Многонациональность — богатство, которoe в России не ценят

etn_kporresp24 декабря в Черкесске провели Северо-Кавказский этноконфессиональный форум журналистов, на котором приняли участие московские эксперты и журналисты региональных СМИ. На форуме говорилось о необходимости установления «горизонтальных связей» между журналистами регионов России, так как «узкое горлышко» федеральных СМИ пропускает лишь неполную и однобокую информацию. Большая часть форума была посвящена вопросам правдивого освещения межэтнических и межконфессиональных процессов.

Северо-Кавказский форум журналистов «Освещение вопросов этноконфессионального развития в современных СМИ» был организован информационным холдингом «КЧР Медиа», Союзом журналистов Карачаево-Черкесской Республики, Министерством по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР совместно с Гильдией межэтнической журналистики.

Этнокультурное развитие…

Открывая форум, министр по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР Евгений Кратов отметил: «С 2012 года, со времени издания майских указов президента России Владимира Путина, в России в целом и в Карачаево-Черкесии национальная политика приобрела приоритетное значение. В нашей республике всегда уделялось большое внимание этому вопросу. После майских указов контроль над этой деятельностью осуществляется на федеральном уровне. Более того, на федеральном уровне начали оказывать материальную поддержку этим проектам. В 2013 году была разработана и принята государственная программа по реализации государственной национальной этноконфессиональной информационной политики. Впервые за время существования нашего министерства были заложены средства на проведение мероприятий, направленных на укрепление, развитие межэтнических отношений, на развитие инструментов, которые позволили бы решать поставленные президентом страны задачи. В нашем министерстве направления информационной и национальной политики пересеклись. Мы выиграли конкурс министерства регионального развития России, получили софинансирование для наших программ. У нас появилась реальная возможность подойти к решению поставленных президентом страны задач… Общая проблема региональной журналистики – подготовка профессиональных кадров. Недостаточно уметь хорошо писать, надо еще и знать предмет, о котором пишешь. Имеются специализации «политическая журналистика», «экономическая журналистика» и др. А такая тема как этническая, межэтническая журналистика, а также журналистика, направленная на освещение межконфессиональных отношений, была представлена несистемно, хотя каждый представитель медиасообщества сталкивался с этой проблемой. Несмотря на то что на федеральном уровне функционировала Гильдия межэтнической журналистики, был накоплен достаточно серьезный опыт, но до сих пор не представлялось возможным привлечь специалистов и провести. Благодаря федеральной государственной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)», а также нашей республиканской программе, стало возможным проведение этого мероприятия».

Гостей форума поприветствовала также председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения Союза журналистов России Олеся Мхце: «Сегодня мы проводим первый в истории Карачаево-Черкесии форум, на котором на одной площадке собрано такое количество экспертов и принимают участие журналисты со всех северокавказских регионов. Уверена, что сегодняшний опыт общения будет полезен всем нам».

Образ врага и язык вражды

Секретарь Союза журналистов России Василий Балдыцин обрисовал общую картину межэтнических отношений в стране, указал, как внешняя политика влияет на внутреннюю: «Ситуация в стране и в мире непростая, мы сталкиваемся с тем, что получил нежелательное развитие язык вражды, который вовсю распространен в интернет-пространстве, блогосфере, и он проникает, к сожалению, и в средства массовой информации (СМИ). Я не думаю, что это можно назвать позитивным фактором. Потому что результатом этого процесса может быть только внутреннее озлобление. И на этом фоне, к сожалению, делаются попытки перенести язык вражды и на межнациональные отношения. На сегодняшний день можно констатировать, что эти шаги успеха не имеют. То есть во внутрироссийском пространстве, напротив, эксперты оценивают, что межнациональные отношения менее конфликтны, чем до данной ситуации (до кризиса на Украине). Но я думаю, что это не повод, для того чтобы расслабляться. И сегодняшняя наша встреча, думаю, поможет, чтобы язык вражды не проник в межнациональную сферу».

Не все ладно в королевстве…

Президент Гильдии межэтнической журналистики, эксперт Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, академик Евразийской академии телевидения и радио Маргарита Лянге привела данные соцопросов, отражающие настроения масс по теме межнациональных отношений: «Межэтнической журналистикой я занимаюсь действительно достаточно давно. По новым данным соцопросов, 49% россиян считают, что в стране напряженные межэтнические отношения. В 2011 году так считали лишь 39% населения страны, к 2013 году этот показатель увеличился до 49% (почти половина населения России). Лидерами по этим показателям стали Центральный, Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные округа. Однако события на Украине сплотили нацию и отодвинули на задний план наши внутренние противоречия. Но мы понимаем, что это ненадолго, что данная ситуация внутри заморожена… На территории РФ ни в одном из 85 наших регионов в данный момент нет ни одного межэтнического конфликта в активной форме. Но у части населения имеются субъективные ощущения угрозы и тревоги. И все ссылаются на журналистов, мол, мы же видим, по телевизору показывают негатив. Это из-за «узкого горлышка» федеральных каналов, в погоне за рейтингами СМИ транслируют больше негативную информацию. В этой ситуации не вся вина лежит на журналистах. Люди сами тоже ищут негатив. Если журналистика не выполняет должным образом свои функции, появляются другие институты, которые оттягивают на себя роль журналиста. Люди должны знать, что у них происходит, и они будут использовать другие каналы, те же соцсети, интернет-ресурсы. Часто журналистика лакированная, сервильная, действует по принципу «чего изволите?». С одной стороны, падает доверие населения к СМИ, с другой стороны – население оказывается наедине с людьми, которые ни за что не отвечают. Те же блогеры, те же люди в соцсетях, которые прячутся за вымышленными именами, аватарами, никами, они ведь ни за что не отвечают, в отличие от профессиональных журналистов».

Ядерная зима

«Россия – родина 193 народов, в стране говорят на 239 языках, и каждый человек – система ценностей. Что это значит? 193 взгляда на мир, 193 философии… Не дай бог, если случится ядерная война, то куда надо бежать? На север. Дело в том, что народы России, проживающие на севере, сохранили уникальный способ выживания в этих холодных условиях. Если вдруг, не дай бог, нагрянет ядерная зима, то только эти люди знают полный цикл выживания в данных условиях», – поделилась своими рассуждениями Маргарита Лянге.

«Например, в нашей стране имеется банк, в котором хранятся семена всех растений. Это считается стратегическим запасом, обеспечивающим национальную безопасность в случае какой-либо масштабной катастрофы, так как потом можно посеять эти растения и разрешить продовольственный кризис. Культуры нашей многонациональной страны – это тоже своего рода банк. Потому что в каждой культуре имеются особенности, которые позволяют выжить, быть более конкурентоспособным. Если же мы не осознаем этого, то становимся похожи на богатого наследника, получившего миллиарды, притом, что сам безграмотен. К нему придут разные люди и станут его разводить, обирать. Что будет с этим богатством, которое досталось ему от предков?.. Самое «крутое» богатство, которое может быть, – это интеллектуальное богатство. Потому что нефть, газ и другие природные ресурсы кончаются, мозги не кончаются. Умение мыслить, умение создавать новое – самое большое богатство… Почему индийцы интересные программисты? Почему за программистами-индийцами охотится весь мир? В чем эффект? Не они же основали эту индустрию. Считается, что их взгляд на мир, этническая психология позволяет им в сочетании с современными технологиями как-то по-другому осмыслить компьютерный мир. Сочетание традиционного взгляда на мир, культуры с современными технологиями дает такой всплеск конкурентоспособности. Наша многонациональность – колоссальный ресурс конкурентоспособности в мире. Но пока мы ее воспроизводим исключительно как конфликтное явление. К сожалению, мы становимся похожи на вышеупомянутого бестолкового богатого наследника. Во время недавнего опроса россиянам задавали вопрос: «Как вы считаете, многонациональность – это наш плюс или наш минус?». 37% респондентов ответили, что многонациональность – минус, столько же – плюс. 26% не могут определиться. Нам нужно бороться за эти 26%, потом остальные, надеюсь, сами подтянутся. Проблема в самовосприятии, в том, как мы себя и свою многогранность воспринимаем», – говорит Лянге.

ЛКН

По словам Лянге, в советский период страну объединяли в том числе и такие факторы, как призыв в вооруженные силы, квотирование в вузах, обязательное распределение специалистов по регионам после окончания учебных заведений. На эти цели расходовались колоссальные средства, данная система работала на консолидацию общества, установление связей и прививала граждан от вражды по этническому признаку. На современном же этапе из всех этих факторов осталось только информационное пространство, которое часто заполняется ангажированными «взбросами» и «сливами».

Маргатира Лянге упомянула названия, ставшие символами кризиса межнациональных отношений в нынешней России: Манежка, Пугачево, Бирюлево и др. По мнению президента Гильдии межэтнической журналистики, в каждом случае ситуация зашла в тупик из-за некомпетентности местных властей и непрофессионализма журналистов.

Эксперты форума ответили на многочисленные вопросы журналистов. О внедрении выражения «лицо кавказской национальности» в медиапространство России Лянге рассказала следующее: «“Лицо кавказской национальности” (ЛКН) – ужасный, придуманный штамп. И придуман был этот штамп в пресс-релизах ГУВД Москвы в 90-е годы XX века. Я могу сказать, что на уровне ВГТРК мы решили этот вопрос. Достаточно давно работаю в ВГТРК. Увидев, что штамп «ЛКН» начал просачиваться и к нам, я написала докладную записку тогдашнему председателю ВГТРК с разъяснением, что, во-первых, такой национальности не существует, во-вторых, это является абсолютно ксенофобским высказыванием, в-третьих, негоже на государственном канале такое допускать. После этого у нас вышел циркуляр, на ВРТРК висела бумага, распоряжение председателя канала о том, что в эфире любых ресурсов, входящих в ВГТРК, запрещается упоминание выражения «лицо кавказской национальности». Все, что смогла, сделала. А то, что другие ретранслируют этот штамп, – это очень удобная вещь, для того чтобы вытаскивать этничность там, где этого делать не нужно, то есть таким образом переводят стрелки, СМИ выполняют запросы общества, пресловутые “кровь, мозги и кишки”».

Генеральный директор Фонда святого равноапостольного великого князя Владимира Максим Паршин выступил с докладом «Роль СМИ и традиционных российских религий в гармонизации межрелигиозных отношений в современном обществе».

Ответственный редактор АУ «Марий Эл Радио», руководитель марийского отделения Гильдии межэтнической журналистики Наталья Пушкина провела мастер-класс по теме «Этнический стиль в работе “Марий Эл Радио”. Марийцы: традиция и модерн».

Главный редактор портала «Россия для всех» МИА «Россия сегодня» Радик Амиров раскритиковал российские СМИ исламского толка, назвал их отсталыми, косноязычными, неинтересными. Амиров также поделился некоторыми фактами нарушения прав мусульман в России, в частности, в одном из центральных регионов страны не разрешали возвести минарет; лишь после того как в проекте это культовое сооружение было названо трубой, смогли достроить минарет и мечеть. Также в России возникают проблемы с регистрацией некоторых мусульманских имен. Например, ребенка с именем Тамерлан отказались зарегистрировать во многих учреждениях Москвы, аргументируя это тем, что более шестисот лет назад данное имя носил завоеватель из Средней Азии. По словам Радика Амирова, в одно время в медиапространстве России был распространен также неологизм «лицо татарской национальности».

Эксперты форума были едины во мнении, что всем журналистам нужно отойти от таких стереотипов, от практики навешивания ярлыков и заняться качественной, профессиональной журналистикой.

Гамзат Изудинов

Источник: МК в Дагестане

15 комментариев

Filed under Статьи

15 responses to “Многонациональность — богатство, которoe в России не ценят

  1. Нацмен

    «Образ врага и язык вражды» культивируют сам Кремль и центральные СМИ… В России постоянно какая-нибудаь маленькая страна и ее народ оказываются «врагами», то это Грузия и грузины, то Эстония и эстонцы, а теперь Украина и украинцы…
    Медиа-потребитель в РФ привык к простым готовым штампам, потомучто думающий потребитель Кремлю не нужен. Нужен легко проглатывающий пропагандистские штампы «ура-патриот»…
    Все наши центральные СМИ исключительно русскоязычны, языки др. народов, даже коренных, в них фактически не звучат. И ничего удивительного, что среднестатистический россиянин нетерпим к иным языкам и культурам, не говоря о том, чтобы ценить, уважать и оберегать их. Во всех нерусских видят потенциальную угрозу. И не блоги, соцсети в этом виноваты, а центральная власть и ее пропагандистская машина.

  2. Tsikma

    Пуры вады.

    Прав Нацмен

  3. Аноним

    У нас даже литература была советская или русская, но не многонациональная. Например Толстой был русским писателем, а Расул — советским.

  4. Аликсендер

    Нацмену — 100% респект. К сожалению логически мыслить большинству, вышедшему из «школы» — магического,.. нелегко.
    СМИ делают всё необходимое для того, чтобы как можно большее число россиян отлохотронить …

  5. увер

    Тыдын нерген кругом пишут. Мари общественностьлан шке позицийжым тоже выразитлыман, тоже фино-угор группыш пурена ведь, тоже уменьшаемся, скоро марла говорящих (мыйын гай) мало кодеш: http://news.mail.ru/politics/20672440/

    • Йогор йоктара

      Увер, ваштылмы веле шоеш кыце тынь шайштат (кытырет), тенге тенге ынде мары халык шайштеш (кытыра), мане мане чыды ынде кодеш ире марла шайштышвла-кытырышывла, (мало кодеш ) :)))))

    • Йогор йоктара

      Ит орланы, мынь тыньым ам мыскылы, солаштат ынде тенге шайшташ тынгалныт :)))

      • Валентин

        Солаштыжы эче тенге агыл «шайышташ» тӹнгӓлӹт, а кыце ак тӹнгӓлеп:
        1. Хотя Мари Эл Конституци семӹнь кырык мары йӹлмӹ йӓл йӹлмӹвлӓ лошты иктӧр гос.статусан ылеш, лачокшым гӹнь кӹзӹт тӹдӹн вӓржӹ йӓл гӹц пиш когон лапы.
        2. Кырык мары эдемвлӓ цила республикы кымдыкышты ӹлат, но туан йӹлмӹ доно лӓкшӹ республиканский газет нӹнӹн уке, лач шим чиӓ доно веле район газет лӓктеш, тенге гӹнь фактически кырык мары халыкым, индеецвлӓ гань, резерваци семӹнь, район кӧргӹш поктен пыртымы. Журналиствлӓлӓнӓт кӱшкӹлӓ кушкаш йӧн уке, нӹнӹ лач район лапышты веле чымедӹлӹт, алык мары газетвлӓ доно(«Кугарня».Марий Эл».»Ончыко», «Кече») тӓнгӓштӓрӓшӹжӓт ак ли.
        3. Школвлӓштӹ туан мары йӹлмӹм пиш худан тымдат.
        4. Культуры томавлӓштӹ(куштымаш-мырымаш гӹц пасна), библиотекывлӓштӹ сӹлнӹшая кружоквлӓ улы?Концертвлӓштӹ стихотворенивлӓм, масаклӓм, изи сценкывлӓм лыдыт?
        5. Мары университетӹштӹ кырык мары йӹлмӹ отделени ыльы — чӱчевӹ.
        6. Козьмодемьянск-Цикмӓ халашты, ӱ завод сага, район газетвлӓлӓн дӓ типографилӓн йори томам пуэнӹт, таманяр и тӹштӹ газетвлӓм ӹштевӹ,но шукердӹ агыл редакцивлӓм тӹшец поктыл лыктыныт дӓ типографижӹмӓт чӱчӹнӹт. Ти типографиштӹ кырык мары поэт-писательвлӓ книгӓвлӓштым пецӓтлен кердӹнӹт, а ӹнде ак керддеп.
        7. Кодшы жепӹн кырык-мары поэт-писательвлӓ пиш чӹдӹн кодевӹ, вӹц и лошты кудытын колен кевӹ(Е.Першуткин, Н.Егоров, В.Самойлов, В.Григорьев-Тотир, М.Кудряшов, И.Горный), а сӓмӹрӹк талантвлӓ иктӹланӓт ак келеп тама доко, кодшы жепӹн(2014 ин алык марынвлӓ логӹц вӹзӹтӹм пыртымы), а кырык мары сирӹшӹвлӓ логӹц Писатель Ушемӹш пырышы иктӓт уке.
        8. Кодшы 15-20 лошты кырык мары халык анжен-кайын ӹшке туан йӹлмӹжӹм мондаш тӹнгӓлӹн, пиш худан попат, айыртемӹн тидӹ радио дӓ телевидени передачывлӓштӹ каеш.
        Тишкевен якте кӱ мӓмнӓм шоктыш вара?..Ӹндежӹ мӓлӓннӓ краулым веле саслаш кодын.

        • Gennady Smirnov

          Шергӓкӓн Валентин! Тӧрӹн сирет, кырык-мары йӹлмӹ шапен кешӹ сыра гань худалана дӓ худаэмеш… Хозажы свезӓ суслам ак оптал пу гӹнь воксьок ямеш… Иктӹм вел самынь кытырет — индеецвлӓ гишӓн утла кужы пандашан ямакым шайыштат. Комуниствлӓн какляка тӹгыр пропагандым мондаш келеш — резервацивлӓ гишӓн VK-шты сиренӓмӹш, ӓшӹндӓрет сӓй…

          • Валентин

            Мане, Генай, лачокат попет, кӹзӹтшӹ индеецвлӓ гишӓн кӹрӓт мӹнь ам пӓлӹ, цуратат, кыце коммуниствлӓ тымденӹт , тенге веле сирӹшӹм. Вот вет кыце алталалт кемӹлӓ. Шукы изи годшен тӹ идеологи вӹдӹлӓлт шӹнзӹн. Но мӹнь тидӹн доно мӓ тонышнам нӹнӹ доно веле тӓнгӓштӓрӹнем ыльы. Кырык мары йӹлмӹм виӓнгдӹмӹ шотышты кӹзӹт иктӓт нимахань пӓшӓм ак ӹштеп тама доко, мӹнгешлӓ, тореш пандывлӓм веле цикӓш цацат, а вет пиш когон тиштӹ шукы пӓшӓлӹмӹлӓ. Тевеш 2014 ин кырык мары йӹлмӹ доно ик книгӓмӓт лыкмы агыл. Но 2013 ин Виталий Петуховын лӓкшӹ «Кучкыжвлӓ дӓ курныжвлӓ» книгӓлӓн кого ӓкӹм пумы, тӹдӹм сек яжо книгӓэш шотлымы дӓ авторжымат окса доно ижӹ пӓлемдӹмӹ. Эче вес проблемӹжӹ вет- мӓ доннажы ӹнде сирӹшӹжӹ уке, пиш чӹдӹн кодыныт, а сирӹшӹвлӓжӹм вет анжен кушташ келеш, тӓгӱ-ӓнят тиштӹ пыт пӓшӓлен шалгышашлык, сам-шуды веле ӹшкедурешок корны тӹреш кушкеш, а поэт-писательвлӓм кушташ йори вӓрӹм ӹштӹмӹлӓ, ӱштӹ гӹц леведмӹлӓ, а шокшы годым нӹнӹлӓн вӹдӹм йӱктӹмӹлӓ. Эртӹш кӓнгӹжӹм ГТРК мары телевидени доно лӹкшӹ передачывлӓм кырык марлаат раскыдемдӓт ыльы — вара трӱк цӓрнен колтевӹ. Мычкы-мычкы шаявлӓм колын, тенге ынгылышым: у начальствы тидӹм цӓрен.Ӹнде виднӹ, кырык марла тӹ передачывлӓштӹ веле попаш лиэш, кынам кырык мары район гишӓн веле анжыктат. Тевеш, эче резерваци гишӓн ти кытлашты келесӓш йӧн лӓктӹ, но…резервацивлӓштӹжӹ мӓ дорцна таманяр пачаш яжоракын ӹлӓт, манатыш…

  6. Аноним

    Йолташ – влак арам ӱчашен киеда. Айыста эн ончыч ончалына, кузе Марий Элыште кучемым чоҥат. Кушто эн тӱҥ верым налын шога шинчалан койдымо — Центральный Избирательный Комиссий.
    Тугеже мыланна ончыкташ кӱлеш кызытсе Центральный Избирательный Комиссилан
    кузе марий калык, тудлан ӱшаным йомдарен. Молан манащ, гын тудын радамыште ик марий чонат уке, а вуйлатыше –влак, чыланат öрдыж гыч толшо улыт.Тугеже лектеш марий калыклан келшыше ик кандидатымат тушко ме сайлен огына керт. Шке радамышкышт нуно налыт марий огыл еҥ – шамычым веле. Садлан лектышыжат тугаяк. Кӱшнö улшо дирижер ямдыла тугай пунчалым, а ЦИК «сӱретла» тудлан келшыше йӱклымашым.
    Мемнан ончылно тиде паша лийшаш эн тун верыште.

  7. Аноним

    А кызытеш, марий-влак, вийым погышаш улына-шке воктене шотан айдемым чумыраш, уш-акылым погаш,тунемаш, оксам ышташ, чыла вере властьыш да бизнесыш пурен шогаш…Жап толын шуэш- вара мемнан кызыт ыштымына сай лектышым пуа. Ямдылалтза,йочадам чын марий шотеш ончыза!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s