Этнофутуричность новой студии ГТРК Марий Эл вызвала споры

«Оформленная в стиле этнофутуризма», по мнению самой ГТРК «Марий Эл», новая студия вызвала неоднозначные оценки. Это видно и из последней передачи «Действующие лица».

MariUver

Видео: ГТРК Марий Эл

54 комментария

Filed under видео

54 responses to “Этнофутуричность новой студии ГТРК Марий Эл вызвала споры

  1. А почему не сказали почему Юрий Таныгин был вынужден уехать из Марий Эл? Я его встретил в 2000 или 2001 в Йошкар-Оле. Бедный, задавленный, какой-то несчастный художник в каком-то ДК на мизерную зарплату. Вот так ценит маркеловское правительство международно признанного марийского художника! Также и многие другие талантливые деятели культуры Марий Эл вынуждены были покинуть Марий Эл! Что происходит? Почему национальным талантам в национальной республике не создано условий? Почему они покидают республику? Я знаю, что Ю.Таныгин очень любит свой край и не хотел уезжать, а БЫЛ ВЫНУЖДЕН!!!

    • Аноним

      Кто такой Таныгин — вахтовик из ханты-мансийка, который теперь в качестве гастарбайтера служит Комаровой?

    • Э.К.

      Потому что это неприлично копаться в чужих личных делах, тем более публично. Обсуждалось оформление студии. За мизерную зарплату работают в этой республике огромное количество народу, включая и нас, ученых и преподавателей. И многие из нас вынуждены делать то, чего нам не хочется, в поисках дополнительного заработка. Так что теперь, кричать на каждом углу? На дело времени тогда не останется. ))

      • Отсутствие должной поддержки талантливой национальной интеллигенции в национальной республике — это не «копание в чужих личных делах»… Это серьезная проблема для марийского народа, у нас, у марийцев, одна марийская республика. Где как не в Марий Эл должны заботиться о национальном искусстве? Марийцев не так уж и много и каждый национальный художник, композитор и др. творческий работник нам намного дороже, чем, например, русским. Да и переселение для русского по России не значит утрату национального, а вот для марийцев значит.
        Да и спрашивал я не у Вас, а прежде всего создателей передачи и власть имеющих, от кого зависит такое отношение к нац. интеллигенции.

  2. Мнение народа

    Это и вина ВАСЮТИНА! Об этом надо выступить сегодня на митинге!. Привести примеры :сколько талантливых людей он погубил!..

  3. Пуры вады.

    Ик монгыр гӹц анжалаш гӹнь, мары халыкын стиль доно оформлӓйӹмӹ студи — пиш яжо. Тӹ годымок студим тӹшленрӓк анжальымат, эртен кешӹ жеп, шаналтышым. Техень студим Мары Телевидеништӹ 20 и перви ӹштӹмӓн ылын, тӹнӓм, кынам этнофутуризм культурыштына у коэ дӓ модышты ылын. Эртен кешӹ жепӹм нигыцеӓт тагачы жепӹн модернеш шотлаш ак ли. А тенге артфакт семӹнь, барокко стиль донат ТВ студим оформлӓйӓш лиэш. Тенгежӹ гӹнь, яра манат, тидӹжӹм эче ӹштӹмӹ — тидӹжӓт Марий ТВ-лӓн прогресс. Пӓшӓдӓ ашныжжы!

    Тӹ годымок ядмашем улы: маняр гӓна Мары Тв-шты алык дӓ кырык марла кечеш увервлӓ лӓктӹт? Тевеш, Суоми (Финляндиштӹ) саамвлӓ 5000 нӓрӹн ылыт гӹнят, кечӹнь туан йӹлмӹ доно увервлӓм колышт дӓ анжен кердӹт. Ӓль культурылан айырымы цилӓ бӱджетӹм Крымыш виктӓрен колтат?

    Анжалашда:
    http://areena.yle.fi/1-2397863?autoplay=true

  4. Аноним

    Марийская молодежь Сургута: «Ни о какой культуре не может быть и речи, если не будет языка. Нет языка – нет культуры!»

    http://www.finugor.ru/news/mariyskaya-molodezh-surguta-ni-o-kakoy-kulture-ne-mozhet-byt-i-rechi-esli-ne-budet-yazyka-net

    • Активист 90-х

      Современная марийская молодежь — это безликие, трусливые, осторожные, аполитичные овощи… Мы в 90-х были намного смелее, активнее. Благодаря нам появилась Республика Марий Эл, марийский президент. Мы возродили Марий ушемы, съезды народа мари. Мы заложили основу международному финно-угорскому движению. А вы все скоро профукаете…

      • Шурмаҥше

        Более того, эти овощи становятся приспособленцами, зажатыми во временные рамки. А эти контуры очерчивают изначально Мер Канашовцы, деятели особо «одарённые» из Центра марийской культуры…Неизвестно кому перекладывают ответственность по расчистке этого «мусора», видится крайне негативный посыл для будущего поколения.

      • ЛомЭр

        Марий самырык еҥым вожылтарен чулымрак лияш таратынет гын, молан марла от возо? Але тылат тӱҥжӧ нуным вес калык ончылно намысыш лукташ?

        • Шурмаҥше

          ЛомЭр, уважая отвечу, овощи напрочь утрачивают чувство стыда, как только предлагают им должность, и мыслят они на чужом языке! Согласитесь, риторика понятна.

          • вахтовик

            Ай да, молодца! в собственном бессилии и никчемности обвинили молодежь…рты закройте и не позорьтесь!

            • Аноним

              Вразумлять бестолковых – все равно, что чесать скалу! запомни, ворчащий вахтёр!

              • вахтовик

                Беда в том, что ты учишь других..а ты начни с себя ..может или вдруг..результат будет!

                • Аноним

                  Вахтёр, вся беда твоя в том, что тебя нет здесь и сейчас, ты потерялся во времени и растратил свои силы на пустой трёп. Тебе гордиться нечем, твои дети предали тебя, веру твоих предков, они твоё продолжение, ты разочарован и пора дальше идти к старости как и многие, из тебя плохой философ, ты опоздал!

      • Аноним

        Именно активисты 90-х профукали все, что было завоевано за период горбачевской перестройки.

      • вахтовик

        Вам и другим народам разрешил Ельцин…

        • Аноним.

          Аноним и вахтовик! Прусь от этой парочки склочников из Турека: один из Возармаша, второй из Хлебниково. Вы какого рода и племени? Кто ваши предки? Какому Богу вы служите? Если ненавидите все обряды предков, дети ваши забыли об усопших, не чтут каноны, точно так же и о вас не будут заботиться, они не будут служить своему народу! Зря живёте! Ты и ты — никто, пустота!

      • Елена

        согласна на все 100%

  5. ЛомЭр

    Искусствовед мыслит шаблонами, принятыми в научном обществе. Творчество талантливых художников разрывает сложившиеся шаблоны. Я уверен, что через 50 лет другой искусствовед будет рассказывать об этнофутуризме на примере работ Таныгина, и также будет хаять какого-нибудь современного художника, вышедшего за рамки устоявшихся шаблонов 🙂

    По оформлению, мне нравится. ГТРК реально молодцы!

    • Э.К.

      А вы можете конкретно написать, в чем шаблон моего мышления? )) В чем вы увидели охаявание Юрия Таныгина, тем более, что собственно говоря, я первая его творчество и проанализировала и описала в своих книгах? Вы хоть одну из них видели? И знакомы ли вы с работами других этнофутуристов? С уважением, Эльвира

      • saiver

        Поро! Уло кумыл ден лудам!

      • ЛомЭр

        Уважаемая Эльвира, прошу прощения, если я обидел Вас.
        Шаблонность увидел в том, что вы утверждаете, что этнофутуристическими называются те работы, в которых присутствуют определённые символы (орнамент, яйцо и пр.). Утверждаете, что стиль оформления нельзя назвать этнофутуризмом, так как там не хватает определённых элементов, а наличие только яйца маловато, поэтому всё это лучше назвать примитивизмом.
        Я думаю художник способен передать смысл картины без непосредственного использования символов: цветами, сюжетом и пр. Аудитория поймёт, что имеется ввиду и недостающие символы появятся уже в голове зрителя. Это всё конечно чисто с моей, сугубо дилетантской в искусстве, точки зрения)
        Помню некоторое время назад был всплеск интереса к этнофутуризму. На этой волне у меня тоже появился повод ознакомиться с этим направлением. Не скажу, чтобы я сильно погружался в эту тему, но говорить, что я узнал об этнофутуризме из оформления телестудии было бы неверно). Буду признателен, если Вы укажете список Ваших трудов. Возможно с некоторыми из них я уже знаком.
        PS: вместо «охаивания» пожалуй надо было сказать «журя»)

        • Э.К.

          1. Какая фраза вами воспринимается, как «журение» Юрия Таныгина?
          2. Вы пишете: «Утверждаете, что стиль оформления нельзя назвать этнофутуризмом, так как там не хватает определённых элементов, а наличие только яйца маловато, поэтому всё это лучше назвать примитивизмом.»
          Это полное переворачивание моих слов!
          — Оформление студии не обладает никаким стилем, ибо стиль — это единство пластических элементов, в студии все элементы случайные, к ним неприменимо понятие стиля.
          — Если вы слушали внимательно, то первое, что я сказала, что не считаю этнофутуризм стилем вообще. И причем тут яйцо?
          — Примитивизм — стиль Юрия Таныгина, выработанный им задолго до того, как эту студию решили оформить его работами. И от того, как ее разрисовали, ничего не меняется в сути его стиля.
          Меня просто поражает, как люди способны извращать чужие идеи. По крайней мере, мне становится понятно, почему, когда списывают из моих статей и книг, как правило, все с ног на голову переворачивают.
          3. Список моих трудов приводить не буду, поскольку он слишком большой, более 80-ти публикаций.

  6. Аноним

    Активист 90-х и Шурмаҥше, а не вы ли эту самую молодежь воспитывали?Как воспитали-так и выросла….Молодежью надо заниматься круглый год,а не от праздника к празднику….Всеми брошенная и покинутая молодежь находит силы и делает мероприятия, показывает свое марийской лицо и дух на чужой земле-они достойны уважения….

    Умеете только критиковать с утра до вечера-работать надо,каждый день-а не скулить и винить…В первую очередь,с себя начните и своих русскоязычных детей…

    • Аноним

      Какой весомый нравственный постулат от Анонима Дмитрия Бердинова.

  7. Tsikma

    Пуры вады.

    Репортаж гишӓн шаяэм: ти передачы тамахань ула кайы. ТВ-шты культурына, сӹлнӹшаяна гишӓн дискуссивлӓ кымдан кешӓшлык ылыт. Дӓ тидӹжӹм кыце марла, тенгеоок рушла ӹштӹмӓн. Шамаклан, пӹтӓрижок, «Сӹлнӹшая вады», «Сылнымут кас», «Литературный вечер» серим пачаш лиэш. Мары литература кӹзӹт жеп гӹц кодаш тӹнгӓлӹн, тенге ӹшкежӹ шанем. Ик вырт, иктӓ луатвӹц-коклы и перви йонгатаэм кеш, а ӹндежы тамахань стагнаци шижӓлтеш. Тенге сирӓлтӹмем гишӓн, пуры лидӓ, ик сирӹзӓт, ик поэтӓт идӓ шӹдешкӹ, но тидӹ факт, кыдым, векӓт, Марий Эл Сирӹзӹвлӓн Ушемӹштӓт ужмышты ак шо.

  8. Соседи

    Что критиковать то? Где марийские молодёжные огранизация? Нет их!

  9. Алексей

    А где есть молодёжные организации, в какой части земного шара? Названия организаций напишите. Чем они занимаются эти организации? Я помню был комсомол… но это было давно и неправда…

  10. Активист 90-х

    Слушайте, овощи, меня никто не воспитывал, марийскость была и остается в внутри в меня. Я не дрожал и не боялся в 90-е, как вы сейчас. За мной тогда и кбшники бегали и наш мариец Хлебников в обком партии вызвал, дабы мои мозги подправить. Мои дети сейчас говорят на марийском, также как дети Владимира Козлова и Геннадия Гордеева — смелых активиств 90-х. Я возглавляю марийское общество, где все члены моложе меня, овощи вашего поколения. Вы больны неизлечимо, ваши личные амбиции зашкаливают за все разумные пределы нормального марийского общества. Вы суперегоистичны, думаете только лишь о себе любимом, сверконфликтны, мстительны. Если наш народ исчезает, то только поромучто ВЫ МОЛОДЫЕ БОЛЬНЫ и не замечаете свою болезнь. Я и мое поколение активистов всегда делали и делаем, но нас, к сожалению меньшинство!

    • вахтовик

      Что за вирус и я подцепил? всю твою крутость мышления и образа жизни…..но почему то , в интернете как и ты..

      • турмо

        Что-то у вахтовика нервы сдали! Иногда молчание больше украшает человека))) Жалкое сравнение запустил о себе.

  11. Активист 90-х

    А чте касается марийских молодежных организаций. Вы молодежь, наверное, сами их должны создавать или не так? Центр Колумб и В.Козлов помогли создать «ВийАр» и MariUver раскрутил их… Где они? Бывшие руководители придерживаются позиции «овощей», нынешний приспосабливается к существующей власти…

  12. Местный

    Раньше хорошо работал «У вий»,потом «Рвезылык при центре марийской культуры!..Они исчезли! Где они! Спасибо,вроде,» ВийАр» что-то делает…Это заслуга А. Ивановой!..

    • турмо

      Вы невнимательны Местный. Активист 90-х дал оценку в том числе А.Ивановой, трансформирующейся в овощ, ВийАр превратили в НачАр, не стоило доверчиво перекладывать другому овощу — самовлюблённому нарциссу.

  13. Местный

    Теперь понял,что никто ,ничем не занимается!

    • турмо

      Что ты понял? Ты такой же гнилой овощ — Дмитрий Бердинов, не вникающий бесцеремонный, никчемный нигилист циничный!(((

  14. Молодое поколение

    Правильно! Ни какие марийские молодёжные организации не работают. Для галочки проводят пьяные марийские дискотеки, запаивают молодёжь-и всё! И вся работа! А где детские марийские клубы? Кто должен всем этим заниматься?! А еше кричим: нет лидера! Сами виноваты!

  15. Бывший студент

    Раньше в Автодоре (центре) хорошо была постановлена работа. Работали несколько марийских молодёжных кружков! Был и КВН, бард клуб, студент театр, поэтический кружок…Мы все ходили туда…И дискотеки были без буфета… Надо закрывать эти кафеечные дискотеки со своим алкоголем и наркотой… Пора молодёжь приучить к спорту

  16. Аноним

    Турмо, тый «рысь» огыл -тый його шонго пырыс улат))))Бердинов деч салам)))

  17. Аноним

    Вы очень отстало выглядите. У вас очень всё запущено. Вам нужно развиваться, научится красиво одеваться. Вы такой отсталый народ. Выкиньте все нац. костюмы на помойку, Вам их одевать не надо, вам нужно развиваться, прививайте себе хороший вкус…
    Сейчас 21 век, попытайтесь как то жить в ногу со временем.
    Не знаю почему вы такие отсталые, у вас умных людей очень мало, вряд ли найдётся сильный лидер, вас же очень трудно вывести в люди, вас тянет назад в каменный век, вы не идёте вперёд.
    Очень отсталый вы народ, почему то татары так не выглядят отстало, и кавказцы тоже двигаются вперёд.

    • Отсталый мари

      Видите ли «крутость, современность», «красиво модно одеваться» в Ваяшем понятии — это мышление на уровне подростков. Все это крутое, современное — оно везде во всем мире и никого этим не удивишь… Взрослому, зрелому, думающему человеку уже лишь внешней крутости, современности не хватает, он ищет неповторимое своеобразие во всем. А у Марий Эл и марийцев эта уникальность именно в нашей «отсталости», т.е приверженности своим традициям, в сохранении своей «отсталой» религии ит.д. Туристам, гостям Марий Эл нужны не только ваши «крутые» новоделы и пицы с суши, их еще и интересует национальное своеобразие, национальная кухня — подкогыльо и коман мелна. Посмотрите, что показывают в передаче «Уроки географии» по ТВ. Природное СВОЕОБРАЗИЕ края и «ОТСТАЛЫЙ» национальный музей… А не ваши крутые новоделы!
      Современная нация должна быть одновременно как современной, развитой, чего марийцам и Марий Эл действительно немного не хватает, а также и «отсталой», т.е. своеобразной, хранящей свои традиции, язык и культуру.

      • Продвинутый мари

        Аноним, ты ничо не шаришь!
        МЫ ИЗ ПРОШЛОГО и есть чем гордиться! Что нам смотреть на татар иль кавказцев? Они одеваются в те же брендовые тряпки как и все. Ты посмотри в наших музеях шедевры традиционной вышивки в одежде! А впрочем мы с удовольствием за лидером угнались бы но глава навязывает не на нашем родном языке все западное даже архитектуру имперский балет в еде суши карпаччо всякий фастфуд игнорируя национальную кухню.

  18. Э.К.

    Уважаемые! Хочу расставить точки над «I», особенно для администратора сайта. Я понимаю этот журналистско-блоггерский прием поджаривания фактов для поддержания интереса к своему сайту. Вот уж некоторые читатели в рамках этой логики все смыслы с ног на голову начали переворачивать.
    Но хочу сказать, что никаких особых разногласий между мной и Сергеем нет и не было. Поскольку Сергей Таныгин особо никогда не углублялся в тему этнофутуризма и не знает, чем занимаются этнофутуристы, как они пишут, то он назвал манеру своего брата этнофутуристическим стилем ровно потому, что тот позиционирует себя как этнофутурист.
    Я же не противоречу ему, а лишь уточняю, что этнофутуризм нельзя считать стилем в виду того, что у этнофутуристов существуют разные манеры изображения, т.е. индивидуальные стили. И стиль этнофутуриста Юрия Таныгина — неопримитивизм. Тут некий Ломэр посчитал это оскорблением для Юрия. Я его огорошу: в стиле неопримитивизма работает огромное количество этнофутуристов, и не только марийских, и не только даже финно-угорских. И в этом нет никакого никому оскорбления и умаления их творчества. ))
    Меня пригласили на эту передачу именно потому , что я изучаю этнофутуризм, в курсе его событий и тенденций, написала книги об этих художниках. И я, уважаемые, занимаюсь продвижением и популяризацией этнофутуризма, а не его уничтожением! Хотя в нашей республике, республике торжествующей попсы, это вообще дело неблагодарное, он для РМЭ маргинален, его у нас не любят и боятся! Последний раз у нас на ТВ вспоминали про этнофутуризм 10 лет назад в передаче «Детали» на СТС. Тогда я после защиты диссертации по марийскому этнофутуризму вместе со своими студентами делала муз.-хореогр. постановку «Сандалык туналтыш».
    На самом деле корень данного события не в творчестве Юрия, а в оформлении интерьера студии. Именно интерьер был объявлен этнофутуристическим, причем не Сергеем или Юрием, а коллективом ГТРК. И именно против этого я возражала. К этой студии неприменимо в первую очередь понятие стиля, потому что стиль означает, что все детали интерьера (не только фон, но и кресла, стол, т.е. все , что попадает в кадр) должны быть выполнены в единой манере, должны быть подчинены общей идее, чего в студии нет. И, кстати, об этом я говорила не только в этой передаче, но неделей раньше на радио, и сотрудники ГТРК поняли, они сами сразу признали ее эклектичной. То есть: там нет ни стиля классицизма, ни стиля барокко, ни хайтека, ни…, ни… в том, числе, и стиля этнофутурима, которого к тому же вообще-то не существует.
    Так что советую не искать черную кошку в темной комнате, особенно, когда ее там нет.
    Если есть вопросы об этнофутуризме, задавайте, всегда готова ответить.

    • ЛомЭр

      Уважаемая Эльвира, отписал Вам выше. Так как это не специализированный сайт по искусству, то посчитал возможным высказать своё мнение с точки зрения простого зрителя.
      Ещё раз прошу прощения, если обидел Вас.

      • Э.К.

        Да, обида тут вообще не причем, обида — это такой трюк, который используют, когда не хватает аргументов по существу предмета диалога. )) Слава богу, пока еще способна вести дискуссию в той области, где компетентна.
        Дело не в том, что вы высказали свое мнение, а в том, что все перепутали, приписали мне то, что я не утверждала.
        И что значит, не «специализированный сайт по искусству»? Ну, и что же? Когда чего-то не понимаешь, надо стремиться понять, а не довольствоваться своим незнанием, а уж тем более выставлять компетентность как своего рода недостаток. Это-то и опасно, это тормозит развитие, как отдельного человека, так и народа в целом. У нас тут итак в образованием не очень, так давайте разбираться и учиться.

  19. Э.К.

    Вот, если кто желает, для начального ознакомления с этнофутуризмом можно посмотреть и послушать мою недавнюю лекцию в Финляндии.

  20. Пуры вады.

    За отсталость некоторых народов РФ нужно сказать «кого тау!» политике Кремля. Чего только русские цари не делали с колонизированными народами примерно 500 лет назад? Советую почитать:

    https://tsikma.wordpress.com/2012/09/18/%d0%b4%d0%be%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d0%b4-%d0%be-%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b8-%d0%b2-%d0%bf%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b6%d0%b5/

  21. Tsikma

    Пуры вады.

    Этнофутуризм- временное явление в культуре финно-угорских народов, зародившееся, в принципе, в конце 1980-х годов в Эстонии, среди молодых поэтов и писателей. Он дал большой всплеск в среде жаждущих экспериментов, молодых финно-угорских культурных деятелей. Но как ни странно, двигателями идей этнофутуризма, в культурной среде этих народов стали не поэты и не писатели, а художники. Это заметно как в Марий Эл, так и в Коми, Мордовии и Удмуртии. В Марий Эл — они Саша Иванов и Измаил Ефимов. Прежде всего. Но в литературе удмурты все же подвинулись и развили идеи этнофутуризма. На этой волне, появилась целая плеяда интересных удмуртских авторов. И, вероятно, литературный журнал «Инвожо» был большой площадкой для экспериментов. В Марий Эл в силу некоторых причин, этнофутуризм не мог проявиться. Прежде всего потому, что в 1990-е годы в марийской литературе были еще свои метры и авторитеты, которые разные литературные эксперименты воспринимались как несерьезное занятие. А смелых новых авторов со своими эстетическими лозунгами и манифестами не было. И в итоге что? Современная марийская литература в стагнации. Марийский писатель даже, пикнуть не смеет, как его закрепостили.

    На этом хватит, продолжим разговор в скором.

    • Э.К.

      Всякое явление в культуре временное, но это не умаляет его роли. Из временных явлений складывается история. ))

  22. Tsikma

    Пуры вады.
    Да, нисколько не умаляет его роли.
    Но новые течения, как обычно дают импульсы и инфлуэнсии для зарождения новых явлений в искусстве и литературе.
    Все жду яркую лампочку в марийской литературе.

  23. Алексей

    Уважаемая Э.К., разместите несколько ваших статей в википедии на марийском языке, чтобы все поняли, что такое этнофутуризм. Да и другие все ваши хорошие статьи на марийском языке поместите в википедию. Таким образом, вы увеличите количество статей на марийском языке в интернете. А также будете больше известной как учёная, то есть статьи будут работать на ваш имидж. А то я поискал на марийском статьи по этнофутуризму в интернете. А статей нет. В общем, этнофутуризм есть, а поясняющих статей на марийском нет. Нужно исправить этот недочёт. Это моя хорошая идея.

  24. Елена

    У меня, простого обывателя, возникает закономерный вопрос: «А зачем оформлять вообще в таком тяповато-ляповатом виде (прикрываясь «временным!» новым то бишь течением) главную студию республики? Это же как лицо Марий Эл перед зрителями, перед обществом. Большинству преобладающему было бы по душе оформление в национальном стиле! А тут наляпали называется хрен знает что!

Добавить комментарий для Э.К.Отменить ответ