Ю.Ерофеев о национально-культурных автономиях мари. Часть 3

В плену раздумий о судьбе ФНКА мари

Часть 3. Заключительные мысли

Юрий ЕрофеевЗавершая статью, позволю предложить для обсуждения читательской аудитории ряд вопросов:

1. А так ли нужна нам ФНКА, когда имеется исторически признанный и хорошо зарекомендовавший ее аналог – организация «Марий Ушем», которую можно (при сильном желании!) достроить до статуса общероссийского объединения, имеющего свои ячейки в более 43 субъектах РФ? Это было бы лучшим подарком для подтверждения жизнеспособности марийского народа и марийской государственности в год 100-летия образования Республики Марий Эл!!!

2. Не торопимся ли мы с регистрацией ФНКА при отсутствии ее разветвленной сети функционирующих местных и региональных НКА в стране?

3. Кому и для чего необходима ФНКА?

4. Имеются ли у нас на данный момент достойные люди, чтобы возглавить ФНКА?

5. Какова будет роль ФНКА при наличии у марийского национального движения и других успешно работающих этнокультурных организаций, созданных по нормам ФЗ «Об общественных объединениях» и обладающих правами юридического лица?

Получив ответы от читателей на эти и другие вопросы, в т.ч. затронутые в данной статье, я постараюсь затем обстоятельно откомментировать их. Авось, и в наших рассуждениях прозвучат интересные мысли, дельные предложения, направленные на то, чтобы институт национально-культурной автономии как новое явление в общественной действительности обрел не формальную прописку для «галочки», а позитивно сказался на культурном и духовном самочувствии граждан мари, проживающих в разных уголках России.

Лично в мои рабочие планы на 2015 год входит реализация идеи, связанной с подготовкой аналитической справки на базе обновленной статистики по стране с целью обоснования очередных поправок в ФЗ «О национально-культурной автономии». Это будет касаться и судьбы ФНКА, в частности, создания и ее регистрации, поскольку отдельные нормы действующего закона вошли в серьезное противоречие с некоторыми положениями базового ФЗ «Об общественных объединениях».

В настоящее время ФНКА как юридическое лицо и вид общественного объединения проходит в Госреестре по графе «Общероссийская общественная организация», будучи в большинстве своем не более чем пародией на нее, имея за спиной число РНКА, равное количеству пальцев на одной руке. Однако ни законодатели Федерального Собрания (Госдума, Совет Федерации), ни представители отраслей науки, ни сами общественники не торопятся придать Закону основательный, законченный нормативно-выверенный вид.

Сегодня на соответствие данным требованиям пока претендует только ФНКА татар. Все другие ФНКА по меркам закона «Об общественных организациях» являются лишь межрегиональными, коих вообще в качестве субъектов права закон об автономии не предусматривает. Поэтому эту прореху в нем следует закрывать.

Скороспешность принятия в общем-то достаточно сырого закона во многом диктовалась причинами политического характера. Нужно было спасать крайне низкий рейтинг Б. Ельцина в пору президентских выборов 1996г. за счет привлечения на его сторону многоэтничного электората, что в конечном счете сработало в его пользу.

Во- вторых, бесконечные массовые митинги поволжских немцев, особенно в Саратовской области, с требованиями вернуть довоенную республику заставило руководство страны срочно предложить им самоорганизацию в виде усеченной (нетерриториальной) национально-культурной автономии.

И чтобы в целом стимулировать активность и согласие российских этносов принять эту достаточно спорную общественную формулу, законодатель пошел на послабления, допуская регистрацию РНКА на основе одной МНКА, а создание ФНКА на базе всего лишь единственной региональной организации. Вполне естественно, российские немцы здесь оказались в первых рядах.

Так продолжалось до конца 2003 года, хотя и после сохранялись отдельные организационные льготы – лазейки. Например, что означает существующая нынче норма, необходимая для регистрации ФНКА на основе половины зарегистрированных РНКА при наличии, скажем, двух-трех учредителей? Опять же одна-две организации!

Или, скажем, для этнической общности, пока не достигшей уровня ФНКА но уже создавшей 10 региональных автономий, формула «не менее половины» требует обязательного присутствия 5 учредителей (?!). Тем самым, законом как бы стимулируются выгодные организационные преимущества для тех, у кого меньше и кто заинтересован в форсированных методах достижения цели.

Короче, нужны четкие рамки Федерального Закона!!!

Но самый главный бич, характеризующий слабость НКА – это то, что подавляющее большинство руководителей представляют ее как некую этническую массу, находящуюся в положении диаспоры, куда искусственно зачисляются скопом все представители одной национальности от мала до велика. Причем, не испрашивая их согласия.

И эту порочную практику изжить при таком нигилистическом подходе к ФЗ очень трудно, если вообще возможно.

Например, недавно ознакомился с сообщением о состоявшемся съезде марийцев Татарстана, цель которого для меня окончательно осталась неясной, хотя в интересах, скажем, «Мер каҥаша» такое мероприятие вполне могло бы стать площадкой для официального создания своего регионального отделения, чтобы больше не путаться в структурной неразберихе по-яковлевски и по-радыгински.

Если же этот съезд по факту заранее выполнял функцию выборов делегатов от РНКА мари Татарстана или нечто другое, но опять же в интересах создания ФНКА, то это совершенно пустая затея, поскольку съездами народа такая задача не решается!

В публикации о прошедшем съезде говорится, что якобы во всех 10 районах Республики Татарстан, где имеется марийское население, успешно работают местные национально-культурные автономии(?). Возможно и так, но они не зарегистрированы и не имеют юридического лица, а значит, не могут официально и полноценно участвовать в учреждении ФНКА.

На сегодняшний день, а точнее 11 ноября 2014 г., у региональной «НКАМ РТ» имеется всего лишь одна местная структурная единица под номером 1021600015238 по адресу: гор. Казань, ул. Павлихина, 57 (Дом дружбы народов), где расквартирована и сама РНКА. И больше ничего, что можно было бы по закону задействовать в целях создания ФНКА!!!

Меня удивляет и другое – почему, например, Анатолий Иванов – председатель Всемарийского Совета «Марий мер каҥаш» вместо того, чтобы заниматься своим движением, требующим капитального ремонта, вдруг так откровенно и заинтересованно заговорил о необходимости создания национально-культурных автономий? Или о своих конкретных делах сказать нечего или сам метит в кресло президента марийской этнокультурной автономии в федеральном статусе? В этом, наверное, есть рациональное зерно. По крайней мере, не хуже, чем с Ларисой Яковлевой!

Мою позицию, изложенную еще четыре года назад в монографии «Национально-культурные автономии: статистика и комментарии» разделяют многие специалисты и общественники. Практически противников изложенных в ней законодательных новаций не встречалось. И здесь, казалось бы, всего-то остается только облечь их грамотно в конкретные нормы в качестве поправок к действующему закону. Однако желающих сделать это до сих пор нет. Частично данная ситуация объясняется и тем, что среди законодателей мало опытных юристов, хорошо разбирающихся в тонкостях общественного строительства.

Но это касается лишь организационно-правовой стороны ФЗ, которая, на мой взгляд, рано или поздно все же может достичь определенного совершенства.

Другое дело – его основная содержательная начинка. И здесь серьезного переосмысления потребуют статьи ФЗ, связанные с реализацией двух центральных задач (это при одновременном наличии базовых федеральных законов о культуре и об образовании), в частности:

Обеспечения права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка, а также права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и выбор языка воспитания и обучения;
Обеспечения права на сохранение и развитие национальной культуры.

К сожалению, этот Закон идеализирует возможности национально-культурных автономий, являющихся всего лишь общественными организациями, у которых нет в реальности ни материальной базы, ни финансовых ресурсов, ни штата освобожденных работников, и где непременно согласно демократической ротации меняются руководители, не имеющие зачастую никакого отношения по своей основной профессии к делам образования и культуры.

Решение этих задач неподвластно даже огромной государственной системе, с легкостью возложившей на плечи общественных организаций неподъемную ношу.

Да, в ФЗ определены конкретные формы участия в этом федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления. Но приоритет ответственности закреплен все же за НКА в статусе общественной структуры. А что она в реальности может сделать?

Безусловно, в стране имеется определенный опыт получения среднего и даже высшего образования на родном (нерусском) языке. Но это больше – исключение! Такой возможностью воспользовались лишь мощные в финансовом отношении и многочисленные, хорошо организованные этнические общности евреев, татар, частично немцев и азербайджанцев.

Например, на Ленинском проспекте г. Москвы два-три года назад появилась внешне привлекательная еврейская школа, созданная спонсорами, включая НКА, и с участием города, где все предметы преподаются на иврите. Поскольку я живу в сотне метров от нее, то мне известно, что она является сугубо элитной и платной с набором определенных требований при зачислении учащихся.

Есть в Москве примеры деятельности и отдельных детских садиков, в частности, татарских, где вся воспитательная и образовательная работа с малышами ведется на родном для них языке. При этом национальные организации («Туган тел» — «Родная речь» и т.д.) постоянно ставят перед городскими властями просьбы о расширении их количества, ссылаясь на пожелания родителей, чего никак нельзя сказать про многие другие этносы, живущие в мегаполисе.

Татарской нации, особенно за постсоветское время, удалось в интересах своего самосохранения и развития максимально сплотиться, опираясь на ФЗ об НКА и религию, чтобы спустя четыре века вновь заговорить о необходимости стать субъектом истории.

Огромную работу в этом плане проводит имеющийся при Постпредстве Татарстана Культурный центр, в чем нам, московским марийцам, остается только по-доброму завидовать, а заодно и проклинать недобрым словом всех маркеловских, бывших и настоящих назначенцев, превративших представительство РМЭ в закрытую и запретную зону для марийцев.

Таким образом, возвращаясь к теме, касающейся завышенной роли национально-культурных автономий в сфере этнообразования и этнокультуры, нужно, на мой взгляд, предварительно организовать научную и общественную экспертизу, оценить фактическую эффективность и способность Закона выполнить данную миссию.

На сегодняшний день, в силу того, что прекратило функционировать Министерство регионального развития, курирующее национальную политику на федеральном уровне, ни Министерство образования РФ, ни Министерство культуры РФ пока не готовы демонстрировать качественного разворота к делам национально-культурных автономий.

Удастся ли Владимиру Мединскому – министру культуры РФ придать российским НКА новую животворящую струю и свежее дыхание, созвучные потребностям Российского государства и гражданского общества, а также вызовам современного мира? Или судьба НКА будет такой же бесславной, как и многое другое, появившееся в стране под влиянием западных либеральных идей, проникших к нам под флагом демократии?!

Нелишне будет знать об этом и тем, кто постоянно зовет нас к новым высотам в строительстве марийского национального движения в образе ФНКА.

О том, что на этом пути встретится множество подводных камней и течений, говорит и факт, когда каждая третья автономия в стране прекратила своё существование. Это особенно касается местных организаций, призванных по закону стать надежным фундаментом для РНКА и ФНКА. Немногие из них изначально образуются лишь только для того, чтобы канализировать дальнейший карьерный взлет отдельным функционерам.

И я не скрываю свое в целом скептическое отношение к НКА, тем более, когда некоторые из них, пользуясь легальной вывеской, маскируют свои истинные, зачастую опасные для государства цели и деяния.

Во-вторых, ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» фактически уравнял в правах все виды и формы общественных объединений по части получения финансирования для поддержки своей уставной деятельности.

В феврале 2009 года в мою бытность помощником депутата Госдумы РФ Купцова В.А — Председателя Комитета по делам национальностей, удалось переделать норму ФЗ об НКА, просуществовавшую пять лет, согласно которой нагрузка по финансированию НКА в отличие от прежнего периода полностью перекладывалась на возможности региональных бюджетов.

Отныне обновленная статья 16 Закона гласит так: «Федеральные органы исполнительной власти могут оказывать федеральным национально-культурным автономиям финансирование за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации». Но, к сожалению, слово «могут», это совсем не значит, что «обязано», как было раньше, до ноября 2003 года. Могут, если есть строчка в бюджете.

В целом финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурной автономии, законом возможно на самих НКА и её некоммерческих учреждений и организаций, а также на иные не запрещенные законом источники. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

В ФЗ также записано: «органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом Российской Федерации оказывают поддержку региональным и местным национально-культурным автономиям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета)

Данная диспозиция применительно к РМЭ, где не могут быть РНКА и МНКА марийцев, а только иных национальностей (на 11.11.2014 года в Республике зарегистрированы и функционируют МНКА украинцев, РНКА евреев и РНКА татар. Последние две организации фактически полностью освободились от лишнего «балласта», ликвидировав соответственно МНКА евреев г. Йошкар-Олы и г. Волжска, а также МНКА татар в Медведевском, Моркинском районах и в г. Йошкар – Оле), заставит Министерство культуры Марий Эл выкручиваться, чтобы не показывать предстоящие расходы на будущую ФНКА, впрочем, как и на «Мер каҥаш», камуфлируя их мероприятия под различного рода форумы, семинары и т.д.

Что же касается органов местного самоуправления, то они вправе оказывать поддержку местным национально-культурным автономиям за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального и регионального бюджетов).

В данной связи, в целях общей информированности, также отмечу, что федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут передавать НКА и их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или в аренду в установленном законодательством РФ и её субъектов порядке.

Поправками от 22.08.2004г. из ФЗ «О национально-культурной автономии» полностью изъята статья 19 «Финансовая поддержка национально-культурных автономий органами государственной власти субъектов Российской Федерации» и статья 20 «Основные условия предоставления государственной финансовой поддержки национально-культурным автономиям», что свидетельствует о завершении «романтического» периода и переходе к суровому прагматизму в плане экономии средств на национальную политику.

Так что от прежнего завлекательного Закона, подписанного Ельциным, чтобы задобрить накануне президентских выборов 1996 г. этнические массы, остались «рожки да ножки». Поэтому не стоит обольщаться несостоятельными утверждениями Михаила Васютина, изложенными в его известном интервью «Марправде» о том, что будущее Всемарийского движения – за национально-культурной автономией, где он говорит:

— В отличие от других видов общественных (национальных) объединений, финансовая поддержка НКА является обязанностью государства и местного самоуправления;

— НКА – высшая ступень самоорганизации народа, (это чистейшей воды самотворчество профильного министра)… У государства есть обязательство по сохранению марийского языка и народа на территории республики» (нечто похожее записано в Конституции РФ и РМЭ, правда, в иной форме);

— НКА на сегодняшний день – единственная организационно-правовая форма в законодательном пространстве (?), где можно получить финансирование из федерального бюджета посредством проектов национально-культурных образований на основе соглашений (?).

Поскольку выше, ссылаясь на отдельные статьи законов, я уже заочно ответил Михаилу Зиновьевичу, то в этой связи только замечу, что негоже ему сбивать людей с толку чрезмерными надеждами и иллюзорными обещаниями.

Весь центр тяжести в работе с национально-культурными автономиями обязан быть в низовом звене, там, где непосредственно находятся люди со своими заботами и потребностями, там, где имеется какая-никакая материальная база, инфраструктура и т.д.

А на самом деле все почему-то рвутся на региональный уровень, стремясь засветиться перед властью субъекта РФ, потусоваться среди себе подобных. А некоторым и того мало, они стараются достичь именно федерального уровня.

Поэтому так и хочется крикнуть: люди, не верьте в сказки, особенно из уст чиновников! Не верьте тем, кто обанкротился на прежних общественных должностях!

Ибо на сегодняшний день никто нам наглядно не показал и не доказал особое преимущество данной формы самоорганизации перед другими идентичными аналогами, созданными в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях», спектр деятельности которых гораздо шире, чем у НКА!

Многие этнические общности, включившиеся в орбиту автономий, так и застряли на уровне традиционного культурничества, фольклора, иногда с примесью религиозных обрядов.

Для современных наций этого крайне мало! Нужно посредством лучших своих талантов прорываться в сферу мировых достижений в музыке, литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, науке, технике и т.д., что составляет достояние и гордость всего человечества.

Разве дело, когда, например, Центр-музей имени В. Колумба, чьи произведения переведены почти на 50 языков народов мира, ныне фактически ликвидирован?

Разве дело, когда выдающийся композитор современности Андрей Яковлевич Эшпай в очередной раз вынужден был блистать своими мировыми премьерами на Московском музыкальном фестивале лишь с помощью замечательного симфонического оркестра из Чувашии под руководство М.Н. Яклашкина, поскольку на его родине – в Марий Эл нет коллектива, способного достойно исполнять музыку гениального земляка на престижном международном празднике?

Видимо, по причине ещё неутраченной до конца стыдливости не было на концерте нашей депутатши в Госдуме Ларисы Яковлевой. Что же касается членов Совфеда от Марий Эл А. Торшина, Н. Дементьевой и постпреда А. Моклакова, то им изначально, как говорится, все по фигу или до фени, или по барабану, или до фонаря, или просто начхать.

Все они клонированы под своего духовного отца – кормильца – сочинителя стихотворных трудов, изданных книжным фолиантом, заоблачная цена которого и не снилась признанным марийским поэтам и поэтессам.

Итак, будем ждать наступления ноябрьских осенних посиделок в рамках объявленного форума Всемарийского Совета. А о чем там они поговорят, мы скоро узнаем.

Юрий Ерофеев

43 комментария

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

43 responses to “Ю.Ерофеев о национально-культурных автономиях мари. Часть 3

  1. Аноним

    28-29 ноября 2014 года в Общественно-политической центре Республики Марий Эл (г.Йошкар-Ола) пройдёт «Марий форум: шыже сессий» (Марийский форум: осенняя сессия»). Программа осенней сессии Марийского форума.

    28 кылме / 28 ноября
    12.30 – 13.00 Мер Каҥашын да тергыше комиссий-влакын еҥыштым палемдымаш / Регистрация членов Всемарийского Совета и членов ревизионной комиссии
    13.00 –16.30 Мер Каҥаш кудымшо Пленумын погынымашыже / Заседание шестого Пленума Всемарийского Совета с повесткой дня:
    1. Калык тӱвырам вияҥдымаште самырык тукымын пашаже / Этнокультурное развитие народа: взгляд молодёжи (докладчик: Иванова Е.А., заместитель председателя Всемарийского Совета)
    2. В.Г. Блиновын, Г.С. Григорьевын, И.А. Ивановын, Л.Л. Михееван, Ю.А. Морозовын, Р.Ш. Попован да Ю.А. Юсуповын верысе марий Мер Каҥаш активын паша шынык нерген информацийышт / Информация членов Мер Каҥаш В.Г. Блинова, Г.С. Григорьева, И.А. Иванова, Л.Л. Михеевой, Ю.А. Морозова, Р.Ш. Поповой и Ю.А. Юсупова об опыте работы местных активов Всемарийского Совета
    3. Марий Эл ден марий-влак тӱшкан илыме регионла коклаште вашкелшык-влак шотышто информаций / Информация о договорах дружбы и сотрудничества между РМЭ и регионами с компактным проживанием марийцев.

    18.00 «Марий памаш» фольклор ансамбльын юбилей концертше / Юбилейный концерт фольклорного ансамбля «Марий памаш». ДК ХХХ-летия Победы.

    29 кылме / 29 ноября
    09.00 – 9.30 Конференций участник-влакым палемдымаш / Регистрация участников конференции
    09.30 – 09.40 Конференцийым почмаш / Открытие конференции
    09.40 – 10.00 Марий Элыште калык-влак кокласе конфессий кыл: социал паша шынык / Этноконфессиональные отношения в Марий Эл: опыт социального партнерства (докладчик: Васютин М.З., министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, член президиума Всемарийского Совета)
    10.00 – 11.00 Улшо ото-влакым аралыме да у кумалме верым почмо паша шотышто / Об организации дальнейшей работы по сохранению священных рощ как памятников природы (докладчик: Таныгин А.И., член Президиума Всемарийского Совета)
    11.00 – 12.00 Марий-влакын Федерал калыкле-тӱвыра автономийым пеҥгыдемдыме конференцийыште лиймаш / Федеральная национально-культурная автономия как фактор укрепления духовной общности многонационального народа России (Участие членов Всемарийского Совета на учредительной конференции Федеральной национально-культурной автономии марийцев) (докладчик: Яковлева Л.Н., депутат Государственной Думы Российской Федерации)
    12.00 – 13.00 «Пермские марийцы» книга презентаций / Презентация книги «Пермские марийцы» (ведущая: Куклина Э.В., член исполкома Президиума Всемарийского Совета)

    «Марий-влак Россий мучко илат» Денис Речкинын фотосӱрет ончерже пашам ышташ тӱҥалеш. / Фотовыставка Дениса Речкина «Марийцы на просторах России», фойе II этажа.

    Язык
    Русский

  2. Пошкырт марий

    26-28 ноября в Башкортостане состоится фестиваль национальных культур финно-угорских народов. Организаторы продолжают принимать заявки от участников.

    В настоящее время поступило более 40 заявок. Для участия в фестивале уже заявились коллективы из Свердловской области, Пермского края, Удмуртии и Марий Эл. Среди них — коми-пермяцкий национальный молодежный коллектив «Томпöлöс», народный фольклорный ансамбль «Пинал даур» («Молодой век») Завьяловского района Удмуртской Республики, женский вокальный ансамбль «Килейне» Дуванского района Республики Башкортостан.

    В рамках фестивальных мероприятий будут проведены пресс-конференция, круглый стол, запланированы выставки мастеров декоративно-прикладного творчества, художников и фотохудожников.

    Организаторами конкурса являются Министерство культуры Республики Башкортостан, Республиканский центр народного творчества и администрации городского округа г. Нефтекамска, Мишкинского, Бирского, Янаульского районов Республики Башкортостан. Партнером фестиваля выступает филиал ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации». Фестиваль проводится в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».

  3. Елена Ирдуганова

    Пока не появится лидер со своей командой, пользующийся авторитетом и известностью за пределами своего региона, ничего в обществе марийцев не изменится. Ныне существующие личности на данную должность не тянут ни по моральным, ни по лидерским качествам , ни по внешним данным. На мой взгляд, такая команда должна субсидироваться с республиканского бюджета, поддерживаться властью, и обладать большими полномочиями. Искусственно созданные ансамбли «марийской музыки», опирающиеся на школьников и учителей, «гастролирующие» от случая к случаю ; НКА из 5-6 человек, самопровозглашенные батьки Махно—существенную роль играть не смогут.

  4. Пуры вады.
    Извините, Елена Ирдуганова, вы подумали о том, что написали? Я понимаю, вы лично тянете и по моральным, и по лидерским качествам и конечно же по внешним данным. Тогда, флаг в руки!Лично думаю -пока есть ансамбли — есть и марийская нация. Вот бы обучить молодых прекрасных представителей нашего народа кроме Йошкар Олы и Москвы, в гарвардах, оксфордах , сорбоннах, токио, пекинах, стамбулах… Тогда появились бы марийские интеллектуалы иного склада и мышления. Нашему народу нужно модернизироваться, нужно видеть вызовы современности и конечно же, нужно больше писать, говорить на родном языке.

  5. Анонимлан

    О,»луддымо меран» (храбрый заяц),молан инфым аноним лум дене колтет?Возаш лудат шкендын луметым, должностетым «Мер Канаш»организацийыште.Мыйын тый декет йодыш уло-молан Тувыра Идалыкыште Марий Эл Радио пашаен-влаклан пашадар тулашат окса уке? Весе-марий книгам савыктыме йодыш кузе рашемдалтеш?

  6. мари эрге

    Национальные общественные организации могут в своих городах проводить масштабные мероприятия, которые покажут и силу организации и способность привлечь лидеров других народностей к совместной работе. Мне кажется общественная работа — это ежедневная конкретная работа, конкретные мероприятия, конкретный результат. От малого к большому. У нас много разговоров обо всем, принятие решений, красивых отчетов. Народ пойдет за активом — если видит реальный результат.
    Конкурс-фестиваль проводит Общественная организация марийцев, проживающих в г. Ижевске УР «Ижевск Мари» при поддержке Городской Думы и Администрации г. Ижевска, национальных общественных объединений УР и города, спонсоров.
    В фестивале национальных семей примут участие удмуртские семьи Северьяновы, Конюховы, Михайловы, азербайджанцы Юсифовы, мордовцы Моисеевы, армяне Хачатрян, белорусы Чикун, евреи Чучалины, русские Майковы, украинцы Строгановы, марийцы Князевы.
    Конкурс-фестиваль национальных семей призван содействовать приобщению семей с детьми к национальным традициям народов, пропаганде и укреплению семейных ценностей, традиций, развитию межнационального сотрудничества народов, проживающих на территории Ижевска.
    Участникам предстоит оформить семейные уголки, презентовать семейное национальное блюдо. В творческой части конкурса участники покажут визитную карточку семьи, номера художественной самодеятельности в национальном костюме. Выступят группы поддержки – коллективы художественной самодеятельности от национальных общественных объединений.
    Конкурсантов будет оценивать жюри из представителей Общественной палаты города Ижевска, представителей национальных объединений.
    По итогам конкурса победители будут награждены дипломами и ценными призами от организаторов фестиваля и спонсоров.
    Конкурс-фестиваль национальных семей города Ижевска «Семейная радуга» пройдет в Международный День матери 30 ноября с 14 часов в Русском доме.

    Приглашаем на праздник всех желающих.

    Председатель Общественной организации марийцев, проживающих в городе
    Ижевске «Ижевск Мари» Николай Ямаков тел 89508298222

  7. Аноним

    Елена права….наши вожди-это наша печаль и грустная ирония…

  8. Активист

    Черезмерная вера в сильную личность — это удел слабых. Это беда России в целом — все надеемся на доброго царя-батюшку и не строим в своей стране нормальное демократическое, правовое государство с гражданским обществом. Это беда марийского народа, жителей Марий Эл и нац. движения. Мы все надеемся, что вместо плохого Мракелова Путин нам спустит хорошего князья и все будет ОК. В нацдвижении появится сильный лидер и сделает общемарийское движение эффективным, значимым… Очень удобная позиция, главное самому ничего не надо делать!
    Сейчас не 16 в., чтобы надеется на сильного марийского вождя, прискачет лихой богатырь крикнет и марийский народ соберется вокруг него… Нет друзья на дворе 21 век! И современная общественная жизнь, национальное движение сильно активистами, реально действующими, ответственными простыми членами общественных объединений. Надо быть выше своих личных амбиций, обид, зависти, терпимее к критике, уметь прощать и ценить людей в общем и целом объективно. А у нас что? Постоянная грызня, постоянные конфликты. Активных марийцев др. марийцы очень часто просто ненавидят. Каждый в марийскую организацию тащит свои обиды, злость, месть…

    • Аноним

      Комментарий хорошее но не люблю слово » Активист » -это звучит как активисты прод отрядов в 30-е годы.

    • Илья Бирский

      Чыла тиде тыге. Мыйымат тугак вурсышо-влак лийыныт, кеч шкешт нигушто ниголан нимогай пайдам ыштен огытыл. Эсогыл теве тыште возгалымемлан сырыше-влак улыт. Тыгай койышын амалже шуко.Эн ондак, манына: шуко енын политический да общий культурыжо пеш у:лыш. Эше вес амал уло, кудыжо раздраженийым луктеш — тиде безысходность. Ен-влак тыршымыштын результатшым огыт уж, шонымашыш шуын керташ у:шанышт йомеш, и подсознательно тидлан сырат да шыдыштым воктене улшо деке кусарат. Марийым нелылык чыла велчын иша: ме руш государствыште илена, капиталистический эксплуататорский система простой пашаче еным утыр шыгыремда, и т.д.,и т.п. Чыла тидым умылышо-влаклан икте-весылан энертен, шке коклаште сай морально-нравственный климатым ышташ тыршыман. Мемнан цельна — волгыдо, ку:кшо:,тыгай чапле цель верч кучедалмаште ме эн лишыл йолташ улына, и чыла ситыдымаш утышко лекшаш.

  9. Пуры вады.

    Елена Ирдуганова, на счет моральных и лидерских качеств, возможно, и права. Но как понять «внешние данные»? Интересно узнать.

    • Елена Ирдуганова

      1.Начнем с поговорки «по одежке встречают». Ухоженность. Умение одеваться гармонично. (н-р, я видела по фото одного руководителя НКА в голубой куртке и серо-белых брюках и вязаной шапочке!!!!! нонсенс!—сразу коробит!)
      2. Внешность должна быть располагающей: это сразу вызывает кредит доверия. Кроме того, привлекательность взрослого человека- это уже не дар природы, а результат собственных усилий. Это не может не вызывать уважение. Когда руководителем мари становится человек больше похожий на заезжего татарина или любителя бахуса-ну какое может быть притяжение? Это общественный человек?!
      3. Отсутствие дефектов речи. Это тоже результат собственных усилий.
      Признайтесь, этого при уме и при воле можно достичь!

      • Аноним

        :Мда…женская психология о заезжем татарине…. можно о чем угодно думать, не красиво получается Елена, не красиво !!!

  10. Пуры вады.

    Стивен Р. Клви тенге шана:

    «7 навыков высокоэффективных людей». Москва, 2014, Альпина паблишер, 9-е издание. Перевод с английского

    Часть первая: Парадигмы и принципы

    Часть вторая:Личная победа.
    Будьте проактивны
    Принципы персонального видения
    Начинайте, представляя конечную цель
    Принципы персонального лидеоства
    Сначала сделайте то, что необходими сделать сначала
    Принципы персонального управления

    Часть третья:
    Общая победа
    Парадигмы взаимозависимости
    Думайте в духе «Выиграл-Выиграл»
    Принципы межличностного лидерства
    Сначала стремитесь понять, потом — понятым
    Принципы эмпатического общения
    Достигайте синергии
    Принципы творческого сотрудничества

    Итд.

    Лыдылдалаш уты агыл. Согоньлем.
    Прочитать не лишне, Советую.

  11. Илья Бирский

    Деградация происходит в мировом масштабе, мари — не исключение. «Халва» манме дене умшаште тамле ок лий. Кунам Бирскыште 1989 ийыште Марий ушемым ыштышна, ушнышо-влак «ме пытартыш марий» (тусо кундемыште) манын, коклаштына каласат ыле. Ик погынымашнан решенийже ыле — Бирск Марий ушем тусо марий калыкын самоуправлений, культура автономий да мер организаций функций-влакым иканаште шуктышаш. Нине еҥ-влак кугу опытан, мудрый лийыныт, мом кертыныт — тудым ыштеныт, но уже шижын шогеныт — ончыкылыклан ӱшан шагал, вет кудыжын икшыве, кудыжын уныка руш лийын кушкыныт. Тунамсе самырык-влакынат икшывышт ынде кугемыныт, но уже марий огытыл, и нунылан садикте, марий уло але уке. Да, улыт эше Бирскыште шукерте огыл ялла гыч толшо-влак, но нуно люмпен улыт, шукыштын шонымаш — аракам йӱаш да «верёвочкым» («кандрам») тӧрштылаш — и чыла, мо тугай «Марий ушем» але «культура автономий», колмыштат огеш шу. Мишкан район — Башкирийын эн вараш кодшо, эн пычкемыш районжо («национальный окраина», кушто марий-влак илат). И «интеллигенцийжат» тугайрак — шӱкшӧ: шукынжо (чылан огыл) лач шке верч веле колянат, мер паша, калыкын пӱрымаш нунылан ок кӱл, икшывыштымат лӱмынак, сознательно рушыш савыраш толашат. Бирскыште шуко ий пединститутышто марий факультет уло. Марий студент-влак инфантильный да пассивный улмышт дене ӧрыктареныт. Нуно марий движенийыш ушнен огытыл, тушеч тунем лекше кокла гыч нимогай марий лидер уке. Тыгай ситуаций Башкирийысе марийын эн чумыр илыме кундемыште. Конешне, концерт, моло мероприятий, тыге кутырымаш мыняре-гынат марий улмым умылымашым саклаш полшат, но илышыште тура савыртышым ыштен огыт керт. Мемнан, националист-влакын, волгыдо «националистический» савыртышым ышташ шонымашна ыле да, увы, «нигилист-влак» виянрак улыт, нунылан и руш кугыжаныш, и чыла руш-влак полшат. Садикте, руш манмыла, «надежда умирает последней».

  12. Пуры кечӹ
    Самынь: Стивен Р. Клви агыл, Стивен Р. Кови.
    Да, кого тау Елена. Разъяснили на счет «внешних данных». Может все же следует поправить — внешние данные, понятие емкое, а вы имеете ввиду внешний вид, а не внешние данные. А так, затронутая вами тема актуальна и весьма полезна. Думаю в будущем имджмейкеры марийских лидеров учтут это. Я тоже видел фото, где например во время моления в Священной роще, кажется на одном карте была армейская одежда хакки. И это как-то выглядело комично и не входит в каноны МТР.

  13. Аноним

    Прочитал все три статьи Юрий Ерофеева я так не понял что он хотел нам высказать и донести, крик души зависть или бессилие, во второй статье очень много не достоверной информации. Прежде чем публиковать на суд общественности какую либо статью надо знать досконально о данной информации.и тщательно проверить и перепроверить что бы не были недоразумений а недоразумения есть и есть претензий. Теперь на счет ФНКА я считаю в каждом регионе России где компактно проживают марий они сами должны решать надо ли им организация в каком либо в форме или нет это их право выбора, не Рес.Марий-Эл, ни Московские марий не в праве решать и вмешиваться.

  14. Кргори

    Елена четко, емко сказала про внешний вид ! ! ! ВАМ что непонятно ? Или вам просто охота показать себя , но не знайете кем вы выглядите ?

  15. Никитин С.П.

    На вопросы Юрия Ивановича:
    1. «Марий Ушем» не вписывается в концепцию «суверенной демократии», и его нельзя приватизировать нашим «первооткрывателям». Ведь история «Марий Ушем» насчитывает не 10 — 15 — 20 лет. Слишком много спойлеров налеплено, там сидят верные люди, их тоже нельзя бросать.
    2. Создавать ФНКА уже почти поздно. Однако, ее создание давно объявлено, разрекламировано и отступать то некуда — можно потерять лицо. Ни одно из ныне существующих марийских НКА не вызрело до настоящей автономности и самодостаточности. Единственный аргумент в духе, что попрошайке в генеральском мундире, может быть, подают больше.
    3. Создание ФНКА нужно в первую очередь тем, кто в регионах отдал много сил, времени и средств на создание и функционирование марийских организаций. Йошкаролинские же начальники преуспели в одном — перестройках и перебеганиях. Был «Марий Ушем» — убежали в Марийский национальный Конгресс. Затем в Мер Канаш. Теперь навострились в ФНКА. Реальной помощи нет от них. Это все равно, что семья начинает строить дом, и недостроив берется за другой. Затем бросает второй, и строит третий. А нормально жить нельзя ни в одном. Так и марийское движение. и весь народ.
    4. Руководить НКА федерального уровня может и должен человек знающий роль и место мари народа в российском государстве вчера сегодня и завтра. Теоретик, практик. мудрец, дипломат. идеолог.
    Среди руководителей организаций, автономий такого не знаю. Есть юридические нигилисты, умудренные приспособленцы, наивные энтузиасты, этнокультурные бизнесмены, просто марионетки, уставшие активисты.
    5. ФНКА попытается «мести по-новому». Строить марийских активистов в одну шеренгу, перехватывать скудные финансовые ресурсы, оттеснять других от властных структур. Поэтому ему придется бодаться и с «Мер Канаш» и с «Марий Ушем». и с Ассоциацией. Концентрации усилий не добьемся.
    Ведь у нас нет идеологической основы Марийского национального движения. А значит вместо ОРГАНИЗАЦИЙ будем иметь КЛУБЫ по интересам.

  16. Саша Камский

    Выходит мариэльцы зря суеятся. ФНКА могут создать (учредить) только делегаты РНКА из Башкирии, Удмуртии, Татарстана, которых достаточно будет 15 человек. Что касается «васютинцев», то их можно пригласить в качестве гостей, также кировчан, ленинградцев (областных), нижегородцев и ямальцев, где имеются местные автономисты – будущие потенциальные члены ФНКА.

    Сам учредительный съезд предлагаю провести в Бирске, где состоялся I Всероссийский Съезд мари. Это будет абсолютно правильно! Марийская государственность родилась в Йошкар-Оле, а общественная самоорганизация граждан мари в Бирске!!! Тем более, в Башкортостане создано самое большое количество автономий.

    Такой небольшой по составу форум наша Республика, безусловно, может провести, оплатив питание и размещение. Дорога — за счет делегатов и гостей.

    Свое веское слово насчет этого, наконец, должен сказать П,И. Бикмурзин. Он же может возглавить и оргкомитет по подготовке и проведению учредительного съезда, а также в целом Федеральную НКА – как независимую от чиновников народную организацию со штаб – квартирой в Уфе. Это будет честно, без местечкового шовинизма. Хотя данный вопрос находится в полной компетенции самих делегатов.

    • Илья Бирский

      Уважаемый А.Камский,не слабо ли самомому возглавить всё это дело, чем беспокоить пожилого человека? П.Бикмурзин был назначен как раз воспрепятствовать культурной автономии восточных мари, удерживать их в дозволенных сверху границах. Он прекрасно с этим справился, получил за это орден, и пусть теперь отдыхает в своей даче под Уфой в обнимку с любимой бутылкой. Марийское национальное движение должно освобождаться от балластов подобного типа, марийцы Бирского региона близки к реальному самоуправлению, чем просто культурная автономия. На П.Бикмурзине свет клином не сошёлся. Чем хуже глава администрации Мишкинского района? Он тоже настоящий мариец и весьма продвинутый человек. Мый умбакыжат Пу:ро: кундемым марий национальный регионыш (район, округ, да кеч-кузе маналтше) савырышаш верч шогем. Бирский ден Мишкан районлаште марий йылмылан официальный статусым пуыман, указатель-влак марий яллаште марлашке дублированный лийшаш улыт, школлаште марла туныктыман, Бирскыште марий культура центрым ыштыман. В самом Бирске у мари большие проблемы — вытесняется изучение марийского языка из школ, администрация против создания марийского культурного центра в Бирске. Ко: нине йодыш-влакым но:лталаш, решатлаш полшен кертеш (кеч Йошкар-Ола гыч, кеч Москва гыч — кеч-кушеч), полшыза. А аракма марий-влакым(национал-нигилист-влакым) эре критический контрольышто кучыман — чыла марий лу:м дене ынышт выступатле, шовинист кашак дене соглашательский политикым ынышт намие. Нас не может интересовать мероприятие ради галочки, нужны реальные результаты.

  17. Аликсендер

    Кремль подбросил как бы… красивую, успокоительную идейку ФНКА,
    а она, на самом деле, — охмурительная… Если можно успокоить охмурением, тогда, не спорю, цель успокоения достигается.
    И вот все на этой идейке строят как бы грандиозные планы, а идейка заведомо никак не отвечает громадью планов… Посему всё сводится ко многоговорению…
    Охмурительная она, в частности, и по той причине, что напоминает совдеповский лозунг-«обоснование»:
    «Искусство, советское по содержанию, национальное по проформе».
    То есть содержательность национального вообще не предусматривается. «Картинка» не артикулируется, а значит, не поддаётся осмыслению.

  18. Аноним

    Наконец все стало на свои места, и по части количества РНКА И МНКА мари, и по части федерального закона. А так была всеобщая болтовня. Теперь мы достаточно вооружены, чтобы нас не считали слепыми котятами. А конкретно о руководителе ФНКА, то надо сильно думать и искать среди делегатов, ибо случайных проходимцев и тех, кто уже сильно надоел, нам не нужно. Лучше, чтобы была новая достойная незапятнанная фигура.

  19. Арбор

    Рашемден кертыда уке: молан ФНКА-м шочыктынеда? Мый умылем, пӧртым ышташ тӱҥгалме деч ончыч кажне еш пала: молан тудо чонгалтеш, мыняр енглан, кушто да кузе пӧлем-влак лийшаш улыт. Тыгак кочкышым але вургемым ыштыме годым, машинам налме годым — чылажымат шонен, вискален налыт, вара гына шонымым шукташ пижыт. А таче ме палена уке, молан кӱлеш ФНКА? Шукыштын возымышт гычын умылышым — огына пале… Санденак ӱчашымаш кая: кӧ вуйлатыше лийшаш, могай тудын чиемже, капше, йӱкшӧ да тулеч моло тӱжвал тӱсшӧ лийшаш. Але кушто погынымашым эртараш, Кӧ тиде погынымаш верч вуйын шогышаш да тулеч моло… Тидын нерген моли мутланыман? Уке шонем. Мыланна рашемдаш кӱлеш: мо таче кечылан Российысе марий-влаклан юж да вӱд семынак эн кӱлешан, мо деч посна марий енг илен ок керт, кузе эн кӱлешаным арален шогаш але пӧртылташ (уэмдаш, писемдаш, тапташ…) лиеш. Могай йӧнанрак корно уло тидым шукташлан, могай калыкым тиде пашашке чумыраш да кажныжлан ӱшанен пуаш. Кунам чыла нине йодыш-влаклан раш вашмутым муына, тунам лиеш ойырен налаш организацийын (объединенийын) формыжым. Таче содержаний раш огыл, а формым уже ойырен налме… Тиде йӧршын уждымо, палыдыме, пазарыште налмыде имньылан омытам ямдылыме дене иктак. Эн ондак шоналтыза: ала мыланна имнье огыл, а трактор, может машина, але кок тыртышан велосипед веле кӱлеш. Туным ондак ямдылыме омытада утыш лектын кертеш.

  20. Аноним

    Честно сказать разбитая тема, статья для простых обывателей для «марийской деревни» !!! Во второй части великой повести «в плену…..» 60% информации не достоверна, прежде чем выкладывать такие статьи надо досконально проверять и перепроверять данную информацию. Само название в «Плену …» наводит на не хорошую мысль, ни как не можем освободиться от предрассудков.

    • Филфак

      Не учи, дружок, как писать, тем более что сам-то не достиг даже уровня «деревни».Одна только фраза о разбитой теме чего стоит!!! Вот когда поймешь разницу между «избитой» и «разбитой» темой, тогда и лезь в интернет, чтобы не получить ненароком разбитую физиономию.

      • Ондрий

        Тролля аж вывернуло..😉

        • Изи Колюк

          Ведите себя прилично, так и в обществе происходит грубость на грубость, каждый имеет право высказывать свое мнение.Статья интересная для раздумья, но кто с этой проблемой сталкивался тот прекрасно знает.

      • Светлана

        Вы однако очень грубы в комментариях….

  21. Никитин С.П.

    Хорошая, содержательная статья Ю. И. Ерофеева. Он, как юрист и как человек участвующий в законодательном процессе хочет. чтобы у марийцев все было по закону, на высшем уровне. Ну а мы привыкли жить убого, с лозунгом — «Айда йора мыланаже.»
    Ну а по сути создания ФНКА, коротко скажу так: — если я не создаю Автономию, то не обязан выступать против его создателей. Что у них получится — покажет время.

    • Аноним

      Не надо за всех отвечать, если вы привыкли жить убого, живите. Не надо давать не верную, не правильную информацию, не важно юрист или доктор наук.

  22. Илья Бирский

    Идея правильная, закон плохой, потому что ставит национально-культурные автономии в один ряд с общественными организациями. Заплатив единожды налог со своих доходов, почему национальные группы, которым нужна национально-культурная автономия, должны повторно оплачивать расходы на национальное образование и национальную культуру? В цивилизованных странах, наоборот, государство проявляет гуманизм и выделяет деньги на потребности национальных групп. В больших городах, где люди получают хорошую зарплату, возможно, национальные группы смогут содержать свои национально-культурные автономии. А в деревнях хоть в Кировской обл., хоть в Башкирии сельчане еле сводят концы с концами. В таких сельских регионах выделить денежки из своего скромного бюджета люди не захотят. Из-за этого и «Мари ушемы» в этих местах на грани распада — ну нет героев взваливать на себя общественную ношу. Тот же П. Бикмурзин не на свои же деньги ездил и имитировал общественную деятельность. А «Мари ушем» Бирска полностью держался на энтузиазме своих участников. Конечно, как только вышел этот закон о национально-культурных автономиях, я предпринял попытку применить его в условиях Бирска — я попытался добиться финансирования из местного бюджета путём создания марийского национально-культурного центра в Бирске, руководитель которого чтобы выбирался марийской общественностью и чтобы заодно возглавлял местную национально-культурную автономию мари. Местная администрация отмела наше предложение с порога.

    • Изи Колюк

      Правильно вы сказали, все держится на энтузиастах, думайте в больших городах можно получить финансовую помощь и поддержку от членов организации или от местного бюджета это очень сложная проблема. В Европейских странах закладывается Государством в поддержку национально культурных организаций. У нас любой созданный закон будет работать, но работать только для чиновников.

  23. Аликсендер

    В отношении «Что у них получится — покажет время» (Никитин С.П.).
    Дык время уж показало, что получится:
    «Я попытался… Местная администрация отмела наше предложение с порога».
    Предложение-то, енто, — для охмурения, а не для употребления.
    Так только… полюбоваться, на бамаге, да и ладно…

  24. mari-advocat

    Почти сто лет назад, когда был создан «Мари Ушем», появилась идея марийской государственности в рамках существующей страны. Идея реализовалась в Марийскую Автономную область, а затем превратилась в Марийскую АССР. Сейчас пока имеем Республику Марий Эл (субъект федерации, юридически это своё государство). Вопрос: Где это марийское государство? Ответ: Если дальше так пойдёт, то его не будет даже юридически. А после…. а после занимайтесь культурными автономиями.
    Стоит заметить, что в Республике Марий Эл есть свой бюджет, своё правительство, свои депутаты. Встаёт вопрос: А деньги на развитие марийской нации как используются? Правительство и спонсоры ставят памятники лучшим «марийцам» на главных площадях и скверах Йошкар-Олы». Всех школьников якобы учат марийскому языку, а в результате повышается только уровень знания английского. Спасайте своё государство граждане мари, пока не поздно вступайте в Мари Ушем.

    • Мари

      Согласны на все сто%. Новоявленное ФНКА во главе с Яковлевой—создано в противовес «Марий Ушем», ибо инакомыслие асболютно не нужно, даже опасно! Через ФНКА можно контролировать и диктовать свои условия. Это как Смерш в какой-то степени.

  25. павыл

    То, что местная автономия «Ош кече» исключена из госреестра, это видно. Каждый может посмотреть интернет-портал российского Минюста. То, что «Ош кече» якобы продолжает функционировать для Санкт-Петербурга этого крайне мало, так как территория его действия ограничена пределами муниципалитета «Большая Охта».

    Тоссавайнен-Факаева утверждает, что до 24 октября текущего года была председателем «Ший корно» Ленобласти.

    Раз так, то на каких правах она спустя месяц ездила в Йошкар-Олу на конференцию ФНКА, не являясь официальным руководителем? И кто, по её мнению, нынче лидер Ленинградской РНКА.

    Второй вопрос. До этого «Эрвел кече» писала, что 24 октября с.г. она передала бразды правления в «Ош кече» Абдулину. Выходит, что она одновременно руководила двумя самостоятельными, независимыми друг от друга автономиями, причём, сразу двух регионов? Или это опять чья-то пошлость и клевета?

    Мания величия так и прёт, «Эрвел кече», создавшая «Ош кече»(!). Пора скинуть маску самовосхваления, мадам Тоссавайнен! А как по – фински звучит слово «мадам»?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s