Жители Мари-Суксов в Татарстане провели День деревни

image030В Мари-Суксинском клубе Актанышского района Республики Татарстан проходит много веселых праздников, но 27 февраля повод для радости здесь был особенный.

В зимний день жители села собрались на праздник – День жителей деревни, объединивший две знаменательные даты: 23 февраля – День защитников Отечества и 8 марта — Международный женский день. Это был воистину день жителей единственной марийской деревни в Актанышском районе Республики Татарстан, чудом сумевших сохранить свои традиции и культуру родного народа, родной язык — язык своих предков.

В спортивном зале школы (ибо помещение сельского клуба не вмещало всех желающих) организаторы праздника расположили выставку местных умельцев. Каждый желающий мог здесь показать творения своих рук. Собравшиеся, оживленно обсуждая, с восхищением рассматривали необычные старинные полотенца, бытовую утварь, самотканые рушники, вышитые наволочки, старинные ковры ручной работы, фотоэтюды родных просторов. Работу на выставку предоставили жители села.

Как принято у марийцев, праздник начался с напутственных слов карта Руслана Михайлова и его помощника Валерия Галиева, пожелавших провести праздник с чистыми помыслами и благими намерениями.

А какой же праздник без гостей? На праздник прибыли начальник Отдела социальной и просветительской работы Актанышского района Ильшат Габдулхаев, глава поселения Расул Харисов.

В приветственном слове Р.Харисов поздравил жителей села, и поблагодарил их за труд. «В нашем селе с большой историей живут доброжелательные и трудолюбивые люди, влюбленные в свою малую родину, – сказал Расул Газизович.– И мы все работаем на ее благо».

Затем на сцену степенно вступили жительницы села, исполнившие старинную песню. Всех женщин поздравил с Женским праздником профессиональный военный Илья Арсланов.

На сцену также были приглашены родители самых маленьких детей, которым тоже были вручены подарки.

Особенно радушно жители приняли Зинаиду Усманову, одну воспитывающую в наше нелегкое время пятерых малолетних детей, и семью Абышевых Анеды и Марата, принявшим в семью к своим четырем детям, двух круглых сирот. Усманову и Абышевых танцем «Гномики» поздравили воспитанники детского сада «Василек».

Получив вкусняшки, маленькие артисты забыв обо всем, начали рассматривать подарки, доставив колоссальное удовольствие зрителям.

От всей души «спасибо» за работу прозвучало со сцены в адрес ветеранов-педагогов, чей труд также был отмечен ценными подарками.

Призер финно-угорского конкурса, проводимом обществом М. А. Кастрена, Инна Ирдуганова подарила сельской библиотеке книги на марийском языке.

Самые именитые спортсмены села: Ульяна Япеева, Илгиза Мухамадиева, Юрий Мухамадиев, ставшие республиканскими победителями, тоже получили подарки-копилки с пожеланиями заполнить копилку новыми медалями.

Юбилярам – слава! Три семейные пары деревни вместе счастливы 50 лет. Их семейный стаж тоже был отмечен большими подарками. Также юбиляров поздравили мамы с маленькими детьми, исполнившими песню «Ӱдырем».

Каждое приветствие сопровождалось не только подарками, но и выступлениями солистов ансамбля «Канде кава» Сергея Байназова и Сергея Зайнитдинова, ансамбля «Муро сем». Своими задорными песнями и марийской дробью певцы приносили в зрительный зал особую энергетику, свет и праздничное настроение, поддерживаемое конферансье Игорем Губаевым.

От всей души танцевали и самодеятельные артисты села: животноводы и трактористы.

Поздравить жителей пришли и самодеятельные артисты соседней татарской деревни. Зрители тепло приняли в исполнении гостей башкирский и татарский танец.

Множество аплодисментов заслужил единственно оставшийся в живых ветеран Великой Отечественной войны Минтимер Арсланов. Поздравить его пришли воспитанники детского сада, сыновья и внуки.

Детсадовцы исполнили любимый ветераном танец «Яблочко». Также ветеран получил письмо от президента РФ Владимира Путина.

В Мари-Суксах уважительно относятся к крестьянскому труду, к тем людям, которые связали свою судьбу с сельским хозяйством и которые заслужили праздник после трудов праведных. Без сельского труда не прожить никому! Также были отмечены сдатчики молока с сельских подворий.

Зерно не родится золотым, золотым его делают усилия хлеборобов. Как для каждого из них, так и для ветеранов труда теплые слова нашел председатель СПК Азат Бикмухаметов. С пожеланиями благополучия он вручил подарки ветеранам-колхозникам.

Не были забыты и жители с ограниченными физическими возможностями — подарки обязались доставить до адресата их соседи.

С наилучшими пожеланиями к жителям обратился начальник Отдела социальной и просветительской работы Актанышского района Ильшат Габдулхаев, который поблагодарил за организацию праздника и вручил подарки гостям-артистам из Республики Башкортостан и г. Набережные Челны (Республика Татарстан).

Зрителям и участникам были вручены свежие номера марийской газеты «Чолман».

Завершился праздник словами благодарности идейному вдохновителю и организатору данного праздника Елене Ирдугановой, поздравлениями всех жителей села, внесшими свой вклад в развитие и процветание деревни.

Финальной точкой грандиознейшего праздника стал традиционный танец восточных марийцев «Кандыра».

Так незаметная, затерявшаяся среди тысяч сел и деревень в провинциальной глуши , маленькая капелька Отчизны – Мари-Суксы – отметила свой лучший праздник – День жителей села.

Елена Ирдуганова

23 комментария

Filed under Новости, Статьи, Фотоальбом

23 responses to “Жители Мари-Суксов в Татарстане провели День деревни

  1. Елена

    Все фото не вошло в репортаж -их более 700 . Особо хочется поблагодарить редактора газеты «Чолман» Игоря Губаева, ансамбль «Канде кава» в лице Сергея Байназарова и Сергея Зайнетдинова, ансамбль «Муро сем» (г.Набережные Челны) с Галиевым Валерием, всех бабушек и прабабушек-активных участников праздника , гостей и жителей деревни за активность и инициативу.Спасибо!

    • Рита

      Очень хорошо, что в нашем селе есть такие активные люди, Елена Тимеряновна ! Дай Бог Вам здоровья и творческого вдохновения и энтузиазма.

    • чолманмучаш

      Кто такое Байназаров?

  2. Аноним

    Какая ты молодчинка,Елена!!! Прочитав и посмотрев фотографии как будто я побывала в Мари-Суксах.Когда то 1980 х я тоже очень любила эту деревню и людей живущие там. До сих пор вас помню всех.Творческих успехов тебе Елена и семейного благополучия!

  3. Аноним

    ансамбль из Набережных Челнов не «Муро сем», а «Марий сем»

  4. АРВУЙ

    ПЕШ ПОРО ПАШАМ ЫШТЕНДА! ОНЧЫКЫЖАТ ТЫГАК ВЕСЕЛАН, ПАШАМ ЫШТЕН, ИКШЫВЫМ КУШТЕН, ШОН»ГО ЕН»ЫМ ПАГАЛЕН ИЛАШДА ОШ ПОРО КУГО ЮМО ПОЛШЕН ШОГЫЖО!!!

  5. Аноним

    Сергей Байназов, а Байназаров огыл

  6. Елена

    Прошу прощения за свои опечатки. Сергей Байназов ( местный диалект фио на АР прорвался), ансамбль из Набережных Челнов «Марий сем». Они украсили праздник задорными танцами, прекрасным вокалом и увлекательной игрой на музыкальных инструментах. Надеемся приедут и на праздник Агавайрем в последнюю субботу мая!!

  7. Аноним

    Елена, я так рада за тебя организовала такой праздник , жаль что не смогла приехать , Желаю тебе творческих успехов .

    • Елена

      спасибо!!!!!!!! заранее готовьтесь на агавайрем — последняя суббота мая!

    • Просто критик

      Даже и критиковать не хочется деревенских. Молодцы! Жители деревни! Елена Ирдуганова! Вот с какой деревни надо брать пример
      сельским жителям Марий Эл.

  8. Елена

    дополнительные фото в группе Марийцы России и Зарубежья!!!(контакт)

    • Ринат

      Елена, хочу узнать — вашему спортсмену Юре Мухамадиеву сколько лет? Ринат.

  9. Аноним

    Было здорово.Ладно ты у нас есть Елена акаюшка,кто бы всё это организовал бы?

  10. Аноним

    ТАУ.Пеш сай паша тиде.Ял мари калыкым.поген сай пайремым эртарышна.Елена акай таза лийза эре пашада-влак ушнен шогыжо.Поро Ош Кугу Юмо полшен шогыжо

  11. Ямаков Н.И.

    Сай. Шке марий калыкыжлан Сай пашам ыштше чолга удрамашлан да вес активист-влаклан примерым ыштылшылан шке дечем сай мутым гына ойлынем. Тазалыкым, у вийым… Пагален Н.И. Ямаков

  12. Аноним

    Пеш сай! Есть у нас активистки Елена Московская, Орина Питерская, а теперь есть у нас Елена Казанская!

    • Елена

      Согласна! Только где лица мужского рода? Где потомки Онаров, Акпарсов, Чумбылатов, Акпатыров, Мамич Бердея, Болтуша—славных сыновей марийского народа????—утонули в бытовых болотах или истощены алкоголизмом? махнули на все рукой и зарылись в коконы?

      • Аноним

        Елена, ты — умница! Организовать такой праздник — святое дело для твоих односельчан и твоего народа. О Мамыш-Берды я что-то слышала, по-моему он отличился при взятии Казани войсками Ивана Грозного… Это однофамилец?

  13. Елена

    Мамич-Бердей
    В составе Казанского ханства мирно уживались мари, мордва, удмурды, чуваши, башкиры. К верхушке ханства со временем начали иметь отношение и марийцы. Среди марийцев стали выделяться в особое военное сословие представители знати — мамичи и богатыри. На землях с марийским населением стали появляться феодальные владения — беляки (округа, которыми одаряли за службу с правом взимания ясака с земельных и различных промысловых угодий, находившихся в пользовании марийского населения). История донесла до нас мамича Бердея( Кэрде-серп), известного как героя марийского народа в 1-й Черемисской войне (1552—1557).
    Мамич-Бердей был владельцем нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Родился в семье горного марийца и чувашки. Считался ярым противником присоединения Казанского ханства к Московии. В 1552-1554 руководил группой повстанцев, на реке Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. Своим местом пребывания он избрал Чалымскую крепость, что на 15 верст ниже Козмодемьянска, в 160 верстах от Казани, на правом берегу Волги. Повстанцы Мамыша-Берды решили воссоздать Казанское ханство и на трон пригласили брата царицы Сююмбике -мурзу Али-Акрама (Ахпол-бея). Большое войско в помощь восставшим обещал и Юсуф мурза — отец Сююмбике.
    Однако царевич Ахпол-бея из Ногайской Орды, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского царства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев — луговых марийцев, татар, удмуртов. Разведав обо всем, Иван Грозный летом 1553 года направил на земли Казанского ханства новые оккупационные отряды под командой Д. Адашева. В сентябре им на помощь двинулись новые отряды карателей под руководством воевод-князей С. Микулинского, И. Шереметева, П. Морозова, А. Курбского и других. У всех команд цель была одна: полное покорение Казанского ханства. Ради этого каратели не останавливались ни перед чем.
    В марте 1556 вождь луговых марийцев Мамич-Бердей был захвачен в плен горными черемисами, которых он тщетно пытался поднять к бунту, и отвезен в Москву. После того усмирение мятежа пошло успешно, в особенности благодаря энергичным распоряжениям казанского наместника князя Петра Шуйского. Отряды подвергли Луговую сторону страшному опустошению, брали в плен только женщин и детей, истребляли мужчин, разгромив это беспокойное племя.
    В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. Мамич-Бердея также почитают татары и удмурты.
    При впадении реки Меши в Каму, примерно, в 70 км от Казани, недалеко от Лаишево марийским князем Мамич-Бердеем в 1553 году после падения Казанского ханства поставлена крепость. Данная крепость являлась форпостом против нападения русских войск.
    Вскоре крепость была сожжена и разорена русскими войсками из-за того, что черемисские отряды нападали на сёла и деревни, доходя даже до правого берега Волги. Затем на этом месте была основана татарская деревня Таш-Кирмен, что в переводе с татарского означает «каменная крепость».
    По-марийски крепость также называется сходным образом – карман.

Добавить комментарий для чолманмучашОтменить ответ