Украинские мари участвовали на семинаре по нацменьшинствам

Seminar_Kiev23 и 24 мая на территории Национального историко-архитектурного заповедника «София Киевская» столицы Украины состоялся семинар, организованный Европейским центром по вопросам меньшинств.

Лекции читали доктор Балаж Визи (Dr. Vizi Balázs) и др. Юлиуш Рошташ (Dr. Iulius Rostas).

Официальное название семинара «Национальные меньшинства, включая уязвимые группы: позитивные меры, поддержка и защита».

Др. Балаж Визи, политолог и специалист по правам национальных меньшинств, выступил с лекцией «Политика позитивных действий и специальные меры поддержки в отношении этнических меньшинств: как выглядит государственная помощь уязвимым группам в Европе».

Др. Юлиуш Рошташ, приглашенный лектор в университете Корнивус (Будапешт, Венгрия), прочитал лекцию «Обеспечение равенства и государственная поддержка ромского населения в Европейском Союзе и в соседних странах: задачи и результаты».

Лекции и дискуссии вызвали большой интерес со стороны представителей национальных меньшинств Украины, в том числе и марийской диаспоры. Рассматривались конкретные вопросы связанные с не равными возможностями развития личности.

Со своей стороны хочу отметить очень высокий уровень проведения семинара и выразить благодарность др. Анне Василевич, Наталье Мекахаль за приглашение на семинар.

Николай Палутов

Фото представлено информационным порталом для ромской молодежи jakha.info: первый слева др. Александр Осипов, руководитель кластера «Юстиция и управление», ECMI, второй справа др. Юлиус Ростас.

56 комментариев

Filed under Новости

56 responses to “Украинские мари участвовали на семинаре по нацменьшинствам

  1. горно-мариец

    Ну, хорошо…сходили…поучаствовали…сфотографировались… Сами-то между собой на каком языке разговариваете? Палутов- фамилия вроде…горно-марийская…

  2. Александр

    Украинские мари — это как? Украинцы — это такой же сброд пришлых, как и в США. Русский русский — это, значит, те, кто родился вырос и работает к себя на Родине. Немецкий русский — русский уехавший в неметчину и никак не хочет ассимилироваться с немцами? Украинец марийского происхождения — это понятно: мариец уехал (уехала) за лучшей долей. Американец русского происхождения, сирийка татарского происхождения, зимбабвиец чувашского происхождения. Украинские мари, надо полагать, как марийские партизаны среди хохлов. не в носу надо ковырять, а репу чесать, прежде, чем своих «рассыпавшихся» по весям.

  3. Гражданин

    Ну часть марийцев там живет исторически, не знаю сохранились их потомки марийцами:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Украинские_чемерисы
    Политика «хорошей советской власти» была таковой: перемешать все народы, переселение марийцев поощрялось на казахстанские целины (там по переписи 1989 г. было 12 тыс мари) в др. регионы… Украинцы из Украина в поисках «хорошей жизни» разбросаны по всей России. Люди, наверное, не виноваты, что оказались где-то и если они пытаются как-то сохранить свою национальную идентичность, то это ЗДОРОВО!
    Молодцы мари Украины, что отправили делегатов на Съезд мари, что посещаете такие мероприятия и сообщаете нам об этом через данный сайт! Так держать!

    • Миколай Палутов.,Украина.

      Тау!В апрельском номере журнала «Марий сандалык» вышла статья Александра Шарафанова «Украинские чемерисы и российские мари:прошлое и настоящее».Есть электронная версия.Будем просить,что-бы Марий увер опубликовал статью полностью.Есть малоизвестное в Марий Эл исследование Ярослава Дашкевича об украинских чемерисах,к сожалению,электронной версии пока нет,но исследование очень серьезное,достаточно сказать ,что опубликовано в советские годы.
      В качестве комментария предыдущим господам:
      -разговариваем мы на марийском,у нас нет деления на диалекты, понимаем друг-друга замечательно.
      -сирийка татарского происхождения, зимбабвиец чувашского происхождения,или еще сильнее :украинцы — это такой же сброд пришлых,-это ,по европейским стандартам,да и российским тоже,деление людей по расовым и национальным признакам,присваивание этим категориям свойства неполноценности и т.д.,это уголовно наказуемо.
      Чеверын!

    • сайвер

      Главное, чтобы каждый народ не затерялся в этом безумном мире и при всех стараниях сохранить родной язык. К большому сожалению, даже в несмешанных семьях говорят не на родном языке

    • Вен

      Вот по Вашей ссылке читаю: «…Украинские чемерисы — этногруппа горных марийцев…» И тут же написано: «…Выходцы из Поволжья, значительная группа которого, переселённая в качестве пленных на западные границы Московского княжества, бежала через Беларусь на Волынь в 1527. Более поздние миграции XVI ст. связаны с восстанием черемис против московской власти…» Если украинские черемисы — это потомки военнопленных, то причем тогда горные марийцы? Ведь, горные марийцы всегда были на стороне русских, и в Черемисских войнах участвовали на стороне русских.

      • Миколай Палутов.,Украина.

        Чуть позже Вам будет подготовлен более квалифицированный ответ.А пока :-https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильсурск
        -http://vasylsursk.narod.ru/tur/kruzhka.htm
        Особенно внимательно прочитайте вторую статью,есть очень интересное место о Каднице.

        • Вен

          Уважаемый Паутов! Статья академика Дашкова давно уже есть в электронном виде в интернете. Свидетельством тому является статья в Википедии об украинских черемисах. Статья в википедии – это калька с работы академика Дашкова. Только у академика Дашкова написано «марийцы», в википедии же везде стоит «горномарийцы». Статью в википедии заполнил В.Аликов(Tsikma). Наверное, у него были благие намерения, но «благими намерениями вымощена дорога в ад». Предлагаю познакомиться с более современной работой об украинских черемисах: http://pandia.ru/text/78/219/90099.php

          • Спасибо этой ссылке Меня очень интересовал Доминик Любо -Мирский внук Керечинского ( Кречинского) разыскивая основателей моей семьи я закончил ранее на имени Нестор Кушнир ( правельно употреблять фамилию не Кушнир а — Кожнер по названию его родного местечка истиной родины реки Кожнер) но я думал ч то это поляки -шляхтичи и не как не мог понять историю своей семьи в которой был Карл Мирский живший в с 1700 года по 1790 год на тер итори Кировской обл и приехавший из Литвы как он сам поведал но теперь все прояснилось и я рад что я чистокровный мари. И это еще раз доказывает что ЧЕМЕРИСЫ (черемисы) украины это не горные мари а северо-западные мари высланные московией на границу с литвой за боевые действия против московии

            • Аноним

              Можно предположить, что Карл Мирский первоначально всё-же звучал Мерский(народ меря). Выскажу предположение насчет фамилии Кушнир-Кожнер (опять возвращаюсь к «меря», переход букв «и» на «е»). Кроме того, не покидает ощущение, в фамилии КожНер (Кушнир) имеет место подмена буквы «М» на «Н», тоесть фамилия должна звучать КожМЕР(могу только догадываться, среди народности «меря» было племенное деление, и КОЖ-это одно из племени «меря», и вообще думаю племенные тотемы мари-меря были различные виды деревьев, а не животные).
              Чтобы понять о чём говорю приведу пример перехода букв «М» на «Н».
              http://www.onbashira.jp
              Раз в шесть лет группа отчаянных японцев скатывается с холма на гигантском бревне. Кататься на бревне очень опасно, и поэтому каждый раз в ходе фестиваля Омбасира погибает несколько человек. Однако проходит шесть лет, и все начинается заново. И так продолжается уже 1200 лет.
              КАК В ЭТОМ СЛУЧАЕ ПРОИЗНОСИТЬ «Ombashira» или «Onbashira»?

              • А может быть произошнел своеобразный синтез разных слов сходных по звучанию Взаимо влияние и смешение например гунны -хунны

                • Аноним

                  И опять правильно рассуждаете. Хунгар(ия) это название Империи гуннов и одновременно одно из названий Венгрии
                  http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1343623
                  Возможно, как вариант ХУ-еН-ГАР (КУ-ЕН-КАР). «Ку»-перевод складывать, сложить; ….

      • Egor

        Вен я бы вам посоветовал больше читать, искать анализировать самому,. чем задавать вопросы. Одну и ту же статью каждый прочтет по своему и будет мыслить по своему. Вообще-то черемисы переселялись в дикие степи не как военнопленные, после взятия Казани более 600 тыс. ( точное число ни кто не знает ) ушли Крымское ханство. Вот горные мари не были на стороне русских, русские пытались по сорить луговую и горную мари, но мари тогда объединяла одна вера, одна религия. Те далекие, давние времена очень были крепкие узы среди мари, проживающих в разных регионах. Проводили совместно все марийские моления, приезжали со всех краев где проживали мари, это было самое сильное сплоченность нашего народа, не то что сейчас Христиане все разрушили, разрушили родовой строй, что бы не смогли объединится наш народ воедино как в древние времена. .

        • Egor

          Хочу добавить, в старину горными называли не только современных горных мари, но и Чуваш проживающих в близи Волги. Так что тут речь не идет чисто о горных мари могут быть и Чуваши.

          • Чуваши не шли против воли Ивановой как и татары как и горные мари поддержавшие московию! То что произошла путаница в головах историков есть сев-западные мари! Просто сев-зап мари языком и внешностью не отличимы от горных мари но мы не горные потому что мы не предавали марийцев как народ и всегда были с луговыми едины и украинские мари это есть по крови и языку переселенные в грозные времена сев-зап мари Мы и сейчас страдаем малолюдием от событий тех далеких как кажется времен аукаеться для сев-зап ари до настоящего времени

      • 1

        Это наши сев западные мари Тужинского ШахунскогоТоншаевского Кикнурского р-онов Ниженгородской и Кировских обл У нас язык 75%горный у еас в семье я слышал легенды о тех событиях

  4. Ошвуй

    Александр, переведите, что вы хотели сказать этим:

    «не в носу надо ковырять, а репу чесать, прежде, чем своих «рассыпавшихся» по весям» (?).
    А что такое:
    «марийские партизаны среди хохлов» ?
    Вы про войнушку с фрицами любите читать ? Хохлы у вас — в роли фрицев ?
    Кем вы больше недовольны: хохлами или чемерисами ?
    Выразите своё ФЭ вразумительно.

  5. Аноним

    Александр, Вы сами понимаете в своём наборе букв?

  6. Lashtra Tum

    Pury jyd.

    Predlagaju poslushatj ukrainskuju pesnju, v nekotoryh ornamentah uvidite znakomyje gornomarijskie uzory

  7. Вен

    В 1221 году был основан русскими Нижний Новгород. И прямо под носом у русских, под дыхлом у них стояла хорошо укрепленная и очень сильная крепость, которую горномарийцы называли Цепель. И эту крепость, которая очень мешала русским, русские не могли взять в течение 300 лет! И только в 1523 году она была захвачена русским. И, как вы думаете, русские взяли Цепель? Вот о захвате этой крепости говорит горномарийская легенда. Оказывается, Акпарс поздно вечером провел в крепость купеческий караван и уговорил стражу крепости осмотр обозов каравана оставить на утро. А в обозах прятались русские воины. Ночью они выбрались, перебили сонную стражу у ворот и впустили в Цепель русские войска. Прямо как греки под Троей. Вот так была взята очень важная для русских крепость, которая мешала русским и которую они никак не могли взять в течение 300 лет. Т.е. горномарийцы оказали очень важную услугу русским. И у русских появились союзники для борьбы с Казанским ханством, в которых они очень нуждались. И эти союзники-горномарийцы потом еще вместе с русскими штурмовали Казань. И горномарийцы играли еще очень важную роль при захвате Казани. Как известно, это Акпарс определил расстояние до городских стен, чтобы точно под стены заложить пороховые заряды и взорвать городские стены. И потом во время Черемисских войн горномарийцы поддерживали Ивана Грозного в борьбе с черемисами. Русские всегда на окраины государства отправляли своих врагов, а горномарийцы всегда были верными союзниками русских. За особые заслуги все подданные русских царей получают награды, обычно их наделяют землей. Так многие горномарийские князья получили земли на луговой стороне после Черемисских войн, земли уничтоженных и изгнанных на западные окраины Русского государства непокорных луговых черемисских князей. И впоследствии русские цари всегда благоволили к горномарийцам и даже в 19-м веке горномарийцы были легко-вхожими в Царский дворец. Так что, украинские черемисы не могут быть потомками горномарийцев.

  8. Возникли серьезные разногласия ответ на все ваши споры есть Первое — горные мари действительно выступили против лесных (северо-западных) и луговых мари на стороне московского княжества! Лесные мари встретили войска Ивашки первыми и понесли самые значительные потери Наше племя Ивашка почти уничтожил а большую часть переселил на границу с Литвой! В 1710 -1800 году изЛитвы на територию нынешнего Тужинского р-на района прибыл мариец из Литвы с предложением организовать совместное востание против Петровской реформы и остался координатором имя его было Карл он считается в нашей семье одним из предков от него пошла похоже моя фамилия . Не могу сказать какие проблемы решил этот приезд но он мой предок и он у нас и похоронен! У нас в семье много рассказов и из них я понял причину ваших споров Ведь мы говорим почти на чисто горном диалекте! Горные мари к переселенным на границу с литвой не имеют не какого отношения они шли на Казань под флагами Московии а сходство сев-зап мари с горными до сих пор путает историков и спорщиков ! Думаю я многое прояснил

  9. Ошвуй

    «Горные мари к переселённым на границу с Литвой не имеют никакого отношения».
    Об этом поподробнее бы. Укажите источники — что касается самостоятельности и «отдельности» (в отношениях с мари Горной стороны) северо-западных мари.

  10. Прикинь я сам ходячий источник

  11. Ошвуй если Вы спорить задумали то это напрасно за мной правда и рассказы моих предков и я им верю более чем кому либо на этой земле И нас были записи тех времен и мы множество веков прожили в одной и той же деревне а вместо русских сказок которые Вам родители на ночь рассказывали мне на ночь рассказывали про моих предков и боевые подвиги то что для вас легенды для меня истина первой степени и настоящая подлинная история про жизнь моей семьи

    • потомок Акпарса

      На каком языке записи были? Наверное на утраченном марийском сев.-зап. Наречии, на кириллице или латинице или же наскальные рисунки…хватит нести пургу, а то и так холодно…Горномари рулят! Нас мало, но мы прорвемся…

      • Egor

        Горномарий рулит, хм… какой то абсурд )

      • ТОчно знаю на кирилице с времен Ош пандыша традиция наверное пришла Не знаю какой Вы потомок Акпарса но хочется сказать деятельность Акпарса не имеет не какого еще раз для некоторых повторю НЕ КАКОГО отношения не имеет к простому мари народу горной стороны! Я думаю Акпарс просто купился на сладкие обещания И.Грозн и предал интересы всех мари и своих нагорных и Ветлужских и особенно луговых Конечно Акпарс получил огромные преференции но мари народ как единый кровный союз потерял все и это мы расхлебываем и до наших дней Я считаю имя Акпарс должен народ забыть навсегда и сюсюкаться тут не стоит.Но это мое мнение и принадлежит только мне! Ну недолюбливаю я предателей пытаюсь с этим бороться . Не получается!

  12. Миколай Палутов.,Украина.

    Поро кас,пуры вады!Будьте вежливы в комментариях,не делите неделимое.У академика Дашкевича, в его замечательном труде, нет выражения:горные,луговые,восточные.

  13. Ошвуй

    Особенный и первенствующий, 1Й, даруя себе первенство, к сожалению, уважаемый, Вы не замечаете, что ваша «истина первой степени» основывается на старом как мир имперском принципе «разделяй и властвуй»…
    В данном случае, в отношении «северо-западных» он вполне удался и Вам остаётся пользоваться лишь преданиями одной деревни… поэтому и нечего Вам показать из «записей тех времён».
    К сожалению, именно Вы, не сознавая этого, и пользуетесь «русскими сказками».
    «Потомкам Акпарса» не уподобляться бы «северо-западным», чтобы окончательно не раствориться со своей исключительностью, исчисляющейся уже всего-то несколькими тысячами
    на родном — не своём клочке земли…

  14. Не 1Й я просто ткнул на две стоящие рядом кнопки на что бог укажет а получилось что Юма указал что я первый Ну первый так первый с богом не поспориш а то перестанет помогать Я постараюсь приехать на Моления на Чембулатову гору хотя он у нас как Кер (Кугурак) все у нас Ветлужских не так зовется как у других мари зовется! На шее и руке красные шнуры все как меня учили только брить голову не буду так как мы мари не свободные люди а только свободные мари могут брить голову приезжай Ошвуй ! Да к стати Кер (Кугурак Курка) тоже не далеко от тужинского и котельнического р-на родился и он мой прямой предок Вот князь на которого надо ровняться По легендам он родился там где была деревня Кавырла Арбажский район Кировскои обл по другой в д Жеребецкая Тужинского р-на кировской обл Тятя придерживался Жеребецкая а прадед Кавырлы я слышал от пробабушки легенду о том что Кер родился примерно около д Отюги Тужинского р-на кировской обл Там к стати архелоги нашли воинское захоронение того и чуток более раннего периода примерно захорон с 10 по 12 век К стати Кер — это с ф-у языка Лес высшего качества строительный лес возможно мари дали прозвище-имя как человеку высокому здоровому сильному Около Кавырлы именно такой лес и растет высокий сильный звонкий боровой Кавырла скорее всего и есть родина Чембулата больше такого качества леса в нашем регионе нет везде чахлые болотные ели

  15. Egor

    Хочется знать источник ваших публикаций, кто автор и откуда получены такие достоверные информации, о взятие Казани и хронометраж до Казанского кремля. Акпарс, имя вымышленное, это легенда, горные черемисы выдумали, у мари не было такой имени. Цепель- подскажите нынешнее современное название данного города, вы помянули что 300 лет не могли взять русские. Первые сто, двести, лет Русского государства так такого даже и не существовало. Историю мари-черемис достоверно ни кто не знает, если летописцы писали о черемисах только поминается как язычники, и писали «Хуже черемиса ни кого нет». Про Литву свами согласен, нельзя сбрасывать за пределы истории.

    • Елена

      В Лаврентьевской летописи Черемисы в первый раз упоминаются в 858 году, т. е. до начала истории Русского Государства. В летописи говорится, что они жили по Оке реке, где она втечет в Волгу, имея свое наречие, отличное от муромы, мордвы и славян. В княжение Рюрика и позднее в XII веке Черемисы были известны не только по берегам реки Оки, но населяли Ростово-Суздальскую и Вятскую область, древнюю Булгарию. Жилища черемис были около берегов рек: Волги, Оки, Камы, Вятки и Ветлуги. «Черемисы составляли тогда многочисленное племя и жившие на берегах реки Ветлуги имели своего Кугуза, т. е. князя правителя, который жил в устроенном на берегу реки городе (по черемиски Ала) и нередко воевали или сами по себе или по найму с соседними русскими славянами. Они вели войны под Галичем (Костромским, Мерским) в 1170 и 1171 годах».
      «Русские летописцы упоминают несколько старинных городов, основанных Черемисами и Мордвою.
      Так Бряхимов (которого не должно смешивать с городом Болгарами) еще в 1164 году был славным и большим городом. Он находился в верховьях Камы и разрушен прежде 1220 — года. Другой город был Тухчин, лежавший по описанию Нестора на левой стороне Волги, прочие же небольшие города, коих имена сохранены историею, были Челмата, Сабакула Ашли, Жукотин и Керменчук, попадающиеся ещё в 1396 году. Имя города Болгары встречается в Русских летописях, впервые около 1367 года и с 1396 — .более не попадается» К. Фукс (Краткая история города Казани. 1817).

    • Елена

      Год Историческое событие
      1171 черемисское воинство было разбито
      1174 черемисский народ вновь подвергается нападению. «Ветлужский летописец» повествует: «новгородские повольники завоевали у черемисов их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, последние ушли к Юме и Ветлуге».
      1181 новгородцы завоевали территорию на Юме, в этой связи черемисы ушли на реки Пижму, Ветлугу (Энер), Шангу и Якшангу.
      1185 Галичские и Владимиро-Суздальские князья безуспешно пытались отбить у черемисского княжества Шангу.
      1229 русским князьям удалось принудить Кая заключить с ними мир и платить дань, но через год произошел конфликт и черемисский князь отказался платить дань. Шангские черемисы, уверовав в свою военную и экономическую мощь, стали нападать, грабить и сжигать русские поселения.
      1237 по Руси прошло нашествие Батыя.
      1238 Батый создал мощное ханство Золотая Орда, и черемисские князья признали его Владыкой.. На берегах Ветлуги стали возводиться новые и укрепляться существующие крепости.
      Якшан стал крепостью, а укрепленная крепость Шанга стала перевалочным сборным пунктом дани для Золотой Орды.
      1242 Александр Невский посылает рать, сжигает крепость Шангу и изгоняет черемисов за реку Ветлугу.
      1246 поселения в Поветлужье подверглись внезапному нападению и разорению войсками Батыя. Многие жители были убиты или захвачены в плен, остальные разбежались по лесам.

      • Из семейных легенд: Прадед говорил такой рассказ что мари князья стали сильными да так что татары испугались и вместе с русскими нанесли разорение на Шанга и Кай ( унас в семье Кий) решил найти равноудаленное место с плодородной и богатой чистыми родниками.Долго искали везде встречались топь да гнилые родники (вода с запахом) ходили ходили старейшыны то поля неурожайные даже овес для лошадей плох то от тайги далеко в случае нападения татар не где спрятаться да подсказал один очень старый белый старичек не кому не ведомый из марийцев и говорящий на старо марийском не совсем понятном князю Каю языке » вспомните забытую могилу древнего война Кера забытого народом мари» но не кто не мог вспомнить такая уж память народная героев не помнить и забывать могилы великих предков! Честно прзнались марицы князяКая нет старик не помним где могила Кербогатыря ! Охохо сказал старик тогда и я хотя знаю да не скажу вам в наказание! Тут вышла девушка в воинском одеянии я знаю могилу князя Кера и покажу вам целый день с раннего утра и до познего вечера ехали войны Кая уже почти стемнело когда они приехали к небольшой речушке с тремя родниками в виде креста ! Все легли в полном изнемождении спать ! Когда проснулся народ князя Кая их взорам предстали невысокие холмы травянистые луга а в оврагах весело играли родники с чистейшей водой ! Чтоза земля это спросил девушку князь Это моя земля сказала девушка и теперь ваша ! А где могила Кера ? Девушка -воин медленно подняла руку и указала на Вяз росший среди осин и берез под этим вязом и находиться могила великого князя Кера! Тогда все войны посмотрели на белого старичка тот вдруг происиял и голубые с синевой как небо глаза его улыбались как два солнца! Смотрите марицы на вяз это памятник вашему предку Керу и больше не забывайте предков а то больше не кому вас будет защищать! Долго смотрели марицы на Вяз а когда оглянулись спрсить старичка подробности его и след пропал! поклонились тогда марийцы Вязу и сказал князь Кай даю вам братья мои наказ в тайне держать это место чтоб враг не прознал где наша сила воинская находиться сюда мы войны в тайне приходить будем и только войны могут тайно ночью здесь молиться и зажигать поминальные огни а чтоб место кострищем не выдать случайно врагам зажигай те огни по древней традиции только на камне и только три женьщины могут находиться с вами как равные с равными на этом месте женьщины с душой война и в боевой круг войнов могут встать и песню вместе с вами спеть так и быть тому! «»А места и вправду оказались дивной красоты земля плодородная большие луга и дремучий лес вековой до бесконечности и три ручья с чистейшей водой в виде креста И назвали это место княжеским только князья здесь в тайне от врагов могли жить и умирать так и повелось с тех древних времен собиралтсь в этом месте только войны перед битвами да убитых своих по дальным марийским селениям развозить! Все!

    • Елена

      1345 Галичский князь Андрей Семенович женился на дочери черемисского князя Никиты Ивановича Байбороды (марийское имя Ош Пандаш).
      1351 Галичский князь (с 1346 года) Андрей Фёдорович направил свою дружину против черемисского княжества. Байборода объединил разрозненные черемисские племена и привлёк на свою сторону татар.
      1396 Ветлужским черемисским князем становится Кильдибек
      1428-29 гг. набег татар , булгар и марийцев на Галич , Кострому , Лух , Плесо , Юрьевец и Кинешму.Засуха и эпидемия моровой чумы в Поволжье

      1468 Великий князь московский Иван Васильевич посылает князя Семена Романовича Ярославского с ратью разорять черемисскую Ветлужскую область. » И была убиения человеческая велика, и кровьми полияся варварская земля; блата и дебри, и озера и реки намостишаяся черемисскими костьми». [Херсонский , с.279] Вот характерное свидетельство летописи за 1467 год:
      «Тоя же осени князь великий Иван послал на черемису князя Семена Романовича, а с ним многих детей боарских дома своего;

      • Egor

        Елена. вы конечно очень красиво интересно описали все события, в плоть с указанием даты, но стоит ли этому всему верить. Летописи ( историю ) в основном писали русские монахи в монастырях. Вам никогда не приходило в голову почему так легко пал Казань, и почему под носом великого города и великого Казанского ханства появился деревянный Свияжск, и росли как грибы кругом мощного сильного Казанского ханства деревянные русские города. Лично я сомневаюсь в русских летописях, история перевернута, именно русскими, славянами. Почему у нас обще принятый язык является русский а не татарский, если татары угнетали Русь 300 лет если даже и не больше, держали под игой, а получается до абсурда все наоборот. Вспомните князя Игоря по истории, как он ходил на Половцев, как он разорял Волжскую Булгарию до основания. Я больше и больше начинаю сомневаться в русских летописях и в историю написано русскими. О древней истории можно дискуссировать сколько угодно а правду ни кто не знает, тем более о нашем народе маои-черемисах. В центральной части России Тверской, Вологодской, Московской, Владимирской и в других областях очень часто встречаются названия рек, озер, курганы, возвышенности, местности, поселений марийские-черемиские названия, это вам ни о чем не говорит ареал проживание древних мари-черемис.

      • тоже один из потомков Акпарса

        По поводу марийцев в Ливонии и Речи Посполитой, было две крупные волны беженцев до Черемиских войн и после войн в период рассвета опричнины. Акпарс кое что планировал насчет обьединения марийцев в одно целое под любым предлогом он даже начал чеканить свою монету, но было не суждено надо было бежать от опричнины, а вот его могила находиться по преданиям , а точнее запущенной дезе совсем не на его родине. Она находиться в Прибалтике.

        • Ой уж не знаю что Акпарс планировал

          Акпарс первым побежал к русским и «лёг под русских», продав, предав марийцев и Земли марийские. По легенде он ещё и защитников Казани подставил… Поэтому, наверное, русские официальные власти его веками прославляют, как «героя». А в народной памяти луговых мари он был и остаётся предателем!

  16. Странно историю мари не кто не знает а мари черезвычайно глухой деревни ее знают и про взятие Казани и про Акпарса Мистика какая то!А если серьезно кто от врагов не бегал а остался на родной земле тот и легенды сохранил и если бы не революциия и две мировы войны кто знает какие еще тайны открылись бы Да еще два пожара при моей жизьни ! много сгорело. Но я то пока жив и скоро еще много расcкажу хотя моя родня очень против но я так решил и все раскажу вам непременно. А вам господа решать во что верить У нас правда странно имени Чумбулат не кто не знает не кто и про чумбулатову гору как место захоронения не кто слыхом не слыхивал странно это вот мне это правда не понятно

    • Аноним

      Звучит как Шамбала.

    • Пропала деревня

      Первый пошел! Ждем 1-х откровений как 1-ю каплю первача. Если серьезно — я и в самом деле хотел бы увидеть вашу версию марийской истории. А если напишете ярко и плотно — то и прочел бы с удовольствием. И ведь совсем неважно — правы вы или нет. Главное — напишите красиво!

      • Читай те и эта легенда как оказалась в многом правдой особенно про камни с ямками ее подтвердили археологи и по дикой и нелепой случайности мой отец и очень сильно смертельно пострадал и еще три других человека вот почему я верю легенде прсто я наверное хочу марицы знали не только официальную русскую правду но и правду легенд глухих марийских деревень правду народа мари а что еще делать остается не расскажу я не кто ее больше не расскажет я наверное последний и мне горько Я знаю что большенство современных марийских мудрецов с высшым типа халява приди!!! будут смеяться над моей версией истории народа мари как говорил мой прадед » У правды много концов в узелке вековом и каждый вытягивает свою правду и только нет веревок безконца

  17. А что такое шамбала по нашему шамкат —пережовыввать медленно и долго Аноним что за ритуал такой шамбала у марийцев ?

  18. Egor

    Спасибо Николаю Палутову за статью про Украину он оживил страницу и нашу дискуссию об истории, в котором мы все профаны ……… )))

  19. Миколай Палутов.,Украина.

    Спасибо Вам!Не теряйте время,есть Сануков Ксенофонт Никанорович,живет в Йошкар-Ола,напроситесь на лекцию по истории мари.Он очень в возрасте,но его знания уникальны.

  20. Сай! прикинул у меня 7 больших легенд и 31 трактовка событий древности с ветлуско-пижменско -яранским колоритом и двенадцать семейных и куча мелких дат и датировок которые я слышал только в моей семье и не где более многие из которых могут пролить свет на события упоминаемые в русско церковных записях я умру и больше не кто их мари не расскажет Если что ишите ямбарышевых может они расскажут они нашего рода правда обрусевшие наверно просто я я постоянно за рулем и кто его знает что в переди?

    • Не пропала деревня

      Не теряйтесь не теряйте времени! Пишите! Не знаю как остальным, но мне стало интересно!… Ждем!

  21. Миколай Палутов.,Украина.

    1Й..буду через неделю в Марий Эл,Приглашаю в гости,если Вам удобно.

  22. От Ешки на север 80 км и попадете в сердце марийской земли и ее отваги и непреклонной стойкости

    • Илья Бирский

      В Казани до его взятия войсками Ивана Грозного было много марийцев, были даже марийские районы.

  23. Илья Бирский

    Марийские войска побывали в Киеве в X веке. Как гласят булгарские летописи, князь Владимир-креститель спрятался под мостом и усиленно молился, прося пощады. Марийцы не стали убивать его, а договорились, чтобы больше со стороны Украины не было никаких набегов на территорию Волжской Булгарии. Войска Волжской Булгарии состояли из мари, и сардар — главный военачальник войск Волжской Булгарии, и сотники в основном были марийцы. Называлось войско Волжской Булгарии Кршэ-Вий. Так как тюрки не понимали смысл слова «вий», произносили и записали как «бай» — «крше-бай — крсебай». Но зато название марийской армии сохранилось у украинцев как страшная непобедимая сила «вий». Украинцам, славяно-тюркским крестоносцам, снова пришлось встретиться в жестоких битвах с марийскими войсками Кршэ-Вий, когда вторглись в центр Волжской Булгарии в 1237 г., где полегло немало украинцев. Естественно, оставшиеся в живых украинцы навечно запомнили название марийской армии «Вий». Да и в последующих битвах славяно-тюркским крестоносцам немало пришлось потереть от марийских отрядов «Кршэ-Вий». Ведь именно марийские войска остановили продвижение крестоносцев «монгол-татар» дальше в глубь территории Поволжья. «Монгол-татарам» не удалось покорить также древнемарийский города-республику на месте Ярославля, который известен нам теперь как «Великий Новгород». В том, что марийские войска были мощной и могущественной силой, сомневаться не приходится. В древних славяноязычных письменах, известных как «летописи», сами славяне утверждают, что «меря» ходили войной даже в Византию. Под экзоэтнонимом «меря», разумеется, имеются в виду марийцы. При вторжении на финно-угорские земли Волжской Булгарии крестоносцев среди отражавших нападение войск Волжской Булгарии на границе были и марийцы тоже. Под Воронежом, где произошла наиболее крупная битва с крестоносцами, найдено поле боя, и установлено, что войска Волжской Булгарии были объединенными, то есть состояли из войск разной этнической принадлежности. Город Орёл был пограничной заставой Волжской Булгарии и носит название с марийского «орол», то есть «сторожевой».

Добавить комментарий для Миколай Палутов.,Украина.Отменить ответ