В Удмуртии прошел фестиваль марийской культуры

0_mediagal_29960_1В удмуртском селе Каракулино прошел межрегиональный фестиваль марийской культуры «Хранитель памяти марийской».

Фестиваль был посвящен 80-летию со дня рождения писателя Валентина Исенекова и Году литературы в России, также в ходе мероприятия состоялся объединенный пленум марийцев Удмуртии.

Мероприятие открыли глава Каракулинского района Сергей Русинов, председатель РОО НКА «Марийцы Удмуртии» Анатолий Радыгин, заместитель министра национальной политики УР Людмила Соколова, директор Дома дружбы народов УР Алексей Шуклин.

В форуме приняла участие и общественная организация марийцев столицы Удмуртии «Ижевск Мари», председателем которой является Николай Ямаков.

Фестиваль завершился выступлением марийских национальных коллективов Удмуртии. Затем всем представителям делегаций были вручены памятные сувениры, сообщают организаторы.


Для справки:

В.Б. Исенеков родился 19 марта 1935 года в деревне Усть-Сакла (Шопкер) ныне Каракулинского района Удмуртии в крестьянской семье. Учился в Бимской семилетней школе Татарской АССР. В 1952-1956 гг. учился в Йошкар-Олинской культпросветшколе. В 1961 году поступил в МГПИ им. Н.К. Крупской. С 1967 г. был бессменным сотрудником республиканской пионерской газеты «Ямде лий», возглавлял отдел писем и массовой работы, был истинным вдохновителем и учителем многих поколений юнкоров, которые впоследствии стали известными журналистами, учеными, деятелями культуры, писателями.

В литературу В. Исенекова привела любовь к родному слову. В печати молодой поэт впервые выступил в 1952 г. со стихами. С приездом в марийскую столицу стал чаще печататься в газетах, альманахах, коллективных сборниках, а также в журнале «Ончыко».

Больше известен В. Исенеков как детский писатель. Популярностью среди юных читателей пользуются его книги стихов, рассказов, повесть «Ямбердинын дневникше». Он подготовил ряд учебных пособий для воспитателей детских садов, учителей младших классов, книг для внеклассного чтения. Много работал как составитель альманахов, коллективных сборников, в том числе «Эрвий», «Пионер тулойып», «Герой пионер-влак». Подготовил и издал сборник литературных очерков-портретов «Арслан тукым» («Орлиное племя»), посвященный жизни и творчеству писателей-участников Великой Отечественной войны. Им выполнена огромная работа по изучению творческой биографии и литературного наследия первого народного писателя МАССР Н. Лекайна. Благодаря В. Исенекову были изданы его избранные произведения в трех томах.

Источники: izh.ru и Татар-информ

14 комментариев

Filed under Новости, Фотоальбом

14 responses to “В Удмуртии прошел фестиваль марийской культуры

  1. Аноним

    Смотря на костюмы участников, у меня никак не поворачивается язык назвать участников и организаторов «хранителями памяти марийской». Напялили на себя нечто а ля марийское одежду из щелка, заимствованную у татар и башкир, с русской вышивкой гладью и нечто стилизованное а ля марийское… Ну хоть показали бы одежду из пестряди — олача/кезе тувыр, не говоря об более древней одежде из холста с мелкой геометрической вышивкой.
    Советского стиля мероприятие нечто псевдонациональное в культпросветовской обработке для показухи… Еще, наверное, и на русском…

  2. Аноним

    Каракулино русское село а не удмуртское. Фестиваль был хорош, особенно развеселил председатель, на фото он пробует квас, читал стихи, раз десять запинался и напрочь забыв текст ушел со сцены под громкие аплодисменты.

  3. Активист

    Послушайте Анастасию Морозову в передаче «Пошкудем» от 9 апреля, боль ее души (после 10 минуты). Вот это настоящая активистка, настоящая марийка на них держится марийский мир. И костюм на ней настоящий, ручной работы. В ее устах горькая правда о возможном будущем мари как в Удмуртии, так и по всей России. Марийцев скоро не останется, поскольку родители со своими детьми говорят по-русски… К сожалению так и есть, поскольку политика РФ такова и она превратила марийский и др. нерусские языки в ненужные и сделал их изучение в школах добровольной. Все ваши бесконечные заседания, съезды, показная активность г-н Радыгин это всего лишь ширама, за которой марийский народ вымирает, о чем говорит Анастасия Степановна!
    Кстати такие настоящие марийки-активистки не Радыгина упоминают, а Аркадия Искакова…

    • Аноним

      Тематика актуальна, авторы материала с выбором темы не ошиблись, с «нюхом» у них неплохо обстоят дела в этом плане. Но видеочерк, как назвала в конце передачи ведущая… вызвал усмешку.Назвала бы видеосюжетом, можно было согласиться.Напоминает любительскую видеосъемку. Если эта бригада работает от имени гостелевидения и на профессиональной основе, то гнать их надо для начала хотя бы на повышение квалификации и как нужно учиться делать актуальные,содержательные телепередачи к соседям- телевизионщикам в Казань, поучитесь у них в студии «Новый век». Нет профессионального мастерства ни у оператора, ни у ведущей.Как будто приехали в гости к кому-то и повели незатейливый разговор о житие-бытие местных жителей. Содержание могло бы быть интереснее и глубже, если бы ведущая заранее подготовилась к интервью,а не распрашивала , что придет в голову, в ходе разговора.Ну какой оператор и какого телевидения может снимать одновременно интервьюируемую учительницу и ведущую, которая стоит задом к оператору, т.е. к зрителям? Нужна ли она там в кадре вообще? Кто герой ее видеосюжета, учительница или обе? Можно было получше поработать и с монтажом при подготовке материала к выпуску, и с содержанием. Складывается впечатление, что съездили, назадавали вопросов,сняли все что говорят и на тебе, показали по телевизору (обработки и подготовки к выпуску в эфир не ощущается, или это делали грубо и неумело). Неужели содержание нельзя было подредактировать, скомпоновать, оставить самое-самое главное,сокровенно-глубинное? Нужно было автору от себя добавить приемы углубления, улучшения материала,т.е. своеобразные «лирические отступления», сравнения для придания содержательности и колоритности. Знаете, съездить куда-то и поговорить с кем-то на камеру нынче может всякий любитель, потому что с камерами проблем нет.А вот раскрыть сущность, актуальность тематики — это удел профессионалов, здесь без дополнительных авторских приемов, аналитики, умения управлять съемочным процессом, в том числе и оператором, не обойтись. Приятно было бы увидеть и послушать прядильщицу Морозову в ее доме, т.е. застать ее за этой деятельностью дома, или хотя бы за чашкой чая, если так хотелось уж, в музее.. Ну никак не могут обойтись без грубой фантазии: неужели эти телевизионщики считают,что народ верит тому,что до сих пор старушки сидят в музее и прядут? Надо еще научить эту ведущую занимать правильную позицию(позу)при съемке с интервьюируемой, а еще лучше — не показываться в кадре. Это только на базаре ,встретившись, две женщины могут разговаривать, встав друг против друга(в данном случае фрагменты с учительницей у доски).В другом эпизоде (с Морозовой) задает вопросы заведующей музеем, та отвечает, а в кадре идет демонстрация музейной экспозиции.Ну марий-влак, ончыко каена! Марий йылме дене кутырымо проблемым телеэкраныш лукташ гын, тудым чынак сайын ямдылалтын(ямдылен) лукман. Кунам телеведущиет шкеже марла мут-влакым кучылтын, рушла стиль дене кутыра, тиде могай пропагандым ончыкта? Рушла «много о чем говорит» выражений уло гын, ведущийын телекраныште «шуко мо нерген ойла» манмыже марий йылмым палыдымыже нерген шижтарен йонга.Кузе шочмо йылме йылмым кучылтмо,арален кодымо нерген кутыраш лиеш, кунам марий телевиденийыштат тудым сайын палыше,яндарын кутырышо да шке примерже дене пропаганда семын кучылт моштышо ен уке?

      • Аноним 2

        А мо тынаре шыдештыч да шум шогалтышыч? Передачыште, чай, шкендам палышыч? Ты, векат, тӱжвал койышет дене Радыгин гай мер илышыште утыж дене «чолга» улат, тудын семынак ала-мом ыштышыла койын нимучашдымын тӱрлӧ погынымаш, фестиваль-влакым эртарет, а шке йочат дене рушла кутырет дыр… Передаче пеш сай ышталтын, Алена пеш писе йодыш-влакым нӧлталын. Пеш кугу тау тудлан. Еҥым кузе марла кутыраш, ойлаш туныктымо деч ончыч, тый шкеже кеч Интернетыште марий йӱкпале (буква) дене возаш тунем! Тыгак «телеведущиет» мутым «телевӱдышет» манаш лиеш, «рушла стиль дене», векат, марлаже “руш семын”, “руш йылмылан келшышын” але эше иктаж вес семын манаш лиеш… Икманаш, тылат Аленан марий йылмыж кӱкшытыш шуаш манын эше пеш чот тыршыман, пагалымем!

        • стилист

          Телевудышо огыл, Телечараклыше утларак келшен толеш. Айдеме профессионализм шотышто ойла, шке шонымашым ончышо семын каласаш тоштман огыл мо? Шыдешкышыже да шум шогалтышыже тый шке улат, аноним2.

    • Елена

      спасибо за видео! очень понравилось! Настачи акай прекрасно говорит по — марийски, с сожалением надо констатировать, что с марийцами такая ситуация во всех местах проживания народа! нам следует не хулить, а продвигать марийских активистов. Радыгину все равно хочу сказать «молодец»; делает в меру своих возможностей, старается, освещает свою работу—это не всем дано! Пока других активистов не видно на горизонте! Ну что, анонимы—они потому и анонимы, что боятся собственной тени, сочинители доносов и пасквилей. Анонимщики! дерзайте! учитывая «ошибки других»,проводите в народ свои творения! Мы за вас будем только рады!

  4. Ямаков

    1 декабрь 2015 ийыште лиеш 25 ий, кузе почна Вятско- Камский общественный организацийым «Марий ушемым». Тиде СОБЫТИЙЫМ пеш кугулан чотлем. Вет тиде деч вара Семык-влак тунальыч, да моло пырля ыштыме мероприятий-шамыч. Айтса погынен тиде Вятско-Камский кундемыште илыше марий-шамычлан ПАЙРАМЫМ-ШАРНЫМАШЫМ-ВАШЛИЙМАШЫМ эртарена. Чыла марий ял гыч погынен Йырсе да Элнет коклассе КАМЕНЬ ДРУЖБЫ воктене еще ик гана чыла Талешке ен — влакнам шарналтена, шке историйнам мондыман огыл. Еще улыт чолга марий-влак, кудышт шарнат тиде жапым, вот Анастасия Морозоват… А Искаков Аркадий Искаковичлан 7 ноябрьыште 85 ий темеш, садлан тиде ЮБИЛЕЙ-ВЛАКЫМ эртарыманак…

    • Елена

      Обеими руками — за!!!!Предлагаю до 1 декабря:
      1)провести анонс- обзор марийской литературы -новинок с прохождением эшелона активистов по всем местам проживания марийцев-встречи с писателями, конкурсы на знание марийской литературы, конкурсы стихов и рисунков на знание марийской истории;
      2) выступления марийских певцов-танцоров по местам компактно проживания марийцев; с проведением дискотек,чтобы участовало больше молодежи.
      3) издание брошюр по марийской тематике и т.п.
      Ну и конечный итог: совместная встреча всех делегатов марийского народа!
      Во всех районах имеются марийские группы НКА(или как они там называются). У нас, н-р, 6 человек ездили на съезд мари. Вот встретиться с такими делегатами, обсудить план мероприятий, возложить на них агитирующую роль по проведению и сбору денег и провести! С соответсвующим освещением в прессе!

  5. Караге:л мари

    Ямаков Н.И. йолташ. Ку:леш да ку:леш маныда. Чын ку:леш, а ке: тиде ку:лешыжым ышташ ту:налеш? Грак селаште куго пайремым Искаков А.И. лу:меш немнан активна ямдыла, А те же кушто коштыда? Адакат почеламутым ямдыледа? Фестивальыште колыштна, кузе кок шомакыште ан*ырген шогышта. Сита корным ончыкташ, лекса немнаден пырля тиде корныш.

  6. Илья Бирский

    В.Б.Исенеков денат,Р.И.Токмурзин денат палыме улам ыле. Моло ушештарыме йолташ-влакымат ужынам. Удмуртий марий-влаклан шокшо салам! Чыла шотыштат успехым тыланем.

  7. Аноним

    Даже на мероприятиях, посвященных году литературы, писателю и поэту Исенекову, «фестивалят» только. Пляски, песни, костюмы непонятно от какого кутюрье…. А были ли приглашены туда профессиональные писатели и поэты( не те, кто самиздатом выпускает брошюры в несколько сотен экземпляров и называет это книгой, а себя — поэтом. Таких среди нас — каждый третий,если не второй).Был ли разговор о литературе и литераторах, знает ли наше молодое поколение классиков марийской литературы, их произведения? Был обзор (анализ, разбор) хотя бы какого-нибудь произведения Исенекова, других писателей, коли мероприятие было посвящено и году литературы? Читают ли на родном языке книги, прессу? Придавалось ли значение актульности данной проблемы, был ли подготовлена инофрмация об этом и владеют ли ситуацией в этой сфере руководители-организаторы литературного «форума», назвав его фестивалем? Фестивалить -то мы научились… А что за этим?

    • Аноним 2

      Вот тыште тый чыным ойлет. Келшем тый денет!
      Шонем, Радыгинланат, Ямаковланат эн ончыч шкаланышт шотшо дене марла ойлаш тунемман, шке йочашт, уныкашт-влакым сайын, яндарын марла кутыраш туныктыман, вара весе-влакым туныктыман. Уке гын тиде кок чолга марийым ончен мыйын эре тыгай шонымаш лектеш, а нуныжлан тиде марий йылмет, калыкетше кӱлеш мо? Кӱлеш гын, молан нуно шкет илен шоҥгемыныт а марла шотшо дене ойлен огыт мошто? А нунын йочашт, уныкашт марла ойлат? Адак эре коклаштышт вурседыл кият да кажныже лач шкенжым гына ончыктынеже, могай тудо тале марий мер пашаеҥ… Марий паша тыланда чынжымак кӱлеш гын, коклаштыда ваш кутырен келшен кертыда ыле!

  8. Фридрих Ницше

    Завистливые люди часто осуждают то, чего не умеют, и критикуют тех, до уровня которых им никогда не дотянуться.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s