Ю.Ерофеев размышляет о национально-культурных автономиях мари

В плену раздумий о судьбе ФНКА мари

Часть I. Против статистики не попрешь

Юрий Ерофеевогласно самых свежих данных по состоянию на 11 ноября 2014г. на территории Российской Федерации функционирует 22 зарегистрированных национально-культурных автономий граждан мари, в том числе 4 региональные (полагается одна на каждый субъект РФ) и 18 местных НКА. Однако 3 организации впоследствии были исключены из госреестра, в том числе «Ош кече» муниципального округа «Большая Охта» г. Санкт-Петербурга во главе с Раисой Саметовой (Факаевой), что не помешало ей «потусоваться» на  IX съезде марийского народа (апрель, 2012 г.) и даже избраться в состав ревкомиссии МОД «Марий Мер каҥаш» и стать участницей VI Всемирного финно-угорского Конгресса.

Более конкретно государственная статистика по НКА выглядит так:

Наименование субъекта РФ Всего НКА РНКА МНКА Исклю-чено Примечания
1 Башкортостан 6 1 5 1 Различными этносами за годы действия ФЗ на территории страны было зарегистрировано 1540 НКА, исключено 440 организаций, в т.ч. ФНКА – 5, РНКА – 55, МНКА -380 (цифры публикуются впервые).
2 Татарстан 2 1 1 1
3 Удмуртия 4 1 3
4 Нижегородская обл. 4 4
5 Кировская обл. 2 2
6 Ленинградская обл. 3 1 2  —
7 Ямало-Ненецкий автоном. округ 1 1
Итого: 22 4 18 2

Кстати, подавляющее большинство местных и региональных структур мари оказались зарегистрированными в 2011-2014 годах, что свидетельствует об управляемом процессе по выстраиванию магистрального пути дальнейшего развития марийского национального движения в образе национально-культурной автономии под руководством известных нам «дирижеров-модераторов» Михаила Васютина (Министерство культуры РМЭ), Анатолия Иванова (МОД «Мер каҥаш»), Анатолия Радыгина (РНКА марийцев Удмуртии), Ларисы Яковлевой (фракция «Единой России» в Госдуме) и других.

Как видим, мода на национально-культурную автономию как якобы средства разрешения многих проблем, лежавших в плоскости культуры и образования и т.д., наконец, затронула и определенную часть марийских общественников и правительственных чиновников Марий Эл. Причин тому немало:

— Это и обозначенный приоритет, заложенный в «Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на 2012-2015 годы» (утверждена Указом Президента РФ от 21 декабря 2012г.), где разработчики вообще изъяли упоминание про Республики в угоду институализации национально-культурных автономий, о чем я детально писал уже в интернете и в своем обращении к рабочей группе, готовившей проект данного документа, в которой оказалось немало тех, кто «подкинул» нам в середине 90-х годов ушедшего столетия, казалось бы, давно забытую идею.

К великому счастью, рождение Республики Крым в составе России, а также Луганской и Донецкой Республик с неясной пока судьбой своего административно — территориального детища должно охладить разрушительный пыл в мозгах тех, кто постоянно забегает вперед в национально-государственном и общественном строительстве;

— Марийские товарищи во главе с Васютиным, пусть и с большим опозданием (все-таки после принятия ФЗ «О национально-культурной автономии» прошло уже 18 лет), стремясь не отставать от «стратегических» замыслов федерального центра и в надежде на то, что их работа будет замечена Москвой, решились стать полноценными участниками общего процесса и доказать, что они ничем не хуже, скажем, соседей – татар, чувашей или каких-либо курдов, ассирийцев, имеющих также свои ФНКА на территории РФ;

— Думаю, к этому в немалой степени подвигло наших общественников и чиновников и окончательное признание своей неудачи в строительстве Межрегионального движения «Марий мер каҥаш», в частности, его структурного построения на прочном фундаменте. С карандашом в руках я скрупулезно прочитал весь состав Всемарийского Совета, не обнаружив присутствия в нем лиц, обозначенных как руководителей региональных и местных отделений, строго положенных по Уставу общественного движения, что подтверждает изначальную запущенность оргработы.

Практически нет и материалов, за исключением заметки о состоявшемся отчетно-выборном собрании «меркаҥашских» активистов Звениговского района во главе с Н. Зориной, в прошлом первым секретарем райкома комсомола. В то же время в руководящем звене «Мер каҥаш» можно увидеть фамилии активистов РНКА и МНКА, «Марийского национального конгресса», «У вий», «Марий Ушем», «ВийАр», а также марийских религиозных объединений и земляческих организаций. То есть, там представлен весь конгломерат и спектр действующих структур, которых иначе как «ассоциацией» и не назовешь.

Но, претендуя на всеохватность марийского национального движения, вожди (вожаки) «Мер каҥаш», тем не менее, строго селекционировали состав Всемарийского Совета, брали только тех, в ком были уверены, естественно, обеспечивая места, прежде всего, представителям самой РМЭ (23 человека из всех районов и Йошкар-Олы), и оставив другим регионам всего 14 вакансий, распределенных между 7 субъектами РФ (Нижегородская, Кировская, Свердловская области, Пермский край, Удмуртия, Татарстан, Башкортостан). Чего здесь больше: организационного головотяпства или адресной дискриминации на фоне якобы умственного и идейного превосходства местных аборигенов? Думаю, и того и другого. Плюс чувства кондовой непогрешимости и показного самодовольства. Все это вместе взятое, может представлять серьезную угрозу для марийской ФНКА, если создание её полностью будет отдано в руки обанкротившихся на примере «Мер каҥаш» специалистов.

В порядке законодательного ликбеза

Чтобы представить общие контуры будущей ФНКА марийцев России, а также проследить организационную логистику учредительной стадии, предлагаю понять имеющуюся нормативно-правовую базу, заложенную в Федеральном законе в части её касающейся.

Так, статья 5. Организационные основы национально-культурной автономии гласит: «Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности». Эта часть изложена в редакции ФЗ от 10 ноября 2003г., и больше она не претерпевала изменений. Первоначально, в порядке исключения, закон даже допускал регистрацию ФНКА на базе всего лишь одной РНКА, чем воспользовались некоторые этнические общности, например, карачаевцы, пройдя весь регистрационный цикл за 1,5 года (!?)

Далее, в этой же статье ФЗ сказано: «Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующую республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов РФ могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных НКА и субъектов Российской Федерации».

То есть  любая региональная НКА марийцев, а их пока у нас четыре (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и Ленинградская область), даже в отсутствии ФНКА имеет право заключать соглашения и договоры с титульной Республикой Марий Эл, рассчитывая при этом на определенную помощь с её стороны в реализации совместно разработанных целевых проектов и программ. Всё это в полной мере, естественно, закрепляет подобные возможности и будущей ФНКА, независимо от того, где будет находиться её штаб-квартира, поскольку в самой РМЭ законом вообще не предусмотрено создание марийских национально-культурных автономий.

При этом особо хочу подчеркнуть, что ФЗ «О национально-культурной автономии» изначально закладывался (замышлялся) в интересах этнических общностей, находящихся в состоянии численного меньшинства на территории имеющихся в Российской Федерации субъектов – регионов, количество которых с принятием Крыма и Севастополя вновь достигло цифры 85. Любопытно, что в Крыму, например, за это короткое время появилось 24 национально-культурные автономии, созданные немцами, евреями, татарами, азербайджанцами, болгарами, греками, молдаванами, караимами.

Федеральный Закон обязан стать, прежде всего, подспорьем для этнокультурного развития граждан тех национальностей, которые проживают вне титульных национальных республик, автономных областей и автономных округов (всего 26), где уже и так должны быть созданы определенные условия для функционирования родных языков, роста национального самосознания, сохранения традиций и т.д.

Поэтому пытаться выделять в законе особую функцию ФНКА по формированию наций (народов), на что рассчитывает немалое количество людей, это не совсем будет правильно. Закон преследует основную цель – не дать затеряться, раствориться гражданам какой-либо национальности, живущим либо в дисперсном состоянии, либо в положении численного меньшинства вне своих национально-государственных и национально-территориальных образований, если они имеются как таковые (а вообще, ныне эти термины, как мы знаем, изъяты из текста Конституции РФ), или, проще говоря, в областях, краях, где основной состав населения — русские.

Применительно, например, к марийцам, рассеянным в границах Российской Федерации, возможности закона дают право им на основе общественной самоорганизации создавать этнокультурные ячейки, добиваться заботливого отношения к себе со стороны властей (государственных, муниципальных) в национально-духовном обустройстве, в получении образования на родном языке в рамках факультативных занятий, организации воскресных школ и т.д. Конечно, если возникнет такая потребность и настойчивое желание у людей.

В данном случае созданная та или иная национально-культурная автономия должна брать на себя ответственность за решение организационных вопросов – поиска образовательного учреждения, преподавателей, обеспечения учебной литературой, комплектования учебных групп из взрослых граждан или детей.

Безусловно, всё это можно решать и вне рамок НКА, в том числе на базе существующих общественных организаций «Марий ушема», «Центров марийской культуры», земляческих структур, созданных на основе другого ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, появление ФЗ было обусловлено и тем, чтобы дать властям регионов с преобладающим русским населением определенный правовой ориентир в реализации национальной политики в таком многоэтничном государстве, как Российская Федерация.

Что касается пункта о роли республик, автономных областей, автономных округов, имеющих на просторах России свои родственные НКА, то это сводится не к тому, чтобы командовать, управлять ими, а только лишь взаимодействовать, координировать усилия по достижению целей, заложенных в ФЗ в интересах этнических граждан, живущих за пределами исторической родины.

Так что закон определяет республиканским субъектам Федерации смысл взаимодействия со своими российским соплеменниками в плане заботливого отношения и помощи им в различной форме, не снимая ответственности с самого государства.

Поэтому всякие утверждения о том, что будущая ФНКА марийцев Российской Федерации должна быть по части управляемости подчинена Марий Эл, никак не корреспондируется с содержанием Федерального Закона. Тот, кто не понимает этого, особенно из числа чиновников и общественных функционеров, будет постоянно мешать его реализации. Регионалы убедительно и давно доказали, что их организации могут быть примером для самой Марий Эл!

Да, Минюст РФ на практике допускает предоставление юридического адреса (и только!) на территории родственных (титульных) Республик (пример ФНКА татар в Казани). Но это в дальнейшем под флагом координации совместных действий может привести к полному подчинению ФНКА местной власти, превратив её в придаток региональных исполнительных органов.

Вот почему вопросы создания, регистрации ФНКА марийцев России находятся под неусыпным контролем со стороны Михаила Васютина, Ларисы Яковлевой, Анатолия Иванова и Валерия Мочаева. Им оказалось мало РОО «Марийский национальный конгресс» и МОД «Мер каҥаш», которое теперь уже вряд ли когда-нибудь будет зарегистрировано, но станет и дальше использоваться в интересах тех, кто находится у власти в РМЭ.

И, чтобы не выглядеть перед всем миром в качестве замшелых ортодоксов, на авансцену для прикрытия марийского национального движения выдвигается новый общественный игрок в лице ФНКА, которую так или иначе придется брать на иждивение РМЭ. Хотя, по словам министра Михаила Васютина, Республика надеется, что с помощью ФЗ «О национально-культурной автономии» удастся перераспределить эту возникшую нагрузку на субъекты РФ с марийским населением. В этом, возможно, и кроется основной стратегический замысел «архитекторов» марийской национальной политики.

И здесь я вынужден заметить также следующее: почему деньги, предусмотренные республиканским бюджетом на национальную политику, не доходят в различной форме, скажем, до граждан мари, объединенных в рамках «Марий Ушем»? Но в то же время постоянно расходуются на содержание «Мер каҥаша», имея в виду и его мероприятия с участием представителей других регионов? Не является ли это фактом дискриминации по признаку общественно-политической ориентации и свидетельством того, как республиканская власть однобоко, дифференцированно напрямую или косвенно поощряет одних марийцев, кто обслуживает её, в ущерб интересам другой части марийцев, объявленных местными оппозиционерами, которые к тому же платят налоги? Не является ли это основанием для искового заявления в Верховный Суд РМЭ (для начала)? Мне кажется, Владимиру Козлову и Евгению Чашкину нужно находить время для отстаивания их прав законными путями!

Кстати, пока не забыл, ФЗ «О национально-культурной автономии» не предполагает присутствие в их рядах иностранных граждан, что крайне важно знать. Если ФЗ «Об общественных объединениях» допускает это, вплоть до союза с зарубежными родственными организациями, то в рядах российских НКА могут быть только российские граждане (!), что, соответственно, сужает представительство в них, скажем, марийцев, получивших паспорт другого государства.

Таким образом, посредством выстраивания ФНКА нельзя будет произвольно причислять под своё влияние тех этнических соплеменников, которые находятся под юрисдикцией иных стран, в то время как через возможности, например, «Марий мер каҥаш» или «Марий ушем» их охват может распространяться и за пределы Российской Федерации. В этом и заключается особенность закона.

При рассмотрении данной темы невозможно обойти вниманием и статью 6 ФЗ, касающуюся порядка образования, государственной регистрации и (или) ликвидации национально-культурных автономий, где говорится: «делегаты региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию».

Далее, сообщается, что для государственной регистрации ФНКА (также как и РНКА) в числе документов должен быть представлен документ, подтверждающий, что не менее чем за три месяца до проведения учредительного съезда было сделано официальное сообщение в СМИ о предстоящем учреждении ФНКА, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

(продолжение следует)

Юрий Ерофеев

22 комментария

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

22 responses to “Ю.Ерофеев размышляет о национально-культурных автономиях мари

  1. Tsikma

    Пуры вады.

    Интересно, а есть марийские организации в Самаре и области, Саратове и области, Волгограде и области? Ведь там проживает очень даже много мари — переселенцев в 1960-70-е годах прошлого века.

  2. Ик марий

    Имеющий уши да услышит — вопят со всех сторон, со всех трибун и площадок русские деятели всех мастей одно и то же: Россия — страна единая, народ России — единый народ, и что другое они не допустят, т.е. они не признают права народов на равенство, на самоопределение и вообще на существование на территории России, кроме русских. Слава Богу, что на этих собраниях среди попов и мулл и прочих лизунов русских задниц нет марийского жреца — мари никогда не признавали и не признают «добровольность» вхождения марийских земель в состав России. Также мы не должны допустить «добровольной» русификации потомков нашего героического народа.

  3. Елена Ирдуганова

    Умная и содержательная статья.Побольше бы таких просветительских статей.Респкт!!!

  4. Эрвел кече

    Поро кече, пагалыме марий калык.
    Комментарии к статье, в части «Однако 3 организации впоследствии были исключены из госреестра, в том числе 05.04.2012 г. «Ош кече» муниципального округа «Большая Охта» г. Санкт-Петербурга во главе с Раисой Саметовой (Факаевой), что не помешало ей спустя две недели «потусоваться» на IX съезде марийского народа.»
    «Определенный круг людей» — никак не могут смириться с тем, что происходило с 2010 года на территории г. Санкт — Петербурга и Ленинградской области. Они выдают желаемое за действительность. ОТЧЕТ.
    С 2010 года активными марийцами, проживающими в г. Санкт –Петербурге и Ленинградской области, организованы:
    — местная Марийская национально – культурная автономия г. Санкт – Петербурга «Ош кече»- председатель Автономии, зарегистрирована в Управлении Минюста Российской Федерации г. Санкт — Петербурга и Ленинградской области – 5 апреля 2011 года;
    — местная Марийская национально – культурная автономия «Всеволожского муниципального района» Ленинградской области «МариЛен»- заместитель председателя Автономии, регистрация — 5 марта 2012 года;
    — местная Марийская национально – культурная автономия «Выборгского муниципального района» Ленинградской области «Яндар памаш», регистрация — 16 января 2013 года;
    — региональная Марийская национально – культурная автономия Ленинградской области «Ший корно», регистрация – 3 июня 2013 года.
    После образования марийских национально-культурных объединений культурная жизнь в диаспоре оживилась. Активизировались культурные связи с Республикой Марий Эл, Республикой Башкортостан и Карельской региональной общественной организацией «Марийцы Карелии», наладились связи с общественными организациями Эстонии, Финляндии и Венгрии.

    Итоги работы общественности по годам:
    2010 год.
    ИТОГ: 19 мероприятий и встреч:
    — На мероприятиях принимали участие: П. Итальева, Т. Денисова, А. Зарецких, Л.Купсольцева, «Юлавий» ансамбль;
    -Несколько совместных мероприятий проведено с марийцами Карелии – они к нам приезжали и мы ездили в г. Петрозаводск;
    -Также посещали Коми Представительство и подружились с фольклорным коллективом «Неватас»;
    — На финно-угорской конференции Ленинградской области ознакомили с культурой и традициями марийского народа.
    2011 год
    ИТОГ: 27 мероприятий и встреч:
    — На мероприятиях принимали участие артисты: З. Берникова, Н. Пашкина, Л. Сидоркина, Р. Исхакова;
    — Проведен творческий вечер марийской актрисы В. Смирновой;
    — В г. Санкт – Петербурге впервые проведена выставка марийских художников, были представлены работы: Лаврентьева, Алдушкина, Ямбердова, Шамаевой, Шамыкаева, да С-П олаште Дубникова;
    — 05.04. – юридически зарегистрировали Санкт-Петребургскую Марийскую НКА «Ош кече»;
    -Соколову В. – отметили 75- летие первого руководителя марийской диаспоры города;
    -В Представительстве Коми – отметили 90-летие Республики.
    2012 год
    ИТОГИ: 21 мероприятий и встреч
    — На мероприятиях принимали участие артисты : из г. Петрозаводска — ансамбль «Акрет марий», фольклорный ансамбль из г. Перьми, фольклорно-этнографический народный ансамбль «Ныжыл сем» с. Курки Свердловск область, С.Сушкина, Е.Митрофанова, грамонист А.Яйцов, А. Крылова (Москва);
    — 5 март 2012 г. зарегистрирована Ленинградская областная автономия ОО НКА «МариЛен» Всеволожского района;
    — Отмечено 15 – летие марийской общественности г. Санкт — Петербурга, В. Соколов написал историю организации и выпустил брошюрку, проведена конференция «Роль Общественных организаций в развитии марийской культуры»;
    — В г.Петрозаводске проведен День Марийской культуры, организованы выставки художников в городах : Петрозаводск, Нефтекамск и в Перми.
    2013 год
    ИТОГИ: 34 мероприятий и встреч, из них наиболее значимые:

    1.Взаимосвязь властных структур, общественных организаций и творческих коллективов.
    Активизировались культурные связи с Республиками Марий Эл, Башкортостана, Свердловской и Пермьской областями, Карельской региональной общественной организацией «Марийцы Карелии», наладились связи с общественными организациями Эстонии, Финляндии, Испании и Венгрии. Продолжаем сотрудничество с Министерством культуры, печати и по делам национальностей; со средствами массовой информации и учреждениями культуры Республики Марий Эл и других субъектов Российской Федерации; укрепляем сотрудничество с национально-культурными объединениями других диаспор Ленинградской области (вепсы, водь, финны, коми, карелы, мордва, чуваши). Постоянно приглашают нас на различные мероприятия и они к нам с радостью присоединяются на наши мероприятия. Например, 13.10.13 года по приглашению «Водьской пятины» были в г. Павловске, познакомились с вожанами, проживающими в Ленинградской области, вместе сплясали веревочку.

    2. Наши основные мероприятия:

    Ежегодное участие на фестивале «Славянская ярмарка», после 20 мая, «Пеледыш пайрем» (вторая суббота июня). Проведение весенних и осенних молений с участием приглашенных картов из Республики. По мере возможности участвовали на фестивале «Ший кандра». Этот фестиваль в Питере ежегодно решили проводить — на будущий год ждем гостей из г. Тюмени.
    С нашим участием «веревочку» сплясали в Москве (08.05.), в Питере (25.05.), в Испании, в городах Барселона и Ллорет де Мар в июле.
    В сентябре с участием ансамбля «Кушна мланде» из Моркинского района провели фестиваль «Марийской свадьбы», было очень приятно видеть радостные лица земляков.
    Впервые делегатами от Питера и Ленинградской области марийцы участвовали на 5 съезде финно-угорских народов в г. Саранске. Это для нас большое достижение. Также включены в Совет по национальным вопросам при Губернаторе Ленинградской области (марийская регниональная НКА Ленинградской области «Ший корно»).
    31.12.2013г.- Марийцы Северной столицы выступили с концертом в Пункахарью (Финляндия), в рамках которого познакомили финнов с культурой своего народа.
    Представители автономии посетили крепость Суоменлинна, Музей леса, а также выступили в народном училище Финляндии, школе и детсаду.
    «Мы исполнили народный танец массовый традиционный танец «Серебряная веревочка», который связывает три мира — мир живых, мир богов и нижний мир. Этот танец «плетется» в длину. Он получил признание в 2013 году и вошел в Книгу рекордов Гиннесса… Мы исполнили его в школе вместе с детьми. Кроме того, наш коллектив сплясал танец горных мари, луговых мари. Мы спели фольклорные народные песни о дружбе, о любви и о природе», — сообщила Раиса Факаева.
    Надежда Гайдова продемонстрировала финнам методику вышивки крестиком марийских орнаментов. Жителям страны тысячи озер также показали, как прясть и гадать на прялке. «Там не было снега, мы предсказали, что на следующий день снег появится. И предсказание сбылось», — отметила Раиса Факаева.
    Отметим, что активисты отметили в Финляндии Новый год и вернулись в Петербург в начале января.
    Отчет Марийской национально – культурной автономии г. Санкт — Петербурга «Ош кече», Ленинградской области «Ший корно» за 2014 год.
    31.12.2013г.- Марийцы Северной столицы и г. Москвы выступили с концертом в Пункахарью (Финляндия), в рамках которого познакомили финнов с культурой своего народа.
    Представители автономии посетили крепость Суоменлинна, Музей леса, а также выступили в народном училище Финляндии, школе и детсаду.
    «Мы исполнили народный танец массовый традиционный танец «Серебряная веревочка», который связывает три мира — мир живых, мир богов и нижний мир. Этот танец «плетется» в длину. Он получил признание в 2013 году и вошел в Книгу рекордов Гиннесса… Мы исполнили его в школе вместе с детьми. Кроме того, наш коллектив сплясал танец горных мари, луговых мари. Мы спели фольклорные народные песни о дружбе, о любви и о природе», — сообщила Раиса Факаева.
    Надежда Гайдова продемонстрировала финнам методику вышивки крестиком марийских орнаментов. Жителям страны тысячи озер также показали, как прясть и гадать на прялке. «Там не было снега, мы предсказали, что на следующий день снег появится. И предсказание сбылось», — отметила Раиса Факаева.
    Отметим, что активисты отметили в Финляндии Новый год и вернулись в Петербург в начале января.

    25.01.2014г. – Поездка в Бокситогорский район Ленобласти в музей вепской культуры, созданный фольклорным коллективом «Ожидание». Встреча с местным населением и культурный обмен народными песнями.
    В марте принимали участие на заседании Президиума Ассоциации финно – угорских народов России с участием Правительства Ленинградской области, организовали встречу руководителей Республики Марий Эл с членами марийской автономии «Ош кече».
    В 08.06.2014г. и 19.10.14г. — провели религиозное традиционное моление «Агавайрем» и осеннее моление, под руководством Иванова Александра Валентиновича и Абдуллина Вениамина Александровича. Обряд моления состоялся в с. Воейково Всеволожского района Ленинградской области.
    27.04 – 06.05.14г. — Самое большое достижение марийской общественности г. Санкт – Петербурга организация туристической поездки марийской группы по Европе (от Хельсинки до Парижа) – марийцы завоевали Гран-при фестиваля и диплом первой степени за традиционную вышивку в номинации «Прикладное искусство», диплом «За профессиональное мастерство и укрепление международных культурных связей».
    В пригороде французской столицы, в городе Рюэй-Мальмезон, состоялся фестиваль-конкурс «Звезды Парижа». Его главным открытием стало творчество народа мари.
    Участвовали в фестивале марийцы из Москвы и Санкт-Петербурга, Перми, Башкирии, Свердловской области — и даже из Финляндии. Сборный ансамбль исполнил старинные марийские песни, а в завершение выступления — народный танец «Веревочка». Зажигательные ритмы не оставили равнодушными других участников и зрителей, которые вскоре тоже пустились в пляс.
    Марийский фольклор завоевал Гран-при фестиваля и диплом первой степени за традиционную вышивку в номинации «Прикладное искусство».
    В 12 часов 13 июня 2013 года в с. Воейково Всеволожского района Ленинградской области открылся Марийский «Пеледыш» пайрем.
    Гвоздь программы – гости из г. Тюмени – ансамбль марийской песни и танца «Лунгалтыш» (Качели).
    Гости праздника — представители мордовской диаспоры «Вастома», Коми землячества «Неватас», финского общества «Инкери -Лиитто», чувашской фольклорной группы «Парнэ».
    На следующий день марийское общество с гостями из г. Тюмени участвовали на «Ежегодном народном гулянии «Санкт-Петербургский Сабантуй 2014» в районе деревни Энколово Всеволожского района Ленинградской области с программой «Марийский дворик». На празднике присутствовали гости из Татарстана и Башкирии, Татарская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга, Администрация Ленинградской области.
    Марийским предпринимателем из г. Елабуги был представлен марийский домик. В рамках праздника прошел фестиваль «Серебрянная веревочка» с участием ансамбля из г. Тюмени «Лунгалтыш» (Качели). Выступление участников с марийскими песнями и плясками привлек внимание не только гостей народного гуляния, но и Ленинградского областного телевидения. Был дан интервью — информация о марийцах, проживающих на территории г. Санкт – Петербурга и Ленинградской области, особенностях нашей культуры и традициях. После выступления на празднике гости из Тюмени посетили Петергофский парк.
    15 июня по приглашению Санкт — Петербургской чувашской автономии и фольклорного коллектива «Парнэ» марийцы участвовали на чувашском празднике «Агатуй», который прошел в с. Сусанино Гатчинского района Ленинградской области. Солистка из Республики Башкортостан – Андреева Елизавета спела марийские свадебные частушки в сопровождении тальянки Абдуллина В. – представителя марийской НКА г. Санкт – Петербурга «Ош кече». Этот праздник похож на марийский «Пеледыш» и татарский «Сабантуй». Была и культурная программа и спортивные мероприятия. С участниками праздника традиционно, где только мы не бываем, исполнили танец «Веревочку».
    09.08.14г.- всемирный день коренных народов. Народ ВОДЬ и народ ИЖОРА – коренные народы Приневской земли Ленинградской области. По приглашению этнографического клуба «Водская пятина» на мероприятии участвовали члены марийских национально- культурных автономий г. Санкт –Петербурга и Ленинградской области «Ош кече», «Ший корно» и представители землячества коми «Неватас». В 14 часов в Павловском парке в начале Ижорской аллеи (между розовопавильонных прудов под большим дубом) этнографический клуб «ВОДСКАЯ ПЯТИНА» организовал праздничное мероприятие.
    06.09.2014г. – Участие на этнофестивале Ленинградской области. В подворье марийском и коми землячества можно было получше узнать о финно-угорской культуре, людей пленила национальная музыка, танцы и башкирский мёд. А потом в концертной программе марийцы исполнили «Марш Акпарса» на гуслях и традиционный национальный танец «Веревочка». Незабываемое дружелюбие, солнечное настроение сердец и небес отлично подчёркивали девиз фестиваля: «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила». Испытанное участниками фестиваля благородное чувство единения культур славянских, финно-угорских, кавказских народов укрепило в нас веру, что вместе мы сможем одолеть любые трудности. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко открыл в Тосно первый региональный этнокультурный фестиваль «Россия – созвучие культур», объединивший представителей более 140 национальностей.
    Гостями фестиваля стали также участники III Всероссийского фестиваля художественного творчества малочисленных финно-угорских и самодийских народов.
    «В Ленинградской области живет более 180 народностей, и мы не делим народы на большие и малые. У нас разные традиции, но мы объединены в границах области и страны. Мы все вместе живем и работаем на благо Ленинградской области», — подчеркнул губернатор Александр Дрозденко.
    Первый этнокультурный фестиваль проходит под девизом: «Мы разные — и в этом наше богатство, мы вместе — и в этом наша сила». Национальные подворья представили образцы народного творчества и блюда национальной кухни. В «Городе Мастеров» умельцы учат всех желающих основам традиционных ремесел. На двух концертных площадках готовятся выступить более тридцати творческих коллективов и исполнителей. На спортивных площадках проходят показательные выступления национальных единоборств и играют в игры разных народов.
    В июне и октябре — участие на заседании Совета по национальным вопросам при Губернаторе Ленинградской области.
    24.10.2014г. Отчетно – выборное собрание, присутствовали – 34 члена автономий «Ош кече» и «Ший корно». Рассмотрели вопросы:
    1. Председателем марийской НКА «Ош кече» избран Абдуллин Вениамин Александрович.
    2. Председателем марийской НКА «Ший корно» избрана Соловьева Евдокия Евдокимовна.

    26.10.2014 в СПб ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей» (ул. Моховая, д. 15, литер «А») состоялась встреча с членами Башкирской диаспоры, посвященная Юбилею Биккуловой Альмиры Талкаевны – доктор химических наук, член президиума Российской Академии естественных наук, член научного Совета Союза ученых Санкт – Петербурга, руководитель Союза писателей «Многонациональный Санкт –Петербург» и Башкирской национально – культурной автономии.На мероприятии нас избрали в Президиум.

  5. Эрвел кече

    Эше изиш у:старынем ыле.
    Ленинград кундем да Санкт -Петербург олаште илыше финно-угор калык — марий -влак дене кумылын келшат, мемнам ту:рло: вере у:жыт. Примерлан налаш — Ленинградский областьыште 3 регистрироватлыме автономий веле уло: ингерманландский финн, еврей и марий- влакын. Мемнан региональный автономийым пуртеныт Ленинград кундемын Админитрацийын Советышке- национальный йодыш- влакым ончымашке.
    Марий Автономий ила, пашам ышта.
    Чаманаш гына кодеш, кунам тыгай кугу сайтыште йонылыш увер кая. Тиде аммаллан верчын ме — марий -влак, икте -весым чунген илена, полшышаш олмеш. А шукынжо — эре шылтыкымыт кычалыт, шкешт нимом, тугай кугу пашам ыштен огыт керт да…
    И кеч могай пашаштат йонылыш эре лектеш, а сайжым шагалже ужын шукта.
    Каласыме шуэш — «Лавра» дене модшо -влак могай чон дене иледа?

  6. Савак марий

    Э.К, сайын ыш лий умылаш — мо шотышто статьяште йонылыш? Рашрак умылтарыза.

  7. какшан марий

    Насколько я понял,ЭРвел Кече-это Раиса Саметова Факаева.Её как агента ФСБ специально внедрили в актив марийцев Лен.обл. и Питера.Многие об этом знают,как она начала там раскол среди марийцев,как стучала на активистов и т.д.
    Держитесь от неё подальше

    • Эрвел кече

      Ваши доводы — выдумки. Этот раскол иммитировали члены общества «Илем», котрой как раз нет реестре юрлиц.. Я хотела бы с Вами пообщаться не по интернету.

  8. Аноним

    Если нет в реестре юрлиц, это еще не значит, что общество «Илем» плох, а Саметова хороша. Кроме участий в праздниках и фестивалях ничего и нет? А конкретная помощь, поддержка больным, обездоленным…? Еще ни один ФСБ-шный стукач не признался в том, что он стукач и что за это он имеет немалые девиденды …

  9. Со стороны

    Не хочу быть судьей и Богом в Питере не знаком ни с Факеевой, ни с Илемом реально. Но довольно часто видел грызню мари Питера в Интернете… По-моему в конфликте виноваты обе стороны, ни Факеева, как старшая, не идет навстречу и не пытается объединить всех мари, ни амбициозные неуважающие старших молодые активисты Илема. Вам всем наплевать на марийцев и на общественное движение, вы все любите только себя прекрасных и пытаетесь самоутвердиться за счет марийского нац. движения. Очень жалко и мне очень стыдно за вас, вы периодически устраиваете публичные склоки в Инете и позорите марийскую нацию. Научитесь ценить друг друга, все вы по своему иногда делаете нужное и благородное дело во благо нашего народа. Что касается слухов о Саметовой, что она агент ФСБ… У нас о многих известных мари распространяют такую инфу те же самые фсбшники, дабы дискредитировать их. Я сам лично всегда придерживаюсь принципа не слушать никого, а самому познакомиться с человеком, пообщаться и лишь потом делать выводы. также и всем мари советую не верьте слухам, общайтесь реально друг с другом и лишь потом делайте выводы.

    • Аноним

      Дорогой друг, попытки примирения были неоднократными, но тщетно. Я даже помогла «Илему» составить годовой отчет за 2012 год. В интернете никого не оговаривала. » грызню мари Питера» — рекламировала себя активная молодежь.

      • Аноним

        уже обман — помогли не Илему, а двум господам, кторые «присвоили» организацию — кстати, не без ваших нашептываний.

        • Аноним

          обман и в отчетах: когда это Пашкину вы приглашали????не знаю по остальным мероприятиям, но, возможно, и их приукрасили. А заслуги Соколова какое отношение имеют к Вам?

  10. Елена

    некоторые вещи ради общего дела не стоит выносить на публику

  11. Савак марий

    Так что все-таки даст марийскому народу ФНКА? Для чего Радыгину это нужно?

  12. Аликсендер

    Для прикрытия, имитации, отвлечения внимания.

  13. Аликсендер

    Да и «Со стороны» прав…

  14. Никитин С.П.

    Организовать ФНКА марийцев нужно и потому. что останавливаться нельзя — «велосипед» (т.е. марийское движение) упадет. И отставать нельзя от других народов — стыдно. Потому что реальных результатов по сохранению и процветанию народа мари не было и нет. А здесь будет достижение — «Создали ФНКА!!!»
    А дальше — как поет Виктор Комаров — «Ну мо вара?»

  15. Шапкатет

    Марий форумын паша йылмеже — рушла-гна мо?! …..

    28-29 ноября 2014 года в Общественно-политической центре Республики Марий Эл (г.Йошкар-Ола) пройдёт «Марий форум: шыже сессий» (Марийский форум: осенняя сессия»). Программа осенней сессии Марийского форума.
    …………………………………………………………………………………………………
    ………………………………………………………………………………………………
    Язык
    Русский

  16. Лайд

    Я даже помогла «Илему» составить годовой отчет за 2012 год. В интернете никого не оговаривала. » грызню мари Питера» — рекламировала себя активная молодежь… — Кто это?!
    Если помогла, значит, это сама Раиса. Но почему под «Анонимом»…
    Раисия, пока тебя не было в Питере, молодежь «Илем» проводили 100-летие Йывана Кырли на уровне города, проводили «Кинде пайрем» на уровне Российского этнографического музея, проводили Агавайрем (ты опять туда сунулась), проводили моления и ряд серьезных мероприятий. Больше, намного шире поддерживали связь не только с карелами и ингерманландцами, но и финнами, ездили туда на форумы, осуществляли совместные проекты… Приглашали артистов эстрады, устраивали их в гостиницы, за свой счет проводили многие мероприятия.
    Да, молодежь не признавала Стаса — из-за его «любви» к лаптям. Большинство из питерско-марийской молодежи были культурно-образованного уровня, и не могли воспринимать сторонников лаптяных марийцев.
    И после такого оживления питерских мари откуда ни возьмись, появляется в Питере Раисия Саметова (помним хорошо, 2005-2008 гг. против «Марий ушем» выставляли Саметову и она это охотно делала, делала осознанно против нас, делала то, что ей приказывали). С этой задачей и оказалась Р.Саметова-Факаева в Питере.
    Да, ей кое-сто удается. Особенно скрывать свое настоящее чурий.
    А помогла (если это она под «Анонимом») молодежи так же, как в 2008 году Эрик Юзыкайн помог «У вий», после чего этот союз долго не мог прийти в себя.
    Нельзя так помогать. Тыйже вет «мыят марий улам!» манын кычкырет.
    Ну, код марий. Молан шкендым шке марий-влак ваштареш кучылташ пуэт?.. Маркеловын командыжлан ли, вес шем вийлан ли…
    Вот ме тидым ынде 10 ий умылен огына керт.
    Питерысе самырык-влакым титаклен кийымеш, но:лталтам ыле нунын уровеньыш. «Ший кандыра» — не в счет. Тиде поддержке веле. Тиде Саметован заслугыжо веле огыл.
    Да округын вуйлатышыже-влак дене кылна сай манын отчетым ыштеда. Мо шотышто? Могай проектым ыштенда? Пайрем тыште, пайрем — тушто… Тыге мо?
    А тиде ийлаште иктаж серьезный мероприятий эртаралтын мо?

  17. Андрей

    Здраствуйте все с наступающим н.годом здоровья терпенья любви успехов.Работаю и живу в г.Сургуте.ХМАО-ЮГРА скажу честно земляком много.Прошу подскажите как создать подобный цент или НКА.С уважением Бурнаев А.Е.

  18. Кргори

    Раиса! НЕ обанывай Тойкинена,или как его зовут.Что ты за существо! Где ты появляешйся , всегда воняет.Ты скунс ! ! ! ???

Добавить комментарий для Ик марийОтменить ответ