Православный батюшка увидел в этнофутуризме сепаратизм

Vitali_Utkin

Игумен Виталий (Уткин)

Игумен Виталий (Уткин), клирик Иваново-Вознесенской епархии опубликовал на сайте «РЕЛИГИЯ и СМИ» статью «Этнофутуризм и сепаратизм». Ниже приводим текст без изменений.

В сети Интернет всё чаще стали попадаться бело-зеленые флаги «Сибири». На некоторых из них надпись «Сибирская народная республика». Вы думаете, что такой не существует? А можно ли было еще четверть века назад представить себе государственную независимость Украины или посольство Белоруссии в центре Москвы?

Во всяком случае, есть «сибирство». Вот уже более 15 лет разрабатывается особый «сибирский» язык. Доказывается, что сибиряки – отдельная нация, что у них своя идентичность. На этом фоне вполне возможно при определенных политических обстоятельствах исторически обосновывать «независимость» Сибири.

«Сибирство» – это серьезный сепаратистский вызов. Для того чтобы «сибирство» стало реальностью, нужно поменять идентичность жителей Сибири, внушить им, что они отличаются от «москалей». И шаги в эту сторону, к сожалению, активно делаются.

В Меморандуме «О единстве русского народа» Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора говорится: «Сегодня в активной разработке геополитических недоброжелателей России находятся такие проекты как сибирский сепаратизм (отделение Сибири), казачий сепаратизм (отделение Дона, Кубани и Предкавказья), поморский сепаратизм (отделение русского Севера), калининградский (потеря Балтийского анклава), дальневосточный и уральский сепаратизмы… На первый взгляд, подобные проекты могут казаться фантастическими, однако не стоит забывать, что столь же невероятным ещё каких-нибудь сто – сто пятьдесят лет назад выглядело отделение Украины от России. Одним из ключевых моментов в создании новой идентичности является искусственное конструирование региональных языков («Поморьска говоря», «Казачий язык», «Гутор», «Балачка», «Сибирськи говор»). О масштабах прилагаемых для этой цели усилий и объёме инвестиций говорит тот факт, что выдуманный в 2005 году «сибирский язык» уже через два года имел огромный раздел в Википедии, занимающий 67-е место в мировом рейтинге (опередив по количеству созданных статей белорусский или узбекский разделы). Во всех случаях регионального псевдоэтнического сепаратизма прослеживается активная внешняя поддержка».

В этой статье речь пойдет об этнофутуризме – еще одном, как считаю, сепаратистском вызове, подобном «сибирству».

Этнофутуризм впервые появился в Эстонии. В 1989 году этот термин ввел эстонский писатель Карл Мартин Синиярв. В 1994 году в Тарту прошла первая конференция, принявшая специальный манифест. Затем этнофутуризм активно стал развиваться в Удмуртии, оттуда распространился в Марий Эл.

В последние годы возник новый вид этого движения – так называемый «мерянский этнофутуризм». Он распространяется в центральных районах России: например, в Москве, Переяславле-Залесском, Костроме, Плёсе.

Первоначальная цель этнофутуризма – создание новой идентичности для финно-угорских народов на территории бывшего СССР. Такая идентичность должна существовать вне всяких связей с историей русского народа и российской государственности. В ее основу было предложено положить язычество.

Первые этнофутуристы были писателями и художниками, а не историками и этнографами. Тем не менее, они прекрасно понимали, что реальное язычество финно-угорских народов возродить невозможно.

Ошибочно считается, будто бы современные финно-угры сохранили свои языческие традиции, несмотря на все гонения и преследования. Например, в 90-е годы марийцы торжественно провозглашались «последним языческим народом Европы». Но на самом деле в этих национальных регионах языческие культы во многом создавались заново уже после распада СССР. Это происходило под воздействием политических процессов национального самоопределения.

Сказанное в особенности касается приволжских (мордва, черемисы-марийцы) и пермских финно-угров (вотяки-удмурты). Дело в том, что эти народы исторически не имели своей государственности и племенного единства. На протяжении веков они находились под перекрестным влиянием христианства и ислама. В результате их верования претерпели очень сильные изменения, в том числе, под воздействием христианских апокрифов, пришедших из старообрядческой среды.

Этнофутуристы предложили сконструировать финно-угорскую языческую мифологию заново, в первую очередь на основе живописи и арт-проектов. Затем на этой конструкции они предлагают выстроить новую идентичность нового гражданского общества.

В свою очередь, для этого нужна деконструкция прежней российской идентичности, в том числе культурной. Постмодернизм предоставляет для такой деконструкции широкие возможности.

Этнофутуристы изначально стояли на постмодернистских позициях. При этом они получили поддержку в научной среде.

Я приведу некоторые примеры такого сращивания неоязычества и вузовской науки. Они могут показаться частностями, но, на самом деле в них, как в капле воды, отражена вся эта проблема.

Например, в Марийском государственном университете защитила докторскую работу по культурологии Г.Е.Шкалина. В своей диссертации она пишет, что этнофутуризм – это «мир игры частностями», игры «культурными вариантами предшествующих эпох», где «спонтанно и эклектически соединяются в новые реальности наука и искусство, философия и религия». Она говорит о том, что необходимо «разрыхлить» изнутри традицию средствами некоей «критической рефлексии». Такая рефлексия, с ее точки зрения, принципиально антисистемна и «обращена против притязаний научного метода». Всё это ею преподносится не в качестве критики, а в качестве некоего позитива.

Г.Е.Шкалина тут же, в своей докторской диссертации демонстрирует, как такое «разрыхление» должно работать. Она утверждает, что у марийцев, якобы, существовала глобальная «философия Ю», аналогичная понятиям «дао» у китайцев и «прана» у индусов. Эта, мол, «философия Ю» описывает «единство человека и космоса в информационном поле».

Никаких научных ссылок данное место в диссертации Г.Е.Шкалиной не содержит вообще. Источников она не указывает. То есть буквально на пустом месте постулирует одно из ключевых, как считаю, оккультных утверждений своей диссертации.

Она пишет в диссертации, что «наличие личной мощи Ю и владение ею свойственны» вождям, жрецам, колдунам и лекарям. А у примитивных людей отсутствует эта мощь. И, конечно, с ее точки зрения, «православные священники» виноваты в искажении исконной марийской мифологии.

Г.Е.Шкалина в диссертации предлагает читать некие «знаки природы», чтобы «предугадывать техногенные катастрофы». Целый параграф ее докторской диссертации посвящен неким «марийским Ведам», куда она относит все вообще тексты, собранные этнографами или даже сочиненные в наше время новыми «жрецами». Как я понял, по ее словам они равны Авесте, Библии, Корану, Талмуду и Типитаке. И всё это – в стенах государственного вуза, в докторской работе по культурологии.

Для чего всё это Г.Е.Шкалиной? Чтобы, как она пишет, «духовное семя возродилось в колосе национальной жизни». Собственно, вся эта «игра частностями», а попросту выдумка – для укрепления конкретной национальной идентичности. То есть ради достижения политических целей.

Докторская диссертация Г.Е.Шкалиной далеко не единственная псевдонаучная, как считаю, квалификационная работа, призванная обслуживать новую языческую мифологию.

На протяжении последней четверти века идеологи украинства всячески подчеркивали, будто бы население Центральной России имеет не славянское, а финно-угорское происхождение. Это нужно для исторического обоснования полного разрыва Украины и России.

Точно такой же тезис отстаивают сейчас и так называемые «мерянские этнофутуристы». Это движение, как и в случае с этнофутуризмом национальных районов, строится на стыке арт-проектов и как бы исследовательской деятельности представителей ряда вузов. Реализует же оно себя в музейном и образовательном пространстве.

В российской науке общераспространенным является утверждение, что славянские переселенцы играли ведущую роль в становлении Северо-Восточной Руси и этногенезе русского народа. Местное финно-угорское население было ассимилировано славянами или мигрировало на новые территории.

Неизвестна судьба группы мерянских племен. По предельно скудным летописным и, в первую очередь, археологическим источникам их обычно локализуют в части современных Московской, Тверской, Костромской, Ярославской, Владимирской, Ивановской, Нижегородской областей. То есть речь идет об огромных территориях в самом сердце России.

В ходе славянской колонизации мерянские племена исчезли. Самое главное, что в исторической памяти жителей центральных регионов России их просто нет. Казалось бы, они теперь предмет чисто академических дискуссий. Однако выясняется, что это не так.

Безусловно, сказанное не означает призыва к отказу от исторических, археологических, этнографических, антропологических исследований. Только не надо подменять такие исследования предвзятостью, идеологической заданностью.

Несколько лет назад некая группа художников неожиданно провозгласила себя «мерянами». По уже готовой модели финно-угорского этнофутуризма эти люди начали «игру частностями», попытались с помощью арт-проектов сконструировать новое язычество и на его основе новую идентичность. Некоторые из них говорят о некоем религиозном синкретизме, о «двоеверии». Это «двоеверие» якобы заключается в том, религия жителей центральных регионов России существенно отличается от византийского православия и стала следствием исторического соединения христианства и местного язычества.

На самом деле, если разбираться всерьез, такая позиция совершенно не соответствует историческим источникам.

Этнофутуристы опираются на весьма маргинальные попытки реконструкции особого мерянского языка, предпринимавшиеся начиная с 1989 года.

Обычно в качестве «основателя мерянского этнофутуризма» называют художника Андрея Малышева. Другого активного идеолога этнофутуризма художника Валентина Константинова на «мерянских» интернет-ресурсах именуют «Бальшта Кыстынчан».

Этнофутуристы считают, что русские православные жители центральных регионов России должны опознать в себе язычников-мерян или мерян-двоеверов (что на самом деле одно и то же), сменить свою идентичность.

Наберите в «Яндексе» «Стань меря!», и вы попадете на главный ресурс мерянского этнофутуризма «Мerjamaa».

Этнофутуристы утверждают, что «мерянство» – это и есть подлинная русскость.

В вышедшем недавно замечательном сборнике «Плаха» в статьях Александра Щипкова говорится о том, что украинство пытается похитить русскую идентичность, объявить себя настоящей русскостью.

И вот, на наших глазах, такое похищение русского самосознания пытаются уже в самом сердце России осуществить «меряне».

Новое как бы «художественное» движение, как уже было отмечено выше, нашло опору в вузовской и музейной среде.

Этнофутуризм является частью общего неоязыческого потока. Раньше него, как известно, начало развиваться славянское неоязычество. В целом, неоязычники вполне достигли положения, когда могут уже активно влиять даже на школьный курс.

Например, в 2011 году в Санкт-Петербурге, в одном из ведущих педагогических вузов страны, Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена, А.О.Зобнина защитила диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по теме: «Язычество славян в культурологическом образовании школьников».

В этой диссертации в открытую звучит призыв к «переосмыслению отечественного культурного наследия» как основы для системы образования.

«Языческая культура славян» рассматривается как «базовое основание русской культуры, ее архетипа». Соответственно, «языческая культура славян» оказывается, с точки зрения диссертанта, «одним из базовых компонентов историко-культрологического образования школьников».

Диссертантом разработан школьный «культурологический курс» «Языческая культура славян», который призван дать школьникам «общие знания по истории отечественной культуры». Курс этот, якобы, успешно решает задачи формирования «этнокультурной идентичности школьников».

Точнее, наверное, было бы сказать – по смене этой идентичности. Почему? Да потому, что в своей диссертации А.О.Зобнина утверждает, будто бы «в рамках обыденного, проникнутого ортодоксальной православной доктриной сознания» «языческая славянская культура» воспринимается как «отсталая, варварская, тёмная». Это, мол, нужно изменить и «углубить историческую память школьников».

Этот курс, как считаю, по смене идентичности, был апробирован А.О.Зобниной в школе №506 г.Санкт-Петербурга. Во всяком случае, именно эту школу она сама называет в своей диссертации.

Как видим, неоязычество уже пытается представить себя, свои псевдонаучные реконструкции, ни много, ни мало в качестве основы не просто культурологического образования, но и самой идентичности. И происходит всё это в светской школе, за государственный счет.

Этнофутуристы движутся в этом вопросе вслед за славянскими неоязычниками.

Вполне может наступить время, когда в Центральной России от Москвы до Нижнего Новгорода всех могут заставить говорить на некоей «мерянской мове». И ее будут учить в школах как национальный язык. Современные примеры тому от нас совсем недалеко как в историческом, так и в географическом смысле.

В октябре 2014 года на III Фестивале языков в Новгородском университете прошла 50-минутная презентация «мерянского» языка – как будто речь идет о языке какого-либо реально существующего народа. Как тут не вспомнить «сибирский язык».

В мае 2014 года в «Новой галерее» в городе Иваново во время акции «Ночь музеев» открылся мерянский арт-проект «Volga.Sacrum». Как следует из сообщения сайта Merjamaa, его автор – тот самый этнофутурист Андрей Малышев-Мерянин.

Этнофутуризм шагает по Центральной России. Казалось бы, что этнофутуристы – это безобидные люди, любящие поговорить о шаманизме, бьющие в бубен и скачущие в масках с третьим глазом.

Но, как считаю, при неблагоприятных политических условиях все эти «милые забавы» могут послужить идеологическим обоснованием развала Российской Федерации.

Источник: РЕЛИГИЯ и СМИ

27 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

27 responses to “Православный батюшка увидел в этнофутуризме сепаратизм

  1. Сторонник этнофуту

    Когда не способен теоретически, цивилизованно оспорить своего оппонента, что остается? Выдумывать страшилки о них, что они якобы аж составляют угрозу государственной целостности и «экстремисты». Хорошо, что хоть не «террористы»… Православные в РФ обнаглели больше некуда, православие фактически превратилось в государственную религию и его навязывают гражданам РФ через гос. каналы и институты… А в РФ по конституции религия отделена от государства и она декларирует свободу совести…
    Этнофутуризм всегда был вне политики и он зародился прежде всего для поддержания, обновления традиционной (деревенской) культуры финно-угорских народов. Чтобы опираясь на этно, реорганизовать, обновить через новые формы эту культуры дабы выжить, т.е футу.

  2. Комельский

    В критической статье игумена затронута честь марийского народа, его культура. Мне думается, что стоит написать ответ ему, в котором обрисовать свое видение места церкви в культурном пространстве многонациональной страны Россия.

  3. Tsikma

    Пуры ирок.

    Вероятно этот батюшка беспокоится, что не все граждане идут в церкви, например, Йошкар Олы, хотя они появились как грибы после дождя.
    Затем, хочет сказать, что церковь как всегда права? И хочет вернуться ко временам инквизиций? Церковь зачастую была против науки и новых явлений. Пример: страшные казни Николая Коперника и Джонардо Бруно. А сколько так называемых «ведьм» и арбуй — противников учений церкви уничтожила церковь за свою историю.

    Мое личное решение: больше не буду ходить в православные церкви РПЦ, в знак протеста немыслимым высказываниям представителей РПЦ в лице таких батюшек как Уткин.

  4. Egor

    Православные христиане всегда были врагами народа, уничтожили русскую культуру а потом культуру малых народов. Попы эти дармоеды от них никакой пользы, не нужная вещь …

  5. Ошвуй

    Ничего нового в отношениях: Православие — Этнические религии.
    «Аргументация» с «научным» обоснованием по сути — доносительная. Настукал поп. Привычное дело для фээсбэшников в рясах. В этом также ничего нового. Бывали и более веские «аргументы» со стороны Православия, «отделённого от государства» — динамит, утопление, повешение… Взорвали динамитом — вот Вам и научное обоснование Единоправильной Веры, Московского КАНОНА (с первичной этимологией: «палица», «дубина»).
    А как скромно, застенчиво звучит: «славянские переселенцы». Просто… переселенцы. Якобы без сопроводительного двуединого — Крестом и МЕЧОМ.
    Христианская мифология, конечно же, ближе к телу властному,
    не языческая же. Поэтому-то кто не с нами, у того «выдумки», «окультные утверждения», «псевдонаучная… квалификационная работа», т.п. Только Христианская мифология имеет право на существование. Вот Вам и Закон… «независимо от религии, вероисповедания…» — это как НА САМОМ ДЕЛЕ.

  6. Splin

    Игумен Виталий Уткин, секретарь Ивановской епархии, написал в своем твиттере:
    «Интеллигенция бесплодна и бесполезна для страны, поэтому православной интеллигенции не может быть в природе». Добавив к этому рассуждения о том, что Россия не созрела до демократии, автор подчеркнул, что не скрывает своего уважительного отношения к Сталину».

    • Egor

      Игумен, из числа монашествующих, значит он сам и все монахи без плотны и без полезны. Интеллигенты мыслят не так как хотелось бы попам. Сергей Капица Советский и Российский ученный, высказывал последние года жизни, отношение церкви и веры. Для РПЦ он был самым злейшим врагом. Его цитаты » Не бог создал человека а человек создал бога» Так что не забивайте голову всякой дрянью высказыванием какого то попа ( батюшка ) какой он батюшка он поп.

  7. Tsikma

    Пуры вады.

    Предлагаю, при дебатах на эту тему, придерживаться более точной терминологии. В данной статье противником этнофутуризма выступает работник конкретной русской православной религии Московского Патриарха.
    Против этнофутуризма не выступали представители других христианских церквей.
    Также представители Православных церквей, находящиеся под Константинополем, не боятся этнофутуризма.
    Поэтому нужно писать, что РПЦ утверждает…. выступает против нацменов РФ…. выступает за уничтожение народов малочисленных языков своей страны (геноцид на уровне РПЦ) итд…..

  8. Tsikma

    Пуры вады.

    О Православной Церкви Эстонии Константинопольского Патриарха

    http://www.religio.ru/dosje/25/212.html

  9. Алексей

    А разве Сталин не всех попов расстрелял в 1937 году?

    • не Аноним

      Алексей, нет не всех! Он делал исключения, даже с таким профилем как у тебя!

  10. Egor

    Tsikma я давно перестал ходить в церковь, тебе уже писал, у нас с тобой была на эту тему дружеская дискуссия, там мерзость. Для человека слабый духом, две направлений, водка или церковь.

  11. йошкаролинец

    -Карт марийского традиционализма увидел в мощах православных святых канибализм;
    -Карт марийского традиционализма увидел в православной церкви распятого еврейского якобы богочеловека;
    -Карт марийского традиционализма увидел в аэропорту встречу патриарха РПЦ с папой римским и даже им не посочувствовал;
    -Карт марийского традиционализма увидел в выборах Х съезда народа мари подрывную деятельность православных христиан;
    -Карт марийского традиционализма увидел в православном Маркелове керемета, прикрывшегося любовью к католической протестанской Европе.

    • не Аноним

      -Карт марийского традиционализма увидел конкурента в афоризмах Маркелова в Шимшурге:
      — «наверно, мне стоит повернуться к вам тем местом»
      и самозванца с адским заклятьем:
      — «закрыть все и уехать, и дорогу раскопать»…

  12. Aleks

    Погулял я чуток по страницам интернета и оказалось — этот товагищщ Виталий (Уткин) — весьма колоритная личность. Выдать писанину литературных «рабов» за свои опусы, свистнуть иконы из дальних храмов Ивановской области, «подружиться организмом» с мальчиками где-нибудь на Селигере, подделать документы — вот обычные дела этого «деятеля»
    http://mixmaxov.livejournal.com/381050.html — начните хотя бы отсюда и ссылочку за ссылочкой станет разматываться величина этой личности…
    Хотя до величины Г.Е. Шкалиной ему еще расти и расти, но все равно не дорасти…

  13. изерге

    Флаг марийский и герб в виде коловрата.Истинно марийские,как обереги,как талисман,мирный,дружественный,гордый ,свободный.Знак вечности,гостеприимности,тепла.Но смотрите ,что сегодня видим:Медведь средневековый с короной на голове,в острокоготной лапе меч в виде креста.И это на фоне белого холста, тут звериный рык,готовый к уничтожению меч,и крест для непокорного народа мари.И картина:строящиеся церкви из бюджетных денег.И иномарки дорогие,а за рулем священослужители.В пользу ли служба священников,молятся они народу или власть имущим?Где же заповеди священные?Где равенство перед Богом?Куда зарыта истина в Марий Эл?

    • PORO

      Еще при жизни болгарская провидица ВАНГА предсказала появления новой мировой веры от людей в белых одеждах, которая появиться на берегах Волги и разойдется по всему миру, и покроет его своей благодатью.

  14. Tsikma

    Пуры вады.
    Poro, религия людей в белых одеждах, если это МТР — старше всех религий народов Европы. Кто лоббирует (продвигает) эту религию?

  15. Александр.

    Хрен моржовый, на политические и религиозные темы не тебе рассуждать ! Занимайся своим делом.

    • время еще не пришло...

      О, снова тут, едренетчик наш опытный? Как тамотко комсомол-от поживат? Кремль верной дорогой направляет? Ась? Иль чуток крововастой? А хрен моржовый это чо, новый пароль? Погодь, щец пойду сьем и опять душевно потренькаем, ага?

    • время еще не пришло...

      (сконфуженно…) Прошу прощения Александр! Перепутал вас с Алексеем(((… Все сказанное адресовано не вам…

    • не Аноним

      Алексей, с какой целью выложил сие видео, поясни-ка?!

      • Алексей

        Видео только для информации. Оказывается существуют марийцы христиане-баптисты.

        • йошкаролинец

          Известно уже. МариУвер писал давно об этом. Да вообще много кто писал про христианских миссионеров, к примеру вот
          http://finugor.ru/news/pomoshchnik-zhreca-finny-nedrugi-mariyskogo-naroda
          Ссылка с текстом провокация конечно. На почве христианства многие сердобольные войной страдают. РПЦ рушится, другие лезут. Не обращайте внимания и знайте наши молитвы Боги услышат только под железный звон топора и нажа. Кто понял тот понял.

    • марий ушемын Уфасе енже

      Суретыште Пу:ро: район Памаш марий Фадеев, Уфаште баптист христиан черкым вуйлата. Кажне айдемын — шкенжын илыш корныжо, тудо шканже тыгай призванийым муын да тиде пашаже дене киндым ыштен кочкын ила. Марий коклам луген коштмыжлан ятыр гана предупрежденийым ыштыме. Каласаш кулеш — тудо пеш ушан, талантливый ен, и мемнан ойлымо мутым колыштын, марий мер пашаш ок шушкылт да калыкнам лугымаш, шеледымаш деч коранаш тырша. А марий калыкын уш-акылжым, культурыжым нолталаш тыршымыже — пайдале паша, поснак виян пропагандым аракам йу:мо: ваштареш нангая. А Йошкар-Оласе йолташ-влаклан темлем — Марий книга издательство «Сенаш лийдыме вий» повесть книгам уэш лукташ планышкыже пуртыжо. Тудо пеш актуальный, марий коклаште сектантствон шарлымыже ваштареш полшен кертеш.

  16. Илья Бирский

    Рассматривал фортификационные сооружения, которые называются то «кремль», то «монастырь», расположенные на землях древних «меря»(западных мари). Утверждается, что большинство монастырей заложены при «монголо-татарах» — т.е.эти завоеватели были христианами. И «сидели» в них, разумеется, эти пришлые — «монголо-татары». Сообщается, что эти укрепления вначале были деревянными. Даже построенные из кирпича не могут выдержать натиска сколь-нибудь значительного войска, а деревянные — тем более. Так от кого же защищались эти колонизаторы? Эти укрепления могли защищать лишь от партизанских отрядов — от восставшего местного населения. А местное(западно-марийское) население в Подмосковье даже после потери языка сохраняли свои верования вплоть до 17 века (смотрите книгу Миллера 17 века «Религия московитов»). Разве могли эти южане-колонизаторы(среди них русы из Придонья и Приднепровья) признать «своими» преступления, совершённые против местного населения? Вот и придумали они мифических «монголо-татар», чтобы переложить на них свои преступления. А вот тюркский (татарский) язык, действительно, был родным языком предков многих казаков. Так что врут всё эти шелудивые псы в рясах насчёт истории. Это они постарались поменять идентичность местного «мерянского»населения и других угро-ариев на «русских», и боятся истины как огня. Они не правы в утверждениях, что якобы знание реальной истории и настоящий федерализм угрожают целостности России. Просто им хочется сохранять свою власть, влияние, деньги.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s