«Марий ушем» почтил память защитников Казани

Марийцы на Дне памяти, 11.10.2014 г. Казань 11 октября 2014 года в городе Казани прошел очередной День памяти, посвященный защитникам Казани, павшим в начале октября 1552 года при взятии Казани войсками Ивана Грозного.

День Памяти отмечается татарскими активистами с начала 90-х годов прошлого века. Сюда постоянно приезжают активисты организации «Марий ушем» («Союз мари») из Республики Марий Эл. Соседи татары всегда приветливо встречают марийских активистов. Делегацию из Марий Эл возглавлял руководитель организации «Марий ушем» Евгений Чашкин.

Вашему вниманию предлагаем фоторепортаж с этого мероприятия.

Якте Изерге (Евгений Чашкин)

Дополнительная информация:
Римзиль Валеев: «Взятие Казани в 1552 году – исторический факт, который никто не подвергает ревизии…»

28 комментариев

Filed under Новости, Фотоальбом

28 responses to “«Марий ушем» почтил память защитников Казани

  1. РАМАЙ ЮЛДАШ

    МИХАИЛ ХУДЯКОВ.из книги «Краткие очерки истории Казанского ханства».—Война за независимость. Падение ханства.
    Русское правительство стало готовиться к наступательным военным действиям в мае, царь же выехал из Москвы в армию в середине июня. Крымское и турецкое правительства не остались безучастными к судьбе казанского народа и оказали поддержку казанцам, совершив нападение на Россию, хотя эта поддержка и не дала больших результатов. В тот самый момент, когда русская армия выступила в поход против Казани, хан Даулет с крымским войском и турецкими янычарами неожиданно для русских вторгся в Россию и быстро дошел до г. Тулы. Русские принуждены были прежде, чем начать поход против Казани, двинуть свои главные силы — правый фланг, авангард и половину дарской гвардии против крымцев и турок. Расчет хана Даулета не удался: он полагал, что русское войско успело уже продвинуться на восток, и что путь на Москву свободен. В виду приближения значительных русских сил, осада Тулы была прекращена и хан Даулет отступил. Вельяминов-Зернов говорит об этом походе следующее: «Война эта, начатая крымцами с участием и турок (янычары их находились в ханском войске) в ту минуту, когда Иван собирался идти на Казань, была предпринята с прямою целью задержать государя и подать руку помощи Казани. Говорили это даже пленные крымцы, попавшиеся в ту пору в руки русских. Вообще следует заметить, что видимое тогда расширение русской власти сильно тревожило все окрестные мусульманские земли. В особенности были озабочены Турция и Крым. В памятниках, касающихся эпохи, близкой к времени и падения Казани, встречаем частые известия как о сношениях Турции и Крыма на счет России, так и о посольствах, которые оба государства эти снаряжали к ногайцам и даже в Астрахань, с целью поднять их против нас и убедить в[149] необходимости стать всем мусульманам заодно, чтобы противодействовать возрастающей силе России»226.
    После отступления хана Даулета прерванный поход русских против Казани был возобновлен. Войско было напутствовано митрополитом Макарием, который трактовал эту завоевательную войну, как святое, божие дело, направленное к обращению «безбожных» и «поганых» мусульман в христианство и к освобождению пленников из неволи227, воинов же, павших в этом священном походе — как мучеников за веру. Русскому правительству стоило огромных усилий организовать этот грандиозный поход, и дело не обошлось без заминок: новгородцы заявили, что они отказываются идти в поход, так как им, находящимся в походе с весны и бывшим в боях, невозможно быть так долго в пути и стоять под Казанью. Правительство заявило, что кто не желает участвовать в походе, тот может вернуться обратно, но что участники похода будут наделены поместьями под Казанью («кто похощет с государем пойти, тех государь хощет жаловати и под Казанию перекормити») и в заключение составило список, кто сколько насчитывает земельной задолженности за государством228. Мера подействовала, и все новгородские дети боярские, мелкопоместные дворяне изъявили едийогласно желание идти в поход. Правительство осуществляло программу И. Пересветова относительно «подрайской землицы, вельми угодной» для мелких дворян.
    5 августа русская армия переправилась через Суру под Баранчеевым городищем и вступила в пределы Казанского ханства. На границе царя встретили гонцы из Свияжска и депутация «горных людей». 13 августа русская армия достигла Свияжска. Из Свияжска в Казань были отправлены с пленным казанским купцом письма от Шах-Али к хану Ядыгару и от царя к Кул-Шерифу, с увещанием сдаться. Через несколько дней хан послал ответ, о содержании которого летописцы сообщают в следующих выражениях: «Пишет гордые и скверные слова, веру православную и царя благочестивого поносит и укоряет, також и Шигалея похуляет и себя на брань готова[150] возвещает»229. С 16 по 20 августа производилась переправа русского войска через Волгу; 20 августа царь высадился на устьи Казанки, близ заводи Тирен-Узяк («глубокий проток»)230.
    Казанское правительство основательно подготовилось к обороне, и в городе было заготовлено много запасов. Для применения излюбленной тактики — тревожить тыл осаждающих набегами конницы, в 15 верстах на северо-восток от Казани, на Высокой горе, была устроена укрепленная позиция в виде засеки, которая должна была являться базою для отряда князя Япанчи, мурзы Шунака и Арского князя Эйюба. Казанцы были полны непреклонной решимости отстаивать свою независимость до конца. Все предложения сдать город врагам были отвергнуты, и правительство без колебаний шло к смерти или к победе.
    Эта была пятая по счету осада русскими столицы Казанского ханства (1487, 1524, 1530, 1550 г.): в 1469, 1506 и 1545 г. попытки обложить город им не удавались. В 1487 году город был сдан, в 1524, 1530 и 1550 годах осада была кратковременной и безуспешной. Теперь русские готовились к долгой осаде и были намерены даже зимовать под Казанью. Осада была подготовлена тщательным оборудованием военной базы в Свияжске, где были устроены громадные склады продовольствия и снаряжения; без этой базы осада была бы немыслима. Русские двинули в дело огромную армию и многочисленную артиллерию и создали значительный перевес над казанцами: количество осаждавших (150 т. ч.) почти в 5 раз превосходило число защитников (33 тыс. чел., в том числе 30 т. казанцев и 3 т. ногайцев союзников), казанская артиллерия также значительно уступала русской, насчитывавшей 150 орудий, но главную особенность военной организации у русских составляло применение новейших технических изобретений, в том числе — подкопов и мин при помощи пороха, и эти усовершенствования сыграли решающую роль при осаде Казани. Русское правительство позаботилось о том, чтобы поставить осадное дело наравне с западно-европейской техникой, и руководителем минных подкопов был, по преданию, английский инженер по фамилии Бутлер. Осада оказалась менее долговременной, чем ожидалось: крепость не могла устоять против разрушительного действия подкопов под стены, взрывавшихся при помощи пороха.
    23 августа русская армия произвела окружение города. Попытки казанцев помешать обложению не удались. В[151] течение недели русские сооружали окопы и ставили туры, где же нельзя было поставить туры, строили тын. Казань была обнесена сплошным кольцом тур и окопов. Артиллерия начала обстреливать город.
    Удачные действия казанской конницы заставили русских 1 сентября совершить операцию против Высокой горы. Засека была взята и уничтожена, вслед за тем русский отряд совершил набег на Арск и на Арскую землю. захватил много добычи и возвратился к Казани.
    4 сентября был произведен опыт эффектного взрыва порохового подкопа под источник воды внутри крепости. Взрыв оказался удачным, но цели своей не достиг, так как Казань была богата обширными водоемами внутри города в виде озер. После первого опыта русские приступили к сооружению новых подкопов.
    30 сентября был взорван подкоп под стены, и русские пошли на приступ, но приступ был отбит. Новый подкоп и приступ состоялись 2 октября. На этот раз русским удалось ворваться в город. На улицах шел рукопашный бой: «Бьющеся царевы воины во всех местах от всех ворот мужествене, за руки имаяся, копии и саблями в теснотах, ножи режушеся. Во многих улицах со обоих стран христианам и татарам ударившеся во многие» копия и на мног час стояще на копиях, ни единым поступившим»231. Русские не особенно охотно шли в бой, и очевидец писал: «Много нас ко штурму поидоша, а мало под стены градныя приидоша: некоторые возвращающесь, множество лежаще и творящеся (притворяясь) побиты и ранены»232. Как только русские ворвались в город, начался тотчас же грабеж — «многие слабые емлют сокровища казанские»233. Участник осады писал: «А войско наше, яже было отстало вне града, яко увидело, иже мы уже во граде, а татаровя с стен побегоша, во град ринулось: и лежащие, глаголемые ранены, воскочиша и творящиеся мертвые воскресоша. И со всех стран не токмо те, но и со станов, и кашевары, и яже были у конех оставлены, и друзие, яже с куплею приехаша, все сбегошася во град, не ратного ради дела, но на корысть многую: бо то место воистину полно было дражайших корыстей, златом и сребром и камением драгоценным, и собольими кипело и другими великими богатствы»234.[152]
    Увидев, что русские увлеклись грабежом, казанцы воспользовались этим и перешли в наступление. Успех казанцев немедленно вызвал панику среди русских. — «И як видевши бусурманы, иже христианского войска мало оставает, мало не все на корысти падоша: мнози, яко глаголют, по два крат и по три в стану отхождаху с корыстьми и паки возвращахуся, храбрые же воины беспрестанно бьющесь; видевше же сие бусурманы, иже утрудишася уже воины храбрые, и начаша крепце налегати, ополчающесь на них. Корыстовники же оные предреченные, егда увидели, что наши по нужде уступают по малу, бранитесь бусурманом, в таковое абие бегство вдашася, яко во врата многие не попали; но множайшие и с корыстьми чрез стену метались, а иные и корысти повергоша, только вопиюще: секут! секут!»235. Русское командование приказало убивать мародеров — «многих ближних забивати тех, да не падают на сокровищах, также и помогают своим»236, и этими мерами паника была остановлена. Русские опять перешли в наступление.
    Отчаянный бой произошел у главной мечети Кул-Шерифа, на Тезицком овраге. Кул-Шериф пал в бою. Последний бой произошел на ханском дворе. Хан Ядыгар был взят в плен. Вместе с ним попали в плен карачи князь Зениет и два ханских имильдаша, т.е. молочных брата, считавшихся ближайшими родственниками хана. Под напором русского войска казанцы были оттеснены в дальний, северо-восточный угол двора и, хлынув вниз по горе с кремлевского бугра к Елбугиным воротам, смяли русских, ворвавшихся в крепость чрез эти ворота, но в самых воротах русские их задержали. Тогда казанцы стали прыгать чрез стену и выбежали из крепости к р. Казанке. Перейдя в брод через мелководную речку, они пробились сквозь русское войско, рассыпались по лугам и скрылись в заречном лесу. Это был единственный отряд казанского войска, уцелевший от гибели.
    Сражение было окончено. В городе была произведена страшная резня, так как русское командование распорядилось произвести поголовное избиение всех мужчин: «В полон имати жен и дети малые, а ратных избивати всех»237. Все мужское население было уничтожено, но было немало убито и женщин: «Сечаху нещадно нечестивых мужей и жен»238. Город представлял ужасное зрелище: пылали[153] пожары, дома были разграблены, улицы были завалены трупами, везде виднелись потоки крови — «по удолием крови течаху»239. — «Побитых во граде толикое множество лежаше, яко по всему граду не бе, где ступати не на мертвых; за царев же двором, где на бегство предалися, и с стен градских и по улицам костры (груды) мертвых лежаще с стенами градными ровно. Рвы же на той стороне града полны мертвых лежаше и по Казань реку и в реке, и за рекою по всему лугу мертвии погании лежаша»240. Для въезда Ивана IV в город смогли «едину улицу очистити к цареву двору от Муралеевых ворот мертвых поснести, и едва очистили»241, несмотря на то, что расстояние от ворот до дворца было не более 100 сажен.
    Такова была жестокая расправа победителей с побежденными. Все мужское население громадного города было истреблено. Из мужчин был оставлен в живых лишь один хан Ядыгар. С женщинами было поступлено также жестоко: царь отдал их в полное распоряжение своим солдатам: «Вся же сокровищя казанская, и жены их и дети велел всему своему воинству имати»242, — и «толь множество взяша полону татарского, яко же всем полком русским наполнитись; у всякого человека полон татарский бысть»243. Грабеж начался с первого же момента, как только русские ворвались в город.
    В тот же день русский царь въехал в крепость чрез ворота Hyp-Али и посетил ханский дворец. Он приказал прекратить пожары и разграбить все имущество казанских жителей — «многая сокровища казанская велел всему своему воинству имати»244. В государственную казну были взяты лишь знамена и пушки. Посетивши ханский дворец, Иван IV возвратился в свою ставку за городом.
    Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжелых страниц русской истории. Такою колоссальною гекатомбою человеческих жертв закончился «крестовый поход» христолюбивого воинства против казанцев, первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний. Кроме огромного количества человеческих жизней, насильственно унесенных в могилу, кроме бесчисленных слез, страданий и горя, пережитых казанским народом, печальный день 2 октября[154] знаменовал собою гибель материального благосостояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурно-бытовых ценностей, которые теперь были безжалостно извлечены из укромных уголков, где они бережно сохранялись, без сожаления были изломаны, изуродованы, потеряны, уничтожены. Тысячи драгоценностей, ювелирных украшений, тканей, произведений высокого мастерства и искусства безвозвратно погибли. Богатству народа был нанесен страшный удар, от которого он едва-ли мог бы оправиться. Громадный город сделался жертвою солдатского грабежа.
    12 октября Иван IV двинулся в обратный поход. По свидетельству современника, царь не послушался мудрых и разумных советников, предлагавших ему остаться на зиму в покоренном городе и, по-видимому, предугадывавших, что война еще не закончена. В Казань был назначен наместник — князь А. Б. Горбатый-Шуйский «в царства место управливати».

  2. РАМАЙ ЮЛДАШ

    О том как убивали татарский язык

    Татарский язык на протяжении последних тысяч лет был вполне пригодным для литературы, точного определения элементов технологий и ремёсел, терминологии да и самого промышленного производства, аграрной сферы, без исключения всех видов бизнеса, широкого инструментария ряда наук от точных до гуманитарных. И вдруг стал непригоден даже для кухонной
    «индустрии» блинов к утреннему чаю. Как же так? История, да и сама человеческая природа не знает секрета таких резких метаморфоз. Был язык пригодный во всех отношениях. И вдруг он стал, как бы, и вовсе не язык, а ведром с дёгтем для смазки оси — чужой русской арбы. Тысяча лет язык вполне пригоден для всего. И вдруг — нет. Может следует разобраться, в чём тут дело? Дать адекватную оценку реальности и начать искать пути выхода из сложившегося положения.
    Наш татарский язык, «язык матери» — наша коллективная Мама — каких-то ещё 80 лет назад, была, подобно юной красавице — молодой матери, полной юношеских сил — она кормила, поила нас своим грудным молоком живой и чистой речи, ласкала наших пращуров, дедушек, родителей и нас малых да ещё неразумных чуткостью и тонкостью своей мудрости… А сегодня эта наша Матушка-«Ана телебез», подобно немощной состарившейся матери-әнкәй, с которой нам сегодня уже нечего высосать и взять. Многие из нас, глядя на её дряхлое сегодня, плюют ей в стянутое глубокими рубцами старческих морщин лицо и идут дальше. Бьюсь об заклад, что эти же самые люди, если бы не взоры общества и родни, готовы были бы в миг избавиться также и от своих стариков… Да и многие ли из нас способны дать себе отчёт, в том что смачно плюнуть в постаревшее и уже немощное лицо давшей тебе жизнь матери и наплевать на свой родной татарский (или иной язык) — «Язык Матери» — суть одного и того же. Давайте же назовём этих людей по их делам. Да. Это — современный татарский народ. Этот вопрос стоит в плоскости банального человеческого стыда. О том, каким образом мы стали такими и пойдет речь дальше. Начнём издали.
    В самом конце 2013 года вышел в свет 10-й том Гаяза Исхаки. Очень скандальный и очень непростой том, который должен был быть издан ещё в 2008 году. Том, завершающий многолетний публицистический цикл Гаяза Исхаки 1907-1954 гг. В чём-же тут дело и почему он будучи в стадии подготовки к изданию породил очень много споров? Да потому, что в нём находятся ответы на вопрос о том, каким образом мы, татары, начав 20 век всеобщим татарским ренессансом, пришли к нынешнему катастрофическому угасанию. Ибо он — последний пазл, раскрывающий цепочку событий, приведших к нашему нынешнему национальному краху.
    Да, — наш татарский народ просто, извините за буквальность, изнасиловали, как ребёнка, переломив через колено. Алгоритм событий весьма прост: в 1925-1926 гг. все народы СССР меняют свои алфавиты на латиницу, а татары — все как один против, встают фронтом на защиту своего наследия, даже самые махровые идейные коммунисты, мотивируя, тем что евреи и русские, армяне и грузины, — имея менее эстетичные и более трудные для восприятия письменности, чем татарское арабское письмо — не спешат с ними расставаться.
    Уговоры не действуют (12 том, С.297, комм. С.440-448). В 1927 году в канун первой десятилетней годовщины «Великого Октября» Сталин всей мощью своего репрессивного аппарата насильно продавливает яңалиф, параллельно начав по линии ОГПУ беспрецедентную по своему масштабу череду карательных акций: 1928 г. — возбуждается первая очередь дела Султангалеева; дело писателей «Җидегән»; дело подписантов «Письма 82-х» в защиту татарской письменности и т.д. Всего же подобных широкомасштабных «дел» было более 20-ти, через них прошли почти все татарские писатели и интеллигенция (жизнь многих «маэстро» татарского ренессанса обрывается именно в эти года). Большинство из них осуждаются по печально известной статье 58.10 (пока ещё на 5 лет).
    В 1930 году арестовывают Джамала Валиди за то, что он в новый татарский словарь внёс «буржуазную» (т.е. прежнюю) татарскую научную терминологию, вместо «пролетарской» (т.е. русской), чем «отдалил татарский рабочий класс о русского». С ним за это в тюрьму на 5 лет села целая группа татарских филологов, за это же самое они, менее чем через 10 лет бесследно исчезнут в жерновах ГУЛАГа*. Да и сам словарь становится составом уголовного преступления, его тираж изымается и уничтожается в пламени негаснущих в те дни годами костров татарских библиотек.
    К 1933-му году татарский язык как язык преподавания математики, физики, химии… языка точных, естественно-научных, гуманитарных, социально-экономических дисциплин, языка научных диссертаций,… навсегда исчезает из вузовской и академической науки. Под предлогом того, что большинство татар ещё (а это до 1960-х гг.) писало на запрещённой «партией и правительством» арабице, а на яналифе (тем более на русской с 1939 года) народ ещё не успел освоиться, татарский язык запрещается в официальном делопроизводстве, а главное изгоняется из школ и его часы отдаются «языку Ленина». Остаются лишь 1-2 часа в неделю 8-м уроком. Татарский язык на почти целых 20 лет выпадает из внутренней общественной жизни Татарстана — зрелое поколение осталось на запрещённой арабской графике, на которой уже не печатаются книги, не выходят газеты и журналы**, а молодёжь, начавшая обучение на яналифе, переучивается русскому письму и уже реально теряет живое ощущение языка. Татарский язык искусственно на более чем треть грубо накаченный чужой русской лексикой и терминологией, которые подобно хлебным дрожжам взрывают язык изнутри, а с 1939 года на основе русской же графики, становится плохой альтернативой русскому языку, обучение на котором в соответствии уже со сталинской Конституцией от 1936 г. становится обязательным с детских яслей и до вузовско-академической докторантуры.
    Нынешнее положение, а вернее полное отсутствие татарского языка в среднем и высшем образовании, в академической науке с конца «пятилетки великого перелома» осталось без изменений все последние 80 лет и по сей день.
    В тех же 1929-1931 гг. Татарстан лидирует по всему Союзу по темпам коллективизации и поставке сотен тысяч «окопавшихся» на селе и в писательской среде, в рядах нашей городской интеллигенции членов «троцкистских» и «султангалеевских», «японских», «китайских», «турецких», «белопольских», «белофинских» и мн. др. «фашистских», «шпионских» и прочих «контрреволюционных» «террористических» бандформирований для строительства Ладожско-Онежского, Волжско-Окско-Московского, Боломор-Балтийского и Волгодонских каналов. Второй раз после 1921 года по Волго-Уралью прокатывается голодомор… Многие тысячи татар сами разбегаются по всему Союзу.
    Так что для большинства остальных граждан СССР 1937 год был только началом репрессий, а у татар в этом году — уже добивали уцелевших после геноцида 1927-1933 годов*** т.н. пятилетки «Великого перелома», без преувеличения – по масштабам достойно стоящего в одном в ряду с геноцидом 1552 года.
    Да и сегодня складывается похожая ситуация со званием Президента Республики Татарстан. Как всегда Татарстан «отстаёт от генеральной линии партии и народа». А это значит, что история повторяется…
    PS: После ВОВ к очередному юбилею сталина (70-летию) страна готовилась почти так же как к олимпиадам 1980 и 2014 или фестивалю 1985. В 1948 году прокатывается волна ревизий компартийных организаций Союза… И вдруг в ТатАССР обнаруживается, что татары в массе своей не перешли не только на урусицу-кириллицу (1939), но даже на латиницу-яңалиф (1927) и всё также упорно продолжают пользоваться арабским шрифтом. Советская власть за всю свою историю, мягко выражаясь, слишком уж экономила на выпуске татарских книг и поэтому вся наиболее читаемая и серьёзная литература на татарском языке была дореволюционной (общ. тираж всех изданных татарских книг Идел-Урала с 1801 по 1927 гг. составлял порядка 20 млн. экземпляров. Я могу ошибаться, но это более, чем суммарное число всех книг двух библиотек — Московской им. В.И. Ленина и МГУ вместе взятых). Был дан большой втык Казанскому обкому ВКП(б) и облупу МГБ. Книги под угрозой ареста за хранение контрреволюционной литературы изымались из частных и государственных библиотек и уничтожались. К примеру, в зимнем сезоне 1949 — 1950 гг. котельные Центральной библитотеки ТатАССР и Казанского университета сэкономили за счёт старых татарских книг 4/5 нормы каменного угля. Также тоннами сжигались татарские книги на арабской графике во дворах и в печах целыми библиотеками…
    PSS: Выкупайте тома Исхаки! Больше они никогда не увидят свет…_____________________________
    * В томе из серии «Шәхесләребез», посвящённом Джамалу Валиди есть документальное сообщение о том, что он не выдержав истязаний и пыток, выбросился в окно одного из верхних этажей казанской тюрьмы «Пләтән», после чего в страшных болях он долго и мучительно умирал (1932 г.).** Примеров этому – не счесть. Муса Джалиль писал с фронта жене и дочери по-русски, т.к. по-татарски напиши он даже латиницей или арабицей, которой через пару лет он напишет Моабитские тетради – военная цензура не пропускала. Видать русской – просто рука не вела. Тем не менее письма по-татарски русским письмом исправно доходили в тыл. Так почему же он всё таки свои «Тетради» написал арабицей старой грамматикой времён Тукая (т.е. до 1923 года)? Лично держал в руках республиканские газеты конца 1970-х годов и письма из личного архива Хасана Туфана, в которых пометки на полях и сами тексты писем написаны зелёными чернилами на той же арабице. И подобным примерам нет числа. Здесь важен другой вопрос – почему все тюркские народы, за исключением татар, так быстро и легко перешли на латиницу в 1925-1926-х годах? Азербайджан – можно хоть и частично понять, там Турция рядом всё их древнее наследие Низами, Фюзули и т.д. в основном – на фарси гилянского диалекта; у узбеков также – Бируни, Навои, Улугбек, Абу-Али-Сина, Фердоуси – на дари, тоджики и арабском. Количество произведений на тюрки не превышает числа погрешности от общего количества этих произведений; карачаи, башкиры кумыки, малкары, казахи, хакасы, якуты, чуваши, др. – не имеют своего древнего литературного наследия. А у татар – Кул Гали, Саиеф Сараи, Хайдар Хорезми, Сулейман Бакыргани, Суфи Аллахияр (оба «нугаи» – как испокон веков именует татар вся Центральная Азия), Махмуд Булгари, Мауля Колый, Абелманих Каргалый, Габдрахим Утыз-Имәни ал-Булгари, Мифтахетдин Акмулла… и т.д.; многомиллионное в общем тираже изданное татарское книжное наследие 19 века и времён великого татарского ренессанса нач. 20 в., которым до сих пор пользуются, к примеру, даже в Пакестане. Нам было что защищать в 1927-м году. А остальным тюркам – пожалуй – не совсем, хотя это и не помешало после разгрома татар 1927-1933 и 1944 гг. хорошенько помародёрствовать. Все они, Кул Гали, Саиеф Сараи, Хайдар Хорезми, Сулейман Бакыргани, Суфи, Махмуд Булгари, Мауля Колый и т.д., стали и башкирским, и казахским, и узбекским, и кумыкским, и азербайджанским, и карачай-малкарским, и турецким и т.д. «общим» наследием.*** Примечательно, что в года бурной демократизации, когда СССР уже не стало, а ельцынской России ещё не настало мне пришлось знакомится с делом 1937 г. одного моего расстрелянного родственника в комнате приёмов офиса именно тех самых компетентных органов. Акт об аресте. Протоколы допросов. Сельский имам – сын сельского муллы. Справка об приведении в исполнение «высшей меры социальной защиты»… И всё время ссылки на начальные страницы дела, касающихся первого тюремного срока 1928-1934 гг., которые запечатаны большой сургучовой печатью в пришитый картонный конверт. Складывалось впечатление, что то, что нам продемонстрировали – лишь доделывание под более тяжкий состав того, что было в том конверте. «Извините, но в них заглядывать нельзя! – произнес сотрудник архива, щёлкая свинцовыми рачьими глазами – С них пока ещё не снят гриф секретности». На мой вопрос о том, а когда же снимут. Сотрудник ответил, что, скорее всего никогда, добавив, что «У нас ещё с большинства дел декабристов (1825 г.!) не снят этот гриф».Мурад Килде.преподаватель

    • семён

      Муса Джалиль писал с фронта жене и дочери по-русски, т.к. ..
      ————
      Мой дядя, который умер от смертельной раны в 1943 году и был похоронен в Калуге, письма писал своей жене по марийски, не взирая на цензуры. Кроме того он на фронте был политруком. Письма до сих пор сохранились.

  3. семён

    С Днем избавления от татарского ига!

  4. Воин

    Хорошее мероприятие. Вспомним наших марийских/татарских/чувашских/удмуртских предков, которые защищали наши земли от русских оккупантов,

  5. Хватит разжигать ненависть, как не стыдно! Ваши слова вам же и вернуться в делах ваших, в семьях, в судьбе вашей и здоровье… «Черным» бумерангом вернутся!

    • свистунов андрей.

      А, что так переживать, это же, кто комментирует- призраки интернета, у них же нет имен и фамилий. Этакие призраки- сепаратисты. Тут лишь один живой Рамай Юлдаш, а остальные «нежити», их нет.

      • не свисти

        Если я тут назовусь пророком Магомедом, а не свистуновым, то тоже окажусь живым, а не призраком? Покажи пачпорт, что этот аноним Рамай Юлдаш, а не тролль, как и все здесь.))

  6. Черемис

    «Иго» марийцы бы не защищали и не воевали бы после их «освобождения». Понятно, что среди защитников Казани было много марийцев и многие из них пали смертью храбрых. Какая бы история не была, но и марийцы, татары, чуваши и др. народы имеют право почтить память своих предков. И то, что нашлись единичные марийцы, которые несмотря на все давление со стороны русских шовинистов у власти, меня радует! Это единичные настоящие смелые бесстрашные черемисы-воины, уважающие свой народ и память предков!!!

    • семён

      Что было тогда или кто от кого защищал, или кто на кого нападал, одному аллаху известно. Но одно известно однозначно, что черемиса губил всегда его «торешлык» всему.

  7. марий улам - марла мурем

    Действительно, одному аллаху известно, что было тогда. А сейчас куда не кинься, везде татары. Например, как не захожу утром в «Марий Эл Радио», там постоянно татары (Рамай и Юлдаш) поют. И деревни почему-то у татар называются Ак-Кайын, у русских — Березовка, только у марийцев — усаково и всякий таш-баш. Какую марийскую деревню не возьми, везде глава татарин. Дожились до того, что марийцы в своих деревнях идут к татарину просить разрешение, чтобы в деревенском клубе артисты из РМЭ по марийски выступили. А «Марий Ушем» вместо того, чтобы защищать интересы марийцев, печется о татарах в Казани. Даешь марийским деревням марийское название! Даешь в деревнях власть марийцам, а Марий Эл Радио — только марийскую музыку!
    В татарском радио ни разу не слышал, чтобы пели по марийски)

    С этого IP ранее оставлен комментарий от семен (14.10.2014 в 03:18).
    MariUver

    • Славян

      В «Марий Эл радио» марийские исполнители и татарские, если не ошибаюсь, то татар включают где-то с 16.00 на некоторое время. Много марийских названий в РМЭ, например «Йошкар-Ола». Насколько мне известно, власть немарийская только в Йошке, но это дело времени.

      • марий улам - марла мурем

        Не один я наверно в 6 утра по уфимскому времени ( в Москве — 4) включаю в инете «марий эл радио», чтобы перед началом рабочего дня послушать марийские песни для настроения, но каждый раз, как включаю. слышу татарскую лирику. нам, башкорт мари, больше негде слушать марийские песни, кроме как в интернете. а для татарских и башкирских песен каналов у нас на каждом метре укв.

  8. Черемис

    Вачис, хватит уже троллить, как бы ты не назвался «семен», «марий улам…» твой стиль всем известен. Хватит искусственно вбивать клин между мари и татарами. Рамай Юлдаш марийский патриот больше многих мари и делает для мари намного больше некоторых. Никто марийцам свои деревни марийскими названиями называть не запрещает, как и ставить глав. Просто что бы мариец не сделал, всегда найдутся вачисы, которые обольют его грязью, подставят подножку, свалят и запинают. Татары друг к другу так не поступают, они всегда поддерживают друг друга и проталкивают, потому они и «везде». Не за татар марийцы в Казани выступали, а своих предков марийцев, защитников Казани и своего народа, почтили. А у тебя нет уважения ни к предкам, ни к окружающим тебя людям. Постоянно пишешь всякие гадости здесь и наслаждаешься своими пакостями.

    • марий улам - марла мурем

      Татары в Казани признают РМЭ и терпят еще до сих пор черемиссов только благодаря политике Москвы. Только что еще раз просмотрел «Маобитскую тетрадь» и мне показалось. что Муса Джалиль был ярым татарским националистом и до конца верил в «Идель-Урал», как и генерал Власов в «русский мир», и поэтому он «принял предложение работать в комитете «Идель Урал», который занимался вербовкой гитлеровских легионеров среди татар, башкир и других народностей, населяющих восточные районы СССР». Думаю, что он потом понял, что фашисты просто его использовали в своих пропагандистских целях и поэтому он начал готовить восстание в лагере или просто почувствовал, как и генерал Власов, что Хитлер уже проиграл.

      • Черемис

        Не надо тут говорить за всех татар и марийцев. Не тебе решать как нам, марийцам, жить с татарами. Жили мирно и дружно не навязывали свою культуру, язык и религию друг другу. Если татары живут вместе с марийцами знают оба языка. Наши предки были намного умнее и предвидели от кого идет зло, поэтому и защищали Казань и были на стороне татар. Вы боитесь, что независимые от вашего Кремля национальные организации народов Поволжья могут объединиться в защиту своих прав. Разделяй и властвуй. Зря стараетесь фсбшные тролли тут рассорить марийцев с татарами, создать неприятную атмосферу и оттолкнуть читателей от сайта MariUver. Вам ни марийцы (ни радио марийское), ни татары не нужны.

        • Георгий Победов

          Зря стараешься ты, татарский холуй. Правильно тут написали. Маркеловские дружбаны- татары хорошо помогают и помогли развалить Марий Эл. В оппозиции ни одного татарина. А Два идиота — предателя Чашкин и Танаков прикрылись татарами и делают вид дружбы между народами. Им бы на митингах за марийский народ стоять . Увы.. Смелости нет. Слава Богу, что только два ненормальных в Казань поехали.

          • Черемис

            Что то я, Победов, не помню тебя в числе защитников марийского народа, нашего языка и культуры… Имитируешь оппозицию, также как тролли пытаются татар с марийцами рассорить, ты пытался оппозиционно настроенных жителей РМЭ друг на друга натравить, внести в их среду путаницу. Выводишь для вида нескольких человек с нейтральными лозунгами и выставляешь себя как главного оппозиционера. Да умные люди давно поняли кто ты и на кого работаешь. А к Козлову с Чашкиным ваша грязь не прилипает. Твое злобное щипение еще раз показывает, что вы фсбшно-маркеловские прислужники, как и ваши хозяева, боитесь их 🙂

            • Георгий Победов

              Я в защитники марийского народа не набивался. А то что у тебя, вне сомнения мания- назвался «Черемис». А что сделал сам для черемис?? Насчёт тролллей и «фсбшно- маркеловских прислужников» — старая заезженная пластинка с твоего репертуара. Не по адресу. Обычно, кто обвиняет беспричинно других, сам оказывается» грязным»

  9. какшан марий

    семён,засунь свой поганый язык в ж…и молчи

    • марий улам - марла мурем

      раньше на руси погаными называли язычников

      • семён

        и сегодня частенько слышу слова типа чермыш, каткан, поганый и за примером ходить далеко не надо..)))

  10. Аликсендер

    Постоянно пишет гадости, потому как переполнен ими…

  11. семён

    В 6-50 утра по башкирскому зашел в «Марий Эл Радио» и снова льется татарская лирика. Звучала бы хоть нормальная, но льется какая-то сплошная безвкусица. Я люблю татарскую лирику, но считаю должен ее слушать не в «Марий Эл Радио». Для этого есть много татарских качественных каналов. Например, меня в последнее время «зацепила» эта татарочка со своей песней)): http://www.youtube.com/watch?v=8g819SihLUI

  12. ронго

    Уважаемые, что за тон друг другу, что за змеиные шипения на исторические факты. Рамай Юлдаш вам процитировал «Краткие очерки истории Казанского ханства» историка Михаила Худякова, где даны изученные исторических фактов падения ханства 1552 года и происходившие события при взятие Казани Иваным Грозным. Если кто изучал историю России, то для всех должно быть известно, что Русское государство расширялась путем военных захватов территории коренных жителей населявших территорию бывшего СССР. Более сильные народы 1990-х годах вышли из состава СССР, т.е, Союзные республики и создали свои государства. Хорошо ли плохо ли живут они в настоящее время, но у них есть свое государство с своим национальным аппаратом управления, атрибутами государственности, где государственным языком является язык титульной нации. Да честь и хвала им, что они сумели освободиться от опеки старшего брата. Если будет продолжатся такая же национальная политика в Российском государстве со временем и татары обретут свою государственность т.к. их национальный состав в России около 7 миллионов, когда такие малочисленные народы Прибалтики с населением в пределах 3,5 мил. человек сумели выйдя из состава СССР и создать свои независимые государства, еще и России грозят пальчиком, давая понять что они существуют и имеют смелость поучать других. Я считаю правильным что несколько смелых марийцев съездили в Казань на день памяти защитникам Казани. Как один из комментаторов отметил они ездили туда на день памяти луговых марийцев участвовавших в защите Казани, т.к. несколько тысяч представителей мари воевали на стороне татар, только гоно-марийцы выступали на стороне русского войска. Этот факт тоже изучено историками. А теперь посмотрите по миру, сколько было колониальных стран, все с себя сбросили колониальное иго, кроме двух: США и РФ, которые в настоящее время являются колониальными. Так что кончайте фыркать друг другу и не ищите врагов. А то у марийцев в сознание по сих пор сидит стукаческая натура, найти врага и сдать власти колонизаторов. Это было пройдено в 30-х годах прошлого века, когда таким методом было уничтожено весь цвет марийской интеллигенции, и с чем остался марийский народ. Сейчас демократы выгнали, выжили, уничтожили почти весь аппарат управленцев в структурах власти и руководства. Нынешнее руководство Республики у власти оставили тех марийцев, у которых личная выгода прежде всего с целью противопоставления разных слоев марийцев друг другу, для разобщения возникающих и существующих национальных общественных организации, для восхваления перед населением республики «ХОЗЯИНА», который скоро обанкротит Республику.

  13. Рамаю

    интересно, а проводятся дни скорби по уничтоженному Булгарскому ханству?

Добавить комментарий для РАМАЙ ЮЛДАШОтменить ответ