В Москве прошло первое моление

Mosko_kumalmash_0615 ноября в музее-заповеднике «Коломенское» состоялось первое моление на московской земле.

География проведения марийских традиционных молебнов пополнилась новым местом – на сей раз моление прошло уже на территории Москвы, в местах, связанных с мерянскими святилищами в музее-заповеднике «Коломенское» вблизи Дьякова городища – древнейшего археологического памятника раннего железного века (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.) на территории столицы.

Окрестности Дьякова городища, издревле окруженные таинственными легендами и преданиями, к счастью, остались незастроенными — передаваемое из века в век строжайшее табу – запрет селиться в культовых местах – сохранило его территорию как для археологов, так и для потомков древних меря. Исследования на территории Дьяково велись еще с 1864 года, а вот традиция молений возобновилась только спустя 14 столетий.

Древние меря жили большими, патриархальными семьями в длинных домах, занимались скотоводством, сеяли пшеницу, ячмень и просо, вырезали из кости и ковали из железа и бронзы свои орудия труда и украшения, и молились в рощах у священных камней – огромных валунов ритуального назначения. На этих естественных алтарях часто встречаются углубления-чаши, где скапливается вода, обладающая по преданию исцеляющей силой.

У одного из таких камней-чашечников и состоялось последнее в этом году осеннее моление. Карт Московского региона Денис Ямаев провел обряды, были зажжены свечи и ритуальный костер. Вместе с мари в этот день к древнему святилищу пришли и представители других финно-угорских народов. Светлыми пожеланиями добра, счастья и мира вознеслась к небу общая молитва участников, объединяя нас с предками, жившими в этих местах задолго до появления российской государственности. Как добрый знак в это утро в Москве выпал первый снег.

Елена Минилбаева

Фото Татьяны Симоновой

123 комментария

Filed under Новости

123 responses to “В Москве прошло первое моление

  1. ЛомЭр

    Пеш поро пашам эртарышда!

  2. Вен

    Предлагаю называть нашего марийского священнослужителя Дениса Ямаева не картом, а древним марийским словом — арвуй.

    • Аноним

      священнослужитель — тиде поп, а мемнан калык умыреш молла манын.

      • Вен

        Священнослужитель — священный служитель, служит богу. Священнослужитель марийской религии называется карт, раньше -арбуй, священнослужитель православный в простонародье называется поп, священнослужитель мусульманский называется молла или мулла. Вы — мусульманин?

        • Аноним

          Башкирийыште молла маныт да эше бысмылла ош поро куго юмо маныт, мусульмангай арнягечым ыштат, сукен шинчын кумалыт ну итдитп

  3. PORO

    Может выскажу крамольную мысль, но предположу еще раньше называли не «арвуй», а «эрвуй» , согласитесь это более правильно. Хотя возможно ошибаюсь. Очень мало слов в марийском начинается на букву «А». Почему?

    • прамай

      Шонем, арвуй тиде чын мут. (ср. фин. arpoja — проповедник; вепс. arboi — гадалка).

      • Аноним

        арвуй ангравуй семын шокта

        • Виктор

          Марий йылмыште АР мут, рушла кусарен каласаш гын, СОВЕСТЬ манмым ончыкта. Сандене, марий кумалтышым эртарыше айдемым АР умлымаш дене кылдаш гын, уда огыл манын шонем. Тидын нерген калык утларак шоналтен вискален налеш гын, сай лиеш ыле…

    • Вен

      Ну, во-первых, марийского жреца горные мари до сих пор называют арвуй. И смею предположить, что и северо-западные так же называют. Значит, московские мари в древние времена(меря) своих жрецов называли арвуй. Об «арбуях» Москвы, Костромы и Ростова древних времен пишут и древнерусские летописцы. Во-вторых, у западных мари «ар», а у луговых «ор» означает большую группу людей(толпу), которые заняты общим делом. Это может быть моление, праздник, свадьба… Для доказательства и для примера приведу всем известное выражение «оръеҥ», есть даже спектакль «Оръеҥ мелна. Т.е. ар – это толпа, множество людей, а вуй – главный. И еще добавлю, что звук «в» в марийском языке не такой мягкий, как в русском языке. Этот звук более близок к «б». А в некоторых случаях переходит в твердый звук «б». Например, устембал, тошкембал, Эҥербал. Эти примеры показывают, что после согласных звук «в» переходит в звонкий «б». Т.е. марийцы раньше своих жрецов называли «арбуй»

      • люблю все марийское

        Вен, ну, во-вторых, покажи или назови хоть одного горномарийского жреца, ныне живущего, где он обитает?

        • Вен

          Да, горные мари уже лет 200 не проводят марийские моления, все стали православными. Но, быть может, поэтому-то они и сохранили свое исконно марийское название жрецов. Ведь, как называют левобережные своих жрецов? Карт! А это татарское слово, которое означает просто «старик»! Обидно. А как называют своих жрецов восточные мари? Молла! А это еще хуже – так называют мусульмане своих священников. Это никуда не годится – марийцы должны называть своих жрецов марийским словом! И это слово – арбуй! Давайте допустим, что горные до сих пор молятся в своих священных рощах марийским богам. Они бы сохранили марийское название жреца? Судя по тому, что луговые и восточные не сохранили, горные бы тоже не сохранили это слово арбуй. И как бы они сейчас называли своего языческого жреца? Т.к. Луговые и восточные тяготеют к татарам, то у них жрец получил татарское слово. А горные тяготеют к русским, значит у них свой жрец получил бы название – поп. Точнее, марынпоп. Как бы здорово звучал сейчас в горномарийских священных рощах: «Марынпоп попа!»

          • Аноним

            Онаеҥ мут улыс

            • Вен

              Насколько помню, у наших первых классиков — Чавайна, Шкетана и других писателей, нет такого слова. Это слово»Онаеҥ» появилось совсем недавно. Мне кажется, это слово стал использовать уважаемый всеми Танаков. Молла — это священнослужитель мусульман. Он не мог такое слово использовать для обозначения жреца. Карт тоже иноязычное слово. А вот онаеҥ — марийское слово и подходит для обозначения марийского жреца. Кажется, это хорошее, марийское слово вех может удовлетворить. Но, есть одно но. У древних марийцев отсутствовал звук «ҥ». По словам лингвистов этот звук появился у луговых марийцев сравнительно недавно под влиянием татарского языка. У горных и, позвольте предположить, у северо-западных тоже такого звука нет. Вспомним все плакаты нашего уважаемого Шалангина против Маркелова: » Каранг, Маркелов!» И почему это Танаков не стал использовать древнемарийское АРБУЙ, можно только предполагать.

          • Аноним

            Карт тотарла мут — шонго(старый)

          • люблю все марийское

            …»горные до сих пор молятся в своих священных рощах марийским богам…»
            неправдоподобная картина, сложно представить, но хотелось…
            Вен, абы, кабы…чего вдруг фантазировать-то?
            Как же это чудовищно звучит — «Марынпоп попа!»

      • Каври

        Слово «карт», видимо, заимствовано из булгарского языка. Арвуй — чисто марийское слово. Это хорошее предложение. Правильнее вернуться к марийскому названию.

    • Виктор

      Сай шонымашлан шотлем. АР мут, руш мут дене каласаш гын, СОВЕСТЬ манмым ончыкта. А илышыште чылажат шот дене лийже манын, колышташ келшен толшо айдемым кашакын шонен сайлыман, очыни. Тунам вара «кумир» ок шоч.

  4. Бог заповедовал не делать себе кумиров ни на земле, ни на небе. «Не сотвори себе кумира».

    • PORO

      Разве отец, по крайней мере большинству, не является авторитетом. В чём отличие кумир и авторитет.

      • Дорогие мои, я имел ввиду то, что человек, которого его поклонники делают кумиром (то есть каждое его слово возводят в истину, перестают критично относиться к нему), должен понимать это и не вводить людей в искушение сделать себя для них кумиром. Сам же этот человек тоже подвержен искушению сделаться для своего окружения кумиром. В народной мудрости это называется «испытание медными трубами». Свеж в памяти у всех случай с Левашовым, которого его окружение стало делать кумиром, и он сам стал входить в это искушение.
        Интернет, социальные сети позволяют сегодня эффективно (с помещением фотографий, видео) «раскручивать» человека и делать его «известным». А это не всегда — благо.
        Примеров тому много: пока человек оставался неизвестным и высказывал правильные мысли — он оставался в русле Божьего Промысла и мысли его работали на благо, как только он позволял другим «раскручивать» себя или делал это сам — он подвергал себя риску сделаться божком (кумиром) для своего окружения с часто не очень благоприятными последствиями для себя и окружающих.
        Один великий человек говорил:
        «Твори добро в тайне, ибо добро в тайне с легкостью найдет путь к тому, кому оно нужно. Добро в тайне с благодарностью примет и друг, и враг, и добрый, и злой, и здоровый, и калека. Добро, творимое в тайне, готовит душу для полетов к звездам.»

    • Каври

      Мегалиты — это не кумиры, а алтари, где молятся Ош Поро Кугу Юмо, не путайте.)

  5. PORO

    Вен указал в комментарии:
    «Во-вторых, у западных мари «ар», а у луговых «ор» означает большую группу людей(толпу), которые заняты общим делом….Т.е. ар – это толпа, множество людей, а вуй – главный. »
    Следуя логике необходимо произносить ОРвуй вместо АРвуй. Как на марийском произносят имя АРИНА ОРИНА.
    И всё-же на правильное написание вначале слова ОРВУЙ буквы «О» косвенно указывает тот факт, что в марийском очень мало слов начинающих на букву «А».
    И почему слово КАРТ татарское, почему оно не может быть мари, возможно наоборот татары переняли у мари это название.

  6. Лайд

    Поро!
    Надо в глубь истории посмотреть. Но и не надо мое это высказывание принять за что-то такое против горномарийского.
    А добавить хотел следующее – АРБУЙ слово древнемарийское, возможно, и прамарийское.
    Конечно, Вен немного перебрал со своим предложением (хотя это его предположение): «Давайте допустим, что горные до сих пор молятся в своих священных рощах марийским богам. Они бы сохранили марийское название жреца?» Ну, и т.д.
    Суть то в том, что слово АРБУЙ было издревле, еще в XII веке упоминается. Об это я еще в студенческие годы (1980) в какой-то исторической литературе вычитал. Но сегодня не могу привести как цитату. Если поискать, то не так тяжело найти. Но ни о каких горномарийцах там не говорилось. Да наш праязык не делился, как мы привыкли сегодня.
    Вен употребил слово «левобережные» марийцы. Интересно. Но многочисленные левобережные в какие-то давние времена были «правобережными».
    Ну, а с предложением АРБУЙ как термин вполне согласен. Это было уже до средневековья. Но согласятся ли те, которые привыкли назвать себя «онаен:» или м»молла». Мы же — традиционалисты. У:скырт улына. Марий гаяк…
    Не надо думать, что мы первоткрыватели чего-то. Обращайтесь в Поисковик. Вот один из ответов (но надо быть осторожным, церковники писали-переисывали очень много, поэтому без спора и доказательств невозможно):
    – «Что такое арбуй? Значение и толкование слова arbuj, определение термина
    арбуй — «жрец», с 1534 г. в Новгороде (Срезн. III, Доп. 6), сюда же др.-русск. арбую, арбовати «отправлять языческое богослужение» (там же, 1548 г.). Заимств. из фин. arpoja «прорицатель, предсказатель»; см. Калима 79. Из-за географического распространения менее вероятным является возведение этого слова к мар. arbuj «Жрец, колдун» от ar «разум» и uj «голова»; см. Рясянен, FUF Anz., 24, 54.»
    Ужыда, лу:мын ан:ыртылыт: «Из-за географического распространения…» манын.
    Да тулеч молат…

  7. чоткар

    Поро кас ! Йоратыме марий кпалыкем! Во первых слово Карт в марийском языке не употребляется. во вторых в буквах «А» и «О» есть отличие НЕТ слова АНАЕН»г .а есть слово «ОНАЕН»г» и то что вы про муллу .ЧЕРЕМЫСЫ жили до прихода БУЛГАР и до прихода Монголотатар.И Черемысы с Россичами населяли территории от Пруссии до урала И от скандинавии до Ирана. А евреи пришедшие с ближнего востока через балканы и осман, просто начали внедряться в черемыско россичские земли.и подобно сказке начали выживать Черемысов и Россичей ,как выживали англосаксы Американских аборигенов -ИНДЕЙЦЕВ со своих земель. Я не националист ,но Я хочу ,чтобы Марийцы и Русские жили рука об руку и всегда поставляли плечи свои против таких ВОРОВ как МАРКЕЛОВ и ПЛОТНИКОВ. ПОРО ОШ КУГУ ЮМО АРАЛЕ , Тажам ПУЭН ШОГО ОСАЛ ТУШМАНЫМ шонышым но»мнан деч поктен колто …………………

  8. Национальный акцент пишет
    http://nazaccent.ru/content/18395-marijskoe-tradicionnoe-molenie-proshlo-v-moskovskom.html
    Марийское традиционное моление прошло в московском заповеднике «Коломенское»

  9. Немарийка

    Слово Карт — пишем латиницей = CAR T, Т может быть обрывком другого слова. разбираем — CAR . Вполне читается, как царь, оно же Сэр оно же Сир (англ). «Царь» можно придумать, что это не русское слово. Но сродни слову «Царапать». Раньше не на бумаге писали, а процарапывали — руны, черты, резы. И процарапанное слово было твердо — указ-заклинание и попробуй не выполни!
    И в Махбхарате и в Библии, царей, СТОЛЬКО,что кажется в каждой деревне по царю и то будет тесно.
    Подробнее пока что не знаю

  10. прамай

    Арвуй — пеш сай да кӱжгӧ умылымашан марий мут. Ончалза, мыняр мутын «ар» тӱҥжӧ лиеш: ар (совесть, порядочность), ару — (чистый, опрятный), аралаш (защищать, сберегать, сохранять), аршаш (связка, собранное вместе). А «марий» манмаште — ар йӱкшӧ койынак йоҥгалтеш.
    Шонем, мемнан онаеҥ-влакат кугезе коча мут деке пӧртылаш тореш огыт лий, вет кокымшо значенийже арвуй мутын тиде «духовный вождь», «предводитель». Сита вес калыкын мутышт дене онаеҥна-влакым лӱмдаш — шкенан шочмо мутнат уло!

  11. PORO

    В языке мари имеется слово КОР АШ — чертить, делать бороздку, КАР АНД АШ и это уже произноситься на русском. Теперь рассуждаем в обратную сторону слово КАРТ вполне могло читаться на мари КОР Т. Конечно трудно домысливать, но возможно КОРТ человек который прорисовывать(прочерчивать) дальнейший ход событий, предвидит события. И еще предложу КОРТ действительно чертил РУНЫ(ТАМГУ) или что-то такое. Это моё мнение.

    • Осал

      PORO, Вы случайне не великий новоявленный «лингвист» Громов? У того тоже такая же богатая фантазия в стиле народной этимологии, свяжет любые языки мира между собой и найдет родство🙂
      Для начала хоть изучите этимологию слова «карандаш»
      https://ru.wiktionary.org/wiki/карандаш
      КАРАНДАШ
      Происходит от тюркск. *kаrаdаš «черный камень»; ср.: тур. kara «чёрный» и taş «камень».
      Другая версия:восходит к тюркскому *kalamdaš (ср. азерб. qələmdaş), из kalam «тростник» + daş «камень».

  12. PORO

    Вен указал, и нет повода не верить: «У древних марийцев отсутствовал звук «ҥ». По словам лингвистов этот звук появился у луговых марийцев сравнительно недавно под влиянием татарского языка. У горных и, позвольте предположить, у северо-западных тоже такого звука нет.»
    В мари языке имеется слово КОРАН АШ — сторониться, отходить, сворачивать, отклониться. Знаем такую книгу КОРАН. Существует еще выражение КОРАН КАЯШ, что в переводе значит отходить, отойти, но слово КАЯШ тоже имеет перевод — идти, уйти. Что в итоге имеем сами домысливайте ЯШПАЙ, ТОЛИК и …

  13. PORO

    Осал даже незнаю что и ответить, ну наверно так. Современная наука является основой мировозрения огромного количества людей. Этот ключевой момент внедрения одинакового мировозрения делает похожим науку на религии и идеологии. Но в отличии от последних только наука работает с так называемым всем прогрессивным человечеством, претендует на глобальный охват всех народов земли и уже со школьного возраста поголовно закладывает ложные догмы. Для цели управления не важно насколько действенно внедряемое мировозрение, важно лишь то, что оно одинаково для всех людей. Железобетонный фундамент ложной глобальной научной доктрины давит любые альтернативные теории исследования и изобретения могущие пробить свет на природу живой материи, электромагнитных явлений, гравитацию, альтернативной энергетики. Добавлю и в области изучении языка. Первая информация, поступившая в мозг человека кажется ему 100% правдой. Любая поступающая информация должна быть разобрана и проверена .

    Язык нам дан, чтобы скрывать свои мысли.
    Что такое мысль? – в переводе с греческого ЦЕЛЬ.

  14. Осал

    Видите ли, PORO, наука, в т.ч. и лингвистика очень даже отличается от ваших профанаций и фантазий на лингвистические темы. Как ни странно, языки народов мира очень даже систематичны и изменения в них происходят закономерно, а не хаотично как в ваших фантазиях. Взяли каике-то современные формы абсолютно чуждых слов из одного или многих языков и делаете какие-то глобальные выводы! Понимаете, человеку знакомому с наукой лингвистика Ваши доводы наивны и смешны. Вот, например, громовым-подобные псевдоученые, как и Вы, возьмут марийское слово «кӧршек» и включат свою богатую фантазию и начнут делать выводы. Так слово похоже на «ӧрш» (снигирь) горшок красный как снигирь значит в его основе «ӧрш». Или на «кӧрж» ну основа горшка похожа на ухо, ушную дырку соответственно они связаны… А наука утверждает, что «кӧршӧк» — это русское заимствование от слова «горшок», в дренемарийском языке (каки и в др. ФУ языках) в начале слова не было звонкого согласного «г», мы финно-угры просто не умели их произносить, их заменяли глухими вариантами. Да и гласную адаптировали под свой язык, гласные вообще мене устойчивы в языках. Вот и все.
    Вен, назализованная «н» (ҥ) есть и в других финно-угорских языках и Ваши утверждения, что это позднее заимствование спорно!

    • PORO

      Тау Осал. И это действительно инскренне. Вы очень нужны Громову, мне и таким как мы. Только в процессе обмена мнениями можно подойти к истинне. Что касается В.Громова не все его выводы принимаю и воспринимаю. Но думаю, что только тем, что начал изучать язык мари и сравнивать с другими языками он очень много сделал, фактически обозначил тему изучения происхождения и формирования языка народа мари в публичном поле, до него все вопросы языка рассматривались академической наукой. Повторюсь не все следует принимать за догму в его работах, это моё мнение, и все-же думаю Громову В.Г. необходимо сказать большое спасибо. И Вам Осал хочу выразить благодарность. Почему у Вас сложилось такое негативное отношение к Громову, Вы попробуйте понять человека. Ведь о чем он пишет, это не фантазии сидя на диване, это многолетние исследования, куча прочитанной литературы, многочасовые размышления. И пусть не все верно в выводах, это опять моё мнение, но человек ощущает себя нужным, он живет творчеством. Думаю любую точку зрения не совпадающую с его выводами касаемо языка Громов просто не воспримет, в силу…,ну я думаю догадались. Что касается всего остального необходимо подумать. Еще раз КУГУ ТАУ и до новых встреч. И все-же почему Осал?

    • Вен

      Уважаемый Осал! По поводу «ҥ» может и спорно, но, в данном случае, разве это важно? Онаеҥом называться Ямаеву тоже не гоже. Почему же? У горных этот звук отсутствует. А самое известное предание и самое полное о московских марийцах как раз у них и сохранилось. Предание сообщает имя последнего марийского князя и имена соседних князей. По этим именам можно установить и о времени, когда Москва принадлежала марийцам. Т.е. можно предположить, что московские марийцы были предками современных горных марийцев и звук «ҥ» у них отсутствовал. Т.е. ни карт, ни онаеҥ для обозначения жреца московского региона не подходят. Теперь об «орвуй», который предложил Поро. Во-первых, язык горных мари – «акающий» язык, как и говор русских московского региона, во-вторых, русские летописи говорят об «арбуях», а не об «орбуях». В-третьих, это слово «арбуй» и обращения к Юмо арбуя Дениса Ямаева привлечет дополнительно новых последователей МТР в лице неомерян. Исторически будет правильно, если Денис Ямаев будет называться арбуем.

  15. ДЕНИС ЯМАЕВ, МОСКО КУНДЕМЫСЕ АРБУЙ (КАРТ)

    ПАГАЛЫМЕ МАРИЙ—ВЛАК!
    Мемнан йылмым йомдарыше—влакат умылышт манын, рушла возем… Ида о»пкеле.
    Я признателен Всем, кто положительно откликнулся по непростому вопросу: АРБУЙ. …
    Сегодня,22 ноября 2015 года, во время Семейного Моления в Подмосковье, в гор. КЛИН перед ОШ ПОРО КУГУ ЮМО и Верующими Я НАЗВАЛСЯ АРБУЙ Марийского Народа!.
    Я согласен со этим термином. И еще добавлю. Только в 5-6 веках
    н.э. Угро—финны разделились на народы. А до этого говорили на одном Языке. Поэтому древний термин =Арбуй= приемлем и для Священных Служителей других Угро—Финнских Народов.
    —Карт применяется в значении =СТАРЕЦ=
    —У ЭРВЕЛ МАРИЙ , ныне живущих по админ. делению в Башкирии, Священных Служителей ОШ ПОРО КУГУ ЮМО называют или КАРТ Кугыза, или Оначочой. Слово = молла= применяется, как правило, с иронией, и за глаза КАРТ Кугыза!.
    Здесь, в Подмосковье, где живут и работают многие финно—угорские народы, с которыми мы наладили и налаживаем связи,
    термин =АРБУЙ= приживется. В других—со временем. Торопиться НЕ НУЖНО ! Время все по местам расставить…Главное не термины, а духовная Составляющая! С этим, у НАС, у МАРИЙЦЕВ —Порядок! Прожили ТЫСЯЧИ ЛЕТ—БУДЕМ ЖИТЬ и РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ!!! ОШ ПОРО КУГУ ЮМО ПОЛШО!!!

    • толя

      Кушеч толын лекте тиде — явление Арбай народу? Эше ик у посредник от бога мо?Должностедым небесный канцелярийыште подписатлышт мо уже? Наверне скоро Арбай воскресе манашат жап толын шуеш. Керек кузе манза шкендам, гундяев семын, вар калыклан те шояк молла да поп улыда. Лично мылам между мною и Юмо посредник огеш кул.

    • Поро кас ! Если хотите , я могу пояснить что значат ямки на камнях а так-же для чего эти камни и как с этими камнями нужно обращаться от предков достались старинные записи видимо мерянские традиции каким -то божьим промыслом сохранились а потом попали в записи моей пробабки.

      • PORO

        Думаю все сохранившиеся знания о народе мари представляют большую ценность, особенно в наше время, подъема самосознания.

  16. яшпай

    карт нерген тотарла лирика: https://www.youtube.com/watch?v=WMF6QVULkKs

  17. прамай

    Денис Яковлевичым пагален, содыки, арвуй манаш кӱлеш. В летописях слово «арбуй» писали русские, потому что не различали, что мари звук «в» произносят действительно твердо, похожим на «б», но слово-то все-таки «вуй». Не надо повторять за ними ошибочное написание! И так вслед за ними мы называем наших героев князей: Полтыш вместо исконного марийского — Полдыш, Мамич-Бердей вместо Малмыж Бердей, Ош Пандаш вместо Ош Пондаш и т.д. Исконное написание должно быть марийским — и не коверкающим смысл слова!

    • Вен

      Уважаемый ПРАМАЙ! Полтыш – известный и авторитетный марийский князь. Ну, никак не могли марийцы назвать этого героя и богатыря Полдышом – пуговкой. Русские его называли Балтауш. Это очень похоже на балтавыш. На древнебулгарском – командир крупного воинского соединения. Полдыш и был таковым, командиром крупного воинского соединения. Это Полтыш уничтожил флотилию Палецкого на Волге в 1524 году. Гора, с которой было совершено нападение черемис на флотилию Палецкого, до сих пор называется Болтушевой горой. После гибели Полтыша командиром черемис стал по легенде его брат Токтауш. Связь видите: Балтауш – Токтауш? Т.е. балтауш –это командир, а токтауш – его зам. А марийцы уже переиначили балтауш на свой лад Полтыш. Теперь по поводу Мамич-Бердея. Это тоже не марийское имя. Татары его называли Мамыш-Бердей. А мамыш, по-русски — мамич, означает молочный брат хана. В те далекие времена во дворце хана с малых лет жили и воспитывались дети марийских князей. Они питались и воспитывались вместе с детьми хана, поэтому их называли молочными братьями. Вот Мамич-Бердей и был таким воспитанником хана, молочным братом его сыновей. Знал ли Мамич-Бердей марийский язык? А кто бы его обучал марийскому языку во дворце хана? По поводу Ош Пандаша. Князь Ветлужский, выдал свою дочь за племянника великого князя, которого впоследствии называли Дмитрий Донской. Похоронен в Ромачинской Священной Роще в 1385 году, которая находится в Тоншаевском районе Нижегородской области. А жители этой области относятся к северо-восточным марийцам с акающим говором, т.е. марийцы своего князя называли Ош Пандаш.

  18. Осал

    прамай прав, марийский «в» произносится как звонкий билабиальный фрикатив и в финно-угорской транскрипции обозначается знаком «β», поскольку он звонкий то близок к «б». Но русский «б» это звонкий билабиальный смычный, он и в транскрипции обозначается как «b» .
    Поэтому надо писать как «арвуй».

  19. Вен

    Наверное, ПРАМАЙ и ОСАЛ правы: арвуй как-то роднее и милее звучит. А для иноплеменного слуха наш арвуй все-равно слышится как арбуй.Я думаю, что сердце подскажет нашему уважаемому Денису Ямаеву, как назваться. Главное-то вот что: на фотографиях я вижу даже горных марийцев, а ведь горные лет 200 не ходили на марийские моления. Будем надеяться, что в скором времени у них и свои арвуи появятся. А это очень важно, т.к. горномарийский язык сильно сдал свои позиции. Ассимиляционный процесс у горных набирает обороты, ускоряется. А будут свои арвуи и будут проводиться марийские моления, ассимиляция и русификация остановится. Почему Tsikma не учавствует в наших разговорах? Ведь он, кажется, сильно озабочен ухудшающим положением горномарийского языка? Или ему все равно? Ведь, еще вот что: появление арвуев и начало горномарийских молении в Горномарийском районе встревожит православную церковь и она будет вынуждена вести все службы на горномарийском языке. А это уже другой коленкор: горномарийский язык встряхнется и пойдет в гору. Это понятно горным марийцам? Tsikma, давай не спать, а принимайтесь за дело. А Максим может быть первым горномарийским арвуем, надо только подучиться у Дениса Ямаева.

  20. Тойбылат

    Кертыда вет погынен чыла йодышым рашемдаш, йолташ-влак. Тау.

    • люблю все марийское

      Вен, имя Полдыш переводится — пряжка! А не то, что ты накрутил из разных левых источников.
      А своего предводителя Шалангина встряхни, а вдруг он возглавит ваше кажламари моление. Назовите его как вздумается, но только не «Марынпоп». хотя, как знаете, решайте сами…

      • Аноним

        Полдышын землякышт-влак Китякыште кожлам козла маныт — козламари марий ушем манаш лиеш))

      • Вен

        Полтыш – яркая, заметная и героическая личность нашего народа. Писатели о нем пишут рассказы и романы, поэты слагают баллады и поэмы. По крупицам, по скудным историческим записям пишется его биография. Я тоже, в меру своих возможностей, написал о нем. Предложил свою версию названия его имени. Ну, будет еще одна гипотеза о его имени. Что тут плохого?

  21. Вен

    Мы все пытаемся разгадать значение загадочного имени Полтыша. У большинства наших великих князей прошлого времени — великие имена и почти все они тюркского происхождения: Акпатыр – белый богатырь, Акпарс – белый барс, Чумблат – от слова булат( сталь особым способом изготовлена и закалена, сабля из такой стали перерубает саблю из обычной стали как деревяшку). Марийцы своих великих князей называли великими именами. Не могли они Полтыша назвать пуговкой или пряжкой и принизить его значимость. Вот я и предложил обратиться к тюркским языкам и узнать, что может означать Полтыш на тюркских языках. Почему? Во-первых, почти все наши древние князья имели тюркские имена. Во-вторых, марийцы, точнее большая часть марийцев, долгое время, около 700(!) лет были в сфере влияния тюрок. Я обратил внимание, что в древнерусских летописях Полтыша называют Болтуш, а иногда Балтауш. Очень похожее на воинское звание в Волжской Булгарии: балтавыш( бал –господин, тавыш – крупное воинское соединение). А в Казанском ханстве балтавыш мог перейти в бал-тауш. Все-таки булгарский язык только похожий на татарский. В подтверждении этой гипотезы говорит и имя брата Полтыша – Токтауш. А то, что Полтыш был на службе у Казанского хана говорит его операция по уничтожению флотилии Палецкого, и то, что он был командиром военного гарнизона пограничной крепости. Это гарнизон во главе с Полтышем весьма успешно защищал свой город, если даже русский воевода Дерябин перешел на сторону Полтыша. Тут, конечно, кроется какая-то загадка и разгадка ее в руках будущих исследователей. И еще одна загадка, связанная с Полтышем. Есть информация, что одна из его пра-правнучек вышла замуж куда-то и увезла с собой большую книгу в кожаном переплете. В этой книге описаны, вроде, родословная Полтыша и история марийцев. Может, у кого-нибудь из потомков Полтыша есть сведения об этой девушке: как ее звать, в какой населенный пункт вышла замуж?

    • Да имя девушки дочки ОШБАЛУША было чтото напоминающее русское лена книга подобная той чтовы ищете была украдена у моих родителей цыганами бродячими она перешла внашу семью от моей бабушки Чурашева а она както была связана с семьей токташовы родственными связями мой папа когда пробовал читать сказал что написано както потатарски(НЕХРЕНА) непонять на это все и закончилось и только бабушка мне кое что пересказала как сказку наночь

  22. PORO

    Денис Ямаев назвался АРВУЙ (Карт) ладно. В процессе обмена мнениями правильности названия священнослужителя традиционной веры народа мари обнаружилась особенность, при написании слова Арвуй должна прописываться буква «в». На это указывают и «прамай» и «Осал». Как указал «прамай»:
    » В летописях слово «арбуй» писали русские, потому что не различали, что мари звук «в» произносят действительно твердо, похожим на «б», но слово-то все-таки «вуй». Не надо повторять за ними ошибочное написание!».
    Думаю с этим никто не станет спорить. Что дальше-то?
    Дальше должно последовать обращение в МарНИИ с просьбой провести проверку целесообразности наличия буквы «Б» в марийском алфавите. Кто сможет ответить, что она делает в марийском алфавите и соответственно в языке. Кто нибудь задумался? Кроме слов «бегемот» и «бюрократ» там нет слов на букву «Б», образно говоря. Что мешает учёным лингвистам, носителям языка народа мари осуществить реформу алфавита.
    Не обижайтесь Осал, что приведу ваши слова, делаю это для наглядности: «Как ни странно, языки народов мира очень даже систематичны и изменения в них происходят закономерно, а не хаотично как в ваших фантазиях.»
    Так вот реформа «русского языка» проведенная Петром первым привела к тому, что алфавит уменьшился на 6 буквиц(возможно ошибаюсь), реформа после революции проведенная Луначарским также сократила количество букв в алфавите. Моё мнение, изменения алфавита объснялись не какими-то историческими или иными закономерностями, а даже наоборот изменения алфавита привели к кадинальным изменениям в обществе в целом. Для этого просто стоит вспомнить эпоху правления ПетраI и Октябрьскую революцию. Повторюсь нисколько не хотел обидеть Вас Осал.
    Может быть действительно многое зависит от букв-слов-языка и если это так, то что мы можем потерять, имеется в виду народ мари, предлагая реформу своего языка? Ведь внесение изменений в алфавит не в входит в компетенцию федеральных властей (Министерство образования Рф, Министерство культуры РФ), эти вопросы решаются внутри национальных республик. Мы же не рассматриваем вопрос перехода написания на латиницу, рассматриваем вопрос о целесообразности использования в письме на марийском буквы «Б». Что скажете?
    Поймал себя на мысли. Это уже со мной случалось ДЕЖАВЬЮ. В памяти всплывает факт, вскорости должны ответить на этот комментарий из Министерства культуры Марий-Эл или кто-либо из этой конторы. И если это так, то это очень серъезно. Посмотрим. И слово было у Б. и Б. был слово
    И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И БОГ БЫЛ СЛОВО.

  23. Пуры вады.

    Религия- опиум для народа.
    Не могу рассуждать о религиях. О церкви, вот, могу.

    • аяр умдо

      Уважаемый Цикма, если уж на то пошло, то церковь — уродливая форма продолжения религии, раковая опухоль, пожирающая и наживающаяся на чувствах верующих.
      А вообще, тема здесь другая!

  24. Вен

    Есть гипотеза, что в отдаленном будущем на Земле будут разговаривать только на нескольких самых крупных языках. Все остальные языки исчезнут навсегда. Останутся английский, китайский, арабский. Возможно, и русский язык тоже сохранится, т.к. русский язык представляет православную религию. Вся Европа перейдет на английский язык. Исчезнет даже великий немецкий язык, на котором говорят нынче более 100 млн. человек. Все финно-угры(венгры, финны, эстонцы, саамы) тоже перейдут на английский. А все российские финно-угры перейдут на русский. Вот к этой гипотезе у меня есть дополнение. Через тысячу лет на Земле останутся только несколько самых крупных языков. Марийский язык тоже сохранится. Как же так? Стомиллионный немецкий язык исчезнет, а марийский язык сохранится? Дело вот в чем. Некоторые языки представляют крупные религии. Например, язык ислама – это арабский, поэтому на арабском и через тысячу лет будут говорить. Православие представляет русский язык, поэтому и русский тоже сохранится. А у марийцев есть своя религия. Наша религия не просто религия, а особая. Сейчас вся Европа христианская. Но когда- то все европейские народы поклонялись своим языческим богам. Вот у марийцев сохранилась древнейшая языческая религия. А европейцы очень трепетно относятся к своему прошлому. Марийцев слишком мало и они сами по себе исчезнут в будущем, как и другие небольшие народы. Но Европа не позволит исчезнуть с лица Земли последней европейской языческой религии. Как зубров, последних потомков европейских туров, сохранили, так и последним язычникам Европы помогут выжить. Пока у нас есть карты, онаеҥ и арвуи, наш язык будет жить.

    • Ханжа

      Вен, а по данной гипотезе как сложится судьба горномарийского языка меньшинств? Неужели их ожидает такая же участь как меря? Они ведь, как я понимаю, христиане!

  25. АРВУЙ

    Для МАРИЙЦЕВ, верующих в ОШ ПОРО КУГУ ЮМО, проблемы выживания на планете Земля НЕТ!..Трудности, проблемы, создаваемые на планете различными ,,торгашами» закончатся Очередной Божьей Зачисткой .Выживут те, кто имеет Веру в Бога, а не различные религии в голове.

  26. Пуры вады.

    Вен, многие мои знакомыехотят прожить свою жить достойно сейчас, без всяких там «подождите, в России были и труднее времена». А не через 1000 лет. Например, мои, родители все ждали, ждали, ждали… что эти трудные времена все же пройдут. В итоге, в больнице моей матери врач сказал примерно так: «Идите бабуля домой, вам помирать пора!» Цинизм? Да, цинизм! Сколько в Руш Эл еще рукаблудители будут кормить свой народ призывами «давайте потерпим!» «Давайте подождем!» А чего ждать? Пока всех пенсионеров не отправят своим ходом на кладбище? Пока все нерусские языки не исчезнут? А молодым запичкают мозги православно-фашисткими лозунгами?

  27. Арслан

    Поставьте на Т 9 «Эмн»-Юмо
    «Аминь»-Бойню
    «Оминь»-Покой
    Мутшо кидыштыда!
    Балансым кучыза!

  28. Киви

    Пара Эр я потомок Тоншаевско- Тужинских марийцев нас осталось очень мало есть трудности с языком мари он у нас довольно значительно отличается от республиканского и у нас вместо О республиканского употребляется А

    • PORO

      Язык народа мари, впрочем и не только народа мари, был подвержен влиянию «русского». За все годы притеснения, ассимиляции язык марий видоизменился. Но что интересно язык «русский» так-же отличается от истотного, тоесть «древне-русского». Предлагаю любопытный видеосюжет значение буквицы А(Аз) в языке, думаю не только в русском языке, но и во всех языках мира. Что касается Вашего Тоншаевско-Тужинского марийского языка, народ населяющий эти районы был раньше ассимилирован русскими, нежели марийцы населявшие современную луговую часть республики Марий-Эл. Помоему так.

      Дед. Первородный Русский язык.
      Значение буквицы А (Аз).
      http://www.youtube.com/watch?v=KXQAH4sU7mI со 2 минуты

  29. мидгард

    Как вы можете дать мяса Богам когда они их Творение! И они молчат и дают и это глупо. Отец не может принять жертву в виде Сына, это же очевидно. Это по Совести и Разуму Чести Мере.

  30. Илья Бирский

    Это наша беда, что «каждый марий «варится» в собственном соку». Не просто так Танаков назвался «онаен». Для меня кажется странноватым подвергать решения съезда народа мари ревизии кем-угодно. Я был на этом съезде на обсуждении делегатом, предложение было от луговых мари, и все согласились называть жреца «онаен». Лично я допускаю называть жреца в Московии «арвуй» по принципу «какая бы ни была курица, лишь бы неслась». А так, если нет отдельной религиозной организации, то хотя бы действовали при «Марий ушем», и «Совет Жрецов» надо иметь, и Верховного Жреца. Вот может быть Верховного Жреца назвать «арвуй»? Русифицированная после репрессий 37-го марийская грамматика мешает сохранять язык, но полуобрусевших мари уже никакие реформы не интересуют. Сохранившим язык, не «болеющим» ограниченностью и местничеством, надо собраться и поставить точку — принять поправки в марийский алфавит и правила (т.е. по принципу «пишем и читаем одинаково»), что существенно облегчит функционирование языка. Киви, если сохраните хоть один из компонентов этничности — религию, свой диалект, остаётся шанс к возрождению. Ведь возродили же евреи из ничего даже два своих языка и государство. У мари не менее древняя история, современный язык, богатая культура и своя религия. Были бы желание и воля.

    • Киви

      Я чистый мари

    • PORO

      Совет Жрецов — ДА, Верховного Жреца — НЕТ. Возможно старейший и только. Никогда не было Верховного жреца, это форма управления всех авраамных религий. Только коллективный разум способен сформировать, а порой и вспомнить традиции кумалтыш. Можно предположить Жрец во время проведения молитвы не должен ставить выше всех остальных.

  31. Киви

    Прошу не оскарблять меня подозрениями что я русский во мне нет не капли русской крови. все мои предки кроме Тяти (отец) были непримиримимы ! Все воевали с русскими до последнего. Даже мой дед Мирских Федор Герасимович сидел в лагерях за убийство русского и сопротивление русскому режиму пусть оно даже называлось комуннистическим.

  32. Огромное Всем спасибо, что вы дебатируете и что люди не равнодушные .Я думаю мари погубит только равнодушие а не враги.

  33. А так же я могу прояснить некоторые моменты с камнями , для чего они нужны,как с ними обращаться.Ямки на камнях предназначены не для воды,Меня пробабушка научила как обращаться ямочными камнями ведь в молениях играют одну из главнейших ролей меня даже предупреждала пробабушка строго, что без камней в таких местах молиться нельзя вернее сказать не без камней а без определенного ритуала с камнями что нужно делать я могу сказать только по скайпу кто заинтересуется оставте данные для связи

  34. Кугу тау за интерес к вопросам нашей марийской традиционной религии! Думаю, у нас еще будет масса поводов для обсуждения. Мы в Москве еще только в начале пути и очень славно, что у нас теперь есть свой уважаемый арвуй. Оставляю комментарий вопреки своему правилу не комментировать на сайте свои статьи, но исключительно, чтобы меня не путали с таинственной Еленой Ми)))

    • пектыган

      Не марийская, а арбуйская традиционная религия. Надо же Вам, столичным лимита, чем-то выделяться от других ))

      • Ӱчашаш тендан дене ом тӱҥал — мом каласымем шуын, чыла статьяштем уло. Ме шкенам ӧрдыжеҥла огына шиж — Моско мыланна пелыл ола огыл, акрет годсо кугезына-влакын мландышт. Не буду с вами дискутировать — все, что я хотела сказать, есть в статье. Мы в своем праве реализовать духовную потребность и живем на земле наших древних предков.

  35. Лайд

    Поро!
    Почти согласен, что у нас нет «канонов».
    Но это не дает повода «придумывать» историю.
    Я поповоду комментарии Вен. Он пишет (наверху): «Вот Мамич-Бердей и был таким воспитанником хана, молочным братом его сыновей. Знал ли Мамич-Бердей марийский язык? А кто бы его обучал марийскому языку во дворце хана?»
    Это — измышление.
    Вчера только профессор А.Г.Бахтин выступил против такой огульной трактовки исторического(!) героя Мамич Бердея.
    Никаким он не был ни Мамышем, ни Предеем — как хотят некоторые.
    Это однозначно марийский герой. И не стоит приписывать его к какому-то хану. Мы не хуже знаем, что означает на тюркских языках слово «мамич».
    Но не тут-то было.
    Измышления здесь излишни.

  36. Путь к богу у человека должен проходить от рождения до тризны , обьясните мне несведующему мари почему у нас рождение младенца и похороны этого же младенца не встречает АРБУЙ(КАРТ) и не провожает в последний путь человека какой-нибудь АРБУЙ(КАРТ).Да и в древние времена жрецом мог стать некаждый кто хотел.» Это были с особым даром по легенде это были предсказатели и в каком-то роде экзарцисты. Потому что вызвать духов легко а избавиться практически невозможно это мое предупрежденние! Нельзя ходить в особые места как в поход .В такие места входишь здоровым а выходишь больным особенно там где камни.Это места с ТЕЖОЛЫМ прошлым, там горя было на порядок больше чем радости. Поэтому и жрец обязан быть в таких местах более всего охранником.

    • PORO

      «Потому что вызвать духов легко а избавиться практически невозможно это мое предупрежденние! »

      Киви вот ты и ответил на свой вопрос, почему не встречает и не провожает АРВУЙ (КАРТ) сперва младенца, а затем покойника.
      Ответь тогда и на другой вопрос, все-ли люди называющие себя АРВУЙ (КАРТ) способны обращаться к духам?

  37. Илья Бирский

    Общий с протомарийского и арийского корень «ар» — «человек». Марийская земля с юга граничила с «Арьян веджа» — прародиной древних ариев. Поэтому мы и «ма-арийцы» — т.е. «люди этих земель» (по древнемарийски «ма» — «земля»). Киви, можешь гордиться, что являешься потомком великого народа с не менее великой историей, земля которого, древняя Ма-ария простиралась от западной границы Вологодской обл. до Урала в нынешнем Уфимском регионе.Лайд указал зафиксированный в письменном виде факт, что в Новгороде местных жрецов называли «арвуй». Также однозначно доказано академиком Фоменко и профессором Носовским, в том числе используя результаты раскопок, что этот «Новгород» располагался на месте нынешнего Ярославля на Волге, и там жили финно-угры. «Арвуй» по-современному «марий вуй», т.е. «глава марийцев». Древний «Великий Новгород» был государством марийского народа, т.е. западной части марийцев, западных мари(скорее всего, в содружестве с граничащими вепсами, с южными коми, с восточными эстонцами). Накопилось так много доказательств, что тамошние люди называли себя «мары» и говорили на древнемарийском, что отрицать невозможно, и лишь один случай приводится. что якобы средневековый поп однажды назвал местных «меря».(Русские не будут систематизировать эти факты и будут всегда утверждать, что «меря» другой народ, по известным причинам) Также и на этой стр в т.ч.. указывается наличие на всей этой территории объединительного признака — камней сакрального значения на мар. мольбищах. А вот «ор» — с другого корня, сравните: «уро» — ладонь, «ураш» — нагребать руками(ладонями) землю, «урык» — нагребённая земля, холм, «кугу урык -курык» — гора, высокий холм, «ур» — живущее на высоте животное, белка, «ор» — поселение, укреплённое земляным валом, крепость, от «урык-эл,ор-эл — Урал, т.е. «курыкан эл». Онаен — новое слово, от «он+ен», т.е. «человек+вождь».Не проще ли тогда так и произносить «онен»»?

    • PORO

      И все-же выскажу несколько иную точку зрения на слово АРВУЙ. По поводу предложения «марийская земля с юга граничила с «Арьян веджа» — прародиной древних ариев», как вариант возможно название «Эрьян ведже» (что-то связано с утренней), зовут ведь народ Эрзя, а вовсе не Арзя. И еще кое-что из индийских мантр слово «видиам» имеет значение — истинное знание, «авидиам» -невежество, незнание и еще слово «дхира» — невозмутимый, «адхира» — возмутимый, противоположное качество. В обоих примерах присутствие буквы «а» придает значению слову отрицательное свойство. Существуют примеры заимствований и в русском языке слово «авитаминоз» — это отсутствие или недостаток витаминов. Конечно можно думать, что это ничего не значит, но почему-то всплывают слова Деда из сюжета, который определил значение буквицы «А».
      Дед. Первородный Русский язык.
      Значение буквицы А (Аз).
      http://www.youtube.com/watch?v=KXQAH4sU7mI со 2 минуты

      • Илья Бирский

        В старину эрзя назывались «арзя», в арабских источниках «арсу». От «арзя+мас» — Арзамас(«эрзянская земля), также Рязань(т.е.»арзян» — эрзянский). Надо учитывать, что древнемарийский отличался от современного марийского не меньше, чем древнеславянский от современного русского. Возможно, имелись и диалектные различия, т.к. древних марийскоязычных относят к различ. археолог. культурам. Но это не умаляет ничуть наши обобщения о единстве корней. Также и сейчас мы различаемся этнографией и диалектами, но являемся одним марийским народом.

        • 10-томный словарь зафиксировал не только современные формы литературного марийского языка, там есть и диалектные слова.
          ар
          II.
          диал. посуда для мусора и хлама.

          Где в каком диалекте «ар» сохранился в Вашем значении, кем эта форма зафиксирована? Вы докажите! «Я так думаю» — не есть доказательство. То что Вы говорите — это всего лишь гипотеза из области народной этимологии🙂

        • PORO

          Что касается арабских источников, к арабскому пока даже не подходил, но обнаружил кое-что в интернете.

          http://www.muslimnames.ru/forum/viewtopic.php?t=2277

          Это в еврейских именах «эль» может означать Бога, но в арабском языке это совершенно не так.
          «Аль» — это определенный артикль (а не приставка и не самостоятельное слово со смысловой нагрузкой), который присоединяется к некоторым именам собственным (к очень немногим) и к прекрасным именам Аллаха (асмауллахиль-хусна).
          Например, имена Аллаха: ар-Рахман (пишется аль-рахман الرحمن, но «ль» переходит в «р»), аль-Карим الكريم , аль-Азиз العزيز , аль-Маджид и пр. Если впереди поставить слово «абд», получатся мужские имена Абдуррахман (абд-у-ль-рахман), Абдулкарим (абд-у-ль-карим), Абдулазиз, Абдулмаджид и т.д. со значениями «раб ар-Рахмана», «раб аль-Карима» и пр.
          Если впереди поставить слово «ама» (раба) أمة, получатся женские формы этих имен — «рабыня ар-Рахмана», «раба аль-Азиза» и т.д. — Аматуррахман, Аматулькарим, Аматульазиз.
          ……………

          Аль (также передаётся в русской транскрипции как эль, الـ‎) — определённый артикль в арабском языке. «Аль» не является отдельным словом, и всегда пишется слитно со следующим словом, как показано на иллюстрации; однако он не является и неотъемлемой частью этого слова.
          Слово без артикля аль находится в неопределённом состоянии; отдельного неопределённого артикля в арабском языке нет. В отличие от использования артиклей в европейских языках, согласованные определения к слову с артиклем аль также пишутся с артиклем, например: كتاب‎ китаб «книга», الكتاب‎ аль-китаб «(эта) книга», كتاب كبير‎ китаб кабир «большая книга», الكتاب الكبير‎ аль-китаб аль-кабир «(эта) большая книга». Такие же правила употребления определённого артикля существуют в иврите — ещё одном языке семитской семьи.

          https://ru.wikipedia.org/wiki/Аль

          Конечно не следует делать глубоео идущие выводы, но кое-какие промежуточные выводы можно. В арабском существуют артикули АР и АЛЬ (буквы Р и Л взаимозаменяемы), Аль передается в русской транскрипции как Эль и не является отдельным словом.
          Теперь попробуйте проговорить на арабский манер Ар-вуй.
          Выходит как-то так.

    • прамай

      +100. Марий мутлаште -АР- вож нерген пеш чын мут.

    • Осал

      Все Ваши предположения опять в духе PORO и Громова, т.е из области псевдонауки и народной этимологии.
      Общесизвестно что слово «ур» в марийском языке — это из пласта общей древней финно-угорской лексики, на многих наших финно-угорских языках оно похоже, на эрзя и коми также «ур», в финском «orava» (ОРава), в эстонском «orav» (ОРав) — «у» и «о» близкие огубленные гласные, гласные вообще непрочные звуки по сравнению с согласными, т.е. в данном случае с «р» и т.д.
      И у слова «ураш» направление не только в высь, а очень часто, что-то с чем-то сравнивать, а не выставлять в высь. «Шӱгарым/лакым ураш» — «закапывать могилу/яму».

  38. Пуры вады.

    На счет трактовки слова. Не слишком ли далеко заходим, аж в Индию.
    В горномарийскм языке «ары» — трезвый.
    Так получается, «Арвуй» — трезвая голова? Разумная? Умная (голова)?
    Исходя из этого арвуй вполне мог быть священнослужителем, проводившим жертвенные обряды.
    Кажется и в коми языке есть слово «ар».
    И конечно же марийский «ар» и русский префикс «а» — это уже земля и небо.

  39. Прежде чем давать волю своей богатой фантазии, сначала посмотрите марийские словари:
    http://goo.gl/ngk6ML
    ар
    1. совесть, порядочность, приличие.
    2. соображение, ум, толк.

    http://goo.gl/eK3kYz
    арву́й
    уст. жрец, вожак.

    Т.е. арвуй — порядочный, приличный, умный глава (вуй) = возглавляющий человек, что очень подходит роли марийского жреца, называемого еще «онаеҥ», «карт» (это слово заимствовано из тюркских языков «старец», «старый уважаемый человек»).

    • пектыган

      А где вы видели порядрчных жрецов и попов? Хоть как и называй их, все у них построено на вранье и обмане.

      • Не надо переносить современные реалии в прошлое. Когда были «арвуи» марийцы сами их выбирали именно по принципу, чтобы он был «честным, справедливым, мудрым, знал хорошо марийскую религию». А с попами марийских жрецов сравнивать абсолютно не корректно, у марийцев жрец мог быть и военачальником, старостой деревни, т.е. не было такого четкого подразделения на духовного, светского, военного лидера как в обществах, где были попы.

  40. Хочу добавить к спорам один важный момент из того наследства что мне оставили мои предки я запомнил важное для всего марийского народа послание «были в народе особо уважаемые люди с особыми способностями и применительно к разным ситуациям они назывались по разному» Я язык марийский знаю плохо(очень) но мои предки били очень сильно связаны с Тоншевским районом Нижегородской области Япредполагаю , что генетически и культурно мари данного райна наиболее близки к мерянскому этносу. Я заучил звания людей:В кереметищах главным был Арбуй в военном деле ( МУЖАН)за точное название не ручаюсь(мой прадед назывался мирской сотенный и еще как-то я не запомнил он давал взятки русским чиновникам за все отвечалперед русской властью посылал парней в русскую армию и очень был недоволен русскими) а в священых рощах молились старейшины

  41. Поро кече! В разных жизненных ситуациях один человек исполнял разные роли: НА кереметище он АРБУЙ на военном поприще Мужан(мужон),в молельной роще он назывался СТАРЕЙШИНА забыл как звучит на языке Тоншаевских мари.

  42. PORO

    Елена Ми в комментариях косвенно указала на значение камней при молении:
    «А так же я могу прояснить некоторые моменты с камнями , для чего они нужны,как с ними обращаться.Ямки на камнях предназначены не для воды,Меня пробабушка научила как обращаться ямочными камнями ведь в молениях играют одну из главнейших ролей меня даже предупреждала пробабушка строго, что без камней в таких местах молиться нельзя вернее сказать не без камней а без определенного ритуала с камнями что нужно делать я могу сказать только по скайпу кто заинтересуется оставте данные для связи».

    Данная информация косвенно указывает на общую систему религиозных традиций в прошлом у народа мари(меря) с арабами и иудеями. У арабов священный камень расположен в Мекке, у иудеев существует поклонение камням(стена).
    Это к вопросу значение и перевод слова-артикуля АР в арабском и языке народа мари.

  43. Осал

    О священных камнях и ар.
    PORO опять несет бред в духе шарлатана Громова. Священные камни были у многих народов мира по всей планете Земля: у скандинавов рунические камни, у аборигенов Австралии, у индейцев Америки были священные камни и т.д. Я думаю, что в их языках и слова на «ар» найдутся. Не хватает «великого ученого» с фантазией превосходящей всех фантастов мира Громова🙂 Ребята, Вы бы занялись своим делом, я понимаю, что для вас этимология как часть языкознания это нечто проще простого, берешь какие-то слова из совершенно разных языков и включаешь свою богатую фантазию и делаешь революционные выводы в науке🙂 Но такую муть вы можете рассказывать неграмотным бабкам в марийских деревнях, но не людям имеющим хоть элементарное представление о языкознании.

  44. Поро кас ! Камни не имеют святости они в какой-то мере инструмент для совершения обряда Вроде алтаря.Пример христа ведь для ХР алтарной могла быть даже пустыня.Но для молитвы как и для проповеди нужен слушатель и угадайте что?

  45. Лайд

    Поро!
    Осал — шарлатан лийын кертеш.
    А Громов — ученый.
    Нимо удажат уке.
    Да осалжат уке..
    Чыла сай, уке гын осал.

  46. Осал

    Ик чын йылмышнчызат Громовым «ученыйлан» ок шотло да шотлаш ок тӱҥал. Лач Лайд тыйын гай йылмышанче деч тора еҥ-влак веле тудым «ученыйлан» шотлат. Мый осал улам — чыным ойлем, а марий-влак чыным огыт йӧрате. Вуеш ит нал тый йылмышанчыште нимом от пале гын, ученыйым шарлатан дечат ойырен от керт!

  47. Поро эр! Как-то раз ехал я из Варшавы в Москву на поезде попались мне два попутчика. Оба физики (математики) я люблю обе зти науки за их точность. Долго они спорили, мы успели доехать до Бреста, к согласию так и не пришли.Обсуждали они математическую теорию фрактальности ВСЕЛЕННОЙ я тоже в то время увлекался этой терией Я молчал и слушал потом не выдержал и спросил простой фразой: НУ И ГДЕ-ЖЕ ИСТИНА? Наступила гробовая тишина ,долго сидели молча А потом который постарше сказал мне замечательные слова которые я запомнил на всю жизьнь:Молодой человек запомните «» И наука права на 50% и шарлатаны от науки правы на 50%» . я усмехнулся вспомнив их столь ожесточенно долгий спор , меня просто распирал смех я еле сдерживался чтобы не рассмеяться и спросил их зачем же вы так долго спорили? За что вы так боролись? Их ответ убил меня . Мы боролись за миллионную долю процента истины . Прошло 20 лет а я так и не решил для себя, стоит ли бороться за такие жалкие крохи если истина по середине С уважением ваш К.

    • PORO

      Истина, она всегда ускользает. Если Вам кажется, что теория вращения Земли вокруг Солнца — это абсолютно доказанный факт, то Вы сильно ошибаетесь. В этой теории так много нестыковок, что она давно уже находится на одной полке с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Кому-то выгодно, чтобы люди не знали правду, причём этот обман прививают с самого детства, со школы, чтобы затем человек рос, совершенно в лживом мироощущении. Самое удивительное, что многие люди настолько верят в то, что Земля вращается вокруг Солнца, что не способны воспринимать реальность. У них вызывает эта информация смех, что делает их похожими на пациентов психиатрических больниц.

      Насколько страшной могла бы прозвучать для Вас сейчас информация, что Солнце вращается вокруг Земли? У Вас наверняка произошла бы сильная эмоциональная драма внутри Вас. Ваш мозг отказывался бы это воспринимать. Но чтобы знать точно — Вам нужно оказаться на Солнце, чтобы увидеть, что Земля вращается вокруг. Это сделать нереально, поэтому всё, что существует — это теории и ещё раз теории. Даже космические аппараты не могут помочь разобраться, что вращается вокруг чего. Потому что нет, и не может быть в космосе основания, некой точки, по которой можно судить о движении чего-то. Например Вы сидите в поезде и напротив стоит поезд. И вот Вы видите, что началось движение. Кто движется? Поезд напротив или Ваш поезд? Вы смотрите на землю внизу и понимаете, кто движется. Но в космосе это невозможно, в космосе всё движется. И невозможно не только понять, что движется, но и что движется вокруг чего.

      http://masterkosta.com/load/zemlja_ne_vrashhaetsja_vokrug_solnca/1-1-0-97

  48. Алексей

    Ик йодышем уло. Христиане также могут участвовать в марийских молениях?

    • PORO

      Если вы крещенный, но не ортодокс, то наверно да. На марийские моления ходит очень много крещенных, и как их в этом случае называть Христиане, или просто крещённые. Тут начинаются вопросы.

  49. Илья Бирский

    Через несколько лет все религии мира лишатся смысловой нагрузки. Наука сможет доказать всё, разложив «по полочкам». В объяснении возникновения жизни дошли до молекулярных машин, и осталось чуть-чуть, чтобы заглянуть в святая святых — начало жизни. На первый план выходят иные аспекты — философский, морально-нравственный, культурно-исторический. В этом отношении иных религий,сравнимых или превосходящих марийскую веру, не вижу. Слова Танакова могут оказаться пророческими. Марий йолташ-влак, Танаковлан полшыза книгажым уэш лукташ, можыч, изишак то:рлатен да вес лу:м дене. Да эше — марий вера лач марий кышкареш веле шындаралтшаш огыл. Тидлан верч, конешне, кугу пашам шукташ ку:леш. Представители ортодоксальных религий,как христианство. мусульманство и т.п, могут участвовать на марийских молениях, если перейдут на марийскую веру. Как все, они до молений должны пройти омовение, облачиться в чистую одежду и поступать дальше по марийскому обряду ( кресты и прочие атрибуты и знаки иных религий должны быть сняты и убраны). Иные требования к представителям близкородственных религий — зороастризма, тенгрианства, синтоизма, русского язычества, сибирского шаманства. Если они участвуют на марийских молениях, то поступают по марийскому обычаю. При этом от них отречения от присущих только им обрядов, традиций, взглядов не требуется. Также последователям марийской веры без всяких ограничений разрешается участвовать в ихних обрядах. Например, делегаты от мари периодически участвуют в эрзянских молениях. На марийских молениях участвовали русские и чувашские язычники. В ХМАО некоторые мари участвовали в ханты-мансийских обрядах. В будущем желательна большая координация между традиционными природными религиями — создание координационного или иного Совета, организации.

    • яшпай кочай

      Илья, к ортодоксам относят только маленькую православную секту в христианском мире.

    • палынем

      молиться будут на русском языке и на коленях, как мусульмане?

  50. Толерантность вот особенность МТР

    • яшпай кочай

      Глупость — вот особенность всех религий.

      • Илья Бирский

        Совершенно верно, Яшпай коча, в том то и отличие марийской веры от остальных «глупых» религий — марийская вера призывает быть марийцев более умными,чище, лучше и т.д., т.е. стремиться к идеалу в призыве «Юмо гай лийза». Нет в марийской вере иерархов, подобных попам, которые навязывали бы глупые, но выгодные им взгляды. Вы в марийской вере остаётесь совершенно свободным для бесконечного самосовершенствования.(Не все стремятся к совершенству — они без понятия Бог-Идеал). Могут быть отличия в понимании (например, у очень старых). Марийская вера — это часть культуры марийцев, ведь если татарин — идёт в мечеть, если русский -в церковь. Для «палынем»:Если бы в марийской вере молились по-русски, это действительно было бы глупостью .Марий кумалтыш — это духовный праздник для его участников. На «кумалтыш» собираются редко, только в календарные праздничные дни. Никто не ставит там цели обобрать вас, как в церкви. Просто вы должны обеспечить себе своё участие в этом празднике сами своим вкладом, которое называется «надыр». Если у вас в душе одна грязь и болотная жижа, не стоит идти в марий кумалтыш. Тогда вам лучше в церковь — «грехи отпускать».Выпил, украл — и откупился. «Палынем», верующие мари всегда должны жить и действовать «по уму» и «по совести». Зачем вставать на колени, если снег и сырость? Но если прекрасный травяной покров, можно и на колени встать, подложив под колени пакет.или платок. Вообще, в марийской вере в Идеал и Высший Разум — Природу (Поро Ош Кугу Юмо) показуха избегается.

        • Аноним

          От твоих слов становится барашку и птичку жалко. Не хожу я никуда — Бог во мне.

          • Я тоже так думал что ненадо ходить но когда побывал на Чембулате в моей жизни все переменилось кардинально еще поеду летом на Чембулат и тебя неизвестный брат если ты мари или другой какой фин-мари приезжай сам увидиш чего ты был лишон все эти годы а если ты рус то конечно не надо только карму или еще чего там себе испортиш такие места не для каждого

  51. Как понять основу народа не изучая религию на основе которой и родился сам собственно народ

  52. Лично знаком был с членом семьи одного из космонавтов кирова он такое порасказывал негласно про космос что в пору броситься срочно изучать все религии мира что то с этим миром не так

  53. Алексей

    Kиви тӓнг, сними 5 штук видео о своём районе с комментариями на марийском. О людях, о сёлах, о жизни. Если можешь это сделать, или где есть такие видео о Тоншаево? Комментарии за кадром обязательно на марийском должны быть. Можно интервью взять с пожилыми людьми на марийском. Будет видео для потомков.

    • PORO

      Возможно Вы имели в виду это

      Угол старых брёвен Фильм о тоншаевских мари.

    • Да конечно это легко сделать вот только одна проблема скорее всего это будет РЕКВИУМ по Тоншаевско -Тжинским мари почти у всех потомство метисы а метисы это почти всегда предатели и им в нормально-обывательской жизни ненужна мари культура да и самим ариям не нужна своякультура Когда я разговариваюс молодыми на вопрос что им вродной культуре не подходит ответ почти всегда один:Татарские мотивы им ненравится все что связано с татарами они этого стесняються Молодеж хочет быть европейцами!

  54. Наталия

    Здравствуйте , читаю — радуюсь за вас,все вам понятно.А меня в двенадцать лет привезли в Москву из Дубков,
    так и маюсь.Хожу в лес и разговариваю с ним на всякий случай . Да и кровь у меня круто намешана — и вятские и эрзя и русские наполовину. Слушаю марийские песни и поплакиваю. ВСЯ ЭТА РОСКОШЬ ТОЛЬКО ДЛЯ МАРИЙЦЕВ?

    • Конечно нет! Я как-то ненеожиданно понял что быть МАРИ это скорее всего особое состояние души : Льбовь к природе доброта к всем людям вера в точто бог не может быть УЗНИКОМ ЦЕРЬКВИ бог он вовсем и его точно не может быть там где приложил руку человек вспомните учение великого мыслителя иисуса христа да и все учения других мыслителей а генетичесски мари состоят как раз из тех народов которые вы Натали нашли в своей крови я считаю что культурно и генетически мари это и есть те легендарные АРИИ которых искал фюрер просто эдинственное место на земле где не могли орудовать сотрудники АНЭНЕРБЕ(наследие предков) это как раз была територия проживания мари и меря поэтому немцы не нашли древнююАРИЮ в песне живет душа народа в религии душа народа раскрываеться что-бы унестись вместе с молитвами к богу и вернуться уже очищенной обратно в тело а лес это место где бог присутствует всегда потому что как говорила моя пробабушка ведунья : » Лес не умеет ходить поэтому лесу требуется постоянная защита бога а это значит что бог незримо всегда ТАМ» Ав церьквях и мечетях мертвое дерево или камень там сами догадайтесь что………….. c уважением КИВИ

      • PORO

        Был телевизионный сюжет об АНЭНЕРБЕ, правда не всё запомнил, запомнил только, что когда немецкие войска подошли к Москве Гитлер сформировал две группы, которые были направленны именно на территорию Среднего Поволжья для поиска информации о древних, как Вы выразились «Ариев». Куда эти группы делись неизвестно. Вопрос что интересовало Гитлера в этом районе?

      • Наталия

        Спасибо за радушный отклик! Писала в ностальгическом порыве ,а получила столько неподдельного участия и нужных мне сведений. Голос крови, как ни избито это звучит, в людях очень силен и говорит он ,порой раньше всех разумных доводов…А узницей церкви я себя не считаю ,хотя крещеная . Крестилась я довольно поздно в 33 года, имела духовную потребность , а воцерковиться не могу , и не потому что смущают материальные поборы, а просто считаю любую религию чем-то интимным и более естественным, чем предлагает современная церковь. ВСЕ ПРОЩЕ!!! Посредники слишком навязчивы…

      • Наталия

        Cпасибо огромное киви! Мой предыдущий ответ был адресован всем откликнувшимся .Вам отдельный поклон за такое чуткое отношение и поэтичность. Совершенно согласна С Вами в том что Бог не может обретать в том что сработано руками -камень, дерево ,краска эти памятники в идеале должны передавать искреннюю любовь и сыновнее поклонение, но ни как не являться фетишами. Если человек верит не нуждаясь в ежедневном подтверждении правильного поступка, прощения сверху, а живет по истинным законам — законам природы, такой человек счастлив и силен.

    • PORO

      Попробуйте связаться с Картом Московского региона Денисом Ямаевым, договоритесь о возможности посетить весеннее моление. Если Карт посчитает возможным посетить моление с кем-либо, возьмите с собой родных, землячек. Летом постарайтесь посетить мировое моление на горе Чимбулам, кстати административно Чимбулат находиться на вятской земле, земле одного из предков Ваших.

      • Аноним

        Слава Богу, что, в отличии от московского карта Арвуй, в церковь можно ходить молиться без всяких договоренностей с попом.

        • PORO

          … «На «кумалтыш» собираются редко, только в календарные праздничные дни. Никто не ставит там цели обобрать вас, как в церкви. Просто вы должны обеспечить себе своё участие в этом празднике сами своим вкладом, которое называется «надыр».

          Попробуйте войти в церковь и вы удивитесь сколько раз вам придется договариваться , о цене на свечку, о стоимости молебна, это практически обязательные траты при посещении церкви, причём это договорные цены. Поп обычно до уровня договариваться с каждым из прихожан не опускается, имеется прислуга.

  55. Для Ильи Бирского я оставил вам сообщение в вашем споре юринские ру

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s