Ученый: Народу МАРИ настало время стать ИСТИННЫМ АРОМ!

Использование термина «ар» в языке народа мари.

Onar

Онар

В лексическом составе современного языка народа мари есть очень интересная группа слов с однокоренной флексией АР. Эти слова можно разделить на несколько небольших по смысловому значению разрядов. Рассмотрим некоторые из них: Марийское слово ар /порядочность, совесть, приличие (свет)/ в последнее время стало малоупотребительным и не каждый мари знает его в данных смысловых значениях. В реалиях жизни сейчас ценятся абсолютно другие качества. Сейчас не модно жить с совестью, не приветствуется порядочность. На праведных людей смотрят как на врагов. Общество выстроило свою позицию так, что нужно быть как все, делать как все, что ты думаешь – оставь при себе (а лучше вообще не думай), говори то – что хотят от тебя услышать (или просто молчи). Человек ставится перед выбором: быть как все, вставать в рамки приличия власть имущих — быть ардыме /без совести/, или стать изгоем. Внутренняя борьба со своей совестью приводит к печальному концу: к пьянству, алкоголизму, наркомании, развалу семьи, деградации, суициду. Такому человеку выстраивается сценарий уничтожения обществом или самоуничтожения. Человек, утративший чувство собственного достоинства, чувство уважения к себе, подчиняющийся чуждой воле – становится рабом собственных слабостей (завуалировано, иногда открыто навязанных обществом), рабом системы. По законам нравственности народа мари – рабское подчинение /раболепство/ является одним из основных грехов по значимости после греха убийства.

Человек-мари, приносящий хвалу Ош Тӱня Ош Кугу Юмо — Богу Всевышнему, благодарящий его за все блага, славящий его от своего имени и от имени своих соплеменников, назывался арвуй /жрец/. По иронии судьбы, или же ввиду осуществления замыслов темных сил, с началом жертвоприношений, стал картом /проводящий обряд моления/. Марийское слово арвуй сложное по составу: ар/совесть(свет)…+ вуй /голова/, т.е. совестливая (светлая) голова, человек праведный, со светлой головой, имеющий связь с Богом/Светом.

Другое словосочетание арым кочкын, арже кочмо /оголившийся пробор/ — ставший таковым после долгого ношения марийского головного убора шымакш /головной убор в виде маленькой пирамидки у основания головы/ сакральный предмет в женской одежде луговых мари (проживавших в бассейне реки Вятки). Место расположения головного убора шымакш, является местом прохождения энергий через чакру Сахасрара, каналом связи с энергиями Бога, Вселенной, Света. Женщина мари, носившая шымакш, в семейной иерархии имела особенное значимое место.

Сложное по составу марийское слово арава /веснушки/ также в своем составе имеет однокоренное ар/…(свет)/+ ава /мать, (родительница)/, в значении — отметины, светлые пятна, данные от матери при рождении.

Интересна следующая группа нарицательных слов, сохранившаяся в горном и луговых наречиях: армарӹ /молодой, новобрачный/; арвӓты, о(а)ръеҥ /молодушка/, арвиҥӹ/шафер/; араныж /жених-первак/; арвыль /гурьба, толпа, множество/ — характеризующая человека в разных качествах. Корень АР здесь предстает перед нами в своем истинном, на первый взгляд, забытым для современных мари, значении (АР – человек Света, человек Бога).

Арвуй /жрец/ обращался к Богу-Всевышнему своими хвалами, благодарностью, прославлением напрямую, через огонь, священное дерево. Впоследствии, когда человек стал более материальным, стал просить, а не прославлять, молить его о новых дарах, достатке материальном, посланниками просьб человека стали божественные аргек /утка-чирок/; аргамак /лошадь для жертвоприношений/. Когда появился обряд жертвоприношений – арвуя сменил карт.

Следующая подгруппа слов: арак (пушеҥге) /дерево не пригодное для постройки/; аракма /дряблый/; арамса /нечистоплотный/; арва /мякина/; арик-турик /не прилично/; аро /болезнь/; армӹж /неуклюжий, велик/ — в своем составе имеет также одно из значений ар /приличный/. К слову ар добавляются компоненты-флексии с негативными оттенками значения, выстраивается противопоставление: приличие-неприличие. Таким образом, возникли новые слова, обогатившие лексику языка мари.

Существует марийское слово о(а)рвуян /трезвый/, наиболее в древней форме сохранившийся в горном наречии: арӹ /трезвость, трезвый/. Напиток, лишающий трезвость (правильность мышления) арака /спиртное/ дает нам временное наслаждение, расслабление, уход от реальности. Арака опьяняет разум, способствует потери порядочности, совести, приличия (СВЕТА) в жизни человека. Меняет его до неузнаваемости, ведет к деградации. Мы живем в социуме. Социум создает свои правила и законы для нас, заставляет нас жить по ним. Так удобно тем, кто создает для нас эти рамки: алгоритм подавления Воли, уничтожения Тела и отбора Души. Алкоголь в деле уничтожения МАРИ далеко не на последнем месте. Бог-Всевышний Творец нас «создал по образу и подобию своему», следовательно, и спрос за наши (не только за наши) деяния будет по законам Творцӓ космическим, кармическим, вселенским. НАРОД МАРИ — настало время АРЛАШ/трезветь, протрезвляться/, становиться Человеком, настало время стать ИСТИННЫМ АРОМ!

PS. Здесь представлена не вся лексика языка мари на АР, надеюсь, совместно с вами восстановим память о данном слове.

Воронцова Ольга Петровна,
кандидат филолологических наук,
Йошкар-Ола

На фото репродукция картины И. Михайлина
«Онар — герой марийского эпоса»

60 комментариев

Filed under Статьи

60 responses to “Ученый: Народу МАРИ настало время стать ИСТИННЫМ АРОМ!

  1. Лизук

    Руш мутым-,,Да»-м молан пуртен улыда мари йылмыш,а ынде кораҥден керташ лиеш мо?Руш мутым-,,Нет»-ым ала пурташ кӱлеш мари йылмыш ,,Да»-м сеҥаш?

  2. НеУченый

    Я поражаюсь, конечно, уровню «научности» статей Воронцовой. Ничего общего с классическох филологией в них нет, это больше псевдонаука или народная наука. Я бы больше их квалифицировал как «научно-популярная статья из области марийской теологии». Наверное, такие статьи тоже нужны.
    Что касается слова арака в марийском языке, то со 100% уверенностью могу сказать это слово заимствованно из тюркских языков. Я и раньше знал, но когда ездил в Турцию еще открыл для себя новые свойства арака. На турецком это ракы (тур. Rakı),
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Ракы
    но когда произносят турки такое ощущение, что в начале слова есть гласный. Слово это арабское – арак.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Арак_(напиток)
    Но что интересно, что ракы/арак очень крепкий напиток и его разбавляют с водой и получается по цвету белый, точно как слабый самогон. Арака в марийском тоже крепкий спиртной напиток. Хотя самогон в марийском языке называют другим тюркским заимствование «кумышка», но он входит в категорию «арака».

    • PORO

      Ключевая фраза вашего поста, «но когда произносят турки такое ощущение, что в начале слова есть гласный. Слово это арабское – арак.» Можно предположить, что турки очень часто в своей речи, а также и все арабы произносят вначале слов гласную букву «а». Как вариант, возможно слово «раб» турки произносят «араб». Можно проверить на практике, кто собирается в турцию на отдых, или знакомые отправляются, попросить провести эксперимент с турками, как они произнесут слово «раб».

  3. PORO

    Давно уже пора разобрать завалы в марийском. » Мы живем в социуме. Социум создает свои правила и законы для нас, заставляет нас жить по ним.» Можно добавить лишает возможности народ мари слышать окружающую природу и друг друга.
    Что касается затронутой темы, разбор слова «ар». Могу высказать свою точку, возможно ошибочную, слово «арак» (пушеҥге) /дерево не пригодное для постройки/. Хорошо пусть будет, но «ар» — свет, а «ак» имеет значение цена, ценность, стоимость. В итоге получается? Правда слово «ак»(горно-мари) имеет перевод отрицание при глаголе 3-го лица, ед.ч. «не», «нет». В случае перевода с горно-мари «арак» то действительно дерево получаем не очень, в случае использования перевода с лугового, смысл получаем практически противоположный.
    Что касается «нарицательных слов «армарӹ» /молодой, новобрачный/ и «арвӓты, о(а)ръеҥ /молодушка/. «Марӹ»- это муж, возможно правильнее-бы говорить и писать «эрмарӹ»- ранний, начинающий муж, так-же и с «арвӓты». Это всего-лишь логические рассуждения.
    И ещё из области исторических наблюдений. В России существовали две большие группы населения, в северных областях Вологодская, Архангельская(в том числе у поморов) и т.д. преобладала «О» — окающая речь, в более южных областях преобладала «А» — акающая речь, это Ставропольский край, Краснодарский край. Так вот люди северных широт более рассудительные, менее конфликтные, и наоборот южане как правило вспыльчивые, резкие и чаще конфликтные. Это так, в качестве информации.
    » Внутренняя борьба со своей совестью приводит к печальному концӱ к пьянству, алкоголизму, наркомании, развалу семьи, деградации, суициду.» Вопрос: Что является причиной возникновения внутренней борьбы?

  4. keymachine

    Практически все упомянутые слова – тюркизмы в марийском.
    Верно тут уже сказали по поводу слова «арака» < тюрк., ср. тат. аракы, чув. эрех (в тюркских арабизм).
    Далее:
    1) мар. ар «совесть. приличие», "соображение, ум, толк" < тюрк., ср. тат. äр «стыд, самолюбие», «упрек, укор, укоризна»
    2) мар. Г ары "трезвый", орвуян «трезвый» < тюрк., ср. чув. урă «то же»
    3) арва «веснушки» < тюрк., ср. тат. арпа, чув. урпа "то же"
    4) арва «мякина» < тюрк., ср. тат. äрбä, чув. арпа "то же"
    5) аракма «дряблый» арак (о негодном дереве) — ср. тат. арык «тощий»
    6) арамса «не чистый на руку, вор» < арам «бесполезно» < тюрк., ср. тат. äрäм «жаль, жалко», чув. харам (в тюрк. арабизм "запретный")
    Все это есть в словарях Исанбаева и Федотова, с которыми знаком каждый филолог (или нет?!).
    А мар Г армыж «неуклюжий», наверное, надо сблизить с мар. Л ормыж «негодяй» и искать общую этимологию.
    Очень мало исконно марийских слов со звуком "а" в первом слоге. В подавляющем большинстве такие слова — заимствования.

    • Splin

      keymachine, вы будете доказывать до помутнения, что многие слова марийского языка — это тюркизмы, арабизмы, хрен знает откудаизмы, так? Другое пугает в подобных лингвистах, что прамарийский язык не сложился бы в том варианте, как мы видим сейчас, а именно, без чувашей и татар, удмуртов не представляется возможным из каких слов образовался бы. Так ли? А может чуваши, смешавшись или скорее сложился как народ из булгар, горных, луговых и мари, а южнее из кочевников? Отчего вы так прибедняете наш богатый марийский язык? Разве недостаточно источников, где указано, что марийцы и саамы самые древнейшие народы (племена) обширных территорий европейской части?

      А вообще-то посыл автора в другом — сохранили марийцы совесть, как утрачиваются стремительно все традиции!

      Или вам, лингвистам только бы зацепиться и выпендриться своими, исключительно, псевдознаниями?
      с подобными громкими заявлениями — …»Очень мало исконно марийских слов со звуком «а» в первом слоге. В подавляющем большинстве такие слова — заимствования.

      • keymachine

        По вопросам могу добавить следующее:
        Splin, направление заимствования (как ниже хорошо объяснил НеУченый) определяется через сопоставление с другими языками. Те чувашские и татарские слова, которым родственны марийские (относящиеся к категории тюркизмов), обнаруживаются чуть ли не в десятках других тюркских языков (живых и мертвых, от Стамбула до Якутии). Какие-то из них собственно тюркские, другие — заимствования в тюркские из арабского или монгольских (и др.). Можно убедиться в этом взяв, Древнетюркский словарь или многотомный «Этимологический словарь тюркских языков» (они есть в свободном доступе в интернете). При этом в уральских языках (кроме разве что финно-угорских языков волго-камского языкового союза) этих слов нет.
        Хотя есть случаи и обратного заимствования — из марийского в татарский, чувашский. Их тоже изучают.
        Poro, слог «ар» входит в состав разных слов, и этимология этих слов различна. Кстати, значение «свет» слова «ар» ни в каком словаре не обнаруживается. Или это не в марийском языке? Тогда в каком?
        Название статьи вообще выглядит странно, ведь «ар» в мар. и чув. языках — это обозначение удмуртов (!). Само слово «ар» в тюркских языках (откуда и этноним, относящийся к удмуртам) значит «мужчина».

        (И еще поправлюсь: тат. арпа переводится как «ячмень», а не «веснушки».)

    • PORO

      Из представленных вами примеров можно сделать промежуточный вывод, слова с использованием слова(слога) «ар» являются заимствования, и не характерны для языка народа мари, по крайней мере луговой части. Кроме этого, с большой долей вероятности слово(слог)»ар» можно отнести к тюркским заимствованиям. Всё верно?

  5. НеУченый

    Splin, ничего плохого в том, что в марийском языке так много тюркских заимствований я лично не вижу. В мире нет чистых языков. Любой язык полон заимствований из других языков. Возьмите, например, «великий русский язык» и сколько в нем исконных славянских слов… Общеизвестно, что марийцы очень тесно были связаны с волжскими булгарами, татарами, чувашами и понятно, что заимствовали и слова. Кстати почти до конца 19 века из русского языка в марийском языке заимствований было очень мало, что вполне оправдывается довольно сложными отношениями между мари и русскими. Русские были врагами и завоевателями и чужими для мари. А в Казансом ханстве у мари была очень обширная автономия. Доказать тюркские заимствования в марийском языке не так уж и сложно и это сделано наши действительными Учеными, а не псевдоучеными как Воронцова: Исанбаевым и др. Просто берется слово и сравнивается есть ли это слово в марийском, др. финно-угорских языках, в татарском, чувашском и др. тюркских языках. Это доказывали действительно НАУЧНО, а не своей богатой фантазией как PORO, Громов и автор данной статьи.
    Тот же арака, есть во всех тюркских языках. Да и там это слово заимствованно из арабских. Почему тюрки не комплексуют по поводу заимствования слова из арабского, а мы марийцы комплексуем?

    • PORO

      А вы «Не Учёный» поинтересуйтесь у «Splin» от чего у него такая реакция на комментарий, попробуйте ему объяснить, заодно поинтересуйтесь к какой группе народа мари он себя причисляет. Это не попытка обидеть Splin, это попытка выяснить в чём заключаются неточности в комментарии «keymachine».

    • Лизук

      Поро эр!Сӱяс шамычын мутышт, изиш пурен гын,а мари калыкын мутшо,- чыла вере! Мутлан,- стенаште,столыште,стулыште,потолокыште ,аптек,больницыште , судшо,прокуратурыжо, администрацийже,танцыште,экран,совестьше,универститетыште,…..,- чыла вере мари йылме! Мари Элжат — марий !Мутлан — эн чот поян, а мари калыкше,- нимолан йӧрдыме, кул ден тарзе.Ӧрат веле! Чыла -мӧҥгӧшла. Чын мари айдемым,яндар йылмым, -ойырман!Поян калыкым- ыштыман! Кугу кӱкшытыш шуаш -ушан, шонен, умылен, вӱден моштыше айдемым,- калыклан ойырен сайлыман !Тунам гына ,каласаш лиеш:- ,,Мый МАРИ улам!!!»Тыгакшым элын кӧргыштыже ,марийын элыштыже илена! Кугешнен кертыда,- вате шамыч! КУШКО ШУМЕШ КАЛЫКЫМ ШУКТЕН УЛЫДА ,АҤЫРГЕН ТУНЕМЫН ЛЕКШЕ, ВУЙЛЯТЫШЕ ШАМЫЧ?????????????????????-ЭХ ,ЧОН КОРШТА,ШӰМ ВОКТЕН КОРМЫЖТА!!!…

  6. Splin

    Вывод другой, *ар* — совесть, будь она не ладна, раз уж слово «прискакало» с тюрками, так тому и быть, и, к сожалению, снова тюркизм подкрался в сознание, осознанность, совесть народа, сбил матрицу этноса и марийцы исчезают теперь в таком быстром темпе, или не так!?

    • PORO

      Так сразу и не ответишь, но вот любопытная лекция прозвучала на Радио «Славянский мир» по теме «Причины конфликтов в Славянском мире». это конечно не марийский мир и всё-же.
      По тексту лекции начиная с 11 минуты.
      «Люди конфликтуют , потому что не хватает каких-то личностных качеств, чувствуют зажатость, скованность. Люди защищаются от окружающего мира. У человека возникает потребность скинуть эти оковы, при этом указал на теневой аспект буквицы А («Аз») (можно в целом обозначить рабство).»

      Возможно преобладание буквицы А(«Аз»)( в речи нарушает гармонию человеческом общении.
      У северных народов России преобладал О-кающий говор, у южных жителей преобладал А-кающий. Поморы в своей речи использовали буквицу «О» вместо буквицы А(Аз) в начале слов. Северные народы менее конфликтны, это исторически подтверждённый факт в литературе.
      Есть такое слово-понятие АСПИД, значение объяснять не надо. Существует современное слово Авитаминоз, в начале буква(буквица «Аз»). Само слово «А- ВИТАМИНОЗ» — нехватка или отсутствие витаминов в организме, логически напрашивается вывод, буква «А» в данном слове отрицание НЕТ-ВИТАМИНОЗ (нет витаминов)

  7. Илья Бирский

    Мой сосед осетин. Это потомки женщин русов(осов) с иберийскими мужиками. Сохранили язык ариев. Русы — скифо-сарматы, оставшись на Дону, отюречились и ославянились.В начале н.э.,когда степь поразила засуха, часть скифо-сарматов пошла на север и смешалась с лапаноидами . Мари — их потомки. В «мари»,» морт»(коми-морт, одо-морт(удмурт), баш-морт(башкорт), морд-ва) видим осетинское слово «нарт», тождественное как по смысу с марийском Онар, так и с того же корня «ар».От скифо-сарматов есть сохранившиеся без изменений слова как на марийском, так и на русском (товар — топор). Когда русы пришли на марийские земли, ещё помнили свой скифский язык. Поэтому Москву-реку продолжали называть Доном(вода по-скифски «дон», на древнемарийском — «ва»(Маска-ва — «медвежья вода»). Как-то на территории нынешней Москвы на болотистом поле, где жили кулики, устроили они между собой драку. Вот эту драку нам преподносят как «великое сражение русских на Дону с монголо-татарами».Смешно! Не верьте русским сказкам! Когда русы совместно с другими степняками совершали нашествие на земли мордвы-мокши(Воронеж, Золотарёвское городище), эрзи (ар-зя — Рязань, арзя-мас — Арзамас(«эрзянские земли»), маров — мари (Москва, Владимир, Суздаль), муромы и т.д., сотворили такое злодейство, что во веки веков им стыдно признаться в этом! Поэтому они и придумали мифических «монголо-татар», чтобы спихнуть на них все свои злодейства. Мари сохраняли человечность, по отношению к другим не совершали преступного насилия и зла, поэтому они и АРы — «человеки», что тождественно словам «порядочность, совесть, приличие». Я просто удивляюсь, почему мари, сохранившим до сих пор свою чистоту и порядочность,полноценный язык и культуру на высоком уровне, перенимать на себя чужие грехи, окунаясь в христианство и переходя на русский. Конечно, мы за дружбу с великим русским народом, но только на равноправной основе. Мари, вспомните, как наши предки в гораздо худших условиях сумели защитить себя,возгордитесь нашей героической историей и вспомните, что вы АРы!
    (P.S.: моим критикам — «бирь», «бирск(ий)» от арийского «пу:ро:» (без изменений на тат,, баш.,мар.), «ползущая, вливающаяся, меняющая русло» река, а также мар. «пу:ро;» — «шипящий» напиток, а также мар. глагол «пура» — «входить»).

  8. просто критик

    Не пойму, кто у кого сплагиатил. То ли Воронцова у Танакова, то ли наоборот. Подобное раньше публиковал протатарский деятель Танаков.

  9. Никитин С.П.

    Как не ученый, не филолог, а как просто с детства говорящий на мари языке, и кое что читающий о других народах, высказываю свою точку зрения на слова: — АРВА — шӱргӱшкӧ вочшо КЕЧЕ арва; — ОРЪЕҤ — эрзя йылмыште уло -УРЬВА — кул вате (РАБЫНЯ — рушла), тышеч — УРЬ — ОРЬ — еҥ. Ожно шешкын нимогай праваже лийын огыл у ешыште. Тыге меденна маныт ыле.

  10. keymachine

    «Интересна следующая группа нарицательных слов, сохранившаяся в горном и луговых наречиях: армарӹ /молодой, новобрачный/; арвӓты, о(а)ръеҥ /молодушка/, арвиҥӹ/шафер/; араныж /жених-первак/; арвыль /гурьба, толпа, множество/ — характеризующая человека в разных качествах. Корень АР здесь предстает перед нами в своем истинном, на первый взгляд, забытым для современных мари, значении (АР – человек Света, человек Бога).»

    Есть чув. арçын «мужчина, муж» (букв. «мужчина-человек»). Точным фонетическим отражением этого слова является луговое оръеҥ и, наверное, горное аранг(ыж).
    Т.е. элемент ар в этих и сходных словах (арвäтӹ, арвингӹ, армары) ~ тюрк. ар «мужчина».
    А арвыль… может, даже искажение от артель (?).
    Ну и аргамак (оргамак), безусловно, тюркское заимствование, ср. тат. аргамак «аргамак, скакун», чув. урхамах.

    • PORO

      Мне думается появление слова «артель» имеет несколько иную историю. В марийском уст. «ор» — крепость, укрепление (кстати «орда» однокоренное), «тель» или тале — сильный. Получается в переводе сильно укрепленные, скреплённые. Артель (от татарск. арта — община), товарищество, образовавшееся для производства промысла, ремесла или работ с полным равенством и круговой порукой всех участников;
      И вообще считаю многие слова как в русском, так в татарском имеют корни из языка мери(мари). Думаю не следует доказывать, до появления «русских» на большой части России жили мери(мари).

      • keymachine

        Считается, что артель в русском — из итальянского (родственно слову арт «искусство);
        орда — тюрк. орда, орду ‘дворец’, ‘палатка хана’, ‘лагерь хана’, ‘ханская ставка’, в монгольских — ‘лагерь’, ‘двор’, ‘стоянка’.

        • PORO

          Насчёт итальянского не скажу, но объяснение слова «артель» взял по ссылке http://termin.bposd.ru/publ/1/1-1-0-29102
          По поводу орда — лагерь хана, дворец. В чём противоречие «ор»- укрепление. Разве лагерь не укрепляют.

          • keymachine

            мар. ор «укрепление» соответствует тат., баш., чув. ур «ров» («вал»).

            • Splin

              keymachine и PORO, зная ваши координаты, давайте вас сведу и вы будете упражняться меж собой, кто из вас круче в этимологическом «серфинге»! Уже тошнит от ваших «абырвалгов»: удм., баш., чув., ар, мар., тюрк., ср. тат, мар. Г
              Грош вам цена, если вы не можете придумать на марийском языке, столь часто употребляемые заимствования с русского и других языков, с соответствующим значением, если даже корень слова будет арабизмом и тюркизмом, пусть даже удмуртизмом. Раз уж вы исшарили все словари народов пустынь, степей, от Алтая до индо-ирана и утверждаете, что истинных марийских слов почти не существует.
              Берите пример с финнов и эстонцев, ежедневно внедряющие новые словообразования! Есть у них пласт интеллигенции в союзе с лингвистами, искореняющие иностранные слова, имена, слова-паразиты, сленг и т.д.
              Так как? Есть у вас креативное мышление или будете втирать «порожняки»?

              • PORO

                Splin: «А вообще-то посыл автора в другом — сохранили марийцы совесть, как утрачиваются стремительно все традиции!»
                С этим выводом можно согласиться, но ведь автор пытается достучаться до сознания марийцев используя лексические построения, акцентируя на произношение и написание марийских слов, это вы тоже должны видеть.
                А вот это предложение из статьи Воронцовой Ольги Петровны, между прочим кандидат филолологических наук.
                «Общество выстроило свою позицию так, что нужно быть как все, делать как все, что ты думаешь – оставь при себе (а лучше вообще не думай), говори то – что хотят от тебя услышать (или просто молчи).»
                Думаю вы пытаетесь всех в этом убедить. Или не прав?
                Splin: «Все это есть в Йошкар-Оле и в большом количестве…»кирг. ор, алт. ора, монг. ур «ров», др.-тюрк. ору «яма»…» — скорее, неподдающиеся подсчету «яма»! «темница» — это про марийскую науку!»
                Предлагаете воспользоваться вашим советом: «Берите пример с финнов и эстонцев, ежедневно внедряющие новые словообразования! Есть у них пласт интеллигенции в союзе с лингвистами, искореняющие иностранные слова, имена, слова-паразиты, сленг и т.д.»
                Чтобы представить глубину «ямы» послушайте выступление бывшего научного сотрудника МарНИИЯЛИ (недавно уволенного) Василия Геннадьевича Вострикова. Доклад – «Марийская историческая наука и её будущее». на прошедшем 26 марта 2016 года форуме организованном Межрегиональная ассоциация общественных объединений «Марийский мир – 21 век» и РОО «Марий ушем» («Союз мари»).
                Думаю после этого у вас отпадёт желание пытаться сравнивать марийскую науку с наукой финнов. Поймите пласт учёных лингвистов выкошен, в глубоком подполье. Остатки варятся в собственном соку. Предлагая развивать «креативное мышление» вы иногда задумывайтесь кому и каким образом предлагаете развиваться. Чтобы сформировалась эта интеллектуальная научная элита, для начала нужно понять нужно-ли это народу мари. Из ваших реплик складывается впечатление, что и не очень-то и надо. Правда если иметь в виду, что вы мари по национальности.

                • Алексей

                  Poro, вы пишите всё время на своей волне комментарии немного не согласованные с реальностью. Пока я понимаю суть вашего комментария, у меня уходит полчаса. Возможно ваши отвлечённые комментарии тоже нужны для тренировки мозга читателей. Вы почему так активно пишете? Наверное давно на пенсии? Даже активисты не успевают прочитать все ваши комментарии и вникнуть в их суть. Активисты надо соревноваться с Поро в комментах, он в каждой теме успевает больше всех написать.

                  • PORO

                    «Алексей» вы заметили, что все со своими странностями, одни ставят в укор не хватает креативности. «Splin» указал в своём комментарии:»Так как? Есть у вас креативное мышление или будете втирать «порожняки»?». Вы в свою очередь обвиняете в чрезмерной активности. Пенсионный возраст конечно позволяет не отвлекатся на текущие житейские проблемы, но дело даже не в этом. Необходима именно информационная накачка общественной мысли, и чем эта информационная накачка будет выше, тем решение задач стоящих перед народом «мари» будет эффективней. Это моё мнение.

                    • Splin

                      PORO, не надо опрокидывать!
                      Не важно, какая научная степень у keymachine, у автора статьи или других языковедов, лингвистов. Можно быть специалистом или называть себя таким, выдавая, скорее, вытягивая тысячи этимологий из тысяч словарей, сопоставляя с марийским словом и странным образом некоторые заимствования теряющие значение в конечном варианте.

                      PORO, вопрос был в следующем утверждении!

                      «Грош вам цена, если вы не можете придумать на марийском языке, столь часто употребляемые заимствования с русского и других языков, с соответствующим значением…Берите пример с финнов и эстонцев, ежедневно внедряющие новые словообразования! Есть у них пласт интеллигенции в союзе с лингвистами, искореняющие иностранные слова, имена, слова-паразиты, сленг и т.д.
                      Так как?

                      Есть у вас креативное мышление или будете втирать «порожняки»?»

                • Splin

                  PORO,
                  …»Чтобы сформировалась эта интеллектуальная научная элита, для начала нужно понять нужно-ли это народу мари»…
                  (?)
                  Уверяю, для народа это крайняя необходимость!
                  Не из моих реплик складывается эта ситуация, а из политики чиновников, срежиссированных им триллеров «Кошмар на улице Чузаева — минобра и науки», «Кошмар в МАРНИИ Казимова», а сценаристы известные «Семейка Адамсов — Мишка с мамой Галей», и где любитель средневековья как главный продюсер.

  11. Аноним

    Да, я тоже согласен, все это соответствует марийскому Ор. Чуваши и татары пришли на эти места намного-о позже, чем мари.
    Уже на готовый Ор, т.е. у них получился уже — Ур. Не знаю точно, как это слово оказался у башкир. Ну, в районе одного из гор-возвышенности есть тоже ор-ур. Но как писал монах Юлиан (венгерский), здесь в стародавние времена жили мари.

    • keymachine

      есть еще кирг. ор, алт. ора, монг. ур «ров», др.-тюрк. ору «яма», «темница».

  12. Splin

    Все это есть в Йошкар-Оле и в большом количестве
    …»кирг. ор, алт. ора, монг. ур «ров», др.-тюрк. ору «яма»…»
    — скорее, неподдающиеся подсчету «яма»!
    «темница» — это про марийскую науку!

  13. Аноним

    Как прекрасно — мы потомки алтайские. Как прям у Матиаса Кастрена (откуда мари получали гранты в свое время).
    алт. ора,- говорит keymachine.
    Мы — урало-алтайцы. И там «наследили» мари. Ох, какие шустрые. Даже на Алтае успели.
    Чого сегодня-то нас «загнали». Или это от вековечного давления?

  14. Вен

    Есть в марийском языке слова: эр, ур, ир, ыр,ер,ар/ор. Ар – это на горном, а ор – это на луговом. Обратите внимание, у мари есть марийские слова, где в связке со звуком «р» ВСЕ гласные звуки. Т.е. все перечисленные слова – марийские. И все эти слова (эр,ур,ир,ыр,ер) имеют только одно единственное значение. Например, эр –это утро, и только утро. Ур – это только белка и т.д. А вот «ар» имеет в марийском языке несколько значении, в отличие от других подобных марийских слов. Почему же? Давайте разберемся. Я утверждаю, что АР – древнее марийское слово. На чем же это основано? Ведь, некоторые товарищи тут считают это слово тюркским?Да, есть в тюркских языках такое слово. Но еще есть такое и подобные слова и в монгольских, и в китайском, и в некоторых европейских языках, есть в языке зулусов, бамбара и есть еще в индейских языках. Это просто совпадения. В марийском языке есть слово АР. И это слово у нас появилось раньше чем у тюрок, зулусов , бамбара и индейцев. Каждый марийский ребенок какое слово произносит в жизни впервые? Правильно, АВА. И самый распространенный гласный звук у марийцев — это звук А. И в своем первом слове наш ребенок произносит А уже дважды. И этот звук будет наиглавнейшим в течение всей его жизни. Короче, все! Мне надоело писать и доказывать очевидное. АР – это древнее марийское слово и означает божественное. А то, что есть еще несколько значении этого слова связанных с аракой и подобной мутью, то эти другие значения передались нам от тюрок в период существования Булгарии.

    • keymachine

      Вен, в вашем спиче имеются фактические и логические ошибки:
      1) «Ар – это на горном, а ор – это на луговом»

      Слова ар в горномарийском нет. Луговое ор «крепость» и по-горному произносится как «ор».

      2) «А вот «ар» имеет в марийском языке несколько значении, в отличие от других подобных марийских слов».

      Действительно, у этого слова три значения:
      1. удмурт
      2. совесть, порядочность, приличие, соображение, ум, толк
      3. диал. посуда для мусора и хлама.
      На этом все. Остальные приведенные в статье Воронцовой слова, начинающиеся на ар- являются либо производными, либо вообще не однокоренные этим, и из анализа должны быть удалены.
      Первые два слова (удмурт, совесть) — тюрк. заимствования, см. [Исанбаев 1994: 18, 27]. Этимологию мусорки пока не знаю. Вряд ли по мусорке можно реконструировать «божественное».

      3) «АР – это древнее марийское слово и означает божественное»

      Такого слова нет в этом значении ни в одном словаре, ни в источниках, ни в речи. Это факт. (Можете поискать — может, найдете?) И оснований делать такую реконструкцию не находится!

      4) Из существования слова «ава» никак не следует существование слова «ар». Где причинно-следственная связь?

      Короче, мне непонятно, зачем понадобилось выдумывать какое-то якобы древнее слово ар «божественное» и всеми правдами и неправдами настаивать на существовании этой химеры? К чему эти коллективные галлюцинации? Разве для «божественного» не хватает исконного слова «Юмо», «Юмын»?
      Особо просветленные выше придумали, что *ар якобы значило «свет». Чем же вас не устраивает исконное обозначение света — «волгыдо» («волгада» в старых источниках)?
      Многовато креатива. Бережнее надо быть с языком-то…

      • Splin

        «Rise of the keymachine»
        в околонаучно-этимологической битве эгоистический разум победил над коллективным помутнением, глюком! Как же теперь мари определиться с историей происхождения и истинного значения слова «ар» — «совесть»?
        Задача не из легких, но, включая интуицию, с первого раза попытаемся угадать из трех предложенных вариантов:
        — из удмуртов сложно выдавить «совесть»
        — в мусорных баках не место «совести»
        — совесть, порядочность, приличие, соображение, толк — все эти качества у нового оньыжи отсутствуют, значит не подходит,
        — «ум», все что осталось и надо довольствоваться малым)))))

        • PORO

          комментарий PORO: Чтобы сформировалась эта интеллектуальная научная элита, для начала нужно понять нужно-ли это народу мари»… (?) Из ваших реплик складывается впечатление, что и не очень-то и надо. Правда если иметь в виду, что вы мари по национальности. »
          комментарий Splin: «в околонаучно-этимологической битве эгоистический разум победил над коллективным помутнением, глюком! Как же теперь мари определиться с историей происхождения и истинного значения слова «ар» — «совесть»?
          Задача не из легких, но, включая интуицию, с первого раза попытаемся угадать из трех предложенных вариантов:
          — из удмуртов сложно выдавить «совесть»
          — в мусорных баках не место «совести»
          — совесть, порядочность, приличие, соображение, толк — все эти качества у нового оньыжи отсутствуют, значит не подходит,
          — «ум», все что осталось и надо довольствоваться малым)))))»
          Splin теперь ответьте из чьих реплик складывается эта ситуация? Могу вас заверить из-за ваших тоже. Вы сами себе противоречите, с одной стороны призываете к формированию интеллектуальной научной элиты народа мари, с другой стороны вы пытаетесь людей изучающий язык народа мари элементарно высмеять. Возможно в этом заключается ваша миссия на данном ресурсе. Кроме негативных комментариев от вас пока ничего нет. И как не покажется вам странным, задам вопрос вы по национальности мари? или
          комментарий Splin: «…Не из моих реплик складывается эта ситуация, а из политики чиновников, срежиссированных им триллеров «Кошмар на улице Чузаева — минобра и науки», «Кошмар в МАРНИИ Казимова», а сценаристы известные «Семейка Адамсов — Мишка с мамой Галей», и где любитель средневековья как главный продюсер.»

          • Splin

            PORO, скоро начну заикаться, трижды прочел, так и не понял, был ли вопрос в этой «мясорубке» из цитат, моих и ваших или сам себе успел ответить?!
            Полагаю, что keymachine быстрее въезжает и обнаруживает частичку в этом символе -)))

          • Splin

            PORO,
            …»И как не покажется вам странным, задам вопрос вы по национальности мари?»
            Каков вопрос, такой и ответ: — разве не заметно? нет у меня родственников среди моркинцев)))

        • keymachine

          «Как же теперь мари определиться с историей происхождения и истинного значения слова «ар» — «совесть»?»
          Дорогой splin, это очень просто. Надо открыть книгу Исанбаева «Марийско-тюркские языковые контакты», ч. 2 на с. 24 или «Этимологический словарь чувашского языка» Федотова, т. 2 на с. 311 и прочитать, что в марийском это тюркизм, а в тюркских — из арабского, в котором значит «бесчестие, позор, стыд, срам».
          Арабского происхождения, кстати, еще слова айдеме, калык, ола, шовынь, шу:выр, мокмыр, алга, салам, тау, саман, керемет и т.д. и т.п. 🙂

          • Splin

            keymachine, все арабизмы, приведенные в конце, мне нравятся, особенно, *ола* (только без средневековой подделки в центре Йошкар-Ола), *айдеме* (желательно женского пола и эффектнее), *мокмыр* (в хорошей компании обычно себя сложно ограничивать, такое не исключено, не без этого) и т.д. правда, не поддались переводу некоторые слова, не в этом суть…

            А вот все мое нутро восстает против словарей Федотова и книги Исанбаева. И если они попадутся мне под руку, то, тщательно указанные вами эти страницы, готов вырвать и сжечь!)))
            Скажите, а нет ли в мире, из неисчислимого количества изданий, хоть одного словаря, где *ар* — совесть, трактуется без этой цепочки — из арабского в тюркский и трансфером через чувашский в марийский со значением как «бесчестие, позор, стыд, срам»?

            keymachine, прошу вас, на оставайтесь равнодушным, спасите нас от позора и стыда, найдите нам другое, более близкое марийскому уху и по духу значение *ар* — совесть?!
            И так настроение паршивое, так до депрессии недалеко, а следом все тяжелые последствия с этимологией как *мокмыр*))))

    • марий йылмым йоратыше

      Ар — это древнее арийское слово, сохранился у всех арийских народов(означает»человек»). От «арьян» — Иран, или парсы — то же самое, что и «арийцы», у осетин «нарты», и у части «финно-угров» (см. выше), в т.ч. ма+арий=марий, т.е. «оседлые люди(арии)»(на древнемарийском «ма» — земля). Не путайте с марийским корнем «ор(ур)» — вот слова из этого корня: уро(ладонь),ураш(загребать (ладонями)), урык(холм), кугу+урык=курык(гора), ор(вал), ур(живущий «на высоте» — белка), ур(ор)+эл=Урал( «высотный» край).

      • keymachine

        А где в марийском языке вы обнаружили слово урык «холм»? Разве есть такое слово? (Ни в одном словаре не вижу.)

      • PORO

        «марий йылмым йоратыше» попробуйте произнести фразу «Мари улат мо?», где вы слышите ма+ари?

      • PORO

        «марий йылмым йоратыше» мне кажется «русское» слово курган (ку-ур-кан) можно частично послогово разобрать «ку»- складывать, «ур» — высокий, «кан» -? И вообще все слова на любом из языков должны разбиваться на слога. Слог это соединение согласного и гласного. Моё предположение само слово «слог» имеет начало в «марийском». Слог (шо-ло-ок) — дословный перевод не сваривается (дальше не сваришь, и напротив слово можно дальше сварить из этих слогов). Значение самого слова «слово» (шо-ло-во) — дословно с «марийского» сваривается. Правда имеется еще слог «во». Пока затрудняюсь с переводом слога «во», но попадалось значение данного слога как местоимение «Я»(незнаю на каком языке). И если мои рассуждения верны получаем перевод слова «СЛОВО» (ШО-ЛО-ВО) — сваренное мной, тоесть произнося членораздельный звуковой ряд человек сваривает или по простому ТВОРИТ, Можно добавить, творит окружающую действительность.

  15. аноним

    Надо-же, женщина с култышкой аж прямо таки поражена Воронцовой О.П. на повал…. От зависти и ненависти к ней даже «классической филологией» занялась. Арака вспомнила как с турками пила. (Кто-то в статье видит арака, кто-то ар –совесть, ар -человек). Чтобы судить о филологии, о научности и не научности ее статей надо было тебе женщина с култышкой от 15.04.2016 в 19:38 15.04.2016 в 22:41 16.04.2016 в 00:29
    ( и далее) пединститут к началу закончить, а не липовые дипломы и звания на деньги от стукачества покупать. Решила распоряжаться — писать ей статьи или не писать, жить ей или не жить, чужими мужиками по 17 лет распоряжаться можешь, указывать что и как писать — не твое дело (вспомнил – у вас — у стукачей — у всех мания величия и вседозволенности). Хорошо, что сейчас, на старости лет из зависти и ненависти к Воронцовой О. П. словари тюркские и марийские читаешь, стала Исанбаева цитировать, историей заниматься, глядишь и псевдо академиком станешь, тогда и совесть появится, может и АР проснется?

    • keymachine

      Аноним, комментарий 15.04.2016 в 22:41 принадлежит мне, но култышкой не обладаю, с Воронцовой не знакома, лет мне нет и сорока, и т.д.
      А словари да, читаю, практически ежедневно. Куда без них. Мне духи знаний не нашептывают, все через критическое мышление добывать приходится.
      Если честно, тон вашего комментария, к кому бы вы ни обращались (уж не знаю, к кому — наверное, к какому-то личному врагу Воронцовой или вашему с ней общему, который вас обидел, которого вы ненавидите, и который вам всюду мерещится), вызывает отвращение и жалость. Кажется, что это душевнобольной написал.
      Ничем (лично вам) помочь не могу, я не врач и не священник (и не та самая зловещая «женщина с култышкой», которая владеет вашим воображением).
      Но очищать эфир (по мере моих сил) от лингвобрехни восьмидесятого уровня, представленной в обсуждаемом посте, — дело полезное и для меня интересное.
      Адекватные молчаливые читатели, думаю, уже поняли, что к чему (по сабжу).
      За сим раскланиваюсь.

  16. аноним

    для PORO 15.04.2016 в 19:44
    В языке народа мари нет завалов, разберутся сами мари без иностранцев типа PORO и keymachine. Им бы Арами стать, от арака деч арлен шогалаш, тарзе лиймым чарнаш, шочмо йылмыж ден калыкшым пагален АР (СОТО –СВЕТ) калык улмыж ден угыч кугешнаш тУНалаш.

    • PORO

      Думаю без ПОРО ЮМО и мари не разберутся. По поводу завала буквально обнажившегося недавно. Из доклада, прочитанном на форуме «Прошлое и настоящее народа мари» 26.03.2016 в Йошкар-Оле кандидатом филологических наук Воронцовой Ольгой Петровной. Выдержки.

      «Народ МАРИ и его язык принадлежит к финно-угорской языковой общности. Самоназвание народа мари (мары, марэ, мӓрӹ) в луговомарийском литературном языке оформлен мариЙ, что исторически и фактически не верно…
      Данное слово является самоназванием народа МАРИ, и каждому представителю этого народа должно быть НЕБЕЗРАЗЛИЧНО его написание и тем более его употребление в речи. Как мы знаем, любой звук, буква (знак-символ), слово, словосочетание, предложение имеет свое значение, несет в себе определенную функцию, естественно и генетический код, а поскольку имеет генетический код – гармонично вписывается (по крайней мере, должен вписаться в картину мира данного языка – в узком понимании, более в широком – языкознания всего человечества, мироздания). Данный звук, буква -Й- (знак-символ) является окончанием прилагательного, определяющим форму мужского рода в русском языке, заимствованный или насильно навязанный русским языком (но не обязательно русскими).
      Язык наш не должен отказываться от динамической конкуренции с другими языками, но если нарушена связь с изначальной историей языка, разрушается вот уже почти сто лет его изначальная структура, программа, стирается вложенный в него определенный смысловой и генетический код, притом осознанно, подрывается основание языка. Разрывается связь современности с нашими корнями. Язык в идеале должен брать энергию у своих истоков, набираться сил и расти, развиваться, вписываться в современные реалии, посредством своей силы, мощи и возможностей быть формообразующей для мышления и культуры, формировать ментальность, укреплять и сплачивать народ, систему. Возвышение языка – возвышение народа, принижение языка – выдворение носителей языка на задворки социума, системы, Цивилизации.
      Сейчас созданы все условия для того, чтобы язык народа мари не смог справиться с освоением новых реальностей, создаются все условия для консервирования, затем маргинализации и распада.
      Язык имеет жёсткие законы целостного развёртывания. Так же как произвол в технике влечёт катастрофы, в обществе – развал государства, так и произвол по отношению к Языку влечет его распад.
      Если вы такой грамотный аноним постарайтесь указать в чём ошибочность утверждений Воронцовой О.П. Говорить по марийски можно научить и Казимова, вот понимать мари это будет посложнее.

      • аноним

        Уважаемый Дмитрий PORO? Выдержки из доклада на форуме Воронцова О. П. поместила на данном сайте на русском, а на самом форуме она единственная из выступающих выступила на языке народа мари. Обычно переводчики переводят на другой язык лучше оригинала, а вы по договоренности или с подачи перевода женщины с култышкой захотели исказить ее текст выступления с определенным умыслом?

        • PORO

          Странность вашего комментария заключается в том, что О.П.Воронцова посетила данный ресурс в 21:36 и могу предположить ознакомилась с моим комментарием. Возможно не прав, но Ольга Петровна не указала на неточности изложенные мной в комментарии 19.04.2016 в 21:10. Извините пожалуйста, но если не вы готовили доклад для Ольги Петровны почему считаете, что он не правильно переведён на русский язык? Не отрицаю, возможно текст приведён не корректно, но поверьте с моей строны небыло никакого злого умысла.

        • keymachine

          На марийском выступала еще Шкалина, гость из Башкирии.

  17. НеУченый

    Г-жа Воронцова имейте смелость писать от своего имени. Я знать не знаю Вас лично, и я даже ненавистная Вами женщина, а мужчина. Просто я терпеть не могу псевдоученых как Вы и Громов, т.е шарлатанов! PORO из той же касты, такое ощущение, что он – виртуальный образ Громова. Здесь есть один ученый, языковед, с точки зрения науки – это keymachine. Я понимаю простому обывателю, далекому от науки намного ближе популисткие утверждения шарлатанов типа воронцовой-громова. Поскольку реальная наука языкознание требует реальных знаний, а не вашей богатой фантазии.
    Что касается слова «ур» — белка в марийском, это финно-угорское слово, оно есть во многих ФУ языках, о том что это слово как-то связано с «ор» — крепость, никогда не слышал. Этимологию слова «ор» не знаю.
    splin, ваши комплексы по поводу тюркизмов в марийском меня поражают, как выяснилось они в тюркские языки заинмствованны из арабских. Тюрки – не комплексуют, а у вас какой-то прям комплекс неполноценности.
    Уверен и в арабских языках полно заимствований.
    Все эти темы на псевдонаучные темы, вы все раздуваете искусственно, дабы отвлечь людей от реальных проблем – закрытия марийской газеты в Советском районе, превращения съезда мари в тусовку госчиновников, то что в РФ целенаправленно уничтожают наш марийский язык, нас мари, а Марий Эл из-за Маркелова вообще превратился в какой-то ад для народа мари!
    Вас всех это не интересует?

    • PORO

      Даже и незнаю как к вам обратиться «НеУченый». Ну, да ладно попробую начать отвечать на ваше последнее предложение, а там будет видно. И так отвечаю, проблемы имеющие место быть в республике скорее всего интересуют всех, кто посещает данный ресурс. Предлагаю не псевдонаучную тему, а как-раз очень даже актуальную. На 26 апреля запланирован форум ОНФ в г.Йошкар-Ола. Планируется приезд 450 представителей из соседних регионов. Одновременно на 25-26 апреля запланирован митинг КПРФ. Ожидается порядка 5000 участников митинга. Место проведение митинга площадь Оболенского-Ноготкова. Теперь самое интересное. В новостях прошла информация, что подразделения республиканского УИН готовятся участвовать на параде 9 мая, сейчас проходят тренировки с построениями и маршами на этой самой площади Оболенского-Ноготкова. Теперь задайтесь вопросом, предположим на площади 25-26 апреля запланирована очередная тренировка, тоесть строевая подготовка подразделений УИН, где в этом случае будет проходить митинг организуемый КПРФ. И если вам действительно не безразлично, то предлагаю сообщить республиканское отделение КПРФ для принятия контмер, тоесть возможного переноса митинга в другое место или несколько мест сразу.
      Думаю это сообщение позволит вам удостовериться в том, что нас интересует не только, как вы выразились «псевдоучения».
      Что касается «не псевдоучёных», для того-чтобы с вами вести конструктивную полемику назовите 3-4 фамилии филологов кого вы относите к «не псевдоучёным». Выходит не кандидат филологических наук Воронцова О.П., ни кандадат технических наук Громов В.Г. вам просто не авторитеты, может следует замахнуться сразу на академика Зализняка А., который кстати очень скрупулёзно изучил произведение «Слово о полку Игореве», правда некоторым словам не смог определить значение в русском языке, в том числе и слову «керемети». На этом откланиваюсь, думаю у вас появятся контрдоводы. Всего доброго

  18. Воронцова О.П.

    Персонально для женщины с култышкой под Ником НЕУЧЕНЫЙ во всех ее вариациях. Имею смелость процитировать для Вас.
    И с огромной благодарностью для Всех АРОВ-МАРИ: «Помни, что обретя Знание, ты станешь огнем. И многих ты будешь обжигать и лишь некоторым — светить. Первые будут ненавидеть тебя. А вторые ценить твой свет. Ом Шанти».

  19. keymachine

    Кому интересно — вот ссылка на словоупотребление нашего слова «ар» в Библии. Смыслы в-основном, негативные, неприличные, связанные с обнажением.
    https://www.blueletterbible.org/lang/lexicon/Lexicon.cfm?Strongs=H6168&t=KJV
    В горномарийском сохранилось более-менее близкое к исходному значение слова хäр — «стыд» .
    А самый-самый первоначальный смысл (насколько я смогла разобраться) — в выражениях про плешь от шымакша! (выщипывать, оголять).
    (Правда, надо бы еще удостовериться в существовании этих выражений.)

  20. Аноним

    по моему слово мара или мари это люди матери бога ра

Добавить комментарий для Илья БирскийОтменить ответ