Валерий Аликов о марийской передаче на Московском ТВ

По одежке встречают — по уму провожают

AlikovПросмотрел передачу «Марийцы на ТВ «Вечерняя Москва»». Формат передачи импонирует. Передачу ведет интересный, заводящий и любознательный телеведущий. Главные участники программы — любящие и уважающие марийскость москвичи, выходцы из марийского народа. Я тоже люблю марийское, я тоже приверженец марийскости… Естественно, марийскость появляется на разных уровнях, в разных аспектах интересов…

По поводу этой программы позволю высказать некоторые свои мысли, замечания и соображения и прошу их принимать не за критику.

Сначала подумал, что программа-то какая-то нецелостная, в ней могло быть больше перца и соли. Но затем подумал: «А кто адресат программы?» На мой взгляд программа все же вышла содержательной, позволяющей российскому телезрителю узнать о Марий Эл и марийском народе.

В начале программы дается слово карту, но все же в его речи ожидал большей логики. Акцент на Традиционную Марийскую Религию (ТМР), на мой взгляд не очень удачный вариант. Правда, к ней, как к иным религиям отношусь толерантно, лишь бы они не проповедовали идеи: «Наша религия — самая праведная и правильная». Нужно отметить, что не понравилось высказывание карта «религия белого человека». Это не расизмом ли попахивает? Интересно, знаком ли он с религиями африканских народов и племен, латиноамериканских, северамериканских и австралийских народов (аборигенов)?

Затем некоторые высказывания, с которыми я категорически не согласен:

Например, интересна трактовка: меря миролюбиво отнеслась к пришельцам восточнославянам. Как сказать, как сказать?.. Марийцы уходили в леса, отдавая территории (красиво сказать) пришельцам, а на самом деле захватчикам. Есть термин «колонизаторы», это в российской действительности актуально с 1000 до конца 19 века, когда Российская Империя захватила самые восточные районы нынешней РФ, в том числе земли вокруг Владивостока. Меря, мещера, вепсы, черемисы, эрзяне, мокшане, коми были первыми жертвами восточнославянской (русской) колонизации.

«Марийцы скромный и покорный народ, любящие русского брата и это видно в современной архитектуре Йошкар-Олы» примерно такой ответ на вопрос: «Зачем в Йошкар-Оле копии из Московского кремля?» Это звучит как какой-то абсурдный детский лепет человека, желающего кому-то польстить.

Насколько марийцы покорные трудно сказать. А крепостные русские крестьяне были (есть) не покорные? Кто в России не непокорный? Несмотря на трактовку, что марийцы покорные мы знаем о Черемисских войнах, которые продолжались в течение 30 лет. Именно из-за смелых и непокорных наших предков, русскому царю пришлось отодвинуть свои войска из Ливонии, дабы успокоить ситуацию на новых задворках империи. (А сколько в истории России задворков и сколько парадных?) В дискуссиях, когда идет речь о периоде колонизации марийских земель, считаю, нужно быть очень деликатным. События тех дней нельзя преподносить в упрощенной форме и более того, превращать в профанацию. (В передаче не было профанации.) Как говорит академик Ксенофонт Сануков, у марийцев своя славная история, только она остается в тени русской историографии.

К сожалению ни от одного участника дискуссии толком не услышал конкретного ответа о памятниках, связанных с марийским народом. Никто не сказал, что есть памятник Сергею Чавайну в Йошкар-Оле, никто не сказал, что Марийский театр им. Шкетана — это целая история и институт марийской культуры. Есть все же прекрасный художественный музей им. Александра Григорьева в Цикмä (Козьмодемьянске), который был Председателем АХРР. (Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве). «Есть у нас Шереметьевский замок…» Хммм… И согласен с ведущим программы: «Почему же все участники так ужасно хотите убежать в лес из города». Дамы и господа марийцы-москвичи, вы представили целый марийский народ как лесной народ, где чуть ли не в каждой семье живут заговорами и ходят в баню с лопухам на голове 🙂 Замечательно! И что после этого? Какая картина о нашем народе создается у российского телезрителя? (Да, что же подумают о нас молчаливых, суровых марийцах?)

В передаче марийская кухня, кажется, была представлена хорошо.

Все же: По одежке встречают — по уму провожают. Есть такая поговорка. В горномарийском языке эквивалент русской: «Выргемет доно вäшлит — ышет доно ыжатат.» В течение программы была слышна фраза, что в Марий Эл в каждом районе своя своеобразная национальная одежда. У зажиточных марийских женщин серебряных украшений могло достигать до 32 кг. Украшения, как знаем, в любой культуре, являются показателем социального статуса. «Это как Мерседес (или БМВ) в нынешней жизни (как высказалась одна из участниц). В передаче принимали участие, как я понял, представительницы разных районов, но, к сожалению, этой разницы в их одежде абсолютно не заметил. У всех почему-то она стилизованная. С трудом можно было разглядеть даже традиционные геометрические фигуры на их нарядах, присущие марийской вышивке. Хочется, чтобы в будущем они представляли оригинальный, а не стилизованный наряд. И один добрый совет, не показывайте пожалуйста горномарийский женский костюм всей России в изуродованной форме. Вочыгач (надплечник) в горномарийском женском костюме несет огромную символическую нагрузку. Был показан наряд без одного вочыгача. В семантическом отношении это все равно, что показать герб РФ с одной головой.

А так, замечательная передача.

Валер Микор,
редактор литературного журнала «Цикмä»

41 комментарий

Filed under Статьи

41 responses to “Валерий Аликов о марийской передаче на Московском ТВ

  1. Аноним

    по делу все

    • Аноним

      Действительно по делу. Читайте комменты кокша мари и узнавайте себя.

      • аяр умдо

        Что-то невообразимое творится с туана Вачисом. Не думал, что полнолуние на его психику так влияет. Какой-то психоз и бросается как при бешенстве.

  2. Александр

    Все правильно !

    Глупо и наивно и не от большого ума утверждать что марийцы не борятся и не защищают свою территорию, землю ! Это что значит работал на своей земле, выращивал, а потом пришли какие-то захватчики и им подарить, то что до этого делал ?
    ЭТО КРАЙНЕ ТРУСЛИВО !
    Мы не трусы !
    Мы защищали, защищаем и будем защищать свою территорию !

    Также нужно учитывать, что земли раньше выкарчевывали и обрабатывали вручную, нужно этих представителей (Минилбаеву Е. И. и Ко) с программы отправить на такие работы, чтобы больше так не хвалились своими знаниями и гнали откровенно ПУРГУ !

  3. Tsikma

    Пуры кечӹ.

    Ну, Александр, нельзя так. Нужно побольше таких как Елена Минилбаева и ее сподвижников! Лучше распределиться в работе во благо нашей любимой Марий Эл и нашего народа. Пусть кто-то выращивает качественную капусту, собирает вкусный мед и преподносит все это супер хорошо. Кто-то должен философствовать на марийские темы, кто-то дискутировать, кто-то писать стихи и романы на марийском, кто-то выступать в театре, кто-то должен заниматься бизнесом, финансами, политикой. И все это должно быть качественно, оригинально, интересно. Вот Вы, Александр, призываете Елену выгнать на поле. Я в позапрошлом году летом вышел, для интереса, на капустную плантацию в Горномари. Поработал полчаса, пот с меня лился рекой и наконец, сказал: «Ситä! Хватит!» Я вот хотя и вырос на селе, уже давно не сельский труженик и в последний раз картошку-то в родительском огороде копал лет 35 назад. Какой с меня сельхозработник. Но вот на счет марийскости, хлебом не корми, нравится подискутировать, ой как нравится! И хочется, дискутирующие марийцы научились в самом деле дискутировать, а не критиковать в стиле:»этот рожей не вышел, у этой волосы дыбом, а эта вообще …., понимаешь ли, в миниюбке выпендривается.

    Кӹзӹт кофем подылаш кем. Продолжим разговор

    • Всем же приятно читать такие конструктивные,толковые статьи.Побольше таких дискуссий-глядишь,научимся достойно представлять свою нацию на всех уровнях:в регионе,России и по всему миру

    • Аноним

      Добрый вечер, Валерий. Я Вас давно ищу. Смирнова Любовь Анатольевна. http://vk.com/sm_irnova. Либо напишите на мою почту iasmirnova89@gmail.com

  4. Аноним

    какой ты мариец если разучился выполнять те навыки которые получил с млоком матери. таких как ты марийскостных становится почему то все больше а марийцев настоящих остается все меньше . потому что марийцев и их настоящую культуру и язык подменили марийскостью, т.е. минильбаевыми и тсикмами. кстати как это башкирская марийка втисалась в землячество марий эл и восторгается итальянской архитектурой и кремлем йошкар олы как о достопримечательностях своей малой родины?

  5. Аноним

    Браво, Аликов!

  6. Tsikma

    Пуры вады.

    Ядмаш Аноним докы 28.10.2015 в 19:13
    Вопрос к Анониму 28.10.2015 в 19:13

    Марийскость среди марийцев проявляется на разных уровнях. Примеры приведу из Горномари. Кажется район-то с Гулькин нос, но чувствуется большая разница в приверженности к марийскому в Западной и Восточной части района. Западная часть — это до 1959 -го территории, входящие в Еласовский район. Восточная часть- истинно Горномарийский район, сейчас там большим населенным пунктом после затопления водами ЧебГЭС многих населенных пунктов этого региона, является Виловат. Заметил, что в Западной части у горных мари марийскости больше, встречаются даже вывески, название детского садика, например, даже фирмы и реклама на горномарийском, что не увидишь на территории вокруг Виловатово или же Кузнецово.
    И к великому сожалению в Килемарском районе кожла мары лесные мари еле-еле владеют горномарийским.

    А теперь сам вопрос: будьте добры, Аноним, напишите свои соображения каким представляется современный мариец? Или каким вы хотите видеть современного марийца? Марлаат сирäш лиэш. Тидӹжӹ яжорак веле лиэш.

  7. Александр

    Какая там марийскость, Вы о чем ребята ? Есть марийская культура, марийский язык, традиции народа, быт, самобытность, Марийская Традиционная Религия в конце концов !

    О чем идет речь ? Какая псевдо марийскость ??? Что за слово такое придумали еще бы назвали мариэльскость !?

    Каждому марийцу вне зависимости от факторов ! НУЖНО знать марийский язык, культуру народа, традиции и учить своих детей этой культуре, языку, традициям и передавать это из поколения в поколение !!!

    Тогда можно говорить дальше и легко за кружечкой чая обсуждать и писать такие пустые темы ! Выступать с научными озарениями на телевидении, радио.

    О чем дальше можно говорить если дети авторов, выступающих на этом канале и этом видео (Минилбаева Е. И. и Ко) НЕ ЗНАЮТ ДАЖЕ МАРИЙСКОГО ЯЗЫКА ? О КАКОЙ КУЛЬТУРЕ ? ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ БОЛТОВНЯ И ПУСТОСЛОВИЕ !

    P.S. УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ ЯЗЫКУ, КУЛЬТУРЕ НАРОДА, ТРАДИЦИЯМ НАРОДА, СВОЕЙ САМОБЫТНОСТИ, МАРИЙСКИМ ТАНЦАМ !
    ТОГДА БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ ПО СУЩЕСТВУ.

  8. Эстон марий

    Александр, я думаю г-н Аликов сделал кальку с эстонского слова «eestlus», которое буквально переводится как «эстонскость», а значит
    http://www.eki.ee/dict/evs/index.cgi?Q=eestlus&F=M&C06=ru
    эстонское национальное самосознание, эстонское национальное чувство, эстонская национальная идея.

    В принципе слово неплохое. Но с некоторыми Вашими выводами я согласен.
    Наша «марийскость» сводится лишь к каким-то внешним признакам. Мы не есть такие, как на словах по телевизору, понимаете это лишь слова. Не знаю, лично мне ужасно неприятно, когда заводят такие разговоры об исключительности, арийскости марийской нации… Поменьше пафоса, побольше знаний, реального воплощения «марийскости» в жизнь. Об одежде московским мари после первой передачи говорили, но ничего не изменилось опять те же стилизованные костюмы, с добавлением собственной фантазии и это преподносят как «традиционное марийское»… Ну можно же было как-то из Марий Эл действительно традиционную одежду к передаче достать, там же у вас многие мари из РМЭ.
    Меня также поражает и то что большинство марийских активистов на словах патриоты, а в свои семьях со своими детьми говорят исключительно по-русски или же еще на каком-либо языке, если, например, муж др. национальности, но только не по-марийски…

  9. Tsikma

    Пуры вады.

    Алексаедер, вы не заметили что живем в 21-м веке? Марийцы, как и все народы мира в эпоху технического и глобального развития, претерпели большие трансформации. Пожалуйста, пишите свои комментарии по существу, уважая комментаторов. Что это такое? О КАКОЙ КУЛЬТУРЕ ? ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ БОЛТОВНЯ И ПУСТОСЛОВИЕ ! (речь?) Таким образом вы просто-напросто затыкаете всем рот: «Сидите и молчите!» Вспоминаю из своего детства эпизод: «Во время кушанья мариец должен сидеть и молчать в тряпочку. Это этикет марийского народа. (Подобный этикет существует у многих и других народов, вероятно.)» А оказывается, все это ерунда- время приема пищи, как утверждают психологи, это время семейного социального контакта, разговоров… связывает приятное с полезным. Тут и покушаешь и услышишь интересную историю на марийском . А так, представьте, сидят марийцы и молчат… Молчат и молчат. Вроде бы в начале передаче это заметил и телеведущий, который хотел, чтобы участники программы наконец-то заговорили.
    Так, давайте, же не будем затыкать друг-другу рот. Тут идет вроде бы как дискуссия, и не нужно унижать достоинства дискутирующих. Что вы набросились на Минилбаеву? Чем она провинилась перед вами, если у нее иное мировоззрение на марийскость, чем у Вас, Александер? Может ее внутренний мир гораздо богаче моего и вашего?
    Так что, кого тау Минилбаева.
    А термин «марийскость» я использую уже много лет. Кому нравится, кому не нравится. Не мне судить, но термин уже живет.

    • «Марийцы…. потерпели большие трансформации» …Это точно! Да всё течёт, всё изменяется в нашей жизни, в одну воду нельзя войти дважды. Как сказал горно-марийский поэт:»Вашталтеш, вашталтеш цилӓ со, тагачы тенгечӹш ана шо. Нимат, нигнамат иктӹ агыл- техеньӹ тышкалтеш падкагыль.»(Ондрин Валька). История не имеет сослагательного наклонения, если бы марийцы не уходили в леса, то сейчас их и не было бы. Но марийцы сохранились как этнос, у марийцев есть своя автономия, своя республика. Да, идут большие изменения, многие живут в городах, но разве это плохо, многие ли знают, в какой бедности было жить в крепостнически-колхозных деревнях, когда надо было работать на государство за палочки и платить дополнительно ещё налоги яйцами, шерстью и др. продуктами… Это была очень трудная жизнь, люди задыхались от безысходности, паспортов не давали, а они хотели жить лучше и вырваться из этой кабалы в какой-нибудь город- это было счастье и таким все завидовали. Сейчас платят только один налог- за землю. Не надо так уж строго осуждать и тех городских марийцев, у которых дети своего языка не знают. Вот тут в основном дискутируют мужчины, а с детьми с раннего возраста в основном занимаются женщины, всё даётся с молоком матери, но современные марийки своих детей воспитывают по-русски (и даже теперь в деревнях), они желают своим детям, как им кажется, только добра, потому что только этот язык может помочь добиться успеха в современной России. Кто-то где-то говорил про цыган, мол им и школ специальных не надо, а они всегда остаются цыганами, но ведь они живут табором, где всё очень строго. Всё начинается с семьи, так что мужчины-марийцы в первую очередь должны так организовать жизнь внутри своих семей, чтоб потом не предъявлять претензии к своим женщинам. Но это вряд ли. Так что всё это пустые разговоры. А вот то, что показали в «Вечерней Москве»- это дело.

  10. Аноним

    Предлагаю уважаемому администратору убирать негативные реплики и необоснованную критику и нападки на окружающих с комментариев этого сайта….Если есть что сказать-скажите четко и обоснованно:что-то не нравится-поясните,почему не нравится,что бы Вы предложили как альтернативу?Так было бы правильнее и конструктивнее, думаю…Просто,когда многие тут просто огульно критикуют и как сказал Tsikma, «затыкают рту»-о какой конструктивной беседе может быть речь? Нам очень не хватает уважения друг другу-давайте научимся делать это здесь для начала. Мариувер,обратите внимание,пожалуйста, на это предложение!

    Из-за того что многие начинания и личности, что-то делающие для народа- часто необоснованно подвергаются критике и грубо говоря просто «обливаются грязью» — у активистов пропадает желание выходить в свет со своими идеями, мероприятия и просто высказать свое мнение. Это одна из причин застоя в Марий Эл…Не учитывая бездарных правителей и отсутствие нормального финансирования,естественно.

    Комментаторы же, старающиеся побольнее укусить или обиднее охарактеризовать активистов — либо провокаторы-марифобы, либо сами же марийцы, правда, не обремененные умом и явно страдающие комплексом неполноценности. Для них путь сюда должен быть заказан….Благодарю за внимание!

  11. Tsikma

    Пуры вады.

    А мары сирӹзӹвлӓ- халыкын интеллектуал авангардшы, шӹп шӹнзӓт. Нӹнӹлӓн техень дискуссивлӓ ак келеп….?
    Но шанем, эче иктӹ тамам йыштылеш, шытырлана, марын ылмыжы тӹдӹм интересуя. Тӹдӹжӹ поэт Ондрин Валькаок агыл вӓл?

    А марийские писатели- авангард интеллектуалов народа, сидят тихо и спокойно. Такие дискуссии им не нужны…?
    Но,все же один что-то старается, его интересуют марийские дела и марийскость. Кажется, он поэт Ондрин Валька.

    • технолог

      Марийскость- это слово очень уж спорное, а может быть точное, это всё равно, что жирность в молоке( пишется в процентах) или мясистость в колбасе, а в колбасе чего только нет: и бумага, и соя, и жир, и различные вкусовые ароматизаторы, другие наполнители, а мяса там — пшик. Так и теперешние марийцы, видимо, измеряются по категории марийскости. Современные марийцы, видимо, теперь сравниваются с колбасой или сосисками, где натурального мяса совсем немного, а вообще-то называются мясными изделиями. Но сейчас стали утверждать, что колбасы есть стало вредно, это будто может привести к раковым заболеваниям. Сравнение интересное , а сам тсикма случайно не технолог?

      • аноним

        Нет, Цикма не технолог и не политтехнолог!
        Но вы рассмешили меня сравнением с колбасой, её мясистостью и марийскостью)))

  12. Елена

    Статья понравилась!

  13. Лайд

    Поро!
    Але вара шерда темын огыл тыгай шулдакан дискуссий-влак деч?
    10, 20, 30 … ий тыге ушан дискутитлен илаш, тидын дене ончык каена манаш лиеш? А реальный илышыж деч шылына.
    Да тидын нерген эше 1990-ше ийла ту:н:алтыште мутланенна. Но тунам пашаже шукырак ышталтын.
    А таче 21 курым. Яра да яклака дискуссий-влак (паша дене огыт пен:гыдемдалт гын) — яра да яклакак гына кодыт. Да тышеч лектышыжат уке.
    Ида лу:д, иктат умшадам ок петыре.
    Моско телепердачыш лекташ — тиде икте. Тиде сай. Тиде ку:лешан.
    Арик-турик дискутироватлаш — вес паша.
    Передачысе деч сайракше садак огына каласе.
    Да сомылжымат огына ыште.

  14. Эстон марий

    технолог и др., зачем придираться к словам? Если исходить из слова «eestlus», то марийскость — это марийская идентичность. Все просто 🙂 У меня такое ощущение, что некоторые намеренно на этом сайте все пытаются превратить в балаган, отвелкают от нормальной, дельной дискуссии. То начинают оскорблять кого-то и устраивают перепалку на уровне «шӱкшӧ ӱдрамаш», то начинают придираться к каким-то мелочам.
    Лайд, я не согласен с тобой, ты как власть имеющие рассуждаешь. Tsikma прав у нас нет дискуссий нормальных о мари, марийском языке, культуре ни на радио, ни на ТВ, ни в газетах. Даже в Интернете марийцы боятся что-то сказать, все сидят со стороны смотрят.
    Я лично не в восторге от того, что было в студии Московского ТВ, опять какое-то бахвальство, хвастовство, «ой какие мы марийцы уникальные, исключительные», прям «высшая раса»…

  15. Tsikma

    Пуры вады.

    Давайте-ка, поразмышляем, сто же может быть в содкржании понятия «марийскость?»

    • Аноним

      Ожно мыйын кувай аракам йуын кутырнышо да куважым кучылтшо да кырше марийым марийлыкшым ончыкта манеш иле. Можыч марийскость(марийлык) шукыжым койыш деч шога? Выжланмаш да шоя улмаш тоже мари койыш?

  16. Алексей

    Все марийцы выступили отлично. Передача была хорошая. Можно было бы конечно насчёт лечебных трав больше инфо рассказать, ещё же травы есть и способы лечения. Также можно было про марийцев знаменитостей сказать: 3 человека хотя бы. Сергей Суворов — герой. Можно сказать, что многие марийцы парни в ГДР срочную служили. И если будут другие тв передачи на марийские темы, то обязательно подготовьте одну горномарийку, чтобы в национальном костюме была. Просто костюм на вешалке скучно смотреть. С уважением, гастарбайтер Алексей.

  17. Ар

    Валерий, при всем уважении, не совсем верно понял многие вещи в передаче, отсюда его чуть легковесный комментарий. Термин «белые», как и объяснил карт, означает не расу, а в том же смысле, что и «ошмарий-чимарий» — то есть признающие божественность происхождения.
    Миролюбиво отнеслись к пришельцам — историю не перепишешь, большинство марийцев с 7 по 10 век оставили московские, владимирские, тверские и ростовские земли и ушли на восток. Да, смело и упорно воевали против вооруженных захватчиков, что отражено в Черемисских войнах. Но (!) не вырезали поголовно обозы с семьями колонизаторов с женщинами и детьми. В этом величие духа, рыцарский характер народа, не воюющего с мирными поселянами, а не «покорность», как это отчего-то трактовал Валерий.
    И уж, конечно, трудно не заметить иронию Зенкина в том, как он говорит о Йошкар-Олинском Кремле.

  18. Tsikma

    Пуры вады.

    Уважаемый Ар.

    Возможно я не все понял правильно (и понял так, как было высказано), но в нынешнем мире даже одно какое-то предложение можно трактовать по-разному, даже в неправильной форме. Возможно, карт и не подразумевал ничего, что связано с расизмом. Ждем новой передачи. Кого тау.

    В принципе, все такие дебаты должны идти на Марийском ТВ. Они там есть?

  19. Ар

    Уточняю, не услышал того, что было высказано картом. Так же как и с горномарийским костюмом, элементы которого как тоже было сказано, остались на столах. Такая трактовка Валерия, в принципе, целая отдельная тема для дискуссии, так как это, как говорят, довольно характерная наша черта.

  20. Tsikma

    Пуры ирок.

    Вероятно, написав выше комментарий, Ар прав.

  21. Tsikma

    Пуры вады.

    Тиштӹ дискуссивла гишӓн марла ӓль марла агыл. Шаналташда.
    Тут поразмышлять нужно ли вести дискуссии и дебаты на марийском. Или не вести на марийском и не дискутировать о марийскости.

    Шумервлӓ тагынам ӹленӹт
    кӹзӹт уке ылыт
    но нӹнӹ гишӓн попат
    легендывлӓ каштыт
    дискуссивлӓ кеӓт
    шумерлӓ агыл…

    этрусквлӓ тагынам ӹленӹт
    кӹзӹт уке ылыт
    но нӹнӹ гишӓн попат
    легендывлӓ каштыт
    дискуссивлӓ кеӓт
    этрускла агыл…

    скифвлӓ тагынам ӹленӹт
    кӹзӹт уке ылыт
    но нӹнӹ гишӓн попат
    легендывлӓ каштыт
    дискуссивлӓ кеӓт
    скифлӓ агыл…

    мерӓвлӓ тагынам ӹленӹт
    кӹзӹт уке ылыт
    но нӹнӹ гишӓн попат
    легендывлӓ каштыт
    дискуссивлӓ кеӓт
    мерӓлӓ агыл

    шукердӹ эче агыл
    нагасанвлӓ ӹленӹт
    кӹзӹт уке ылыт
    сек остатка камас йӹлмӹлӓ
    попышы Клавдия Плотникова
    1989-шы ин колен
    но нӹнӹ гишӓн попат
    легендывлӓ каштыт
    дискуссивлӓ кеӓт
    камасла агыл…

    марынвлӓ курымвлӓ доно ӹленӹт
    марынвлӓ кӹзӹтӓт ӹлӓт
    марынвлӓ гишӓн попат
    марынвлӓ гишӓн легендывлӓ каштыт
    дискуссивлӓ кеӓт
    марла
    эче марла
    ӓнят шӱдӹ иштӓт
    ти дискуссивлӓ
    марла кеӓш тӹнгалӹт?

  22. Tsikma

    МариУвер.

    Ик куплет тенге лиэш:

    шукердӹ эче агыл
    камасвлӓ ӹленӹт
    кӹзӹт уке ылыт
    сек остатка камас йӹлмӹлӓ
    попышы Клавдия Плотникова
    1989-шы ин колен
    но нӹнӹ гишӓн попат
    легендывлӓ каштыт
    дискуссивлӓ кеӓт
    камасла агыл…

  23. Tsikma

    Пуры вады.
    Выяснил следующее:
    В текстах МТР часты обращения к богам. Например: «Ош Кого Йымы!…»
    В прямом переводе на русский это будет «Белый Великий Бог!…»
    Но в семантическом отношении «Ош» правильнее было бы перевести «Святой». После этого и не было бы недоразумения в словах Московского Марийского карта.

  24. Эстон марий

    Я все же склонен думать, что «Ош» в данном контексте все обозначает белый цвет и это связано с белой холщовой одеждой марийцев. Известно, что в священные рощи марийцам надо было ходить в белой, чистой одежде. Разумеется этот белый цвет и цвет святости. Но например слово «ош» в словосочетаниях «ош марий чимарий», «ош марий калыкетым» все же подчеркивает основной белый цвет в традиционной одежде мари. И здесь нет никакого намека на расовую принадлежность, поскольку марийцы даже не знали о неграх и соответственно и не делили людей на «белых» и «черных» по расовому признаку.

  25. Tsikma

    Пуры вады.
    Да, вы правы, Эстон марий.
    Марийцы сейчас живут в разных странах. В странах Евросоюза, например, в СМИ слово «негр» носит негативный оттенок, и поэтому предлагается использовать «темнокожий». Поэтому фраза «религия белого человека» (кажется так карт сказал) может вызвать много нареканий.

    • аноним

      Нет большой разницы где бы ни проживали мари, да хоть в Африке! Семантика Ош Поро Кугу Юмо изначально — Бог, Творец Вселенной, Создатель Света, всего живого на Земле, и не ищите оттенки для ваших нареканий.

  26. Тыгерак

    Может в Вашей голове эта семантика именно так, но это не значит что непросвещенные в марийской религии люди 100% именно так поймут фразу «религия белых людей». Просто иногда думать надо, что говорите. И не обижаться когда делают ПРАВИЛЬНЫЕ замечания по поводу того какую ахинею вы иногда несете 🙂

    • аноним

      Просвещённым и особо «продвинутым»!
      Во всех определениях: что, Ош Поро Кугу Юмо, либо Ошмарий-Чимарий — чистой веры, некрещённый, семантика слова Ош как Светлый, дающий Свет божественного начала или живущий светлыми помыслами, а не то что у вас в головах закипело, или ещё хуже, как Цикма ищет везде и всюду свои расовые разграничения.

  27. Tsikma

    Пуры йыд.

    Анониму от 00.16

    Я и не ищу нареканий, хочу познать и напомнить. А Вы вот выкинули прилагательное «Ош». В принципе, с вами кажется, на такой агрессивной волне настрое к дискуссии на эту тему каши не сваришь.
    Не МТР ли кричит всегда, что она самая толерантная и миролюбивая Религия из всех религий. И вдруг…! Бац… Вы такие изречения выдаете…
    А так, я не сторонник дискуссий о религиях. Но несмотря на это еще лет 20-25 назад выдвигал идею, что МТР было бы супер хорошо, если карты получали духовное образование какого-либо уровня.

  28. Tsikma

    Пуры вады.

    Кого тау. Воистину благодарен. Но беседы о религии не мое кредо. А
    расовые вопросы очень даже актуальны на сегодняшний день, поэтому их нельзя оставить в стороне.

  29. Ош Виче Толкын.

    В целом телепередача мне понравилась.

  30. Илья Бирский

    Организация «Ошмарий — чиймарий» впервые была зарегистрирована как общероссийская Александром Михайловичем Юзыкайном, и он некоторое время представлял марийский народ как верховный жрец на всех уровнях. В «ош марий» «ошо» значит, что это сохранившие свою первородную религию, не замаравшие себя крещением и прочими «перевоплощениями» приспособленчества и угодничества и сохранившие свою морально-нравственную чистоту.

  31. Марийскость — это не религиозное понятие а прежде всего нравственное. Хотя морально-нравственная чистота марийского народа берет истоки прежде всего из МТР.

Добавить комментарий для ЕленаОтменить ответ