В финно-угорском движении REGNUM увидел линию разлома России

Kongr_FU_narodov_2008Финно-угорские народы стали разменной картой в информационных войнах, решении экономических вопросов и международной борьбе с «российским империализмом», утверждают Алина Сергеева и Игорь Павловский на сайте ИА REGNUM. Ниже приводим полный текст без изменений.

Внешняя политика Эстонии после 1991 года построена на патернализме в отношении финно-угорских народов, проживающих в России. Насаждение концепции «единого финно-угор­ского мира» до вступления страны в НАТО и ЕС в 2004 году происходило поступательно, уверенно, системно, а главное — тихо.

В 2005 году весь мир узнал о необходимости срочной международной кампании по «защите финно-угорского населения в России». Громкий старт этой кампании дал экс-премьер-министр Эстонии Март Лаар, встретившись в Братиславе с Джорджем Бушем и передав почему-то не лично в руки президенту, а его помощникам обращение, касающееся положения марийского народа, которое написали ученые Эстонии, Финляндии и Венгрии. Затем эстонские СМИ сообщили, что этими материалами удалось обратить внимание американского президента на положение финно-угорских народов в России. После того как американский президент «обратил внимание на бедственное положение» финно-угорских народов, к освещению этой «проблемы» подключились международные СМИ.

В том же 2005 году Энн Ээсмаа, который тогда возглавлял комиссию эстонского парламента по иностранным делам, заявил, что из РФ постоянно раздаются просьбы о помощи от проживающих там нацменьшинств, в том числе от финно-угорских народов.

Апогеем кампании 2005 года стал призыв парламентариев подать в отставку к министру образования и науки Эстонии Майлис Репс (Mailis Reps), обвинив ее «в нанесении серьезного ущерба внешнеполитическим интересам Эстонии». 16 августа 2005 года Репс в интервью ИА REGNUM дала позитивную оценку ситуации с развитием марийского языка в школах Марий Эл и охарактеризовала эстонские СМИ как дезинформаторов в реальном положении дел в российской республике. Премьер Эстонии Андрус Ансип (Andrus Ansip) заявил на пресс-конференции, что действия Майлис Репс относительно ситуации в Марий Эл идут вразрез с основными направлениями внешней политики Эстонии.

В 2008 году Тоомас Хендрик Ильвес в своей речи на конгрессе финно-угорских народов фактически призвал финно-угорские народы России к сепаратизму, а после ответного слова Косачева, который отметил, что финно-угорская тематика политизируется, вся эстонская делегация во главе с президентом поспешила демонстративно покинуть Всемирный конгресс финно-угорских народов, проходивший в Ханты-Мансийске.

23 сентября 2014 года в Нью-Йорке глава эстонского государства на пленарном заседании Всемирной конференции коренных народов в рамках 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил: «Строительство порта в Усть-Луге (Ленинградская область) противоречит декларации ООН о правах коренных народов». Логичным стало присуждение эстонской премии «Древо мира» 2015 года «за сохранение и развитие ижорской культуры и защиту традиционной среды проживания ижор» члену ижорской общины «Шойкула» Дмитрию Харакка-Зайцеву. Сумма премии составила 2500 евро. Он был в кругу лиц, инициировавших обращение к эстонским коллегам, что дало основание президенту Эстонии выступать в ООН с обвинениями об ассимиляции коренных народов в адрес России. Интересно, что община «Шойкула» не участвует в реализации государственных программ РФ по сохранению этнокультурной самобытности коренных народов.

7 января 2015 года Тоомас Хендрик Ильвес обвинил Россию в прекращении или ограничивании предоставления образования на национальных языках для финно-угорских народов, что ускоряет их исчезновение. Выступление президента Эстонии состоялось в Обинитсе, территории проживания народа сету, по случаю объявления села культурной столицей финно-угорских народов мира 2015 года. Фарс данного заявления президента Эстонии состоит в том, что, в отличие от России, Эстония не признает сету в качестве самостоятельного этноса, а его язык числится лишь среди эстонских диалектов. Между тем ЮНЕСКО внесло язык сету в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения». Европейская хартия прав меньшинств обязывает государства поддерживать языки национальных меньшинств, так, в районах, где на языке нацменьшинств говорит 20% населения, на нём должны вести всё делопроизводство. Подобного в Эстонии нет ни в отношении языка сету, а тем более русского, тем самым грубо нарушаются нормы Евросоюза и Совета Европы.

Неожиданно разный «единый финно-угор­ский мир»

Суть концепции «единого финно-угор­ского мира» варьируется от градуса настроений граждан. Диапазон велик: от стремления лидеров финно-угорского движения добиться «независимости от русских оккупантов», идей о «родстве по крови» финно-угорских народов России с народами Финляндии, Эстонии и Венгрии, до единого политического единства «финно-угорского мира». Очевидно, что вся концепция направлена на усиление сепаратистских настроений и работает против интересов российской государственности.

Реализация концепции является образцом работы мягкой силы, начатой в 1927 году путем создания в Эстонии некоммерческой организации «Фенно-Угриа”(Fenno- Ugria) для координации взаимоотношений с финно-угорскими народами. «Фенно-Угриа» возродилась в 1991 году как холдинг — «крыша” (цитата с официального сайта, прим. — ИА REGNUM) организаций Эстонии, заинтересованных в сотрудничестве с родственными финно-угорскими народами. В настоящее время «Фенно-Угриа» объединяет более 50 учреждений и общественных организаций. С 1999 года посредством «Программы родственных народов», реализуемой через «Фенно-Угриа», осуществляется финансирование как научно-образовательных, так и культурных проектов на территории Эстонии и в самой России.

В парламенте Эстонии действует «группа поддержки финно-угорских народов». Эта структура традиционно строит свою антироссийскую деятельность во взаимодействии с организацией «Фенно-Угриа». Причем она ориентирована на «поддержку» финно-угорских народов именно России и равнодушна к проблеме финно-угорских меньшинств в других государствах, дискриминации сету в Эстонии, ливов в Латвии, венгров в Румынии, саамов в Финляндии, квенов в Финляндии, Норвегии и Швеции.

Международное финно-угорское движение оформилось в августе 1992 года в Сыктывкаре на I Всемирном конгрессе финно-угорских народов совместно с представителями Эстонии, Финляндии и Венгрии. На нем был создан международный Консультативный комитет финно-угорских народов (ККФУН) со штаб-квартирой в Хельсинки.

В последние годы активно стала себя проявлять финно-угорская молодежь. Объединяющим международное движение институтом является Международная молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН), основанная 16 июня 1990 года. В настоящее время она объединяет 34 молодежные организации финно-угорских народов. Сейчас ее президентом МАФУН является Сампса Холопайнен (Финляндия).

Международное финно-угорское движение докатилось до ООН в Нью-Йорке. Так, создан Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов мира, в котором финно-угорское движение теперь имеет своих представителей. МАФУН участвует в работе данного форума ООН и регулярно проводят презентации финно-угорских народов, где присутствуют дипломаты Эстонии и Финляндии, и где спикеры рассказывают об ассимиляции финно-угорских народов в России.

Тем временем в Ингерманландии

Сокращение численности финно-угорских народов в России за последние 30 лет не является результатом бездействий власти или строительства порта Усть-Луга. XX век сопровождался трагическими событиями: репрессии 30-х годов, выселение в 40-х, игнорирование в 50−60-е годы. Начиная с 80-х годов можно констатировать национальный подьем, вызванный гласностью и сменой национальной политики СССР. Но численность населения всё равно продолжала сокращаться. Очевидным становилось разрушение самосознания самих народов. Кризис 90-х годов привел к частичной утрате традиционных видов хозяйственной деятельности. Так, в Ленинградской области (территория проживания води и ижор) разорился крупный колхоз «Балтика», что привело к почти полному исчезновению рыболовства (традиционному виду хозяйственной деятельности води и ижор).

По мнению заместителя председателя Экспертного механизма ООН по правам коренных народов Алексея Цыкарева, в Ленобласти традиционные виды деятельности води и ижоры не являются основой их выживания и идентичности как, например, оленеводство для саамов. Главной проблемой для этих очень малочисленных народов является сохранение и преемственность языка и традиций. Международный эксперт считает, что, живя многие десятилетия в столь значительной близости от мегаполиса, промышленного центра, водь и ижора подвергались влиянию агрессивной, постоянно наступающей внешней среды. С одной стороны, эти народы, конечно, научились жить рядом с крупным центром, но, с другой стороны, это решительным образом отразилось на их быте, занятиях и культуре. Международный опыт подсказывает, что вокруг таких центров, как Санкт-Петербург, остановить промышленное развитие практически невозможно. Но и мириться с утратой двух уникальных культур тоже нельзя — нужно искать способы устойчивого сосуществования и сотрудничества. В конце концов, такие примеры в мировой и российской практике тоже существуют, — отмечает Алексей Цыкарев.

Директор Центра коренных народов Ольга Конькова считает: «Нам никто не мешает учить язык и развивать собственную культуру. У коренных народов есть будущее, зависящее прежде всего не от внешних причин, а от самого желания народов знать свой родной язык, помнить свою непростую историю, сохранять свою уникальную культуру».

«Вот чудаки злобные!»

В конце 2014 года руководитель историко-филологического отделения Российской академии наук (РАН) Валерий Тишков оказался невъездным в Эстонию. Академик узнал об этом во время прохождения паспортного контроля в аэропорту Таллина. Ученый приехал в Эстонию по приглашению международного медиаклуба «Импрессум». На своей страничке в социальной сети Facebook он написал: «Они [эстонские финно-угроведы] шастают по всей России, пишут часто больше чем глупости, и никому никаких запретов не было! Пусть изучают венгров, финнов и себя самих получше, а уже потом про «геноцид финно-угорских народов в России». Вот чудаки злобные! Зачем все это…»

Вопрос риторический. Когда наука приносится в жертву сиюминутной политической необходимости, вопрос о щепитильности и научной объективности не стоит. Единый финно-угорский мир на территории России является разменной картой в большой геополитической игре вследствие важного геополитического значения расселения этих этносов.

Схемы развала и уничтожения многонационального государства через «возрождение национального самосознания» отдельных народов многократно опробованы и отработаны.

*****

Справка

Финно-угорский мир представлен в основном в Эстонии, Венгрии, Финляндии и России.

В России существуют пять республик, где финно-угорские народы являются титульной нацией, а их языки носят официальный статус. Это Карелия, Коми, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, а также Ханты-Мансийский и Коми-Пермяцкий округа. Также программы по поддержке сету действуют в Псковской области; ижор, води и вепсов в Ленинградской области, тверских карелов — в Тверской.

Санкт-Петербург и Ленинградская область являются уникальными этнорегионами, тут исконно проживают представители пяти финно-угорских народов. События XX века привели к почти полному их исчезновению. Так, по результатам переписи населения 2010 года в Ленинградской области численность составляет: вепсы — 1380 человек, водь — 33, ижора — 169, финны — 4366, карелы — 1345.

Грузооборот в портах ГАО «Таллинский порт» (в госкорпорацию входят пять портов: в Таллине, в Мууга, Палдиски, Пальясааре и на Сааремаа — прим. ИА REGNUM) в феврале 2015 года составил 1,9 млн тонн грузов, что на 25,8% меньше, чем за аналогичный период 2014 года (эстонский портал rus.err.ee, наибольший спад наблюдается по нефтепродуктам (минус 36,4% в сравнении с прошлым годом). В это же время по объемам перевалки нефтепродуктов среди российских портов Балтийского моря лидировала Усть-Луга. Объемы перевалки нефти в порту Усть-Луга выросли по сравнению с прошлым годом на 36% .

Алина Сергеева, Игорь Павловский

Источник: ИА REGNUM

21 комментарий

Filed under Статьи

21 responses to “В финно-угорском движении REGNUM увидел линию разлома России

  1. ФУгор

    Более 10 лет Регнум одно и тоже талдычит в колеровском духе… Большей страшилки, видимо, высосать из пальца кишка тонка. Говорить, что мол финно-угры сами не хотят сохранять свой язык и культуру — песенка старая. Интересно, а русские бы захотели говорить, писать по-русски если бы их в школе в лучшем случае родному языку учили бы по 2 часа в неделю и все вокруг бы было на китайском языке? Не хотят, потомучто Россия превратила все нерусские языки в ненужные, они нигде не используются, нет марийских детских садов, нет марийских школ, а о вузах и не говорю! Вранье все это марийцы Пермского края САМИ ЗАХОТЕЛИ И ПОТРЕБОВАЛИ у властей сохранения ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ и сделать ее школoй с УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РОДНОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ. А в ответ что? Вы наслали на них свои цепных собак из МВД, ФСБ, задавили, запугали людей, построили начальную школу и факультативно оставили марийский язык! Как в таких условиях сохраняться и тем более приумножаться?
    А сету в РФ только формально признаны народом, реально ничего для них не делается, скажите в какой школе учат сету языку, выходят ли газеты, журналы на сету языке в РФ? Пшик, нет! А в Эстонии целая государственная программа по развитию Сетумаа! Съездите посмотрите что есть у сету в Эстонии и что в РФ — небо и земля! Не зря большинство сету из России давно в Эстонию переехали.

  2. Ондри

    Как это по русски — и про Фому…. и про Ерёму… Обо всём и ни о чем. Писали точно не наши финно-угроведы. Путинцы истерику гнут, факт. Значит мы насщупали нерв…

  3. какшан марий

    Когда у руля страны стоит бестолковый правитель и у него ничего не получается в плане строительства сильного,цивилизованного,истинно демократического государства,он начинает искать врагов,как внешних,так и внутренних.Очередь путлера дошла до финно угров.
    Кто следующий?
    Мусульманский или буддистский мир?

  4. Каври

    Заказная статья-то… Давненько регнум не публиковал свои ксенофобские статейки. Никак, Колеров снова заказ получил перед выборами.

  5. Лайд

    Поро!
    Я сам журналист. Но такого бреда и подстрекательства со стороны коллег (осмелюсь остальных назвать коллегами, но не их), как эта писанина, похоже, давно не встречал.
    Можно (возможно и следует) написать целый трактат с аргументами против них. Но, осознавая, что статейка «заказная», «гадкий утенок», а не аналитическая, приходишь к выводу, а стоит ли ломать копии.
    Таких сторонников «жаренных» фактов можно искоренить только правдой. Но правду и правоту нужно отстаивать.
    Помните, руководитель РАН Тишков еще 10 лет назад уже «похоронил» малочисленных народов. Кощунственно со стороны ученого мужа. Задайте в Поисковик, по его того злополучному «труду» о малочисленных народов можно определить тип мышления этого человека. Жаль.
    Отвратительно, что подобные журналисты, не понимая, возможно, и не осознавая, лезут грязными помыслами в такие тонкие вопросы.
    Регнум и 10 лет назад (в колеровский период) был таким же «желтеньким», а теперь, похоже начинает скрипеть — от ржавчины.

  6. Tsikma

    Пуры вады.

    Не финно угры ли, коренные народы, Руш Эл должны иметь больше прав, нежели пришлые русские?

  7. Илья Бирский

    У меня в диске сохраняется аналитическая статья-отчёт одного аналитика ФСБ. Этот аналитик ФСБ считает, что стремление финно-угорских народов к свободному национальному развитию представляет угрозу России. Всё в духе 37-го года. Фактического материала о реальной угрозе государства нет. В ихнем понимании — уже само существование финно-угорских народов — это «угроза». Такими «отчётами» пользуются русские политики. И проводят политику уничтожения финно-угорских народов. Ведь им это делать очень просто — малочисленные народы не в состоянии защититься от такого мощного давления административного ресурса и всех прочих органов русского государства. Всё это делается очень даже сознательно и целенаправленно — русские больны шовинизмом(разновидностью фашизма).

  8. Tsikma

    Пуры вады.
    Премьер министр Шотландии Старджен Никола сегодня в Брюсселе заявила что если Великобритания проведет референдум о выходе из еврозоны, то Шотландия вновь намерена провести референдум о выходе из состава Великобритании. Такие референдумы можно проводить в РФ? Могут ли, например, финно угорские и тюрские народы, входящие в состав РФ проводить подобные референдумы? Есть ли в РФ политические партии по национальному и языковому признаку? В Европе они есть и это не дает создать образ одного великого народа страны. Знаю, что в Латвии есть Партия русскоязычных. Есть ли в РФ Партия марийскоязычных или татароязычных? Или же Марийская Национальная Партия или же Татарская Национальная Партия, как в Финляндии Шведская Народная Партия? Так, что стоит ли все время в негативе писать в СМИ, о положении русскоязычного населения в Балтийских странах? Если бы авторы статьи были объективными…

    Об одной такой партии можно почитать:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F

    • Юдан

      Мне Сануков Ксенофонт Никанорович на это сказал — нет пограничья, не будет и отделения.

  9. mari-advocat

    Про каких русских идет речь? Тех, кто вчера был холопом, а сегодня корчит из себя хозяина? Настоящие хояева (по титулам) были уничтожены в период 1917-1924 годы, если они добровольно не бежали из Советской России. Стоит заметить, что если бы они (хозяева по титулам) были настоящими хозяевами и вкючали свои мозги, то и бежать не пришлось бы. Шовинизмом русские страдают в Марий Эл или еще где-нибудь, то есть там где живет свободный народ.
    Правда некоторые «пригретые» деятели этого свободного народа так гнобят свой родной народ, что русские шовинисты отдыхают. Как член Марий Ушем лично против национальных партий. В любом деле надо знать меру. У марийцев есть своя старая национальная организация Марий Ушем, которая объединяет свободный марийский народ. То что у марийцев нет своего правительства, нет еще чего-нибудь, не беда, дело наживное. Смею вас заверить, что у русских еще хуже. То, что «толпа» говорит по-русски, это не значит, что они русские. Как может марийка родить русского? Никак. Это просто русскоговорящий индивид, который к руссской культуре ничего общего не имеет (в большинстве своем). Получается и русским не стал и родное потерял., то есть вырос «Иван не помнящий родства».

  10. Илья

    Как и любой фашизм, русский шовинизм тоже имеет мифологическую основу. Начало положили незаконно пришедшие ко власти Романовы, создав специальный приказ (по-современному «министерство»), чтобы выдумать и написать историю как для себя — царскому двору, так и своим холопам и опоре одновременно — новой «богоизбранной великоросской нации». При любом желании русские нацисты не могут выдвинуть антропологические признаки в качестве отличительных черт исключительности своей нации, т.к. русский народ состоит из потомков разных племён совершенно разного антропологического типа. Например, Пушкин — эфиоп, многие русские дворяне были из татар, русских Якутии не отличить от якутов. Несмортя на это, молодые фашиствующие группировки центра России пытались и пытаются использовать антропологические признаки. Эти люди совершенно не воспринимают научные данные о том, что «вятичи» были ираноязычными, «кривичи» были балтоязычными, а многие русские центра и севера России являются потомками финно-угров. До Петра1 единой русской нации ещё не было, но укоренилась ложная теория о славянстве русских — славянофильство. Для определения своей исключительности рус.нац. выдвигают культурно-языковые признаки. Мы, например, восточные мари, с удовольствием воспринимаем и наслаждаемся и русской, и татарской, и башкирской культурой и культурами других народов. Рус.нац. терпеть не могут иные языки и культуры. Нацистская пропаганда постоянно твердит: русский язык — самый могучий, русская культура — самая великая,и т.д.и т.п. Русскому языку и культуре — максимум несколько сот лет, а азиатским культурам и языкам, например, на фарси или китайскому (в т.ч. и мари) — тысячи лет. Отношение рус.нац. к представителям других наций (за исключением европейцев) — снисходительно-насмешливое. Когда кто-то допускает оплошность, русский человек спрашивает:»Ты что, не русский?» Они считают, что делают милость, позволяя жить «всяким нерусским» в России, и готовы при любом удобном случае «исправить это недоразумение» самым кардинальным образом — физическим уничтожением. В обычных обстоятельствах, когда всё благополучно и работает уголовный кодекс, это не выпячивается, но все иные способы применяются. Результаты налицо, в каком состоянии финно-угры, вы прекрасно знаете. Эти мои наблюдения сделаны в чисто русской среде. В национальных регионах у нерусских народов есть много русских друзей-интернационалистов,но, увы, не они делают большую политику и пусть они не обижаются из-за своих сородичей, а с негативными явлениями надо бороться сообща.

  11. Тогда смотреть это видео всем!

    • Антифашист

      Стандартный бред русского фашиста. Ихнее пропагандистское клише — всё лучшее сделали они, а остальные — люди низшей расы, просто не сумели бы ничего создать и сделать. Они гордятся тем, что уничтожили культуры других народов, отобрали от них всё, что только можно было и на костях и крови других построили себе лучшую жизнь.Им невдомёк, что вечно так продолжаться не может, и уткнутся они носом в свои испражнения, погубив и себя, и других.

  12. Аликсендер

    Юдан, а как выжить марийцам, остаться марийцами на своей земле вы не интересовались у Санукова К.Н. ? Вам это не интересно ?

    «Как может марийка родить русского ?» (адвокат властьпредержащих).
    — Здоровая марийка может родить кого угодно, ибо марийскость определяется не родами… Знаю рождённых марийкой, которые сменили этническую принадлежность. Аргумент ? — Они говорят, что против «национализма». На самом деле, судя по их поведению (а не словам), они просто… приспосабливаются. Мои слова: «Посмотри на себя в зеркало» их не смущают. Да и в самом деле: не запретишь ведь «свободное волеизъявление». Вопрос только в том, действительно ли оно является свободным, в условиях когда Вас бьют по голове только потому, что Вы — мари (ряд народов можно продолжить) ?..
    Кстати, «бить по голове» не обязательно, в прямом смысле этого слова(хотя и так бывало в истории, и белой, и красной империи, и «демократической»…). Как бьют в переносном смысле и не менее эффективно — это отдельная, довольно актуальная ныне тема.

  13. Илья Бирский

    Идеология русского шовинизма рассчитана на веру. Его основа — историческая мифология — не выдерживает никакой критики, потому что всего лишь выдумка. Стоит только выдвинуть контраргументы, русская история превращается в юмор как у Задорнова. Вот, например, он рассказывает вполне правдоподобные истории из жизни славян, указывает даже места, где это происходило (между Вислой и Одером — в прародине славян, на Балтике), и в тот же момент чудесным образом меняет географическое положение — начинает рассказывать, как чудесно жили славяне на Белом озере. А на Белом озере на самом деле в то время и духа славянского не было. Заметьте — рус.нац. всегда говорят о победе русского народа над фашизмом, а на самом-то деле ведь в Красной Армии только половина были русские. Да и русская армия и при Суворове, и при Кутузове была многонациональной. И так повсюду — подтасовки, искажения и откровенная фальсификация.Присвоили не только земли финно-угров, но и их историю.Мордвина Сергия Радонежского называют «русским», муромца Илью тоже называют «русским», артифакты коми- найденные в болоте тысячелетние идолы, тоже называт «русскими», достижения всего многонациональого советского народа в народном хозяйстве тоже — заслуга только русских. Беспредельная ложь,короче говоря. Просто надо знать правду. Для этого надо быть образованным. Марийцам есть чем гордиться и в своей истории, и в достижениях. Не верьте враждебной пропаганде. Пусть и победили наших предков на поле брани, но не смогли нас сломить духовно. Такой героический народ воспрянет и из пепла. А среди русского народа есть и здравомыслящие, умные люди, которые не разделяют идеологию фашизма и шовинизма. Если мы уже знаем, где болевые точки, надежда на выздоровление и прогресс есть.

  14. (Умбакыже)

    Тӱрлӧ финн-угр организаийлаште ала чынжымак приспособленецвлак, ала идеологийыште умылымашышт да моштымашышт ок сите. Рушвлак, да и моло чыла калык истрийым туныктымашым идеологический оружий семын ончат, потомушто чынак тыге. Рушвлак шканышт кузе кӱлеш, туге савырал шынденыт. Россий историйыште финн-угрвлак нерген мут уке, але ончыктат нуным пеш ӱлыкӧ шынден(кӓмсытен). Кызыт историйым туныктымо шотышто каҥашымаш лие да министерство вашталтышым пуртен. Теве татарвлак вашталтышым пуртен кертыныт — ынде «монгол-татар иголан» татарвлакым огыт титакле, потомушто, чынжымак, нунын тунамсе событийлаш нимогай отношенийышт уке да шке «пострадавший» улыт.Финн-угрвлакын йӱкышт ыш палдырне да умбакыжат нуным историйыште игнорироватлаш тӱҥалыт.А кӱлеш ыле Россий кундемын историйыштыже финн-угрвлакын кугу рольыштым ончыкташ. Кызыт «руш» манме княжествовлакын населенийышт, и Новгород республикыште тоже, утларакшым финно-угорский лийын. Мом ышташ кодеш ынде тидым ыштыме огыл гын? Йӧн уло — марий да пошкудо калыквлакын альтернативный историйыштым возаш. Но тиде неле паша, и кызыт ик еҥ тидым ыштен кертше уке. Тугеже общественный редколлегийым ыштыман. Марийын историйже дене кылдалтше пӱтынь материалым чыла источник гыч погыман, варажым чапле литературно-публицистический обработкым ышташ кӱлеш. Уло мо тыгай талантан еҥ? Первый выпуск марла да «идеологически выверенный» лийшаш. Тымарте Лайд Владимирын лукмо книга-влак утларакшым литературный памятник семын улыт,официальный учебниклаште марий историйым «туртыктен» ончыктымо. Массовый научно-популярный пӱсӧ публицистикан книга, кудыжо кажне марий ешыште лийшаш, уке. Тыгай книга, чынжымак, «идеологический бомба» семын лиеш ыле, потомушто тушто и руш официальный историйлан критический анализым пуыман, и ончычсо клише деч кораҥман. Мый (мый веле огыл) К.Сануковын «мерям» вес калыклан шотлымо позицийже дене ом келше. Чыла марий йылман акрет племенавлакым (тыгай сведений уло гын (тек косвенный)), археологический культурышт ойыртемалтеш гынат, марийлан шотлыман. Тидын шотышто — Татарстан, Самара, Уфа кундемыште илыше акрет калыкым. Рушвлак теве йӧршын вес йылман тукымвлакым «рушыш» савырен шынденыт. Мемнан оньыжана Владимир Лайд Марий ушем да марий национальный движений нерген шуко материалым поген. Нунат книгаште лийшаш улыт.

  15. Пуры вады.

    Темеш агыл, тенге гӹнят лыдылдалаш уты агыл.
    Не в тему, но почитать стоит:

    http://echo.msk.ru/blog/aiderm/1561564-echo/

    • Нацмен

      А потом, когда начнет сокращаться число крымских татар, скажут что «они сами не хотят говорить на родном языке», как о нас о финно-уграх сейчас. Заметье у небольшой этнической группы в «фашистской Украине», где «русских в правах ушемляют» был целый детский канал! Куда это годится? У нас в России нацменьшинствам положено по 15 мин новостей за день в рабочие дни. Иногда раз месяц, может быть, 10 мин. на детскую передачу на национальном, типа «Шонанпыл» ( у горных мари и этого нет). Вот это настоящая забота о языках, культурах нацменьшинств русскими и РФ!!!

  16. Нацмен, тӧр сирет.
    Нацмен, правду пишешь.

  17. Аликсендер

    Вообще нынешняя кремлёвская пропаганда удивляет клинической лживостью, рассчитанной на полный идиотизм россиян… Хотя верно и то, что предыдущая, советская, какзалось бы сравнительно менее лживая, служит благоприятной подпочвой для нынешней…

    Вообще-то серьёзной проблемой для России явл-ся её «победность».
    Один из представителей шведской элиты сказал как-то о том, что поражение милитаризованной Швеции в войне с Россией было благом для Швеции: наконец-то она занялась собой, а не «осчастливливанием» завоёвываемых народов…
    Пример крымских татар действительно очень уместен и красноречив…

  18. Аликсендер

    В отношении того, что среди русских есть люди, которые не разделяют идеологию фашизма и шовинизма, — вне сомнения.
    Знаю лично таких.

Добавить комментарий для Илья БирскийОтменить ответ