В Марий Эл отметили юбилей горномарийского классика

Nikon_Ignatjev1 апреля, в день 120-летия со дня рождения Никона Игнатьева, на родине классика горномарийской литературы в Марий Эл звучали его стихи и проза.

Основные торжества, посвященные 120-летию классика горномарийской литературы Никона Игнатьева, прошли в краеведческом музее деревни Чаломкино, носящем имя писателя. Здесь собрались не только жители деревни, но и многочисленные гости из района и столицы республики. В частности, в составе делегации из Йошкар-Олы были представители Госсобрания Марий Эл, Министерства образования и науки, Всемарийского совета и другие.

В литературной гостиной музея в исполнении школьников, педагогов, работников культуры прозвучали стихи и отрывки из прозы Никона Игнатьева, юные самодеятельные артисты представили короткие инсценировки из его произведений, пишет Наталья КУЛИШОВА в «Марийской правде».

О жизни и творчестве писателя рассказала выставка, которая прошла в Национальном музее имени Т.Евсеева в Йошкар-Оле. Кроме того, состоялась презентация книги «Никон Игнатьев», автором которой является профессор Ксенофонт Сануков. Подробнее в видеосюжете ГТРК Марий Эл:

По материалам «Марийской правды» и ГТРК «Марий Эл»
MariUver

17 комментариев

Filed under Новости

17 responses to “В Марий Эл отметили юбилей горномарийского классика

  1. ондрин валька

    Это замечательно, что имя основоположника горно-марийской литературы помнят и почитают. Да, время тогда было очень крутое и переломное, он жил в это время и подчинялся требованиям этого времени. Молодая Советская власть боролась со старым укладом, преследовала и раскулачивала зажиточных( а зачастую и не очень) крестьян, разрушала церкви и высмеивала попов, все эти моменты Никон Игнатьев отразил и в своих произведениях. Тогда партийные агитаторы могли даже воспользоваться ими в качестве своих руководящих пособий. Но, конечно, сейчас эти произведения приобрели несколько другой оттенок. Например, в своем сатирическом романе «Савик» Н.Игнатьев через своего главного героя высмеивал христианскую религию, церковные обряды, священников — ведь это, скорее всего, он исполнял заказ тогдашних властей. Но если сегодня руководствоваться этим романом, то ведь можно натолкнуться на явление PUSSI REY, а это сами знаете чем закончилось. Государство сегодня не выступает против церкви, а наоборот всячески поддерживает разные религиозные верования.
    Пишу всё это потому, что пропагандистские произведения Н.Игнатьева в то время повлияли на сознание масс очень сильно. Бедные люди были настроены против, даже,например, имеющих по две коровы середняков. У моей матери отец и брат были отправлены в лагеря, отец её там и сгинул. А младшего брата, подростка, когда нечего было есть и он пошел за еду пасти скот по деревням, пьяные мужики, узнав, из какой он семьи, раздели его донага и загнав в крапиву, били его палками, приговаривая:»Враг народа! Враг народа!».
    Вот такое тогда было время неоднозначное и к сожалению, Н. Игнатьев сам попал под жернова тогдашних сталинских репрессий. К великому сожалению почему-то те жестокости забываются, ведь только через подвалы Еласовского НКВД прошло около тысяча(официальные цифры) самых лучших людей района.

    • Pussi RYOT — вот так вроде правильно. Прошу прощения, в школе я изучал не английский, а немецкий. А что касается творчества Никона Игнатьева, я ещё раз повторяю, то его можно принимать, а можно не принимать. в 2009 году на Игнатьевских, в г.Козьмодемьянске, чтениях, мною был сделан доклад «Сегодняшнее состояние горно-марийской литературы», где также высказал было своё неоднозначное мнение о творчестве Н.Игнатьева. Такое моё мнение встретило резкое неприятие со стороны руководителей и организаторов этого мероприятия и я тогда, как и мои родственники в 30-х годах тоже подвергся «репрессии» в виде не публикации своего доклада в ежегодной брошюре Игнатьевских чтений. Это юридический факт(посмотрите программу и ту брошюру за 2009 год).
      В связи с этим, хочу сказать, что товарищи дорогие, я не против вообще творчества Н.Игнатьева, я просто говорю совершенно очевидные вещи.

      • Александр

        Кто такой Никон Игнатьев для сегодняшней молодёжи? Или опять, перечитав его, подготовиться делать революцию в деревне — раскулачивать фермеров и руководителей частных предприятий, а также опять ломать недавно восстановленные церкви… так что-ли понимать смысл написанных его романов?
        …Бр-р-р!… А какая вообще сейчас власть на дворе?

        • читатель

          Марийцы до 30-х годов были одним неделимым народом, жили обществом, друг к другу было уважительное отношение, никто даже словом обидеть кого-либо остерегался. Приветствия… обычаи… поговорки — всё об этом говорит…Но вот пришли большевики и перевернули всё с ног на голову: голытьбу и пьяниц назвали передовыми хозяевами, а хозяйственных и толковых мужиков — врагами народа. Они возродили вражду и недоверие среди всех марийцев, лучших людей массово истребляли и ссылали в трудовые лагеря, к этому, косвенно,наверное, приложили свою руку и тогдашние писатели. Их заставляли или они сами так писали? Но ведь некоторые, (вспомним, русских писателей и поэтов, таких как Осип Мандельштам, Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Пастернак и др.,) они ведь не пошли таким партийным путём. Вот даже взять другого горно-марийского писателя Никандра Ильякова, ведь в его творчестве отражено, по-моему, больше жизненной правды, но он так, видимо, встал поперёк партийной линии, Что за это подвергся и принудительному помещению в психиатрическую больницу… и в конце-концов довели его до самоубийства. Всё — бесславный конец… Ан, нет.. На его могиле сейчас всегда свежие цветы.

        • Елена

          ))))))))) тихо шифером шурша крыша едет неспеша)))))))

        • Елена

          фу ты….тебя что? насилуют, чтоб прочел? не хочешь — не читай! но каждый народ должен знать своих славных и неславных сыновей, оставивших след в истории — это наша история! какой бы она не была!

  2. Аноним

    «Марийцы до 30-х годов были одним неделимым народом»
    Да, но основной принцип всех империй — «разделяй и властвуй».
    Красная империя в этом не была исключением.
    Ну а что здесь удивительного в том, что чевствуют именно Игнатьева, если Сталин для нынешней власти — «свой» ?

    • Александр

      Да, к сожалению аноним (18:59) прав. Сталин сейчас опять в чести и почёте, а это значит, что все его жертвы- они так и останутся забыты. Парадокс!. С одной стороны вроде упразднили партийную власть, сменили строй, но с другой стороны во власти (Взять нашу республику) остались те же бывшие партийцы, да и профессора старой закваски многие симпатизируют старым большевицким порядкам. Так можно понимать поддержку всех мероприятий, связанных с Игнатьевым старыми горно-марийскими учёными.

      • О чём вы говорите? Да Никон Игнатьев сам является сталинской жертвой. И вообще, даже неизвестно, где он похоронен. Многих марийских интеллигентов тогда репрессировали. Например, ещё видного горно-марийского писателя Василия Патраша.

      • Елена

        а чем тебе Сталин не угодил? «его жертвы»?? Он один держал скипетр? чем лучше сегодняшняя власть, разворовавшая страну и смотавшаяся за бугор!?

        • аноним

          Елена, он не скипетр держал, он топор держал и руки у него в крови были до локтей. Вы что, думаете, потомки миллионов пострадавших от его режима забудут это? Не надейтесь, а лучше бы ваши коммунисты вообще не поднимали Сталина и не возвеличивали бы, этим вы и проигрываете на всех выборах, пока ещё старики- сталинцы голосуют, а дальше у вас ничего не получится.

    • аноним

      Марийцы тоже были хороши: на допросах друг-друга топили и сдавали. Говорят, Чавайна и Игнатьева сдал тогдашний председатель союза писателей В.Петухов, горный мариец, кстати.

      • Валентин Афанасьев(Ондрин Валька)

        История, говорят, не имеет сослагательного наклонения. Что было, то было. Мне кажется, сегодня, вспоминая наших писателей того времени, мы не должны друг с другом ссориться, не должны отделяться друг от друга, а наоборот, должны объединиться в один дружелюбный творческий коллектив. Ведь что сегодня происходит в горно-марийской литературе — она умирает. Неужели ценности духовные и основные моменты в её основе были заложены не те? Вот что должно нас волновать. А если не те, то мы сейчас, наверное, должны задуматься об этом. Ну. хорошо, есть у нас и слава богу что есть, хорошие учёные-историки старого поколения, спасибо им большое за всё, что ими сделано. Но что-то молодой современно мыслящей поросли не видно. Почему? Вот это- проблема. Так же не видно и молодых горно-марийских поэтов и писателей. Неужели горно-марийский народ настолько одряхлел, что уже никого не сможет родить? Не хотелось бы так думать. Горные марийцы — умный и способный народ, они пережили многое, сейчас горно-марийцы- это прекрасные хозяйственники-фермеры, они умеют жить и строить свою жизнь, горные марийцы — очень талантливые люди и они это ещё докажут не раз.

        • горномарийка

          (…Ведь что сегодня происходит в горно-марийской литературе- она умирает…) Что значит- умирает? Может быть умирает только та литература, которая служила партийным властям. Это правда, горно-марийские писатели очень уж были подвержены влиянию парткомов, райкомов и обкома: писали оды Ленину и Сталину, затем согласно задачам партии восхваляли доярок и трактористов, затем восторженно писали о поднятии воды Чебоксарской ГЭС.. Затем наступил переломный момент: перестройка, переоценка ценностей, то есть ветер переменился. Как себя повели писатели и поэты? Надо сказать, не все были готовы к этому. Единственно яркий голос прорвался — это голос Валентина Афанасьева. Взял себе марийский псевдоним — Ондрин Валька, да так, говорят, просто звали его с детства односельчане. Он стал писать очень ярко, доступно и талантливо. Его сразу же невзлюбили и по-моему, до сих пор к нему прохладно относится старая номенклатура, которая, кстати и до сих пор имеет рычаги воздействия на эту область культурной деятельности.
          А что касается того, что тут написал Валентин Афанасьев, то это всё верно. И так думают многие молодые люди. Просто по-старому уже писать никто не хочет. Жизнь-то полностью изменилась. Пора и нам меняться в лучшую сторону.

          • Валентин Афанасьев(Ондрин Валька)

            Спасибо, конечно, за добрые слова, не ожидал, а то меня или ругают между собой, или обо мне молчат.Что касается перестроечного времени, то горномарийка не сказала ещё о ярком молодом поэте Владиславе Самойлове, жаль, что жизнь его оборвалась очень рано, он тоже почувствовал необходимость перемен и писал талантливо. Такие же похвальные слова можно сказать и о писателях Виталии Петухове, Евграфе Поствайкине, Вячеславе Григорьеве, Ипполите Лобанове, Михаиле Кудряшове, Елизавете Егоркиной и о многих других. Есть сейчас и талантливая молодёжь, которая ,я думаю, ещё должна себя проявить в полную силу.

  3. Аноним

    К диалогу: Все начинается с системы образования. В Эстонии, например, приняты радикальные меры: там, вообще, высокий уровень образования, а кто не знает эстонского — тот не гражданин страны. У нас же, по-моему, даже в специализированной козьмодемьянской школе не изучают горномарийский как родной — для тех, для кого он, действительно, родной. Подвижки должны быть в языковой политике. Если мыслить тактически или практически — а зачем оно — множество языков — одним русским обойдемся — так экономней. И, вообще, программа русского языка и литературы для национальных школ, помнится, была до предела примитизирована, она была рассчитана на тупых или чтобы люди оставались на совершенно примитивном уровне. Но если мыслить стратегически, то это путь деградации — даже сам русский народ от такого смешения теряет свои видовые, «сортовые» качества. Откуда у нас такие, как Мединский появляются в высших эшелонах. Но дело не только в этом, вся система образования не дотягивает до дореволюционной. Уровень Александра Григорьева посмотрите, из горномарийской глубинки вышедший был на равных воспринимаем в Москве. А тогда правительство было одно из образованнейших в Европе.

  4. Пуры вады.

    Мам ит попы- Никон Игнатьев сирӹзӹ семӹнь мары культурышты ӹшке кишӓжӹм коден.

Добавить комментарий для ондрин валькаОтменить ответ