Лыжный переход стартовал удачно!

Этап Мари-Турек – Параньга покорен

(Репортаж с места действия)

ЛЫЖНЫЙ_Первый день_Интернет_5_СТАРТ_0053Как уже сообщали, на 10 марта 2016 года был намечен Лыжный переход Марий Турек – граница Чувашии через Йошкар-Олу и Козьмодемьянск. Старт состоялся! Да еще какой! Мероприятие посвящено 80-летию такого же перехода в 1936 году по маршруту Йошкар-Ола – Горький.

После одиннадцати часов на перекрестке дорог Мари-Турек – Олоры уже начал собираться народ. А старт еще только через полутора часа. К нашему подъезду там уже стояло несколько машин, среди которых выделялась «Тойота» с большим прицепом. Это явствовало, что организаторы заранее все предусмотрели и подстраховались: если надо, то проложить лыжню на снегоходе. Мы с ним познакомились – Григорий Петров, представился он. – Фермер». Коротко и ясно. Как все труженики села немногословен. Водитель снегохода открыл задние борта, заскочил на кузов и оттуда характерным рёвом съехал снегоход, словно лайнер, готовый на длительное плавание. Водитель ловко разрулил в сторону поля, прокатился, поблёскивая металлом между искрящим снегом и улыбающимся солнцем. После снегохода почти не оставалось следов – понятно, что наст крепкий, и возможно, он сегодня даже не понадобится.

Потом, несмотря на то, что ещё целый час до старта, появились первые лыжники. Они встали на лыжи, прокатились несколько метров – и стало понятно, пробег сегодня будет вдохновенным. Лыжи скользили прекрасно, наст стал естественным их помощником и другом. Попутного ветра! И солнце сегодня светит светлее обычного. Прекрасный мартовский денёк – предвестник весны, изменений в природе и в душе человеческой.

Подъехала «Газель». Это машина основных бегунов, которые, стартуя в Мари-Туреке, все до единого нацелены дойти до границы с Чувашией. А этот путь не близкий – более 200 километров. Мы поинтересовались у руководителя группы и духовного вдохновителя этого бесподобного пробега, члена РОО «Марий ушем» («Союз мари») Георгия Михайловича Ашкельдина, сколько же вот этих «смельчаков»? На что получили ответ, что их на старте шестеро. Он улыбнулся и сказал, что могло бы быть намного больше. Ведь 80 лет назад ударников-колхозников было в разы больше. Упадок в сельском хозяйстве, упадок и духовной мощи людей. Несмотря на это, заявились многие любители лыжного спорта, которые бегут неблизкие расстояния. Например, Мари-Турек – пос. Советский, Куженер – г. Йошкар-Ола, Йошкар-Ола – Коротни, Визимъяры – граница с Чувашией.

ЛЫЖНЫЙ_Первый день_Интернет_4_СТАРТ_0038

Тем временем народ собирался и собирался. Были люди и без лыж, которым было небезынтересно, удастся или не удастся старт Лыжного перехода, который организовали КПРФ совместно с общественными организациями.

Подъехали представители КПРФ во главе со вторым секретарем В.В.Муртазиным, генеральным директором ООО СПК «Звениговский» С.И.Казанковым и другие.

Тем выменем установили колонки-усилители, но из-за технических причин они на открытом поле не сработали. Это не особо расстроили собравшихся, так как в открытом пространстве отчетливо голос был слышен прекрасно.

И вот один из организаторов, советник президента МАОО «Марийский мир – 21 век» Игорь Михайлович Кудрявцев дал команду построиться для торжественного открытия эпохального события – Лыжного перехода в честь 80-летия первого такого же перехода ударников-колхозников Йошкар-Ола – Горький. Лыжники стали в линию старта. Немного-немало, их было около тридцати человек. Среди них были самые разные: молодые и пожилые, известные и неизвестные. Но чувствовалась атмосфера лыжного азарта, что все они вдохновлены великолепным примером перехода восьмидесятилетней давности, чувством гордости, что они сыны земли марийской.

Открывая торжественный митинг, И.М.Кудрявцев бодрящим голосом обозначил исторический момент героического похода 1936 года, подчеркнул, что мы являемся продолжателями этих знаменательных и исторических традиций, призвал лыжников быть достойным своих славных предков.

Как уже отметили, идею этого Лыжного пробега поддержал КПРФ. От имени партии слово имел второй секретарь Марийского Рескома партии Владимир Васильевич Муртазин. Он поприветствовал участников Лыжного перехода, пожелал удачи по всему маршруту. И.М.Кудрявцев еще добавил, что Владимир Васильевич является уроженцем этого района и племянником Героя Социалистического Труда И.Муртазина.

ЛЫЖНЫЙ_Первый день_Интернет_8_СТАРТ_0132

Главной опорой в плане материального обеспечения – питание и проживание лыжников, транспортные и иные расходы – стало ООО СПК «Звениговский». В лыжной спортивной форме, с лыжами стоял перед стрем и сам генеральный директор Сергей Иванович Казанков. Как и все остальные, он отметил, что старт сегодня исторически высоко значимый, удачный по времени. А самое главное – это внимание и забота о тружениках села, которые сегодня оказались в труднейшем положении. Но без села нет будущего страны. Он также отметил, что ему вдвойне отрадно оттого, что его детство связано с этими краями. Ему посчастливилось учиться в Елеевской средней школе с марийскими мальчишками и девчонками, что он понимал и даже говорил на марийском. Пожелал всем удачного старта и финиша.

Не могли не затронуть душу лыжников и слова одного из самого стойкого и неутомимого вдохновителя и организатора, а теперь старшего группы проходчиков Мари-Турек – граница Чувашии Георгия Михайловича Ашкельдина. Для всех нас важна, в первую очередь, память о наших предках. Мы должны чтить их славные традиции, мы не имеем морального права быть слабее их, хотя и трудные времена. Но этот старт направлен также на укрепление дружбы между народами Марийской республики и других регионов. Организаторы глубоко надеются, что к основной группе на каждом этапе будут присоединяться многие и многие любители лыжного спорта. Среди них могут быть и профессионалы и не профессионалы. Г.М.Ашкельдин также поблагодарил представителей КПРФ и С.И.Казанкова, что они поддержали этот народную инициативу и сами стоят в рядах лыжников.

Секретарь Мари-Турекского райкома партии КПРФ Валерий Степанович Ешеметов, приветствуя участников на старте Лыжного перехода, отметил, что Мари-Турекский район исторически считается районом восхождения солнца. Во многих начинаниях этот район является первопроходчиком. Не исключение и в Лыжном переходе 1936 года. От Мари-Турека в те годы добираться было не так просто. От района на краевой слёт ударников-колхозников направились ___ человек. И они достойно выдержали, дошли до г. Горький. Они своим примером вдохновляют и сегодня. Мы помним и чтим их, их героические поступки, сказал он заключение и стал в ряды лыжников.

От РОО «Марий ушем» (а идея проведения зародилась именно у членов этой организации) короткую речь произнёс председатель правления Владимир Никифорович Козлов. Пожелав удачного финиша на границе с Чувашией, он преподнес от имени организации символические подарки в виде календарей Акпатыру и Полтышу и книгу М.А.Шалагина «Талантов сельских хватит на века» о выдающихся сельских спортсменах (в том числе и о Лыжном переходе 1936 г.) с дарственными надписями старшему группы проходчиков Г.М.Ашкельдину и спонсору мероприятия, генеральному директору ООО СПК «Звениговский» С.И.Казанкову.

После таких напутствий перед стартом должен был прозвучать Гимн. Техника отказала. Но тут находчивые люди нашлись, у кого-то в багажнике автомашины оказалась гармонь. И.М.Кудрявцев взял гармонь и сыграл Гимн Российской Федерации.

И вот долгожданный старт. В поход двинулись около тридцати лыжников. Это было зрелище. Солнце уже было высоко над головой. Снег искрился. Самые ретивые рванулись вперед. Особо никто не спешил. Тут не гонка. Здесь расчет своих сил. У всех настроение было приподнятое и бодрое. Сама природа будто щебетала, хотя пока и безмолвно.

Среди стартовавших особо хотелось бы выделить настрой известного в марийском мире Вячеслава Петровича Воронцова. За последние годы мы впервые видели его таким свободным и счастливым. Даже на душе было необъяснимо легко. Ведь мы знали, что за последние 5-6 лет ему как одному из перспективных и успешных предпринимателей-мари пришлось перетерпеть столько, сколько не дай бог никому. Он и тяжелую болезнь перенёс и все остальное, но дух его не сломали. И эта лыжня! Если не ошибаемся, для него это было настоящее возвращение в народ.

ЛЫЖНЫЙ_Первый день_Интернет_11_СТАРТ_0180

Нам не удалось сопровождать на машине маршрут Мари-Турек – Олор, так как такой дороги почти нет, если не считать, что проехал бульдозер, прокладывая путь. Но туда на легковой машине не полезешь. Сопровождающая группа на нескольких машинах направилась в объезд через Параньгу в Олор. К нашему приезду встречать на первом пункте лыжников-переходцев уже собирался народ, они заранее знали, что достойно встречать лыжников, собравшихся на дальнюю дорогу – это для них честь. Тем более, что с песенными поздравлениями в Олор спешили также наши любимые артисты – Раисия Данилова и Татьяна Денисова. И хочется заранее сказать слова благодарности сказать олорцам, что они такие приветливые и активные.

И вот в центре Олор появились первые лыжники, они то поднимались на высокие сугробы, то снова скрывались. На асфальте снег уже растаял, поэтому за несколько десятком метров от встречающих им приходилось снимать лыжи и бежать с приподнятыми лыжами.

Тут уже играла музыка. В честь встречи Раисия Данилова исполнила живьём свою песню. Открылась встреча торжественно. Запыхавшиеся лыжники отдышались, было радости полно. Ведь среди стартовавших от Мари-Турека было несколько олорских молодцов. С поздравительным словом выступил только что пробежавший в первых рядах генеральный директор ООО СПК «Звениговский» С.И.Казанков. Он поблагодарил встречающих с таким прекрасным весенним днем и прекрасным стартом.

Звучали песни не только артистов из города. Но олорцы и сами молодцы. В честь своих славных земляков-тружеников, которые прилагали свои усилия и не жалея сил работали во имя будущего, местный ансамбль «Кас ўжара» исполнил несколько прекрасных песен олорской стороны. Одна из них была посвящена Герою Социалистического Труда, кавалера Ордена Октябрьской Революции, призера бронзового и серебряного медалей ВДНХ Елены Еремеевны Кочергиной. Самыми добрыми словами почтили память и о других тружениках-земляках.

Как вспоминают лыжники-проходчики, это была приятная и оставшаяся на всю жизнь встреча.

Далее дорога пролегала через деревню Усола. Там надолго не останавливались. К ним примкнули и лыжники Усолинской школы. До Параньги оставалось еще несколько километров. Мы не видели усталости у лыжников. Издалека они были похожи на маленьких корабликов, плавающих в огромном снежном пространстве.

Сопровождающая группа остановилась у въезда в посёлок Параньга. Долго ждать не пришлось. Вот появились первые лыжники. Они бежали (в полном смысле этого слова) бодро. Вот это да! После двадцати километров-то!

Встреча была сама по себе исторической! Первый этап перехода Мари-Турек – граница с Чувашией завершён. Их будет еще немало, таких этапов. Дорога дальняя. Нам было приятно видеть лица ветеранов-лыжников. Немало удивили люди среднего возраста В.А.Воронцов и С.И.Казанков. Вы это можете увидеть на снимках.

С именами других проходчиков от старта до финиша будем знакомить в ходе других репортажей. Это в основном женская группа. Они держались молодцом. Ничем не уступали мужской стороне. Глядя на них, хотелось бы воскликнуть вслед за Неркасовым: «Есть женщины в марийских селениях!..»

С Параньги они на автобусе, выделенном совхозом «Звениговский», направились в Илнетнур, на отдых. Они этого заслужили. Ведь завтра и последующие дни их ждет бескрайний простор, который называется Земля марийская.

Сегодня, 11 марта, около восьми часов утра с посёлка Парньга лыжники-проходчики направились в сторону посёлка Куженер. Он прошли через Матародо, Чнгетсола, Русский Кугунур и другие населенные пункты. Состоялись встречи с местными жителями, живая общения.

Но об это – далее.


Лайд Шемйэр,
специально для Интернет-сайтов «Марий ушем» и MariUver

На снимках:
От старта до конца маршрута первого дня

Фото Владимира Козлова

 

90 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом

90 responses to “Лыжный переход стартовал удачно!

  1. Евгений

    Вот мужественные люди! Достойны уважения.

    • Просто критик

      Это просто пиар сынка Казанкова. Удивило- 6 лыжников пройдут. А в 36 году было 500 лыжников. «Много шума из ничего».

      • Аноним

        Тебе Шалангин и до этого далеко. Ты просто завистник. Нет чтобы за людей порадоваться, ведь они объединяются, действуют, против маркеловской власти, как и ты, выступают, пример другим задают. Но ты не можешь людям добра пожелать, весь желчью обливаешься. У тебя сделка с совестью, тебе не нужны единомышленники, для тебя самое важное твоё личное участие. Задумайся.

    • Просто критик

      Несколько лыжников, неудачно начали.

      • не Аноним

        Шалангин, в том-то и дело, в 1936 году массовость марийских лыжников сплотила цель — сила воли и единство для преодоления дистанции до Нижнего…Пусть нынче 6 или 27 лыжников были на старте. Радостно на них смотреть. Сожалею, временно из-за состояния здоровья не смогу участвовать в историческом лыжном переходе. Репортаж радует, и спасибо Чоткару за восторженные комментарии!
        это твой коммент:
        «Ю. Шалангин 10.03.2016 в 09:52
        Здравствуйте! Хочу спросить — А лыжники финансово что-нибудь получат? Ведь расстояния большие. Лично сам в раздумье, В воскресенье ещё «Лыжня Марий Эл». Если на энтузиазме, точно не побегу.»

        Меркантильные замашки не приветствуются и других как ты, жадных не ждут на лыжне.
        Хотя, организаторам могу передать свой завалявшийся Приватизационный чек, как ценный приз, специально для Шалангина — мистер Ваучера!))

        • Ю. Шалангин

          А я с вами в Семёновке не лежал, чтобы тыкать. «Неаноним», жадные как раз те, кто за колбасу побегут, А мне (нам) живые деньги нужны.
          Насчёт Ваучеров что против имеем? Поддерживаете грабительство народа Ельциным? И всю современную гнилую систему?

          • йошкаролинец

            «А я с вами в Семёновке не лежал, чтобы тыкать»
            Лежу под столом от смеха. Юра психанул и взял сам себя разоблачил, решил признаться. Шалангин, видимо, каждого знает в лицо с кем лежал в Семёновке. Додумался же такое написать.
            Про остальное. С вами всё ясно. Ты действуешь только за деньги. Заплатили бы тебе, ты здесь себя бы нахваливал, подчёркивал своё участие в мероприятии. Теперь гов*ом обливаешься.

            • не Аноним

              йошкаролинец, я тоже угораю над Шалангиным.
              Юрик, так сколько тебе денег нужно и для какой цели?

              • Ю. Шалангин

                Йошкаролинец и неаноним- только собаки лежат под столом. Вот и первые 2 пациента из Семёновки. Там только на «ты».

  2. йошкаролинец

    Сергей Казанков — молодец! Достойный кандидат от Марий Эл в Госдуму РФ!
    Про Муртазина промолчу, не знал, что он ещё в спорте может принимать участие.

    • Просто критик

      Чем он молодец? Что папаша толкает в депутаты своего сынка? А про муртазу вообще молчу. Прочитайте в другом блоге, что про него пишут. Желательно посты А. Лебедева.
      Явно не проходной кандидат- чувашин. КПРФ Марий Эл снова в задни.е.

      • Аноним

        Не тебя же, Юрий, нахваливать? Хочешь чтобы все только тебя вспоминали и вокруг тебя крутились? Или ты решил перевернуться и начать помогать Маркелову, наезжая на его соперника Казанкова? Чем больше наездов на КПРФ, тем лучше ЕР делаешь. Твоя ссылка тоже странная, на Лебедева ссылаешься, который на тебя заявления писал, ты потом даже заскулил, как тебя в погонахтзамучили.

    • Просто критик

      Не хвали папкиного сынка. А насчёт Муртазы вот ссылка:http://7×7-journal.ru/post/77504

  3. Лайд

    Поро!
    Не советовал бы никому быть просто нытиком.
    Надеемся, что самбистов в честь 100-летия «Марий ушем» будет намного больше.
    Среди мари их немало. Мы просто, оказывается, не знаем, что многие и многие мари занимались самбо. Сегодня только два человека «признались», что они в студенческие годы занимались именно этим видом спорта. Да, не отрицаем, что они уже в возрасте.

  4. какшан марий

    просто критик-просто вачис,ты снова воняешь на этом сайте.
    Честное слово,не могу понять,кто ,какая женщина родила тебя на свет.Одно знаю,гордиться ей некем.

  5. Активист

    Шалангин, пишуший как Просто критик, смотрите не утоните в свой собственной желчи от зависти 🙂 Я лично только на общем фото насчитал 27 человек, потом еще в др. местах присоединятся. В любом случае, этот пробег — прекрасное мероприятие, организуемое общественниками с расчетом на свои собственные силы. А то, что вынуждены искать спонсоров и нашли, пусть даже в виде актива КПРФ, ничего плохого нет. Пусть общаются с марийцами и с их организацией реально, пусть плечом к плечу соревнуются в лыжном пробеге. После может меньше людей из их числа «Марий ушем» будут считать «экстремистской, националистической» организацией.
    Вам лично тоже больше 10 на свои митинги по ваучерам выводить особо не удавалось. Да и то зачастую поддерживающие ваши акции те же коммунисты. Правда они тогда были «хорошими», поскольку Вас поддержали, теперь «плохие»…

    • Ю. Шалангин

      » Просто критик» может быть любой аноним. Ох как, оказывается Шалангин не нравится на этом фсб- кгб- шном сайте. И ещё, прямо от некоторых прёт не желчью, а ненавистью не только ко мне, а ко всем горномарийцам. А чему мне завидовать? То, что 5 чел. бесплатно пробегут всю лыжню ( верится с трудом), А политические дивиденты получат верхушка КПРФ РМЭ, Марий Ушем, и Долгов (в Москве -без лыж ). Слава Богу, что дураков бесплатно пробежать (хотя колбасой казанковской накормят до отвала) больше не нашлось. Одни члены КПРФ на фото. Впрочем, не удивлюсь, если Казанков мало выделил денег для мероприятия.
      Не вам, анонимам судить меня в продажности. Кто митинги организовывал против Маркелова?, Кого по судам и полицаям таскали? Кто организовывал сбор подписей за отставку Маркелова?
      Может мариушемовские? Вас и близко рядом не было.
      А насчёт ваучера? На митинги выходили до 100 человек, то есть больше чем партии, выводят по 10- 20 человек. Коммунистов настоящих всего то несколько человек. Да и то 1 митинг они себе приписали, До сих пор Маслихин не опроверг.
      А 10 протестующих пришли всего на национальный митинг перед 9 съездом народа мари. Зато были самые СМЕЛЫЕ.
      Так-то вот злопыхатели.

      • >фсб- кгб- шном сайте
        Бери выше — ЦРУ-шный сайт, а так ребята из органов упорно распространяют слухи, что я «агент госбезопасности Эстонии КаПо».
        Тройной агент 🙂
        Вот я какой славный :)))

        • йошкаролинец

          Вы случайно лично не знаете Марью Лауристин?

          • Нет, лично не знаком.

            • йошкаролинец

              Жаль. Интервью с таким, по моему мнению, достойным человеком о ФУ-движении было бы многим крайне интересно. Ничего, что её специализация немного отличается, зато её политический опыт и ясная голова, могли бы нам дать объективные размышления.

  6. PORO

    Изготовить памятные медали и грамоты посвященные 80-летию лыжного перехода. Пригласить всех участников на конференцию 26 марта и вручить участникам медали и грамоты. Также можно изготовить благодарственные письма спонсорам данного мероприятия. Пусть конференция 26 марта начнётся с торжественного вручения медалей. Кто не сможет из участников лыжного пробега прибыть на конференцию для получения памятных медалей передать через знакомых, близких. Все наиболее интересные фотографии разместить на фотостенде. Для этого изготовить или арендовать передвижной стенд и установить в помещении проведения 26 марта конференции «Марийский мир-21 век». Чтобы этот стенд в дальнейшем можно было использовать многократно сделать его разборным, возможно из труб с джокерным креплением. Как вариант в дальнейшем стенд можно установить при входе проведения Х съезда народа мари в апреле месяце. Информацию о проведении лыжного перехода разослать во всевозможные интернет ресурсы освещающие финно-угорскую тематику.

  7. Активист

    PORO, я заметил Вы очень любите давать советы другим общественникам: сделать то, изготовить это, пригласить тех… А кто это должен сделать? Лайд, который и так перегружен и ничего не успевает делать? Или же у нас «Марий ушем» это организация с многомиллионным бюджетом и с десятками платных работников? Может Вам самому стоит поднять задницу, PORO, и реально помочь этом общественникам? А то вот таких умников в интернете много, вот конкретно делающих и помогающих ОЧЕНЬ МАЛО!

    • PORO

      Соглашусь, слишком увлекаюсь давая советы. В дальнейшем постараюсь не умничать.

  8. Аноним

    А как клялся инициатор пробега И. М. Кудрявцев, что пробег с политикой никак не связан. Куда там ! Сразу нашлись и Кудрявцева даже не спросили. Политизировали хорошую затею. И это везде так, куда вмешиваются коммунисты. Зря деньги они не дадут, придется отрабатывать, Кудрявцев йолташ.

  9. LashtraTum

    Пуры ирок.

    Пиш яжо. Эх махань сусужы — ечем пӹсӹн вала… Махань лыдыш тетя книгӓштӹ ыльы?

    Я люблю бегать на лыжах. Бывало, что участвовал на лыжных пробегах и за участие приходилось платить, потому что хорошо должна работать логистика любого спортивного мероприятия, хотя проведение таких мероприятий в основном держится на волонтерах.
    Я не сторонник КПРФ, но они сделали хорошее дело. И это нужно видеть и ценить, а не просто находить, что совершается очередной политический пиар. Хочется, чтобы и другие партии в Марий Эл проводили подобные мероприятия, например, марафон марийской поэзии, марафон марийской песни. И было бы замечательно, если проведение данного лыжного пробега войдет в традицию КПРФ. (Мари-Турек — Йошкар-Ола — Цикмä- Йоласал — Яштуга — Ядрин — Воротынец.) А там, глядишь, через несколько лет и до Нижнего дойдут.

  10. Аноним

    А почему такие мероприятия не проводят Мер Канаш и Нац. Конгресс? Что только умеют по гостям ходить в праздники и хорошие …чужие дела себе присвоить. Ведь они же получают огромную зарплату…

    • Аноним

      Ох как запел Аликов. Все, что делает КПРФ, ему стало нравится. Раньше вроде говорил, что кого-то у него раскулачили. А сейчас видимо хозяева дали отмашку.Если бы ЕР провела что подобное, то желчь из него так и перла бы. Анониму- люди разные. Одним, как Аликову, нравится на лыжах ходить, другим нравятся поэтические вечера(если проведет КПРФ-Аликову тоже понравится), третьим нравится в гости ходить. И еще вопрос, каких людей больше. Не все же так развиты во всем, как Аликов.

  11. Катаева

    Георгий Михайлович Ашкельдин, инициатор и организатор этого пробега — сын и внук селян , героев войны и тыла, прежде всего думал о восстановлении памяти пробега колхозников 1936 года. Он планировал добежать до Нижнего Новгорода!
    Вам отдельным критикам и снилось через какие «стены» равнодушия, откровенного безразличия с вежливым отказам или молчанием «сообщим позже» пришлось ему встретиться!
    Министерство сельского хозяйства, Минспорта , факультет физкультуры МарГУ, отдельные администрации районов просто отмахнулись от «просителя » поддержать, подключиться, взять на себя ношу соорганизаторов. акции памяти о сельских тружениках МАССР и призыва бороться за здоровье нации..
    Не с трибуны а с лыжни….со встреч с народом.
    С общения живьем.
    Рабочая группа акции памяти лыжников-колхозников цели достигла!
    До Горького не пойдет сегодня — до границ Чувашии и Нижегородского края…дойдут, добегут и доедут!
    Это победа Георгия Михайлович и его соратников. Да и роль Кудрявцева Игоря Михайловича -руководителя рабочей группы , видного руководителя сельхозпредприятия, Депутата Верховного Совета «времен первого Президента» (в прошлом) видна.
    Мари ушем поддержал идею Г.М.Ашкельдина с первой секунды! Зажегся вместе с ним и пошел в народ… И был услышан! Понят. Поддержан. Воля и труд человека -дивные дива творят!
    Народ, телефонное радио сработало лучше установок сверху…
    Приняли участие в старте селяне!
    .Подключаются по маршруту следования хозяева районов, поселений…
    Бегуны пробежали дальше по маршруту, а дух жизни, оптимизма, веры в себя и свои возможности остался среди народа! Они сами уже устраивают мини пробеги…Семьи, дети школьники, садики бегут своими маршрутикам Пока есть снег, Пока праздники — масленица-у:арня
    И посчитайте — сколько оздоровленных идейно и физически оставил шлейф лыжного пробега пямяти колхозников !
    А то , что с-з «Звениговский » подключился, не дал «от ворот поворот»- Это поступок …
    И не надо к известным фамилиям «притягивать» свои домыслы.
    И если даже они имеют свои цели- думать не запретишь.
    Пусть бегут беспартийные, женщины, дети, все желающие :то ли ЛДПР,КПРФ,ЕР- представители любых движений
    Пусть будет символика разрешенных законом партий и движений!
    Это их право, Это их желание!
    И если кто-то не смог проявить свою организацию как КПРФ — это их проблемы.
    Общение с народом -важнейший итог акции!
    Юбилейная лыжня селян продолжается.
    Все больше волонтеров присоединяется к акции памяти!
    И то , что Минспорт и Минсельхоз испугались мариушемовца АшкельдинА Г. М. это тоже определенный показатель их позиций.
    Минспорт готовился к очередной массовой лыжне!
    Что, так было трудно «понять, прочитать» замыслы Ашкельдина Г.М — увязать старт лыжни с 80 летней историей сельского спорта МАССР-РМЭ в канун 100-летия республики!
    Спасибо М.А Шалагину руководителю музея спорта РМЭ, в прошлом организатору сельского спортивного общества «Урожай». Он щедро поделился с Георгием Михайловичем -рассказал и показал каким был спорт в течение 100 лет в марийском крае. Подарил свое детище -книгу по истории спорта организаторам акции.
    Минспорт при организации массовой лыжни с раздачей фирменных
    шапочек уже проиграл свой старт и финиш.
    Отказадся участвовать в акции памяти о лыжниках 1936 года!
    А министерства -ведомства «отказники» сидящие в своих креслах с оглядкой на верха…проиграли в очередной раз-веру своего народа !

    • joney

      Здравствуйте))) А вы знаете. что пошли весь этот путь девушки Волжского района?

  12. LashtraTum

    Пуры ирок.

    Вопросы к тем, которые выступают против Ю. Шалангина.

    1. Не на сайте ли МарийУвер часто слышим, что нет молодых инициативных марийцев на общественнно-политической арене?
    Симпатизирует смелость Ю. Шалангина. Кажется он единственный из молодых мари, который выступил со своими заявлениями.

    2. На счет меркантильности Шалангина в отношении участия на лыжном пробеге. Это не отражение мыслей современной молодежи? «За все нам должны заплатить.»

    3. Где готовятся марийские общественно-политические лидеры? Есть какие-либо «Школы лидеров по партийному и национальному признаку?»
    Есть ли в КПРФ, ЕдРо, ЛДПР, Яблоко марийские секции? Есть ли у партий сайты, плакаты и баннеры на марийском языке?

    4. И почему же о деятельности таких лидеров как Василий Петров, Эрик Юзыкайн и в данном случае Юрий Шалангин, нельзя комментировать и писать в других, более уважительных тонах? Нам нужно помнить, если они не выражают наши интересы, общественно-политические взгляды, это еще не значит, что они некчемные.

    • не Аноним

      Цикма, разве вам, как одному из идейных инициаторов возрождения Марий ушем в 1989-ом не ясно, какие цели преследует Шалангин? Сложно понять:
      «Симпатизирует смелость Ю. Шалангина. Кажется он единственный из молодых мари, который выступил со своими заявлениями.

    • йошкаролинец

      Шалангину за 60 лет 🙂 Рекомендую познакомиться с ним лично или разузнать за него через тех, кому вы доверяете.

      • Ю. Шалангин

        Чудаки- 2 пациента Семёновки снова здесь. Так какие цели я преследую? Ответьте, только можете и здорово получить за свою ложь. Это вашим кумирам за :60, а я ешё не дожил до пенсионного возраста.

    • А вы знаете, что весь путь пробежали девушки Волжского р-на.

  13. LashtraTum

    Пуры вады.

    Относительно некоторых вопросов ко мне:

    1. Не знаю и не знаком с Ю. Шалангиным. Я всегда думал, что он активист молодого поколения.

    2. Как одному из идейных инициаторов возрождения Марий ушем в 1989-ом мнне не ясно, какие цели преследует Шалангин.

    3. Что делать, если КПРФ выступил с хорошей инициативой и организовал лыжный пробег?
    А так, Аноним, не все в порядке в деятельности КПРФ в Марий Эл. Пример тому — открытие памятника Сталину в Суслонгере (?). Не понимаю как можно ставить памятники такому тирану как Сталин?

    • не Аноним

      Я тоже не понимаю, как и многие, зачем этот памятник… Одно знаю, что КПРФ поставил не Ельцину, Чубайсу или Гайдару и не на бюджетные деньги…как по всей Йошкар-Оле от маньяка до всего итальянского.
      А Шалангин пытается создавать видимость оппозиции и вся его активность это единичные пикеты по несправедливому кидалову Чубайсом по ваучерам.
      Идея повторения лыжного перехода зародилась в Марий ушем, далее не была поддержана чиновниками из разных спортивных или студенческих структур. Вот и Шалангину стало плохо от поддержки КПРФ по организации. Кроме склок ничего от него не стоит ожидать и ещё любит перечить и делить горных с луговыми.

      А по памятнику Сталину. Ну поставили и пусть стоит во дворе штаба компартии, и пусть любуются, если им нравится.

      • Активист

        Интересно, а если бы Гитлеру где-нибудь памятник поставили, Вы тоже так сказали «пусть стоит и пусть любуются»?
        Я лично считаю, что Сталин нанес вреда не меньше Гитлера. По крайней мере Гитлер убивал врагов, а этот граждан своей страны…
        А урон от Сталина нашей нации, национальной интеллигенции, литературе, театру и т.д. больше чем от Гитлера: его системой НКВД был фактически уничтожен весь цвет марийской нации. Страх в марийцах после его репрессий настолько велик, что большинство мари до сих пор не может от нее избавиться.
        То, что в Мендурском кладбище большинство братских могил с жертвами сталинской репрессии не раскрыты, и невинные жертвы этой ужасной системы не перезахоронены, никого не волнует. И вы закрыли глаза на то, что эти нелюди-коммунисты ставят памятник этому тирану в нашей республике…

        • не Аноним

          Страх может поселиться в кого угодно, что до сих пор не могут избавиться, то это скорее от невежества, незнания и нежелания знать историю. Отсюда и памятники подобные появляются, только факт открытия узнали все позднее в маркеловских сми для очернения конкурентов на выборах.

      • Ю. Шалангин

        Лаштра тум, я сам отвечу за себя, В защитниках не нуждаюсь.
        Неужели непонятно, что единственного горномарийца из оппозиции в Й- Оле клюют с 2 сторон (луговые из МУ и КПРФ).
        Неаноним, даже на одиночный пикет выйти с политическими требованиями смелость нужна Впрочем, это качество у вас- разных анонимов проявляется только на этом сайте.
        А началось с того, что задал вопрос об оплате лыжного пробега. Как некоторым вопрос не понравился. Оскорбления, личные обиды посыпались , как град. Банально, хотел сам участвовать. Вместо этого пробежал 5км на «Лыжне Марий Эл». Тоже свежим воздухом подышал и здоровее стал.

        • не Аноним

          Юра, уже неплохо, немного самовосхваления, немного самобичевания…только не строй из себя мученика с правого берега Волги. Не думал, что ты такой мстительный, хотя ты не меняешься уже который год. И правильно сделали, что за твоё бездействие прошлой осенью на выборах, красные не подпустили к микрофону во время митинга на пл.Никонова. Детский лепет из серии «сам начал» уже не прокатит!

          • Просто мариец

            Когда у Шлангина не остается аргументов, он бедный всегда ставит себя в положение «ущемленного луговыми марийцами горного марийца». Но дело в том, что большинство мари не делит себя на каких-то марийцев и не противопоставляет себя др. группе. Это только горные марийцы считают себя отдельной группой — горными марийцами. Хорошо считайте, это ваше право. Но я себя не считаю «луговым марийцем», я себя считаю просто марийцем. И мне абсолютно наплевать кто ты Шлангин — горный, луговой или восточный мариец…

  14. Активист

    Я узнал из сайта КПРФ. Страх остается, поскольку советский КГБ, как и современный ФСБ не намного отличаются от НКВД Сталина. Я как мариец не собираюсь поддерживать КПРФ Марий Эл и казанковых именно из-за памятника Сталину. И не пойму если «Марий ушем» будет поддерживать КПРФ и казанковых. Это поддержка будет значить оправдание убийства (репрессий) тысяч самых лучших представителей нашей нации 30-40 г.г. сталинской системой.

  15. изерге

    Читаю комментарии и так хочется возразить,выругаться Этому «Активисту»,Шалангину,Лаштра Тумо-влаклан.Что Вам не нравится в лыжном марафоне?Почему испугались одной только символики КПРФ?
    Чем стал опасен уже покойный Сталин для вас?Вы меньше увлекайтесь западными фильмами,книг-брошюрами.Скоро вы уже своих родителей будете ругать за то,что они вас родили.Или отведете в Дома престарелых точно так,как бы сдавали ржавый металлолом в утиль.
    Было то время тяжелым.И Советской власти надо было окрепнуть,а тогда её пытались растаскать так же как сегодня растащили Советский Союз,как пытаются растащить Россию по разным лавочкам.И,надеюсь ,
    у Путина хватит мужества дать по зубам таким оголтелым прозападни-
    кам,что раскачивают российское прошлое,настоящее и её будущее.В Марий Эл гнилых «Активистов»-хамелеонов тоже будут оплёвывать,и
    вдогонку дадут ещё под зад.
    Марий Ушем окрепнет.Вместе с КПРФ или отдельно-время покажет .В единстве-сила.Нужны не разрозненные пальцы,которые можно обломать по отдельности,а твердый сжатый кулак.И быть с народом,а не стоять у чиновничьей кормушки в очереди за подачкой.

  16. Активист

    Уважаемый изерге, прежде чем дать волю эмоциям Вы хоть элементарно, прочтите, что мы писали. Ни я ни LashtraTum ничего плохого о лыжном переходе не сказали. Историю своей страны я знаю не только из «западных фильмов ,книг-брошюр», мои родные: бабушка, мама, тетя пережили «прекрасные сталинские времена» лично и, я еще с детства помню, не могли вспоминать о них без слез. Дед ушел добровольцем на фронта, а на на неко написали донос и его репрессировали. Кстати дед мой был первым коммунистом в деревне и устанавливал советскую власть, которая его и уничтожила. Это вам стоит меньше читать пропагандистких брошюрок КПРФ и смотреть меньше путинский зомбоящик, где за псоледние годы начали оправдывать Сталина, дабы оправдать современного Сталина — Путина, что Вы и делаете. А если у Вас такая короткая память, поговорите в своем «Mарий ушеме» с Кaтаевой или пригласите уважаемого Санукова, они раньше были в «Мемориале», и освежите свою память, сходите с ними на Мендурское кладбище. А еще проще посмотреть биографии известных мари и дату их смерти: Чавайна, Кырлы, Егорова и многих многих других.

    • Аноним

      Мочи комуняк — спасай Марий Эл!

    • чоткар-григорий

      Поро кас ! Йоратыме и пагалыме марий калыкем! Изерге во многом прав господа Активисты ,Шалангины,Анонимы да и некоторые др . Господа обращаюсь еще раз к ,ВАМ. ,не глумитесь ,не делайте из себя идиотов ,прохвостней Марчело .Они все радуются вашим склокам(почему и рррычат на Народ). Сплачиваться нужно в один Большой КУЛАК. Я же не коммунист ,но я же учавствую в этом лыжном переходе.Кто бы там не был -мари ,русский ,татарин,башкир,чувашин,аль удмурт или другой нации —МЫ все РОССИЯНЕ и учавствуя в этом лыжном переходе Мы отдаем должное нашим Дедам ,Бабушкам ,Отцам ,Матерям—Колхозникам ,колхозницам шедшим в лютый мороз на лыжах с обозом.Доказавшим ,что МЫ РОССИЯНЕ МОГЕМ ,а они Не могут .Я своему внуку дал наказ через 45 лет тебе будет столько же лет как и мне .Так вот Ты внук будешь возглавлять и организовывать этот лыжный переход посвященный 125 летию и к 45 летию нынешнего перехода. Он к стати участвовал на отрезке Куженер- Советский в субботу 12 марта 2016 года .С уважением к вам Чоткар-Григорий

      • Ю. Шалангин

        Григорий, от идиота и прихвостня Лима и слышу.

        • Аноним

          наверное незря говорят про семеновку .если уже на сайте стало слышаться. может лучше сказать ЧИТАЮ.аааааааааааааааааа

        • чоткар-григорий

          Поро кас ! йоратыме Марий калыкем ! Юра может лучше вместо слова слышу нужно писать читаю .А может уже разум от ваучеров и денег и колбасы помутнел ааа.

  17. изерге

    Анониму:Вы этот призыв взяли от Порошенко?»Мочилище» у тебя не засорилось?
    Активисту:Я еще раз скажу:то время было сложное,и чтобы понять ,надо вникнуть в то время.У меня тоже дедушку середняка по миру пустили,моя мать и ее сестры нищенствовали,попрошайничали.
    Хорошо-выжили.Вот и мы стали дедами,бабушками.Сегодня мы видим
    многогранный мир немножко по-другому и всякий его понимает так,ка-
    ким осмыслили.Пишем про одно и то же,Только все зависит от того,у кого сколь злобы накопилось,у кого,наоборот,больше добра стало (ду-
    ховного).

  18. PORO

    Да, поймите Вы наконец, без участия КПРФ в прошедших выборах, а также дальнейшего разоблачения существующей коррупции в правительстве республики, не возникла-бы у народа мари реальная надежда сменить весь чиновничий аппарат во главе с Маркеловым. И это факт. Что касается личности Сталина, могу только предположить, КПРФ хочет заручиться поддержкой людей пожилого возраста, которые были воспитаны в вере непогрешимости самого Сталина. КПРФ пытается дать сравнительную оценку социально-экономического положения страны в периода Сталина и нынешнего правительства, им нужен «хоругвь». Больше там ничего нет, это моё мнение. Сталин появился в своё время, когда он нужен был стране и ушёл когда не нужен стал. Что-бы возникло в стране что-то подобие сталинизму нужны условия как внутри страны, впервую очередь в народе, так международная обстановка должна соответствовать тому положению страны. Вот так.

  19. Активист

    >Сталин появился в своё время, когда он нужен был стране
    Т.е. он был нужен, дабы уничтожить весь цвет марийской нации и мы теперь просто должны забыть, что на его совести миллионы ни в чем не повинных граждан нашей страны?
    Когда поставил Казанков памятник Сталину, не задумывались? В разгаре предвыборной кампании во время выборов главы Марий Эл, когда раскручивали Мамаева… Не думаю, что Казанков настолько глупый, чтобы не понять, что фигура Сталина — очень неоднозначно воспринимаемая гражданам РФ и он прекрасно знал, что факт открытия памятника негативно скажется на КПРФ. Но он поставил! И подложил свинью коммунистам в республике!!! Я считаю он преднамерено это сделал, дабы убавить процент голосующих за Мамева. Своим памятником Сталину от отобрал у Мамаева процентов 5-10.
    Зюганов на федеральном уровне тоже играет ту же роль, что Казанков в Марий Эл. Социал-демократические идеи в мире очень популярны, а в России нормальная социалистическая (социал-демократическая) партия без сталинизма, могла бы быть очень популярной. Я тоже сторонник умеренного капитализма с социальными гарантиями, как в Финляндии и Швеции. Если бы Зюганов действительно хотел сильной, конкурентоспособной партии он бы мог осудить сталинизм и преступления советского строя. А нужно ли это Зюганову и Кремлю? Да нет! Я уверен Зюганов заключил договор с Кремлем, что руководимая им КПРФ будет придерживаться доморощенного, большевитско-сталинского пути, дабы отпугивать большинство народа от его партии и держать максимум на 30%. Иначе Кремлю придется отдать власть нормальной социалистической (социал-демократической) партии.
    Также и Казанков почему-то не начал выдвигать уже раскрученного в Марий Эл Мамаева, а предложил своего сынка. Я уверен он договорился с Маркеловым об этом. Мамеав бы набрал слишком много голосов. И с памятником Сталину Казанков специально выполз и постоянно раскручивает эту тему, отпугивая от КПРФ нормальных демократически настроенных граждан.

    • PORO

      Возможно правильнее следовало написать «появление Сталина было обусловленно процессами происходившими в стране, и в мире на тот период истории «. Выскажу предположение, что некоторые события в истории страны были искуственно сформированны и реализованы.
      Не следует и забывать,» что на его совести миллионы ни в чем не повинных граждан нашей страны», думаю не забыли.
      Ответь-те теперь на вопрос, обсуждали-бы мы с Вами возможность отставки Л.Маркелова, не появись в республике депутат, член КПРФ С.Мамаев. Поэтому необходимо уже сейчас договариваться с КПРФ о возможных изменениях в правительстве республики, его структуре, при этом учитывая интерес и титульной нации. Потом это намного сложнее будет, это примерно как при организации совместной деятельности, если вначале все нюансы совместной деятельности не оговорены, в последствии могут возникнуть обиды, а иногда доходит и до судебных разбирательств. Вот вам «Активист» предоставляется возможность порадеть за интересы марийского народа. Высказано это не сарказма ради. Попробуйте вынести на обсуждение какие-либо наработки, идеи, которые можно в дальнейшем предложить КПРФ в качестве реализации на уровне республики. Только коллективное обсуждение позволит принять и продвигать так нужные сейчас для народа изменения в жизни республики, страны. То что там делает Казанков или Зюганов преднамеренно, или не преднамеренно это их кухня, но в любом случае на данный исторический момент необходимо выработка текущих и перспективных совместных действий, при этом в первую очередь учитывать интересы своего народа, ну а затем общие интересы. Умение отстаивать свои интересы вызывает только уважение.

  20. LashtraTum

    Пуры йыд.

    Дебаты о Сталине идут и тут. Значит тема очень даже актуальная.

    http://echo.msk.ru/blog/aleshru/1728864-echo/

  21. аноним

    По независимым экспертным оценкам негативно относятся к Сталину около 15 % нынешних россиян, из них:
    около 10-12% — те, кто так искренне думают в следствие «впитания в себя» иформации об этом из «открытых источников» (СМИ и «современные литераторы») за последние 10-20 лет, т.е. искренне в это верят;
    около 3-5 % — знают всю правду об этом, т.е. максимально информированы об этом, но в силу своей общественно-политической «миссии» (или безмерного желания быть включенным в эту миссию) с определенной целью вводят других в заблуждение…
    Ничего не изменилось за 100 лет: или ты дурак или враг народа (в широком понимании)!

    • АнтиФашист

      Я лично информацию о Сталине с детства получал от людей, которые жили при нем и к счастью подверглись минимальной вашей коммунистической пропаганде — были малограмотными. Они не винили Сталина, они даже не понимали при каком режиме жили и кто руководил из-за чего это происходило. Они просто рассказывали КАК ЭТО БЫЛО. А было при Сталине УЖАСНО: люди с голоду подыхали при переполненных колхозных складах в деревнях, людей за колосок украденного с колхозного поля сажали лет на 10 — все это пережила моя мама, бабушка. Тетя чуть не сдохла в трудлагерях Сталина, дед герой войны и первый большевик был репрессирован и убит вашим Сталиным. Тогда мой обработанный мозг вашей гнилой большевистко-сталинской=советской системой не воспринимал всю эту информацию и я старался доказать своим родным обратное, что вы «жили счастливо, страна развивались». После 85 года глаза раскрыли, прочитал уйму материала о сталинских репрессиях, был на перезахоронениях сталинских жертв в Мендурском кладбище, общался с массой людей прошедших сталинские репрессии… СТАЛИН — это Гитлер в квадрате или кубе. ЭТО САМОЕ СТРАШНОЕ, что было в истории нашей страны!!!
      Сталина могут оправдывать только нелюди и последние твари и сволочи, ГИПЕРфашисты!!!!

      • Елена

        Начни хотя бы уж с 13 века—число интересное! С монголо-татарского ига!Потом был и 16 век-геноцид в Южной Америке.17 век-геноцид поляк против россиян.18 век—вырезали индейцев Северной Америки.19 век- турков против болгар.Про голодомор 20 века ты пишешь уже не первый раз. Не забудь про Катынь, про геноцид европейцев ну и ближе к нашим годам! Это я к чему? Городишь не по теме—видишь, сколько материала по геноциду? Создай свой соответствующий сайт и вперед! Мне (многие согласятся со мной) интереснее на данном посту прочесть про лыжный поход, а ты опять со своими опусами!

      • аноним

        Я не сталинист и не коммунист. И вас не оскорблял. У меня тоже семья бабушки вся ушла в Н.Тагил и больше их не видели… (были средняки). То, что вы написали, говорит о вашей неинформированности в следствие или вашей лени или вашего нежелания воспринимать другую информацию. Судя по вашей истеричности, привычке клеймить всех и вся, «убежденности» о своем всезнании, наверное — второе. Попробуйте понять одну простую истину — есть немало людей, которые намного умней (в смысле проинформированней и грамотней) вас, которые эту тему изучили максимально детально и системно по первоисточникам…, а не со слов «писателей-очевидцев». Все верно: как раз с 85 года и пошла в нашей стране вся эта «литература» — под видом «новой правды». Между тем, еще В.Илюхин констатировал, что в начале-середине 90-х работала в Подмосковье целая команда «специалистов» по «созданию» архивных документов, в первую очередь, сталинского времени. Есть в России немало профессиональных трудов — системных анализ-расследований того времени. Понятно: вы их сразу не найдете, тем более есть ли у вас нет на это желания. Но поверьте: это того стоит. Для начала рекомендую прочитать книгу-расследование «Третий проект» М.Калашникова и С.Кугушева (в инете есть).

  22. чоткар-григорий

    Поро Эр! Йоратыме и пагалыме марий калыкем! Даже выругаться охота от вашего безтолкого высказывания! ЕЛЕНА права сколько можно уходить от сегодняшних тем . Или это Люди Марчелло выпендриваются и уводят от насущных дел ,при этом еще сильней раскалывая народ или же мы начинаем вести себя (не знаю даже как выразиться ,что бы не обидеть ). ПОЙМИТЕ им это ВЫГОДНО нас видеть как лебедь ,рак и щука..Сегодня рука об руку мы должны сплачиваться и только так мы ИЗЛЕЧИМ эту марчеловскую Заразу. Поро Ош Кугу Юмо с нами . Юмо ден пырля .С уважением Чоткар -Григорий!

    • Аноним

      Все моркинцы вдохновлены участием в лыжном пробеге ! Наша молодежь увидела лучших представителей народа Мари. Спасибо !!!

      • Просто критик

        Ой -ой, так мало «лучших представителей народа Мари»? А кто не пожелал бежать на лыжах не лучший, а самый ужасный «враг народа»? А советский человек — это не только коммунисты, сталинисты, а 100 млн. рабочих и колхозников. Не обобщайте.
        Не могу не отреагировать на выпад «изерге»-
        «И,надеюсь,у Путина хватит мужества дать по зубам таким оголтелым прозападникам,что раскачивают российское прошлое,настоящее и её будущее.»
        А почему Зюганов не даст «по зубам». Или правы комментаторы, что он с Путиным на одной галере?

  23. Николай Ефремоф

    Какой стах «Вам» навели десятки основных участников лыжного забега, любителей спорта и физической культуры, кем я являюсь !!! Просто чудо !!!

  24. АнтиФашист

    > аноним 15.03.2016 в 20:55
    То, что вы написали, говорит о вашей неинформированности

    Это Вы о себе? Прежде чем ответить вашему оппоненту, Вы хоть прочтите, что он пишет. Вот мои слова «Я лично информацию о Сталине с детства получал от людей, которые жили при нем и к счастью подверглись минимальной вашей коммунистической пропаганде — были малограмотными»

    Я следил в конце 80-х в начале 90-х за поисками могил и перезахоронениями в Мендурском кладбище вблиз Й-Олы. Сам лично общался с жертвами сталинских репрессий, которым удалось выжить и их родственниками. Вы правы написано много и пишется, снимается пропагандистского, дабы оправдать Сталина и его деяния, чем и Вы здесь лично занимаетесь.

    • аноним

      Пока я, как вы, «здесь не занимаюсь» — только почитываю иногда «умственные перлы» некоторых. Да, иногда задевает: нет, не недоразвитость ума (его можно понять — идет развитие), а мозговая зацикленность с претензиями на всезнайство. Но пока не встреваю…
      Вы, «антифашист», вначале осмысливайте, что пишете (хотя, я это о чем?). Информацию можно получать с пеленок, но оставаться таким же «полуумным» — понимающим мир не мозаично (системно) с учетом всех его пространственных и временных аспектов (или факторов), а кусочками или фрагментарно. Вам было предложено расширить свое познание по ИСТОРИИ нашего ОБЩЕСТВА и ГОСУДАРСТВА, а вы все «про Мендурское кладбище»…. Где вы видели в 2 моих комментариях пропаганду или оправдывание Сталина — ни слова.
      Мой вывод: прежде чем «выходить на люди» по определенной теме — надо иметь в этом соответствующие (!) познания.
      Иначе, это — «пропаганда» (как вы говорите) в угоду чего-то или кого-то.
      Рассейте мои сомнения в вашей способности развиваться и познавать мир (учиться никогда не поздно!) — прочтите «Третий проект» М.Калашникова и С.Кугушева, хотя бы Главу 5 про Сталина — исследование о прошлом, настоящем и будущем нашей Родины (никакой пропаганды, только всесторонний анализ): http://www.gramotey.com/?open_file=1269084507 Вот тогда еще можно будет с вами поговорить об Истории нашей Родины.
      А про Сталина уже без нас сказано: «…Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавлял гений и непоколебимый полководец Сталин. Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жестокому времени… Сталин был величайшим, не имеющим себе равных в мире диктатором, который принял Россию с сохой, и оставил ее с атомным оружием…» У.Черчилль, 1959 г.

      • АнтиФашист

        А я со сталинистами не намерен разговаривать. Не меньше Вашего прочитал о сталинизме и советском времени, + свой личный опыт (родился и жил в советское время) + знания моих родителей и жертв сталинский репрессий. Для меня сталинизм — это фашизм и все кто оправдывают Сталина сродни фашистам.

      • mari-advocat

        Уинстон Черчиль был деловой человек, в молодости офицер. Он принадлежал к высшим слоям английской аристократии и дал честную оценку И.В. Сталину. Черчиль это не Ю.Шалангин, который хочет расколоть марийцев на горных и луговых и т.д. Черчиль идейный борец с коммунизмом.
        Да и вообще, чем вам мешает «товарищ Сталин», который стоит в Шелангере. Там где он стоит работает весьма неплохое предприятие.
        Руководство этого предприятия вместо министерства сельского хозяйства и министерства спорта решило поддержать лыжный пробег в память марийских колхозников, то Сталин тут ни причем. Нельзя наслушавшись малограмотных граждан судить «генералиссимуса». В 1941-1945 году мы воевали против объединенной Гитлером Европы. Поэтому эти твари и не приехали на 70- летие победы в Москву. И не надо быть СУКАМИ, что бы предавать своего вождя, каким бы «плохим» он не был. Главное, что вы все имеете сейчас возможность сами исправить те ошибки, которые возможно он допустил. А не будь его, то …. не только марийцев, но русских тоже не было бы. Спасибо этому грузину, а может осетину, который объединил многонациональный народ бывшей Российской империи в могучий народ Советского Союза. Какой смысл ругать КПРФ выполнившую работу за чиновников. Остается только поблагодарить за участие в мероприятии, а не нахождении в положении «просто критикующих».

        • чоткар- григорий

          Поро кас !йоратыме и пагалыме мари калыкем ! Вот это удар по всем не понимющим ,кто пишет хоть про сталина ,хоть про кпрф ,хоть про кого угодно . Малограмотные шалангины. анонимы . просто критики ,антифашисты , пед***ты ,активисты , неактивисты , и нео комунисты ,вам Пи… ПЕц от слов mari -advocata . Вы просто в урне. Вы в г …не .НАРОД в Славе . а вы в УТОПИИ . с Уважением чоткар григорий

          • Просто критик

            Кто себя выставляет малограмотным и неврастеником, так это депутат «местного разлива» чоткар гриша.

        • Просто критик

          А сам участвовал адвокат? И чем отличаешься от «просто критикующих»?

  25. МарГУ

    Друзья!Под ником Антифашист здесь вам пудрит мозги Евгений Белоусов,прихвостень лимоновский,штатный тролль,получающий зряплату в МарГУ у своего хозяина Мишки Швецова.Он ещё и на 7х7 троллит под ником Евгений 2.Его задача уводить от темы,выливать весь негатив на КПРФ,раскалывать марийский народ.Все его опусы не иначе как фантазии завравшегося школяра.В 80 х годах,о которых тут напридумывал,мальчик Женя ещё в дет. садик ходил.
    Подобные тролли ещё будут на данном сайте,но вычислить их не трудно.Так что,друзья,не принимайте всеръез ж…лизов лимона

  26. Кргори

    Белоусов евгений иванович -молоденький юрист Маргу скрывающийся под прозвищем анти Фашист.Такой молоденький,и такая подлая сущность.За такие вещи жизнь тебя накажет.Зачем вносишь НАМ злобу,ненависть,истерику,ложь ? Зачем ? ? ?

  27. АнтиФашист

    Крогори, у тебя видать галлюцинации. Если моя «подлость» заключается в в том, что Ваш Сталин уничтожил весь цвет марийской нации и миллионы ни в чем неповинных людей в нашей стране то нелюдь и последняя тварь и пусть тебя гада осудят души этих миллионов, кого вы фашисты уничтожили. Можешь с аноним 16.03.2016 в 20:12 сходить в Музей истории ГУЛАГа и доказать, что какой-то документ или экспонат там подделан. И еще ты тварь скажи это людям, которые там работают и родственникам жертв репрессий. Я понял ты видать один из тех выживших сволочей НКВД-шников, кто на Мендурском кладбище без суда и следствия расстреливал жителей нашей республики в 30-40-х в т.ч. и беременных женщин (я помню новости о перезахоронении одного из братских могил) или же гадкий отпрыск одного из сталинских палачей. Че тварь, задел твою твое гнилое нутро? Желаю чтобы сука тебе до конца жизни снились жертвы уничтоженных твоим Сталинным люди в кошмарных снах!!!

    • чоткар-григорий

      Поро Эр! Йоратыме и пагалыме марий калыкем! Да ты пи…бол здесь не идет речь о сталине .здесь обсуждают лыжный переход и закрой рот если пишешь не поделу. Антифашист -найди другое место или же открой на другой странице тему сталина и кпрф ..Извини если неправильно выразился .Но имей нас за дурачков не надо считать ..Здесь не сброд собрался.Здесь обсуждают как 80 лет назад проходил лыжный переход .И нынче как он проходит ? Как этому мешают? Как люди нас везде приветливо встречают . Как некоторые главы небоясь выходят и вручают грамоты лыжникам -женчинам..Как главы районов ,наше родное правительство с его министерствами БОЯСЬ Маркелова палки этому переходу ставят. А мы выстояли и доказали особенно мне радостно за Наших ЖЕНЩИН до конца дошедших начиная со старта и до финиша. Низкий ВАМ поклон Сильные ЖЕНЧИНЫ совместно с Ашгельдиным.Вот чем надо гордится и писать про что .А не уходить от темы и не лаять друг на друга .Да еще прятатся под всеми задрипаными НИКАМИ .Покажите свое истинное лицо Достойно. Тогда можете о чем то спорить .А сейчас вы просто ,как украинские укролжепатриоты закрыв истиное имя и фамилию пи …те не по делу .Просто показываете этим ,что трусите перед Марчело и все -лаете как капка йымал пынеге гай .С уважением ко ВСЕМ .Чоткар григорий

    • Аноним

      Согласен с Антифашистом. Помню ответ одного известного политика на вопрос : «Почему люди преклонного возраста за Сталина, несмотря на то, что натерпелись от него «. Ответ был коротким : «Просто те, кто против, были уничтожены. А остались те, кто помогал уничтожать. И они благодарят Сталина, что тот сохранил им жизнь».

  28. МарГУ

    И чё ты здесь слюной брюзжешь,Белоусов?Дежурил всю ночь,нервы сдают?
    Слушай сюда,молокосос!
    Кргори постарше твоего отца,и оскорблять его тебе непозволительно!Ну да,вы же чувствуете себя хозяевами в республике,чувствуете вседозволенность,пока ваш главвор у власти.
    Так вот знай,белоусов.Ты,а не Кргори и есть самая большая тварь на этом свете.Ты всем своим говном поддерживаешь откровенно фашистскую власть людовико,который ну очень постарался уничтожить все марийское в нашей республике.И будет дальше уничтожать,если его не остановить.А сделать это может только КПРФ с его сторонниками,всеми здравомыслящими жителями Марий Эл.
    И придет тебе конец,белоусов,гнусный и подлый мальчиш-плохиш.

  29. Аноним

    Поро!
    Пора опомниться, то:ра-влак, под каким материалом и что комментируем. И как комментируем.
    Кто-то так и хочет покрасоваться своим именем-прозвищем, отбрасывая тему в сторону. Ему не важна тема лыжного перехода, ему не важно, кто там участвовал и как все это происходило, полезен был переход, или бесполезным, историческим или не историческим…
    Чтобы не мучаться и спорить, не лучше ли создавать собственный сайт и писать на любую тему.
    И ругаться последними словами не будет необходимости ни с кем.

  30. Алексей

    Вот так встрянешь невзначай в спор между марийцами и съедят живьём… Если спорят марийцы лучше молчать, ничего не говорить и не писать в интернете. Целее буду и на душе спокойно. Хорошо что я горный ариец. Лайд, как ты до сих пор выжил среди марийцев? Наверное каждую ночь во сне тоже видишь как марийцы ругаются в интернете.

    • PORO

      Ну надо иметь в виду всё-же, что «АнтиФашист» не имеет отношения к марийцам, это всё-же несколько «ЧУЖОЙ». Поэтому и на его высказывания реакция была соответственна, как к чужому. Хотя в чём-то Вы и правы. Не исключаю, черта характера нетерпимость к чужому мнению, помогла марийцам выжить, они не так сильно ассимилированы как эрзя, мокша, карелы и т.д.

  31. АнтиФашист

    Товарищи сталинисты, и молодые и старые, сходите в музей ГУЛАГ-а в Йошкар-Оле и освежите свою память. Вы там работающим скажите, что их экспонаты поддельные… Им скажите, что Сталин — «гений», с собой Казнков возьмите, чтобы они сказали, что думают по поводу памятника Сталину…
    Обратите внимание на цифры с 5 мин.: свыше 40 тыс. жителей Марий Эл было репрессировано, 7 тыс. расстрены…
    https://youtu.be/QqJVabbunaw

  32. Лайд

    Лыжный переход-2016 продемонстрировал, что репрессии и запреты продолжаются по сегодняшний день. Об этом свидеьельства и документы мы собираем сегодня, что показали лет эдак через 20-30, каими были «деократы» начала 21 века.
    А теперь реплика о музее ГУЛАГа (хотя, если честно, хотелось бы о лыжах)…
    Поро!
    Ну, Аракчеев йолташ, так бесцеремонно смешать музейные экспонаты, историю и свои комментарии — это почти что глумление над историей. Вы музейный работник, и я мусолить не хочу, вы поняли о чем я говорю.
    Так и я не понял концепцию продемонстрированного музея.
    Ну, это так, это полбеды.
    Если хотите, пожалуйста, можете кричать, что такая ужасная была Советская власть.
    Ну, а может и ответите так, навскидку, сколько миллионов россиян вы уничтожили (конечно, не лично вы, а ширмуемая вами демократическая власть, система, безалаберность и кощунство современной власти) за лет эдак 20?
    Без репрессий, без войны даже.
    Может и ответите, за 10-15 лет население республики убыло более на 50-ти тысяч человек…
    Куда они делись? Ведь официальной репрессии, ни насильственных переселений не было?
    А все-таки, где же они? В какое время мы живем? И Сталина давно нет…
    Школы сельские уничтожаются (а причины самые кощунственные, даже чекисты не умели так изощренно изгаляться над народом).
    Почему не собираете экспонаты репрессированных при нынешней власти людей и не показываете народу?
    Фамилии вам перечислить? Думаю, что не надо, вы сами не хуже меня их знаете. Их тысячи. Тысячи искалеченных душ…
    Не хватает смелости вашей или музейных площадей?.
    Антифашситу тож бы следовало об это задумываться. И помочь Аракчееву в его благородном музейном деле (но, пожалуйста, без вранья и наветов на историю). Ведь однобокая история — как мужик с одним…
    А от таких мужиков, сами понимаете, потомства ждать не приходится. Тогда и жизнь…
    А нам еще на лыжах нужно пройти Морки-Помары-Звенигово-Марпосад- Горномарии-Лысково-Нижний Новгород в следующем году или через сколько-то лет.
    Теперь опыт у нас есть.

  33. АнтиФашист

    Лайд, я лично ничего не говорил о нынешней власти, я говорил о Сталине, советской власти, которая уничтожила все марийское крестьянство, всю марийскую интеллигенцию, «Марий ушемы» или этого не было хочешь сказать? не было 40 тыс. репрессированных, замученных, убитых, не было Мендурского кладбища? Да кстати ты иди к нему Аракчеев и выскажи все свои претензии к нему лично скажи, как он «манипулирует», наверное приписал дату смерти Чавайну, О.Ипаю, Кырле и тыс. др. известных мари! Лайд, ты вообще иногда соображаешь, что пишешь здесь? Ты оправдываешь все эти сталиснкие репрессии?
    Скажи когда власть после 1985 года так массово репрессировала, мучила в каких тюрьмах, где расстреливала так безжалостно как в мендурском кладбище, где с «врагами народа» вперемежку были и беременные женщины и дети?! И ты все ЭТО ОПРАВДЫВАЕШЬ?

  34. АнтиФашист

    Господи, что с Вами просиходит, люди? Вы все там с сума посходили! Если бы была бы ваша любимая советская власть и ваш «гений» Сталин, Лайд, тебе подобные «буржуазные националисты» сидели бы у параши или над ведром с крысой, внизу подогреваемом огнем. А потом ты бы со своей женой и детьми, благодаря вашей любимой советской власти и «гению» Сталину валялся бы где-нибудь в одной из братских могил на Мендурском кладбище…

  35. Лайд

    Поро!
    Просто я тоже с ужасом вопрощаю, куда же за несколько лет «исчезло» 50 с лишним тысяч населения Марий Эл.
    Многие от этого в изумлении.
    Неужели демократы все это будут списывать на «естественную убыль»?
    Тогда надо ответить, как и почему убывает? И не когда-нибудь и не приком-нибудь, а в 21 веке и при демократах.
    Если убегают (или бегут) и из Республики, где «Время жить в Марий Эл», то почему такая агромаднейшая трата.
    Ну, насчет глумления — это я так, тоже навскидку.
    Музей ГУЛАГ-а и смакование фотографиями пухнущих и умирающих детей и женщин — вещи несовместимые.
    Только не приписывайте, Сталин никогда «моим» не был.
    Поэтому давайте писать о Лыжном переходе 1936 года, где участвовало 500 человек.
    И о последнем переходе и об будущих переходах.
    А еще лучше – о подготовке к первенству по борьбе-самбо по возрастным группам, а не по весовым только.

    • АнтиФашист

      Это последствия вашей советской власти. Ты очень недалекий человек, Лайд. Мне очень жаль марийское нац. движение возглавляет такой недалекий ограниченный большевик-сталинист. Я очень жалею, что все эти годы защищал тебя…

      • Ош-чий марий.

        Пожалей себя, «антифашист», по собственной воле сидящий в дерьме своих предрассудков.Это ты и есть «ограниченный» и «недалёкий», не способный разобраться не то что в истории, а даже в современниках и в современности. Наш общепризнанный марийский лидер не нуждается в защите тебе подобными.

    • Аноним

      Лайд, а ты спроси у англичан, у шведов, у которых жизнь в разы лучше : «Почему у вас не прибавляется население ?» Ведь если не арабы, то убыль населения и у них налицо. И лукавить, что население уменьшается только в Марий Эл, не надо. Скоро белые люди будут экзотикой. Вот глобальная проблема, а не ваши вопли ради кормушки.

  36. Юрий

    Антифашист, судя по его комментариям, переполнен злобой и ненавистью к людям…Делит на своих и чужих, историю излагает однобоко… Хотя это наша общая история, история страны, государства, наших предков и будущих потомков! Даже если данный субъект пишет всё это не от себя, а за вознаграждение, это не меняет ничего (в отношении его). Человек должен сохранять лучшие свои качества, а не брызгать ненавистью, злобой и социальной неудовлетворенностью!!!

  37. Лайд

    Поро!
    Так и хочется ответить васинским анекдотом.
    Вот раз они собрались на Съезд писателей СССР. Ну, как полагалось тогда, да и сегодня от этого далеко не ушли, вечером крепко дали, было весело.
    А вот после этого оййо-й, башка трещит утром. Ну, Ким Кириллович, чувашские, татарские писатели пошли в Кремлевский Дворец съездов (во! где проводили раньше Писатели свои съезды, или это что-то другое было?..) По ностальгическому советскому времени все любили очень кефир. Ну, вот эти писатели, «друзья по несчастью» подходят к автомату, опускают монеты, берет все по стакану кефира. откуда ни возьмись, появляется кавказский поэт Расул Гамзатов. Видит такую картину, страждущих волжан и издалека с возгласом: «Ну-у, что делаете, кто с утра кефир пьет? Пошли-пошли со мной!»
    Все потянулись за ним. Он подходит к буфетчице и говорит: «… штук по сто». Всем преподносит и говорит: «Ну, за ваше здоровье!» (может и какой-нибудь кавказский тост, в памяти не сталось).
    У писателей волжан облегчало, веселее стало жить. Ну как же, в Кремлевском Дворце съездов и страдать что ли?
    Ким Кириллович отыскал свой ряд, место, подсаживается. А место оказалось рядышком с Петром Афанасьевиче Алмакаевым. Председателем Совета Министров, наверное, Ну, высокая должность, по-советскому руководитель делегации.
    Учуял, что писатель-критик с запашком и с испуганным видом и выпученными глазами говорит: «Ну, Ким, кто с утра водку пьет?!!» А Ким Васин возьми да скажи: «А Расул говорит «Кто с утра кефир пьет?»…
    Вопрос: а был ли Ким Кириллович Васин сталинистом?
    Тоже не касается вышеозначенной темы, но все-таки интересно.
    А были ли другие писатели сталинистами? И кого из этих рядов можно исключить и по каким признакам? какими вескими обоснованиями?
    Еще интереснее, а кого лет эдак… или года через два-три през…о будут обзывать «маркеловцем».
    И у кого на это будут права?

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ