В Марий Эл ни марийцы, ни марийский язык, ни наука никому не нужны

intro_IMG_4836В Йошкар-Оле состоялся форум общественности «Прошлое и настоящее народа мари», сообщает корреспондент «7×7». Форум был организован межрегиональной ассоциацией общественных организаций «Марийский мир — XXI век». На нем выступили около тридцати ученых и общественников из Марий Эл и ряда регионов, в которых проживают мари.

Театральный режиссер Василий Пектеев в течение 15 лет с 1987 по 2002 год был художественным руководителем национального театра имени М. Шкетана. С апреля 2002 года занимался режиссурой в театрах столиц других регионов — Сыктывкара, Элисты, Петрозаводска, Ульяновска, Челябинска, Орла. На форуме общественности он выступал еще и в качестве Марий Оньыжа — именно так представили его организаторы. Действительно, с 1996 по 2000 годы он возглавлял Всемарийский совет («Мер Канаш»). Пектеев и некоторые другие выступавшие словно продолжили доклад академика Санукова, в котором из-за лимита времени не хватило выводов, итогов.

Василий Пектеев отметил черты неоколониализма во внутрирегиональной политике:

Pekteev— Мы — колониальный народ. А в России с этой точки зрения не принято обсуждать национальные дела. Следы колонизации наложили свой отпечаток на формирование марийского народа. Сейчас можно говорить о неоколониализме, главная идея которого — создание единого российского народа. Подтверждением тому может служить тот факт, что в современной России нет министерства по делам национальностей, как в Советском Союзе в свое время. Можно ли было тогда представить, что первым лицом в республике будет человек не коренной национальности? Мы знаем, что происходило в 1930-е годы в стране и республике, у нас есть музей ГУЛАГа. То, что произошло в республике в последние 15 лет, — то же самое. Только убивают не физически. Есть такое выражение — «убить умолчанием». Сколько людей уехало из региона? Я бы назвал это такой «зачисткой». Кто уезжает? Наш единственный академик, археолог Валерий Патрушев работает за пределами республики. Что произошло на моем примере: нас с Николаевым [Виктор Николаев, директор Национального театра имени М. Шкетана, уволенный в 2002 году] убрали — марийская интеллигенция молчала. С Яшметовой [Раисия Яшметова, директор музыкального училища им. И. С. Палантая, уволена в 2003 году] сделали то же самое — тишина. Сколько у нас министров-мари в правительстве? Один Васютин остался. Если у нас, марийцев, не хватает смелости сказать правду — чего вы еще хотите? Правильно сказал Долгов: петь и плясать мы умеем с детства. Страх сковал нас, если не избавимся от него, от страха за свое место с маленькой зарплатой — ничего у нас не будет. И руководителя из нашего народа не будет в республике. Чиновник из государственного собрания является Оньыжой — никакого отношения этот «Мер Канаш» к общественной организации не имеет. Если об этом не сказать вслух, мы так и будем плакаться.

Геннадий Королёв — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации из Нижнего Новгорода. Он выступил с докладом «Марийский народ как человеческое сообщество в контексте признаков государства»:

— На официальном интернет-портале Республики Марий Эл я прочитал: «Марийцы (прежнее официальное название — черемисы), являющиеся аборигенным населением республики, исторически сформировались к концу первого тысячелетия нашей эры…»… Аборигенами по определению являются народы, сохранившие черты первобытно-общинного строя. Наверное, можно говорить об аборигенах Австралии, Южной Америки… Представительство в органах власти — 11 депутатов-мари в государственном собрании. Русских, для примера, — 33 человека.

KatajevaРимма Катаева, советник президента межрегиональной ассоциации общественных организаций «Марийский мир — XXI век», в 1997–2001 годах она занимала пост министра образования Марий Эл. Ее доклад был посвящен проблемам и перспективам развития национального образования в республике:

— Республике Марий Эл скоро исполнится 100 лет, а мари живут тысячелетиями. В 1920 году появилась государственность народа мари. Жизнь народа изменилась на порядок. Педагогов для национального образования начали готовить в 1922 году, когда в Казани открылось марийское национальное отделение. Затем оно было переведено в Краснококшайск. Марийский государственный педагогический институт — первое высшее учебное заведение в республике, был открыт в 1932 году. А в 2007 году он был реорганизован, включен в состав Марийского госуниверситета. В Оршанке, в педколледже закрыто отделение, готовящее кадры, преподающие на национальном языке. Мы позволили правительству создать непонятное объединенное учреждение. И теперь возникает вопрос: где отделение по дошкольному воспитанию? В этом институте есть две кафедры — марийского языка и марийской литературы. На ученом совете дали квоту 20 человек. Столько же, 20 человек, на кафедре русской литературы. А квота на кафедре иностранных языков — 50 человек. Еще одна новая проблема — переход с шестидневной на пятидневную учебную неделю. «Есть федеральный государственный стандарт», — говорят нам. Сокращение часов — это сокращение учителей, понимаем мы. Педсовет Азановской школы принял решение сохранить стандарты образования, но из районной администрации, Медведевской, пришло письмо о переходе на пятидневную неделю. Оптимизма может добавить лишь желание самих людей сохранить родную культуру, язык. Статистика здесь такая: почти 18% молодых людей изъявляют желание изучать родной язык.

DanilovaРаисия Данилова, заслуженная артистка Республики Марий Эл, посвятила свой доклад на форуме проблемам профессиональной марийской музыки:

— На переводных песнях «трали-вали» воспитать настоящего марийца невозможно. Примитивные песни, которые звучат день и ночь в эфире радио (есть такая радиостанция — «Марий Эл радио»), только способствуют дебилизации населения. Я работала на государственном радио редактором с профессиональными марийским композиторами Куприяновым, Кульшетовым, Вениамином Захаровым, Сергеем Маковым. Но за 25 лет в профессиональной национальной музыке образовался вакуум. Самый молодой марийский композитор — Элина Архипова. Ей, простите, 56 лет. Где «Мер Канаш»? Отчитывается, говорит: «Мы проводим марийские дискотеки». Зачем люди идут на марийские дискотеки? Потанцевать, да и это тоже — выпить [в ответ на реплику из зала]. В чем моя просьба или предложение? Необходим культурный совет. Очень больно, что не вижу своих коллег-журналистов здесь. Это позор. Ни одного члена «Мер Канаш». Нам не только жить в республике, но и умирать, мы частичкой этой земли станем.

AleksandrovГеннадий Александров, президент компании «Маригражданстрой», бывший депутат государственного собрания Марий Эл:

— Я прожил здесь всю жизнь. Мне 68 лет. Для меня Йошкар-Ола — родной город. Я русский. Мать русская, отец чуваш, жена — украинка. Дочери вышли замуж за двух уроженцев Марий Эл. Один из них — Костя Иванов [Константин Иванов — художественный руководитель Театра оперы и балета им. Э. Сапаева]. Я хотел бы, чтобы меня услышали и люди во власти. Их или не пригласили, или они не захотели прийти. Бюджет республики — 23 миллиарда. 13 миллиардов — это государственный долг прошлых лет. Где взять деньги? У нас сегодня школа-интернат, которую мы построили, заложена в банке, республиканский военкомат заложен в банке, Дом дружбы (общественно-политический центр) заложен в банке, проектный институт заложен в банке. Я считаю, что ситуация критическая. Я говорю об этом прямо и не боюсь. Более 100 дел о коррупции находятся у прокурора республики, в Следственном комитете республики, у генпрокурора Чайки, в администрации президента. Я не понимаю, почему не происходит такой вещи, какая произошла на Сахалине, в Коми. Сахалин по сравнению с нашей республикой отдыхает! Все, что происходит, отражается на нашем благополучии, на благополучии каждой семьи и народа, в том числе и коренной национальности. У нас коренная национальность в республике — я проверял цифры — 42%. 47% русских. По углам шепчемся. Почему не встанем и не заговорим во весь голос? Я считаю, что положение в республике должно измениться. Важно, чтобы ваша конструктивная конференция «вышла на улицы» — была освещена в средствах массовой информации.

VostrikovВасилий Востриков, кандидат исторических наук:

— Я до недавнего времени работал в Марийском научно-исследовательском институте. Начинал, когда директором был Ксенофонт Сануков, он и принял меня на работу. Когда он руководил, атмосфера в институте была действительно научная. В порядке вещей было то, что называется научным обменом: историки знали, чем занимаются их коллеги в отделе этнографии. Наверняка их могли интересовать вопросы развития марийского общества, а также археологии. Эта взаимная открытость обогащала.

За последние 15 лет институт изменился совершенно: все боятся директора, Казимова, который сказал однажды на собрании, что ради сохранения хороших отношений с власть предержащими он готов лизать начальству любое место… Ради интересов института. Во что превратилась эта так называемая деформация? А в то, что зарплату сотрудникам не повышают с 2007 года. Директор, видимо, считал, что это не обязательно или у него были личные плохие отношения с министром финансов, который ему отказывал.

Мы практически уже ничего не издаем. Последнее, что выходило, — «История Марий Эл в лицах». Но это, скажем, очерки, которые может сделать любой мало-мальски грамотный журналист. Такой очерк можно изготовить за 1–2 дня. Не требуется никаких научных исследований, командировок, ничего. Что делается нового для науки Марий Эл, когда выпускается такой сборник, содержащий до 70 биографий, в основном переписанных из других источников?

К нам практически перестали ходить на конференции коллеги из университета, из других учебных заведений. Наши конференции превращаются в междусобойчик.

Я четыре года писал хронику истории Марий Эл, связанную с историческими датами. В ней должны быть и культура, и повседневная жизнь… За этот труд объемом 1 500 страниц я не только «спасибо» не заслужил, но и был фактически смешан с грязью. А директор заявил, что это никому не нужная макулатура. Но захоти я издать свою работу отдельным изданием, на меня тут же заведут дело, потому, что это интеллектуальная собственность института… Мне сказали так: «Ты получаешь пенсию по инвалидности, ты не умрешь». Меня хотели уволить в 2014 году, но тогда не получилось, потому что вакансия открылась, а никого на нее не было. А в 2016 году даже, откровенно говоря, никто со мной и не разговаривал, ничего я не нарушал, только подсунули бумажки о сокращении.

KuznecovaМаргарита Кузнецова, доктор философии:

— Марийский язык не функционирует в системе государственного управления, в общественно-политической деятельности. Он ограниченно используется в сферах образования и массовой коммуникации. «Социальная непрестижность» приводит к языковому нигилизму, проявляющемуся в незнании и нежелании знать свой этнический язык. Статистические данные говорят о постоянном снижении числа мари, знающих свой родной язык. В 2007 году — 79,9%, в 2011 — 79,7%. А вот как пользуются марийским языком во внутрисемейных коммуникациях: в 2001 году с родственниками общались на нем 70,4% носителей языка, а в 2011 — 59,5%. Супруги, разговаривающие на родном языке: в 2001 — 64,2%, а в 2011 году — 41,4%. Темпы снижения общения на марийском языке с дошкольниками и школьниками почти двукратные (в среднем с 30% до 15% за десять лет). Наблюдается стремление изменить негативную динамику — число родителей, желающих, чтобы их дети знали марийский язык, увеличилось с 79,4% в 2007 году до 86,8% в 2011.

В качестве примера для сравнения Маргарита Кузнецова выбрала соседнюю Чувашию. Чуваши составляют две трети населения республики. Свободно владеют чувашским языком 89,9% сельских жителей и 51,1% горожан. При этом родным чувашский язык считают 91,7% сельских чувашей и 64,4% городских.

Маргарита Кузнецова считает,что существующая динамика использования марийского языка диктует следующий вывод: через 50–70 лет на марийской земле не останется ни одного носителя марийского языка. Среди препятствий для полноценного развития доктор философии назвала и искусственное деление на луговой и горномарийский языковые диалекты.

Решением очень серьезной языковой проблемы может быть законодательная инициатива о внесении изменений в Конституцию Марий Эл о статусе марийского языка, полагает Маргарита Кузнецова.

Дмитрий Любимов

Источник: 7×7

30 комментариев

Filed under Статьи

30 responses to “В Марий Эл ни марийцы, ни марийский язык, ни наука никому не нужны

  1. Lashtra Tum

    Пуры йыд.

    Если бы марийцы были колонизированы в свое время не русскими, а другим народом, то, вероятно такой большой народ как марийцы, имел бы настоящую государственность.

    • Александр

      Если бы марийцы не влились в семью с русскими , а были колонизированы другим народом , то с большой долей уверенности такого народа как марийский не было или жили бы как индейцы в резервации. Этот комментарий и статья напомнили 90-е годы , а чем закончился парад суверенитетов и кому это было выгодно напоминать думаю не надо.

    • историк

      Очень верно сказал Василий Востриков о МарНИИЯЛИ и о Казимове. Ради того чтобы усидеть в кресле директора, он готов лизать какие- угодно места кое-кому. И это о руководителе солидного научного учреждения! Да гнать надо такого поганой метлой с этого святого места. Срам и позор. Выродились настоящие люди. Тьфу!

      • Липчанин (моркинский)

        М-м да, чем бы дебилы не тешились, лишь бы лизнуть поглубже.

  2. Лайд

    Поро!
    На все воля Божья!
    Чылажат Юмын кидыште!
    Форумым ямдылыме годым иктат шонен огыл: теве ку:шно: мутым ойлышо-влак чыланат Маркелов командын «утыктарыме, поктен лукмо» ен:же лийыт манын.
    А ко: деке тиде командын кидше миен шуын огыл гын, нуно эрыкан иленыт вес кундемлаште.
    Сандене форумышто чыным тура ойлышо-влаклан иктат о:акелалт ок керт: нуно тидым шке коваштышт дене чытен лектыныт.
    Марий тачысе вий-куатше мутым колыштшо «ночкопрезе» коклаште огыл, а эрыкыштым арален кодышо, эрык верч кучедалше тале марий-влакын кидыште.
    «Льова» дене пырля тале лияш лиеш икмыняр жаплан гына. А шке эрыкетым арален кодет гын (от ужале гын) — курымешлан виян лият.
    Марий-влак, «льован» конлайымачше лекташ жап.

  3. Вот какой комментарий оставил пользователь Mriya Alex на Facebook:
    Осталось только во всем обвинить русских и все станет на место. Вы сами должны бороться за развитие марийской культуры, добиваться, чтобы деньги, выделяемые на развитие культуры (не на фольклор, ему не нужны деньги, только ряженые). Если эти деньги на развитие этноса не выделяются, значит, их просто воруют. Иного нет. Значит, ваш Васютин слабый министр, бесхребетный обыкновенный яйценос. Показать по TV ряженых, орущими до одури, с двумя гармошками — ума и денег больших не надо. Вспомните Я. Эшпая, его классическую музыку 30-х, 40-х, 50-х гг, основанную на национальном МНОГОГОЛОСИИ. Где ваши нормальные композиторы и поэты, создающие такие произведения, что у других народов дух перехватывает? Нет их у вас ни хрена, или не хотите ничего делать в этом направлении. Разинув пасть и ждать, когда вам ложку с кашей засунут — тупизм. Посмотрите на соседей: чувашей, татар, удмуртов, сделайте творческий аудит, поговорите с ними о ваших проблемах и каким образом эти проблемы можно разрешить. Бороться надо за свою культуру, а не сидеть под региональным «плинтусом», тихо шебурша недовольством.

    И вот мой ответ ему:
    Mari Uver
    А в чих руках власть в Марий Эл, марийцев? «Хребетных» Ваш русский шовинист у себя не держит, ему нужны «бесхребетные» пешки васютины… Почему многонациональное государство все госсредства направляет лишь на поддержку одного языка? Марийцы — тоже граждане РФ.

  4. Splin

    от Аlex:
    … «Где ваши нормальные композиторы и поэты, создающие такие произведения, что у других народов дух перехватывает? Нет их у вас ни хрена, или не хотите ничего делать в этом направлении»…

    Но не всё потеряно, есть молодые профессиональные композиторы, это Г.Архипов, С.Чечетко, которые пишут только классические композиции и не горят желанием заняться популярной или другой современной формой музыки.

    Есть таланты, выросшие на марийской земле, но только они давно разъехались по северному полушарию от Чукотки до Калининграда, Европы и Калифорнии, все они творческие люди с образованием, включая музыкантов, художников, кинооператоров, преданных своей профессии, освоившие иностранные языки, закончившие зарубежные вузы, занимающиеся преподаванием, выступлениями в оркестрах, путешествующих и гастролирующих по всему миру… Одна знакомая признанием удивила, играет даже на похоронах, бывают клиенты, что платят приличные деньги за эту услугу и ничего зазорного в том, что свою грусть хотят растворить в музыке.
    Зная прекрасно, что они впитали с детства марийскую культуру, задавал им вопрос, — а не хотите ли вернуться на Родину и остаток своей биографии посвятить творчеству, музыкальным проектам? Первый ответ — молчание, далее ступор, шок, некоторые не смогли подобрать подходящие слова и начинали заикаться. Они прекрасно знают о чём речь, банально, но вся проблема лежит на плоскости, в плохих менеджерах — чиновниках, временщиках, примитивных функционерах, не заинтересованных в ярких профессиональных творцах.

  5. чоткар- григорий

    Поро йу»д лийже ! Йоратыме и пагалыме мари калыкем !Хочу поддержать Mari Uver . А также обращюсь Господину ОНЬЫЖЕ ИВАНОВУ, и министру Васютину,также главам районов ! Ну вы теперь поняли чего натворили со сьездом. Его не надо проводить .Все было сказано на сегодняшнем первоапрельском выступлении народа мари в ДК им ЛЕНИНА .Господа ЭТО был натуральный сьезд Мари где было сказано .как живет Мари Эл ВЧЕРА ,СЕГОДНЯ ,ЗАВТРА. Народ Мари не только умеет на гармошке играть ,плясать и петь .Как некоторые выражаются . НО Он-НАРОД МАРИ умеет высмеивать ,как раньше в журнале «Крокодил», «ПАЧЕМЫШ»,киножурнал» Фитиль» .ну и т.д и отстаивать точку зрения путем даже шуток. Я видел Иванова ,как он краснел, белел ,а в душе даже наверное ревел не показывая виду ,что ничем не может помочь своему Народу Мари . из за того что по уши в грязи .Трусость , а может даже шутовство перед своим начальством , не в моготу и не имея свою точку зрения приводит близорукости . Не видя ,не слыша свой народ ,хотя находишься внутри его ,порождает в этом человеке ненависть после всего осознаного. Пример Александров Эту же участь скоро ждет и депутата Баширова ,да и других . Как это было с главами Елкин ,Горячкин,-его еще дополнительно жадность погубила . Свистунов ,Кубеков, Овчинников,Лебедев, Алексеев.Недавно Плотниковы -братья ,Марышев -кстати успевший во время спрыгнуть . Ну и наверное такую участь ждут скоро Блинова и другие . Я предлагаю сегодня всем господам пока не поздно. Покайятсья перед своим народом. Понять их жизнь и вашу .Хватит варится внутри себя . Не нужно делать ,то что вы сегодня переступая КРАСНУЮ ЛИНИЮ делаете не по своей воле. Нужно один раз жизнь прожить ,так чтобы не было больно за бесцельно прожитые ГОДЫ . Эти слова вас всех учили еще в школе .Только так мы будем сплоченее и ни какой враг нас не может сломить .Только в единении МЫ сможем противостоять в дальнейшей УГРОЗЕ разваливания нашей Великой страны РОССИЯ и малой РОДИНЫ МАРИЙ ЭЛ . И никакой запад нам не будет указом как нам дальше Жить ,ГОСПОДА ТОВАРИЩИ. и Пошли они все на три слова..Если мы поймем свой Народ .он в ответ нас поймет , а в итоге может и простит глубоко покаевшего. Но если Вы господа Кугу начальники не хотите понять . а все таки продолжите политику непонимания как низов ,та и вверхов , то я думаю народ 18 сентября скажет и укажет вам место где БЫТЬ или не БЫТЬ .А для того чтобы фурункул лопнул и из него вышли ядра и вся гниль нужно всего лишь одно — ВАШ Проигрыш Господа начальники.. А это народ сделает . И ни какие телефонные звонки в участковые комиссии не помогут вам господин Блинов и вашим подчиненным переделывать протокола УИК. И ЕЩЕ :»Прошу еще раз Угомонись ,перестань наседать на мою семью совместно с прокурором». Хотите сказать мне лично пригласите меня ,обьясните ,докажите.. Я всегда был и буду стоять за Народ мари и обманывать я вам не дам ни у нас в районе ,ни в республике.Ни путем шантажа . ни путем запугивания вы меня не достанете . Я семью предупредил, Мы не такое выстояли. Мы выстоим .как выстоит наша Россия против западных санкции С нами Поро Ош Кугу Юмо .Шочын Ава. с Уважением Чоткар Григорий

  6. joy

    Не совсем согласен, что дело в чиновниках… Не думаю, что чиновник, мин. культуры Васютин не ценит наши марийские таланты. Но не все зависит от чиновников. В Марий Эл все зависит от Маркелова, это он поставил и марийское искусство, и музыку и науку на голодный паек. Для того, чтобы вернуть, вовлечь марийские таланты обратно в республику нужна специальная республиканская программа: надо им предоставлять достойные места работы с достойной зарплатой, жилье. Я, думаю, многие марийцы вернулись, переселились бы на свою историческую родину. Только это никому не надо.

  7. Гражданин

    Пока у власти царь-батюшка-генсек Путин в России и его ставленник Маркелов в Марий Эл НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ!
    Политика Маркелова — это продолжение великорусской политики Кремля по уничтожению всех нерусских коренных народов. В некоторых сильных нац. регионах местная нац. элита противостоит (пример Татарстан), но мы марийцы разобщены, мы упустили важный момент — горбачевско-ельцинскую свободу 90-х… С вашим раболепством перед Путиным, советским большевитско-сталинским мышлением ничего не изменить!

  8. Lashtra Tum

    Пуры йыд.

    Александерлан.

    Я не думаю, что марийский народ растворился бы. Может, если бы не было древнерусских на нынешних территориях вокруг Москвы, то у марийского народа была бы другая судьба. Может наших предков никто не колонизировал бы? Это тоже был бы один вариант. А если более сильный народ колонизировал бы черемисов или мерян, то у другого народа был бы другой менталитет.

    Например, под немцами жило много народов в Европе, в том числе и нынешние Балтийские страны как Эстония и Латвия. Что примечательно, эти немцы помогали поднимать и развивать экономику, культуру и языки местного населения. Они не были порабощены крепостным правом, например, как крестьяне и инородцы Российской Империи.
    Немецкое духовенство инспировало развитие письменности этих народов, оно переводило церковные тексты, печатало книги, богослужение проходило на языке местного населения. Первые пасторы учили язык местного населения, а затем посылало обученную молодежь в немецкие университеты. Со стороны немецких остзейских баронов не было такого страшного деспотизма, что пришлось испытать инородцам в РосИмперии. И в отличие от Московского колониализма, остзейские немцы строили инфраструктуру на территории порабощенных народов и развивали экономику, и не отстраняли их от кузнечных, торговых, рукодельных занятий, как это делалось с инородцами Поволжья. (Закон о запрете кузнечным делом? Вроде бы и такой закон был, дабы не производить металлическое оружие).

    Затрагивая эту тему, я не хочу никого призвать к мироустройству времен Московии. Но для истории своего народа, считаю, что это очень важно знать. Особенно в нынешней РФ, когда и история-то переписывается во благо «красоты» государствообразования. И именно эта «красота» инсценирует попытки забыть настоящую историю, появляются лжепророки, лжесвятые Леониды, Ноготковы-Оболенские…
    Это ведет к культу лженаук, авторитету лжеученых, а настоящие ученые становятся ненужными.
    И что самое печальное, как видим, из примера Марий Эл, русский шовинист-марофоб Глава Маркелов забил на все и всех большой болт.
    Данный «товарищ» попирает и игнорирует права целого народа. И мы что? Должны молчать? Должны сидеть руки сложа?
    Если твой брат не уважает тебя то что делать?
    Было бы хорошо сесть за стол переговоров и решить те вопросы, которые волнуют нынешнюю марийскую элиту. И это, думаю, будет только во благо Марий Эл. А так, судя по материалам прессы, атмосфера среди марийской элиты не очень и благоприятная.

    • не активист

      Их идеи теперь также мирно, «тихой цапой» претворяют в жизнь услужники 5 и 6 колонн, руками русских и марийцев, и притом натравливая друг на друга, оболванивая их, разобщая между собой и внутри каждой нации и при том вселяя СТРАХ

  9. Гражданин

    Lashtra Tum, это обычная отговорка колонизаторов типа если бы нас великих вас завоевавших бы вообще не было… Действительно какой колонизатор хочет признать, что из-за него гибнут другие колонизированные им народы, как все нерусские коренные народы РФ под русскими. Русские и финнам в конце 19, в начале 20 в.в. то же самое внушали. К счастью, финны сумели отделиться от «приносящего счастье русского народа» живут и процветают — ты сам видишь как. А вот марийцам не повезло, они и дальше остались под русскими колонизаторами, теперь мы вымираем, как и большинство нерусских, коренных народов России…

  10. Аноним

    В Республике Марий Эл два государственный языка — русский и марийский. Соответственно в Марий Эл ВСЕ ДОЛЖНЫ знать, если не знают — изучать русский и марийский государственные языки. Всё должно быть на русском и марийском. Вся информация, документация, объявления, мероприятия — всё должно быть на русском и марийском!

  11. Юрий

    Вы болтовней больше занимаетесь, ежели проблемы решаете.

  12. Аноним

    Марий Йылмым, Марий Юмыйӱлам, Марий Мландым аралыман да вияҥдыман.

    • Splin

      Аноним
      Вот это заявление! За чистоту помыслов 5+, а за недосказанность с натяжкой 4 балла))
      Юрию
      2-ка с минусом. Он явно что-то знает, но либо лексика не позволяет развить мысль или же скрытые обиды на весь мир. Скорее третье, далекий человек от культуры и ему важнее производить метан из пятой точки, оттуда же гигант извергает мысли (шютка))

  13. марий националист

    «Льова» разве не русский? Совершенно справедливо считать, что он русскую политику и проводит(член партии Жириновского, теперь — плюс Путина).Ничего нового вроде бы в русской политике нет — те же «разделяй и властвуй» и метод кнута и пряника. Тем более странно, что марийцы легко поддаются этому. Неужели деградация мари дошла до такой степени наивности? Как дважды два ясно, что против этого враждебного влияния можно противопоставить лишь национализм и сплочённость, и тогда народ становится как кремень, и даже маленькому народу никакие «лёвы» и шовинисты не страшны. Конечно, надо учитывать, что шовинисты предпочитают» бороться» с националистами из нерусских руками самих нерусских — тех, кого удалось подкупить и русифицировать. Предатели национальных интересов марийского народа разоблачены, информацию о предателях надо доводить до каждого марийца, а национал-нигилистов выводить дальше на чистую воду. Понятно, что предателей — национал-нигилистов поддерживает государство, бороться с ними трудно, но другого выхода нет, это борьба не на жизнь, а на смерть, поэтому и борьба должна быть бескомпромиссной, ибо итогом победы нигилистов -предателей над националистами станет просто исчезновение мари как народа.

  14. чоткар- григорий

    Поро кас!Йоратыме и пагалыме мари калыкем! Добрый вечер Уважаемые Друзья, Одноклассники, просто мой любимый Россиянин! Вчера по приглашению моего Друга ездил встречать и общаться с друзьями из соседней Республики Татарстан .Делегация из автоклуба приехала в наш край -район Новый торьял . А виновником Этой встречи был Мой хороший друг-Куклин Андрей. Поговорили, посмотрели,песни попели под отличную музыку ВИА «ЭХО». Столько радости ,удивления,благодарственных речей от соседей с Татарстана я не слыхал на имя Андрея Куклина .И все это Отлично собранные -отреставрированные экспонаты СЕМЕЙНОГО МУЗЕЯ Андрея . Соседи с большим удивлением сопоставили что у них есть и что здесь в НовомТорьяле . Но еще их больше удивило БЕЗРАЗЛИЧИЕ местных чиновников как уровня района ,так и уровня Республики.Тогда как в ихнем клубе участником Является сам Глава Республики Татарстан Минниханов Рустам Нургалиевич ,Мухамедшин Фарид Хайрулович- Председатель Госсовета Республики Татарстан .А мы у себя не можем ПОДДЕРЖАТЬ такой ТАЛАНТ. Почему же Районное руководство видит только самих себя и свои кабинеты .а вокруг БЛИЗОРУКОСТЬ . ЗА последние 8 лет нестало почти все градообразующие предприятия и 6 школ закрыли ,а зарплату повышают для себя на порядок.А когда правду в глаза говоришь ,то посылают к тебе проверки за проверкой ..Вот как соседи с Татарстана нужно жить господа районные чиновники.Тогда и вас будут уважать , а сейчас я думаю уважать вас не стоит .Вы еще неудостоились ЭТОГО. Дорогие Новоторьяльцы Давайте дружно в интернете свое недовольство выскажем нашему районному чиновничьему аппарату. Пусть ИМ будет стыдно ходить по улицам среди населения района .Этот чиновничий аппарат в 28 января облопошил .обманул 11540 жителей марийского населения.Который недавал им полномочий собирать конференцию мари и недавал полномочия выбирать делегатов на всемарийский сьезд.Собравшись в тихаря Административным аппаратом районное начальство отправляет на всемарийский сьезд Главу-Небогатикова.Главу Блинова,.А простой народ незнает про это . ПОЗОР .Чиновничий безпредел творящийся в районе поддеоживается нынешним руководством республики.Уважаемые Новоторьяльцы неужели мы такие безпределы должны допускать . Нужно этот произвол останавливать . С уважением Чоткар -Григорий

    Комментировать0
    Поделиться0
    Класс0
    Лариса Григорий Петровы

  15. Олег М

    Слов нет, большие молодцы организаторы форума общественности «Прошлое и настоящее народа мари», отдельное спасибо Никифоровичу, что рассказал нам. Действительно, как здесь прозвучало «Василий Пектеев отметил черты неоколониализма во внутрирегиональной политике:
    Мы — колониальный народ. А в России с этой точки зрения не принято обсуждать национальные дела. Следы колонизации наложили свой отпечаток на формирование марийского народа.» А что делать, ситуация критическая и кроме как «Марий шем» никто заниматься выздоровлением не будет. В деталях, даже по существу, виноват, считаю, не русский народ, он сам весьма в убогом положении и настоящие владельцы «этой колонии» их используют в своих корыстных целях. Можете представить, чтобы из страны, из собственной даже будучи жуликами вывезли триллион долларов? Там совсем другая кухня работает… а нам что делать, надеяться то не на кого. Думаете, что Зюганов спасет? Он, к сожалению, такой же прокремлевский клоун как жириновские…. Это только мнение, но всё таки… Деваться некуда, на основе Марий Ушем придется создавать настоящую партию, немного изменить название, устав, чтобы туда могли с интересом вступать не только мари, русские и др. Например, такое название отражающее суть Мари Вер Ушем. Дальше участвовать самостоятельно, по настоящему, в выборах.

    • Аноним

      ну да, если учитывать, что Кремль запретил нерусским и неправославным создавать политические партии

    • PORO

      Любая партия создаваемая в колониальной стране будет осуществлять свою деятельность строго по законам колониальных властей. По другому просто не получится.
      Почему Вы думаете хорошо живут в России евреи и чеченцы, потому-что они живут не по тем колониальным продекларированным государством законам, а по своим внутренним законам. Официальные законы существуют, чтобы держать в повиновении все колониальные народы, в том числе и русских. Чтобы жить, а не существовать, необходимо выработать систему защиты от колонизаторов. Определить на чём держиться власть колонизаторов, её слабые и сильные стороны. Выяснить что необходимо предпринять, какие сделать шаги, для ликвидации основы возникновения колониальной зависимости. Кто правила игры устанавливает, тот и выигрывает, если они начинает понимать, что могут не выиграть, тут-же меняют правила игры. Казино всегда остаётся в выигрыше. Вот и всё. Это неприложное правило. Если народ сумеет предложить свои условия игры, то колониальная зависимость просто исчезнет. Найдите источник силы колонистов, и вы будете на полпути к свободе.

      • Лизук

        Нигӧ мемнан верчын шорташ огеш тӱҥал. Шке шочмо йылмынам огына акле гын,кӧ мемнам шотлаш тӱҥалеш? Кӧлан мо кӱлеш ,тудым кычалеш. Руш йылме дене веле возеда,а шке мари улына манын ойледа.Ончалза шкендам ончыч,а вара веле ойлыза.Весым ужаш, кугу уш огеш кӱл.

        • Гражданин

          Лизук, пеш чын возет, но молан иктымак ынде пачаш-пачаш тӱет? Ала кӱшнӧ возымо шумлык иктаж-мом ушанракымат кеч рушла, кеч марла каласет ыле?
          Шонем ты сайтын рушла возымо материалже йымалне рушлат возаш лиеш: уке гын лач марл гына возен киена гын, шке проблемына-влак дене лач ме марий-влак шкеак веле шкенан марий подыштына шолын кияш тӱҥалына…

          • Лизук

            -Кӧ мом кычалеш,тудым муеш!Кӧлан под, кӧлан теҥыз,а кӧлан гын сай эрыкан илыш. Илыш -йыжыҥан!Тудым илен моштыман,а ушан еҥым кычалман, вара веле кӱшкӧ нӧлтыман. Тыге ала шотым муам, манын шке шонымемым возем.Вуэш ида нал!

  16. Lashtra Tum

    Пуры йыд.

    Гражданин, маняр шукы марла ти сайтышты сиренä (ти сайтышты веле агыл, вес вäреäт), тӹнäр шукы марынлан пäшäм пуэнä. Керäл органвлäштӹ, шамаклан, кыдывлä текствлäнä, комментаринäвлä паштек контрольым эртäрäт. Тенге, лин кердеш, таманяр мары филологлан пäшä лиэш. Тидӹ гӹц пасна марла сирӹмӹнä годым вуйвимнä марла шана — тидӹжӹ вуйыштыш луды массыланна пиш яжо тренировкы .

  17. Гражданин

    Lashtra Tum, мый марла возаш ок кӱл шым ман. Марий-влак марла шукырак возш тӱҥалыт гын, куанем веле. Но Лизук эре иктымак тӱя, но молыжым, шке шонымыашыжым пуымо темылан, мутлан, нимом ни марла, ни рушла ок возо…
    Мылам южгунам ты сайтын рушла ужашыштыже мыняре могай йылме дене возымо огыл, а МОМ возымо, могай шонымашым луктын каласыме кӱлешанракла чучеш…

  18. Lashtra Tum

    Пуры йыд.

    Гражданин, тöрӹм сирет! Кӱ махань йӹлмӹ дон шана, тек тенге сирä. Кӱшнӹш комментариэм токет претензидеок.
    Лизукын марла сирäш келмӹ гишäн шанымашыжы пиш яжо.

Добавить комментарий для ГражданинОтменить ответ