Жители марийской деревни Татарстана жалуются на ущемление своих прав

Глава марийской автономии РТ придерживается друго мнения

По неоднократной просьбе некоторых читателей сайта MariUver перепечатываем две статьи из веб-ресурса FINUGOR о ситуации вокруг марийской деревни Мари-Суксы в Республике Татарстан.

Марийской деревне в Татарстане грозит экологическая катастрофа при попустительстве местных чиновников?

mari_suksy_01Марийцы — пользователи социальной сети «ВКонтакте» активно обсуждают ситуацию, сложившуюся в марийской деревне Мари-Суксы Актанышского района Республики Татарстан. По информации местных активистов, в результате деятельности сельскохозяйственного предприятия ООО «Янаул» (оно же СПК «Агидель», ООО «Агрохимсервис») производится захоронение трупов павших животных на истоке реки; несанкционированный сброс отходов забоя скота в непосредственной близости от родника, который служит источником воды для жителей деревни Мари-Суксы; сброс отходов ядохимикатов в деревенский овраг. Также, местным жителям стало известно, что ООО «Янаул» ведет строительство убойного цеха рядом с вышеупомянутым родником.

По словам Елены Ирдугановой, местной жительницы, в октябре 2013 года в Мари-Суксы специализированная инспекция аналитического контроля Прикамского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов Татарстана провела проверку качества воды. Результаты анализов показали, что имеется превышение уровня аммиака, нитрат-ионов, мутности и т.д.

Местная администрация обвинила во всем самих жителей деревни, якобы засоряющих реку. А факты причастности к загрязнению ООО «Янаул» официального подтверждения не получили. Между тем, среди жителей деревни много людей с раковыми заболеваниями, злокачественными и доброкачественными опухолями, много женщин с операцией на желчный пузырь. Тем не менее, доказательств того, что это все происходит из-за качества воды, не имеется.

«Когда весной по улице потекла кровь забитых коров, а дети играли на улице, молодые мамы подняли большой шум. Дошли до уполномоченного по правам детей…» — вспоминает Елена.

Многочисленные жалобы и заявления местных жителей, направляемые в республиканские инстанции, а также в федеральные органы — результатов пока не дали.

По словам женщины, помимо экологической катастрофы, еще ранее деревня лишилась значительной части своей территории, которая была отведена соседней деревне Татарские Суксы. На публичные слушания по вопросу распределения земли самих жителей деревни Мари-Суксы пригласить «забыли».

Был закрыт и переведен в здание школы клуб. Собирались закрыть на ремонт и саму школу, где до 4-го класса ведется преподавание на марийском языке. Но местные жители ее отстояли, ибо не было никакой гарантии, что ее не закроют насовсем.

Из-за такого отношения местных властей к проблемам деревни достаточно показательными стали результаты Единого дня голосования 14 сентября 2014 года. Если в селах и деревнях Актанышского района Татарстана партия «Единая Россия», членами которой являются большинство муниципальных чиновников, набрала от 90 до 99,9 процента голосов избирателей, то в Мари-Суксы «ЕР» набрала лишь 65 процентов — это минимальный показатель по району.

Также, заслуживающим внимания является тот факт, что если на освещение улиц в соседней деревне Татарские Суксы выделено 800 тысяч рублей, то на освещение улиц Мари-Суксы выделяется денег настолько мало, что во всем населенном пункте, даже на Центральной улице, нет ни одной лампочки и жители вынуждены в темное время суток передвигаться в кромешной тьме.

Местные жители уверены, что их деревня финансируется по остаточному принципу. А вопрос, почему на работу в библиотеку и клуб Мари-Суксы взяли жительниц деревни Татарские Суксы, хотя безработных много и среди местных жителей – остается без ответа и поныне.

Жители марийской деревни собираются и в дальнейшем обращаться в правозащитные организации и писать петиции в различные инстанции.

Деревня Мари-Суксы, которая сохранила свою национальную идентичность среди почти полностью татарского населения района (97 процентов населения Актанышского района составляют татары), бережно хранит и развивает культурные традиции и обычаи марийского народа. На базе школы, которая является культурным центром для всех жителей деревни, успешно функционирует известный не только в Республике Татарстан, но и за его пределами, народный ансамбль «Ший памаш», созданный еще в 1992 году. Жители Мари-Суксы участвуют вместе с ансамблем в различных национальных праздниках и мероприятиях – «Ший Кандыра», «Семык», «Пеледыш пайрем», конкурсы марийского костюма и т.д.

«У нашего народа большой потенциал — мы сохранили свои корни, язык и традиции. Нас надо лишь поддержать, показать, что мы не одни», — добавляет Е.Ирдуганова.

Марийский карт из Татарстана: «Мы не должны выставлять себя обиженными на соседей!»

Инфоцентр FINUGOR представляет ответ марийского карта (жреца Марийской Традиционной Религии), руководителя Республиканской национально-культурной автономии марийцев Татарстана Олега Третьякова на публикацию «Марийской деревне в Татарстане грозит экологическая катастрофа при попустительстве местных чиновников?».

Напомним, в статье речь шла о захоронении трупов павших животных на истоке реки рядом с марийской деревней Мари-Суксы Актанышского района Республики Татарстан. Также упоминалось о несанкционированном сбросе отходов забоя скота в непосредственной близости от родника, который служит источником воды для жителей деревни Мари-Суксы; сбросе ядохимикатов в деревенский овраг и строительстве убойного цеха рядом с родником. Местные жители связывали все эти факты с деятельностью ООО «Янаул».

Как пояснил Инфоцентру FINUGOR О.Третьяков, тела забитых животных временно сложили на землю побывавшие в Мари-Суксы скупщики мяса, и в тот же день их вывезли из деревни. Экологическая проверка не выявила какого-либо заражения воды и окружающей местности.

* * *


OLYMPUS DIGITAL CAMERAЯ, Третьяков Олег Александрович
, родился и живу в Агрызском районе, но чувствую себя ответственным за всех моих марийцев, проживающих в регионе. В 2009 году провели съезд в городе Менделеевске, в ДК им. С.Гассара, приняли решение объединить все организации находящиеся в Татарстане в региональную общественную организацию «Национально-культурная автономия марийцев Республики Татарстан», где меня избрали Верховным Картом марийцев РТ. В 2011 году создали РОО «НКАМ РТ» и ее председателем избрали меня. В 2013 году представители финно-угорских народов Республики Татарстан доверили мне председательствовать, и я был избран членом Совета Ассоциации финно-угорских народов России. Мы должны жить и работать вместе со всеми структурными подразделениями органов власти ради сохранения языка, культуры, традиции своего народа, не выставлять [себя] обделенными и обиженными среди своих соседей, а работать вместе со всеми и внести свой вклад в этом мире. В Республике Татарстан марийцы компактно проживают в десяти районах и в городах Казань, Набережные Челны и других, созданы местные организации «НКАМ».

Прекрасно живут и трудятся в Актанышском районе в полном взаимопонимании татары и марийцы, я часто бываю в этих местах, так как я из деревни Кулегаш Агрызского района, а рядом с Мари-Суксы расположно озеро Кулегаш, и была деревня с таким же названием и поэтому мне не безразлично, когда пишут и говорят неправду. На самом деле, село Мари-Суксы единственная марийская деревня в Актанышском районе Республики Татарстан, которая сохранила свою идентичность как народ мари. Конечно же, это благодаря национальной средней школе, где обучаются в настоящее время 62 ученика, которых обучают 16 педагогов.

Да, именно школа в Мари-Суксах, была и остается центром сохранения и развития родного языка, традиций, обычаев, культуры испокон веков.

Это центр притяжения детей и взрослых, очаг культуры на селе, тропинка, с которой начинается жизнь каждого жителя.

При поддержке президента РТ Рустама Нургалиевича Миннханова и заместителя премьер-министра – министра образования и науки РТ Фаттахова Энгеля Наваповича под руководством главы Актанышского муниципального района РТ Камаева Фаиля Мисбаховича в 2013 году в школе по федеральной программе проведен капитальный ремонт:

16 миллионов 600 тысяч рублей из федерального бюджета
2 миллиона рублей из муниципального бюджета на внутреннюю отделку помещений
350 тысяч рублей – акция «Помоги своей школе» (спонсорская помощь выпускников школы разных лет)

С ходом капитального ремонта ознакомился сам президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов.

По итогам проведения капитального ремонта в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан МБОУ «Мари-Суксинская СОШ» заняла 1 место по республике и стала обладателем сертификата на сумму 500 тысяч рублей. На эти средства в ноябре месяце полностью обновится школьная мебель.

1 сентября 2013 года школа отмечала свой второй день рождения: на базе Мари-Суксинской средней школы открылся центр образования и культуры, в который вошли детский сад, средняя школа, сельский Дом культуры, сельская библиотека. В центре жизнь кипит! Например, летом этого года молодежный актив при автономии марийцев Актанышского района организовал этнодискотеку на региональном уровне, где приняла участие молодежь из Муслюмовского, Мензелинского, Агрызского районов, в котором мне тоже посчастливилось побывать. Я бы хотел отметить, что это хороший пример и для других. Мне радостно, что этот центр по итогам работы стал победителем республиканского гранта в размере 100 тысяч рублей в номинации «Лучший сельский клуб». Грантовые деньги собираются внести на приобретение двух теннисных столов и сценическую обувь для ансамбля.

ООО «Янаул» под руководством Бикмухаметова Азата Шайгалимовича является основным спонсором мероприятий, которые проводятся в селе и школе. Благодаря Азату Шайгалимовичу жители села могут бесплатно наслаждаться игрой актеров Марийского государственного театра имени М. Шкетана, выступлением таких артистов эстрады как Влад Николаев, Наталья Глазырина и другие.

Жители села Мари-Суксы от души благодарны администрации села, района и республики, за то, что они с теплотой и с пониманием относятся к народу мари, готовы всегда поддержать их, всячески содействовать и помогать по мере необходимости и возможности.

Ярким примером в подтверждение этих слов является республиканский праздник марийской культуры «Семык-пеледыш 2013», который организовали и провели дружно со всем народом района в деревне Мари-Суксы и который получил очень высокую оценку культурной и интеллигентной общественности, за что жители села выражают глубокую благодарность всем, кто принимал активное участие, и особую признательность Энгелю Наваповичу и Фаилю Мисбаховичу. В честь праздника под чутким руководством Фаиля Мисбаховича и всей его команды и главы Тат.Суксинского сельского поселения Харисова Расула Газизовича была организована очень большая и плодотворная работа по улучшению инфраструктуры села:

Реконструкция родника «Йӱштӧ памаш» (ООО «Мехотряд»)
Благоустройство дорог на улице Школьная, улице Центральная до родника, подъезд к школе со стороны пожарного депо (ООО «Мехотряд»)
Обновление водопроводной линии и подвод воды в каждый частный дом по улице Школьная (ООО «Алмаз»)
Укладка асфальтой дорожки к школе и вокруг школы (ООО «Актаныш юллары»)
Ограждение территории школы кованым забором с входной стороны и ограждение профнастилом со стороны въезда пожарного депо (ООО «Мехотряд»)
Укладка брусчатки при входе в школу
Вырубка старых деревьев на территории села (Тат.Суксинский сельский совет)
Ограждение кладбища деревни Мари-Суксы штакетником за счет средств самообложения
Создание парковой зоны отдыха на месте вырубленных деревьев вдоль ручья (МБОУ «Мари-Суксинская СОШ»)

Село преобразилось до неузнаваемости: расцвело, помолодело. Я убедился, что администрация республики, района и села на деле поддерживают жителей Мари-Суксы, в реальности помогают в решении насущных проблем.

На базе школы в 1992 году организован марийский народный фольклорный ансамбль «Ший памаш», который является хранителем культурно-духовных ценностей:

В 2013 году ансамбль стал победителем республиканского гранта в сумме 300 тысяч рублей в области культуры.
На 100 тысяч рублей приобретена музыкальная аппаратура для ансамбля.
На 175 тысяч рублей сшиты сценические костюмы для трех поколений ансамбля.
На 25 тысяч рублей издана брошюра к фестивалю марийской культуры «Семык-пеледыш» по истории и культуре родного края «Вот моя деревня, вот мой дом родной».
В 2009 году организована Национально-культурная автономия марийцев Актанышского района, которая является объединяющим звеном в деле возрождения, сохранения и укрепления национальных корней.

Школа по праву гордится своими выпускниками. Среди них и врачи, и военные, и юристы, и строители, и учителя, и просто хорошие добрые люди, которые кем бы ни были, где бы ни работали, просто от души выполняют свою работу:

Ахмадиев И.М., Арсланов И.М., Моисеев М.Я., Галиев Р.Ф.… — военные
Ахмадиева Э.И. – федеральный судья
Петряев Р.С., Айбашев М.Р., Айбашев М.М, Арсланов Д.В.… – инженеры-строители
Усманов В.А., Мардиева Л.А., Миляева Р.М., Миляева Э.Э., Миникаев А.Р….- врачи
Учителя, экономисты…
Очень отрадно, что государство всегда готово поддерживать инициативных и талантливых людей. Сестры Сайфетдинова И.Т. и Ирдуганова Е.Т. победили в рамках федеральной программы «Семейная ферма» и открыли свое дело. Сайфетдинова занимается разведением крупного рогатого скота, Ирдуганова – картофелеводством.

Побеседовав с Расулом Газизовичем, председателем Тат.Суксинского сельского поселения, я понял, что многое еще предстоит сделать в будущем. Как он сказал, что уже готова документация, и они ждут поступления средств для освещения улиц и для внедрения федеральной программы «Чистая вода» в деревне Мари-Суксы.

Жители села не унывают, живут в дружбе и согласии с татарским народом, поддерживая друг друга в горести и радости, строя светлые планы на будущее.

Источник: FINUGOR

67 комментариев

Filed under Статьи

67 responses to “Жители марийской деревни Татарстана жалуются на ущемление своих прав

  1. Елена

    Елена Ирдуганова
    Я та самая обманщица, по словам Третьякова.
    50 лет. Живу всю жизнь в этой деревне! И с ситуацией знакома лучше, чем господин Третьяков! Прекрасно понимаю,что нужно жить в дружбе! Именно, в дружбе и полном равноправии(подчеркиваю, равноправии)! Не спорю, мы- марийцы Актанышского района стараемся добиваться улучшения жизни сельчан, сохранения школы, культуры и традиции нашего народа. И благодаря нашему горению, у нас социальный быть лучше , чем в том же Агрызском районе, откуда родом господин Третьяков! Потому мы- единственный оплот марийцев в Актанышском районе из многочисленного присутствия марийцев на территории района. Если не ошибаюсь, именно в селе Кулегеш Агрызского района школа еще времен царя Гороха, и дышит давно на ладан. Ай-ай-ай!!! Господин Третьяков! Как же вы можете радеть за интересы марийцев республики, если не можете разобраться в своем селе?
    Начнем с 1 строчки!
    Выделение денег на ремонт школы.
    «16 миллионов 600 тысяч рублей из федерального бюджета+2 миллиона рублей из муниципального бюджета на внутреннюю отделку помещений». Братцы! С такими деньгами золотом нужно было бы покрыть всю школу…НО! УВЫ! Сумма завышена, и ООО принадлежат членам администрации района, и выиграли договора по знакомству! Потому тут выгодоприобретателями стали учредители ООО, а не школа!
    Мы- инициативная группа: 2 сестры, руководитель ансамбля «Ший памаш», 4 родительницы были в 2010 году на приеме у главы района, нынешнего министра образования Фаттахова Э.Н. В первый раз нас попросту говоря, послали! Но! после долгих перипетий—итог: школа осталась! Отремонтирована! Семык проведен! Грант выигран! Не будем лукавить, не без наших стараний!
    2 пункт! Где же был всенародно избранный Третьяков, когда у нас отняли землю? Ответ, высокопоставленные места остаются, а человека можно сместить! Грош цена такому руководителю марийцев, который выступает в роли марионетки.
    3. На ремонт Татаро- Суксинской школы( построенной. кстати, почему-то в д. Мари – Суксы и со временемоттяпанной у нашей деревни ) потрачено больше средств. Но это уже не так важно, ибо деньги все федеральные!
    4. На счет освещения ничего путного не услышали. Как жили во тьме , так и живем! Ни одной лампочки в селе. В то же время Тат Суксы получили 800 000 рублей. Где наши лампочки? Господину Третьякову. Как видим, тоже до лампочки!
    5. Я персонально приглашаю господина Третьякова выпить чаю из родниковой воды. Вода богата на все элементы таблицы Менделеева: течет и проходит в дома прямо из пруда, где и гуси, и утки и т.д.
    6. На счет КФХ..28 лет проработала в школе, сейчас на пенсии. Хотелось бы узнать, где мое картофелеводческое хозяйство? Если найдете и подарите, согласна выпить с Третьяковым чай из пруда! и подарить нашедшему!
    7. Результаты выборов умолчали! 65% за ЕР, при 99% в татарских деревнях—это ответ на существующие порядки в селе. Тут уж без комментариев.
    8. На счет скотомогильника в роще и в начале улицы. Господин Третьяков, приезжайте, трупы павших коров на месте. Можете подергать за ушки, чтобы удостовериться!
    РЕЗЮМЕ: надо смотреть правде прямо в глаза, в не зависимости от занимаемых должностей, и жить в ладу с совестью. Тогда и марийцы будут уважать свой народ, свой язык, свою культуру и не оглядываться с опаской на соседей, и не стыдясь гордо называть себя МАРИЙЦАМИ!

  2. equipmentru

    Интереснаю информация!

  3. Черемис

    Чиновники кем бы они не были в России — они чиновники и боятся правды, особенно в нац. вопросе. Во всякие официальные структуры допускают только таких как Третьяков. Дураку ведь понятно, что «письмо Третьякова» спущено сверху со всей переченью «достижений» и «забот» о марийском народе. Реально марийцы в РФ никому не нужны, а татарам-башкирам тем более. Я был в Башкортостане марийцы также плакались как их башкиры и татары обижают, на самом-то деле так и есть. Я простых башкир там не видел, но во всех властных структурах сидели одни башкиры или татары. Также в Татарстане — везде одни татары. Татары тем и сильны, что если где-то сидит татарин, то он всю родню туда перетащит и возьмет на работу только татар. А мариец чуть поднимется по властной лесенке сразу же начнет давить и уничтожать марийцев и лизать ж**у русским. Поэтому мы, марийцы, такие жалкие и бесправные и плачемся, что нас забижают…
    Надо учиться защищать свои права без всяких эмоций, обид, твердо и настойчиво, также и в Татарстане. Проблема не в татарах, проблема во всероссийской системе! В России кто наглее, сильнее у того больше прав. Чеченцы и татары — наглые и поэтому с ними даже Путин считается. А мы, марийцы? Да жалкие ползущие у русских в ногах уничтожающие друг друга существа! Чего плакаться? Кто виноват? Точно не татары!

    • пессимист

      Согласен с черемисом…многие мари стыдятся своей национальности и называют себя то русскими, то татарами. Татары из мухи сделают слона и представят его египетским антиквариатом. В отличие от нас умеют показать свою работу. Наглость -хорошее качество, но его у мари нет.

      • Аноним

        у марийцев наглости не меньше, чем у татар, но мозгов азырак йок.

      • Андрей

        Не согласен, что наглость хорошее качество для мари… Стержня внутри нет, гордости национальной… Мне кажется, что если мы живем на родной земле и стыдимся своих корней, своих предков, стыдимся называть себя мари….то хорошо хоть вывеска осталась и видимость какой-то культуры… может наши дети будут достойнее нас и возродится родовая память и гордость за свой народ…

  4. Аноним

    Черемис прав,указав суть проблематики….Тем не менее,господа,как поступить деревенским жителям?Куда обращаться?И как приструнить и привести в чувство нынешних неблагодарных татарских баев, которые притесняют потомков воинственных черемис,защищавших Казань во времена Ивана Грозного, и ходивших в походы бок о бок с татарскими воинами?

  5. Потомок

    Есть в Зеленодольском районе РТ деревня Русско-Марийские Ковали. Когда-то — большое село, теперь — небольшая деревня, где жилых несколько дворов. Летом приезжают дачники из Казани. Асфальта как не было с 19 века, так и нет. Летом после дождя и осенью грязь непролазная, зимой дорогу заметает, магазина нет давно. Школу закрыли в 70-е, годы, построили новую, но в соседней татарской деревне, с татарским языком преподавания. Основная часть населения уехало тогда же, старики жили и умирали . Их потомки живут в городах и марийского не знают, 90% считают себя русскими.

  6. Создайте петицию, переведите на иностранные языки:
    https://secure.avaaz.org/ru/
    https://secure.avaaz.org/ru/petition/start_a_petition/?source=fp

  7. Алексей

    Черемис, а ты что за человек? Что хорошего сделал на земле? Не обвиняй весь марийский народ. Каждый человек работает в меру своих сил. Может некоторые больше тебя сделали на этой земле. Кто-то работает на заводе, кто-то на стройке. Обычно так начинают комментировать люди, которые сидят в офисе. Только не надо снова фраз, типа «если нет аргументов переходят на личности» читали эту фразу уже много раз. Никто не плачется. Бог оценит труд каждого человека на земле. Твой труд тоже Бог оценит.

  8. Черемис

    Алексей, не бери на себя роль Бога. Моя совесть перед своим народом чиста. Всю свою жизнь я и на личном и на общественном уровне от души помогал и защищал свой народ. Если я говорю неприятные вещи то это потомучто душа у меня за свой народ болит. Врачу тоже иногда приходится вырезать гнойчики, делать больно организму, дабы он выжил. Мы же марийцы привыкли постоянно заниматься самолюбованием и самовосхваление и не замечаем свои гнойчики, которые нас уничтожают.
    Согласен с Андреем, что нет в нас стержня, национальной гордости, чувства общности. Почему одни марийцы выступили в защиту своих прав, а другой «главный мариец» Третьяков выступил против своих же соплеменников? Хорошо должность не позволяет тебе открыто поддержать, но будь ты хитрее, постарайся увильнуть от письма чиновников против мари, не бери на себя…
    Я предлагаю местным жителям успокоиться, найти хорошего юриста и добиваться своего законным путем. Пишите жалобы в прокуратуру. Власти по закону обязаны и дороги строить, и улицы освещать и тем более с антисанитарией бороться. В начальной инстанции не будет пользы, идти выше. Только так.

    • Андрей

      Думаю, что нац. вопрос здесь не решит, а только все испортит. Признания нарушение прав местных жителей на условия жизни в соответствии с санитарными нормами добиться можно, но должна быть инициативная группа из нескольких местных жителей и назначенный жителями деревни староста… этим вы докажите местным чиновникам свою готовность отстаивать свои права и интересы. Если органы местного самоуправления вообще «не местные», то вам можно попробовать создать ТОС и самим научиться решать такие вопросы по Закону… По своему небольшому опыту скажу, что в бардаке в своем доме обычно виноват сам хозяин, а не сосед… У меня вопрос к жителям: кто в Вашей деревне хозяин?

      • Елена

        Действительно, необходимо создать свое отдельное ТОС, вплоть до отдельного сельского совета. Сбор налогов, устройство социального быта и т.п.не составит труда: с людьми прекрасно можно найти общий язык. Но! Этого не допустят. Ибо все 3 родника, снабжающие водой соседнюю татарскую деревню и все социальные объекты (естественно опять в соседнем селе) расположены только в нашей деревне. Странным образом загрязняется только тот родник, из которого гонят воду в наше село. Вода большей частью идет в коровнки, телятники, свинарники ООО «Янаул». Ее не хватает и используют воду из пруда. Данное ООО давно захватило все ключевые объекты: родники, земельные угодья. Тут уже давно идет тихое уничтожение марийского народа. Весь массив Кулегеш, когда -то принадлежащий нам, «передан в безвозмездное пользование ООО «Татнефть»—учитывая,что Кулегеш богат нефтяными запасами, там идет интенсивная добыча нефти.Возьмем, к примеру марийскую деревню Терпеле ( Мурзагулово). Ее по генплану вообще не существует—считается придатком соседней татарской деревни. Все начиналось с «перевода» школы в соседнее село, закрытие клуба » на ремонт». В итоге, терпелинцы все говорят только по — татарски.Д а и в деревне осталось домов 7-8. То же самое произошло со многими марийскими деревнями. Таких людей как Третьяков прикармливают и держат для личных нужд ( в социальном понимании данного слова).Политика.

        • Андрей

          Вы сами ответили на свой вопрос: пока вы будете кричать , что «татары угнетают мари» придет очередной БЕСхребетный главный мариец и скажет «всем спасибо за помощь…»… Из того что вы написали я, как общественник, понял что нарушаются в первую очередь Права Человека. Этим вопросом Вам и надо заняться, а иначе как вы защитите своих детей… А другие сельчане, кроме вашего ансамбля где… Говорить о своих правах и правах своих детей должны в первую очередь молодые семьи, наставляйте их.

  9. Общие слова

    Историческая судьба поставила мари между татарами и русскими, где мы вынуждены искать золотую середину. И татары, и русские — не совсем чужие для мари, часть казанских татар — это отатарившиеся после принятия мусульманства марийцы, часть русских — обрусевшие после принятия христианства марийцы. Есть такие марийские поговорки: рушым ужат гын, земляк ман, татарым ужат гын, абызий(изай) ман, а марийым родо ман. Тунамак тыгаят уло: руш да татар дене келшет гын, воктенет товарет лийже. Мо гынат, татарат, рушат шижшаш улыт: марийын шыдыжым лукташ — себе во вред. Икте раш: ме, марий-влак, виян, куатле лийшаш улына, тунам гын уж точно чылан пагалаш туналыт.

    • Конкрет

      Когда же от пустых слов перейдем к делу? «.. виян, куатле лийшаш улына, » — а кузе виян лийын кертына, от каласе? Наверное, когда у нас будет сильная марийская организация? Но, откуда у нас такая организация появится, если даже хоть какой-никакой марийской идеи у нас нет? И почему у вас такая приязнь к отатарившимся и обрусевшим марийцам? Я часто читаю слова комментаторов на МариУвере же, что марийцев ненавидят больше всего как раз обрусевшие марийцы. На мой взгляд, к таким обрусевшим и отатарившим марийцам надо относиться как Тарас Бульба к своему сыну-предателю:»Я тебя породил, я тебя и убью!»

      • Ленин

        Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского населения.

  10. Черемис

    Парадоксальные вещи происходят в марийском мире. Член Всемарийского совета от мари Татарстана, вместо того чтобы защитить своих соплеменников по указке госчиновников затыкает рот активистам, которые подняли насущные проблемы мари в регионе. Разве Мер каҥаш не сделан для защиты мари во всем мире и прежде всего в РФ? Зачем вы тогда вообще нужны господа третьяковы-мочаевы-яковлевы? Чтобы устраивать шоу в псевдонациональных одеждах раз в год типа вашего Семыка, а что «марийского» в одежде вашего хваленного ансамбля выше? Третьяков йолташ, ты должен был созвать заседание Мер каҥаш в своем регионе, пригласив туда жителей Марий-Суксы, депутата госдумы Яковлеву, госчиновников Татарстана всех уровней и открыто обсудить этот вопрос! А вы что? Вы вместе с госчиновниками задавали инициативу жителей… Потом удивляемся откуда у нас проявления национальизма, межэтнической нетерпимости, да все потомучто кто должен занимать национальным вопросом серьезно не занимается этим, а сидят занимаются показухой!

    • Пустослов

      Так по чьей же вине проходят в руководящие органы марийских организаций национал-нигилисты и коллаброционисты, как Третьяков и Бикмурзин?

  11. Конкрет

    Ме-ме-ме, бе-бе-бе, ба-ба-ба! Заблеяли овечки в стаде. Ну что вы, овцы и бараны, можете? Вокруг вас сторожевые собаки(третьяковы), которые не одну овечку задрали и сожрали — они овечками питаются. Командуют сторожевыми собаками люди(татары). Вы хоть заблевотитесь-заблядитесь-заблеятитесь(тьфу, как правильно-то?), все-равно ничего не сделаете. Пример Васькинской школы Пермского края перед глазами. Предположим, громко заорете и обратите внимание на бедственное положение деревни. Создадите инициативную группу, как в Васькино. Смешно звучит — инициативная группа овечек. Татары сразу натравят на овечек своих овчарок, один уже появился — это Третьяков. Дальше, как в Васькино, будет наезд администрации, запугивание. Если не поможет, сторожевые собаки и люди отвернутся и в круг стада ворвутся волки (татарские менты). Тут уж надо понимать, не надо быть дураками, все татарские менты связаны с криминалом и, значит, придут к бедным овечкам бандиты, у которых будет оружие и они могут вполне официально применить. Против таких оборотней есть только одно противодействие — невидимые народные мстители, точнее, ликвидаторы.Есть среди вас такие? Нет. Откуда среди овечек мстители? Так что, давай перестаньте блеять. Довольствуйтесь водой из пруда и отдавайте добровольно своих ягнят овчаркам и овчарам.

    • Черемис

      Ну представитель Мер каҥаша от Пермских мари Луиза Николаева в начале была на стороне защитников школы, она даже возглавила это дело и никаких петиций против своих не подписывала. А настойчивость отдельных защитников школы и действия на юридическом уровне все же Васькинскую школу сохранили основной и заставили областные власти все же досрочно там построить школу, пусть и начальную. Но школа до сих пор основная. Ваши призывы больше похожи на провокации, дабы этот сайт и активистов Мари-Суксы подвести под «экстремистов».

  12. Андрей

    Быть Главным Марийцем значит владеть неким брендом, который уже имеет цену. Если выгодно продавать или сдавать брэнд варенду, представляя те или иные интересы, то можно неплохо заработать…

  13. Никитин С.П.

    В очень сложном положении оказался г-н Третьяков: — как руководитель НКА он не может конфликтовать и с властями и с марийцами. А как карт должен помогать марийцам и не может участвовать в политике. В любом случае авторитет автономии лопнул и в глазах властей и в глазах людей. Спрашивается: — А зачем нам эта(эти) автономии?
    Нравится нашим «лидерам» или нет, но мой тезис, что марийская организация, как бы она ни именовалась должна состоять из сотен первичных — сельских городских ячеек — актуален. И если сейчас не поддержать Елену и ее единомышленников, то завтра жители этой деревни назовут себя татарами или русским, лишь бы не марийцами.

  14. нефтекамск

    Третьяков показал себя недальновидным политиком, слабым руководителем. С 2009 года верховный карт.С 2013 года председатель «Национально-культурной автономии марийцев Республики Татарстан». Пора бы уже показать свою работу. Этнодискотека? Их у нас проводят каждый месяц.Спонсорство? Это общепринято. Народный ансамбль? Они на балансе бюджета, руководители и директора получают ежемесячную заработную плату. Ремонт школ? Они ремонтируются по федеральной программе, финансируемой Москвой.А где же Ваша работа и ваши начинания?

  15. Эрвий

    Трудно судить со стороны, что там происходит, если не знаешь ситуацию на местах. В комментах преобладают и эмоции, поэтому непросто понять истинную суть. Из интереса заглянул на сайт Актанышского муниципального района. В районе прожэивает 32
    тыс. населения, из них 98,07 процентов татар, 1,83 процента мари и 0,09 проц. составляют русские. Учитывая, что в районе только одна марийская деревня, эти почти 2 процента мари
    прходится на Мари-Суксы,
    т.е. порядка 550-600 человек. Смотрим дальше, сельское поселение Тат.-Суксы, в административно-территориальное деление которого входит дер. Марийские Суксы. Всего здесь деревень 6.Численность населения этого поселения — 1907 человек. По национальным признакам о количествепроживающих
    в данном поселении нформациии нет, только написано, что основной состав населения — татары. Интерсено, а более четверти марийского населения этой административной территории не заслуживают официальной информации ? Среди депутатов поселения, если судить по фамилии, только один представитель из Мари-Суксы, остальные, похоже, действительно жители других деревнь, но которые, возможно, на работуприезжают в Мари-Суксы. Это и директор школы, и библиотекарь, и зведующие садиком и клубом и т.д.
    Выходит, из почти 600 марийцев нет достойного кандидата даже рук оводить культурной, образовательной жизнью в свем селе, не говоря уже об экономической и общественно-политической жизни? Как же они достигли успехов в деле сохранения самобытной национальной культуры, традиций, языка?

    • Ирина

      А кто их(марийцев) пустит руководить? Все заранее продумывается и отсеивается! Везде ставят только лояльных к власти людей. Остальным приходится пробиваться с трудом. Вот в статье упомянули сестер Елену и Ирину. Татарским КФХ исподтишка выделяют плодородные земли—столько, сколько им хочется. А марийским всегда земельная комиссия района отказывает, и тем кому посчастливилось взять—смогли взять только свои паевые земли и земли родственников. То же самое и с сенокосными угодиями, то же самое и в больнице—на работу берут только своих, другие вынуждены в поисках работы уезжать. Да и школу, думаю объединят с татарским- недаром татарскую школу построили в д. мари — Суксы.Тогда точно нет останется ни языка, ни культуры.Да и деревни уже не останется.

      • Эрвий

        Да-а, не позавидуешь, если действительно местная политика поставлена таким образом в поселении. Тогда зачем там в республике нужна культурная автономия, руководитель этой организации и он же главный карт марийцев? Кто должен разруливать такую ситуацию, если не он?

        • Георгий

          Зато руководитель » Марий Ушем» Чашкин ездит на митинги за защитников Казани.

          • Черемис

            Ну и правильно делает, что ездит! При чем тут историческое событие защита Казани и современные чиновники (независимо от национальности, пусть даже и татары), которые поступают несправедливо по отношению к жителям Мари-Суксы? Чашкин ездил отдать дань памяти нашим отважным предкам черемисам, защитникам Казани. Марийцы и с русскими воевали и многие русские чиновники в различных регионах проживания мари также несправедливо поступают к марийцам, как и чновники в Татарстане. Что теперь нам и с русскими не разговаривать?

          • Елена Ирдуганова

            Извиняюсь заранее, что не по теме.Но! история черемисов того стоит!
            1468 г весна , марийский набег на Устюжский уезд ,

            1469 г апрель -набег на муромские и костромские земли ,
            1524 г. июль -разгром черемисами флотилии Палецкого И. и уничтожение конного отряда на Горной сторон.е
            1526 г. Депортация марийцев из пограничных с Казанским ханством областей на западные границы. (Часть их осела в Литве , другие влились в состав казачества , обитавшее в низовьях Днепра и Дона , некоторым удалось в обход русских границ вернуться на родину . А.Г.Бахтин свидетельствоует имя кошевого атамана Запорожской сечи Остапа Черемиса , и генерала из донских казаков периода гражданской войны Черемисинова . Столицей украинских черемисов в 16 веке стал город Бар, где они создали автономные кварталы. Однако уже в 1600 году марийцы основали собственную крепость на Подолье Я.Дашкевич считает, что в 17 веке на Подолье проживало не менее 10 тыс. марийцев. В любом случае, в освободительной армии Богдана Хмельницкого они даже создали отдельные кавалерийские части, которые отличались чрезвычайной боеспособностью. «Железной гвардией» были марийские сотни и в армии гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко. Они участвовали в самых сложных операциях украинских войск во время чигиринской кампании 1672-1673 гг. Свыше 2 тысяч марийцев пребывали на службе у османского монарха, отдельный отряд сформировали черемисы в войсках Молдавского княжества. )

            1546 г. Апрель -бегство Сафа-Гирея, черемисы совершили набег из казанской крепости»…толпы черемисские взяли наш обоз , семьдесят пушек , запас ядер и пороху , убив князя Фёдора Оболенского-Лопату , Дорогобужского , и многих чиновников». Н.М. Карамзин. «История государства Российского»

            Июнь –возвращение Сафа-Гирея с ногайцами, начало репрессии против оппозиции, массовое бегство казанцев в Россию и Ногайскую орду
            1546 г. Декабрь. Посольство горных марийцев едет в Москву.
            1547 г. Июнь. Горные марийцы входят в состав России.
            Июль. Горные марийцы нападают на Казань.
            Август. Бегство крымцев из Казани.
            1552 Марийское восстание горцев.
            28 августа — нападение черемисского князя Япанчи на русских со стороны Арского леса
            30 августа — разгром войска 20-тысячного войска Япанчи 45-тысячноым войском русских ;Евуша(удмурдский князь) и Шунак мурзы
            20 сентября — нападение марийцев на тылы русских войск
            10 октября — мирные переговоры царя с представителями татар , удмуртов , и марийцев , прекращение войны , юридическое вхождение Марийского края в состав России
            11 октября — отъезд Ивана 4 из Казани в Москву , начало вывода войск

            1552 г. ноябрь-декабрь — начало восстания в Среднем Поволжье , нападение черемис и чуваш на Горной стороне и «Тугаевых детей» под Казанью

            1553 г. январь — разгром отрядов стрельцов и казаков под Казанью
            февраль — вторжение восставших на Горную сторону , поражение отряда воеводы Б.И. Салтыкова-Морозова и его пленение
            весна-лето — блокада ладейной ратью Д.Ф.Адашева и казаками речных переправ на Волге , Каме и Вятке

            1560 восстание луговых марийцев
            1564 г. обращение луговых черемис Лаиша и Ламбердея к крымскому хану о помощи

            1568 г. декабрь — восстание в Среднем Поволжье , начало Второй Черемисской войны

            1572 набеги черемисов на пермские , вятские , нижегородские и костромские земли
            1574 г. осень — восстание марийцев , начало Третьей Черемисской войны

            1591-
            1591-1592 гг. зима — Четвёртая Черемисская война , строительство Яранска

  16. Алексей

    а мы то думали Татарстан образец проживания разных народов. На деле вот оно как… Значит марийцам нелегко стать чиновниками, если даже очень умная голова? Вот такой он 21 век… какой-то 19 век. У меня тоже есть желание стать чиновником хотя бы районного уровня. Стабильный большой оклад. Работа в светлом тёплом кабинете с документами… Подписи ставить и отчёты писать. Отпуски. Льготы… Романтика в общем. Размечтался я.

  17. Да, к сожалению, появится у марийца малейшая власть и его личные амбиции, предрассудки выползают на первый план. Это недавно доказал случай в Одноклассниках. Я зарегистрировался там как MariUver админ и попросился вступить в группу «Марийцы» где 1 297 чел.
    http://www.odnoklassniki.ru/onarkalyke
    И вот админ той группы отказал мне, админу самого популярного в Интернете ресурса MariUver быть марийцем… Из-за своих личных неприязней, видимо, ко мне или к сайту. Скажите, сможем ли мы, марийцы, при таком своем ограниченном, предвзятом взгляде на мир, на своих соплеменников, достичь чего-то?

    • 28 ст. Конституции РФ (Я МАРИ)

      Уважаемый Админ M.U.! Я никакого отношения ни к Одн.-м, ни к жругим сайтам не имею. Видел здест Ваши комментарии про группу в ВК. Ответьте пжл.-ста: Вы сами считаете, что ведёте свой блог абсолютно объективно? Да, спасибо Вам за любую марийскую этнотему, но (!) по политической тематике Вы включаете свой полный ресурс. То, что противоречит Вашим взглядам по России не попадает на портал. Почему? Вы сами являетесь внутренним фильтром! Не удивительно смотреть на войну модераторов. Один за одно, другой за другое! Вы сторонник европейских взглядов, скептически относитесь к целостности РФ, уважаете фильм «Небесные жёны Л.Г.» и прочее-прочее. Вполне предсказуемо, что происходят подобные конфликты. Вы ругаетесь и возмущаетесь, мы на Вас смотрим и недоумеваем. Может пора быть выше всего этого и пропускать любую тему связанную с Марий Эл? Здесь нет правых и вмноватых, слева- припёрдыши-маркеловцы, справа — забугорцы-грантодатели, а народ-то бедствующий по середине! Заигрались опять в политику. Движки и счётчики показывают спад поссещаемости всех ресурсов, Вашего в том числе! Угомонитесь и хватит! Нет правых и виноватых! Капитализм, каждый о своём ресурсе заботится.

      • Уважаемые, вы неугодных вам людей даже близко к группе не подпускаете. Не говоря о том, чтобы разрешить написать что-то, а здесь хотите творить, то что вам угодно. Т.е. у инокамыслящих в ваших группах нет даже 10 доли прав и свобод, что есть здесь у комментаторов. Соблюдайте правила комментирования и никто ваши комментарии не сотрет.
        В любом блоге материалы для публикации выбирает сам блогер. Угодить всем очень сложно, я и не пытаюсь — у меня свои взгляды, нравятся Вам или нет. Я кстати никому никаких претензий по этому поводу не выражал. Я никакому марийскому сайту не указывал, не указываю что разместить, а что убрать. А от некоторых периодически слышу такого рода претензии в свой адрес.

        • 28 ст. Конституции РФ (Я МАРИ)

          Нет, это не претензии, а комментарий нейтралитета — пытаюсь показать где приблизительно находится правда. Про комментарии я не говорил, понимаю технику работы и прекрасно знаю они являются составной частью Вашей популярности. Просто политика одного блога противоречит другого. Это есть непосредственная конкуренция и смежно субъективное начало: кто Я, а кто Вы; я лучше знаю, это Моё мнение, Я владелец, не нравится создавайте свой портал. Так что всё вполне предсказуемо и даже адекватно. Вы мно (ООО) гие комментарии здесь не пропускали и по идейным составляющим, как и маркеловцы. Вывод от Вас всех: Всем не угодишь. Ваш сайт не в состоянии идти против волны всеобщей госпропаганды и, как следствие, назианию быдливости и тупости. Я каждый день вижу открытый канализационный люк возле своего подъезда, «кильки» в троллейбусе и мизерную зарплату на карточке, а вы в свободном интернете ведёте диспуты, и каждый из Вас со своей колокольни. Обрыгло! Что те, что другие. Оторвались от народа. Нет правых, нет виноватых. Извините, изучите рейтинги, вы по поссещаемости давно отстали на территории Марий Эл, по этнотематике по РФ — тоже.

          • Уважаемый, Вы слишком многого требуете от блога одного человека. У меня не газета, ИА на средства налогоплательщиков с десятками сотрудников. Такой же блог Вы и саме можете создать и писать то, что Вам кажется наиболее важным. Удачи! Я лично ни с кем не конкурирую. Если несколько сайтов и созданы в альтернативу моей — то лишь рад, что появились новые марийские ресурсы. Больше не намерен вести об этом дискуссию.

            • 28 ст. Конституции РФ (Я МАРИ)

              MariUver! Спасибо за Ваши ответы. «Такой же блог Вы и саме можете создать и писать то, что Вам кажется наиболее важным» — предсказуемо правда? До этого в своём комментарии как раз таки я это и писал, предугадал Ваш ответ получается. Тогда со всем уважением к Вашей профессии: откройтесь хотя бы для Яндекс-Блоги, заведите официальные аккаунты в двух-трёх оппозиционных СМИ (в виде блогов и ссылкой на Ваш ресурс) и радуйтесь поссещаемости. Я не строю умную рожу, а добра Вам желаю. Хотите быть выше предателя Ай Деме? Тогда воспринимайте критику адеватно и попытайтесь понять: мари здесь в Марий Эл выживают, как могут, и их мнение формируется отдельно от Вашего блога (его в нищей и неинтернетовской республике читают 1-1,5%, которые по динамической информсоциологиии за последние годы стали маргиналами). Адаптируйтесь к реалиям! И спасибо за нетоталитарный и демократический пропуск комментариев. Жму руку, уже во второй раз.

              • Спасибо за советы, не питаю никаких иллюзий смотрю на вещи объективно. Маргиналены даже все электронные источники о мари, Марий Эл, вместе взятые, не говоря об отдельном моем ресурсе.
                Продолжая тему марийских сайтов. У меня, кстати, почти на все более-менее важные марийские сайты даны ссылки, rss, а вот Вы найдете где-либо в этих ресурсах линк на MariUver? Это тоже говорит о том насколько MariUver предвзято / объективно относится к другим и другие к MariUver.

                • 28 ст. Конституции РФ (Я МАРИ)

                  Есть контакт! По Вашему вопросу: банально, Вы сами не заметили, как по внутрироссийкой ситуации за последние два года стали беллоленточником и приклонником пред Вашингтонским ОбКомом🙂 Я не говрю, что это так, но хотя бы могу писать Вам это, понимая что нас читает также ещё ФСБ вместе с ЦРУ😉 Лекции! Цените лекции!

                  • MariUver

                    Это ваша оценка и восприятие людей. Никем я не стал, каким был — так и остался. Люди, в т.ч. и марийцы, разные, у них разные политические взгляды. Просто, как Вы сами писали, надо научиться жизнь воспринимать объективно, а не навешивать ярлыки.

                    • 28 ст. Конституции РФ (Я МАРИ)

                      Абсолютно согласен! Если Вы осознаёте, что у каждого есть различные ресурсы манипулирования и развешевания тех самых ярлыков🙂 Вы поняли о чём я!😉

  18. Семон

    Теве шукат огыл ик бизнесменка Нефтекамск ола гыч тотар-влак дене кузе илмышт нерген мылам тыгай сообщенийым колтыш: «Мый икшыве влакланат манам мари улмыдам ойлыза ,мемнан изиже ик гана базарыште мариец еб ..манмылан лочкыш ик татарым ,йур деч вара почандарыш лавраште вара мане ну кому еще от марийца пизд..лей надо?Мемнан Нефтекамскийыште место под солнцем приходится кулаками тоже зарабатывать».

  19. Аликсендер

    Марийцы разные бывают…
    Надобно знать, какой «мариец» стоит (в одноклассниках) за лозунгом «Марийцы всех стран объединяйтесь !», и тогда станет понятным,
    КАКОЕ отношение имеет он к соплеменникам,
    имеет ли вообще какое-то отношение к ним.
    Точнее, в нынешних условиях он может иметь… ОБЫЧНОЕ отношение, противоположное мариуверовскому.
    В отношении гордости: в рабской стране большинство ВСЕХ национальностей не имеют гордости…
    Разве только мари не имеют её ?
    В России к «средней» или «нижней» власти могут подступиться именно только те, кто не имеют гордости. Так было, так и ныне. Но долго нигде так не могло продолжаться, длиться.
    И не может. Даже в России.

  20. Аликсендер

    «Ограниченный взгляд на мир», к сожалению, присущ большинству, независимо от этнического и национального происхождения.
    Не стоит пеплом голову посыпать себе, тем более публично.

    • А почему мы так комплексуем по поводу наших проблем? Сильный народ не должен стесняться их, открыто обсуждать. Для того, чтобы болезнь вылечить, надо его сначала определить, описать. Мне лично например надоело наше постоянное самолюбование и самовосхваление и стыдливое умалчивание своих проблем…

  21. Костятин

    Кто то что то сказал, или мне послышалось ? От кого это я слышу, не верю ушам и глазам своим)))). Не вы ли, МаriUver, так же безапеляционно поступили со мною, как с «не разделяющего вашего мнения»- изгнали из Вашего сайта. А вот когда с вами так же поступает кто то другой, обладающий такой же властью — обижаетесь.Или Вы хотели, чтобы каждый мари, севший на Ваши MariUverовские сани пел под вашу дудочку ?

    • Уважаемый Вам лично никто не запретил читать MariUver. А я в ту группу даже не могу зайти почитать. Группа называется «Марийцы», т.е. это я так понимаю для всех мари. Блог MariUver — это лично мой блог. Вам периодически запрещали и блокировали Ваши сообщения из-за постоянного нарушения правил комментирования:
      — использование ненормативной лексики;
      — постоянные переходы на личность авторов и др. комментаторов, оскорбления их, навешивание им ярлыков, флуд, отход от заданной темы;
      — Вы не только высказываете свое мнение, Вы постоянно пытаетесь повлиять на мнение других, информационную политику сайта;
      — Вы постоянно оскорбляете меня.
      Ничего подбного ни в одной группе ни в Одноклассника, ни в ВКонтакте я никогда не делал. Единственное, что я делаю это оставляю ссылки по теме группы. Иногда могу оставить какие-то комментарии.
      Меня в Фейсбуке, без моего спроса, сделали админом нескольких групп, никому ни в какую группу я, исходя из своих личных отношений/антипатий, не запрещал.
      Так что не надо ля-ля, господин Костятин. Если Вам так много чего сказать СОЗДАЙТЕ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ БЛОГ и пишите сколько Вам угодно, УСТАНАВЛИВАЙТЕ свои правила, я Вам не буду указывать что и как. А группы в соцетях с такими названиями как «Марийцы» — это не блог одного человека. Если Вы решили создать приватную группу, тогда меняйте название группы на «Марийцы, угодные мне» или что-то др.
      Я явлюсь админом в группе «Союза тартуских марийцев», но я изначально определил формат группы, это закрытая группа и только для членов организации, ну как исключение допускаются др. активные помощники. В сети полно таких групп и к ним я даже не прошусь.

      • Ош Виче

        Тый просто трус улат, а молыжо бла-бла.

      • Аноним

        MariUver, такой же подобный случай у меня…Моя жена увлеклась астрологией и составила астрологические карты на наших взрослых детей. Оказалось, что астрологическая карта называет лучшим городом для проживания для младшей дочери Санкт-Петербург. Вот она засобиралась в этот город. Я даже обрадовался. В нашем городе не видно и не слышно марийцев, хотя, быть может, марийцев и больше, чем в Питере. Я стал дочери рассказывать о марийских организациях в Питере, о проводимых молодежных вечерах, о Пеледыш пайреме, фотографии стал показывать с Пеледыша…Мне хотнлось, чтобы моя дочь приобщилась к марийской культуре, общалась с марийцами, чтобы она учавствовала на марийских и финно-угорских мероприятиях. Стал искать связи с Питером. Подал заявки в марийские группы ВКонтакте. В ответ — полное игнорирование. Написал руководителю Питерской. В ответ услышал ругань. Моя дочь родилась и выросла в большом городе, она образованная и энергичная девушка. Через интернет сняла квартиру, поехала, разослала резюме и через неделю вышла на работу с хорошей зарплатой. Сейчас она работает в администрации Санкт-Петербурга и я думаю, что марийским организациям не помешал бы свой человек в администрации. Вот такие мы, вот так мы помогаем друг другу и такие мы общительные. Хотя Елена Ирдуганова призывает брать пример с татар, но мы говорим одно, а делаем другое. Не изменить природу марийцев и впереди у нас не судьба татар и других тюркских народов, а судьба ижоры, води, ливов…

        • Илья Бирский

          Проблема в том, что мари — народ уже обрусевший в значительной степени, поэтому истинные мари вызывают неприязнь у этих обрусевших национал-нигилистов.

    • Ту:мырчо:

      Маркеловын школжо огыл мо? Шкежат блогыштыже неугодный-влак ваштареш Маркеловын методшым кучылтеш )) Маркелов ваштареш кучедалын, тудын деч тунем пытен.))

  22. Пайсар

    Читая сообщения все больше убеждаюсь,есть еще порох в пороховницах у мари! Не потухла и не сгнила прыть черемисская в генах!

  23. ЕленаИрдуганова

    Нам надо еще многому учиться у татар.Их руководство, конечно, ведет собственническую, но дальневидную политику.Возьмем, к примеру, День Единства. Играя на сепаратических настроениях, которых Москва боится как огня,Ш…… использовал националистов для прихода к власти. С его уходом отпала необходимость в проповедниках национальных интересов-у них отобрали и офиси,любезно предоставленные в свое время. Но в то же время радикально настроенным писателям дали центр города, чтобы больше выразить не скорбь по поводу падения Казанского ханства—юрты Турции, сколько потребовать отставки президента РФ (Айдар Халим вещал на все каналы). Все центральные улицы Казани открыты для батальонов татарских националистов, включая граждан с криминальным запашком. В то же время из года в год запрещают выступления русского марша. Надо бы нам тоже принять к действию такие меры.

  24. Марина

    полемика полемикой, но надобно бы и результаты узнать! Третьяков что-то умолк! После праздников выступит с ответной речью? пока все отдыхают- указать некому.

  25. ВНИМАНИЕ!

    «Выборы» «Мэра» Йошкар-Олы перед Днём Республики для народного единства … Мои поздравления!
    http://7×7-journal.ru/post/49575
    Основополагающий политический тезис вокруг избрания/назначения мэра/сити-менеджера Йошкар-Олы:
    «Обратите внимание: на прошлых сентябрьских выборах, несмотря на использование админресурса, «Единая Россия» по Йошкар-Оле набрала чуть более 40%. Остальные 60% достались альтернативным и оппозиционным партиям, то есть тем политическим силам, которые открыто выступали за прямое избрание градоначальника и вносили данное требование в свои предвыборные программы. Следовательно, результаты последнего голосования в республиканской столице показывают, что более половины горожан выступают против «назначаемого полумэра» и хотят самостоятельно избирать руководителя Йошкар-Олы!»
    ‪#‎мэр‬ ‪#‎ЙошкарОла‬ ‪#‎Путин‬ ‪#‎Родина‬ ‪#‎Россия‬ ‪#‎Выборы2014‬ ‪#‎Выборы2015‬ ‪#‎МарийЭл‬ ‪#‎мари‬

  26. MariUver

    28 ст. Конституции РФ (Я МАРИ)
    04.11.2014 в 20:23 Изменить
    Абсолютно согласен! Если Вы осознаёте, что у каждого есть различные ресурсы манипулирования и развешевания тех самых ярлыков🙂 Вы поняли о чём я!😉

    Начните с себя, это Ваши слова «за последние два года стали беллоленточником и приклонником пред Вашингтонским ОбКомом» я ничего подобного Вам не писал.
    А инакомыслящих вам подобные элементарно не впускают даже в свои группы. О чем была речь выше. Учить вы все горазды…

    • MariUver

      Да и еще, уважаемый, можно попросить Вас и ваших коллег больше не «заботиться» о моем «маргинальном» сайте? Претензии, которые Вы предъявили ко мне предъявляйте к СМИ РФ и Марий Эл, которые существуют и за счет налогоплательщиков РФ. Там действительно, согласно Конституции страны в которой вы живете и вроде должны обеспечивать соблюдение этого Основного Закона, должны быть и свобода слова и плюрализм мнений и много чего, чего в РФ, тем более в РМЭ и в помине нет… Я же живу в др. стране и обеспечиваю свой сайт сам один.
      И впредь со своими коллегами научитесь выражать свои мысли без переходов на личности, оскорблений других в рамках литературного языка и от своего имени, тогда ваши комментарии появятся. Я ни один комментарий с данного сайта не стер по политическим причнам или же потомучто что мнение расходится с моим.
      Спасибо, что вы откровенно здесь написали, что Вы и ваши коллеги как «модераторы ведете со мной войну»… Я об этом догадывался, но не было фактов. Теперь Вы сами наконец-то сказали. Я ни с кем не веду войну, я просто делал и делаю СВОЮ РАБОТУ, исходя из своей собственной совести и внутреннего убеждения. Никаких забугорных грантов не получаю.
      Тема закрыта и Ваши комментарии здесь не появятся. Одно из правил для комментаторов данного сайта: правила размещения материалов и правила комментирования, также как и действия администратора НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ!

  27. Я

    Граждане! давайте высказываться по существу!личные отношения выясняйте, пожалуйста, индивидуально!

    • MariUver

      Это не личные отношения, а отношения меня админа MariUver и некоторых комментаторов, имеющих постоянные непонятные претензии к данному сайту.
      По существу: я несколько дней назад данную публикацию и комментарии со ссылкой отправил в администрацию Президента Татарстана, ответа не получал.

      • Мария

        Уважаемый Мари Увер! Ты умён,содержателен,правдив,интересен,актуален…Одним словом-МОЛОДЕЦ!

  28. КРГОРИ

    Дай Бог сотрудникам сайта Мариувер здоровья,успехов в делах.Кугу Тау за правдивую информацию.Как говорят,кто информирован,тот вооружен.По поводу обстановки вокруг марийской деревни в татарстане! Это чудовищно подло со стороны татарской власти, если они себя так ведут, как крохоборы,нищие духом и финансами ,это для татаской власти ВЕЛИКИЙ ПОЗОР ! А Иванов,Мочаев, Яковлева вы свои языки в задницу что-ли засунули.Ведь вы при власти, полномочиях.Так хоть один раз употребите ее в защиту народа,за счет которого вы кушаете хлеб с маслом и икрой !

  29. Елена

    Завтра приезжает представитель президента РТ по фактам, изложенным в письме. Итоги сообщу! Что день грядущий нам готовит?!

    • Елена Ирдуганова

      11 ноября 2014 г., состоялся круглый стол с представителем администрации президента Республики Татарстан. Разговор получился жаркий, (4 часа)но, надеемся, конструктивный. Пришли жители , кому не безразлично будущее села. Не уместившиеся в кабинете стояли и в коридоре. Сам факт приезда представителя президента РТ многое значит.
      1. В отношении земли, отнятой у деревни. Ответ:«Все проведено на законных основаниях, о публичных обсуждениях было сообщено- марийцы не воспользовались правом выбора. Уже ничего не изменится».
      2. Ремонт школ и проведение водопровода. Ответ: район спонсировал данную работу. И на 1 км водопровода было израсходовано 1 миллион 500 тысяч рублей.
      3. Почему татарский клуб и школа построены на марийской земле, и земля отнесена к Татарским Суксам? Ответ: клуб и школа были построены до генерального межевания, и чтобы получить федеральные деньги на их ремонт, землю отняли у марийцев и оформили к другой деревне.
      4. Родники. Ответ:«Все остается на своих местах—нет финансирования и пока будете пить воду из пруда. Ибо воды не хватает, а соседнюю деревню мы не можем оставить без воды.» По словам руководителя местного самоуправления, работа по строительству скважин ведется. Через года два будете пить чистую воду.
      5. Освещение улиц. Во многих деревнях района такая ситуация. Нет денег. Пока в Мари –Суксы обещали установить дополнительно 5 источников освещения к понедельнику.
      6. Культурный центр. Ответ: «Марийцам построен клуб ( спортзал школы переделан под клуб). Финансирования на другой клуб не будет!» Один позитив—обещали выделить деньги на строительство культурно-религиозного центра посреди деревни. Это уже я взяла на себя. Надеюсь, получится здание, где могли бы собираться жители села.
      7. Самое главное – скотомогильники и отходы деятельности ООО! Тут уж страсти кипели. Очень хорошо высказалась тетя Клара Г. Все разложила по полочкам. Возразить было нечем. Один плюс—-ООО ответственно начало относиться к поднятым проблемам. Но отношение руководства, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Это мое мнение!
      8. По вопросу распределения земли многодетным. Ответ: будет земля!
      P.S
      Сограждане! Это просто замечательно, что существует сайт марий увер. Благодаря вам дело сдвинулось с мертвой точки. Ваша поддержка, ваши высказывания, ваши советы помогли достичь результатов. Не все сразу строится, надеемся года через два все проблемы будут решены. И соберемся сообща, подытожим проделанную работу. Как показал круглый стол, в нашей деревне много людей, кому небезразлично будущее марийского народа. И прекрасно, что существуют просторы интернета.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s