Молодые мари Пермского края не говорят на родном языке

aleksandr_nikolkin

Александр Николин

По данным переписи 2010 года в Пермском крае проживает 4 121 мари. Основными районом проживания народа мари в Пермском крае считается Суксунский муниципальный район. Это деревни Каменка, Красный Луг, Сызганка, Тебеняки, Тукманы, Васькино, Иванково. Также есть марийские поселения в Чернушинском и Октябрьском районах. Марийский язык в быту сохраняется в основном среди населения деревень Васькино, Иванково и Тебеняки, в остальных же им в основном пользуется только старшее поколение. Большая часть молодежи общается на русском языке.

Корреспондент Инфоцентра FINUGOR.RU пообщался с молодым активистом из среды марийской молодежи города Перми, студентом Александром Николиным.

— Чем живет марийская молодежь Перми и края?

— Свободное время марийская молодежь в Перми проводит так же, как и их сверстники из любого другого города: заняты учебой и работой. В общественной же жизни, считаю, молодежь марийского народа не особо активна. Полагаю, это связано с их возрастом. В период студенческой жизни многие не всерьёз воспринимают этнокультурные мероприятия.

— Воспитывает ли старшее поколение детей и молодежь в национальных традициях?

К сожалению, очень часто родители не используют марийский язык во внутрисемейной коммуникации и не прививают своим детям родную культуру. Попробую разобраться в причинах. Во-первых, есть контингент, который считает обучение языку бессмысленным, потому что потенциальных носителей языка в нашем регионе чрезвычайно мало. Во-вторых, у некоторых родителей бытует мнение, что обучение детей родному языку будет препятствовать их развитию в дальнейшем. Примером «препятствия» могут служить кажущиеся сложности в освоении школьной учебной программы, где источники информации только на русском языке, а также есть уроки иностранных языков. То есть, зачем ребенку лишняя нагрузка, думают родители — и жертвуют родным языком. В-третьих, часть людей, которые живут вне марийского языкового и информационного поля, «отвыкают» от родного языка, редко его используют в быту. Однажды, обычно с возрастом, в них пробуждается марийское самосознание. Они вдруг осознают, что их дети это продолжение их рода, продолжение марийского народа. А время уже упущено – их дети стали взрослыми, личность сформирована, речь поставлена, а заниматься воспитанием и обучением своего любимого чада уже поздно. Если родители не привили любовь к своей культуре в детстве — потом уже тяжело что-либо изменить.

Кроме того, не вся молодежь всерьёз воспринимает информацию о своей национальности, потому что не считает это нужным и значимым. Значительная часть марийской молодежи Пермского края не говорит на родном ему языке из-за того что не умеет этого делать, а также просто стесняются. Стесняются не только употреблять марийские слова в своем лексиконе, но и стесняются своей принадлежности к марийскому народу. Возможно, многие подумают, что я описываю ситуацию слишком скептически, но это так, к сожалению.

Как ни обидно это услышать многим родителям, но во многом виноваты вы сами! И мне, как потомку богатого на историю и на культурное наследие народа, больно смотреть, как он вымирает. Я считаю, что знание языка это самое важное. Пока жив язык, жив и народ.

PermMari31Тем не менее, не только язык является гарантом сохранения культуры. Важно, чтобы сформировавшаяся личность, помимо знания языка, считала себя мари, знала традиции и историю своего народа, семьи. На моей памяти я редко встречал ребят, которые больше одной минуты могли повествовать про свою национальность. И это связано далеко не со скудным словарным запасом или ораторскими способностями, а с тем, что попросту не знают свою историю. Родители не рассказывают детям о марийском народе, его истории, обычаях и вере. В этом проявляется неуважение к своему народу. Соответственно, дети просто не имеют своего «я» перед детьми других национальностей. Отсюда и нет понятий «национальная гордость», «самоуважение». Часто дети, не зная, что они марийцы — автоматически относят себя к русским. В школе им учат русскую историю, полную ярких героических страниц и богатую культуру. У ребенка с марийскими корнями есть любимые русские герои и кумиры. К примеру, если взять парня, то для него, как и для многих других парней, кумиром является русский богатырь Фёдор Емельяненко. В то же время он знать не знает, что есть и другой отличный боец, только марийского происхождения — Олег Тактаров.

По моему мнению, ребенку с детского возраста необходимо давать как можно больше поводов гордиться своим народом. Именно это и рождает у ребенка интерес к культуре.

— А есть ли в Пермском крае марийские общественные организации?

— В г. Пермь существует марийский национально-культурный центр «Памаш» («Родник»). Руководителем является Попова Раиса Шамратовна. Определенная работа центром ведется и есть стремление находить активную марийскую молодежь. Но в городе с населением в миллион человек нашей марийской молодежи не так много. В основном здесь люди пожилого возраста, а их дети уже не интересуются своими корнями. Организация «Памаш» участвует в различных городских и краевых мероприятиях — от конкурса чтецов до крупных массовых мероприятий.

— На Ваш взгляд, чего не хватает для сохранения и развития национальной идентичности молодежи в данном регионе?

— Россия многонациональная страна. И некоторые народы имеют свои национальные каналы теле — и радиовещания. Было бы очень здорово иметь и нам свой телевизионный канал, в программу которого будут входить не только передачи на марийском, но и на русском языке — или, хотя бы с русскими титрами. Что бы и русскоязычные мари понимали, о чем идет речь и учили родной язык, просматривая канал.

Так же, важным моментом был бы выпуск брошюры, где есть краткая информация о народе и контакты основных марийских общественных организаций, коллективов. Возможно, была бы актуальна федеральная программа, по которой подписка на газеты или журналы национальных меньшинств была полностью бесплатной. Не менее важным является целевая поддержка молодых исполнителей песен на национальных языках и этнических танцев.

— А зачем вообще нужно сохранять свою культуру, свой родной язык?

— Можно бесконечно говорить о проблемах народа мари. Но одно дело говорить… Лично мне неприятно думать о том, что через много лет про мой народ забудут вообще. Забудут предков, их подвиги и культуру. Не хотелось бы, чтобы такое случилось. Потому что нашему народу есть чем гордиться, есть что хранить и приумножать. Мы должны сохранить то культурное наследие, которое нам передали наши предки, храня и развивая его из поколения в поколение. Уважать себя — значит уважать свои корни и свой народ.

Призываю марийских родителей заниматься полноценным воспитанием детей как личностей, полноценных граждан России и достойных представителей народа мари. Обязательно надо обучать детей родному языку и культуре. Дальше они уже сами, будучи взрослыми, решат надо это им или нет. Но если они узнают про свою принадлежность только в зрелом возрасте, то им будет обидно, что вы не дали им того минимального багажа знаний о народе. Мне и самому обидно, что родители меня не учили родному языку. Приходиться исправлять их ошибки самому.

— Интересуются ли пермские марийцы политической и культурной ситуацией в Марий Эл, поддерживают ли связь с республикой?

— Безусловно, община марийцев Перми интересуется новостями из Марий Эл. Всегда приятно и радостно увидеть по ТВ, к примеру, репортажи из Марийской края. Для меня Марий Эл — прежде всего родина марийского народа, символ его государственности. Каждый, кто считает себя марийцем, должен побывать в Марий Эл — на прекрасной земле и удивительных местах, где зародилась его нация.

Источник: FINUGOR.RU

Фото: FINUGOR.RU и Арслан

34 комментария

Filed under Статьи, интервью

34 responses to “Молодые мари Пермского края не говорят на родном языке

  1. Помимо организации «Памаш» в Перми, есть более значительные и больше связанные именно с марийцами края: Центр марийской культуры Пермского края «Сулий» (в д.Иванково), Марийский центр Суксунского района Пермского края в д. Сызганка.

  2. Пермь марий

    Александр частично прав, говоря о роли родителей в сохранении марийского языка. Совершенно непонятно, почему даже еще лет 20 л. назад в чисто марийских деревнях Васькино, Иванково и Тебеняки в последние годы некоторые родители с детьми с детства начали говорить только по-русски… И эта болезнь очень заразительна.
    В то же время нужность/ненужность, престиж языка малого народа зависит и от среды, общества, государства, где мы живем. Нерусские языки нацменьшинств в России испокон веков были «ненужными», русские постоянно давили, издевались над коренными нацменьшинствами страны, нас мари обзывали «черемисами»…
    И ненужность наших языков веками вдалбливась в нас марийцев и др. нацменьшинств. Я еще с советских времен помню как в Васькинской школе учитель русского и марийского языков Маркин Ефим Яковлевич нам в школе твердил, что «марийский язык бедный» и типа ненужный…
    Было улучшение после перестройки и те, кто учились в школе в 90-е, начале 2000-ых лучше своих родителей знают литературный марийский. А сейчас опять политика государства изменилась и марийский язык, как и в царское, советское время превратился в «ненужный»…

  3. Аноним

    Как не говорят на родном, если согласно переписи молодежь родным считает русский язык?

    • Разумеется говорят, особенно молодые марийцы выросшие в деревнях Васькино, Иванково и Тебеняки. Речь шла о том, что большинство молодых не говорит. Что проясняется из текста публикации, если Вы его прочитали до конца. А заголовки новостей статей не должны быть слишком длинными.

  4. Аналитик

    Молодежные ячейки нужны в каждой марийской общественной организации и работа с самырык тукым должна вестись не пару раз в год-а постоянно…

    В МОД «Мер Канаш» молодежь нужна лишь для показухи и в качестве рабочих лошадок,а в «Мари Ушем» не придают молодежной политике должного внимания,да и «совковые» методы работы и настроения участников не способствуют привлечению молодежи…

    Смешно получается порой-сами с молодежью не работают,а потом жалуются-«какая де молодежь нынче нехорошая…» Объясни молодежи цели и задачи, покажи перспективы,дай работу-и они будут работать как заводные….

    • Кугурак чолгаеҥ

      А почемы, вы, молодые, всегда ищете виновных? Вот с вами родители не работали, старшие товарищи в общ. организациях? У моих родителей не было просто времени заниматься моим нац. воспитанием, в школе марийский толком не учили. Так вот я САМ учил литературный марийский язык по словарям, выписывал газеты, журналы, книги марийские. Когда приехал в Й-Олу я тоже я тоже САМ искал марийские организации, САМ подключился в их работу. У меня был интерес, уважение к старшим. У современных молодых зачастую нет элементарного уважения к старшим, зато есть гипертрофированный страх, что они вот что-то сделают, а кто-то себе припишет их заслуги и еще деньги за это получит. Хотя сами они в этой же организации, но их даже задевает, что какое-то мероприятие, где организаторами они сами, формально проходит под именем общества. Используются средства, помещения общества, а они боятся остаться в тени. Хотят, чтобы везде писалось, что вот только я А с Б проводят, хотя они входят в общество Ц. Потом у них есть время на все: на такую же общественную работу в других институтах, группах по интересам, но на марийское общество «нет времени»…
      «Марий ушем», думаю не против работать с молодыми, только зачастую у этих молодых излишняя осторожность, кабы что-то не случилось, доходит до трусости. Они даже боятся участвовать под именем «Марий ушем» в спортивном пробеге…

  5. йошкаролинец

    Не пора ли нам вновь всем собраться на своей малой родине? Может пора возвращаться? Эх, если бы не социально-экономическая разруха из-за политики Маркелова …..

    • Юдан

      У меня есть предложение. Едем в Финляндию, Венгрию и Эстонию — говорим, скиньтесь деньгами, пиндосам тоже, а мы на эти деньги облагораживаем землю по образу европы (в ее старом облике, не нынешнюю срань), эх не тех людей во власть берут — одни неудачники и бездари.

      • йошкаролинец

        Вы сейчас что написали?
        «По образу Европы» — намёк на Маркелова? Значит, попросить денег у соплеменников за границей и их кинуть в пользу МЛИ? Рядом с эстами, финнами, венграми вставили «пендосов» и случайно приплели власть. Вы провокатор, Юдан? Всё предателей и шпионов ищете. Маразм конспирологический вас и таких как вы скоро до сердечного приступа доведёт.

  6. Аналитик

    Время собирать камни….Хватит жировать на нефтянке-пора на Родину,выгонять супостата из отчего дома….

  7. Илья Бирский

    Ситуация в большинстве мест проживания восточных мари не лучше.Всё это было известно много-много лет назад. Поэтому я в1989 году предложил вернуться к вопросу об организации Бирско-марийского и Уральского марийского округов.Если бы удалось создать культурные центры в Бирске,Нефтекамске и Красноуфимске(не бутафорские, а реально обеспеченные финансами и политической поддержкой), то удалось бы взять «под крылышко» в основном всех восточных мари, в т.ч. пермских. В тот момент цель была достижима, если бы напрягли все силы. Вместо этого марийцы во главе с Бикмурзиным затеяли «борьбу с националистами». Если бы «соображалка» у марийцев работала, то они бы всех этих сторонников Бикмурзина в Йошкар-Оле закидали бы тухлыми яйцами. Вместо этого их будут сажать в президиум и выслушивать полную ерунду о том, как у восточных мари всё идёт прекрасно.Что идёт прекрасно? Программа самоликвидации? Да, это так и есть, самоликвидация идёт усиленными шагами, но для этого нет никакой необходимости «бороться с националистами». «Бикмурзинские» ребятки из «культурных автономий» и «Чолмана» не хотят слышать правду, ведь они «изо всех сил» стараются создать иллюзорную видимость благополучия, поэтому от них проскакивает такая неприязнь ко мне даже на сайтах МариУвер.

    • Земляк

      Утопией жить всегда сладострастно. НЕприязни к тебе никакой нет, как к пустому месту. Если что то и проскальзывает в твой адрес в интернете, то это от твоих же земляков — бирян. И только тогда, когда ты сам провоцируешь. НЕ обратил внимания? А так про тебя и сном не ведают, и слухом не слыхали. Поэтому и включаешь старую заезженную пластинку, чтобы выпятить свой индивид. И ничего нового не предлагаешь. Предложи что-то продуктивное и конструктивное, покажи пример сам,-и тебя только поддержат. А хулить и ругать кого-то, критиковать — это всегда запросто, чем делать самому, возглавив это направление, если другие делают не так. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А ты,как ни посмотри, всегда правильный, никогда не ошибаешься, ну просто вождь пролетариев…

      • Илья Бирский

        Культур. автономия была программной целью Бирского Мари ушем, и наконец наш старый активист Мари ушем Ибашев Д. довёл дело — создание Бирской культур. автономии вызвало удовлетворение членов Биского Мари ушем..26 лет! Мари ушем был единственной организацией марийцев Бирского региона! Удалось сделать много, многое не сумели. Старики посоветовались и решили — вожжи молодым! Отныне ответственность за национально-культурное благополучие ляжет на культурную автономию мари Бирска. Куда уж старикам «зажигать» на дискотеках — им бы сидеть на печи и косточки греть, наслаждаясь остатком жизни. Хотя большинство членов Бирского Мари ушем живы-здоровы, молодая поросль из «культурной автономии», ничего ещё не успевшая сделать, успела их уже похоронить, называя «пустым местом». Конечно, в Бирском»Мари ушем» половина — не старики, и они увидят, что вы натворите, «земляк» из «культурной автономии» Бирска.Я лично не уверен в том, что не разбежитесь совсем скоро, ибо даже своё имя боитесь показать, и чтобы сделать хотя бы малую часть того, что сделали ваши предшественники из «Мари ушем», надо быть честным националистом, а не жуликоватым «ЕдРистом».Все наши идеи, которые просит «земляк», передадим «культурной автономии» лично, ибо их много и здесь бы заняли много места. Будем все дела «культурной автономии» в национально-культурной сфере поддерживать и помогать и жёстко критиковать за бездействие, а вот в сентябре на полит. арене придётся столкнуться лбами на выборах. (Ибашев — член ЕдРо, Япаев — коммунист).На Х съезд народа мари избраны три делегата от Бирского «Мари ушем». В дальнейшем Пу:ро: Маий ушем сосредоточится на праздновании 100-летия, официальной регистрации добиваться не будем, останемся как представительство Ассоциации «Марийский мир — хх1 век».

        • Елена

          уважаемый аксакал! то , что молодежь полна сил и желания действовать—ваша заслуга! вы своими делами смогли зажечь в них жажду творения! а мудрость приходит с возрастом—придет и к ним!

        • Аноним

          «Все наши идеи, которые просит «земляк», передадим «культурной автономии» лично, ибо их много и здесь бы заняли много места»
          А ты хотя бы основные обнародуй здесь.Чего места жалеть, интернет — не бумага, всему места хватит. Че ходить вокруг да около?Предлагавших, «толкающих» идеи — пруд пруди, а как за дело взяться — таких — кот наплакал.

          • Илья Бирский

            Марий-влакын национальный идейышт уло — марий калыкын ту:зланымаш. Чыла тидым канашыме да Марий ушем ден Калык Погын-влакын пунчалмутешышт возымо. Аноним, векат, каласынеже — тиде идейым лач илышыш пуртышыжо веле уке. Чынжымак, кажне марий нине пунчалмутым илышыштыже шындара ыле гын, мемнан проблеме огеш лий ыле. Тугеже, шке решенийнам шке илышыш пуртен огына керт гын, могай ме у:нардыме лийынна? Мо шот погынлаште ву:дым шуареш шураш? Идей шотышто чыла раш гын, йодыш тактика шотышто веле лийын кертеш, да терминологий можыч изишак вашталтын. Марий ушемын да 1 Погынын 100 ий юбилейжым вучена. Кызытсе семын каласаш гын, тунамак вет рашемдыме — эрвелмарий кундемыштат марий йылме официальный статусан лийшаш. И пунчалмутлаште каласыме заявленийым серен член семын пурыман «культура автономий» лу:ман организаций нерген огыл, а чынжымак чыла марий калыкын культура автономийже да самоуправленийже нерген. Вот тидымак чыла марий организаций да кажне марий ен шуктен шогышаш и полшышаш улыт чыла пошкудо калык-влак, кудыш марий калык дене келшымашым тыланат. Конешне, марий калыкын культурыжым, искусствыжым, просвещенийжым ту:зландарыме паша эрвелмарий кундемыштат системный характеран лийшаш. Сандене Пу:ро: Марий ушем Бирск олаштат марий йу:ла, ту:вра да мер паша центрым ышташ задачым шынден ыле, да тидым ыштен кертме огыл. Чыла нине пашам илышыш пурташ чаракым ыштыше Бикмурзин — чынжымак антигерой-орденоносец. Кызытсе федеральный «культура автономийын» организаторжо Радыгин А.И. ончылно эрвелмарий коклаште эртарышаш паша мучашдымын шарлен возын. Но мыланем туге чу:чеш — тудо утыжым Марий Эл республика ко:ргысо: конфликтыш «пурен пижын». Сандене Анатолий Ильич деке йодмаш — чыла вниманийым, энергийжым эрвелмарий кундемласе проблемылам решайымашке кусараш.

  8. Молодым

    Еще одна молодая на FINUGOR.RU выползла со своими претензиями в адрес старших активистов. Не стерпел ответил.
    http://finugor.ru/news/mariyskaya-molodezh-permi-mariyskoy-molodezhi-nado-idti-v-politiku-i-na-gosudarstvennuyu-1
    А кто вам мешает «идти в политику», быть «креативными», а не «советскими»? Может стоит начать с себя? Ты же пришла в «Памаш», не нашла там общего языка, ушла и все… Также тебе чего-то о ком-то наговорили и ты наивно поверила… Извините, наши нежные молодые, все проблемы в вас самих. У вас всегда кто-то виноват: то родители, то вот старшие товарищи в нац. движении… А на себя то дорогих посмотрите! Вы все ужасные недалекие эгоисты, чье самолюбие зашкаливает за все пределы разумного. Вы не умеете работать в коллективе, поскольку думаете лишь о себе прекрасной, великой. Больны вы сами, а не старшие товарищи, каландаровы…

  9. Алексей

    Старшие товарищи получали звания в Марий Эл и становились лауреатами Олыка Ипая. А потом вдруг выяснилось, что с языком надо что-то делать, надо спасать. Оказалось, что у старших товарищей дети не говорят по-марийски. Бывает… Это жизнь. В жизни иногда появляются вопросы, которые надо решать. Старшие товарищи, что-то вы очень юбилеями увлеклись. Юбилеи — это всегда хорошо. Но юбилеев стало слишком много и поэтому нужно некоторые юбилеи скромно отмечать между старшими товарищами. А народу нужно всё другое, кроме юбилеев. Нужны мероприятия полезные для жизни. Старшие товарищи, если вы делаете любое мероприятие, то всегда отвечайте на вопрос, насколько оно будет на пользу людям. Активистка Марина1, вы какое полезное мероприятие задумали для людей? Покажем, что чиновники совсем обленились, отчёты пишут и совсем ничего не делают.

    • Молодым

      Алексей подключайся и делай. Покажи как надо 🙂
      Наград не получал, мои дети говорят по-марийски, молодым всегда помогал, в нашем обществе все условия для работы всем. Только от молодых зачастую кроме претензий, никакой инициативы не дождешься. Тесно молодым в существующих организациях, пусть создают свои… Вообщем меньше претензий больше реальных дел на благо марийского народа.

  10. Лайд

    Поро, Алексей.
    Мы с удовольствием приглашаем Вас на форум — научно-практическую конференцию 26 марта, проводимой двумя общественными объединениями, и сделать доклад на тему: «Нужны мероприятия полезные для жизни» (название можно сделать научной, это не проблема).
    Будет в г. Йошкар-Ола, гостиница «Турист» (рядом с вокзалом).
    Мы не рекламируем особо, но с молодежью работаем, насколько нам это молодое поколение доступно. К сожалению, зачастую общение нашей организации с молодежью искусственно преграждается — особенно со студенческой аудиторией и школами республики.
    В экспедициях и других мероприятиях у нас молодежь всегда впереди. Хотя это не назовешь массовым.
    А проблем — масса.

  11. Алексей

    А это без доклада я могу написать в комментарии о полезных мероприятиях — это помогать людям в решении социальных вопросов. Если можете введите в «Марий ушем» должность ответственного за социальные вопросы, человек, который помогает разобраться людям во всех социальных вопросах. Каждый человек на 60 % состоит из социальных проблем: человеку нужна работа, жильё, еда, хорошая зарплата, место в садике и на 40 % состоит из духовного. Если Марий ушем будет направлять людей туда, где и как они могут решать социальные вопросы, то рейтинг ушема вырастет на 50 %. Даже если 10 % вопросов люди смогут решить с помощью вас, то люди будут вас очень сильно уважать. Например, один человек не может найти работу и звонит к вам, вы отвечаете что нужно идти в Центр занятости и пройти обучение по нужной профессии, другой человек не может что-то получить, направляете человека в собес, третий человек хочет построить дорогу до своей деревни, помогаете написать человеку запрос в нужную инстанцию. В общем, помогаете всем написать в нужные инстанции. Конечно не все проблемы людей можно решить, но даже за некоторое количество решённых проблем люди будут очень довольны. Часто в обществе человек не знает куда обратиться с проблемой, остаётся один на один со своей проблемой. В этом случае можно стать связывающим звеном между людьми и чиновниками. И помогать мастерски решать людям их проблемы. Также можно мероприятия проводить с затрагиванием социальных тем. Например, мероприятия «Помочь одиноким старикам», «Мастер-класс по приготовлению завтрака, обеда и ужина для голодных студентов», «Мастер-класс, как сдать сессию на хорошую оценку, чтобы не остаться без стипендии» «Где может поработать студент в Красном городе», иметь общество трезвости от Марий Ушема. Назначтьте одного человека по социальным вопросам и вам начнут звонить люди и спрашивать о том, как решить им их проблему. А вы отвечаете в какую организацию им обращаться или писать запрос. Социальных вопросов много, но никто не помогает их решать … Можно не афишировать, главное помогать. Не все хотят, чтобы их афишировали, поэтому афишировать необязательно. Вот такая моя лекция. Ну различных мероприятий с социальной темой можно много разных придумать, это на вашу фантазию. Главное, чтобы мероприятие было отличным и с хорошим вариантом решения социального вопроса.

    • Активист

      Все правильно пишешь, дорогой. Только смените с коллегой PORO свой назидательный тон. Подключайтесь к работе «Марий ушем», др. общественных организаций и САМИ РЕАЛЬНО ЧТО-ТО ДЕЛАЙТЕ, претворяйте ваши идеи в жизнь. Понимаешь таких умников, учащих со стороны развелось — хоть пруд пруди. Ты так пишешь, как будто «Марий ушем» получает миллионы от государства и у него сотни платных работников. Ты такие претензии можешь предъявлять госчиновникам, получающим немалую зарплату за счет налогоплательщиков, но не общественникам.
      Пи***ть вы все мастера, вот реальных активистов — кот наплакал…

    • Аноним

      Совсем не понял Алексея. Он «Мари ушем» хочет сделать диспетчерской, то есть еще одним бюрократическим звеном. Дальше пишет еще интереснее : «Социальных вопросов много, но никто не помогает их решать «. Абсурд полный. Значит не получают субсидии малоимущие, не предлагаются вакансии в центрах занятости, не улучшают жилищные условия ветераны ВОВ, чернобыльцы, дети-сироты, молодые семьи. Значит не идут разъяснения людям по участию в социальных программах в СМИ, на сайтах структур власти. Не спорю, везде есть порядки, очереди и другие процедуры. И сколько людей потеряли время при решении тех или иных социальных вопросов, идя по «советам» всезнающих.

      • Алексей

        Ну вот же жалуется Липчанин (моркинский): «Бездействие — вот главная болезнь правительства республики. Люди ждут конкретных действий, когда социальное положение стремительно ухудшается. Но этих действий нет. У меня такое впечатление, что чиновники ничего не знают и не умеют… Увеличивается число безработных и число которые находятся ниже черты прожиточного минимума. С зарплатой до 10 тыс. руб. 60% , а то и 70%…Удивительно!» Аноним, что ответить ЛИПЧАНИНУ? Липчанин не жалуйся, аноним сообщает, что всё делается и светлое будущее скоро придёт … Будем верить…

        • PORO

          Чиновники возможно и знают что делать и как, по крайней мере некоторые. Но ведь известно «Активисту» в итоге достаётся больше всех, поэтому и молчат все, и ждут когда наконец что-либо определится с властью в республике. А так глядишь при любом раскладе, будет новое правительство, или останется прежнее, можно удержаться на своём месте. Просто так чиновник не станет рисковать своим местом, вот прикажут, тогда да. Поэтому зарплату чиновников необходимо увязывать с результатами работы отдела, учреждения, министерства, а не так просто выписывать премии за отработанные часы.

  12. Алексей

    Это была лекция не для активистов, а для участников научно-практической конференции, по заказу Лайда. Говорилось, только о том, что можно отвечать на телефонные звонки 1 человеку по социальным вопросам, а не сотням платных работников. Ну хотя бы иногда делать мероприятия с социальной темой, для имиджа организации Марий ушем. Я не писал, что надо много мероприятий делать. В общем, то, что я написал, активист тебя не касается. Даже, если ты член Марий ушем, тебя это не касается. А ты точно член Марий ушем? Я мог бы ничего не писать, если бы Лайд не заказал лекцию. Реальный АКТИВИСТ, вобще-то воюют не числом, а умением, как говорил Суворов, собери всех реальных активистов и делай свои хорошие мероприятия. Я ни одной претензии к Марий ушем не предъявлял. Активист 21 века, работай для родины. Родина тебя не забудет. Что вы делаете активист? Как называется ваше будущее мероприятие? Лайд всегда пишет про мероприятия от Марий Ушем, а у вас что за мероприятия? Напишите название вашего мероприятия и дату проведения. Мы с PORO придём на ваше мероприятие.

  13. Abwehr

    Алексей и PORO и др. фсбшные троли хватит нас тут учить. Когда сам сидишь и получешь как минимум 50 тыс. фсбшной зарплаты и пенсии легко др. учить. Сами подклющайтесь в общественное движение и делайте, пока вы лишь пытаетесь его уничтожить, прикидываясь здесь своими…

    • PORO

      «Abwehr» согласись более логично было-бы войти в доверие к руководству Мари-Ушем через оказание материальной помощи, оказание организационной помощи, чтобы в дальнейшем завоевать определённый авторитет в данной общественной организации, среди.Активистов. Для того чтобы уничтожить(как вариант) общественную организацию необходимо войти в управленческие структуры этой организации. По-моему так. Кстати прикидываться своими, это как? Для кого или для чего? И еще один момент, любой комментарий на данном ресурсе, от любого пользователя это вольно или невольно попытка «учить», или если хотите управлять.
      Теперь задайтесь вопросом, кто имеет больше шансов быть услышанным, тот который всех обзывает и критикует, или тот кто старается никого не обидеть и доходчиво объяснить целесообразность тех или иных действий. Предлагаю более взвешенно давать оценки комментариям и комментаторам. Не исключая, что в будущем вам придётся вместе сотрудничать для общего блага

  14. Алексей

    Странные люди эти марийцы… Все друг друга по очереди обвиняют в связи фсб. И кого обвинят следующим? Оказывается социальные вопросы вообще их не волнуют. Волнуют социальные вопросы, но их решать никто не хочет. Поэтому про социальные вопросы писать можно, но о вариантах решения писать нельзя. Пример, Марина1 писала что нет туалета и нет роддома. Но никто из активистов не подсказал как решать эти проблемы… Липчанин (моркинский) подскажите как решить эти 2 проблемы в вашем районе или варианты решения? Обращаюсь к вам Липчанин, а больше не к кому обращаться. НИКОГО НЕТ. Я живу в другом районе. Реальных активистов это не волнует.

    • Аноним

      Если мы странные, не лезь к нам, кто тебя просил? Смени свой назидательный тон русского колониста на нормальный, понимающий, равноправный. Ты постоянно учишь нас! И причем вся твоя мораль сводится к тому, что национальные идеи, вопросы не нужны! Людям надо жрать, студентам получать стипендии, социальные вопросы превыше всего. Это нам русские колонисты более 5 веков внушают, типа зачем ваши ненужные языки, культуры, станьте русскими и будете сыты.
      Не надо судить людей по себе, если у тебя на первом месте твой желудок, твоя задница в теплом месте, то это не значит у всех так. Для кого-то и национальные идеи важны!

  15. Ошвуй

    Алексеюшко, ты ведь не странный мариец, вот взял бы и подсказал, построил туалет с детским садиком. Для родины. Реальный активист ты али нереальный ? Суворовец («не числом а умением») али несуворовец ? Не суворовец ты… Что значит «мы пришли бы на ваше мероприятие» ? А может у тебя руки не с того места растут ? А может, руки с головой не дружат или голова — с руками ? А говоришь «Мы бы пришли, мы бы пришли»…

  16. Аноним

    Язык никогда не умрет. Всегда будут люди, которые будут любить свой язык, разговаривать и передавать родной язык из поколения в поколение. Это истинные марийцы. Остальные — руш-мари. Изучайте родной язык! Станьте настоящими марийцами.

Добавить комментарий для МолодымОтменить ответ