подлинной истории, откуда они пришли, и вдруг объявились на землях проживания финно-угорских народов, когда? Вы делаете очень важное и нужное дело, люди сами в состоянии отделить семена от плевел. Выскажу мысль, возможно Ваши усилия позволят обогатить историографию народа мари. Что касается критических комментариев на Ваши рассказы это объясняется довольно просто. Народ мари исторически приучен никому не доверять, ничему не верить. Мари очень редко признаёт «знания истинными», если ты конечно не сумеешь подтвердишь свою учёную степень. Но если ты объяснишь, что учёный и работаешь в учебном заведении, то ты моментально становишься авторитетом, хотя по сути большинство таких «авторитетов» отличается от обывателя только одним, он больше прочитал. И вот здесь самое главное, что прочитал этот авторитетный учёный, «первоисточники», или уже разжёванную информацию, порой интерпретированную и умышленно искажённую.
    Так-что Поро Юмо полшожо

  17. Аноним

    Я сейчас выпил каюсь день молодежи! Поэтому пока смелый расскажу кие события заставили меня выйти из зоны молчания! вместо точек буду ставить знаки восклицания трудности компа Поехал значит я на рыбалку в очень труднодоступное место д мари кугалки давненько там не был ! Это была чисто мари деревьня довольно большая и чисто марийская но очень очень трудно доступная и в этой деревне прошло летнее детство у бабушки Анисьи ! но то что я увидел меня повергло в большой шок 1 Там больше нет марийцев дома стоят как в древности но мари больше НЕТ! Я сидел в машине и плакал и слезы бежали у меня и понял я что скоро всех нас марийцев постигнет такая учесть и что делать я не знаю и теперь но что особенно поразило меня это то что марийцы которые прекрасно даже лучше чем русский знали мари язык теперь на мари двух слов связать не могут и что это и как это явление назвать ! Ладно я меня в 10 лет привезли в русский мир где мари язык как и самих мари вообще не знали ! Я до 2015 года считал что есть у марийцев и князья и история правдивая и история Ветлужских мари и мне не придеться рассказывать и доказывать вам в сети про Ветлужских мари но все оказалось прямо противоположно да историей я честно сказать не интересовался мне хватало множество легенд и рассказов услышанных от пробабушки и двоюродного прадеда заученных мной на зубок потому что в детстве у нас не было электричества да и радио весьма плохо работало и книжек вообше детских я не видел ! Вообщем в детстве не было у меня других учителей кроме предков и их легенд и что теперь совсем этим делать я не знаю! Марийцам как я понял это не нужно да и многое очень опасно рассказывать не вызывая раскол среди мари многие легенды идут в коренной разрез общепринятым легендам восточных и горных мари и не передать то что рассказали предки как то наверное не правильно ! Может по этому и молчали дедушка и отец и их родственники но у родителей моих было много детей а у меня нет и не кому мне передать зная что информация не исчезнет ! Вот дилема ути или остаться! Не расскажеш похорониш все наследие Ветлужских мари мари от которых произошли и Ваш Чембулат и многих других которые отдали так много для своего народа и которых к моему ужасу народ мари напрочь забыл! Очень похоже на манкура!

    • Аноним

      1Й если возможно трудно записать на бумаге, постарайся всё изложить и рассказать в виде цикла видеосюжетов. Пожалуй это будет даже доходчивее и убедительнее, правда для этого необходимо видеокамера(телефон или камера с компьютера).
      Подобно этому фильму «Угол старых брёвен — Фильм о тоншаевских мари» http://ytvideo.ru/video/QrVKcubiX9Q
      Очень запоминается фильм.

  18. Лайд

    Поро!
    Ты во всем и во всех своих действиях прав. Не надо себя укорять.
    Твое знание должно служить народу. Поэтому появились действия.
    Умолчать и дать кануть в Лета — это намного хуже, чем сделать достойным достоянием историю своих предков.
    Только в том, что мари это не нужно — считаю, что не свосем так. Мари это очень даже нужно. Просто есть определенный тип людей среди мари, которые готовы глумиться, а не доказывать. Это тоже преодолимо. Это можно преодолеть упорным трудом.
    В этого пока у нас у всех недостаточно.
    Но мари умеет трудиться. И доказать сможет.
    Пафосно, но это так.
    Поверь, так было с Малмыжским краем. Сколько было скептиков, спорили, не доверяли. А теперь многое преодолено. Хотя и там есть немало спорных вопросов.
    Главное — ты чист перед своими предками. Выносливые потомки никогда не предадут их, а наоборот, сделают все, чтобы славная история стала достоянием всех мари. Да и не только.
    Умалчиванием мы ничего не добъемся.
    А так есть небольшие, но подвижки.

    • просто критик

      Да «великий историк» появился. Надо же,оказывается только ветлужские, а точнее тоншаевские только сражались с пришлыми. Удивило, что завоеватели были не только русские, но и татары, А вот мушемовцы с лайдом только русских считают завоевателями. А горные значит вообще не воевали. Лайду очередной бальзам — горные марийцы по галограмме не родня им.
      Фантазируйте дальше. Чистое ОБС.

  19. Аноним

    Про других мари я сказать не могу мне рассказывали только про Князей горной стороны а понятия луговых мари у нас в семье нет видимо не существовало их считали своими мы ведь защищали Казань как марийскую твердыню вместе с луговыми мари и луговые были как бы свои родные ЗАЩИТНИКИ и у нас горные как понятие мари тоже не существовали только рассказывали про князей горной стороны как про предателей но не как про народ! Так и говорили КНЯЗЬЯ ГОРНОЙ СТОРОНЫ НА НЕ МАРИ ГОРНОЙ СТОРОНЫ весь негатив шол только в сторону князей горной стороны ! Так что Юрий я не могу Вам больше сказать и не пытайтесь меня ловить за хвост я не лиса у меня хвоста нет я настоящий мужчина и боюсь Вы сватите меня за то за что Вам потом детям стыдно рассказывать будет

  20. Просто мари

    Ну что было то было, проблема не в этом. Шалангин под разными именами здесь постоянно искусственно хочет противопоставить горных мари против луговых мари, хотя большинство не горных мари не называют себя «луговыми» или еще какимо-либо марийцами. У него главные враги Владимир Козлов и «Марий ушем», а не Маркелов! И этот человек позиционирует себя как «оппозиция»… Оппозиция кому, нам большинству мари?
    Постоянно хочет показать какие плохие эти «луговые марийцы», вот их и в области культуры и в литературе бедных ущемляют, хотя (горно)марийская культура и литература находятся в руках ГОРНОМАРИЙЦА Васютина, а не луговых мари.
    Я лично абсолютно о вас «горных мари» не думаю, поскольку я просто мариец и для меня не существуют каких-то противоборствующих групп мари, они лишь в больной фантазии некоторых горномари типа Шалангина=просто критика.

    • просто критик

      Кто горных против луговых настраивает, это такие как сторонники Козлова, типа «просто мари». А как Маркелову подпеваете. лишь бы не трогал. Даже здесь без оскорблений, стукачества не можете.
      Пиши, что ты — просто луговой мари.

  21. Ошвуй

    Ничего просто, на самом деле, не бывает: потрафляет «просто критик» испытанному принципу «разделяй и властвуй».

  22. Аноним

    Я имя Юрий вообще то от фонаря набрал надоела безликая многоликость просто представил имя своего апонента и его лицо что бы было легче отвечать и прошу прощения если случайно угадал я не хотел обидеть ведь каждый имеет право на личное мнение

  23. Михала кырыкмыры.

    Очень интересные материалы и комментарии к ним.Одно не очень понятно,носителей Горномарийского языка очень мало. Маленький район, по сравнению с луговым языком. Неужели малочисленный народ, ещё меньший в 15,16 веках. чем сейчас, мог повлиять на дальнейшую судьбу огромного черемисского рода?

  24. Ошвуй

    О горных мари:
    «самая многочисленная в Средневековье часть народа мари ныне явл-ся самой немногочисленной…»

  25. Лайд

    Поро!
    Для некоторых история — это игрушка. Они так и играют. И по-детски радуются. Интересно и забавно на них смотреть.
    Стукачок, на вашем месте давно уже время — не стучать.
    Михала, а вы о каком малочисленном народе говорите? Муроме или чуди?

    • Елена

      5

      • Лизук

        Чылалан ик гай лияш огеш лий ! Парня ден парнят тӧр огол.Ӱчашен игылташ ида толаше,а иктыш чумыргаш кӱлеш.Чыланат ик урлык- родо -тукым улына,вожна шкенан, а Мари йылмына кӱлешан!

Добавить комментарий для просто критикОтменить ответ