Единственная женщина-мать выступила в защиту марийского языка

X Съезд. Выборы делегатов в Ново-Торъяльском районе

Zheschina-matВ Новом-Торъяле 29 января прошла «конференция» выборщиков района делегатов на X Съезд марийского народа. Председатель конференции Е.В.Небогатиков (он же глава Ново-Торъялского района, он же член Всемарийского Совета) вёл конференцию по сценарию, подготовленном «оргкомитетом».

Народ, представляющий в зале выборщиков, подавляющее большинство не понимал, что надо делать и как надо делать, и вообще, за кого голосовать и за что голосовать? Хотя многие были четко проинструктированы ещё на местах, что голосовать за кандидатов в делегаты будут строго мандатами и по списку. Т.е. «по списку», который был подготовлен «оргкомитетом» и «одобрен» администрацией Ново-Торъялского района. Ничего удивительного в этом нет, вроде бы. Если не учесть того, что с самого начала у дверей не мелькала «смотрящим видом» некая инкогнито-женщина в бордовом джемпере и, возможно, в парике.

Но никто не ожидал (ведь в других районах и до, и пока после Ново-Торъялского) никто так с болью в сердце и откровенно не выступал в защиту марийского языка. Свою фамилию учительница не скрывала. Но репрессировать её общественность не даст. За правду человек не должен страдать в демократическом обществе, как мы пытаемся часто скрываться за ними насущными проблемами. А проблем сегодня у малочисленных народов хоть отбавляй. Но бюджетники молчат, перед ним поставлена задача быть «пушистой», мол, у нас все хорошо, все процветает…

И вот выступила ЖЕНЩИНА-МАТЬ в защиту родного марийского языка. Оригинал находится в YouTube, пользователь Ushem mari.

Её выступление можно резюмировать очень жизненно:

Не будет родного языка – исчезнет родной марийский народ

Для тех, кто не понимает марийский язык, мы для удобности сделали подстрочный перевод:

«Я не собиралась выступать сегодня вообще. Но все же мне не удержаться от нескольких слов. Здесь выступающие говорили, что изучение марийского языка зависит от родителей. В своё время с высоких трибун высокопоставленные чиновники громко и цинично заявляли: «Если родители не хотят обучать своих детей на марийском, то зачем детей учить марийскому языку?» А откуда и как может у них формироваться убежденность, что марийский язык также престижен и перспективен, что его нужно и необходимо изучать? Разве это не воспитывается условиями в обществе и отношением к марийскому языку? И разве не общество наше поставило их в эти сжатые и тяжелые условия? Разве не эта действительность поставило их в такие условия, что многие начинают отказаться от своего родного языка?

Почему в Республике Марий Эл, как только начнется какая-нибудь школьная реформа, обязательно марийский язык становится ненужной, и в роли жертвы? Ввели в школьную программу три часа физкультуры –проголосовали против марийского языка, пострадал марийский язык. Но хочется поблагодарить… Да, я не представилась. Я –учитель марийского языка и литературы Ново-Торъялской школы интернат Чемекова Лидия Алексеевна. В нашей школе мы не дали сделать это. А во многих школах это продавили: физкультура вытеснила марийский язык.

В своё время начали обучать по ФГОС-у. И снова во многих школах оставили марийский язык только по одному часу (в неделю).

Почему творится такое в Республике Марий Эл? Кто на это даст ответ? Кто поднимет этот вопрос? По-моему, такое положение дел недопустимо.

Но вот снова запахло дымом. Мы, учителя, поддерживаем связи с учителями других районов и регионов. То там возникает острый вопрос – усекают изучение марийского языка, уменьшают часы. То там, то здесь слышно, что марийский язык оставляют только один час в неделю!

Не будет родного языка – исчезнет родной марийский народ. Как быть?!

По моему глубокому убеждению, вот этот вопрос нужно остро ставить и обсуждать в преддверии и на X Съезде марийского народа. Спасибо…»

В чем боль, почему она, рискуя в определённой степени в условиях Марий Эл оказаться числе «неблагонадежных», нашла мужество выступить и огласить правдивую ситуацию, что складывается в последние десятилетия в республике.

Это – боль за свой родной марийский язык. Отсюда следовало бы сделать вывод тем выступающим с «прекрасным докладами на тему образования», которые занимали время у выборщиков во многих районах и в череде перечислений незначительных (но хотя и нужных для последовательного развития) мероприятий.

Одновременно предлагаем, коль уж затронули выборов делегатов от Ново-Торъялского района на X Съезд марийского народа, и другой видео сюжет, где этот же вопрос затрагивает представитель Всемарийского Совета В.А.Мочаев.

Но и не лишнее, думается, если вы посмотрите, сюжет, где очень спокойно начинается ущемление прав выборщиков, пришедших по своей воле на эту конференцию. Как и в других районах, по вине «оргкомитета» они сходу лишились права избирать и быть избранными. А это – антиконституционно. Рассудит время? А может, всё-таки, суд?..

Со временем будут и другие сюжеты с ново-торъялской конференции.

Инфо-Центр РОО «Марий ушем» («Союз мари»)

Текст подготовил Лайд Шемйэр

Операторы Аркадий Соколов и Лайд Шемйэр

Режиссёр Аркадий Соколов

Комментарии (39)

Filed under Статьи, видео

39 responses to “Единственная женщина-мать выступила в защиту марийского языка

  1. Пеш чын ойла ава-туныктышо, ЧЫН МАРИЙ ӰДЫРАМАШ! Марий Элыште гына огыл, уло Россий мучкат мемнан марий йылмынам да моло руш огыл тӱп калык-влакын йылмыштым кугыжаныш шкежак кӱлдымыш луктын. Вара вот ача-ава-влак пуйто марий йылмым йочаштлан шке ынешт туныкто ман тиде мемнам рушаҥдаш тыршыше государствылан тарзыланыше-влак ойлат. А те руш йылмым тыгаяк условийыш шындыза, вара ончалза руш-влак йочаштым рушла туныкташ тӱҥалыт?

    • палынем

      Эстонийыште государственный школышто марла туныктат или воскресный черке школышто гына?

      • Марий Элыште марий-влак тӱп (коренной) калык улыт, Эстонийыште — эстон-влак да эстон-влак чыла эстонла тунемыт. Руш школ-влак уло. Марий-влак Эстонийыш совет жапыште вел толыныт да чылажа 241 еҥ веле.
        Рушарня школна черке школ огыл, религий дене тудо нигузеат кылдалтын огыл. Лач шуматкечын але рушарнян туныктат да садлан веле «рушарня школ» маналтеш.

  2. PORO

    Вот Вам и делегат на съезд народа Марий. Если она не включена с список от Ново-Торъяльского района, следует, если существует такая возможность, предоставить возможность выступить на съезде.

    • Вот как-то так

      Решил своим прикунуться. Ваша Елена=Ельвира=Киви тоже вроде начала с того, что не надо никаого марийского нац. движения: никаких Марий ушемов, Мер каҥашов, как Козлова, так и Мочаева. Потом мимикрировали прикинулись своими…

      • Елена

        Мы с членами Мари ушема , Мер канаша по личным темам вообще-то общаемся довольно давно и прикидываться или «мимикрироваться» смысла как-то нет!

      • PORO

        Вот это уже совет. Когда начинаете с кем-то спорить или обвинять, постарайтесь не сразу со всеми. Выберите кого-то одного, пусть это будет PORO, иначе посетители странички посчитают Вас скандалистом, в дальнейшем будут не очень «внимательно» относиться к Вашим комментариям. Хотя конечно можете и не воспринимать данный совет.

      • Аноним

        Эй, Вот как-то так! Твой стиль — это стиль маркеловских иуд. Прекрати нападки на марийцев!

  3. йошкаролинец

    Есть ещё в марийском народе совесть нации!
    Зададим на ближайших выборах вопрос Маркелову и его прихвостеням-агитаторам — почему сокращаются часы изучения языка?

  4. Аноним

    Тиде педсовет мо?

  5. каласен кодынем.

    Ончемат тиде удрамаш, марла туныктышо улеш гынат, шкежат
    марла йосын ойла. Ойлымаштыже рушла мут-влак «общество», «если», «и» шокта. Очыни марла тудат марий йылме урокышто гына арнялан по:рык ойла, а моло годым — гыл рушла.

  6. Аноним

    Странный заголовок. Что, остальные женщины не мамы, а Мочаев — единственный мужчина-папа, который может помочь марийкам увеличить численность марийцев?

    • Марина-Эльвира

      Марий Увер, я то же выступала по этой проблеме без микрофона, хоть я и не мама! И мужчины наш тоже поднимали эту проблему.

    • Марина-Эльвира

      Марий Увер, я ещё два года тому назад на твоём сайте озвучивала свою позицию по преподаванию нашего родного языка. Пока как Татарстан не решим этот вопрос на уровне Конститутционного суда об обязательном изучении всеми проживающими на территории республики языка.Татарские дети изучают свой язык как родной, а не как иностранный!!! Все проживающие национальности на территории их республики изучают татарский язык. Я говорила и президиуму в Морках-куда смотрит Мер Канаш, почему бездействует!!! Многое зависит от твёрдой позиции общественных организаций. Как в диалоге с главой района я отстаивала свою позицию на его ответ-что надо учить родной язык только в семье!

    • Марина-Эльвира

      Мочаев-папа у же не в состоянии повысить рождаемость мариек, ему 60 лет!

  7. Липчанин (моркинский)

    37-й год — ведь уничтожены были, как правило, люди со своим собственным мнением. Это люди которые не боялись его высказывать. Это — наиболее эффективные люди. Это — цвет нации. Это был террор против своего народа. Позвольте спросить: что происходит в нынешнее время в республике? Что нельзя иметь и высказывать свое собственное мнение. Где демократия? Получается — демократия в разгуле!

  8. Александр

    Что такое Мочаевщина?
    (Ответ независимому источнику)
    Дата: 2 апреля 2008

    Учитывая твоё незаконченное высшее образование, хочу тебе помочь понять некоторые очевидные вещи.

    Мочаевщина – это:
    Знай чего хочешь. 26 марта я знал, чего хочу. Йошкар-Олу на Съезде должны представлять лучшие умы и деятельные фигуры. Манеш-манеш ӱдырамаш-влак ынышт логал ыле – тидым мый шуктенам.

    Мочаевщина – это:
    Где доверили, там лидируй. Уке гын, тыйым калык мут вуча: Ораде вате почеш кундымо пцръеҥ ошкылеш.

    Мочаевщина – это:
    С умными договаривайся, слабых жалей. Васютин дене мый шотым муам, Козловым чаманем.

    Мочаевщина – это:
    Если в строю, то шагай в ногу. Мурым мураш лиеш.

    Мочаевщина – это:
    Пить и не опохмеляться. Ямбердэ манмыла: йӱын от мошто гын, ит йӱ.

    Мочаевщина – это:
    Шыпок, лачок и без мутов! Шыпок – если ты не Копенгаген. Лачок – если ты дружишь со своей головой. Без мутов – это когда понимаешь друга без слов.

    Мочаевщина – это:
    Не мечи бисер перед свиньями. Не дождётесь, чтобы я вступал в дискуссию о родине. Кукнур – куан ден ойгына, Кукнур — йӧратыме элна!

    Мочаевщина – это:
    Кто не с нами, тот отстал. Шеҥгел марийат очылно лийын кертеш.

    Мочаевщина – это:
    Собаки лают, караван идёт. Марий калык погыным шогалтен огыда керт.

    Валерий Мочаев

    • Елена

      Есть человек, на вид — девятый вал,
      Взлетает высоко, парит над нами.
      Оказывается он – самохвал,
      И просто похваляется лишь снами,

      Мечтаниями все слова полны,
      Не дружит ни с печалью, ни с тоскою.
      И самохвалу – близко до луны,
      Он солнце ловко достаёт рукою.

      Берёт упрямо жизненный штурвал,
      Ведёт судьбу, как женщину, под руку.
      И я порой бываю самохвал,
      Но сразу жизнь так выдаёт науку,

      Что понимаешь: не твоя стезя,
      Хоть хочется воспеть себя, пенаты,
      Но вмиг осознаешь ты, что нельзя, —
      С самохвальбою не были женаты!(Н.Вершинин)

    • mari-advocat

      «Мочаевщина – это:
      С умными договаривайся, слабых жалей. Васютин дене мый шотым муам, Козловым чаманем.»

      Козлов тебе денег дать не может, а ты СУКА умного из себя не корчи. Народ красиво обманывать научился только и всего. Был бы умный такую чушь не писал бы.

  9. лекторат

    Мочаев йолташ, марийская женщина тоже человек, а не свиноматка, чтобы всю жизнь рожать! Сначала создай условия семье и детям, обеспечь папу здоровьем, работой, достойной зарплатой.

  10. чоткар-григорий

    Поро кас !Йоратыме и пагалыме Марий калыкем! Мемнам людыктат ,но мый пенгыдемына! Мемнан илыш ончыко кайшаш. Лач изи шу»дыр гыч кугу тул волгалташ тунгалеш. мемнан корнынам Поро Ош Кугу Юмо виянгдара.

  11. Лайд

    Поро!
    Мочаев, пырток ондакрок ушмат каркалет. Корак пурен ынже кай.

  12. Липчанин (моркинский)

    Для того, чтобы общественная организация Мер канаш активно влияла на общественное развитие и обустройство республики, от нее требуется четко налаженная организация ее работы не только «поем и пляшем», но и охватили другие социально — экономические секторы ( образование, здравоохранение и социально-бытовые).Наверняка в республике есть, которые нуждаются в помощи и поддержке ( старики и больные и талантливая молодежь). Танцульками и гулюшками сыт не будешь. Пока у персонала Мер канаш низкая компетентность и результативность ( персонал-балласт).В общем одни «культорги». Ни для кого не будет открытием, что сотрудники Мер канаш любят бахвальство и присвоение чужих заслуг, в чем им обычно потакают местные СМИ. Например, проведение всемарийского праздника » Пеледыш пайрем» и других общественных мероприятий. Проведением этих мероприятий занимаются профилирующие управления и комитеты.Мне кажется, что в Мер канаш слишком много культоргов. На мой вопрос: могу я участвовать на 10-м съезде, был ответ — с улицы не берем. Никогда не думал, что моя инициатива (приехать на родину)….ждет разочерование.В общем гос. чиновники не спешат осуществлять мечты своих земляков. На улице-то и очень много профессионалов, которые не могут пробиться только лишь по причине не профессионализма культоргов. Очень не приятная складывается ситуация, что судьбу республики решают » культорги».

  13. Катаева

    Лудам — ойгырем.
    Шонкален шинчем мо лиймым -куанем .
    Улыт шке верч веле огыл, чыла калыкна, элна веч вуйын шоген моштат мари калык. Воктен илыше руш, суас але вес калык еН йыгыре=пырля лияш ко:на.
    Съезд ямдылыме пагыт ончыкта- нигунам ту:п мари калык съезд деч ончыч тыге мыскылалтын огыл вуйвер вечла.
    Нигунам тачысе семын чын мари шонышо еН шке ончыклыкысо илышаш кече нерген шке койышыжым ончыктен огыл. Лу:ддымын, шке праважым калыкыш луктын ойлен, законынм кучылтын.
    Такое происходит по известным мотивам- низы не хотят быть быдлом — инструментом манипуляций.. верха хотят «править балом», увы уже не могут уже управлять …

    Чытыш пытен

    .

  14. Делегат 10-го съезда

    ПО языку и расписанию занятий, ответственная директор школы, это она по согласованию с родительским комитетом должна определить число часов по родному, марийскому языку, который является государственным и никто не может это отменить. Другое дело что давят из министерства и надо проявить характер. У нее одна опора — это родительский комитет и Марий ушем, только где он, шуметь кричать может, а реальную помощь оказать не может, а может не хочет, ведь очень выгодно выступать в роли обличителя. Да если эти господам дать волю они не только глотку, но и кулаки пустят в дело. Хотя до кулаков сопля жидкая. Остается кричать, а Долгов М. как провокатор, прокричал и в кусты.
    Господа активисты «марийского» движения. Может хватит пускать пузыри и реально, каждый день, помогать своему народу. Научитесь отличать общественную работу от административного зуда . Ведь это по нашей вине руководители администраций вынуждены заниматься общественными делами.
    Мы все законопослушные граждане, а это значить надо начать с изучения уставов поселений, муниципальных образований, Законов, Постановлений и решений правительства республики, Федеральных Законов, регулирующих интересующих вопросы. надо самим проявлять инициативу и через депутатов влиять на принятие нормативных документов в республике.
    А что Долгов М.? Где его помощь? Ждите, может дождетесь, когда свистнет рак.
    А может надо начать с проведения собраний, встреч с народом в каждой деревне, а может надо продолжить эту работу в ходе избирательной компании и выдвигать своих кандидатов, только не кричите что во всем виноват Маркелов, виноваты мы, не дошедшие до каждого избирателя, до каждого носителя марийского языка, до каждого избирателя в республике. Не надо забывать что больше половины в республике не являются носителями марийского языка.
    Да, это трудно, да, надо потратить много личных средств, а кому в этой работе легко?
    Слушать Елену, рассуждения Киви и многих бездельников у компьютера, тратить время.
    Марий Ушем, у вас неплохо получается просветительская работа, продолжайте эту работу и хватит возбуждать нездоровый ажиотаж, если Вы действительно искренне желаете добра своему народу. Послушайте Лопчанина, в его словах здравый смысл.

    • Аноним

      Ты это адресуй Мер Канашу!За это они деньги получают.А все общественики здесь не только по клавиатуре, но и по жизни работают , вкладывая душу и финансы!

    • PORO

      Делегат 10-го съезда сообщает: «Ведь это по нашей вине руководители администраций вынуждены заниматься общественными делами.» Чтобы освободить администрации от выполнения несвойственных им обязанностей необходимо, по Вашему-же совету : «Мы все законопослушные граждане, а это значить надо начать с изучения уставов поселений,..» создавать ТОС(ы).

    • Лизук

      Делегат.Рывыж семын сайын мурет,мемнам опкын умшашке ,шижде пуртынет!

  15. Лайд

    Поро!
    А-А-А-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Где же ты, Делегат 10-го съезда????????????????????

  16. Алексей

    Я очень рад, что у нас много активных общественников. Они помогут нам построить светлую европейскую демократию. Вот так вот… Скорее бы … в эту демократию.

    • Аноним

      Алексей, ты ведь тоже не бездельник, как пишет делегат съезда, не только стучишь по клавиатуре?

  17. PORO

    Предложение. Возможно для делегатов Х съезда народа мари подготовить фотоальбом успехов главы правительства за последние 15 лет. Будет очень убедительно и довольно наглядно. Очень неловко придётся чиновникам в выступлениях перед делегатами съезда. Сразу будет видно наглядно, кто может, а кто больше болтает. Разместить в альбоме фотографии современное состояние зданий школ, библиотек, ферм, ФАП и т.д. в районах республики. Фотографии собрать от жителей, под фотографией можно указать фамилия автора фотографии. Как вариант разместить фотографии одного и того-же объекта до, и современное состояние. Изготовить в виде альбома и предоставить по экземпляру членам делегаций из районов республики и других регионов. Предложить КПРФ профинансировать проект-конкурс на лучшую фотографию, в дальнейшем можно фотографии многократно использовать. Участников конкурса можно наградить памятными призами, пусть от КПРФ. Пример: Здание бывшей автостанции в посёлке Куженер, Республики Марий Эл. Здание пустует, дорогу к нему давно замело снегом. Вот уже не первый год жители Куженерского района вынуждены ожидать автобус, чтобы поехать в Йошкар -Олу или , куда – либо ещё, под открытым небом. Никто не обслужит как это принято в цивилизованном мире в кассе автовокзала, никто не приютит и никто не создаст условия для пассажира во время ожидания рейса. Такое же разбитое здание детского сада стоит в Красногорске на улице Александрова возле дома №5. Не нужны дет. сады Республике, да и дети не нужны.

    • КИВИ

      Добавьте сюда Октябрьский корекционный детский дом там сократили(продали вроде на сторону) детскую группу и младших подселили к старшим а это опасно ДЕДОВЩИНОЙ

  18. PORO

    Конечно предпочтительней малобюджетный вариант, вместо фотоальбома установка фотостенда в фойе здания, где будет организован съезд. В этом случае существует опасность, организаторы могут запретить, или просто убрать данный стенд. Хотя думаю они на это не будут иметь право, если это будет определено как собственность одной из марийских организаций, представленных на съезде.

  19. Проезжий

    Такая же картина в поселке Морки, Республики Марий Эл. Здание бывшей автостанции пустует. Ездят только частные транспорты — газели.

  20. лена

    это женщина-мать моя учительница и я ей горжусь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s