Ученый: Писать надо не мариЙ и мариЕЦ, а МАРИ

Использование термина Мари в марийском языке

(Из доклада, прочитанном на форуме «Прошлое и настоящее народа мари» 26.03.2016 в Йошкар-Оле)

Mari_jylmeНарод МАРИ и его язык принадлежит к финно-угорской языковой общности. Самоназвание народа мари (мары, марэ, мӓрӹ) в луговомарийском литературном языке оформлен мариЙ, что исторически и фактически не верно, нарушает гармонию и синхронизацию языкового строя, губительно для целостности самого языка, ментальности его носителей. Представители других финно-угорских народов, проживавшие на территории бывшего Советского Союза: коми, ханты, манси, мокша, эрзя, вепсы, ливы, ээсты, карелы, саамы, ижоры, инари, меря, кеми, водь и др. в своих самоназваниях близки по языковому структурному оформлению с мари, поэтому оформление данного слова-этнонима как в языке, так и употребление в социуме должно быть одинаково, или почти одинаково. (пример: Мый мариЙ улам. /Я есть мари/, но почему-то нет формы употребления: Мый эрзяЙ, мокшаЙ, инариЙ, кемиЙ, карел(ы)Й улам.)

Данное слово является самоназванием народа МАРИ, и каждому представителю этого народа должно быть НЕБЕЗРАЗЛИЧНО его написание и тем более его употребление в речи. Как мы знаем, любой звук, буква (знак-символ), слово, словосочетание, предложение имеет свое значение, несет в себе определенную функцию, естественно и генетический код, а поскольку имеет генетический код – гармонично вписывается (по крайней мере, должен вписаться в картину мира данного языка – в узком понимании, более в широком – языкознания всего человечества, мироздания). Данный звук, буква -Й- (знак-символ) является окончанием прилагательного, определяющим форму мужского рода в русском языке, заимствованный или насильно навязанный русским языком (но не обязательно русскими).

Наступило время жестким волевым действием изъять этот звук(букву) из официального языкового употребления как марийского так русского языков (т. е. государственных языков Республики Мари Эл), из всей сферы его использования. Пора сменить старую одежду, выданную нам почти сто лет назад. Если хотим сохранить свой язык, ментальность, сохранить себя как уникальный народ, гармонично вписывающийся в канву мироздания.
Наш язык должен сохранять связь с нашими корнями, мы обязаны восстановить первоначальную форму употребления слова МАРИ во всех его значениях, во всех сферах употребления, выполняя те функции и задачи, которые были вложены в это емкое слово МАРИ.

Язык наш не должен отказываться от динамической конкуренции с другими языками, но если нарушена связь с изначальной историей языка, разрушается вот уже почти сто лет его изначальная структура, программа, стирается вложенный в него определенный смысловой и генетический код, притом осознанно, подрывается основание языка. Разрывается связь современности с нашими корнями. Язык в идеале должен брать энергию у своих истоков, набираться сил и расти, развиваться, вписываться в современные реалии, посредством своей силы, мощи и возможностей быть формообразующей для мышления и культуры, формировать ментальность, укреплять и сплачивать народ, систему. Возвышение языка – возвышение народа, принижение языка – выдворение носителей языка на задворки социума, системы, Цивилизации.

Сейчас созданы все условия для того, чтобы язык народа мари не смог справиться с освоением новых реальностей, создаются все условия для консервирования, затем маргинализации и распада.

Слово МАРИ не является обычным словом в лексическом составе языка. Оно многофункционально, многоаспектно: МариЙ Эл, МариЙ Мланде, МариЙ кундем; МариЙ – мужчина, муж, МариЙ айдеме – человек/сущность, мариЙ пӧръеҤ – мужчина мари, мариЙ Ӱдырамаш – женщина мари, мариЙ йылме – марийский язык, МАРИ и др. Рассмотрим некоторые из них.

Если земля, на которой живем, имеет искаженную форму названия МариЙ мланде, МариЙ Эл и несет в себе испорченную информацию, она накладывает определенную дисгармонию на местность и людей, проживающих на ней.

Если мужчина, считающий и называющий себя мариЙ, а не МАРИ, использующий сам и его окружение форму прилагательного мариЙ, а еще прописываемое и записываемое, узаконенное и произносимое везде и всюду, рано или поздно становится прилагательным, прилагательным в своей семье, в социуме. Посылает о себе искаженную информацию в Космос, и естественно, искаженно отраженную информацию получает обратно.

В России на данный момент в форме прилагательного оформлены самоназвания только двух народностей: русского и нашего – луговых мари. В некоторых источниках встречается мнение, что русский народ не может гармонично развиваться, быть самодостаточным, успешным, поскольку самоназвание народа не является существительным, а всего лишь прилагательным рус(с)+ск+ий, также и у мари. Интересен тот факт, что мы мари называем русских — РУШ/С. В данном случае процесс чередования с/ш, который имеет место быть в марийском языке во многих древних словах, пришедших в наш язык. И естественным образом напрашивается вывод: мы мари знали русских гораздо раньше, чем с периода насильственной христианизации коренных народностей Поволжья, называли их РУС(Ш)ами, знали с древних времен, общались, поддерживали связь когда они были Великими РУСАМИ (рас/рос/рус/ш).

Словосочетание мариЙ Йылме также является уродливой конструктивной формой. Так как прилагательное (пале мут) в марийском языке в контексте прилагательное+существительное употребляется в усеченной форме (пример: ошо /белый, светлый/, но ош айдеме /белый/светлый человек/), и в данном случае по закону экономии языка в словосочетании мариЙ Йылме на стыке двух слов один из одинаковых согласных должен выпасть, если же это природная форма слова мариЙ и закрепиться в форме МАРИ йылме, но в литературном языке мы имеем форму мариЙ Йылме, во всех письменных источниках и в том числе в последнем Современном орфографическом словаре (Й-Ола, МарНИИЯЛИ, 2011, с.184-185) узаконено около 20 слов и словосочетаний с написанием мариЙ.

Изъятие данного звука и буквы -Й- (знака-символа) из употребления в устной речи и узаконенном написании не является самоцелью, не является сие минутной прихотью для народа МАРИ. С восстановлением изначальной формы слова МАРИ возвратится первоначальный смысл его, восстановится гармония и синхронизация строя языка, усилится наполняемость и емкость слова и многое другое, что в недалеком будущем сможет ощутить каждый носитель языка народа МАРИ.

Совместно с решением данной проблемы также необходимо решить вопрос о прекращении использования в устной речи и письменном употреблении варианта названия представителей народа МАРИ – мариЕЦ, горномариЕЦ. Это возможно в русском языке при назывании других народностей (пример: немец, украинец и т. д.), но НЕ ДОПУСТИМО при написании, или в устном обращении к финно-угорским народностям (пример: мы не говорим комиЕЦ, мокшаЕЦ, эрзяЕЦ, но допускаем мариЕЦ – но это тема уже другой статьи).

Язык имеет жёсткие законы целостного развёртывания. Так же как произвол в технике влечёт катастрофы, в обществе – развал государства, так и произвол по отношению к Языку влечет его распад.

Воронцова Ольга Петровна,
кандидат филологических наук,
Йошкар-Ола

111 комментариев

Filed under Статьи

111 responses to “Ученый: Писать надо не мариЙ и мариЕЦ, а МАРИ

  1. йошкаролинец

    Полностью согласен!

  2. Никитин С.П.

    Культура — это свод ограничений (табу, ойоро, не ладно). Данная статья ставит ограничительные рамки в употреблении самоназвания народа мари. Йоҥылыш мут — оҥартышышке савырна.

  3. Писать надо не мариЙ и мариЕЦ, а МАРИ

    Вообще то говорить по марийски можно, главное про себя, чтоб никто не слышал!

  4. Aleks

    В продолжение темы – в «Легкоатлетическом манеже», да и в некоторых других местах видел плакат «Единая Россия — сильная Марий Эл». вот до тех пор, пока мы будем «сильная», «красивая» и «любая другая» Марий Эл будут нас «иметь» вдоль и поперек. Марий Эл – край Марийский: мужской род.
    Ведь никому не приходит на ум сказать «Единая Россия — сильная Татарстан». Ну или широкая Казахстан…
    Надо снова стать сильным, крепким, умным — в общем мужского рода…..

    • Splin

      С грамматической ошибкой этот слоган как аборт выброшен главным мариэльцем в 2008 году, был засорён весь город и увешан вплоть до автомоек по всей республике.

      • Аноним

        в-принципе, в марийском языке нет рода, а по-русски… пусть говорят как хотят.

  5. Лайд

    Поро!
    Мари Мер Канашым у:дырамаш-председатель огыл, а Оньыжа вуйлатышаш.
    Aleks дене келшем.

  6. PORO

    Пойдём от обратного. Сейчас что происходит с народом мари, правильно катастрофа, медленно, но неумолимо. Следуя логике автора статьи можно сделать вывод произвол по отношению к марийскому языку уже давно произошёл. Считаю с периода христианизации и навязывание кириллицы. Вот с этого периода стали вноситься искажения в язык народа мари. Именно там необходимо искать причину процессов происходящих сегодня.
    Приведу некоторые предложения из выступления:
    «Язык наш не должен отказываться от динамической конкуренции с другими языками, но если нарушена связь с изначальной историей языка, разрушается вот уже почти сто лет его изначальная структура, программа, стирается вложенный в него определенный смысловой и генетический код, притом осознанно, подрывается основание языка…
    Язык имеет жёсткие законы целостного развёртывания.»
    Ниже приведу пример, который возможно некоторых шокирует, некоторые бросятся обвинять в малограмотности и т.д. В особенности пусть не обижаются сторонники организации «Мари Ушем». Если предположить, что слова УВЕР и УШЕМ подчинены «жестким законам целостности развёртывания» имеем «У вер» (новости или по другому новые места(время), «У шем» — что это? Продолжу разбор слова У шем ( новый чёрный). Аналогично пример со словом «Ошо» из текста выступления.
    Слово ВЕР-место, местность (ВЕРЕ — в каком-то месте, «ИК ВЕРЕ» — в одном месте)
    Слово ШЕМ-чёрный («ШЕМ ЧИЯ» — чёрная краска) (ШЕМЕ — чёрный , «ЧИЯ ШЕМЕ» — краска чёрная).
    Теперь ответьте где ошибка, и в чём, возможно не прав, но если всё укладывается в логику и существующие правила написания,и употребления, то что в итоге? И таких слов наберётся.
    Пожелание, если возможно без эмоций и оскорблений.

    • Splin

      Без эмоций и оскорблений, теперь бери начальную форму глагола Ушаш — уш, аш и попытайтесь заново связать слово!

    • Aleks

      Даже я, проучившийся в русской школе в городе (не владею марийской письменной речью) понимаю, что PORO или не видит, или (что многократно хуже) вводит всех в заблуждение. УШЕМ — ищем «корни» не в «у шем», а в УШАШ — «соединять»…
      Притом, мне кажется, «у шем(е)» — новый черный бессмысленное словосочетание….

    • Splin

      PORO, смотри выше, копай глубже!))
      Ушем — от глагола Ушаш,
      уш*
      — мудрость; обладание большим умом, основанное на основании знаний, опыта, сознание, рассудок;
      — состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах;
      — память; способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений и опыта;
      — мысль; то, что заполняет сознание;
      — ум; способность мыслить, основа сознательной, разумной жизни.
      аш*
      — память, истина, мочь, сила.
      Ушаш — соединять, соединить; объединять, объединить; составлять (составить) из многих одно целое.
      Ушем — союз, объединение; общественная организация, тесное единение классов, групп, отдельных лиц.
      А мне по душе вторая этимология Мари ушем как — моё марийское сознание, мыйын ушем мари)))

      • PORO

        Пусть рассуждают по дилетански, но возникают опять вопросы, ну например касательно слова «УТЛАШ», От какого глагола? Где корень?

        • Аноним

          утлаш — по-моему, однокоренное с утараш «спасать», которое в свою очередь восходит к чувашскому хăтăр «избавлять, спасать»

          • Splin

            Даже и не не знаю как выразиться.
            Что бы марийцы делали без чувашей?
            Большой поклон за ваш «хăтăр»! Без богатейшей лексики великого тюркского языка мари так и общались бы на пальцах)))))

        • не Аноним

          PORO, спрашиваете…»Где корень?»
          корень в знании и глубоком изучении марийского языка)))
          Утлаш*
          — освобождаться, освободиться; становиться (стать) свободным, независимым; приобретать (приобрести) свободу; избавляться (избавиться) от угнетения, власти.
          — высвобождаться, высвободиться; вырываться, вырваться; выходить (выйти) куда-л. наружу, снимая (сняв) что-л. связывающее, стесняющее; силой освобождаться (освободиться), уходить (уйти) откуда-л.
          от глагола Уташ*
          — становиться (стать), оказываться (оказаться), быть лишним, бесполезным, ненужным, оставаться (остаться) как лишнее, как излишек; быть в избытке; быть больше, чем надо.

          • PORO

            Каждое слово состоит из слогов. Каждое сложное слова можно разбить на несколько простых слова. Согласны? Почему не предположить, что слово УТЛАШ можно разбить на несколько слов, предположим вот так:» У- ТоЛАШ» — снова придти или вернуться, только написание несколько иное. Данный перевод не нарушает смысловую нагрузку слова, как вы привели выше.
            УТЛАШ — спастись, освободиться, вырваться, тоесть фактически вернуться.

            • не Аноним

              «у шем(е)», «у-толаш»…
              PORO, прекратите коверкать язык наших предков!

              • PORO

                Почему считаете, что язык народа мари к нам дошёл от предков без изменений . Лично моё мнение язык народа мари необходимо изучать, и изучать, пусть даже иногда делать выводы не всегда привычные для носителя языка . Не случайно доказано английские буквы лексически более точно передают марийские слова, нежели кириллица.

      • Аноним

        уш и ушем — слова этимологически не связанные, но и то, и другое — тюркизмы.

        • Splin

          Ну, спасибо!
          Вот теперь понятненько, почему никак мари не могут объединиться, оказывается слово-то УШЕМ тюркское, степных кочевников, и УШ ихний, оттуда же)))

  7. Лайд

    Поро!
    А такше он:ай — Уошо.
    Зря мари не пользуются такими нововедениями — это, скажем, белогвардеец. Давно бы наш словарь к 100 тысячам подошел бы. А то, бишь, 35 тысяч слов всего лишь будто бы в марийском.
    А все боремся со сложными словами, чтобы они вдруг не стали неологизмом.
    Ну, это ради шутки всего лишь.
    На самом деле все сложнее. Мои «марийские уши» первый раз услышали интерпреатицию «у шеме».
    Олыкшыто шем таган
    Лектын возын кем таган.
    Ынде мом ыштем, товат,
    Кылдаш уке муш товат.
    (Вспомнилмя детский стишок Бориса Данилова. Не забывается с 4-го класса никак.)

  8. Аноним

    форма «марий» зафиксирована Беке в восточных диалектах (так что, наверное, не совсем верно трактовать -й как русский суффикс (?)). Луговые же говорят «мари» (строго), да и западнее ни у кого призвук -й не наблюдается, Воронцова права.

    • Аноним

      хотя согласно Берецки, мар. слова на -и(й) типа пий, ий, ний и т.д. имели прамар. форму именно с конечным -й.
      А «мари(й)» вроде вообще не исконно марийское слово.

      • не Аноним

        Слушайте, вы, вроде вообще-умники-и-умницы, соберитесь где-нибудь марнииЙ и спорьте хоть до посинения!
        «А «мари(й)» вроде вообще не исконно марийское слово.»
        так договаривай, откуда и чьё это?!

  9. Не несите бред!

    Высосанная из пальца несуществующая проблема, Воронцова просто хотела отвлечь народ от насущных проблем на форуме. Псевдонаучно-популистская статья! Фактически все слова на и в марийском языке пишутся на -ий, а в русском на -и. Услышать наличие «й» в конце марийских слов простому человеку сложно, но его существование доказывается другими формами слов на -иЙ, например мариЕм (мой муж, мой мариец) произносится не «мариэм», а «мариЙЭм» пишется через «Е». ТуриЕм, ий — иЯш и т.д. У фонетиков есть специальная аппаратура и наличие этого звука можно доказать опытным путем проанализировав слова на -ИЙ и словоформы, в т.ч. и архивные записи примеров марийского языка.
    Автор почему-то русскую традицию написания марийских слов на -ИЙ хочет навязать марийскому языку. Марийцы себя называли «мариЙ», а русские нас «народ мари» и «марийцы», согласно их традициям, не вижу здесь никакой проблемы. Это решать людям занимающимся орфографией современного русского языка как называть нас «народ мари» или «марийцы», а нам марийцам надо писать согласно традициям нашего языка… И все.
    А весь этот псевдонаучный бред мне не позволяет называть автора «ученым», извините за резкость.

  10. Воронцову - в Святые!

    Вот все как оказывается просто! Марийский народ исчезает, потомучто мы неправильно пишем название нашего народа. Во всем эта проклятая -Й в конце правильного слова МАРИ виновата. Воронцова — Ясновидец, Ангел, Апостол и Спаситель марийского народа. Надо Ее в Великие Марийские Святые причислить — в Святую Марийскую Ольгу МАРИ, а всех кто слово кто к божественной форма МАРИ приписывает эту злочастную -Й — на кол, гильотину, репрессировать их как Великий Сталин их в 37-м уничтожал. И принести их кровь в качестве жертвы к памятнику «гения» и «спасителя народов СССР» в совхозе Звениговский. Вот тогда заживем счастливо!
    А я то наивно думал, что мы марийцы, как и другие нацменьшинства РФ исчезаем из-за русскошовинистической политики Кремля и Путина, который нам «подарил» Маркелова. А оказывается все беды наши от этой наипроклятущей буквы -Й.
    Спасибо наша Пресвятая Марийскя Ольга МАРИ, как бы мы без Вашей Великой Мудрости на этом проклятом, полной грешного слова «мариЙ» прожили бы?..
    Давайте марийцы-фсбшные тролли и дальше муссируется эту тему, как и тему «марийской красавицы». Эти ведь великие темы намного важнее чем бедственное положение нашего марийского народа, изложенные в материале здесь:
    https://mariuver.com/2016/03/31/mari-ne-nuzh/

    • аноним

      Я почему-то думал, что мы погибаем из-за хитро-ж…го руководства людей 5 и 6 колонн, прикрывающихся русским языком и русскими, иногда и марийцами, но не представителями народа МАРИ (народ МАРИ не может быть предателем своей нации), а оказывается во всем виноват русский шовинизм (еще нужно уточнить, русский ли он шовинизм-то?) и если Кремль допускает существование этих колонн, тогда и 100, а может и 500 лет навязывает свою политику — что народ МАРИ «второсортный, тупой, бестолковый», тогда срабатывает закон «эффект 101», можно не только Й приписать к самоназванию, но и «тр….ть его в з…цу», тогда действительно «Время жить в МариЙ Эл», возникает вопрос — КОМУ???

      • Просто критик

        По -моему Воронцова многие идеи берёт у деятеля чимарий Танакова. Тот даже окончания слов связывает с национальностью.

        • не Аноним

          Просто критик Шалангин!
          Очень даже неплохо у тебя получается всех подозревать в чем-то, ерничать, сеять раздор, всем «перемываешь косточки». По-твоему мнению все с головой не дружат, из какой-то Семеновки должны выписываться. Танаков и Воронцова, раз уж на то пошло, анализировать умеют, книги выпускают под своим авторством. Вопрос в другом, ты сам способен на конструктивный посыл?

          • Просто критик

            не Аноним, Воронцова или Танаков! Может действительно надо вам обоим в Семёновку… Там тоже хорошо «анализировать умеют, книги
            выпускают под своим авторством». Да и «конструтивный посыл» хорошо объяснит главврач- татарин.

            • не Аноним

              Шалангин, у тебя состояние сознания, где ценности, идеалы и принципы их достижения не соответствуют взглядам окружающих. Как правило, пытаясь повысить свою важность, выставляешь себя жертвой, что все тебя обманывают, недолюбливают, но от зависти радуешься только исключительно чужим неудачам.

              • Просто критик

                не Аноним, а кто тогда под желчным и злобным прячется. Фамилию- на обозрение! Или админ, только «закладывает» Шалангина, некозловских- недолговских?
                Не Аноним, а просто анонист. Тыкать только умеет, да в Семёновке привыкли. Глупо себя выставлять невеждой и базарной бабой в Инете. Жалкий и смешон.

    • PORO

      «…- в Святые! Чуточку уважения должно быть, или все говно, все люди сволочи. Что-то сдаётся ты «… — в Святые» совсем даже не мари, а Белоусов 1;2;3; Стиль изложения, тоесть язык узнаваем. Интересно есть-ли у народа мари святые, как ты выражаешся, или это твои фантазии. Возможно ты имел в виду святого Леонида?

    • аноним

      Женщина с култышкой, прикидывающаяся мужиком, изрыгающая в пьяном угаре с пеной у рта от 05.04.2016 в 01:45 и 05.04.2016 в 04:13 ненависть и агрессию к Воронцовой О.П. и народу мари -УЙМИСЬ, более чем за 37 лет, заработавшая на доносах целое состояние, испортившая не одну тонну бумаги, но и судьбы многих мари, и не только мари, села бы и написала пару докторских, стала бы сейчас не только псевдо-ученым, но и псевдо-академиком, сидела бы сейчас в первых рядах комиссии по борьбе с лженаукой, хаяла бы вместе с выжившими из ума учеными идеи прогрессивных ученых, ВСЕ бы тебя знали, ВСЕ бы радовались тебе, глядишь и орден «За заслуги перед Отечеством» подарили бы, а не только медаль как Яковлевой Ларисе. И вместо того, чтобы бегать по оврагам, изводить гусей брата – начала бы просить прощение перед народом МАРИ.

  11. Илья Бирский

    Мо оҥайже кумло ий нимо укем лугаш? Шукертак рашемдыме: рушла — мари, марла — марий. Марий лӱм-влак «й» ден пытат: Сагыдий, Сулий, Сайдий, Калий, Пайдий, Кӱлий, Майдий да молат. Каласен ончыза нуным «й» мучашде — уже марла ок лий. Тугак моло мут-влак: пий, тий, ший, пӓрий, турий, шырий да молат. А кузе туге «исторически неверно»? Раш данный уло — марийын пошкудыжым, удмуртым, руш-влак деч ончыч «арий» маныныт. Утларак оҥай лиеш ыле йот-влакын тушкен пуымо «финн-угор» олмеш «йӱдвел арий» мут сочетанийым кучылташ тӱҥалме нерген каҥашаш. Молан нигӧлан ок кӱл марла чын возышаш верч реформо? Суффиксым, мутлан, нимогай йылмыштат чёрточка гоч огыт возо, лач ме, марий-влак, орадыла тыге ыштена. Тугак рушла гай «е» дене возена да, марла тунемдыме еҥ марла текстым чын лудын ок керт, да эше «ы» буквам ужыт да тугак рушла гай шуйдарат. Чыла нине ситыдымашым корандаш кӱлеш. Чыла марий калыклан ик общий алфавитым ыштыман, и общий алфавитыште курык ден эрвел марийын кучылтмо «ӓ» , марла «ӹ» лийшаш улыт. Парням сугырен шогылтмеш лучо тыгай серьёзный пашам шуктышт ыле.

    • Лизук

      Мари калыкын йылмыже йомеш тунам,кунам ава — ача, кова — коча ойлымым чарна.Эн ончыч ,еш коклаште марла ойлаш тӱҥалман.,,ДА»мут тиде руш ой. Тидым мари йылмыш пуртыман огол.Эҥертышым веле ышта.Уремым лӱмдыме годым ,але весым чын кусараш кӱлеш.Ончет гын , ӧрат веле!Вес эл гычын унала толыт, вара мыскылен воштылыт.

  12. Елена

    этот звук, сдается мне, сидит в нас генетически! я до сих пор помню свои ошибки в начальных классах, когда писала Йаблоко, йолка, йул, йула, йож…….так было трудно научиться перейти на ю-ё-я-е…..

  13. Лизук

    Тиде чын!!! Паша сай.Кумылда нӧлталалтше умбакыжат!

    • Просто критик

      Этот доклад Воронцовой — очередное «запудривание мозгов под другим соусом». и отвлечение народных масс от настоящей БОРЬБЫ.

  14. О.П. Воронцова

    Дополнение к статье
    МАРИ – это этноним, это имя НАРОДА. Есть имя человека, географической местности, есть имя любой сущности, предмета, вещи. В любой области сферы бытия выстраивается система, подчиняющаяся определенным правилам. В языке свои законы: если исследуется этноним, (в данном случае мари) необходимо его рассматривать в сравнении с другими близкородственными или неродственными этнонимами: типа — кеми, коми, манси, инари – первого порядка, вепсы, ливы, ээсты, карелы, саамы, ижоры – второго порядка, и наконец, третьего порядка (однокоренные) — марэ, мары, мӓры:, меря. Сравнивание с собственными именами типа Сагыдий, Сулий, Сайдий, Калий, Пайдий, Кӱлий, Майдий, или с нарицательными именами, типа пий, тий, ший, пӓрий, турий, шырий даже если они имеют окончание на -Й – просто не уместно. Мы же, к примеру, приобретая платье, не сравниваем его качество и полезность с сапогами, если же приступаем к изучению слова Мокша как этнонима, нам не придет в голову сравнивать его с благозвучными словами типа мокш, шикш, шекш. Рассматривая этноним Мари, мы не должны сравнивать с нарицательным именем другого разряда, даже с собственным именем (антропонимом) сопоставляем в том случае, если есть предположение, что по каким либо признакам он соответствует этнониму. Для подтверждения или опровержения факта присутствия этого звука-буквы в этнониме МАРИ мы можем обратиться к топонимике – «Языку Земли», так как в названиях географических объектов сохраняется более достоверно наша история и история языка, в особенности тех народностей, чей язык долгое время не был оформлен письменно в современном понимании. По архивным данным XVII- XIX в.в. (фонды ЦГАДА) в местах компактного проживания мари, в названиях географических объектов с компонентом МАРИ – типа Мари Олма, Мари Ернур, Мари Возармаш, Мари Сола) не была зафиксирована буква -Й в конце слова Мари.
    Человек согласно своей воле может менять свое собственное имя как ему захочется и когда захочется, он и только он ответственен за свою судьбу, а народ свое имя может менять в исключительных случаях и по общей договоренности, таже принимая во внимание закон свободы воли, но ни в коем случае — по навязыванию. Письменный язык, язык символов работает медленно, но наверняка. Мы довольно долго носим имя мариЙ, с точки зрения человеческой жизни — целый век, с точки зрения вечности – всего один век (но какой век!) и если принять во внимание, что мы мари живем не одно тысячелетие, то генетический код народа за одно столетие не нарушен окончательно и есть шансы (очень надеюсь!) и возможности сохранить себя.
    Наш народ во Вселенной заявлен как МАРИ, и вписан как МАРИ (с ударением на первом слоге), то данный звук, буква -Й- (знак-символ) не дает нам выстроить картину мира, заданную Творцом. Это как в пазлах – фрагмент картинки не находит свое место, не дает выстроить целостность картинки с вытекающими отсюда последствиями.
    У нас появилась необходимость снять чужую одежду. Скинуть напрочь. Стать МАРИ, во всех сферах Бытия: во Вселенной мы вписаны как мари, в душе каждый чувствует себя как МАРИ, осталось за малым – перестать называть в социуме себя и позволять другим называть и записывать как мариЙ.
    Конечно, ни один чиновник-бюрократ, тем более услуживающий 5 и 6 колоннам, не возьмет на себя ответственность и просто не захочет одним росчерком пера ( и даже десятью) отменить все предписания и орфографические правила, принятые все тем же МарНИЯЛИИ, не изымет из письменного языка этот букву Й (символ-знак), но мы – народ мари можем и если хотим быть МАРИ – должны не проговаривать в устной речи и писать ее в составе слова МАРИ во всех его вариантах и случаях использования.
    Мы подошли к точке не возврата – или вернуть свое, стать самим собой или просто погибнуть. Осознание себя как МАРИ, воссоединение с самим собой — своей сущностью дает шанс для выживания, дает шанс на будущее.
    Каждый представитель своего народа, в данном случае – народа МАРИ — ответственен не только за свою судьбу и за судьбу близких, но за судьбу своего народа, если он считает себя МАРИ, а не мариЙЕЦем.

  15. Не мариец

    Уважаемые господа марийцы! У вас появилась уникальная возможность показать себя. Открывается прямая линия для связи с Путиным. Вместо бестолковых обсуждений здесь , задавайте вопросы и вносите свои предложения по жизни в республике, по коррупции и другим наболевшим вопросам. Будьте дружнее и активнее. Так дальше жить нельзя!

    • PORO

      Вот если-бы ты » Не мариец» являлся пресс-секретарём В.В.Путина, то возможно и озвучил-бы наболевший вопрос, а так подобных вопросов будет с сотню. Разве,что можно попросить В.В.Путина, чтобы он в свою очередь поприветствовал участников всемарийского форума, Х съезд народа мари. Пожалуй самая выигрышная тема. Ну еще пару дежурных вопроса, с переселением жителей аварийного дома в Волжском районе, с задержкой зарплаты педагогическим работникам в республике.

      • Не мариец

        Так раскачивайте лодку господа марийцы, а под лежачий камен вода не течет. Будьте дружнее и активнее. Стучитесь во все двери куда только можно. Озвучивайте свои проблемы.Если будете дружно молчать,то исчезните совсем.

  16. Не аноним

    Уважаемые марийцы. Ну неужели у вас нет других забот и проблем в этой жизни кроме буквы Й ??? Зовитесь старым добрым словом ЧЕРЕМИСЫ и спорить будет не о чем..

    • йошкаролинец

      Зачем это делать, если есть самоназвание? Если тебя зовут «Изерге», а большой брат с соседнего двора тебя будет называть «Малой», ты по егоному делать будешь? Черемисы это название придуманное не нами и на нас навязанное, т.к. мы именовали себя перед хозяевами на языке хозяев, что бы им легче понять было. Времена измениллись. Это и хотели продемонстрировать великие отцы в 1920-х годах, когда вернули родное самообозначение.

  17. Lashtra Tum

    Пуры вады.

    Анжалаш уты агыл:
    http://echo.msk.ru/blog/day_video/1743952-echo/

    • Лизук

      -Ожнысек тыге!- Чын калыклан ,-калык толкын веле полшен кертын. Путин В .В.,-шкетын ,тудлан полшаш кӱлеш.Один, -в поле не воин! Ончалза! Мыняр шуко ийым, вуйляташ пурен шичше шамыч, пашам йылмышт дене ыштат, верым огыт пу рвезе калыклан.Калыкым ондален,мо улыжым ужален,але ешыштлан поген поен улыт. А мыняр мландым ужален улыт ? Шкештлан яра налын улыт, пуйто арымеш. Кугу пӧртым чоҥен улыт ,еҥ кул пӱжвӱд дене!Ындежым шӱгарлан пижыныт. Пален лийза!Тошто еҥ шамыч вашке кынелыт,нунын кап- кылыштым веле Мланде Ава помыжыш поген пыштен.Шӱлышышт илыше кодын,южышто коштеш!Мый илыше калык , шояк еҥ шамычым огына сеҥе гын, нуно сеҥат! Нуно кертыт! Чыла Южын кидыштыже!

  18. Лугово-восточный мари

    Уважаемые соотечественники. Воронцова О.П. во- первых учёный, филолог и в докладе было показано только небольшая частичка той кропотливой работы, которую она всю жизнь собирала по крупице.Тем более она коренная- народа Мари ( Черемисов) Оскорбления не уместно. В настоящее время нужно всему нашему народу быть единым целом, а не оскорблять и выставлять себя …. Кто на что учился рассуждать, а не лести не компетентным лицам своими мнениями и рассуждениями. Рассуждайте не во вред себе и другим. Не создавать малочисленные общественные организации, а создать единую общественную организацию, которая встанет на защиту своего народа. Любой народ не ценящий свою национальность, не зная свою историю,не любя свой национальный язык — обречён на исчезновение, на гибель.

    • Ю. Шалангин

      Не Аноним! Давно хочу встретиться. Что приставленный тролль ко мне не сомневаюсь. Вычислю, жди.
      Воронцовой- было время, когда защищал. Пока с придурком в фсб не ходила, и облила меня же грязью. Где ваш Комитет по защите народа мари? Где Академия Колдунов? А сколько фарса было. А теперь ерундовые темы мусолите.
      Разве об буквах(Й) надо думать, когда социальных, экономических и политических проблем «выше крыши».
      На русском 3 буквы тоже оканчиваются на Й.

      • не Аноним

        «Где Академия Колдунов?»
        они в астрале, ушли в тонкий мир, в оккультизм.
        «Не Аноним! Давно хочу встретиться.»
        к вашим услугам, всегда виртуальный =) здесь и на 7х7

  19. Никитин С.П.

    Вам не кажется, что мы очень часто к тюркизмам относим слова, которые в равной степени могут быть отнесены и к славянским, германским языкам, санскриту? И здесь мало филологов, которые могут провести параллели с другими ФУ языками, и прибалтийскими. Мне, кажется, что слишком узко смотрим на проблему. А Воронцова обозначила только одну идею, из многих, что ее волнуют — по моему.

    • Аноним

      Обсуждаемые слова давно разобраны лингвистами, и то, что это тюркизмы не вызывает сомнений. Все это описано в этимологических словарях, не надо изобретать велосипед, не надо фантазировать. Ответы — в книгах.

  20. Аноним

    у Федора Васильева (1887) — мари
    У В. М. Васильева (1911) — мари
    у В.И. Вершинина (Татарстан, Удмуртия, 2011) — мари
    Только Беке у бирских зафиксировал форму марий.
    Неплохо бы отправить делегацию читателей сайта в МарНИИЯЛИ🙂, чтобы выяснить по картотеке большого марийско-русского словаря, где же все-таки были фиксации мариЙ. Кто так говорил? Да вот только Казимов к этой картотеке никого не допускает. Строго говоря, этот вопрос об этнониме из-за него находится фактически «под грифом секретно» (как и очень многие прочие вопросы марийского языка).

  21. Не несите бред!

    Не надо бесконечно мусолить эту тему с подачи фсбшных агентов, которые просто отвлекают народ подобной ерундой от насущных проблем. Как я уже сказал, наличие -Й вполне доказуемос с помощью фонетического анализа с применением современных технических средств. Возьмите исторические аудиозаписи (дабы не сказать что в современном произношении -Й позднее влияние) и пропустите через специальную аппаратуру и получите их наличие -Й. Это, думаю, и раньше делалось, поэтому в фенноугристике и в марийском языкознании наличие этой -Й бесспорно.
    Лишь шарлатаны, далекие от реальной науки, в этом сомневаются…

    • Аноним

      дайте эти аудиозаписи. Обнародуйте их! Продемонстрируйте результаты анализа, сделанного посредством специальной аппаратуры. Или дайте ссылки на статьи, где эти результаты изложены.
      Где все это?

    • PORO

      Попробуйте доказать, наличие буквы «Й» в слове мари через анализ названий существующих населенных пунктов в РМЭ: Мари Шои, Мари-Билямор, Мари-Кугунур, Мари-Купта, Мари-Турек, Мариец, Помары, Килемары, Кокшамары, Кужмара и Населенных пунктов Кировской области: Малый Рын-Мари, Мари Мишкино,Мари-Байса, Мари-Васькино, Мари-Малмыж, Мари-Шуэть и т.д. Таких названий просто нет. И в свете этого предварительного анализа можно сделать вывод, название республики также должно написано без буквы «Й» Мари Эл.

      • не Аноним

        PORO, пожалуйста, притормаживай, в твоем РМЭ есть ещё названия этих населённых пунктов на марийском языке: Марий Шой, Марий Пыламарий, Марий Кугунур, Марий Купто, Марий Турек, Помар, Кӹлемар, Кокшамарий……………доволен?

        • PORO

          Допустим. что тобой указаны населённые пункты имеющие в названии букву «Й», что не безспорно. Кстати если пишем Мари-Турек, то зачем придумывать Марий Турек, и где в ваших примерах:Кӹлемар, Помар буква «Й». Для чистоты экперимента попробуй найти в названиях населённых пунктов в Кировской области.

          • не Аноним

            Во-первых, не я названия придумывал. Второе, это в 20-ых годах все марийские названия изуродовали красные комиссары, дали автономию, но взамен истребили все аутентичные названия поселений с карты Марийской автономной республики, Кировской и других областей.

            • Просто критик

              Не обращайте внимания на тролля бесфамильного (не Аноним). Он специально на этом сайте сеет раздор и «разподдай надо ему». То у него Шалангин виноват, то большевики..С каким пренебрежением к жителям Марий Эл он пишет выше: PORO, пожалуйста, притормаживай, в твоем РМЭ …

          • Аноним

            Записать могут как угодно. Вопрос в реальном произношении (в речи) и в том, какой вид имела праформа.

            • не Аноним

              PORO, просто адски непонятно, зачем так паришься, если в марийском языке «ни в зуб ногой» и если он тебе не родной? куда ты хочешь втиснуть «й» названию п.Памар? спрашивается, на-хре-на?

  22. Не несите бред!

    Если автор «ученая», как она сама утверждает, пусть обратится к фонетикам в МарГУ. Я, как и большинство мари и ученых, уверен в этом что -Й есть, а она сомневается, включив лишь свою больную, далекую от науки фантазию. Пусть научно докажет свое утверждение, что -Й нет!

    • Аноним

      научное доказательство того, что й в луговом наречии не звучит — ссылки на ранние словари, которые приведены выше. Вы хотите сказать, что и Валериан Михайлович, и Беке, и Федор Васильев бредили? Или были глуховатые?
      А ранние аудиозаписи — где они? Кому и где они доступны? Почему не включены в научный оборот?

    • Аноним

      «Я, как и большинство мари и ученых, уверен в этом что -Й есть»
      вообще интересно, на чем основана ваша уверенность?
      Я так сомневаюсь и потому призываю к проверке. Пока по доступным мне историческим источникам побеждает форма мари.

  23. Не несите бред!

    Так Вы же у нас «ученая» должны знать какие записи были… Возьмите и проанализируйте.

  24. Не несите бред!

    Все названные Вами ученые записывали все на слух. Теперь есть возможность доказать это научно и технически…

    • Аноним

      Возможность (теоретически) есть, но кто ею на данный момент воспользовался? Никто? Тогда не стоит, не имея на руках никаких доказательств, высказываться в столь категоричной форме. Это и к вам относится, и к Воронцовой, кстати, тоже.

  25. Не несите бред!

    Я не марийский фонетик, чтобы вам назвать первые записи марийской речи. Знаю, что наш фольклорист Герасимов нашел аудиозаписи марийских песен со времен Первой мировой войны 1914 в Германии. Потом были записи с 20-30-х Четкаревым:
    http://poiskm.org/show/марийская-музыка
    а первые аудиозаписи были сделаны на восковых цилиндрах фонографа в 20-х и 30-х годах выдающимся марийским фольклористом, этнографом и организатором науки Ксенофонтом Архиповичем Четкарёвым[mhr][1] (до настоящего времени эти звукозаписи не переведены на современные аудионосители и хранятся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинском Доме) Российской академии наук в г. Санкт-Петербурге).
    Мои высказывания не категоричны, а общеприняты и доказанные вещи, как и то что земля круглая и вертится вокруг солнца, а не шралтанские средневековые утверждения в стиле Воронцовой, что земля плоская и солнце вертится вокруг нее…

    • Аноним

      Мне известны эти факты, а фоновалики я даже слышала. Там не слышно вообще НИ-ЧЕ-ГО. Нужна грандиозная работа по реставрации.

    • Аноним

      Грузов еще занимался анализом фонетики с помощью технических методов. Давайте посмотрим, есть ли у него что-то по этой теме, а потом уж вернемся к разговору🙂

  26. Не несите бред!

    Говорить о каком-то массовом большом влиянии русского языка на фонетику марийского языка можно лишь с 70-х г.г. До этого в деревнях было масса людей и есть записи речи этих людей, которые фактически сохранили произношение близкое к традиционной марийской. Не вижу проблемы. Я говорю, вы специлаьно раздуваете подобные проблемы на этом сайте, дабы отвлечь народ от реальных проблем!

    • Аноним

      «есть записи речи этих людей»
      Я вижу проблему, в том что они не введены в научный оборот.

  27. Не несите бред!

    Не собираюсь! Не вижу проблемы, фсбшный тролль! Скажи лучше почему в РФ ставленник Путина Маркелов уничтожает марийскую науку — МарНИИ, все марийское и финно-угорское в МарГУ и ни Воронцова, ни ты (его виртуальный образ) ничего не сказали!
    высосали из пальца несуществующую проблему — букву -Й.

  28. Аноним

    В-общем, Грузов пишет что практически во всех диалектах конечный й после «и» выпадает, и в качестве примера приводит в том числе и слово «мари». Лишь в некоторых диалектах древнейший конечный й сохраняется. Он также отмечает, что писать ли этот звук – долгое время было дискуссионным вопросом, и лишь с 1929 благодаря Г.Г. Кармазину закрепилось нынешнее написание.
    Добавлю, что слово мари в ряде других продобных (типа пий, ний) все же инородное, т.к. оно не финно-угорское (нет аналогов в др. финно-угорских языках, разве что сомнительное сопоставление с (уд)-мурт, (коми)-морт), и написание или не написание (наличие или отсутствие) -й здесь должно регулироваться особым правилом, которое по большому счету пока не сформулировано, поскольку этимология этого этнонима неясна.
    Непонятно, почему Воронцова в своем докладе почти не приводила нормальных лингвистических фактов в пользу своего мнения (хотя бы из озвученных здесь), а ссылалась на какую-то духовную сущность букв. Это явно не научный дискурс.

  29. SarmiS

    1. Кырык мары -ударение на -ы-. Марий улам- ударение на окончание. Марий или мари — звучат одинаково, а нащим предкам было без разницы. Может мне это кажется- проблема раздута с целью дальнейшего разобщения горных и луговых, не ведитесь на провокацию, особенно сейчас перед съездом марийского народа,
    2. Спор показателен- марийской исторической науки не существует, она умерла и похоже остатки держатся на энтузиазме дилетантов и происках доморощенных политиканов.
    3. Делегаты съезда не продолжайте спор на съезде, есть проблемы настоящие, не растрачивайте драгоценное время.
    4. Ни разу, ни где не видел критических статей марийских историков на попытки приравнять предков мари и меря к меланхленам. Незаметно это уже утвердилось в исторических статьях. Вот это я считаю проблеммой. Вот против этого нужно говорить господа историки.

    • Аноним

      Причем тут историки и история? Это вопрос чистой лингвистики (без всяких «для чего», самодостаточный, никак не связанный с реформами орфографии). Ну, и конечно, разношерстной некомпетентной публике на съезде не должно быть никакого дела до этого вопроса.
      Вообще не понимаю проявленного накала эмоций… Не понимаю и яростных призывов закрыть тему.
      А если вас беспокоят меланхлены — почему бы не посвятить этому вопросу отдельный пост?

  30. Алексей

    Снова ругаетесь горячие марийские люди.

  31. SarmiS

    Вуеш ида нал, мый йоҥылалтынам
    1. Кырык мары -ударение на -а-. Марий улам- ударение на окончание.

  32. Аноним

    Казанцев не вдается в вопрос о конечном -й в этнониме, но указывает, что марий – это индоиранское заимствование в древнемарийский язык и сопоставляет с курдским märi, meri «человек, близкий человек, родственник» и новоиндийским mer «мужчина, муж, супруг». Если он прав, заметим, что конечного «й» нет в родственных нашему этнониму приведенных им словах.

  33. кугуоза

    Марий лийын кодаш чыла марий дене марла кутыраш веле ку:леш.

    • Аноним

      Йолташ, пеш чын ойлет! Ато тыште чыланат рушла кутрат, а Й буква титакан))

  34. Даниил Зайцев

    С идейной частью можно согласится. А вот с лингвистикой чего-то понесло вашего исследователя. Кстати форма эрзяй в эрзянском языке вполне возможнай но как звательная, да и прилагательных с конечным -й хоть отбавляй. Так что это никая не русское заиствование. Более того эрзянский язык сохранил старое слово для обозначения женщины марийки — мариЙава и это -й мы не сами выдумали, и не русские нам его навязали. Русский язык грубо навязал слово нам «мариец» для обознаения мужчины из этого народа. А для женщины выработали свое.

  35. аноним

    сами же противоречите себе: звательная форма в словах типа — авай, ачай может быть, форма прилагательных на -й может быть, но прилагательнное и этноним не одно и тоже, а в этнониме и звательной формы нет, поэтому лингвистическую часть не мешало бы и самому подучить

    • Слава Ольге!

      А может, г-жа Воронцова, Всевышний специально добавил к божественному слову МАРИ, букву звательной формы -Й? Дабы призвать наш Великий Божественный народ от самоуничтожения? МариЙ, значит проснись Великий Божественный Исключительный Народ МАРИ, спаси мир от уничтожения. Вот Святой Космос дал грешной Земле марийцев Вас наша Великая Прорицательница Священная Ольга МАРИ. А вот этого еретика под именем «Воронцову — в Святые!» пусть накажет наш Великий МАРИ-Бог! Ольга, я преклоняюсь перед Вашей Мудростью. Слава нашему МАРИ-Богу, что она Вас Наимудрейщую ниспустила с Небес-Космоса перед таким Великим Событием — Съездом народа мари 10. Десять священна цифра и это знак, что Великая Ольга МАРИ произвела Великую Истину из своего Великого Ума и написала эту статью — Священное послание народу МАРИ. АМИНЬ!

      • Лизук

        Каждый по свому сходит с ума! Мари калыкын ,,аминь»мутшо уке! Илыше айдеме ,,святой»лийын огеш керт! Тынар чот ушда каен мо? Мом возышашым шкеят огыда пале. Каждое слово, — это СИЛА!

      • PORO

        Это ты какого исповедания, православный или католик, а возможно и протестант. Молитва у тебя какая-то странная. Похоже очень на речи бабтиста. Чьи будете?

        • Лизук

          PORO .Я, ни в какой секте не состою ,и ни какой партии не принадлежу, и ещё, за картом мясоедом не хожу. Подать лжецам не подаю.Обманывать сама, себя -не хочу! Правда,правда и ещё раз правда !!!

          • PORO

            Лизук, Вы случайно отнесли к себе комментарий который был предназначен для комментатора «Слава Ольге». Данный сайт имеет особенность помещать комментарии последовательно по мере поступления. Прошу прощения, но комментарий предназначался не для Вас. Всего доброго.

      • Лизук

        Предки наши веками жили,а к чужим мёртвым святым богам молиться не ходили. С головой ,со своей ,-всегда дружили!

  36. Лайд

    Поро!
    Он:ай улыда, «философ-влак».
    Нимо укелан у:чашен толашена. Отвлеченность, отвлеченность…
    А вот кушто марий илышын тачысе кечыже нерген ойлалтеш, кушто неле йодышым ончык шынден (мутлан, И.Кудрявцевын выступленийсыже семын — тиде форумынак вес материалыштыже), ала-молан шып улына.
    Айста лучо Владимир Путинлан йодышым — серьезныйым ямдылен пуэна — Марий Элысе да Российсые марий илыш нерген.
    Пайдаже шукырак леиш.
    Стоит ли тратить время, когда остались считанные часы по возможности задать вопрос о насущных марийских вопросах Путину?!
    Завалите Первого своими вопросами.
    В наших комментариях их так много..
    Айста «чодыра гыч» лектына.

    • Лизук

      PORO.Мый ,нимогай кашакыште огым шого, и тӱшкашкат огым пуро, и эше,еҥын шылым кочкын шояк карт почеш коштмаш уке. Шояклан ,шке погем, пӧлӧк шотеш огым наҥгаен пу.Ондалалтше ынем лий! Чын, чын и эше чот чын!!!

  37. аноним

    Если МАРИ затуманили мозги, запугали по жизни, лишили уверонности в настоящем и надежды в завтрашний день, Путин своим приездом осчастливит нас и решит наши проблемы? Ты Лайд в этом уверен? Лучше обратно в лес и жить на лоне природы, наслаждаться Солнцем и Светом…..как это сейчас делают сотни россиян…

    • PORO

      Вдруг Путин снизойдёт и пришлёт поздравительную телеграмму с началом работы Х съезда народа мари.

  38. аноним

    Женщина с култышкой от 13.04.2016 в 04:14,
    что так истеришь и от чего тебе не спится? Тебе украденную копию книги О.П.Воронцовой «Энергия и Человек» — вариант 2013 года прислали твои други-стукачи, — не переживай. За два месяца вынужденного отдыха (уволили по сокращению из Нац. Библиотеки им. С.Г. Чавайна единственного кандидата филологических наук) она вариант 2016 года подготовила к изданию. Может спонсором быть желаешь?

  39. Елена

    Не знаю как там на счет Й—да и не так интересно. Но!!!внимательнейшим образом ознакомилась с исследовательским материалом О,П, Воронцовой и И.С.Галкина «Топонимика Республики Марий Эл», которую приобрела будучи на конференции, с пожеланиями самого автора и хочу сказать огромнейшее СПАСИБО! Ольга Петровна! Вы замечательный человек и компетентный специалист в своей области, что бы не говорили ваши недруги! Почерпнула много интересного и дополнительного материала, который включила в «Историю марийского народа Мензелинского уезда!» .

  40. Эстет

    Когда на гербе республики будет слово «мари», когда в гимне будут слова «мари», а не марий тогда пожалуйста. Когда Марий Эл переименуют в Мариэл тогда тоже пожалуйста. А сейчас «будьте добра» писать марий и мариец. Я всю жизнь с гордостью зовусь «мариец» и не хочу обзывать себя словом обрубок «мари». А как же быть со словом «марийка»?

  41. Эстет

    Я всю жизнь с гордостью ношу духовную ношу под словом мариец

    • Лизук

      Эстет. Эл тамгам сӱретлен возышо ,-кӧ лийын?Кушто ,кунам,кузе мари калык лӱмым руэн улыт,-каласыза?

  42. Аноним

    В поисках дома из бруса узнал что я ошибался: родина моего отца не Мари Эл, а МариЙ Эл, меня это «закусило», начал рыть инет. Наткнулся на данный диспут, сам я родился и живу в Татарстане, отец всегда мне говорил что национальность его, а с 16 лет и моя — МАРИ, а ему я верю, в отличие от меня неуча он и говорить, и читать, и писать на родном языке умеет. Я Мари, а не МариЙ и уж тем более не Марины.

  43. Евген

    Правильно будет МАРИ. Как КОМИ. Но наши филологи пелторта улыт.

  44. евгений

    написал пално но не написал как ! мАри аль марИ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s