В информационных сумерках движемся к Х съезду мари. Часть 3

Vsem_sjezd

VIII съезд мари

При всех претензиях к переписи 2010 г. мы, тем не менее, не имеем права игнорировать, не замечать полученную ценную статистику, поскольку она является государственным документом и служит основой для выработки определенных параметров современной национальной политики. Цифровые данные в масштабах единой страны, а также регионов позволяют ставить более менее объективный диагноз происходящим процессам и выполняют роль ориентира при подборе нужного к ним инструментария. Особенно они важны при исследовании динамики развития и формировании научных и практических выводов.

Так, наибольшее количество недоуменных вопросов у читателей возникает к существующей практике квотирования выборов делегатов на всемарийские съезды, в частности, к последнему – девятому по счету. И здесь я ставлю под сомнение технологическую изворотливость В.А.Мочаева и хочу спросить его как главного специалиста – ответственного за организацию съездовских выборов:

Как могло случиться, что при общей численности марийского населения в стране на 2010 год, равной 547 605 чел., при квоте – 1 делегат от 2000 лиц, на IХ съезд (апрель 2012 года) было избрано 342 делегата? Для этого потребовалось бы наличие 684 тысяч марийцев, которых за все годы истории никогда не было. Даже, если бы взять за основу перепись 2002 года (604 298 чел.), дающую право избрать не более 302 делегатов.
На каком основании было завышено при существующей квоте количество делегатов:
— от Марий Эл на 64 чел. (избрано 209 делегатов, положено 145);

— от Башкортостана на 5 делегатов (избрано 57, положено 52);

— от Кировской области на 7 делегатов (избрано 22, положено 15);

— от Пермской области на 2 делегата (избрано 4, положено 2);

— от Нижегородской области на 3 делегата (избрано 6, положено 3);

— от Свердловской области на 3 делегата (избрано 15, положено 12).

Особое недоумение вызывают завышенные преференции Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где на 2010 г. соответственно проживало 1022 и 755 человек марийской национальности. При этом каждому названному субъекту было предоставлено по 2 делегатских места и, более того, делегат Факаева Р.Я. от Санкт-Петербурга удостоилась на съезде даже избрания в члены нового состава ревкомиссии МОД «Мер Канаш». Хотя их общее количество не дотягивает даже на одно место (?!).

Любопытен вследствие этого и баланс расстановки сил. В Марий Эл, как выше уже сказано, избрано 209 делегатов, а в регионах – 133 делегата. Разница в 76 персон позволяла даже при некоторых издержках обеспечить любой успех при голосовании. Но, если бы квота была соблюдена, соотношение сил было бы совершенно другим: 145 (при численности 290 тыс.) РМЭ и 128 (257 тыс.) регионалы. Здесь различие всего в 17 голосах, которых, скажем, на момент голосования в зале могло и не оказаться.

Не спасает оргкомитет и возможная ссылка на данные переписи 2002 г., согласно которым количество марийского населения в стране составляло 604298 чел., а непосредственно в Марий Эл проживало 312 178 марийцев, дающих право избрать по стране 302 делегата, по РМЭ – 156, а по всем другим регионам – 146 делегатов. Как видим, соотношение сил еще больше складывается в сторону последних.

В любом случае подобный перекос в пользу РМЭ не красит организаторов выборной компании и дает возможность усомниться в их неангажированности. Эти же слова, а может быть еще жёстче, следует адресовать мандатной комиссии съезда, которая, как и республиканский ЦИК, не привыкла признавать допущенные нарушения при формировании делегатского состава.

В ходе анализа я натолкнулся и на то, что между переписями 20002 и 2010 годов число марийцев в самой титульной республике уменьшилось на 21 315 человек, в то время, как в Башкортостане, это в 10 раз меньше. Вот вам цена стоимости известного лозунга «Время жить в Марий Эл».

Проведенное исследование говорит о многом. Думаю, что читатели интернета обратят пристальное внимание на избирательную «вольницу» и выскажут свое мнение о профпригодности ответственных за это лиц. Лично мне было крайне неприятно замечать подобного рода «креативные художества» или, точнее, организационное банкротство.

Но в этой теме есть и другой не менее важный момент. Квотное сито при сложившихся ныне обстоятельствах может одолеть лишь 21 регион из 85 с марийским населением. В частности, в Центральном Федеральном округе (18 субъектов) лишь Москва и Московская область. В Северо-Западном Федеральном округе (11 субъектов) – 0. В Южном Федеральном округе (6 субъектов) – Волгоградская, Ростовская области и Краснодарский край. В Северо-Кавказском Федеральном округе (7 субъектов) – 0. В Приволжском Федеральном округе (14 субъектов) – Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Самарская и Саратовская области. В Уральском Федеральном округе (6 субъектов) – Свердловская, Тюменская, Челябинская области, а также ХМАО и ЯНАО. В Сибирском Федеральном округе (12 субъектов) – один Красноярский край. В Дальневосточном Федеральном округе (9 субъектов) – 0. Однако, даже при этом вне нашего внимания остается жизнь марийцев Волгоградской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тюменской, Челябинской областей, Краснодарского и Красноярского краев (31350 чел.).

Остальные регионы (64) при таком квотировании будут заранее отсеиваться, предоставляя простор для разного рода манипуляций. И уже только поэтому вопрос можно ставить, как говорится, ребром: либо квоту уменьшить в целом, либо разделить регионы по группам, в зависимости от численности мари, предоставив каждой группе оптимальное количество делегатских мест, либо убрать квоту вообще как рудимент отжившей эпохи, позволяющей ее использовать в разных порочных, корыстных схемах, так как она дальше уже становится тормозом поступательного развития марийского национального движения.

На эту необходимость указывает и тот факт, когда, например, при выборе делегатов IХ съезда фактически реальная квота для РМЭ составляла не 2000 чел. На один мандат, а всего лишь 1392 чел. (по переписи 2010 г.) или же 1494 чел. (по переписи 20002 г.). В то же время для регионалов данная норма выглядела так: 1 делегат от 1932 чел. По формуле 2010 года и 2195 чел., если за основу взять перепись 2002 года.

В этой связи считаю целесообразным кому-то из делегатов или от имени всей делегации обратиться с письменным запросом в мандатную комиссию будущего Х съезда на соответствие избранных представителей квотному принципу, а также по существу затронутой темы и о её возможной корректировки по части избрания делегатского состава в интересах расширения территориального присутствия на форуме активных граждан мари. Это в определенной степени стало бы концом игры в «представительные» съезды народа на базе устаревших данных всероссийских переписей населения с абсолютно надуманными квотами, больше обусловленными размерами площади арендуемого помещения, чтобы обслужить определенное количество людей.

Лично я пошел бы на то, чтобы отказаться от присутствия наблюдателей от регионов, увеличив за их счет численность делегатов как полноценных выразителей общественных интересов этнических масс, переведя первых в разряд приглашаемых лиц.

А далее постепенно выходить на участие в съездах или национальных форумах только представителей общественных объединений, пусть даже на первых порах незарегистрированных в качестве юридических лиц. Кроме того, сохранять их светский характер.

Что касается фигуры «Оньыжи», вокруг которой ломаются копья и незаслуженно много теряется съездовского времени, то скоро из них можно будет зарегистрировать даже отдельную общественную организацию (?!). В условиях современной демократии, предполагающей периодическую ротацию кадров, я не вижу смысла кого-либо на какой-то короткий срок избирать на роль черемисского Моисея. А более того, и по существу некого, имеющего особое духовное и нравственное право возвышаться над соплеменниками за счет своих якобы исключительных качеств и добродетельных поступков, не сломавшись при этом под влиянием современных соблазнов и, не будучи, замаранным в чести.

Сложившаяся в течение последних 15 лет аномальная атмосфера в Марий Эл высветила истинную человеческую ценность многих. В любой иной, более благоприятной для жизнедеятельности период, это, возможно, и не удалось бы выявить.

И в данной связи так и хочется воскликнуть: «А не стал ли Всемарийский Совет во главе МОД «Марий мер канаш» удобным прибежищем для определенной группы лиц в образе чиновников и незаменимых общественников и скрытой формой общественно-политической эксплуатации своих же соплеменников? Тем более, что все они по типологии характера и повадкам очень даже схожи со своим властным покровителем.

Вспомнилась мне мысль, изложенная Владимиром Ульяновым за год до смерти в записке «К вопросу о национальностях и автономизации», где он выделил национализм угнетающей нации и национализм нации угнетенной.

Отталкиваясь от нее, вполне зримо, как процесс формирования между ними социальной прослойки набирает силу, старается приспособиться в интересах получения выгоды и к той и к другой категории, о чем верно подметил читатель «Киви». Разница только в поведенческой линии. В первом случае – услужение, а во втором – дискриминация своих братьев и сестер по крови.

Тем не менее, было бы сегодня разумно всем общественным силам, собранным на форуме, принять на юбилейном съезде объединительную декларацию об общей платформе для всего марийского национального движения накануне 100-летия образования Марий Эл, предусмотрев обнародование Положения (регламента) о Национальном Съезде и проведения его под эгидой всех имеющихся общественных сил (объединения, организации, движения, национально-культурные автономии и т.д.) без всякого персонального возвышения одних структур над другими и на паритетных условиях участия федеральных и региональных органов государственной власти, на территориях которых проживает в компактном или дисперсном виде марийское население. Затем необходимо будет найти и достойную форму правового закрепления данного коллективного решения.

И только таким способом можно завершить перманентные дрязги, трения и возродить дух плодотворного сотрудничества. Пора поступиться своими частными интересами, мешающими продвижению вперед ради развития и сохранения марийской нации.

(Продолжение следует).

Юрий Ерофеев,
Москва,
18.01.2016 г.

Фотография из сайта Министерства культуры Марий Эл

40 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

40 responses to “В информационных сумерках движемся к Х съезду мари. Часть 3

  1. Елена

    И кто же займется практикой?

  2. Я думаю надо начать борьбу за перенос съезда прямо на моления на Чембулатовой горе а еще лучше чтобы там провести всемарийский съезд а сейчас это мероприятие выглядит как междусобойчик от президента республики Мари эл который ищет мифическую поддержку от якобы народа мари просто ужас к чему это приведет

  3. чоткар

    Поро кас! Пагалыме и йоратыме марий калыкем! мый может титакан лиям ,а ли же шомакем титак лиеш.Но мыйын шонымашем тыгай. .Сьезд пашам ку:леш хотя бы ик илан ончыко колташ.! Тидлан ку:леш пеш кугу вийым пышташ и чыла мари калык ден вашмутым пуэн ,йодын, ваштареш мутланен ,кутырен келшен, кугырак шомакым колыштын, Поро Ош кугу Юмо деч сорвален йодаш — КУГУ погыным ЛАЧЫМЫН эртараш!?!?!? Лач тунам Мый чыла марий калык ваш йоратен ,пагален Тиде Кугу Погыным Эртарен сен»ена ,А кызыт мыйын шонымаште императорын шонымыжым («я их все ровно заставлю под мою дудку плясать») эртараш то:чена. А тидлан ко:ра Мые чылан ик ий жапыште «Мер кан»аш» , «Мари Ушем» «нкао» яллаште пырля ваш пашам ыштена. Погынымашым .сайлымашым кажне ял ,сельский поселений ,район лачымын эртара .А то кызыт мый шонем ,что калык деч шылын, шойыштын эртарнена. А вашкен паша эре ВАЖЫК кая. Если тыге она ыште ,то тыште Ала го же зря чот торопитля и мыйын шонымаште эртарнеже галочко лан .и ку:шко КРЕМЛЬЛАН .каласынеже мемнан чыла сай. а тидым ку:леш шогалташ и кризислан коралан . ну и шуко эше шонымаш уло .возыза ала ваш мутен да лачым корным муна. пагален йодам, Чоткар.

  4. йошкаролинец

    ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!
    Тоской по суверенитету из Чувашии вдохновились на Украине.
    Украина поддержит борьбу Чувашии за независимость.
    https://eadaily.com/news/2016/01/19/toskoy-po-suverenitetu-iz-chuvashii-vdohnovilis-vragi-rossii-na-ukraine

  5. Елена

    да,,,,,,! турецкое влияние дошло и до Чувашстана…..

    • йошкаролинец

      Да неее. Статья отличная. Многому можно нам поучиться от соседних чувашей и татар. У народа мари с ними всегда были нормальные отношения. Мы о таких вещах думать боимся, а они в открытую говорят не боятся.

  6. Алексей

    Йошкаролинец, чему конкретно ты можешь научиться у чувашей? 1. В Чебоксарах раньше открыли Макдональдас, в Йошкар-Оле позже открыли Макдональдс. 2. Н.В.Фёдоров последние 10 лет упорно хотел поднять ГЭС, так половину Марийской бы затопило. Кремль не разрешил поднимать ГЭС. Я в октябре 2015 года стоял на берегу Волги выше Чебоксар: печальная картина: Волга шириной 2 километра, обрыв, нависший берег с берёзами. 3.В Чувашии по статистике 350 тысяч рабочих мест, работоспособного населения 700 тысяч человек. Каждый вечер из Чебоксар в среднем по 10 автобусов едут с людьми на работу в Москву круглый год. Те у кого зарплата больше, едут на работу на поезде. Поезд также отправляется каждый вечер. Вот интернет газета: http://www.irekle.org/
    А так, учись, в интернете много материалов про Чувашию.

    Кстати, цены на Йошкар-олинских рынках в парике можешь проверить…

    • Эй, умники!

      Вы о чём вообще? На видеороликах бывший глава Чувашии Фёдоров. Он потом стал министром сельского хозяйства России, сейчас сенатор от Чувашии в совете федерации. Нынешний глава Чувашии это Игнатьев. Они оба этнические чуваши.
      Сравните с Марий Эл! Кто у нас глава? Кто наши сенаторы? Кто разрешает в Йошкар-Оле собираться марийским нацпатриотам?
      Я часто бываю в Чебоксрах и Казани, сам полукрровка, так что могу судить объективно. Согласен с комментаторами! Что-то брать у них в пример можно! Нужно!

  7. Ошвуй

    Когда в штанах уже мокро, думается туго.

  8. Елена

    не стоит уподобляться ни татарам, ни чувашам! мы- марийцы, люди другого теста: прямолинейны, не обладаем азиатской услужливостью, прямы и честны в поступках и делах!

  9. Лайд

    Поро!
    По существу, а далее – просто для информации.
    Досконально изучил Проект Устава Мер Канаш, который размещен на их сайте. Довольно интересная ситуация. МОД (Марийское общественное движение) Всемарийский Совет представляет объединение марийских общественных объединений. Но и Президиум Мер канаш и Республиканский оргкомитет во главе с Васютиным с первых шагов пошли на грубейшие нарушения своего Устава (а с человеческой точки зрения на беспардонное игнорирование) – не предлагали нам самим, а вследствие этого и не включили в состав Оргкомитета законно зарегистрированных общественных организаций РОО «Марий ушем» («Союз мари») и РОО «У вий» («Молодая сила») и еще некоторых. С этим и Президиум и Оргкомитет X Съезда народа мари с первых шагов пошли на попрание прав других общ. организаций, хотя «главное общественное объединение» (как они про себя выражались в 2009-2011 годах, а позже умолкли) в первую очередь должна была учитывать это, если бы реально стремились к консолидации.
    РОО «Марий ушем» 20 января 2016 г. направила в адрес Президиума Всемарийского Совета, а также Оньыжа Иванова А.Н. и председателя республиканского оргкомитета Васютина М.З. официальное письмо и выписку из протокола правления РОО «Марий ушем» о своем намерении полноценно участвовать в работе подготовки и проведения X Съезда народа мари с самыми насущными постановками вопросов и путей их решения.
    Ответа пока не последовало.
    Вот откуда начинались и продолжаются «марийские курьезы».
    Понятно, нас не будет устраивать «отписка» (возможная). Если не будет ответа в ближайшее время, с нашей стороны будут соответствующие действия.
    Вопрос к «МариУвер»:
    вы не помните, откуда попала эта «странная» фотография 2008 года (имею ввиду фото наверну этой статьи), где за президиумом стоят Минаков, Маркелов, Васютин (видно и Санукова, и Иванова…)? Прикол-то в другом – это в газетах «Марий Эл», «Марийская правда» и т.п. давали подобную фотографию в угоду Марклеову – рядом с Васютиным стоял Оньыжа Владимр Козлов. Его «вырезали» символически – отныне марийская элита «без головы». Это я сказал не относительно конкретно Козлова, это символически.
    Вот так и находимся целых 8 долгих лет без головы.
    Продолжится ли это долго – Бог судья.

  10. марийка

    Из одних Американских университетов, исследования нескольких черепов взятой из древне Чувашского могильника показало, что Чуваши ближе к Фино-угорским группам а не тюркским. Исследования днк показало что древние Чуваши болели теми же болезнями что фино-угры, так как тюркские народы не болели или наоборот. Да и сама традиция и культура ближе марийским, мордовским, одежда, вышивка орнаментация и.т.д. чем тюркам, Чуваши и Марийцы с древних времен жили в месте бок-о-бак и не мешали друг другу.

    • йошкаролинец

      Да, чуваши смесь тюроков ФУгров, на северо-западе Чувашии живут обчувашинные и обрусевшие горномари. Но давайте закроем эту тему, а то меня обвинят в создании здесь громоотвода. Я просто хотел показать в пример слова и поступки чувашских и татарских общественников. Они молодцы, они не боятся открыто называть себя националистамт! А что в Марий Эл? Культурные организации только т национальные кружки. О расширении автономии почти никто не говорит.

  11. Лайд

    Поро!
    Он:ай вашумететлан тау, МариУвер.

  12. НеРусский

    йошкаролинец, понимаете проблема марийцев Марий Эл прежде всего в вашей трусости. Ты что-то сказал фсбшные подставные *** выступили против, ты тут же трусливо поджал хвост и предложил «давайте закроем тему».
    А на самом деле действительно и у чуваш и у татар очень многому можно научиться и НАДО УЧИТЬСЯ! Если мы не хотим превратиться в навоз для процветания и проращивания ВЕЛИКОГО РУССКОГО НАРОДА. Не слушайте этих продавших свой народ за фсбшную, маркеловскую зарплату людей здесь! Их цель — подавить даже в мыслях понятие независимости марийского народа, языка культуры. Они давно уже служат политике Кремля, пытающейся нас превратить в русских! Чуваши в историческом плане молодцы, что сумели сохранить компактное проживание и поэтому сохранились лучше. Татары сумели сохранить свою автономию, власть в республике в их руках, они сильны и Кремль не может их подчинить себе. А что у нас марийцев? Да ничего поскольку неркоторые давно продали свой народ за подачку от русского барского стола, а большинство марийцев Марий Эл — это трусливая, послушная, трясущяяся масса, которая только способна грызть своих…

    • Аноним

      А ты смелый, что не действуешь? Одно и тоже каждый раз пишешь, хоть слова бы в предложениии изменил! Учись у чуваш,если тебе надо и не диктуй,что мне например надо делать!

    • Вениамин Куклин

      Вы имеете права оскорблять, унижать и обливать меня грязью, а я не имею никаких прав рассуждать, обсуждать никого. А думать у меня есть право? Ну и дела! Ну народ. Ни стыда ни совести.

    • йошкаролинец

      Я трусливо поджал хвост?🙂 Ага-ага😉 Привёл в пример уважаемых чувашей и татар, здесь все намё поняли. Попросил незацикливаться чтобы внимательнее обсудить тему Ерофеева. Не хотел отвлекать от основной темы. Ну вам то легко судить.

  13. Илья Бирский

    У некоторых мари создание культурных автономий при наличии Марий ушем вызвало чувство растерянности и ложного противопоставления. Культурная автономия — это общественное самоуправление национальной группы, не составляющей большинства, в области культуры и просвещения. Но разве русские законодатели-шовинисты могли допустить такое? Дня два назад Путин на встрече с учёными резко негативно отозвался о Ленине за то, что он предоставил автономии нерусским народам. Когда во время перестройки нацменьшинства подняли вопрос о культурных автономиях, это вызвало шок у русских законодателей, и они быстро «загнали» «культурную автономию» в рамки «общественной организации.» Независимо от их воли и желаний мы, мари, должны строить свою политику по своим понятиям. Если же жить по прихотям русских, то мы просто должны прекратить своё существование. Если в Нижегородской обл. проживают 6000 мари и они организовали свою культурную автономию, то все 6000 мари автоматически считаются членами и участниками этой культурной автономии и деньги для их обеспечения должны выделяться из государственного бюджета Нижегородской обл. Инициатором создания культурных автономий был Марий ушем. «Старейшая» культурная автономия Калтасинского района РБ, например, была создана активистом Марий ушем М. Ильтубаевым. Также мной («Основные положения о Мари ушем», 1989 г. Бирск; статьи в газетах) ставилась такая цель. Ошибка калтасинских друзей — не стали развивать свою организацию Марий ушем. Без руководящей и направляющей силы идейно сплочённой организации Мари ушем культурные автономии — ничто, «галочки на бумаге», не принесут желаемых результатов марийским общинам.Культурные автономии создаются за пределами Марий Эл, а в Марий Эл у мари должно быть государственное самоуправление. Весьма желательно слияние культурных автономий с общественными самоуправлениями. Малорезультативна деятельность отдельных лиц, создающих разные организации из «трёх человек», игнорируя единый Марий ушем. Увы, некоторые даже искренние патриоты из всяких «клубов, ансамблей, МОД, «культурных автономий»» не могут отойти от «ребячества» и дойти до понимания единения через Марий ушем. Сила народа в единстве, и недруги мари, конечно, тоже не дремлют, пытаясь не допустить укрепления Мари ушем. Всем активистам предлагаю и дальше фиксировать своё членство в Марий ушем — у М.Долгова(Москва), у В.Лайд(Й.-Ола), у В.Имаева(Бирск), в др. местных отделениях(информация о членах не разглашается). Возможно, к 100-летию Мари ушем созывём съезд Мари ушем. (Если что-то пойдёт не так на 10 съезде мари, съезд Мари ушем может объявить себя внеочередным съездом народа мари). Общ.совет(мер канаш) руководителей марийских организаций или уполномоченных ими лиц может существовать лишь по желанию этих лиц, но не как самостоятельная отдельная организация.На время между съездами съезд может дать полномочия общественному совету(мер канаш) на осуществление предусмотренной съездом работы. Руководитель Мари ушем В.Н.Лайд участвует в Мер Канаш, если это отвечает цели и интересам Мари ушем и соблюдаются все демократические нормы и процедуры. В ином случае участие Мари ушем в Мер канаш становится бессмысленной, также и Мер канаш теряет функцию всемарийского общественного совета (т.е. превращаются в обычных «раскольников», подлежащих изгнанию из марийской общественной жизни). Илышын чеверже — кумылнан поянлыкыште, и мемнан цельна — тиде духовный поянлыкнам утларак ешараш йоным ыштен, илышнам сылнештараш. Тыгай чапле шонымаш верч Марий ушем йыр чумыргымаш ок пыте, шонем.

    • друг

      И.Бирский
      Некоторые мари, у которого создание национально культурных автономий вызвало чувство растерянности и ложного противопоставления вероятно это Вы.
      В региона существует четкое представление кто есть кто. Свидетельство тому регистрация все новых и новых НКО. Ваши многостраничные высказывание наглядный пример угасающей активности Ваших сторонников. Осталось только упражняться в красноречии. Жаль, а могли бы действительно помочь своему народу.

  14. Лайд

    Поро!
    А подобные НеРусскому и есть провокаторы. Они преследуют цель ставить один народ выше другого (что карается законом), к тому же унижая таких марийских неравнодушных (по крайней мере) личностей . Даже объяснять не надо, почему он так обрушивается на них.
    Причина проста — обвиняя во всех грехах этих людей, он еще больше повержен этими грехами, плюс еще что-то другое.

    • Из Параньги

      С уважением к вам Владимир!
      Иногда нужны острые темы, нужно обсуждать серьёзные проблему, спорить внутри. Чтобы делиться мнения и чтобы рождалась истина. Марийцы сильный народ. Но давайте признаем. Про независимость почемуто перестали говорить.
      Прочтите обязательно эти ссылки.
      Так МарПравда в 2000 году филосовски обливала грязью декларацию о суверенитете Марий Эл
      http://www.pressarchive.ru/mariyskaya-pravda-me/2000/10/21/34538.html
      Вокруг идиоты путающие национальный суверенитет с суверенитетом государственным. В Татарстане нет сепаратизма, там умеют проводить дипломатические разборки с Москвой.

  15. чоткар

    Поро кас ! Йоратыме и пагалыме марий калыкем! Мыйын шомакыштем лач Йодыш уло У торьял районысо мер кан»аш незарегистрированный организацийлан. . 1.Марий кугу погынымашыш-Сьездыш Лач тенда калыкым сайледа МО? 2.Марий калыктен кылым кучаш точеда МО? 3. Мыняр протокол и кушеч и кушто эртаралтын ялысе погынымаш? 4. Ко»м сайленут ялысе погынымаште у торьял район погынымашыш? 5.Тыде чыла йодышлан Вашмутым СМИ-ш Ко» пуа. Лачым ойлаш гын У торьялыште 22 январьыште эртаренут шып гына оргкомитетым. Тушко у»жаш лиеш ыле чыла мари районысо депутатым ,но мемнан лужавуйна тидым ышташ ок шоно , и шонен огыл мыйын шонымаште. Тудо мые шонем коля иге гай чытыра лишь бы ниго» тыдым ыныж пале ,але тушко ниго» ыныж тол. Тидлан ко»ра,мемнам мари калыкым ,айдемеш ужаш огыт то»чо.Капка йымал пынеге гай оптат оптат да вара шке кабинетышышт шылын шинчыт. Если такое будет дальше продолжаться , то изчезновение народа мари в скором будущем неминуемо. Позор тем кто прячась от народа делает против своего же народа, Вышесказанное может вызвать недовольство народа .Из-за не вовремя проведенных мероприятий я считаю и призываю считать конференцию новоторьяльского сбора «мер кан»аш» и его решения по выборам делегатов на Х сьезд марий НЕЛИГИТИМНЫМ. С уважением к ВАМ жители района,Григорий -Чоткар

    • Полина

      Теҥгече Торъялыште сходым (конференцийым) эртарыме нерген оргкомитет гына погынен. А сход 29 январьыште лийшаш.

      • чоткар

        если шып эртарат ,то мемна мари актив дене северо восток торьял масканурский поселений кундемыште эртарена шке погыным ,а торьял «мари кан»аш» мемна лан не указ.

  16. Лайд

    Поро!
    «Оргкомитет»-влак пуйто шыпак да чоян шуко вере эртаралт кертыныт. Бюджетник-влакым иктаж-могай мероприятийыш поыгмо семын. Мутлан, Моркышто «Казаков лудмашке», Юлсер Карайыште «Портышкем пайремышке». А Торъялыште эше иктаж-могай амал дене.
    Чоткар, вет увертарыме почеш, У Торъялыште 27 январьыште гына лийшаш сайлымаш погынымаш. 22 январьыште чынжымак мо 10 Марий Погыныш сайлымаш лийын. Тендан «негелитимный» манын возымыда гыч тыгерак умылаш лиеш. Но вет Торъялыште график почеш 27 январьлан палемдыме лийын. Сандене район газетыште увертарымашым ончалаш ку:леш — увертарыме деч вара ик тылзе эртышаш. Но, мыйын шонымаште, Торъял район газетыште 22 декабрь деч ончыч тыгай увертарымаш лийын кертын огыл…
    Рашемдыза, поро лийза, тиде йодышым мучаш марте.

    • чоткар

      Поро кече !йоратыме да пагалыме марий калыкем ! Пагалыме Лайд мыйын возымаште лач возымо погыненут оргкомитет,но тушко у»жаш лиеш ыле чыла мари депутатым нуным все таки калык сайлен. А погынышым тоже шып эртараш точат 29 январьыште творчество по»ртышто. Мари калыклан ДК кугу лиеш манын шонат.

  17. Просто критик

    + 10 Чоткару! Дополняю- признавать нелегитимными все конференции по выбору делегатов на Съезд.

  18. новости

    Выступление депутата Госдумы Сергея Мамаева о коррупции в Марий Эл на пленарном заседании Государственной Думы России 22 января 2016 года
    22 января 2016 года на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации, был заслушан аналитический доклад “Коррупция в Марий Эл”, который подготовил депутат Госдумы Сергей Павлинович Мамаев.

    Аналитические материалы о коррупции в Марий Эл депутат Госдумы Сергей Мамаев передал Председателю Государственной Думы Российской Федерации Сергею Евгеньевичу Нарышкину.

    Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл размещает текст выступления депутата Госдумы Сергея Мамаева. В ближайшее время будет размещена видеозапись выступления депутата Госдумы Сергея Мамаева.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сергей Евгеньевич!

    Сегодня я считаю необходимым поговорить об одной из главных внутренних угроз для нашей Родины, способной в непростых условиях экономического кризиса привести к развалу страны. Это – коррупция.

    В послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин особо подчеркнул, “что коррупция – это препятствие для развития России”. Да и в общественном сознании укоренилось понимание того, что любой коррупционер – это вор, а за каждое нарушение закона неизбежно и неотвратимо следует суровое наказание.

    Однако, как показывает практика, в отдельных регионах страны ситуация по борьбе с коррупцией за последнее время лишь значительно ухудшилась. В качестве примера приведу Республику Марий Эл, которая за 15 лет правления Леонида Маркелова превратилась, на мой взгляд, в край непуганых коррупционеров, заповедник для взяточников и казнокрадов…
    https://mariuver.com/2016/01/23/deput-rassk/

  19. Декларация о государственном суверенитете Республики Марий Эл

    ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ МАРИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ — РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

    г. Йошкар-Ола. 22 октября 1990 г.

    Верховный Совет Марийской Автономной Советской Социалистической Республики:
    — сознавая историческую ответственность за судьбу многонационального народа республики;
    — свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих РСФСР и Союза ССР;
    — отмечая несоответствие статуса автономной республики интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа;
    — реализуя неотъемлемое право марийской нации, всего народа республики на самоопределение;
    — стремясь создать демократическое правовое государство: ПРОВОЗГЛАШАЕТ государственный суверенитет республики и ПРЕОБРАЗУЕТ ее в Марийскую Советскую Социалистическую Республику – Республику Марий Эл.
    **********
    Марийская Советская Социалистическая Республика есть суверенное советское социалистическое государство, созданное на основе осуществления МАРИЙСКОЙ НАЦИЕЙ своего неотъемлемого права на самоопределение.
    **********
    Любые насильственные действия против национальной государственности и суверенитета Марийской ССР со стороны политических партий, общественных объединений и организации или отдельных лиц преследуются по закону.
    **********
    Государственный суверенитет Марийской ССР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и ПОЛЬЗОВАНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ, каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-культурных формах.
    Марийская ССР обеспечивает национально-государственное и культурное развитие МАРИЙСКОГО НАРОДА.
    Марийская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей МАРИ, проживающих за пределами республики.
    **********
    Марийская ССР сохраняет за собой право на самоопределение и изменение своего государственно-правового статуса.
    **********
    Политические, экономические и правовые гарантии государственного суверенитета республики обеспечиваются полнотой власти Марийской ССР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни.
    **********
    Государственная власть в Марийской ССР осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
    Экономическая система Марийской ССР базируется на основе многообразия форм собственности.
    **********
    Марийская ССР обеспечивает развитие и защиту всех форм собственности.
    **********
    Марийская ССР имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ей действиями союзных и республиканских органов.
    **********
    *
    *
    *

    http://hpc-strategy.ru/suverenitety_avtonomnyh_respublik/19901022_marijskaya_ssr_deklaraciya/

  20. Катаева

    Уважаемые комментаторы!
    Пагалыме шонен моштышо, умылен возышо, акым пуен, иктешлен пашам тӧрлен, уэмден чыла улшо нормативно-правовой негызым кучылтын пашашке ушнаш шонышо калыкем!
    Жап кажне кечын шагалемеш палемдыме Марий калык погын эртаралтшаш кече деке.
    Мари ушем еҥ-влак тургыжланена — МОД «Мер каҥаш» шке Уставшым пудыртылын чыла улшо марий шӱлышан толкын-влакым шотлыде шке ӱмбакыже утыж дене «оза» вуйым шупшеш.
    Руш да моло калыкат палынешт — мом тӧчат «нине марий-влак»?
    Марий ушем вуйлатыше Козлов В.Н. чын палемда —
    «МОД (Марийское общественное движение) Всемарийский Совет представляет объединение марийских общественных объединений.
    Президиум Мер каҥаш и Республиканский оргкомитет во главе с Васютиным с первых шагов пошли на грубейшие нарушения Устава игнорирование»
    Ни в устной форме, ни в письменной — без какого-либо уведомления марийских общественных объединений не включили в состав республиканского Оргкомитета зарегистрированные общественные организации РОО «Марий ушем» («Союз мари»), РОО «У вий» («Молодая сила»), ВийАр, Саскавий и другие .
    На каком основании?
    МОД МК, его Президиум и Оргкомитет X Съезда народа мари, как органы управления, созданные для консолидации народного общественного движения, координации и сотрудничества в благородных целях, с первых (кстати несколько запоздалых и теперь готовящихся в ускоренном режиме !!! ) шагов подготовительного этапа съезда народа мари мира (статус-то ВСЕМАРИЙСКИЙ!!! ) встали на путь ущемления прав других общественных организаций Марий Эл, России, зарубежья! На путь раскола!
    Направленные в адрес Президиума Всемарийского Совета, Оньыжи Иванова А.Н. и председателя республиканского оргкомитета Васютина М.З. официальных обращений правления РОО «Марий ушем» об участии в подготовительный период подготовки X Съезда народа мари и рабочие дни съезда — это заявка что работа МОД и оргкомитета будет под общественным контролем, в том числе нас, с вами, уважаемые комментаторы.
    Вводят умышленно в заблуждение, дезинформируют МОДовцы тех, кто молчит — то есть соглашается с их диктуемыми установками.
    Нужно на местах проявлять разумную активность, вмешиваться в вялотекущий процесс «подготовки сценария съезда», в выработку документов съезда, формирование состава делегатов действительно радеющих за народ мари, его место в стране, в мире, способных влиять на изменение ситуации в Марий Эл и России.
    Каждый мари-налогоплательщик по месту своего жительства. Он имеет право согласно Основного Закона РФ — Конституции РФ получать равные возможности для своего образования на родном языке, доступа к реализации его социо-культурных потребностей….
    Все начинается с титульного государства народа мари — Республики Марий Эл.
    Жизнь всех народов, живущих в нашей республике, должна быть достойно организованной, обеспеченной по их труду, по вкладу граждан в развитие РМЭ.
    А что мы сегодня имеем?
    Марий Эл стала регионом упоминаемом в нарицательном плане.
    Задача съезда, его участников — объединить все силы для возвращения доброго, гордого имени Республики Марий Эл, народа мари.
    Не заболтать!!!!!!!!!

    • йошкаролинец

      Верно! НО!… у этих идиотов манипулирующим следующим съездом ни совести, ни чести, ни самоуважения. Глупо от них что-то ждать. Не надейтесь. Эти мари махинирующие съездом национальности то не имеют, без роду без племени. Стоящие над ними рушланы тоже без корней. Такие они все люди. На карточку большую зарплату отправили и ладно, жизнь удалась. Капитализм делает из народа зверей, вместо традиций подсовывает поп-культуру. Не будет ничего, твари привыкли что всё сходит им с рук, они не верят в способность своегоинарода что они могут что-то в ответ сделать, из-за этого обнаглели и душу свою потеряли.

      • Вот-вот

        Туге-туге нуно парзит-шамыч чыла титакан улыт. Айста кучен конден Ленин площадеыш шогалтен кӱым кышкен, кырен, вӱрвузыкыш савырен лавраш тошкен пыштена нуным! И эрлашыжым чылан ласкан илаш тӱҥалына: кажне марий ешыште марла ойлаш, Россий мучко школлаште марий йоча-влакым марла туныкташ тӱҥалыт, йӱд-кече марла ойлышо телеканал, радиостанций-влак кава гыч мыланна камвозыт, Марий Элнам вик марий-влак вуйлаташ да чыла кугыжаныш учрежденийлаште марла умылаш тӱҥалыт. Туге вет? Ме, марий-влак, вес марий вурсен шудалаш, тудлан ӱчым шукташ пеш тале улына, КЕРТЫНА. Лач шкенан праванам аралаш да марий калыкнам, йылмынам арален кодаш да Марий Элыштына оза лияш гына тептерна уке… Но тыште ме шкеже титакан огынал, а чыла кызыт МОД Мер каҥашыште шинчыше шучко предатель марий-влак титакан улыт да эше тиде уда Турций, фашист Украине, тушманле Касвел да США чонеш витарат!!! А «Путин тут не причем» да Маркеловшат тудын чай суксо гай…

  21. Алексей

    Ох, как всё у вас запущено… А раньше вы все где были?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s