Финно-угорскую премию вручили удмуртскому жрецу

Логотип Программы родственных народов ЭстонииСовет Программы родственных народов принял решение присудить премию «Древо мира» 2016 года удмуртскому жрецу д. Малая Бальзюга Назипу Садриеву за многолетнюю деятельность в сфере сохранения и передачи традиций закамских удуртов.

Назип Садриев более 60 лет является жрецом д. Малая Бальзюга Татышлинского района Башкортостана. Даже в самые глубокие советские времена он не переставал совершать моления. Свою деятельность в качестве помощника жреца (вöсясь) он начал уже в 1954 году в возрасте 24 лет. Заботясь о преемственности, Назип агай выбирал и готовил новых исполнителей обрядов. При этом он имел гибкий подход к некоторым традиционным принципам, например, выбрав своим преемником человека моложе 40 лет и позволив ему читать молитвы по бумаге. Став главным хранителем религиозных традиций закамских удмуртов, Назип Садриев, тем не менее, не относился к обрядам машинально, а старался сохранять их живыми и созидательными в соответствии с условиями и потребностями времени.

Назип Садриев – авторитетный жрец, к нему приходят обучаться, советоваться, уточнять детали обрядов, обсудить вопросы религиозной жизни закамских удмуртов. Благодаря его деятельности, совершение молений в некоторых восточно-удмуртских деревнях не прекращалось, что обеспечило непрерывность традиции, лежащую в основе возрождения удмуртской традиционной религии.

На соискание премии Программы родственных народов «Древо мира» претендовало 8 человек, среди которых были ученые, учителя школ, работники культуры и представители других сфер деятельности.

Программа родственных народов присуждает премию «Древо Мира» в седьмой раз, признавая тем самым гражданскую инициативу, связанную с культурным идентитетом и сохранением родственного финно-угорского народа. Премия вручается каждый год одному представителю какого-либо коренного финно-угорского народа или человеку, деятельность которого на местном уровне тесно и результативно связана с культурным самоопределением и сохранением родственного народа и заслуживает благодарности. Премия присуждается людям, чьи имена могут быть неизвестны широкому большинству, но без активной и вдохновляющей деятельности которых было бы невозможно говорить о живой финно-угорской культуре той или иной местности.

Величина премии составляет 2500 евро.

Имя получателя премии объявляется в день весеннего праздника води maaentšäüz, который в этом году выпал на 5 мая.

Совет Программы родственных народов

8 комментариев

Filed under Сообщения

8 responses to “Финно-угорскую премию вручили удмуртскому жрецу

  1. Аналитик

    Молодцы удмурты! Они уже несколько лет везде первые-креатив и новые идеи, командная работа и успех…Не то что наши «куштена да мурена»)))

  2. Лайд

    Поро!
    «Древо Мира» — это изначально удмуртская премия.
    И это по факту — а не от зависти.
    Проанализируйте.

  3. Рад за удмуртов

    У марийцев был подъем в 90-е, у удмуртов — сейчас. Действительно, удмуртам нужны удмуртские мероприятия, свои песни, танцы… У них есть время на это и они чувствуют какую ответственность, что если где-то что-то удмуртское происходит, то обязаны идти да и детей у нас в удмуртско-смешанных семьях учат удмуртскому. А у марийцев постоянно «нету времени», им наплевать на марийские мероприятия, на сохранение марийского языка в семье, у нас в единственной семье дети говорят по-марийски и догадайтесь почему? А мать у них удмуртка… отец мариец… А все остальные мари даже в чистомарийских семьях в основном с детьми говорят по-русски… Вот такое се ля ви!

    • Евгений Арелатский

      Немного удивил Ваш тезис. Мой опыт общения как с удмуртами, так и с марийцами Башкортостана, показывает, что в марийских семьях чаще говорят по марийски, даже в смешанных, чем в удмуртских по удмуртски

  4. Евгений Арелатский

    По поводу удмуртского креатива мог бы полемизировать. На 80% процентов это довольно поверхностное хипстерство, и замаскированный плагиат. По последнему вопросу можно ознакомиться с обзорами Пасла Эля на удмуртские музыкальные клипы.
    А вот вӧсяся действительно рад, потому что он закамский. Закамский удмурты действительно лучше сохранили и дохристианскую религию, и древние традиции. А вот в Ижевске можно встретить вӧсясей и бейсболках. Вот кстати заметка про удмурт кипстерлык (http://uralistica.com/profiles/blogs/2161342:BlogPost:244767)

  5. PORO

    Кто имеет выход на Назип Садриева предложите ему подготовить видеофильм о традиционной вере закамских удмуртов. Думаю будет интересный фильм.

  6. Лайд

    Поро!
    Пора свой существенный фильм сделать о марийской традиционной религии. У нас также интересно.

Добавить комментарий для АналитикОтменить ответ