Мастер-класс по древнемарийскому боевому искусству провел для земляков житель деревни Чодраял Куженерского района Марий Эл Юрий Ямбатров.
Юрий Николаевич давно уже интересуется этой темой и практической реконструкцией боевых навыков предков, в руках которых хозяйственные орудия превращались в грозное оружие. Цеп для молотьбы зерна в случае необходимости становился своего рода марийскими «нунчаками», которые древние марийцы, при необходимости, умело пускали в дело.
Мастер-классы Ямбатрова по демонстрации приемов боевого искусства предков неизменно вызывают большой интерес зрителей. Кстати, проводит он их в традиционной марийской одежде и обуви, то есть в лаптях.
Дмитрий Шахтарин,
Марий Эл
Источник: Марийская правда
Фото Дмитрия Шахтарина
Лапти-не марийская традиционная обувь…Учите историю,а не вымыслы)
Напишите автору в Марийскую правду. Меня тоже возмутил этот момент, но менять не стал. Все же под статьей есть имя автора. А о том, являются ли лапти национальной обувью марийцев, мы уже писали:
https://mariuver.wordpress.com/2009/03/27/lapti-nac-obuv/
Не мене трети марийского народа – восточные марийцы, считают своей национальной борьбой кӱрӓш, “бороться” на восточномарийском диалекте – “кӱрашаш”. Это борьба по определённым правилам, когда соперника надо положить на лопатки. Марийцы очень часто выступают на местных праздниках сабантуй и довольно часто побеждают.
Тема очень интересная, а эта статья “ниочём”. Нужны мнения и предложения экспертов, специалистов в области марийской истории и культуры. Надо возраждать все утерянные пазлы нашей культуры. А чиновникам нужно шевелиться и помогать таким энтузиастам и активистам. Самому марийскому войно на фото правда тоже не хватает капли модерна, немного осовременения и дополнительной доработки сверху не помешают.
Молодцы, марийцы! (Хватит горе заливать, делом пора заняться!) Самое главное – это не пить. Остальное приложится. У вашего народа задел есть генный – нет там злобы, в ваших генах. А есть Божий Дух. Молодцы! (Я вот не могу деревню Кишна найти, в Моркинской волости: куда она девалась, может кто знает?)
Алекс Хэмди готский, краевед-индивидуал по древней немецким поселениям в Поволжье. (Казань.)
Может Кушна?
http://www.12rus.ru/List/28/1745/
Деревня НИЖНЯЯ (ИЗИ КУЩНА, МАЛАЯ КУШНА, ЛОПСОЛА, УЛЫЛСОЛА)
http://komanda-k.ru/Марий-Эл/деревня-алмаметьево-моркинские-татары
Алмаметьево (Кушна, Тат-Кушна), деревня
Хочеться сказать, Аноним, читайте историю повнимательней. Если мари не ходили в лаптях, то в чём?. И вообще, по последним данным, народ Мари, по древности идут наряду лопарей, древних индейцев и африканцев.
Это Вам уважаемый надо повнимательней читать историю и не только из советских учебников. До присоединения марийских земель к Русскому государству марийцы в основном ходили в кожаной, меховой одежде, в кожаной обуви с украшениями:
https://mariuver.wordpress.com/2009/03/27/lapti-nac-obuv/
Просто Русское государство обложило непомерными налогами марийцев и кожи, мехов уже на себя не оставалось. И марийцы, как впрочем и др. народы России, перешли на лапти. Кузнечное дело было запрещено, поэтому и украшения исчезли, позднее их начали заменять серебряными монетами.
Лапти – удобные, практичные, легкие, но это не праздничная и не национальная обувь. Марийцы побогаче все же на праздники одевали кожаные сапоги.
Посмотрите результаты раскопок древнемарийского Ахмыловского могильника начала нашей эры. Лапти там не найдены – марийцы ходили в кожаной обуви. 80 – 90% наконечников копий – железные. В то время римляне воевали в основном с медным оружием.
Что там реконструировать то?
Опять дедушку в лесах нашли?
Компиляция на основе известных БИ.
Есть может у кого видео с этим дяденькой?)
О боевых искусствах мари из истории.
В 28 милях от Нижнего Новгорода, где река Сура отделяет Россию от казанских татар, великий князь Василий выстроил на берегу этой реки, при слиянии ее с Волгою, деревянный город с крепостью от нападений и набегов казанских татар и других народов и назвал его Василь.
Между этими городами живут два народа: один называется верхняя черемиса, а другой мордва, отделяет же их друг от друга Волга, и они граничат с нижегородским княжеством.
В старину они подвластны были казанским татарам, но теперь платят дань москвитянам разными мехами, какие есть там, например, рысьими, куньими, волчьими, беличьими и горностаевыми, однако ж не больше, сколько надумают сами, по доброй воле, потому что великий князь не хочет притеснять их, чтобы они не сговорились с другими татарскими князьями и не отпали от него, так как они сами могут выставить в поле 20 тысяч войска.
В этой стране не совсем-то хорошо растет хлеб, жители меняют свои драгоценные меха русским на хлеб, водку, платье и сало. В лесах у них водятся разные звери, птицы и в изобилии пчелы. Некоторые из них живут в домах, некоторые в поле, в палатках и хижинах и большею частию кормятся от своих стад Женщины так искусны и ловки, что стреляют из луков, как мужчины. Они приучают к стрельбе и своих детей сызмала и не прежде дают им обедать, пока они не попадут в поставленную для стрельбы цель или мету. Когда идут на неприятеля, вооружаются все, и мужчины и женщины, которые всегда встречают врага с такою же храбростью и отвагой, как и мужчины, стреляют назад и вперед себя в неприятеля, который и обращается в бегство.
(Петр Петрей де Ерлезунда “История о Великом княжестве Московском”, 1867г.)
О тактике.
Казанский летописец сообщает: «Но злее передних градцких, созади выезжая из острогов лесных, стужаше полком руским черемиса, наезжая на станы, возмущающи в нощи и в день, убивающи от вои и хватающи живых, и стада конская отгоняющи»
А.М.Курбский описал, как координировали свои действия казанские войска в городе и за городом: «… егда изнесут на высокую вежу, або иногда на град, на высочайшее месце, хоруговь их, зело великую бусурманскую, и начнут его махать, тогда… ударят со всех стран с лесов, зело грозно и прутко, во устроению полков, бусурманы на полки християнские; а от града во все врата вытекали в тот же час на наши шанцы, и так зело жестоце и храбре натекали, яко и вере не подобно».
О воинском духе.
Н.М. Карамзин: “…сии воины свирепые, озлобленные, вероятно, жестокостию царских чиновников, ожесточенно резались с московскими воинами на пепле жилищ своих, в лесах и в вертепах, летом и зимою, хотели Независимости или Смерти”.