Финно-угорские народы России постепенно вымирают

salehard_FUНет языка, не будет и народа. Эта мысль красной нитью пролегла через каждый доклад, звучавший в Салехарде на заседании Ассоциации финно-угорских народов России. Как сберечь традиции и национальную память людей, живущих в разных уголках страны?

В многонациональном государстве сохранить самобытность очень непросто. И это серьезно беспокоит сегодня общественников, представляющих малые народы финно-угорской языковой группы, – ханты, мордву, марийцев или коми. Что можно сделать, чтобы слово из предмета изучения стало инструментом общения?

Национальные языки аборигенных народов стремительно деградируют. Сначала они постепенно выходят из обращения, а потом забываются. Финно-угорская языковая группа в России сегодня на грани исчезновения. Все реже звучат вепский, хантыйский, коми, карельский, ижорский. И речь не только о словах. Колокол звонит и по самим народам. Потеря языка неизбежно ведет к ассимиляции малого этноса большим. И неизбежной потере его идентичности и культуры.

Спасая язык, можно сохранить целые этносы. Во второй половине 20 века произошло резкое снижение численности не только малочисленных, но и многочисленных финно-угров. Переписи населения свидетельствуют о сокращении числа карел, мордвы, вепсов. Например, за период с 2002 по 2010 гг. численность карел уменьшилась на 34,8 %, удмуртов – 14 %, мордвы – 12 %, марийцев – 9,4 %. И все меньше коренных финно-угорских народов владеет языком своей национальности, например, среди манси — 7,6 %, саамов – 19,9 %, хантов – 30,9 %.

Почти все финно-угорские народы России сейчас оказались в сложной демографической ситуации. Причины — не уникальны: низкая рождаемость, высокая смертность, межнациональные браки, миграционный отток. «Превышение рождаемости над смертностью уже слава богу произошло. Это, прежде всего, трудовая миграция, экономические процессы вмешались. Показательный пример – ЯНАО. Здесь, как известно, очень активно работает общество марийцев», — отметил заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл Михаил Васютин.

Язык должен жить, а не быть. Функционировать и применяться в самых разных областях жизни общества – преподаваться в школах и вузах, звучать в СМИ, общественно-политической и культурной жизни. Однако, прогнозы ученых неутешительны. Языки малых аборигенных народов будут умирать, поскольку сфера их употребления стремительно сокращается. В России большинство «малых» языков исчезнет в ближайшие несколько десятков лет. Выживут лишь крупнейшие из них – коми, удмуртский, марийский, эрзянский, мокшанский и, возможно, карельский. Спасти остальные будет очень сложно. Такова цена глобализации.

Видеосюжет Вестей. Ямала:

Видеосюжет Ямал. Региона:

Источник: Вести. Ямал

37 комментариев

Filed under Статьи, видео

37 responses to “Финно-угорские народы России постепенно вымирают

  1. Нацмен

    А что им еще остается делать как не вымирать? Российское государство превратило языки коренных нерусских народов в ненужные, они нигде не используются, даже в чисто национальных населенных пунктах. И сделало изучение родных языков коренных нерусских народов добровольным, т.е. тем самым сняло с себя заботу за родные языки нерусских «равноправных» по Конституции народов РФ. А обучение в школах на 90% исключительно на русском.
    Исчезают, потомучто политика РФ такая, быстрее ассимилировать всех нерусских!
    Посмотрите, кто от мари там в АФУН-е сидит? Госпожа Яковлева, которая сама по-марийски толком не умеет говорить и чьи дети русскоязычны… И никто ее в качестве общественницы до назначения ее оныжихой не знал и министр Васютин, госчиновик…

  2. Нераб.

    Россия сегодня делает все, чтобы уничтожить нерусские народы Российской Федерации!

    • Алексей

      Нераб, конкретно тебе тяжко наверное жить в России? Боишься на марийском разговаривать? Книги и журналы на марийском читать боишься? Боишься петь марийские песни? С детьми только на русском разговариваешь?

      • Алексей

        И газеты на марийском выписать боишься? И рубашку марийскую одеть боишься.

      • Нацмен

        Нераб. прав, поскольку читать марийские издания скоро будет некому. Большинство мари не умеют читать по-марийски, не понимают литературный марийский язык по простой причине, что марийский язык не преподается толком в школах.
        Марийский язык всего лишь бытовой язык, даже в Марий Эл, хотя формально государственный.
        Нет никакой реальной поддержки и заботы о марийском (и др. нерусских) языках в РФ. Реально действительно делается, чтобы скорее нас уничтожить.

        • Гость

          кремляди народу впаривают очередное фуфло — идею о «рЯсском» мире. под знамёна «рЯсского» мира встал русский иван. и, писая кипятком, ваня кричит: «крымнаш», «руки прочь от новороссии». а самого в это время имеют в кутан. тарифы на жкх растут, дороги не ремонтируют, работы нет и т.д. и т.п. тьфу, позор!

  3. Аноним

    Гоните в шею лидеров,чьи дети не говорят по-марийски…Грош цена таким руководителям,раз они со своими детьми разобраться не смогли,а полезли рулить целым народом…

  4. Илья Бирский

    Россия — это федерация, а Марий Эл — это государство марийцев, которое должно обеспечивать равенство марийцев с русскими. Но почему в государстве марийцев только русские школы, марийский язык не используется, и везде приоритет только русскому и русским? Где сами марийцы, составляющие половину населения республики? Значит, они сидят в луже, но почему они не подымают свою задницу из дерьма? Не надо пенять на дядю из Москвы. В Москве сидят русские националисты и помогать всяким нерусским не намерены. Смотрите — крымские татары из небытия вернулись на родные земли и сделали свой язык государственным Республики Крым. А в Марий Эл сами марийцы выбирают себе в руководители тех, кто их всё больше топит в дерьме.
    Шкеак шке йылме деч кораҥаш могай шорык лияш кӱлеш, кудышт шкеак шӱшкылалташ каят. Марий калыкын пелыже тыгай состоянийыш шуын. Властьыш чын марийым сайлен огына керт маныда гын, то кеч общественный организаций-влакым вуйлаташ аракма(национал-нигилист)-влакым ида сайле. Шкенан ушемнам пеҥгыдемдыман да лӱдын чытыраш нимолан, потомушто мемнан йодышна-влак законный улыт. Шонем, Марий Элыште шкенан верч шогаш чыла йӧным огыт кучылт.
    Если исходить из фактов, то больше половины мари по-марийски уже не читают. А когда я говорю, что надо это учитывать и надо отойти от нынешней неестесственной русифицированной марийской грамматики и сделать лучше и проще, надо мной смеются! Это всего лишь малюсенький пример тугодумства.
    Чыла велке шымлен ончалмеке, и воштончышыш тоже, керек-могай ситуаций гычат лекташ йӧным муаш лиеш.

  5. Исходя из фактов.

    Какой русский будет разбираться в тонкостях правописания и произношения по-марийски? «Что вижу, то и читаю» — такой метод облегчит функционирование марийского языка. А горным мари надо осваивать лугово-марийский литературный и использовать лугово-марийский как государственный среди луговых и русских. Какой русский будет учить ещё горномарийский?

    • Аноним

      это вы такой патриот своего края ? почему же горномарийский диалект (язык) вам не угоден? почему горномарийцам «надо», а не остальным уважать язык горных мари? странная позиция и такое неуважение к части своей нации, вот отсюда и растут прежде всего ноги вымирания языка, культурных традиций и т.д.

  6. mari-advocat

    Кто вам сказал, что марийцы вымирают? Статистика? По статистике граждане Российской Федерации очень не бедные люди. Они получают много денег по сравнению с китайцами. По крови марийцев в Республике Марий Эл 80%. Это статистике надо чтобы было 43%. Меньшинство. Меньшинство в РФ. Меньшиство в Марий Эл. Меньшиство…. А я извините большинство. У меня дети не говорят как я по- марийски, потому что их трое……. Был бы один ребенок, то все было бы в три раза проще в вопросах воспитания, содержания и т.д. Но я уверен, что заговорят не хуже меня и горномарийский диалект будут разбирать не хуже. И вовсе не надо забывать горномарийский диалект, он тоже красив.

  7. Нацмен

    Хорошо факты. Марийцев по данным переписи 2002 года в РФ было 604 тыс., а в 2010 — 548 тыс., т.е. сокращение почти на 10%. Если посмотреть марийцев Кировской области и Пермского края, то там сокращение на 24%. Если взять предыдущую перепись 1989 г. то в названых двух краях сокращение почти на треть.
    Мой опыт показывает, что если марийцы свои детей не научили говорить по-марийски в детстве, с возрастом челевок не переходит на марийский язык. Есть единичные случаи, когда дети встав взрослыми начинают говорить по-марийски. Пока большинство делает наоборот, даже дети владеющие в раннем детстве марийским с возрастом перешли на русский…
    Я не знаю почему марийцы не обращают на эту самую серьезную проблему самое серьезное внимание! Хорошо что Вы общественники, активны, но марийскоязычные дети с неба, марийцы, не свалятся.
    Также как генетические финно-угры не заговорили на финно-угорских языках и не восполнили численность этих народов. А наоборот мы, финно-угры, продолжаем поддерживать численность русских путем собственной ассимиляции.
    Будущее нашего народа за нашими марийскоязычными детьми!

  8. Илья Бирский

    Мыланем икшывем-влак рушла пелештен огыт керт, потомушто тиде мемнан ешыште пеш кугу позорный явленийлан шотлалтеш. Ужалалтмаш, вес йылмышке куснымаш — порволшашлык вожылмаш. И тыгай пышткойшо-влак марий коклаште пошеныт. Керек-могай вашшогымаште керек-могай калык эн ондак шкенжын кокла гыч улшо предатель-влакым пытара. А марий коклаште рушыш савырнымашым сайлан шотлышо шотдымо шуко. Могай тупела савырнымаш лийын марийын уш-акылыште! Те тидым умыледа гын, молан вара тугеже чыла марий дене лачак марла веле кутыраш огыда ту:нал? Те, тиде сайтым лудшо-влак тоже, шукынжо улыда тугеже циник да ондалыше. Ондаледа и шкендам, и моло-влакым. Ондалымаш дене нимогай сай савыртышым вучен огыда шукто.

    • коптыка мари,

      Изиш шоялет чай. Курушышто чыла мари рушла ойла, Ивановымыт родет-влакат.

  9. Созерцатель

    РФ — это колониальное государство, в котором не должно быть национальное правительство, национальный язык, национальные традиции и культура. Их сохранение лишняя обуза колонизаторам. А вот когда будет один язык и одно метальное развитие и многонациональное государство превращается в моно государство. Это же выгодно колонизаторам, для использования полезных ископаемых и природных ресурсов т.к. не надо ни перед кем отчитываться об ущемлении коренных аборигенов. Как в настоящее время в США, где англо-саксонцы сначала истребили коренных аборигенов, затем их загнали в резервации и все. Сейчас американцы все проблемы с малыми народами решили. Так же но только цивилизованными методами поступают у нас. Вопрос: а почему союзные республики быстро ушли из состава СССР? Они предвидели все это. Сейчас почему то не хотят добровольно войти в состав РФ, а строят независимую и выгодную для себя политические, экономические отношения с РФ. Почему на Украине эта буза? Только из-за это.

  10. фома неверующий

    Вы когда-нибудь были детьми?!.. Как должен вести себя ребёнок в детском коллективе: ведь детский коллектив очень жесток. Допустим, марийские дети в этом коллективе составляют где-то 10-15%, и вот как только кто-то скажет что-то по-марийски, то где-то сразу начинается передразнивание, ёрничанье и даже может всё это дойти до потасовки. Детская психика очень ранима, ребёнок, чтобы обезопасить себя, в дальнейшем не будет больше говорить и учить марийский язык. Он понимает, что это унизительно и нецелесообразно. Человек формируется в детском коллективе, среди своих сверстников, потому что среди своих сверстников ему и предстоит прожить всю свою дальнейшую жизнь. А все рассуждения на этой странице- это пустой звук, что-то никакого прогресса не видно на самом деле. Лучше прочитайте Сервантеса о Дон Кихоте, который сражался с ветряными мельницами.

    • Вачис

      Чыным ойледа. Ожно даже Пӱрӧ олаште марий-влак марла ойлаш вожылыт ыле, а районын колхоз-влакыште тотарла ойлышо да тотарла фамилийан марий-влак гына карьерым ыштен кертыт ыле Например, Курушышто Паситов, Ревыште Баязитов, Памашыште Шангареев фамилиян-влак гына предколхоз да школын директор ыльыч. Моло кундемыште, например, Ӱпӧ олаште, карьерым ышташ марийлан рушлыкшым очыкташ кӱлеш ыле. Примерлан мӱндырко каяш ок кӱл. Теве «Илья Бирский», мыланем икшывем-влак рушла пелештен огыт керт манеш гынат, шкеже еврейский фамилийым налын, а родышт-влак Иванов улыт. Илья Бирский мыйын пылышемлан марийский еврейский семын шокта))

  11. Илья Бирский

    Фоме.Вполне возможно, что в Йошкар-Оле, в Марий Эл быть марийцем унизительно. Но кто допустил ситуацию до такого отношения к марийцам? Я в Бирске знал многих русских, которые очень уважительно относились к марийцам, пытались даже выучить кое-какие марийские слова, а в д.Кузово русский парень ходил плясать по-марийски. Все проблемы известны и решаемы. Ваши доводы неубедительны. Какой может быть прогресс, если вы взвешиваете на весах, целесообразно ли быть продолжателем своих предков? Быть малочисленным народом экономически совершенно невыгодно. Вот другой пример. Мой отчим, Байдимиров Семён Сайпушевич, родился и вырос в г.Бирск, среди русских, учился в русской школе. В те тяжёлые годы не было ни марийских книг и ничего другого по марийской тематике. Но он хорошо знал свой родной и с марийцами всегда общался на чистом марийском, и он не исключение.
    Коптыка, мемнан велне марий дене марий чынак марла веле кутырат ыле, а вот ынде самырык-влак мом ышташ тӱҥалыт, ом пале, сандене тыгай тургыжландарыше кутырымаш.
    Вачислан. Шангареевым, Паситовым мемнан ялыш председательлан, чынжымак, марий улмыштлан колтеныт, но нуно шке пашаштышт сай специалист, чапле вуйлатыше лийыныт да нуным калык пагален шарна. Кочамлан, конешне, чынжым гын Эван лӱмым пуэныт улмаш, но руш-влак Иван манын серен шынденыт. Ме тидым монден огынал, сандене мыйын тичмаш псевдоним Эван-Сапиянын-Бирский.» Бирск» тоже «пура» марий мут гыч тюрко-славянский трансформаций. «Товар», «кӱртньӧ» да шуко моло мут семын «пура» глагол марий йылмеш акрет арий йылме гыч кодын (таҥастарыза осетин йылмысе дене). Бирск олмышто акрет годым марийвлак иленыт. Шӱгарлашт — ола воктене археологический памятник. Кумалме верышт кызыт «Соколок» манме верыште улмаш. Нефтебазыш кайыме годым амыше вӱд дене темше акрет энер вӱдкорно коеш. Ош Вичыш тыште йоген пурымыжлан тиде энерым акрет марийвлак «пура» энер маныныт. Тиде энер йогынжым кусарен да ынде тудым, татарлалан келыштарен, «Пӱрӧ» вӱд маныт.(Татарла-башкыртла пӱрӧ — пире). И Уфа, и Урал, и Инзер да эше икмыняр мут башкырт йылмыште акрет марийвлак деч кодын. Бирск-Пӱрӧ-Пура кундем — акрет марий мланде, сандене тыште марийын самоуправлений лияш — Ош Юмын пуйырымаш. Лач марийвлаклан шке наций деке утларак мелын да чолгарак лияш кӱлеш.

    • Курушын

      А молан тунам псевдониметым Эванын- Сапиянын -Пўрын огыл, а еврейла шоктышо Бирский фамилийым рушла манер дене кучылтат?И вообще, молан тылат псевдоним шенгек шылаш кўлеш? ала могай кугу айдеме улметым ончыкташ, муутлан, Эшпай гай улметым?

      • Вачис

        Курышышто марий-влак эше еврейский Гросс фамилийым налыныт.

      • Илья Бирский

        Чынжым гын псевдонимже лач марлаҥдыме да тичмашемдыме фамилием. Марийвлаклан марла лӱмнерым кучылташ темлен 1-ше Марий Калык Съезд. Ужыда, эсогыл тидын шотышто марий калык деч торлымаш уке. А Пуран или Пӱрын манам гын, марийвлак шкештат шукынжо огыт умыло, мом тиде ончыкта. Садикте Бирск — акрет марий — арий йылме гыч, а еврейын гыч огыл. Искусство тӱняште тыршышевлак чӱчкыдын тыге псевдонимым кучылтыт, эсогыл мыйын семын йӧршын палыдыме самодеятельный поэт-любительвлак. Тый тоже, Курушын (а кӱлеш «Курышын»), иктаж-могай марла книгам сере или чыла марийлан палышашлык пайда пашам ыште, тунам псевдонимым кучылт кертат и пашат дене куанаш тӱҥалына.

        • Курушын

          Марла кнагам сераш грамотем ок сите. Тидлан как минимум филологический образованиетым иметлаш кулеш, а еще лучше литературныйым. А кунам электрик-влак шкеныштым возвышают до литераторов и начинают поучать других во всем. то действительно мир меркнет. Еврейланен коштмеш лучо шке пашатым сайын ыште, тунам марий илышат волгыдырак лиеш ыле. Садлан мый литеатурыш да книга лукмашке шушкылтмаш уке, унарем ок сите. Мыняр да могай марий газет-влакым лудат, великий критик? Чылажымат лудат гын, алди-вулди от серкале ыле.

  12. Илья Бирский

    Шойгу каласыш: у вид оружий — информационный война. Молан марий-влак пытен толыт? Вет Марий Элыште нуно эн ку:шно: шогышаш улыт. Информационный война — у вид оружий огыл, тудо шукертсек кучылталтеш. И тиде информационный войнам марийвлак модын колтеныт. Мутлан, Татарстан ден Башкортостаныште чыла рушла СМИ — татар ден башкырт кидыште. А башкыртла прессыште тушманышытым тунаре поньыжыт — умыледа гын, пылышда шогалеш ыле. А марий Элыште чыла гаяк СМИ — руш националиствлак кидыште. А марла изданийвлакым шукыжым ужалалтше национал-нигилиствлак редактироватлат. Татар ден башкырт прессыште шкеныштын национализмыштым вурсымаш шомак уке. А марла лекше «Чолман» марий националиствлакым пытараш у:жмашымат печатлен ыле, ынде гын национальный йодыш шотышто йо:ршын «ву:дым подылын». Тугак моло марла СМИ тыгай йодышышто, чаным кырышаш олмеш, «ву:дым подылыт». Ындыжым гын марла лудшымат йо:ршын йомдареныт. Иктешлымаш: Марий Элысе чыла СМИ марий верч шогышовлак кидыште лийшаш. Тиде ок шукталт гын, ончыко каяш у:шан шагал.

  13. фома неверующий

    Читаю эти комментарии и диву даюсь- везде минорный тон, везде упаднические настроения, повторяются слова: «модын колтенна», «язык исчезает», «марийцы-перевёртыши» и так далее и тому подобное. Хотя, если с другой стороны посмотреть, то у марийцев, как ни у кого, есть такие представительные органы и общественные формирования, что чувашам можно позавидовать. Чем тогда занимаются эти «Марий Ушем»-ы, «Мер КанГаш»-ы, всяческие землячества…например, «Горномарийское землячество» …вот в Москве создана ещё какая-то громкая ассоциация.. В чём же дело, товарищи? Где конкретная работа … и где результаты этой работы? А может быть просто надо заглянуть в зеркало- не рожа ли крива?!..Может быть, просто толку нет… всё это пахнет профанацией?.. Но если взялся за гуж, то не говори, что не дюж… А что делают депутаты рай- республиканских собраний. Они же по-марийским вопросам сидят и молчат в тряпочку.. слово боятся сказать..Не говорим уже о марийских представителях в российских парламентских структурах..Что бы тут не калякали… но давайте честно признаемся, что марийцы сами во всём виноваты. Марийцы-чиновники уже давно смирились с уничтожением собственной национальности. А дети их давно уже не марийцы. Всё это показывает нашу хлипкость и слабость.. а то, что «черемисы» были храбрые воины… это вовсе не так. Дословный перевод- «чере» -голый, «мис»- человек.(голый человек) и больше ничего.

  14. Аноним

    Жапда поро лийже, марий родо-влак! Мый икмыняр йодышым пуынем ыле.
    Ком кызытсе марий коклаште сай управленец семын ужыда, да кОн деч примерым налын тунемман? (Васютин, Егошин, Воронцов)
    Кушечын тендан шонымыда почеш марий начальник толын лекшаш улыт?
    Мутлан суас вуйлатыше пелен суасак кушкын шогат, икмыняр ий гыч кузе да можым чыла палат. Марий-шамычымат иктаж вере туныктат дыр тыге))

  15. Лайд

    Поро!
    Интересная констатация — «…но давайте честно признаемся, что марийцы сами во всём виноваты» (фома неверующий от 29 марта) — это нам предлагает какой-то манкурт. А сам доволен «до ушей». В тебе, фома-манкурт, нет национальности. Ну, и молчал бы.
    А чара шотышто — тый аватно:шмо: гына улат (…и больше ничего).
    Вот тыгайрак илыш-модыш. Мемнан калык у:мбак ит шу:веде.
    Анонимлан — Васютин да Егошин деч тунемаш нимолан. Иктыже — марий потенциал у:мбалне пудийлана, весыже — йу:к деч посна шинчылтеш. Воронцовын — вес случай. Тудо марий чап верч ринулся в бой. Ну, проиграл, потерял, что добивался потом и своим усердием.
    Садак Воронцовым икмыняр пачаш утларак пагала калык, чем весе-влакшым.
    Примерым налза Михаил Долгов гай-влак деч.
    Михаил Долгов — патыр марий айдеме. Тиде лу:м деч ала-молан Маркелов пешак лу:деш, маныт. Амалже могайрак — умылен ом керт. Вет Долгов разведчик гынат, страшный огыл, а справедливый.

    • Марина1

      Анонимын йодышыжым вес семын пуэна гын, ком кызытсе жапыште марий кокла гыч сай управленец семын ужыда? Мутлан, Васютин, Его шин, Воронцов….Мылам тиде йодышым пуат ыле гын, мый тыге вашештем ыле-Марий Эл республикысе правительстве тыгай принцип дене погалташ-пелыже мари, пелыже руш. Вуйлатыше министр мари гын, алмаштышыже руш лийшаш да монгешла.Совет Федерацийыште мемнам моткоч грамотно Долгов М.А., Тетерин И.М. представитлен кертыт.Кугыжаныш Думыш депутатлан мый Николаев В.Л але Козлов В.Н.але моткоч мотор да ушан марий удырамаш Минилбаева М. Ужам. Мари Тувыра министрлан Николаев В.Л. деч посна Пектеев В.А. кулешле да профессионал тиде пашаште.Образований министрлан Катаева Р. але пашам сайын нынгаен кертеш.Печать министрлан Суслов В.А. монгеш кондаш, тиде пашам Козлов В.Н. шке умбакыже налын кертеш.Ял озанлык министрлан-Хлебников И.Г.Ректорлан Шкалина Г.Е., самырык-влак дене пашам ыштыше министр Петров В., тыгак Карпов С. Карпов С. Марий Эл радио вуйлатышат лийын кертеш. Госсобраний вуйлатышылан шуко кандидатым ужам.Марий Оньыжалан-икымше Марий Президент-Зотин В.М. темлем, тудын алмаштышыже-Попов Н.С. Тудак Марнии вуйлатышылан келша…….Да умбаке шуяш лиеш тиде темым.Эн тун йодышыжо-ком Мари Эл республикысе Президентлан ужнеда?Тиде связка пырля пашам ыштен кертшашлык, если Президентлан мутлан мари ен-Васильев В.В толеш але руш лиеш, мари республике гыч лекше .Тиде темым «Изарня КАС » лончыш лукташ лиеш.

  16. Аноним

    Фома-неверующий, ваша этимологизация слова «черемис» говорит лишь об одном — неприятии, враждебности. И ничего более, — являясь вашим вымыслом, не имеющим никакого отношения к реальности…

    • фома неверующий

      Насчёт этимологии может быть я и не права, ведь у слова «черемис» десятки толкований.. Самый, наверное, верный- это не верующий ни в какого бога, то есть незащищённый ни какой верой, одним словом — голый. Вот в каком смысле надо понимать, а не в том, что он сверкает голой попой, как некоторые тут.))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

  17. Аноним

    Фиглярствовать со вниманием к голым попам — ума не требуется.

    • фома неверующий

      Да, господин аноним(как тебя там)- сверкать голой попой ума не требуется…хоть в этом-то вы правы. А во всём остальном нужна ежедневная и кропотливая работа, а не пустая болтовня.

  18. Илья Бирский

    В некоторых саркастических комментариях Фомы есть и доля правды. Например, говоря о национал-нигилистах из мари, он правильно подметил, что это за люди. Ведь действительно, эти люди давно смирились с тем, что мари должны исчезнуть, поэтому отказываются от национального воспитания своих детей. Придя во власть, эти люди ничего не будут делать, чтобы что-либо изменить к лучшему для мари в национальном вопросе, но будут прикрываться тем, что якобы представляют марийцев. Для них бюджетные места — просто кормушка. А автономия же дана для марийцев, чтобы самостоятельно решать все свои вопросы по развитию своей культуры, языка, образования. Иногда легче будет договориться с русским или с татарином, которые по духу интернационалисты, чем с национал-нигилистом из мари, который в душе давно предал мари и не желает пальцем шевельнуть ради какой-либо пользы для них.

    • Марина 1

      «Чтобы обновку купить, надо десять раз эту обновку , из всех существующих, в начале примерить… Чтобы она была по размеру,по душе, по моде и удовлетворяла требованиям сегодняшнего времени, а не прошедшего дня! »

  19. Илья Бирский

    Если чего-то не хватает, всегда можно создать или приобрести. А народ мари трудолюбивый, если дружить и с головой, и между собой, и со всеми, с кем надо, можно преуспеть в любом деле и стать процветающей нацией. Мы,конечно, знаем, что «черемис» — от хазарского «цармыс», от татарского «чермыш», что значило «сармат». Идентификация с сарматами — высокая похвала, какая могла тогда быть. Мари был героическим народом, освоил огромные территории и великолепно отлажил свою жизнь в соответствии с теми природно-климатическими условиями, где жил. Археолог. раскопки показали, что уже в 5 веке мылись в банях и имели календарь. Что якобы мари «голые» — пропагандистское клише колонизаторов, отнявших всё, что могли. При Петре1 от мари изымали 70 видов налогов, в т.ч. за похороны в гробу и наличие дымохода в избе. От стыда бы им провалиться, если бы имели совесть, а не ставить памятник в Йошкар-Оле. Русские — народ,искусственно выведенный насилием и обработкой мозгов представителей разнородных племён усилиями государственной и церковной пропагандистской машины.Древние русы были ираноязычными скифами, жили там, где Дон,Днепр,Днестр(от «дану» на ихнем языке — «течение», «река»).Мари держатся на земле из-за могучих древних корней. идут по инерции. Устоят ли перед мощной пропагандистской машиной,желающей проглотить? Трещины появились. О недостатках рассуждаем, потому что не равнодушны, на то нам язык и интернет.

  20. Георгий Шамшияров

    Сообщается, что в Шарканском районе готовятся к ликвидации Кельдышевская, Бородулинская, Н.Казесская, Сюрсовайская школы, а в Ярском районе уже закрыты 3 национальные школы Бозинская, Байдалинская, Тумская, 2 русские школы Зюинская, Юрская. В этом году закрывают ещё 2 национальные школы Озёркинскую и Никольскую…………

Добавить комментарий для ВачисОтменить ответ