Предсъездовский сумрак должен отступить!

Юрий ЕрофеевВ порядке предисловия. Позавчера состоялся пленум движения «Мер каҥаш». А перед ним заседание оргкомитета. По итогам может появиться информация, которая прольет свет на характер и содержание рассмотренных там вопросов. Однако, не дожидаясь их, я авансом сменил скепсис прежнего заголовка.

Сами учредители съезда вряд ли испытывают информационный голод. Хотя, что под этим иметь в виду? Если в подробностях организационную процедуру, то это одно. Если глубинное понимание значения всемарийского форума для судьбы нации, это уже другая ипостась. Да так, чтобы в состоявшемся анализе итогов марийских национальных съездов посткозловской-николаевской-пектеевской поры разглядеть в каждом из них свои плюсы и минусы, включая и интеллектуальный уровень состоявшегося разговора и его способность поставить верный диагноз состоянию народа(нации) на сегодняшний день в масштабах проживания марийцев в целом по стране, а не только в РМЭ, а также выработать прогноз и план действий на среднесрочную перспективу. И чтобы в этом участвовали не просто ученые, а именно обществоведы разных специальностей с задействованием потенциала самих практических работников — общественников.

К глубокому сожалению, со стороны организаторов съезда желаемое не происходит. При этом нет и общественно-политического заказа на него, поскольку сама власть не проявляет подобной потребности. А часть научного мира, находясь в глубокой, внутренней оппозиции к маркеловскому режиму, не хочет уже связывать себя с ролью прислуги. Подобное дистанцирование, мне кажется, ощущается по причине недоверия и к руководству «Мер каҥаш», и «Марийского национального конгресса».

Так что особого позитива от предстоящего съезда лично я как гражданин не ожидаю, будучи неравнодушным к тому, что происходит у себя на моей Малой Родине, но и как автор как – никак публицистических статей.

А теперь предлагаю вторую часть заявленной темы в качестве продолжения.

***

Такого рода космополитический подход предельно явно прослеживается и на примере мариэловского Госсобрания, на что обращалось внимание в моей статье под заголовком «Экс – депутат Верховного Совета МАССР о нынешнем парламенте» ещё от 01.04.2013г. В частности, в ней указывалось, что до прихода Маркелова во власть тема национальной политики так или иначе постоянно присутствовала в функциях того или иного законодательного комитета. В последнем варианте (1996-2000г.г.) он назывался «Комитет по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политике». Но с началом III тысячелетия или XXI века его вдруг не стало, тем самым понеся как бы пробоину в итак расшатанной опоре марийской государственности незадолго до её 100-летия. Почти как тот турецкий сухогруз, который на днях снес один из мостовых пролетов в Керченском проливе.

А ведь в высшем законодательном и представительном органе Республики который год на посту замруководителя «восседает» не кто иной, как всемарийский «Оньыжа» — А.Н. Иванов, выполняя, к сожалению, больше функции фасадного псевдонационального украшения. Способен ли он в данных исторических условиях выполнить роль народного лидера в борьбе за справедливые, законные интересы своих соплеменников? Думаю, нет!!!

Как говорила Н. Мордюкова устами своей Степаниды в кинофильме «Отчий дом»: «Хороший ты мужик …. Но не орел!» Пусть Анатолий Николаевич не обижается, но я честно скажу: «Может быть, в иное время ты бы и мог совмещать руководящие законодательную (чиновничью) и общественную должности, но только не сейчас.»

Пользуясь интернет возможностью, я наблюдал за процедурой т.н. «народного схода» марийцев Звениговского района. И было неловко следить за его поведением в накалившейся до предела обстановке в зале, созданной руками самих же организаторов во главе с Н. Зориной – в прошлом комсомольским секретарем района, на лице которой явно сквозила вперемежку то людская ненависть, отчаянная решимость, чтобы одолеть группу активистов во главе с В. Петровым, то рассеянность, боязнь утратить управление собранием согласно отработанной задумки, а значит и доверие со стороны администрации Главы РМЭ к ней, вообще-то по сути пенсионерке.

А ведь Иванов как руководитель «Мер каҥаш», в интересах которого разыгрался тот «сыр-бор», мог спокойно встать и даже похвалить неравнодушных общественников, пришедших без приглашения, а дальше предложить вместе, с соблюдением приличий, обсудить наболевшие вопросы и выбрать достойных делегатов. А так повторилось опять как в Шимшурге, прославившейся на весь мир своей «теплой» встречей Л.И. Маркелова. Народная память, однако, жива. Тем более, когда с людьми обходятся по-хамски.

Работая над статьей, я натолкнулся на документ Федеральной Службы госстистики по РМЭ, правда, относящейся к 2008г., из которого узнал, что за весь тот год в Марий Эл было принято 115 правовых нормативных актов в виде законов, указов, постановлений, решений сессий собраний муниципальных образований, из которых всего лишь 2 касаются каким-то боком национальной проблематики.

Речь в первом случае идет об Указе президента РМЭ «О присуждении государственной молодежной премии в области литературы и искусства имени О. Ипая за 2007-2008г.г.», к зарождению которой когда-то я имел прямое отношение, а во — втором случае – о документе, оценивающем демографическую ситуацию в регионе. Вот и весь наработанный массив законодательной и исполнительной практики за календарный год.

Да и откуда этим законам взяться коль нет профильного комитета? Только за одно это «Оньыже» и парламентарию А.Н. Иванову уже можно поставить жирный «неуд».

Читатели, вероятно, помнят, как охваченный благородными помыслами его визави А.И. Радыгин все эти годы пытался реализовать идею заключения правительственных договоров между РМЭ и регионами проживания марийцев. Но видя, что по линии исполнительной власти особо не получается, Анатолий Николаевич мог бы вспомнить про существующие межпарламентские договоры, заключенные в разные сроки с Татарстаном (2005г.), Удмуртией (2006г.), Мордовией (2007г.), Башкортостаном (2009г.) и еще с десятком субъектов РФ.

И это в определенной степени можно было задействовать. Там, к стати, везде функционируют депутатские комитеты и комиссии по национальным вопросам как самостоятельно, так и в увязке с другими профильными направлениями. Наверное,было бы весьма полезно рассмотреть коллективный опыт, да вот в самом мариэловском парламенте ровно как 15 лет отсутствует подобная структура. А зря… Это явилось бы весомым аргументом в пользу авторитета А.Н. Иванова, однофамильцев которого ныне не мало раплодилось среди марийских общественников.

Нельзя сказать, что в республиканской прессе вообще отсутствует информация о готовящемся Х съезде мари. Есть и сообщения оргкомитета, правда, иногда вызывающие определенное недоумение. Например, в газете Волжского района дата сбора первого его заседания обозначена аж 1 января 2016года (?!) вместо 21 числа. Но особо меня поразила напечатанная в ней вступительная речь М.З. Васютина. Цитирую дословно: «Последние 9 лет своеобразный мораторий был объявлен в стране при формировании федеральных национально-культурных автономий. И первую ФНКА, которая была организована за это время, она уже зарегистрирована и сформирована в прошлом году – это ФНКА марийцев России».

По части моратория, даже в фигуральном выражении мысли, — это абсолютный бред!!! Никто никакого запрета на ФНКА не объявлял. То, что их регистрация застопорилась, в немалой степени объясняется людским разочарованием, ибо многие поняли, что в облике НКА в отличие от теории ничего нового на практике нет.

Несколько лет назад общее число ФНКА в стране даже достигало 21 единицы, четыре из которых (армяне, украинцы, корейцы, сербы) были ликвидированы. Правда, затем первые два этноса в 2011-2013г.г. заново переоформились. Но кроме них за прошедшие 9 лет зарегистрированы ФНКА греков (апрель 2011г.) и ногайцев (сентябрь 2011г.), на что повлияла активная деятельность Комитета по делам национальностей Госдумы во главе с В.А. Купцовым в рамках проведения научно-практической конференции (апрель 2010г.) и «круглого стола» (апрель 2011г.) с участием представителей академических институтов, посвященных реализации ФЗ об НКА за прошедшие 15-летие со дня его принятия.

Так что не надо обманываться самому и обманывать других, пытаясь возвеличит свой героический подвиг по поводу регистрации ФНКА марийцев России. Более того, если бы этот закон был до конца доработан в соответствии с базовым ФЗ «Об общественных объединениях», признающим общероссийскими организациями, а значит Федеральными(!) только те, где структурные подразделения имеются в более чем в половине субъектов РФ, то детищу Яковлевой – Радыгина – Васютина – Иванова не бывать и в помине. То есть, по обычным меркам, на основе чего, скажем, создана Ассоциация «Марийский мир-21 век», ФНКА марийцев – не более чем рядовая межрегиональная организация!

Но несовершенство Закона мало кого волнует, ибо власть в феномене «национально-культурной автономии» увидела альтернативу замены сложившимся в советское время республикам, автономным областям и округам в целях превращения Федерации в унитарное государство.

Примером тому является нынешняя «Стратегия государственной национальной политики в Российской Федерации», где роль НКА определена в качестве одного из основных принципов управления государством и обществом вместе с туманно изложенным федерализмом, но без наличия Республик.

На эту тему я уже публично высказывал своё несогласие. Здесь же замечу, опираясь на события, разыгравшиеся в странах ЕС, что идея мультикультурализма, оформленная в России в виде НКА, полностью рухнула, поскольку была рассчитана на идеальный, безпроблемный мир, выгодный США и Западу, где инонациональные граждане были бы представлены, как безропотные зомби.

Поэтому я считаю, ФЗ об НКА необходимо заменить, пока не поздно, на закон об этнокультурных объединениях, тем самым, естественно заполнить национальную общественную нишу наряду с другими видами.

Недавно в телефонном разговоре с В.Ю. Зориным (замдиректора ИЭАРАН) от него я услышал: «А знаешь, ведь наметился новый ренессанс с ФНКА», имея в виду последние регистрации федеральных автономий ногайцев и марийцев. Как видно, «торжественный рапорт» об этом стал всеобщим достоянием. Однако, пришлось вернуть бывшего министра без портфеля на грешную землю.
К стати, ровно таким же образом возрадовались и ногайские активисты, которые в плане самовосхваления пошли еще дальше, удревняя первенство утверждением, что после 1999г. в России не было новых ФНКА. Что ни говори, а с мифологией у нас полный порядок (!).

Любопытно то, что зачинатели НКА рассматривали её функционирование с позиций экстерриториальности, в то время как ногайцы через создание ФНКА наоборот добиваются (мечтают) признания территориальной самостоятельности в пределах Северного Кавказа, что стало неожиданной правовой и политической новостью, которая может запустить обратный процесс, в том числе и по причине крайней непродуманности организационных основ образования НКА в Федеральном законе.
Ибо кое-где, особенно в Дагестане, НКА стали регистрировать даже в пределах отдельных районов, полностью состоящих из одной этнической общности. Тем самым, создан прецедент создания законченной автономии, имеющей под собой и территорию (?!). Хотя в самом законе говорится лишь о том, что этим правом обладает та этническая общность, которая находится в ситуации национального меньшинства в рамках конкретно взятого муниципального образования. А что если это район находится в приграничной зоне России с другим государством? То есть, наличие такой автономии может в данном случае подогревать сепаратистские настроения.
Думаю, что при внимательном подходе можно найти некие правовые несоответствия и при регистрации МНКА марийцев в Удмуртии. Да, в пределах численности данной республики марийцы, скажем, Граховского и других районов могут быть в ситуации национального меньшинства, но тогда саму Удмуртию надо признавать лишь муниципальным образованием (?).

Данным ФЗ регистраторы Минюста РФ поставлены в крайне трудное положение, требующее хорошего знания тонкостей конституционного права и даже политического кругозора! Многое, конечно, зависит от нынешнего состава Комитета по делам национальностей Госдумы, его экспертного Совета, а также от органов исполнительной власти в лице его Федерального агентства по делам национальностей и профильного подразделения Администрации Президента РФ. Но за 13 последних лет раздел ФЗ в части правового обновления существующих организационных норм не претерпел никаких изменений.

Текущий год совпадает с 20-летием национально-культурных автономий в стране. Однако, попыток придания этому какой-нибудь значимости не наблюдается.

Возвращаясь к началу статьи, вынужден также заметить, что почему-то молчит подавляющее большинство делегатов всемарийского форума, не радуя нас глубиной и разнообразием своих душевных помыслов, чтобы вынести их затем на трибуну съезда, предварительно проверив на интернет — аудитории. В этом отношении Чоткар – Григорий – настоящий молодец, отличающийся смелостью и оперативностью! Но неужели другим нечего сказать? Или у них отбито всякое желание на откровенное выражение всего наболевшего, чтобы поделиться на апрельском «марий калык погын»?

Вчера в Йошкар-Оле, наконец, состоялось собрание неравнодушной марийской общественности по эгидой МАОО «Марийский мир-21 век» и РОО «Марий Ушем». По имеющимся сведениям, коллективное погружение в сегодняшнее и будущее марийского народа показало степень гражданской зрелости у присутствующих, что крайне важно в преддверии Х съезда мари, идущих в сообществе российских народов к демократии.

Тому соответствуют и происходящие некоторые обновленческие процессы в рамках финно-угорского движения, о чем свидетельствуют различные информационные сюжеты, включающие и примеры креативных гражданских инициатив со стороны признанных национальных лидеров и молодых, начинающих активистов.

Мне, бесспорно, понравились выводы участников «круглого стола», состоявшегося на днях в г. Ижевске о том, что «в современных реалиях пора переходить из стадии знакомства с культурой братских финно-угорских народов в нечто большее, и что политизацию процессов уже не остановить, что общественное движение («Удмурт кенеш») обязано заниматься политикой, чтобы сохранить язык, культуру, обычаи и т.д.» С чем, к стати, всегда сильно не согласен А.И. Радыгин, предлагая В.Н.Козлову следовать его примеру, чтобы добиться, сажем, вожделенного делегатского мандата, а может чего-то и большего.

Есть признаки разгосударствления и в самом составе ККФУН. В нём стало меньше кондовых чиновников из министерских учреждений, руководителей городских, районных территориальных образований. На этом фоне резко выделяется лишь М.З. Васютин и А.Н. Иванов, а также представители коми – пермяков – В.В. Рычков, глава Коми-Пермяцского округа, министр Пермского края, и В.А Климов, глава Кудымкарского района.

Ныне в большинстве своём членами международного координационного органа финно-угорских народов являются руководители и активисты этнонациональных объединений разных типов, специалисты – ученые различных профилей, музейные и творческие работники, журналисты, выдвиженцы сферы образования, депутаты заксобраний и т.д. Нашим чиновникам – рекрутам параллельно с основными общественными задачами поручено обезопасит авторитет Л.И. Маркелова от возможных неожиданностей, как это случилось в 2004г. в Таллинне, где с трибуны Всемирного конгресса ФУН прозвучала в отношении него жесткая, персональная критика.

Я слышал, что Михаил Зиновьевич в последние месяцы стал недосягаем для руководства ККФУН и перестал даже участвовать в некоторых его заседаниях. Чем это вызвано?
Покидая в середине ноября прошлого года Новодевичье кладбище после похорон А.Я. Эшпая, мы перекинулись меж собой несколькими репликами. Из них я понял, что настроение у него боевое. Он даже пытался съязвить, что некоторые вот уже в течение 15 лет «хоронят» его, предрекая скорый уход, на что он якобы всегда парирует одной веской фразой – «не дождетесь!»

Безусловно, мой односельчанин является одной из опорных фигур в маркеловской команде, служа «верой и правдой» не только на министерском поприще, но и будучи зампредом Правительства РМЭ, полагая, что он делает свою работу достойно, и прежде всего, во имя марийского народа.

В случае же предъявления ему претензий за общее состояние дел в Республике, пытается рассматривать сферу своей ответственности в пределах чисто министерских полномочий, но не более. Таким он предстал и в поминальной речи пред гробом выдающегося композитора и славного сына марийской нации, обещая проводить музыкальные мероприятия по сохранению творческого наследия А.Я. Эшпая.

Не могу не сказать несколько слов об интервью Генсека общества «Финляндия-Россия» М. Ханнус в связи с проведением VII Всемирного конгресса Ф/у народов, где она фактически повторила основные тезисы многолетней давности, отметив, что данный форум не преследует научные и политические цели, что задача его – внедрить дискуссионный аспект при рассмотрении проблем языка, культуры и общественной деятельности путем открытого диалога между представителями различных стран и этнических групп.

Казалось бы по-европейски всё правильно и предельно ясно. Но в России решение данных проблем лежит, как правило, через политику, поскольку наша страна – многонациональная при государствообразующей роли русского народа. Примером этого является, скажем, тот же ФЗ «О национально-культурной автономии», допускающий получение образования, вплоть до высшего, на родном языке. Однако, принятые позднее так называемые госстандарты в сфере образования напрочь исключили это.

Не случайно в обществе довольно часто раздаются голоса о создании политических наций, имея в виду, прежде всего, политическую активность, грамотность, знание законов, чтобы успешно отстаивать свои гражданские права и свободы.

Думаю, М. Ханнус не понять, а точнее, не прочувствовать, почему в некоторых районах РМЭ с таким «скрипом» прошли выборы делегатов на всемарийский съезд, не говоря уже о том, как будет организовано делегирование посланцев на Всемирный конгресс в г. Лахти (Финляндия). Ибо к национальной политике здесь приплелась борьба за политическое выживание со стороны маркеловского режима.

В целом завершая двухактную статью, в качестве сухого остатка предложил бы делегатам Х съезда инициировать перед властями РМЭ, имея в виду исполнительную и законодательную ветви, для рассмотрения два предложения:

По примеру Удмуртии, Коми Республик, а также некоторых других субъектов Российской Федерации создать в рамках Правительства РМЭ отдельное министерство национальной политики, или, в крайнем случае, с добавлением к нему близких по характеру иных полномочий. Это было бы закономерным государственным актом в предверии 100-летия образования Республики Марий Эл. Пусть его штатное расписание будет немногочисленным, компактным, передав для этого часть чиновничьих должностей из состава Министерства культуры;
Рекомендовать руководству Госсобрания РМЭ образовать в нем профильный комитет по делам национальностей, как это традиционно было в прошлом и как это имеет место быть в парламентах иных Республик.
Принятие этих двух предложений, во-первых, укрепит авторитет всемарийского национального съезда, а во-вторых, покажет подлинную заботу республиканских властей о марийском народе и его 100-летней государственности в составе Российской Федерации!

Прошу меня поддержать!

Юрий Ерофеев,
28.03.2016

15 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

15 responses to “Предсъездовский сумрак должен отступить!

  1. Лайд

    Поро!
    Да, Юрий Иванович – «создать в рамках Правительства РМЭ отдельное министерство национальной политики» – давно пора.
    Хотя при сегодняшней общественно-политической ситуации в республике вряд ли на это пойдут.
    Ведь было время, когда Маркелов, будучи еще на должности президента, отрицал даже существование национального вопроса в РМЭ.
    Что, разве не так? Или привести цитату того времени? (И так ясно, пролистаю подшивки, если нужно будет для доказательства. Хотя это еще свежо в памяти).

  2. гость из др. региона

    Жители РМЭ! Пора уж быть умнее,не слушать чузежемца ЛИМ! Нам жить на этой прекрасной земле. Давайте начнём любить себя.Васютины ,Шиляввы- пора прекратить нац. рознь делать!…

  3. гость из др. региона

    По рассуждениям на сайте Иванов, Мочаев и Лайд не являются делегатами 10 съезда,тогда кого же выдвинут в качестве оньыжи? Может быть РОДЫГАНА?

  4. чоткар- григорий

    Поро кас ! йоратыме и пагалыме мари калыкем! Обращаюсь сегодня ко всем ,кто читает этот сайт ,кто пишет на этом сайте ,кто рычит на народ мари , кто хочет сказать и не может этого сделать , кто поддерживает Роо «Мари ушем» ,кто его не поддерживает , кто поддерживает Едро ,коммунистов , ЛДПР. и др. партии и кто их не поддерживает .,кто хочет добра и будущего Мари Эл и Великой РОССИИ .,а кто вообще ничего не хочет . Прошу меня понять правильно .Все ходят вокруг да около . И Долгов и Роо «Мари Ушем » и все кто их поддерживает и не поддерживает.Все играют в молчанку .А самое главное бояться нашего главу региона Маркелова И . Л..что мол он не допустит человека, кто будет выдвинут от народа Мари кроме Яковлевой или Солнцевой. Так вот я Скажу прямо .Господину Маркелову и НАШЕМУ НАРОДУ МАРИ . Пусть даже время еще не подошло .Но я намерен пойти на эти выборы как независимый кандидат и самовыдвиженец на оснований статьи 41. «.Самовыдвижение кандидата» . Когда будет Подписано Решение Нашего Президента Путина В.В.о выборах депутатов ГД .Я не побоюсь того .что будут разного рода кривотолки ,преследования (что мол куда лезешь и т. п. ), Я постараюсь .как человек из низших слоев населения Мари и опираясь на ,ВАС , оправдать ДОВЕРИЕ НАРОДА РЕСПУБЛИКИ МАРИ ЭЛ, если Вы ,поддержите ,поможете собрать 15000 подписей.и после регистрации проголосуете на выборах 18 сентября за единого кандидата народа Мари — Фермера Петрова Григория Александровича. Мне как жителю деревни и человеку Мари , сегодня очень трудно понять как мы живем и будем жить . Если кто желает поддержать ,то я думаю мы скоро соберемся в пределах месяца и будем создавать будущий штаб предвыборной гонки . А после этого чего я предложил сегодня . Я думаю будут очень много вопросов .Чтобы не отвечать на каждый сразу .Я нвмереваюсь выйти через две недели на этот сайт и ответить на все заданные вопросы . С УВАЖЕНИЕМ ЧОТКАР-Григорий

    • Ю.Шалангин

      Григорий- МОЛОДЕЦ!!
      А будущего Главу Марий Эл мы можем тоже сами избрать.
      Срочно у кого есть связи с О. Токтаровым пригласите его от нашего имени и от имени спортсменов РМЭ на турнир по смешаным единоборствам на кубок по ПФО 1-2апреля в г. Йошкар- Оле.

    • PORO

      Ой Чоткар-Григорий не удержишься две недели, выйдешь раньше. Это так, к слову. Вообщем …

  5. Кргори

    Чоткар-Григорий ! ЮМО полша и мый полшэм ! ! !

  6. vasilek

    мом тушто ойлаш, копийым протоколым йодмеке, Глава поселения официальный серышым колтен, ынде тудо нимогай погынымашым эртарен огыл и отношенийым не имеет. И мом тынар тОрштылашыже ыле тугеже?

  7. Липчанин (моркинский)

    Григорий — смело, очень смело! Подписываюсь под каждым словом. По большому счету, нынешнее загнивающее руководство и марийская общественная организация не способны сплотить весьма разрозненных людей (земляков), ни поднять их на борьбу за перемены. Надо объединиться всем. Наша сила в сплочении и единстве!. Почему из 50% марийцев (состав населения РМЭ), только 5% во власти и аппарате управления..Надо поддерживать своих соплеменников (настоящих, боевых). Народу Марий Эл нужны такие люди, которые могут быть настоящим гарантом прав и свобод , а не те, которые «ниже травы, тише воды». Поэтому, Григорий — молодец! Поддерживаю.

  8. PORO

    Уважаемый Юрий Иванович «сумрак» обычно предшествует ночи, ночь в свою очередь длится не вечно, наступает рассвет. Конечно можно двигаться и в сумерках, когда знаешь местность. В противном случае лучше организовать привал, разжечь костёр, и ждать рассвета. Хорошо если вы «путешествуете» с друзьями.

  9. ответ для Poro

    Вездесущий и всезнающий PORO! Уймись, не учи автора. У него базовое историко-филологическое образование.
    Сумрак (сумерки) могут быть как вечерними, так и утренними.
    Читай повести известного писателя Владимира Арсеньева – «Дерсу Узала»: «Чуть брезжилось. Сумрак ещё боролся с рассветом» А тебяч почему-то тянет больше в темноту, к костру без направлений. К стати, слова Арсеньева точно ложатся на нашу быль, где «Мер канаш» и его покровители – это сумрак, а мы читатели, считай – это рассвет. Мы должны обязательно одолеть эту тьму, несмотря на номенклатурную лапшу, которой нас будут «потчевать на Х съезде и вешать на уши» всякие Ивановы, Яковлевы, Радыгины, Васютины и т.д.
    А к стати, будет ли а съезде Маркелов? Кто знает? И как мы его встретим: бурными, продолжительными аплодисментами, топаньем ног или свистом? Давайте обсуждать!

    • PORO

      ответ для «ответ для PORO»
      Кто спорит, что сумерки могут быть вечерними или предутренними. Кстати Юрий Иванович не указал какие это сумерки, так что остается гадать. Согласись «ответ …», что в сумерках действительно сложно передвигаться, в особенности если местность незнакомая. Остаётся определиться какие это сумерки, в зависимости от этого следует готовиться к привалу, или готовиться к продолжению пути. Вот и всё. Почему ты «ответ …» считаешь, что пытаюсь учить Юрий Ивановича, какими фразами. Теперь о важном. Может в чём-то буду не прав, не обессудьте. О чём говорит базовое образование, о знаниях полученых человеком. Дальше начинается самое интересное, человека уважают не за его образование и учёную степень, за что-то другое. Мне почему-то кажется разместит предположим свой материал на данном ресурсе депутат Госдумы Лариса Яковлева, ты «ответ …» даже не прокомментируешь, а возможно нелицеприятными эпитетами её наделишь. Но при этом Лариса Яковлева имеет базовое высшее образование. И выходит не только образование, и не столько, имеет значение в оценки качеств личности. Нисколько не принижаю достоинств Юрий Ивановича и его заслуг перед народом мари. Хочу только подчеркнуть не следует оценивать личность только ориентируясь на базовое или академическое образование. Уточню еще раз, речь не идёт об Юрии Ивановиче. Люди порой считают, что образование является гарантией порядочности и честности, и очень часто разочаровываются. Это идёт ещё с советских времён, если имеет звание, значит грамотный, порядочный. Кто назовёт порядочными: М.Швецова, Татаринову, Л.Маркелова (кстати у него тоже базовое образование).

      » ПОРО вездесущий» это хорошо или плохо? Что касается «всезнающий» это ты перегнул. Ну не может обычный человек всё знать.

  10. активист

    А где Вы будете свистеть, топтать? У себя на кухне?

  11. Илья Бирский

    Боюсь, что сумрак на съезде не отступит. Из Башкирии список делегатов утверждён «высшими чинами» в Уфе, «неблагонадёжных» в список просто не включат. По этой причине в состав делегации Бирского района отказались включить делегатов от Бирского «Мари ушем». Т.о., из исторического места возникновения «Мари ушем» и проведения 1 съезда мари среди делегатов юбилейного Х съезда членов «Мари ушем» не будет. На мой взгляд,это нонсенс — до чего докатились! Руководитель делегации Бирского района, директор Бирского рынка Талина Алексеевна — само воплощение всех низменных качеств современного чиновничества. Делегатами из Башкирии,конечно,будут не одни чиновники — для массовости включат других бюджетников, плясунов и певцов. Они особо не разбираются в тонкостях политики и будут исполнять то, что скажут надзиратели-чиновники. У всех участников съезда будет одна точка соприкосновения — сохранение марийского языка, вокруг которого и будут все песни-пляски. Увы, песнями-плясками этот вопрос, конечно, не решить, а прорывные действия предлагает пока только «Мари ушем», членов которого не очень хотят видеть на съезде. Как участник съездов возрождения народа мари и «Мари ушем» 90-х годов, желаю участникам Х съезда (включая наблюдателей, среди которых будут и из Бирского «Мари ушем») с максимальной пользой поработать на благо родного народа, ради его благополучного будущего.

Добавить комментарий для Липчанин (моркинский)Отменить ответ