В Москве работает необычная марийская выставка

«Мари. Research»: марийская культура как арт-объект

00_vyst10 февраля 2015 года в Москве, в Центре современного искусства «Винзавод» открылась необычная выставка под названием «МАРИ. RESEARCH» («Мари. Исследование»).

В чем ее уникальность? Впервые марийская культура попала в фокус исследования не с точки зрения традиционной визуальной этнографии, а как экспериментальный междисциплинарный проект в области так называемой «плоской онтологии», когда наблюдатели находятся в одной системе координат с объектом исследования, знание перестает быть иерархичным, а сама реальность, запечатленная в работах фотохудожников, становится мини-исследованием.

Такой подход, по мнению куратора выставки, кандидата географических наук, художницы Софьи Гавриловой исключает возможность отражения параллельной «парадной» действительности в отличие от повседневной, реальной. И одновременно позволяет увидеть ту Россию, что скрыта от нас расстояниями, стереотипами и клиповой нарезкой новостных лент.

Как это выглядит? Экспонаты – фотографии, предметы быта, аудиозаписи, видеоинсталляции – не являются единственным предметом выставки. Высказывания и комментарии ученых, сам акт осмысления выставки также становится частью ее пространства. Например, 12 февраля здесь прошел «круглый стол», в котором активно участвовали антропологи, искусствоведы, философы, художники, социологи и даже урбанисты. Последние особенно наглядно соединили традиционную марийскую культуру и актуальные проблемы современного градостроительства.

И все-таки, почему – мари? Что именно в марийской культуре интересно современному искусству?

Работы фотохудожников:

«Марийский язык очень красивый и мелодичный. Когда я слышу марийскую речь, она напоминает мне пение птиц», – говорит японец Икуро Куваджима. Икуро живет и учится в Казани и за последние полтора года совершил несколько запоминающихся поездок в Марий Эл на моления и новогодний праздник Шорыкйол.

«Марийская культура завораживает своей игрой, — это уже Альбина Шаймуратова. — В ней много места творчеству, свободной импровизации».

«Меня привлекло в первую очередь яркое своеобразие культуры, — делится Федор Телков. – В Свердловской области уральские мари живут анклавом, но при этом сохранили и язык, и музыку, и традиции. Конечно, сыграло свою роль и то, что я тоже на четверть мари, это родная и близкая мне культура. Но здесь я подошел скорее не как патриот, а как художник».

«Наиболее ярким моментом, конечно, является традиционная вера марийцев. До сегодняшних лет они сохранили свою веру без каких-либо попыток возрождения, то есть она просто вышла из тени», — говорит научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН Дмитрий Доронин.

«Этот проект рожден самой жизнью, — подытоживает Софья Гаврилова. – Это тот случай, когда не мы выстроили схему и подобрали фотоработы, а именно художники пришли и принесли интереснейший фотоматериал».

Из сотрудничества ученых и художников и родилось арт-пространство выставки, излучающее свою собственную атмосферу – загадки, тайны, волшебства. Дремучие марийские леса, необычные фигуры «без лиц» и моления в священных рощах на фотоработах соседствуют здесь с искусно вышитыми льняными полотенцами, затейливой резьбой деревянной утвари и тонкой вышивкой на праздничных костюмах нижегородских мари и предметах современного быта от Землячества Марий Эл в Москве. Откуда-то издалека слышится пение птиц и марийские свадебные напевы, а на видеоинсталляции можно увидеть настоящий заговор на здоровье больному ребенку, прочитанный марийской бабушкой-шӱведыше.

Вячеслав Теркин из Тоншаево Нижегородской области был приглашен в Москву специально для этого проекта. Энтузиаст и хранитель родной культуры, он привез в столицу около 30 уникальных экспонатов, спасенных им от забвения. Вячеслав Васильевич любовно рассказывает об истории обретения каждого объекта, совершенно не задумываясь, какую огромную ценность он привез в обычных чемоданах.

Например, нагрудные украшения с несколькими рядами тяжелых серебряных «царских» монет. Или изумительно вышитый головной убор – «сорока». «Это еще что! – машет рукой Василий. – Вот в 30-х г.г. прошлого века к нам, в Тоншаево, приезжали этнографы из Санкт-Петербурга. Они увезли с собой огромную коллекцию украшений и одежды. В материалах указано, что только одних «сорока» было 800 экземпляров, и на каждой был свой собственный неповторимый узор! Где они сейчас? Лежат, скорее всего, в запасниках. А ведь это живая история, ее надо показывать людям, чтобы народ гордился своими мастерами, своим искусством!»

Но выставка интересна не только своим удивительным историческим наследием. Арт-пространство выставки являет собой площадку для артикулирования и осмысления важнейшей тенденции к взаимодействию современного искусства и социальных и гуманитарных наук в России. Как говорит один из кураторов выставки Николай Ссорин-Чайков, научный сотрудник и преподаватель кафедры социальной антропологии Кембриджского университета, завотделом Сибири и Севера, Институт этнологии и антропологии РАН, это первый проект в контексте «плоской онтологии» и, безусловно, такая самобытная традиционная культура как марийская позволяет масштабнее исследовать практику общественных наук в качестве предмета и контекста художественной рефлексии.

— То есть это наблюдение за наблюдающим?

— И да, и нет. Но безусловно, мы сейчас присутствуем при оформлении новой области научно-исследовательского искусства, или social science art. Работы фотохудожников воспринимаются как миниэтнографический или минисоциологический очерк. И то и другое равнозначно и как научные фото- или социологические миниатюры, и как произведения искусства.

Работа выставки «МАРИ. RESEARCH» продлится до 8 марта.

Фотографии с выставки:

Елена Минилбаева

Фотографии с выставки автора и Владимира Луповского

15 комментариев

Filed under Статьи

15 responses to “В Москве работает необычная марийская выставка

  1. Вячеслав

    ЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ВИНЗАВОД И ГАЛЕРЕЯ «ТРИУМФ» ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ДВЕ ВЫСТАВКИ ПРОЕКТА «РОССИЯ. RESEARCH», ПОСВЯЩЕННЫЕ СОСЕДНИМ РЕСПУБЛИКАМ ПОВОЛЖЬЯ – МАРИЙ ЭЛ И ЧУВАШИИ. http://www.winzavod.ru/events/?id=1528

  2. Лайд

    Поро!
    От «Марий ушем» большая признательность, что мы — марийцы — не забились в угол, а работаем и в Москве.
    Только серьезное замечание — не надо делать скоропалительные и якобы сенсационные выводы второпях. Это я о некоторых моментах в статье на сайте Vinzavod.ru.
    Чуваши там названы самым многочисленным тюркским народом… Да разве? Это просто вызывает определенную настороженность к организаторам. Хотя это можно было избежать так легко. А сколько же тогда татар, азербайджанцев, турок…
    Удивило и такое:
    «На данный момент большинство священных рощ заброшены, язык сильно перемешан с русским, национальные ритуалы практически не проводятся, искусство пошива традиционного костюма утеряно» — пишется на том сайте. Ну, разве? Хотя и в нарядах несколько стилизованном виде, но уральские марийцы на улицах столицы Йошкар-Олы всегда выделяются традиционным колоритом.
    «Язык перемешан с русским…» — ну, наверняка автор-фотограф немного имел в виду себя. Ему побольше нужно было ездить по Тавринской, Артинской или Ачитской земле. Согласитесь, ситуация не такая плачевная. Зачем себя уничижать?!.
    Хочется спросить у организаторов: «Если дать такую унылую картину о народе мари, то зачем нужно было забираться в такую даль? Более странный вопрос: зачем фотографов нужно было искать на Урале, если марийцев полно и в Марий Эл? Вячеслав Теркин с Нижегородской губернии участвовал в качестве «реального снабженца». Это тоже не плохо. Ну, ладно, это хоть понятно — рядышком.
    Не понятно было название статьи:
    «ПРЕДСТАВЛЯЮТ ДВЕ ВЫСТАВКИ ПРОЕКТА «РОССИЯ. RESEARCH», ПОСВЯЩЕННЫЕ СОСЕДНИМ РЕСПУБЛИКАМ ПОВОЛЖЬЯ – МАРИЙ ЭЛ И ЧУВАШИИ».
    Соседним народам или республикам посвящена выставка…

    • Вячеслав

      Здесь я с Вами согласен на все 100)

      • палыше

        Нунын сайтыштлан оза лияш ок лий. Мом шижыныт, садым возеныт, шуко шоныдегеч, Инет кумдыкышто могай гына текст-влак огыт вашлий, чылажланат сыраш пагытат ок сите. Эн тӱҥжӧ — кузе ме шкенам шижына да могай кӱкшытыш шочмо тӱвыранам луктын кертына. Такшым фотосӱретче-влакын пашаштым ончалмаште марий калыкын поян, шкешотан тӱвыран улмыжо коеш, нимат «унылый» манаш ок лий.
        Мутлан, Федор Телковын фотожо инет мучко ынде шукертсек коштеш, чылалан келша шкенжын позитивше дене — пеш мастар да уста фотосӱретче.

  3. Лайд

    Поро!
    А Вячеслава от имени оргкомитета по проведению Фестиваля музея, фольклора и эстрады «Элнет кундем — мастар кундем!» имеем честь пригласить на этот праздник 5-6 июня 2015 года в Волжский район, д. Шарибоксад (к озеру Морской глаз). На этом месте три года подряд проводился фестиваль ретро песни, музыки и поэзии (2012-2014 гг.).
    Надеемся, что будет полезно и практично.
    Подобный фестиваль под открытым небом и тысячи зрителей одновременно — тоже ноу-хау.
    Наши контакты:
    Тел. 8-964-861-87-61 или laid.kozlov@nm.ru.

    • Вячеслав

      Кугу тау!

      • люблю все марийское

        Мо кугу таужо? Вачис, тыйымат Лайд ӱжеш фестивальыш, тол, ит ӧркане веле! Шайра калык поро унам чыла мӱндыр кундемла гыч кажне ийын куанен вуча, пайрем моткоч гӱжла, Мӱшыл ер воткене марий муро торашке Элнет гоч Карман курык шумешке йоҥга. Палет тушто могай сӧрале, южгунам вӱдӱдыр ерыште койыт да йӱштылаш ӱжыт пырля. От пале гын вӱдӱдыр тиде русалке (чара могыран, кужу шала ӱпан, кол почан ӱдырамаш). Тыгай фестиваль ӱмыреш шарнымашыштет кодеш!

        Тугакше мый тыге умылышым, Лайд ӱжеш уло кумылын “Элнет кундем – мастар кундем!” фестивальыш участник семын Вячеслав Теркиным Угарман кундем Тоншаево гыч улшым, тудлан да молыланат шке контактшым возен.

  4. Никитин С.П.

    Теркинлан кугу салам!

    • Аля

      Теркин молодеч, кузе кызыт тудо тиде тошто годсо чием да ӱзгар-влакым саклен коден! Тидлан шкенан калыкнан эртыкшым моткоч саклыше айдеме лийман. Да эше пагытшым чаманыдегеч Москваш марте мие шуын, шкенжын экспонатше дене ончерым сӧрастарен. Тудын тыршымыжым нигузеат «снабженец» манме ден волтыман огыл, тиде пеш тӱрыс паша.

  5. Хм...

    Лайд, я конечно понимаю твои патриотические чувства к своему народу, но любовь к родной нации не должна закрывать глаза на недостатки. А вы все послушайте как говорит среднестатистический мариец — наполовину на русском, в т.ч. и ты Лайд, когда пишешь в спешке твой марийский полон руссизмов, даже конструкции предложений русские. Или посмотрите Марий Эл увер и полушайте как там марийцы говорят по-марийски. С одеждой тоже очень большие проблемы, в т.ч. и на Урале. Да там еще вручную делают национальную одежду и ненастолько упрощенно, как в др. регионах. Но и там этих специалистов осталось одна на на деревню или на несколько деревень. Да и та традиция поздняя в 20-м веке сформировалась и в этой традиции большое влияние удмуртов — пестрядь.
    Я вот иногда для интереса слушаю новости на др. языках — на татарском, чувашском, коми, эрзя-мокша. Вот, например у татар почти нет русских слов, даже в речи простых татар, а не дикторов, у чуваш меньше, чем у нас у мари, а мордва-мокша, понятно близки к нам — руссизмы проскакивают очень часто.

    • люблю все марийское

      Хм…, пожалуйста, потрудитесь тоже самое написать на марийском родном или же у вас патриотические чувства к языку другого народа, менее инфицированной руссизмом?!
      Проблемы с национальными языками исходят от количества русских чиновников в процентном соотношеннии к титульному во всех перечисленных регионах…

      • Хм...

        Кӱлеш гын, кеч-момат марла возен кертам. Кызыт возымем лач марла кутыршо-влаклан гына лийын огыл… А Лайдлан марий йӱкпале (буква) дене возаш манын, шке компышкыжо изи ешартышым шындаш темлем. Тиде нимынярат йӧсӧ огыл. Лач изишак шке калыкетын йылмыжым пагалыман, векат, эн ончыч Лайд гане тӱрлӧ мер ушем-влакым вуйлатыше-влаклан. Шке калыкым пагалымаш изи кырча-мырча, але марий буква, гыч тӱҥалеш…

        • люблю все марийское

          Йӧра, тау! Тидым умылена да тӧрлена, шочмо йылмынам пагалышаш улына, чынак.

  6. солнце

    Мы, марийцы, отличаемся многообразием костюмов, украшений, головных уборов, вышивки…. И в этом наше достоинство и гордость. Порадуемся, что на этой выставке показана часть нашего богатого культурного наследия! Пожелания чаще показывать и рассказывать широкой общественности нашу уникальность!

Добавить комментарий для ЕленаОтменить ответ