Куда исчез былой масштаб финно-угорского движения в Марий Эл?

Год грядущий – активность и разнообразие

est_mari_bibl

Во время встречи с Р.Паланди-Паю

Грянул 2016 год. Особо не стараемся оглядываться назад. Но без обобщения не так просто ориентироваться в будущем.

Дни родственных народов проходят ежегодно в третью неделю октября. Эта добрая традиция зародилась давно и продолжалась долгие годы среди многих народов финно-угорских. В 2015 году в Республике Марий Эл эти дни были отмечены не так широко, как в былые 1990-е. Что изменилось у нас, среди марийской общественности, в целом по республике, и, в частности, у каждой общественной организации? Почему потихоньку исчезают те наработки, которые были лет 15-20 тому назад? Почему в РМЭ этот праздник в последнее десятилетие все тускнеет и тускнеет? Одновременно становятся проблематичнее поездки фольклорных коллективов в Финляндию, в особенности, в Эстонию…

Ответ неоднозначен. Потому что какие-то культурные связи еще сохранились, теплятся как огонек надежды. На Дни родственных народов в Эстонию выезжают то один, то другой коллектив.

А что и как проходит в самой Республике Марий Эл?.. Поводом для такого размышления и аналитики стал приезд в Республику Марий Эл в середине октября 2015 года второго секретаря Посольства Эстонии в Москве Регины Паланди-Паю. Встречи с ней проходили в Козьмодемьянске и Йошкар-Оле, где презентовали книгу эстонского писателя Вийви Луйк в переводе на горномарийский язык Валерия Аликова «Шӹмшӹ тыр шошым» («Седьмая мирная весна»).

Встречи как в районной библиотеке им. Никона Игнатьева, так и в Национальной библиотеке им. С.Г. Чавайна провели в рамках Дней родственных народов. Участвовала на последней встрече заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Г.С.Ширяева.

Хотя книга Вийви Луйк издана семь лет назад, но именно она послужила неплохим поводом к подобной встрече. Публика собралась разнообразная. Тут были не только горномарийские представители, но и представители восточных, луговых и других мари, корреспонденты русскоязычных и марийскозычных СМИ, работники библиотек.

Участвовали на мероприятии и члены РОО «Марий ушем» («Союз мари»). По мнению руководителя этой общественной организации Владимира Козлова (Лайда Шемйэра) необходимо не только проводить отельные, не совсем уж связанные с понятием «родственности» мероприятия, а нужно возродить сам дух праздника – праздника духовного единения родственных народов и взаимообогащения культурой. В.Козлов задал Г.С.Ширяевой вопрос, что изменилось в РМЭ за последние десятилетия, почему исчезают те наработки, которые приносили существенные плоды в области культуры.

Вместо прямого и конкретного ответа со стороны зам. Министра культуры РМЭ Г.С.Ширяевой прозвучало перечисление отдельных мероприятий, не всегда возможных отождествлять их «Днями родственных народов». Например, марийская дискотека в кафе «Плес» проходит круглый год, а один из вечеров в середине октября называется «Дискотекой, посвященной Дням родственных народов». Где-то пишут сочинения, где-то проводят конкурс картин или других детских работ… Или сюда же можно причислить Фестиваль финно-угорских театров… Приплести много чего можно. Но все-таки куда исчез тот дух и масштаб…

Как возродить хорошие наработки прошлых десятилетий в 2016 году? Тем более, что в 2016 году собираются провести Конгресс финно-угорских народов.

Печальна история этих Конгрессов 2008, 2012 годов. А что ожидает нас в 2016 г? Ведь на два форума финно-уорских народов васютинцы и мочаевцы не допустили ни одного официального члена РОО «Марий ушем». Это они пытаются мотивировать тем, что мариушемовцы сами не проявляют активности. Но нам-то понятно, что происходило и продолжает происходить во Всемарийском Совете. Несмотря на то, что этим движением в 2008-2012 годы руководил человек ранга депутата Государственной Думы Лариса Яковлева, а в 2012-2016 гг. человек ранга заместитель председателя Государственного Собрания РМЭ Анатолий Иванов, у них ни Устав не зарегистрирован, ни движение не подняли на официальный уровень. И такое «движение» пытается еще претендовать на «всенародное», более того, указывать и командовать над общественными организациями, которые являются зарегистрированными.

В связи с этим РОО «Марий ушем» («Союз мари») вышел с инициативой создания координированного плана мероприятий по проведению Дней родственных народов в октябре 2016 года. И не только. Координация требуется на всех уровнях.

Что это нам даст? Надеемся, что многое. Во-первых, сохранение и развитие родного языка у каждого народа. Во-вторых, развитие культуры, книгоиздания, исследований в области социологии и истории, преодоления и выхода из духовного и социального кризиса… В третьих… Список будет большим и все это отражать в своих годовых планах.

Иначе в последние годы в РМЭ занимаются не конкретными делами, а подменами понятий, которые никоим образом не способствуют развитию общества в целом, так и улучшению общественных отношений.

Поздравляя всех уже с наступившим Новым, 2016 годом, РОО «Марий ушем» («Союз мари») желает плодотворного труда, как на поприще общественной деятельности, так и в развитии финно-угорского мира.

«Марий ушем» продолжает публиковать в Ютубе свои видеосюжеты, нацеленные на информирование и способствующие развитию общественных организаций.

ИнфоЦентр РОО «Марий ушем» («Союз мари»)

Видеосъемка и фото Лайда Шемйэра

27 комментариев

Filed under Статьи

27 responses to “Куда исчез былой масштаб финно-угорского движения в Марий Эл?

  1. Елена

    Без поддержки руководством республики Марий Эл национального языка, национальной культуры, финансовых вливаний на развитие марийского народа , я считаю, невозможно и развитие на должном уровне самого народа! В Министерстве образования и культуры должны быть далекоидущие программы по распространению марийской культуры не только в самой республике, но и за ее пределами. Это выпуск и распространение книг марийских поэтов и писателей! Проведение конкурсов и выставок!Это выступление творческих коллективов из Марий Эл. Целевое обучение марийских студентов во всех сферах образования, чтобы их можно было направлять в регионы проживания марийцев; обучение тех же картов из числа молодежи, чтобы они могли работать в определенных регионах и т.д. и т.п. ……..Приведу один пример( можно у меня посмотреть некоторые фото): у нас в деревне жил один молодой человек: Галиев Валерий. Я учила его с первого класса. С детства был особенный,отличался от других благородством и одухотворением. С начальных классов хотел стать человеком, несущим добро и веру. Но на духовных наставников у марийцев не обучают. Валерий все таки им стал. Проводил совместно с другими и один моления в марийских деревнях—люди к нему потянулись! и молодежь в том числе! В нашей деревне обустроил кусото , провел моление (народу было больше обычного!). и …..стал получать по шапке….от близлежащих «картов» и «культурных лидеров» . Лица теснителей можно лицезреть на прошедшем в ноябре в г. Менделеевске съезде марийцев…(фото их у меня в контакте тоже имеется)…

  2. КАТАЕВА

    Все верно сказано-утрачивается былой уровень дней финноугорских народов! А Елена -в самую «точку «- определила одну из причин угасания духа финноугорскогодвижения… 2 крыла у движения-образование и наука , культура и искусство. Держатся они на общественном движении…
    Система образования Марий Эл , вернее министерство образования и науки ….стремится всеми правдами и неправдами открещиваться от решения проблем в национальном образовании»

  3. Ошвуй

    Согласен с Еленой, однако следует добавить в ответ на министерский вопрос Галины Степановны — вопрос отдельного министерства:
    «Какого масштаба должны быть мероприятия ?»
    — Если честно, ответ таков: «Дело не в самих по себе «мероприятиях», даже дело не в их масштабе, по одной простой причине (которую «не замечают»):
    культура не является «независимой категорией» (независимой от властьпредержащих, экономики, её структуры, трудовой занятости и т.д. и т.п. Поэтому когда собираются обговаривать проблемы культуры бесправного народа одни «культурологи», которые, конечно же, «вне политики» — это заведомо дурной знак того, что проблемы не решаемы. Их не собираются решать. И чиновных людей подбирают соответственно — именно таковых, которые без зазрения совести привыкли «проводить мероприятия». Вопрос культуры, языка не решаемы одним «культурным» региональным министерством. В министерствах прекрасно это знают, но… делают «умное лицо» и говорят «хорошо, мы подумаем…» (как вас культурно «обогатить», на каком мероприятии…). Поэтому-то и «хорошие наработки прошлых десятилетий» скукоживаются, и впредь на Конгрессах всё меньше будет оснований «отчитываться» о «достигнутом». Поэтому и до сей поры так и не зарегистрирован Устав и «движение» так и «не подняли на официальный уровень» — а и задачи такой не было …
    Будьте уверены, в нынешних условиях демонстрации сугубого Величия, на международном уровне, вопросы культуры коренных народов, тем более, не будут решаться. Скажут: «В сложном положении Страна, надо потерпеть, надо крепить ряды перед врагами — по периметру… «. Финансирование «оборонки» знаете во сколько возросло ? О какой культуре речь ? А «КрымНаш», а Лугандония, Сирия ?.. Терпите, культурологи, за всё надобно платить…

  4. Согласен

    Внимательно посмотрел видео.
    Лайд прав! Где ДУХ?
    Мы то здесь, да и вообще все думающие нормальные люди, прекрасно понимаем, что имел в виду Лайд Шемйэр, когда интересовался про дух мероприятий.И чиновники осознают идею вопросаю просто невозможно описать этот термин во всяких юридических формулировках и бюрократических бумажках. Документооборотщиков в нашем народе много, нам поэты, литераторы, писатели нужны, поддерживающие совесть нации!

  5. Ольгуш

    Коя тӧрам луктын шуман, вара чыла сайн кая !

    Кунам тыжечын каен кертеш ? Куп кикимыр гай купеш колмешкыже пижын мо ?

    • Житель Марий Эл

      Ольгуш, вирже тӧраште огыл дыр…. вара чыла сайын кая… Это высказывание показывает нашу слабость. Причина ослабления движения в нас самих. В конце 80-х и в 90-х мы были молоды и полны энергии, готовы были свернуть горы. Но время идёт и мы уже остепенились и постарели, у нас у самих выросли дети. По сравнению с нашим поколением детей выросло очень мало и то главное они и по марийски-то толком не говорят. Значит причина в том, что мы просто не воспитали новое поколение, мы сами виноваты, а не кто-то другой. Не правительство, а мы сами в своих семьях должны были учить детей. Скоро мы уже полностью состаримся и потом умрём, и вместе с нами умрёт и всё это движение. Не хотелось бы в это верить.

  6. Лайд

    Поро!
    Житель Марий Эл, мончаш пурымыда годым нуж (поскалтыш) выетымкым налза. Тиде тыланда моткоч келша. Тендан возымаште чын уке ом ман.
    Но мый нуж выньык дене мончаш пураш тунемын омыл.

    • ЛайдУ

      Вы хотели памятник священнослужителю МТР Свистунову на патриаршей площади поставить. В прошлом или позапрошлом году Марий Ушем вышел вроде как с этой инициативой. Результаты есть какие?

  7. Пуры вады.

    Житель Марий Эл, позволю себе не согласиться, что мы сами виноваты. В марийском так и вообще в финно-угорском движении в Марий Эл пошло все кувырком с приходом к власти марофоба (почти русского фашиста) Маркелова. Мой перст всех бед в первую очередь указывает на него, затем на немолодую барышню марофобку Швецову.

    • Житель Марий Эл

      Ответьте tsikma сколько у вас детей и обучили ли вы их марийским традициям и языку?

    • йошкаролинец

      «Мой перст всех бед в первую очередь указывает на него, затем на немолодую барышню марофобку Швецову»
      Так пишет бывший политик и журналист, нынешний литератор 🙂
      Ваш перст это перст всех бед? Может надо так: мой перст из первопричин всех бед указывает.. Или: мой перст из всех бед указывает в первую очередь на..
      Что за славянское слово перст? Царский жест какой-то! Мой! Перст! Указывает!
      Почему марОфоб? Общепризнанно марИфоб.

  8. Пуры кечӹ.

    Житель Марий Эл, досье на меня собираете? Начну с этого вопроса.
    Кому надо — отвечу. Но в данный момент, не вам.
    Извините, я у вас не спрашивал сколько у вас кого-то и чего-то. Обсуждается тема, а не персоны комментаторов. Я так понимаю?

    • Житель Марий Эл

      Я прошу прощения конечно, если мой вопрос вас так обидел. Просто этот вопрос как раз относится к этой самой теме. Вот, например. Лайд имеет троих детей и всех и он воспитал в марийском духе и если бы у него об этом спросили, то он нисколько бы не обиделся, наоборот он был бы горд, что ему такой вопрос задали. Да и многие другие бы точно так же. Но почему же вы так обиделись? По-моему здесь нет ничего обидного. Конечно можно сетовать на президентов и министров, но если мы сами не будем воспитывать своих детей, то это по-моему тоже неправильно. Еще раз прошу прощения. А что касается меня, то у меня две взрослые дочери и обе знают традиции и языки.

  9. Пуры вады.

    Житель Марий Эл, почему же считаете что я обиделся. Нисколько. Я не деятель того уровня, например по сравнению с Лайдом. Он — персона общественная. И у каждого свое решение относительно публичных высказываниях личной жизни. Я сам, человек, далеко не общественный.

    По Конситуции и по закону, Президент Марий Эл должен быть гарантом и защитником языков Марий Эл. Или вы думаете по-другому? Правда, в течение тех долгих лет моих комментарий в МариУвер, кажется, эти вопросы обсуждаются уже по несколько раз. Придет новый Комментатор и начнет утверждать, как и вы, что все должно исходить от семьи. Да, должно исходить, но не все. В создании положительного имиджа к марийскому языку громадную роль играют общественные и государственные институты. В том числе и институт Президента (Главы Марий Эл). Если вы думаете иначе — пожалуйста, на это имеете полное право.

    • йошкаролинец

      Вы забыли в конце подписать: » Пишет вам Цикма из кафе в Париже» 😉 Помните? Такое уже было здесь давно в ваших комментариях 🙂 Вопрос вам, как активному интеллигенту, задали резонный. Человек вы тоже известный, всегда высказываетесь на серьёзные темы, по музеям ездите, себя показать хотите. Не надо говорить про членов своей семьи и пароли явки ссылки выдавать. Ответить просто научили своих детей марийскому неисложно и это к делу относится. А то ваш ответ «А чё ет сразу я? Вот вы на других лучше посмотрите! Это ваще к разговору поднятому отношения не имеет!» улыбает. Вы отмазываетесь, буто занервничали. Может мы с вас пример брать хотим. Ну, как? Молодое поколение Аликовых владеет марийским языком?
      http://mariuver.com/2010/01/07/alikov-kozlov-100/

  10. Уважаемый, йошкаролинец, мы не обсуждаем здесь личную жизнь отдельных комментаторов, а также не практикуемся в русском правописании. Пишите по сути и заданной теме!

  11. какшан марий

    этот йошкаролинец и есть засланный на этот сайт казачок.
    Успокойтесь, друзья, всё хорошо, мы будем и дальше бороться за доброе имя «Марий Ушем».
    Время маркеловщины стремительно катится в бездну.
    Правда, бед от неё хватит на столетия

    • valentin

      Очень жаль, что среди марийцев, особенно среди луговых и горных, нет единения. Почему такая нелюбовь к горным? Недавно разговаривал с чувашами, они в Йошкар-Оле работают строителями. У одного чуваша брат женился на горно-марийке, в ходе общения с марийскими строителями с луговой стороны, он этим похвастался, но те ему сказали:» На горно-марийке? А мы ведь их не любим.» Лично я не понимаю, почему такое отношение. Видимо, это предубеждение сидит у некоторых уже в подсознании. Действительность тоже подтверждает эту тенденцию. В Союз писателей горно-марийцев не принимают, у горных марийцев по конституции есть государственный язык, но своей газеты республиканской нет, в республиканских луго-марийских газетах о жизни горных марийцев тоже нет публикаций, у горных марийцев есть только куцая чёрно-белая районная газета, выходит один раз в неделю, книги на горно-марийском языке не выпускаются уже давно, на телевидении и по радио наравне с татарами один раз в неделю даны только по 15 минут, и то передачи транслируются по вторникам в самое неудобное время в 9:35 утра, когда все находятся на работе и так далее и тому подобное. Мне могут возразить- не может такого быть! Да как же не может? Налицо полное игнорирование горных марийцев, которых приравняли к проживающим в республике татарам, но у них ведь государственного статуса языка нет, они все смотрят замечательные теле-передачи ТНВ из Казани.
      Вот такие перекосы. Лично у меня, горного марийца, нет никаких предубеждений к другим марийцам, отношусь ко всем одинаково. А если я не придерживаюсь язычества, потому что меня в младенчестве крестили в православной церкви, то что получается- я враг марийцам, что ли? Да нет и мне кажется, не надо на этой основе зацикливаться. Ведь многие здесь сидящие наверняка были комсомольцами, а некоторые даже партийными, так откуда же появилась эта ретроспектива? Финно-угорское движение должно объединять, а не разобщать, мне так кажется.

      • Луговой

        Валентин, проблема в тебе в самом и в тебе подобном горных марийцах. Большинство мари вообще не делит себя на какихт-то «горных», «луговых»… ит.д. Я даже не знал о наличии такой проблемы до того как встретился с «горными». Ты постоянно поднимаешь эту высосанную из палца проблему. Зачем? Хочешь усугубить разрыв между нами? Хочеш отвлечь людей от насущных проблем? Я тебе уже писал «не там врагов ишешь, нам делить нечего». Смотри в глубь проблемы, пошире. Мы в одной лодке, раскачивание приведет к тому, что все марийцы утонут. А ты все надеешься утопить других и самому выжить?

        • просто критик

          Проблема в таких как «луговой». Своим названием разобщает уже. Не «на каких то «горных» и «луговых», а в Марий Эл официально 3 языка, в том числе горный и луговой. Да и различие по вере. В общественные движения нужны представители и горных мари, тогда будут подняты проблемы и языка, и книг, и телевидения на горномарийском языке.
          В настоящее время в Всемарийском Совете, Мари Ушем и.т.д. одни луговые. А в Правительстве маркеловском, вообще горных нет ( Вас-
          ютина не считаем).

          • хына

            Мары Эл Правительствышты кырыкмарын Васютин царна ))) царламарынвла министрвла уке

          • Луговой

            Вообще-то я никогда себя ни «луговым», ни «болотным» ни др. не называл. Это горные марийцы всегда помимо воли др. марийцев всегда навязывают какое-то приложение к слову «мариец». Ваше право считать себя «горными марийцами» — я это уважаю. И мое право считать себя просто «марийцем». Вы «просто критик» не пытайтесь тут флудить и отвлекать народ от дискуссии на заданную тему. Финансирование культуры и литературы в руках министерства культуры, которое возглавляет горномариец Михаил Васютин, которого в преднамеренном дискриминационном финансировании горномарийской культуры и литературы обвинить очень сложно. Может его министерство просто ограниченно в средствах и причем тут другие марийцы? У нас разве в Марий Эл марийцы решают на что и на сколько бюджетные деньги направить?
            Также и Горномарийском районе большинство горномарийцы в т.ч. и во властных структурах, причем тут луговые? Просто опять те же горномарийские чиновники в рамках существующей системы в республике, которую создавали не марийцы. Также в рамках общей национальной политики РФ, которая явно не хочет поддерживать языки и культуры национальных меньшинств.
            Смотрите шире и пишите по теме, а не пытайтесь тут искусственно вызвать грызню между различными группами мари.

      • хына

        Валентин, мам попет. ынгылет?! Ты бы лучше дальше на кране работал ))) царламарынвла Северыш, Москваш, Казаньыш халтурить кееныт. Халашты цила рушла попат, рушынвла властьышты ылыт.

  12. Pingback: Финн-угор Кайык Эстоний гыч Венгрийыш «чоҥештен» | MariUver

  13. Алексей

    Йошкаролинец, я тоже был комсомольцем, надеюсь это не ты меня судил. Комсомолец комсомольца не должен обидеть…
    https://www.youtube.com/watch?v=tAMLFJCnoC4

Добавить комментарий для просто критикОтменить ответ